МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ АДМИНИСТРАЦИЯ УВАТСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА МАОУ "Ивановская СОШ" Уватского муниципального района РАССМОТРЕНА На заседании педагогического совета Протокол № 1 от «30» августа 2023 г. УТВЕРЖДЕНА Приказом директора МАОУ "Ивановская СОШ" Приказ № 225/1 от «30» августа 2023 г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «Информатика» для обучающихся 9 класса Составитель: Шелковенко Е.Н. с. Уват, 2023 г. I. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Личностные результаты – это сформировавшаяся в образовательном процессе система ценностных отношений учащихся к себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу, объектам познания, результатам образовательной деятельности. Основными личностными результатами, формируемыми при изучении информатики в основной школе, являются: Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики. Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками и взрослыми в процессе образовательной, общественно-полезной, учебно-исследовательской, творческой деятельности. Формирование ценности здорового и безопасного образа жизни. МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Метапредметные результаты – освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях. Основными метапредметными результатами, формируемыми при изучении информатики в основной школе, являются: Умение самостоятельно планировать пути достижения цели, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач. Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения Умения определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, устанавливать прчинно- следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач. ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Предметные результаты включают в себя: освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях, формирование научного типа мышления, научных представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами. Основными предметными результатами, формируемыми при изучении информатики в основной школе, являются: формирование представления об основных изучаемых понятиях: информация, алгоритм, модель – и их свойствах; развитие алгоритмического мышления, необходимого для профессиональной деятельности в современном обществе; развитие умений составить и записать алгоритм для конкретного исполнителя; формирование знаний об алгоритмических конструкциях, логических значениях и операциях; знакомство с одним из языков программирования и основными алгоритмическими структурами — линейной, условной и циклической; формирование представления о компьютере как универсальном устройстве обработки информации; развитие основных навыков и умений использования компьютерных устройств; формирование умений формализации и структурирования информации, умения выбирать способ представления данных в соответствии с поставленной задачей – таблицы, схемы, графики, диаграммы, с использованием соответствующих программных средств обработки данных; формирование навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при работе с компьютерными программами и в Интернете, умения соблюдать нормы информационной этики и права. В результате освоения курса информатики за 9 класс учащиеся научатся понимать смысл понятия «алгоритм» и широту сферы его применения; анализировать предлагаемые последовательности команд на предмет наличия у них таких свойств алгоритма как дискретность, детерминированность, понятность, результативность, массовость; оперировать алгоритмическими конструкциями «следование», «ветвление», «цикл» (подбирать алгоритмическую конструкцию, соответствующую той или иной ситуации; переходить от записи алгоритмической конструкции на алгоритмическом языке к блоксхеме и обратно); понимать термины «исполнитель», «формальный исполнитель», «среда исполнителя», «система команд исполнителя» и др.; понимать ограничения, накладываемые средой исполнителя и системой команд, на круг задач, решаемых исполнителем; исполнять линейный алгоритм для формального исполнителя с заданной системой команд; составлять линейные алгоритмы, число команд в которых не превышает заданное; исполнять записанный на естественном языке алгоритм, обрабатывающий цепочки символов; исполнять линейные алгоритмы, записанные на алгоритмическом языке. исполнять алгоритмы c