Инклюзивное образование

Что такое инклюзивное образование и на чем оно основано


Детям с ОВЗ на всей территории нашей страны закон гарантирует единое качество обучения (ст. 5 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ). Это называют инклюзивным образованием.

Право на образование для всех категорий граждан в нашей стране закрепляет Конституция. 

В нашей стране детей, которые нуждаются в специальном обучении, ежегодно становится больше на 3–5 процентов. И большинство из них идут учиться не в специализированные, а в массовые школы. Поэтому задача руководителя –  грамотно организовать инклюзивное образование в своей образовательной организации. 

Минпросвещения подготовило стратегию развития образования людей с ОВЗ до 2030 года. Среди направлений развития  – повышение доступности и качества образования, социальной интеграции людей с инвалидностью.


Инклюзивное образование для учеников младшей школы без умственной отсталости базируется на нормативных документах:


– ФГОС начального общего образования для обучающихся с ОВЗ (утв. приказом Минобрнауки от 19 декабря 2014 года № 1598);

– ФАОП начального общего образования для обучающихся с ОВЗ (утв. приказом Минпросвещения от 24.11.2022 № 1023).


Для учеников основной школы без умственной отсталости базируется на нормативных документах:

– ФГОС основного общего образования третьего поколения (утв. приказом Минпросвещения России от 31.05.2021 № 287);

– ФГОС основного общего образования второго поколения (утв. приказом Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897);Хочу такой сайт

– ФАОП основного общего образования для обучающихся с ОВЗ (утв. приказом Минпросвещения России от 24.11.2022 № 1025);


Для учеников средней школы без умственной отсталости:


– ФГОС среднего общего образования (утв. приказом Минобрнауки России от 17.05.2012 № 413; с учетом изменений от 12.08.2022, которые конкретизируют требования к предметным результатам детей с ОВЗ);

– ФОП среднего общего образования (утв. приказом Минпросвещения России от 23.11.2022 № 1014) – используйте ее, поскольку федеральной адаптированной программы для учеников средней школы без умственной отсталости пока нет.


Для учеников всех ступеней с умственной отсталостью:


– ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (утв. приказом Минобрнауки от 19.12.2014 № 1599);

– ФАООП для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (утв. приказом Минпросвещения от 24.11.2022 № 1026).

Опираясь на эти документы, школа разрабатывает для детей с ОВЗ адаптированные образовательные программы и адаптированные основные общеобразовательные программы.

Кто определяет статус ребенка с ОВЗ

Дети с ОВЗ – это дети с недостатками в физическом или психологическом развитии. Их здоровье оценивает психолого-медико-педагогическая комиссия, или ПМПК. Она учитывает особые образовательные потребности каждого ребенка. Определяет условия, в которых школьник сможет максимально раскрыть собственный потенциал, и выдает заключение.

Положение об организации обучения лиц с ОВЗ (pdf.io).pdf (скачать) (посмотреть)
ПОЛОЖЕНИЕ О ППК.pdf (скачать) (посмотреть)
Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».