Инклюзивное образование
Что такое инклюзивное образование и на
чем оно основано
Детям
с ОВЗ на всей территории нашей страны закон гарантирует единое качество
обучения (ст. 5 Федерального закона от
29.12.2012 № 273-ФЗ). Это называют инклюзивным образованием.
Право на образование для всех категорий граждан в нашей
стране закрепляет Конституция.
В нашей стране детей,
которые нуждаются в специальном обучении, ежегодно становится больше на 3–5
процентов. И большинство из них идут учиться не в специализированные, а в
массовые школы. Поэтому задача руководителя – грамотно организовать инклюзивное
образование в своей образовательной организации.
Минпросвещения подготовило стратегию развития образования
людей с ОВЗ до 2030 года. Среди направлений развития – повышение
доступности и качества образования, социальной интеграции людей с инвалидностью.
Инклюзивное
образование для учеников младшей школы без умственной отсталости базируется
на нормативных документах:
–
ФГОС начального общего образования для обучающихся с ОВЗ (утв. приказом Минобрнауки от 19 декабря 2014 года № 1598);
–
ФАОП начального общего образования для обучающихся с ОВЗ (утв. приказом Минпросвещения от 24.11.2022 № 1023).
Для
учеников основной школы без умственной отсталости базируется на
нормативных документах:
–
ФГОС основного общего образования третьего поколения (утв. приказом Минпросвещения России от 31.05.2021 № 287);
–
ФГОС основного общего образования второго поколения (утв. приказом Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897);
–
ФАОП основного общего образования для обучающихся с ОВЗ (утв. приказом Минпросвещения России от 24.11.2022 № 1025);
Для
учеников средней школы без умственной отсталости:
–
ФГОС среднего общего образования (утв. приказом Минобрнауки России от
17.05.2012 № 413; с учетом изменений от 12.08.2022, которые конкретизируют требования к
предметным результатам детей с ОВЗ);
–
ФОП среднего общего образования (утв. приказом Минпросвещения России
от 23.11.2022 № 1014) – используйте ее, поскольку федеральной
адаптированной программы для учеников средней школы без умственной отсталости
пока нет.
Для
учеников всех ступеней с умственной отсталостью:
–
ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (утв. приказом Минобрнауки от 19.12.2014 № 1599);
–
ФАООП для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
(утв. приказом Минпросвещения от 24.11.2022 № 1026).
Опираясь на эти
документы, школа разрабатывает для детей с ОВЗ адаптированные образовательные
программы и адаптированные основные общеобразовательные программы.
Кто определяет статус ребенка с ОВЗ
Дети с ОВЗ – это дети с
недостатками в физическом или психологическом развитии. Их здоровье оценивает
психолого-медико-педагогическая комиссия, или ПМПК. Она учитывает особые
образовательные потребности каждого ребенка. Определяет условия, в которых
школьник сможет максимально раскрыть собственный потенциал, и выдает
заключение.