РП Тропинка в профессию

Пояснительная записка
Программа внеурочной деятельности разработана для занятий с обучающимися 5
класса в соответствии с требованиями ФГОС.
Основными особенностями ребенка младшего школьного возраста являются
любознательность, познавательный интерес, открытость внешнему миру. Поэтому перед
начальной школой стоит увлекательная и сложная задача: определить роль и место
профориентационной работы. Чтобы ребёнок осознанно сделал свой выбор во взрослой
жизни, его надо познакомить с максимальным количеством профессий, начиная с
ближнего окружения, т.е. с профессиями людей, хорошо знакомых, чей труд дети
наблюдают изо дня в день. Ознакомление с миром профессий, их социальной
значимостью и содержанием есть немаловажная составляющая системного знания.
Программа внеурочной деятельности «Тропинка в профессию» обеспечивает
знакомство с разнообразием профессий на уровне начального общего образования,
обеспечивает условия для исследования способностей обучающихся применительно к
рассматриваемой профессии, расширяет представления учащихся о социо-культурных
особенностях и значении для общества профессий человека.
Направление программы внеурочной деятельности: социальное-педагогичекое.
Программа кружка рассчитана на 1 год обучения.
Отличительной особенностью данной программы является то, что занятия
предполагают не только изучение теоретического материала, они также ориентированы
на развитие практических умений и навыков самостоятельной исследовательской
деятельностиучащихся. Ребята научатся планировать самостоятельную работу над
выбранной темой, оформлять творческие работы.
Новизна и отличительная особенность программы кружка состоит в том, что
данный курс предполагает примерный объем знаний, умений и навыков, которым
должны овладеть школьники, он очень вариабельный. Задача курса состоит в том, чтобы
научить ученика добывать знания самостоятельно. Обучение направлено на активную
учебную деятельность.
Педагогическая целесообразность программы и методов связана с возрастными
особенностями детей данного возраста 10-11 лет: любознательность, наблюдательность;
интерес к динамическим процессам; желание общаться с живыми объектами; быстрое
овладение умениями и навыками; эмоциональная возбудимость. Курс носит
развивающую, деятельностную и практическую направленность. Актуальность курса
продиктована следующими открывающимися возможностями для учащихся: расширить
свой кругозор, представления о мире профессий, исследовать свои способности
применительно к рассматриваемой профессии, тренировать различные виды своих
способностей.
Цель программы – ознакомление с миром профессий, их социальной значимостью
и содержанием; развитие познавательных способностей учащихся на основе создания
максимально разнообразных впечатлений о мире профессий.
Задачи программы:
 познакомить обучающихся с разнообразием мира профессий;
 развивать интерес к трудовой и профессиональной деятельности у младших
школьников;

содействовать приобретению обучающимися желания овладеть какой-либо
профессией;
 формировать положительное отношение к труду и людям труда.
При этом средствами данной программы целенаправленно создаются условия
для развития у обучающихся познавательных процессов, речи, эмоциональной сферы,
творческих способностей, формирования учебной деятельности.
В основе методики преподавания программы используются разнообразные
методы и формы обучения. Учащиеся ведут наблюдения за общественной жизнью,
выполняют практические работы и опыты, в том числе исследовательского характера,
различные творческие задания. Проводятся дидактические и ролевые игры, учебные
диалоги, драматизация сказок. Используются ЦОР для проведения видеоуроков,
интерактивных экскурсий, получения новой информации. Тематика мероприятий
направлена на то, чтобы научить ребёнка уважительно относиться к своему труду, знать
об основных профессиях родного края и их особенностях. Содержание определяется
возрастными особенностями младших школьников. Каждое занятие имеет тематическое
наполнение, связанное с рассмотрением определенной профессии. Учащиеся имеют
возможность расширить свой кругозор, представления о мире профессий, а также
исследовать свои способности применительно к рассматриваемой профессии. Работа
построена таким образом, что представляет возможность учащимся тренировать
различные виды своих способностей. Игровая мотивация превалирует, перерастает в
учебную. Ребенок становится заинтересованным субъектом в развитии своих
способностей.