ветвлениями, записанные на алгоритмическом языке; понимать правила записи и выполнения алгоритмов, содержащих цикл с параметром или цикл с условием продолженияработы; определять значения переменных после исполнения простейших циклических алгоритмов, записанных на алгоритмическом языке; использовать величины (переменные) различный типов, табличные величины (массивы), а также выражения, составленные из этих величин; использовать оператор присваивания; анализировать предложенный алгоритм, например определять, какие результаты возможны при заданном множествеисходных значений; использовать логические значения, операции и выражения с ними; записывать на выбранном языке программирования арифметические и логические выражения и вычислять их значения. ученики получат возможность научится: исполнять алгоритмы, содержащие ветвления и повторения, для формального исполнителя с заданной системой команд; составлять все возможные алгоритмы фиксированной длины для формального исполнителя с заданной системой команд; определять количество линейных алгоритмов, обеспечивающих решение поставленной задачи, которые могут бытьсоставлены для формального исполнителя с заданной системой команд; подсчитывать количество тех или иных символов в цепочке символов, являющейся результатом работы алгоритма; по данному алгоритму определять, для решения какой задачи он предназначен; познакомиться с использованием в программах строковых величин; исполнять записанные на алгоритмическом языке циклические алгоритмы обработки одномерного массива чисел (суммирование всех элементов массива; суммирование элементов массива с определёнными индексами; суммирование элементов массива, с заданными свойствами; определение количества элементов массива с заданными свойствами; поиск наибольшего/ наименьшего элементов массива и др.); разрабатывать в среде формального исполнителя короткие алгоритмы, содержащие базовые алгоритмические конструкции; разрабатывать и записывать на языке программирования эффективные алгоритмы, содержащие базовые алгоритмические конструкции. Познакомиться с понятием «управление», с примерами того, как компьютер управляет различными системами. II. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА Раздел 1. Управление и алгоритмы 12 ч Кибернетика. Кибернетическая модель управления. Понятие алгоритма и его свойства. Исполнитель алгоритмов: назначение, среда исполнителя система команд исполнителя, режимы работы. Языки для записи алгоритмов (язык блок-схем, учебный алгоритмический язык). Линейные, ветвящиеся и циклические алгоритмы. Структурная методика алгоритмизации. Вспомогательные алгоритмы. Метод пошаговой детализации. Практика на компьютере: работа с учебным исполнителем алгоритмов; составление линейных, ветвящихся и циклических алгоритмов управления исполнителем; составление алгоритмов со сложной структурой; использование вспомогательных алгоритмов (процедур, подпрограмм). Раздел 2.Введение в программирование 17 ч Алгоритмы работы с величинами: константы, переменные, понятие типов данных, ввод и вывод данных. Языки программирования высокого уровня (ЯПВУ), их классификация. Структура программы на языке Паскаль. Представление данных в программе. Правила записи основных операторов: присваивания, ввода, вывода, ветвления, циклов. Структурный тип данных – массив. Способы описания и обработки массивов. Этапы решения задачи с использованием программирования: постановка, формализация, алгоритмизация, кодирование, отладка, тестирование. Практика на компьютере: знакомство с системой программирования на языке Паскаль; ввод, трансляция и исполнение данной программы; разработка и исполнение линейных, ветвящихся и циклических программ; программирование обработки массивов. Раздел 3. Информационные технологии и общество 4 ч Предыстория информационных технологий. История ЭВМ и ИКТ. Понятие информационных ресурсов. Информационные ресурсы современного общества. Понятие об информационном обществе. Проблемы безопасности информации, этические и правовые нормы в информационной сфере. Раздел 4. Итоговое повторение (1ч) Основные понятия курса. Итоговое тестирование. III. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ № п/п 1. 1.1 1.2 1.3 1.4 1.5 1.6 1.7 1.8 1.9 1.10 1.11 1.12 2. 