Прогнозируемые результаты.
В ходе реализации программы учащиеся
Должны знать/понимать:
 когнитивные – знания обучающихся о труде, о мире профессий;
 мотивационно-личностные – отношение к труду, интерес к профессиям, желание
овладеть какой-либо профессиональной деятельностью;
 поведенческие
навыки
трудовой
деятельности,
ответственность,
дисциплинированность, самостоятельность в труде.
 Учить высказывать своё предположение (версию) на основе работы с
иллюстрацией, учить работать по предложенному учителем плану.
 Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога
на этапе изучения нового материала.
 Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную
оценку деятельности класса на уроке.
 Средством формирования этих действий служит технология оценивания
образовательных достижений (учебных успехов).
Должны уметь:



Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной
работы всего класса.
Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять рассказы на
основе простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков,







схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей
(предметных, рисунков, схематических рисунков).
Умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и
письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
Слушать и понимать речь других.
Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога
(побуждающий и подводящий диалог).
Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать
им.
Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Средством формирования этих действий служит организация работы в парах и
малых группах (в приложении представлены варианты проведения уроков).
Критерии успешности прохождения программы

Высокий уровень - умение самостоятельно подготовить развернутое описание
профессии, определить способности, которые необходимы данной профессии, и
подобрать задания для проверки этих способностей.
Средний уровень - умение подготовить с помощью родителей развернутое описание
профессии, но недостаточно точно определяет способности, которые необходимы для
данной профессии. Ему нужна помощь в подборе заданий для проверки этих
способностей.
Низкий уровень - умение подготовить краткое описание профессии, но не
определяет способности, которые необходимы для данной профессии.
Формы контроля
1. Рефлексия по каждому занятию в форме вербального проговаривания, письменного
выражения своего отношения к теме.
2. По итогам курса обучающиеся выполняют проектную работу — по теме по
выбору: «Кем и каким я хочу стать». «Какие бывают профессии», «Профессии, без
которых не обойтись», «Служить Родине – профессия», «От увлечения к
профессии».
Виды контроля и механизм оценки достижений воспитанников
В процессе обучения применяются следующие виды контроля:

вводный контроль в начале каждого занятия направлен на повторение и
закрепление пройденного, осуществляется в форме устного опроса и в форме
выполнения практических занятий;

текущий контроль в процессе проведения занятии, направленный на
закрепление знаний изучаемой темы;

тематический контроль по завершению изучения раздела программы
проводится в форме устного опроса или в форме выполнения самостоятельных
работ;

итоговый контроль по окончании изучения всей темы.

3. Учебный план
№ п/п

Название курса

Часов в
неделю

1

Тропинка в профессию

1

Всего
часов за
год
34

Форма аттестации

Выставка работ

4. КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК
Образовательная деятельность осуществляется в понедельник в 14 ч 00мин.
Продолжительность занятий – 40 минут.
Количество учебных недель – 34.
Даты начала и окончания реализации Программы: 02.09.2023г. – 30.05.2024 г.
Форма обучения: очная
Формы организации занятий: групповая.
Возраст детей, участвующих в реализации программы «Тропинка в профессию » - 10-11
лет.
Количество детей: 12 человек
Сроки реализации дополнительной общеразвивающей программы «Тропинка в
профессию» - 34 часа.
Сроки промежуточной аттестации - 20.05.2024 г - 27.05.2024 г
В группу принимаются все желающие.
Режим занятий: программа реализуется в общеобразовательном учреждении с сентября
по май, количество занятий в неделю – 1. На каждом занятии для снятия усталости
проводятся физкультминутки, предусмотрена смена разнообразных игр и упражнений.

3.Тематическое планирование
№
урока в/д

Название темы

Формы организации
занятия внеурочной
деятельности

Раздел 1. Введение в курс
1
2
3
4

5
6
7
8

9
10
11
12
13
14

15
16
17
18
19

Урок-дискуссия.
Введение в мир профессий
Проблемно-поисковая
ситуация.
Введение в мир профессий
Урок-игра.
ПроблемноИз истории профессий
познавательный урок.
Урок-викторина.
Из истории профессий
Обучение проектной
деятельности
Раздел 2. Разнообразие мира профессий
Проблемно-ценностная
Медицинские профессии
дискуссия с участием
внешних экспертов
Медицинские профессии
Урок-экскурсия
Медицинские профессии
Урок-игра
Урок-викторина.
Медицинские профессии
Обучение проектной
деятельности
Проблемно-ценностная
Профессии сельской местности
дискуссия с участием
внешних экспертов
Профессии сельской местности
Урок-экскурсия
КТД (коллективноПрофессии сельской местности
творческое дело)
Урок-викторина.
Профессии сельской местности
Обучение проектной
деятельности
Проблемно-ценностная
Профессии, связанные с природой
дискуссия
Урок-викторина.
Профессии, связанные с природой
Обучение проектной
деятельности
Проблемно-ценностная
Мир юридических профессий
дискуссия с участием
внешних экспертов
Мир юридических профессий
Урок-экскурсия
Сюжетноролевая
Мир юридических профессий
продуктивная игра
Урок-викторина.
Мир юридических профессий
Обучение проектной
деятельности
ПроблемноСоциальные профессии
познавательный урок