2.1 2.2 2.3 2.4 2.5 2.6 2.7 Тема (раздел) программы Управление и алгоритмы Цели изучения курса информатики и ИКТ. Техника безопасности и организация рабочего места Кибернетическая модель управления. Управление без обратной связи и с обратной связью Понятие алгоритма и его свойства. Исполнитель алгоритмов: назначение, среда, система команд, режимы работы. Графический учебный исполнитель Работа с учебным исполнителем алгоритмов: построение линейных алгоритмов Вспомогательные алгоритмы. Метод последовательной детализации и сборочный метод. Работа с учебным исполнителем алгоритмов: использование вспомогательных алгоритмов Язык блок-схем. Использование циклов с предусловием. Разработка циклических алгоритмов Ветвления. Использование двухшаговой детализации Использование метода последовательной детализации для построения алгоритма. Использование ветвлений Зачётное задание по алгоритмизации Тест по теме Управление и алгоритмы Введение в программирование Понятие о программировании. Алгоритмы работы с величинами: константы, переменные, основные типы, присваивание, ввод и выводданных Линейные вычислительные алгоритмы Построение блок-схем линейных вычислительных алгоритмов (на учебной программе) Возникновение и назначение языка Паскаль. Структура программы на языке Паскаль. Операторы ввода, вывода, присваивания. Работа с готовыми программами на языке Паскаль: отладка, выполнение, тестирование. Программирование на Паскале линейных алгоритмов. Оператор ветвления. Логические операции на Паскале Разработка программы на языке Паскаль с использованием оператора ветвления и логических операций. Количество часов 12 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 17 1 1 1 1 1 1 1 2.8 2.9 2.10 2.11 2.12 2.13 2.14 2.15 2.16 2.17 3. 3.1 3.2 3.3 3.4 4. 4.1 Циклы на языке Паскаль Разработка программ c использованием цикла с предусловием Сочетание циклов и ветвлений. Алгоритм Евклида. Использование алгоритма Евклида при решении задач Одномерные массивы в Паскале Разработка программ обработки одномерных массивов Понятие случайного числа. Датчик случайных чисел в Паскале. Поиск чисел в массиве Разработка программы поиска числа в случайно сформированном массиве. Поиск наибольшего и наименьшего элементов массива Составление программы на Паскале поиска минимального и максимального элементов Сортировка массива Составление программы на Паскале сортировки массива Тест по теме «Программное управление работой компьютера» Информационные технологии и общество Предыстория информатики. История ЭВМ, программного обеспечения и ИКТ Социальная информатика: информационные ресурсы, информационное общество Социальная информатика: информационная безопасность Тест по теме « Информационные технологии и общество» Итоговое повторение Основные понятия курса. Итоговое тестирование. ВСЕГО: 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 4 1 1 1 1 1 1 34 Приложение КАЛЕНДАРНОЕ-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ № Дата п/п проведения 1. 2. 3. 4. 5. Тема урока Характеристика видов деятельности учащихся Управление и алгоритмы 12 часов Цели изучения курса информатики и ИКТ. Аналитическая деятельность: Техника безопасности и организация рабочего приводить примеры формальных и места неформальных исполнителей; придумывать задачи по управлению учебными исполнителями; Кибернетическая модель управления. выделять примеры ситуаций, которые могут Управление без обратной связи и с обратной быть описаны с помощью линейных алгоритмов, связью алгоритмов с ветвлениями и циклами; определять по блок-схеме, для решения какой задачи предназначен данный алгоритм; анализировать изменение значений величин при пошаговом выполнении алгоритма; определять по выбранному методу решения Понятие алгоритма и его свойства. задачи, какие алгоритмические конструкции могут Исполнитель алгоритмов: назначение, среда, войти в алгоритм; система команд, режимы работы. осуществлять разбиение исходной задачи на подзадачи; сравнивать различные алгоритмы решения Работа с учебным исполнителем алгоритмов: одной задачи. построение линейных алгоритмов Практическая деятельность: исполнять готовые алгоритмы для Вспомогательные алгоритмы. Метод конкретных исходных данных; последовательной детализации и сборочный метод. Профминимум: "Информационные технологии в профессиях" Требования к формированию функциональной грамотности Соблюдение правил безопасности, в том числе навыков безопасного поведения в интернет-среде. Выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию различных видов и форм представления Самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи (сравнивать несколько вариантов решения, выбирать наиболее подходящий с учетом самостоятельно выделенных критериев); Задание «Исполнители» http://www.sibknigi.ru/site s/default/files/2Макет_Сбо рник_ФГ_информатика_n ew.pdf 6. 