20

Социальные профессии

21

Социальные профессии

22

Социальные профессии

23

Творческие профессии

24
25

Творческие профессии
Творческие профессии

26

Кто находится на службе

27

Кто находится на службе

28

Кто находится на службе

29

Профессии, связанные с техникой

30
31
32
33

Профессии, связанные с техникой
Раздел 3. Итоговые занятия
Проектные выступления
Проектные выступления
Проектные выступления

34

Урок-викторина
Всего 34 ч.

Урок-викторина.
Обучение проектной
деятельности
Урок-викторина.
Обучение проектной
деятельности
Урок-экскурсия
Проблемнопознавательный урок
Урок-экскурсия
Урок-игра
Проблемнопознавательный урок
Урок-викторина.
Обучение проектной
деятельности
Урок-экскурсия
Проблемнопознавательный урок
Урок-экскурсия
Урок-конференция
Урок-конференция
Урок-конференция
интеллектуальный
марафон
Командная работа.
Подведение итогов

Особенности реализации программы:
1. Определение видов организации деятельности учащихся, направленных
на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов освоения
учебного курса.
2. В основу реализации программы положены ценностные ориентиры и
воспитательные результаты.
3. Ценностные ориентации организации деятельности предполагают уровневую
оценку в достижении планируемых результатов.
4. Достижения планируемых результатов отслеживаются в рамках внутренней
системы оценки: педагогом, родителями, администрацией.
Основные принципы реализации программы:
 принцип доступности, учитывающий индивидуальные особенности каждого
ребенка, создание благоприятных условий для их развития;
 принцип демократичности, предполагающий сотрудничество учителя и
ученика;
 научности, предполагающий отбор материала из научных источников,
проверенных практикой;
 систематичности и последовательности – знание в программе даются в
определенной системе, накапливая запас знаний, дети могут применять их
на практике.
 принцип наглядности;
 принцип личностной ориентации;


принцип практической направленности;



принцип возрастных и индивидуальных психологических особенностей
обучающихся.

Методы и технологии
Формы и методы работы: работа с материалом, с источниками массовой
информации, с толковым словарем; изучение литературы; фотосъемки, видеосъемки.
Формы домашних заданий: нарисовать рисунок по теме; написать сочинение по
плану; составить викторину, кроссворд, ребус и т.п.; подобрать статьи иллюстративный
материал из газет и журналов по теме; выполнить фотоколлаж; составить выступление по
плану; написать стихотворение; создать презентацию, составить коллаж; записать
интервью (по плану, по вопросам заранее подготовленным), подготовить вопросы для
интервью составить рассказ по плану, подготовить устное выступление, подготовить
иллюстрации на тему.
Формы проведения занятий:
 экскурсии
 беседа
 практическая работа
 наблюдение
 встреча с представителями профессии
 коллективные и индивидуальные исследования
 подготовка (обучение) к проекту, представление проекта

самостоятельная работа
 круглый стол
 дискуссия
 выставка
Технологии,
методики:
поисковая
деятельность,
информационнокоммуникационные
технологии,
технология
педагогических
мастерских,
здоровье сберегающие технологии, игровые технологии, компьютерные технологии,
проектные технологии, исследование, проблемно-поисковые.