7. 8. 9. 10. 11. Работа с учебным исполнителем алгоритмов: использование вспомогательных алгоритмов. Вклад России в сферу информационных технологий Язык блок-схем. Использование циклов с предусловием. Разработка циклических алгоритмов Ветвления. детализации Использование двухшаговой Использование метода последовательной детализации для построения алгоритма. Использование ветвлений Зачётное задание по алгоритмизации Ценностное отношение к достижениям своей Родины — России, к науке, искусству, спорту, технологиям, боевым подвигам и трудовым достижениям народа. преобразовывать запись алгоритма с одной формы в другую; строить цепочки команд, дающих нужный результат при конкретных исходных данных для исполнителя арифметических действий и строки символов; составлять линейные алгоритмы по управлению учебным исполнителем; составлять алгоритмы с ветвлениями по управлению учебным исполнителем; составлять циклические алгоритмы по управлению учебным исполнителем; строить арифметические, строковые, логические выражения и вычислять их значения; строить алгоритм (различные алгоритмы) решения задачи с использованием основных алгоритмических конструкций и подпрограмм Готовность к разнообразной совместной деятельности, активное участие в коллективных учебноисследовательских, проектных и других творческих работах. Задание «Интернетмагазин» http://www.sibknigi.ru/site s/default/files/2Макет_Сбо рник_ФГ_информатика_n ew.pdf Тест по теме Управление и алгоритмы 12. 13. 14. 15. Введение в программирование 17 часов Понятие о программировании. Самостоятельно Аналитическая деятельность: Алгоритмы работы с величинами: константы, составлять алгоритм анализировать готовые программы; переменные, основные типы, присваивание, ввод и определять по программе, для решения какой решения задачи (или его вывод данных часть), выбирать способ задачи онапредназначена; решения учебной задачи выделять этапы решения задачи на с учетом имеющихся компьютере. ресурсов и собственных Практическая деятельность: возможностей, программировать линейные аргументировать алгоритмы, предполагающие предлагаемые варианты вычисление арифметических, решений. Задание «Поход строковых и логических выражений; в кино» разрабатывать программы, http://www.sibknigi.ru/site содержащие оператор/операторы s/default/files/2Макет_Сбо ветвления (решение линейного неравенства, рник_ФГ_информатика_n решение квадратного уравнения и пр.), в том ew.pdf числе с использованием логических операций; Линейные вычислительные алгоритмы. Составлять план разрабатывать программы, Отечественные разработки в сфере IT действий (план содержащие оператор (операторы) цикла; реализации намеченного Построение блок-схем линейных алгоритма решения), разрабатывать программы, вычислительных алгоритмов (на корректировать содержащие подпрограмму; учебной предложенный разрабатывать программы для обработки программе) 16. 17. 18. 19. 20. 21. 22. 23. 24. Возникновение и назначение языка Паскаль. Структура программы на языке Паскаль. Операторы ввода, вывода, присваивания. Работа с готовыми программами на языке Паскаль: отладка, выполнение, тестирование. Программирование на Паскале линейных алгоритмов. Оператор ветвления. Логические операции на Паскале Разработка программы на языке Паскаль с использованием оператора ветвления и логических операций. Циклы на языке Паскаль Разработка программ c использованием цикла с предусловием. Информационная безопасность в новой Стратегии национальной безопасности России Сочетание циклов и ветвлений. Алгоритм Евклида. Использование алгоритма Евклида при решении задач Одномерные массивы в Паскале Разработка программ обработки одномерных массивов одномерного массива: нахождение минимального (максимального) значения в данном массиве; подсчёт количества элементов массива, удовлетворяющих некоторому условию; нахождение суммы всех элементовмассива; нахождение количества и суммывсех четных элементов в массиве; сортировка элементов массива и пр алгоритм с учетом получения новых знаний об изучаемом объекте Вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств, изменившихся ситуаций, установленных ошибок, возникших трудностей; оценивать соответствие результата цели и условиям. Задание «Сейф» http://www.sibknigi.ru/sit es/default/files/2Макет_С борник_ФГ_информати ка_new.pdf Освоение научных знаний, умений и способов действий, специфических для соответствующей предметной области; формирование предпосылок научного типа мышления 25. Понятие случайного числа. Датчик случайных чисел в Паскале. Поиск чисел в массиве 26. Разработка программы поиска числа в случайно сформированном массиве. 