Методическая литература
1. Журкова, А.Я.Чистякова, С.Н. Методика формирования профессионального
самоопределения школьников на различных возрастных этапах : учеб, пособие /
А.Я. Журкова, С.Н. Чистякова. –М,: ВАКО, 2015.- 105с
2. Григорьев Д.В. Степанов П.В. Внеурочная деятельность школьников.
Методический конструктор. Пособие для учителя. Москва «Просвещение».2014.211с.
3. Анохина Т. Педагогическая поддержка как реальность современного образования.
-М.: ИПИ РАО, 2010.
4. Борисова Е.М., Логинова Г.П. Индивидуальность и профессия. –М.: «Знание»,
2001.
5. Газман О.С. Педагогическая поддержка детей в образовании. –М.: «Инноватор»,
1997.
6. Горбунова М.В. 1000 профессий традиционных, новых, редких: краткий
энциклопедический словарь. - Ростов-на-Дону: «Феникс», 2009
7. Климов Е.А. Психология в профессиональном самоопределении. –Ростов-на-Дону:
«Феникс», 2013.
8. Климов Е.А. Путь в профессионализм. –М.: Флинта, 2003.
9. Лопатина А. и Скребцова М. Секреты Мастерства. 62 урока о профессиях и
мастерах. – М.: «Амрита – Русь», 2011
10. Пряжников Н.С. Профессиональное и личностное самоопределение. –М.: Изд.
«Институт практической психологии»; Воронеж: Изд. НПО «МОДЭК», 1996.
11. Пряжников Н.С. Психологический смысл труда. –М.: Изд. «Институт
практической психологии»; Воронеж: Изд. НПО «МОДЭК», 2001.

Приложение
Рабочая программа по курсу«Тропинка в профессию»

№
п/п

Название
темы

Ко
лво
ча
со
в

Основное содержание
темы, термины и понятия

Формы
организации
учебных
занятий,
Методы,
средства,
используем
ые на уроке.

Основные
виды учебной
деятельности

Ведение в курс
познавательн
ая
деятельность;

Введение в
мир
1.
профессий

Понятия: труд, профессия, ремесла,
плотник, столяр, профессия – работа,
мастер своего дела.
Рассмотреть следующий материал:
Откуда взялись ремесла. Почему
человек трудится? Что человек может
сделать своими руками, а что доверить
мастеру?
Может ли человек обеспечить себя всем
необходимым сам?
2
Специализация труда.
Какие профессии ты знаешь?
Зачем нужны заводы, фабрики,
комбинаты? Почему нужна специальная
организация труда?
Произведение Дж. Родари «Чем пахнут
ремесла?»
Произведение В. Маяковского «Кем
быть?».

обучение
проблемноценностной
дискуссии;
Фронтальна
я беседа.
Проблемная
ситуация.
Дискуссия.
Презентация
Поисковый
метод.

отбор и
сравнение
материала по
нескольким
источникам;
работа с
дополнительн
ой
литературой;
анализ
проблемных
ситуаций.
Преобразован
ие личного
опыта и
имеющихся
знаний в
информацион
ный
материал,
оформление,
подтвержден
ие.

Фронтальна
я беседа.
Поисковая
работа в
группах.
Проблемная ситуация: почему исчезают
профессии?
Из
истории
2.
профессий

2

Забытые профессии: глашатаи, тапер,
шарманщик, продавец пиявок, водонос,
развозчик льда, машинистка,
телефонистка, извозчик и мн.др.
О профессиях , которые устарели,
утратили свою необходимость.

Викторинасоревновани
е в группах.
Инструкция
для
подготовки
минипроекта в
группах,
разработка
опорного
плана,
требования
к
оформлени
ю

обучение
проблемноценностной
дискуссии;
Просмотр и
обсуждение
учебных
фильмов,
презентаций,
роликов.
Поиск
информации
в интернете,
справочниках
, доп.
литературе.

Разнообразие мира профессий

3

4

.
Медицинск
ие
профессии.

4

Профессии
сельской

4

У истоков медицины, или Клятва
Гиппократа.
Люди в белых халатах. Разнообразие
медицинских специальностей.
Больница, поликлиника, ФАП, станция
скорой помощи, аптека.
Спец машины, спец техника.
Почему в медицине нужен инженер?
Главные помощники врача:
медицинская сестра, лаборант, санитар.
Профессия фармацевт.
Где можно получить такую профессию?

Профессия фермер.
Профессия агроном.

Экскурсия
Викторина.
Игра.
Инструкция
для
подготовки
минипроекта в
группах,
разработка
опорного
плана,
требования
к
оформлени
ю.
Интервью у
родителей,
родственник
ов,
знакомых,
связанных с
этой
профессией.
Работа в
группах

Инструкция
для
подготовки
мини-проекта
в группах,
разработка
опорного
плана,
требования к
оформлению
Собирать и
оформлять
информацию.
Учебный
проект.
Сбор и
анализ
информации.
Учимся брать
интервью.
Встречи с
людьми

местности.