27. 28. 29. 30. 31. Поиск наибольшего и наименьшего элементов массива Составление программы на Паскале поиска минимального и максимального элементов Сортировка массива Составление программы на Паскале сортировки массива Оценивать результаты своей деятельности. Аргументировать и обосновывать свою позицию. Задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности. Предлагать варианты решений поставленной проблемы. свою позицию. Задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности. Предлагать варианты решений поставленной проблемы. Задание «Отдых на море» http://www.sibknigi.ru/site s/default/files/2Макет_Сбо рник_ФГ_информатика_n ew.pdf Тест по теме «Программное управление работой компьютера» Информационные технологии и общество 4 часа Предыстория информатики. История ЭВМ, Аналитическая деятельность программного обеспечения и ИКТ оценивать охват территории России и всего мира мировыми информационными сетями; Социальная информатика: информационные приводить примеры ресурсы, информационное общество. Вклад стандартизации в области ИКТ, указывать информатики в оборону страны примеры монополизации в области ИКТ и Осознание российской гражданской идентичности (осознание себя, своих задач и своего места в мире); готовность к выполнению 32. 33. 34. Социальная информатика: информационная безопасность Тест по теме « Информационные технологиии общество» Основные понятия тестирование. их воздействия на процессы обязанностей гражданина информатизации и реализации его прав; ценностное отношение к выявлять и анализировать возможные вредные результаты применениядостижениям своей Родины — России, к ИКТ в собственной деятельности; распознавать потенциальные угрозы и науке, искусству, спорту, технологиям, боевым вредные воздействия, связанные с ИКТ. подвигам и трудовым Практическая деятельность: достижениям народа; определять наличие вредоносной проявление уважения к программы на персональном компьютере, людям любого труда и приводить описание мер по результатам трудовой недопущению распространения деятельности; бережного вредоносных программ с личных устройств отношения к личному и ИКТ; общественному работать с антивирусными имуществу; программами; соблюдение правил приводить примеры правовых безопасности, в том актов (международных или числе навыков российских), действующих в области ИКТ безопасного поведения в интернет-среде. Задание «Антивирус» http://www.sibknigi.ru/site s/default/files/2Макет_Сбо рник_ФГ_информатика_n ew.pdf Итоговое повторение 1 час курса. Итоговое Приложение 1 Воспитательный компонент № урока 6 Тема урока Вклад России в сферу информационных технологий 14 Отечественные разработки в сфере IT 21 Информационная безопасность в новой Стратегиинациональной безопасности России Вклад информатики в оборону страны 31 Целевые ориентиры воспитания Дата проведения Формирование у обучающихся активной жизненной позиции, информирование обучающихся о высоком уровне информационных технологий в России и перспективах развития Формирование способности к командной деятельности; готовности к анализу и представлению своей нравственной позиции; воли, настойчивости, последовательности, принципиальности, готовности к компромиссам в совместной деятельности; опыта социально значимой деятельности Формирование понимания информационной безопасности в масштабе государственной важности. Перечень стратегических национальных приоритетов новой Стратегии национальной безопасности России Формирование понимания значения науки и техники в жизни российского общества, гуманитарном и социально-экономическом развитии России, обеспечении безопасности народа России и Российского государства Приложение 2 Профминимум № урока 5 Тема урока "Информационные технологии в профессиях" Дата проведения