5

Профессии
, связанные
с природой

6

Мир
юридическ
их
профессий.

7

Социальны
е
профессии

Профессии животновод, пчеловод,
ветеринар.
Профессия милиоратор.
Специальная техника в профессии.
Где можно получить такую профессию?

2

4

4

Лесничество. Зоологи. Орнитологи.
Геологи. Биологи. Другие.

Профессии адвокат, прокурор.
Профессии юрист, нотариус.
Где можно получить такую профессию?

Профессии: воспитатель, учитель,
тренер, психолог, социальный педагог,
логопед, журналист.
Где можно получить такую профессию?

Экскурсия
Викторина
Игра.
Проект.
Интервью у
родителей,
родственник
ов,
знакомых,
связанных с
этой
профессией.
Оформление
.
Работа в
группах
Экскурсия
Викторина
Игра.
Проект.
Интервью у
родителей,
родственник
ов,
знакомых,
связанных с
этой
профессией.
Оформление
.

разных
профессий
Собирать и
оформлять
информацию.
Учимся брать
интервью и
оформлять
материал.

Встречи с
людьми
разных
профессий
Собирать и
оформлять
информацию.
Учимся брать
интервью и
оформлять
материал.

Поисковая
работа с
Работа
в
текстом.
группах
Собирать и
Экскурсия
оформлять
Викторина
информацию.
Круглый
Учимся брать
стол.
интервью и
Презентация
оформлять
материал.
Встречи с
людьми
Работа
в разных
профессий
группах
Собирать и
Экскурсия
оформлять
Викторина
информацию.
Круглый
Учимся брать
стол.
Презентация интервью и
оформлять
материал.

8

Творчески
е

Профессии: художник, поэт, дизайнер,
флорист
4

профессии.

Профессии: композитор, музыкант,
актер.режиссер.
Где можно получить такую профессию?

Работа в
группах.
Экскурсия
Викторина.
Фотоколлаж
.

Поиск
информации
в Интернете,
справочниках
,
доп.литерату
ре.
Учимся
собирать
информацию
и оформлять
результат.
Интервью у
представител
ей
профессии.

9

Кто
находится
на службе.

3

Профессии, которые обеспечивают
порядок,
безопасность,
защиту
населения
(военные,
полиция,
пожарные, МЧС служба).
Специальная техника (связанные с ней
профессии).
Где можно получить такую профессию?

Работа в
группах.
Возможна
экскурсия
Викторина.
Фотоколлаж
.

Поиск
информации
в Интернете,
справочниках
,
доп.литерату
ре.
Учимся
собирать
информацию
и оформлять
результат.
Интервью у
представител
ей
профессии.

10

Профессии
, связанные
с техникой
и
транспорто
м.

2

Работа в
Летчик, водитель транспорта, водитель группах.
пассажирского транспорта, машинист, Решение
капитан морского суда и др.
проблемной
ситуации.
Произведения
художественной Фотоколлаж
литературы на тему.
.
Где можно получить такую профессию? Ролевая
познаватель
ная игра.

обучение
проблемноценностной
дискуссии;
Просмотр и
обсуждение
учебных
фильмов,
презентаций,
роликов.
Учимся
собирать
информацию
и оформлять

результат.

11

Профессии
сферы
услуг

12

Проектны
е
выступле
ния

2

2

Решение
проблемной
Почему возникла сфера услуг?
ситуации
ИграПочему говорят «золотые руки»?
инсцениров
Профессии: парикмахер, продавец, ка.
мастер по ремонту (авто, бытовой Фотоколлаж
техники и т.д.), другие профессии этой и.
Интервью с
сферы.
представите
Пословицы и поговорки на тему труда, лями
мастерство, трудолюбие.
профессии,
запись
Где можно получить такую профессию? видео.
Возможна
экскурсия.
Итоговые занятия

Просмотр и
обсуждение
учебных
фильмов,
презентаций,
роликов.

Формирован
ие умения
публичного
выступлени
я.

Презентация
проектов.

Представление мини-проектов.
Выступление учащихся.
Выставка коллажей.
Создание папки «Ярмарка профессий».

Учимся
собирать
информацию
и оформлять
результат
(проект).

Выставка.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».