РП Шахматы 1-2 классы (корпус 2)

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ «ИВАНОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»
УВАТСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА

Приложение 11
К ООП НОО, утвержденной
приказом директора МАОУ
«Ивановская
СОШ»
Уватского муниципального
района
№ 225/1 от 30.08.2023 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «Шахматы»
для обучающихся 1 – 2 классов

Разработчик: Чабарова А.Р.
Учитель физической культуры

с. Уват 2023

1

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Один из приоритетов государственной политики в области образования
– ориентация не только на усвоение обучающимися определённой суммы
знаний, но и на их воспитание, развитие личности, познавательных и
созидательных способностей. Данный факт нашёл отражение в
Национальной доктрине образования, устанавливающей приоритет
образования в государственной политике, стратегию и основные направления
его развития на период до 2025 года.
Шахматная игра на протяжении многих веков является составной
частью общечеловеческой культуры. «Они (шахматы. – Прим. авт.) делают
человека мудрее и дальновиднее, помогают объективно оценивать
сложившуюся ситуацию, просчитывать поступки на несколько ходов вперёд»
(В. В. Путин).
XXI век – век стремительного научно-технического прогресса, высоких
технологий, большого потока доступной информации – предопределил
дефицит людей с активной жизненной и профессиональной позицией, людей,
способных мыслить системно, не шаблонно, умеющих искать новые пути
решения предложенных задач, находить быстрый выход из проблемной
ситуации, добывать нужную информацию, обрабатывать её и
систематизировать. И уже в школе дети должны получить возможность для
раскрытия своего потенциала, развития навыков ориентации в
высокотехнологичном конкурентном мире. И здесь вырастает социальнопедагогическая функция шахмат, сущность которой выражается в развитии у
детей способности самостоятельно логически мыслить, приобретении ими
навыков систематизированной аналитической работы, которые в дальнейшем
принесут обучающимся пользу в научной или практической деятельности.
Занятие шахматами сопряжено с постоянным систематизированием
получаемых на уроках знаний, выработкой у детей способности адекватно
реагировать на любой поток информации и быстро осмысливать её.
С учётом того, какое значение шахматная игра имеет для развития
школьников, особенно ценно, что во многих странах и регионах России
шахматы интегрированы в программы начальной школы. На сегодняшний
день накоплен достаточно значимый опыт внедрения шахмат в
образовательный процесс, что позволяет по достоинству оценить эффект
воздействия этой игры на развитие детей младшего школьного возраста.
«Без шахмат нельзя представить полноценного воспитания умственных
способностей и памяти. Игра в шахматы должна войти в жизнь начальной
школы как один из элементов умственной культуры. Речь идёт именно о
начальной школе, где интеллектуальное воспитание занимает особое место,
требует специальных форм и методов работы…» (В. А. Сухомлинский).
В рамках школьного образования активное освоение детьми данного
вида деятельности благотворно скажется на их психическом, умственном и
2

эмоциональном
развитии,
будет
способствовать
формированию
нравственных качеств, изобретательности и самостоятельности, умения
ориентироваться на плоскости, сравнивать и обобщать. Дух здорового
соперничества, присутствие игрового компонента, возможность личностной
самореализации без агрессии, компактность, экономичность, – всё это
выгодно выделяет шахматы из большого ряда иных видов спорта.
Постоянный поиск оптимального решения с учётом угроз соперника, расчёт
вариантов в уме (без передвижения их на доске) создают в шахматной партии
почти идеальные условия для формирования конвергентного, дивергентного
и абстрактного видов мышления, а также способствуют появлению
устойчивых навыков в принятии оптимальных самостоятельных решений в
любой жизненной ситуации.
В соответствии с Федеральным государственным образовательным
стандартом начального общего образования, ориентированным на
становление личностных характеристик выпускника начальной школы, по
окончании 4 класса у школьника должны быть сформированы следующие
навыки: умение сотрудничать со взрослыми и сверстниками, находить
выходы из спорных ситуаций, решать проблемы творческого и поискового
характера, планировать, контролировать и оценивать свои действия в
соответствии с поставленной задачей, сравнивать, анализировать, обобщать,
проводить аналогии и устанавливать причинно-следственные связи и пр.
Шахматная игра как полифункциональный предмет – это универсальный
инструмент к познанию разных сфер человеческой деятельности, который в
полной мере может способствовать формированию вышеуказанных
личностных характеристик выпускника начальной школы, а также откроет
уникальные возможности когнитивного развития младших школьников, так
как именно этот возраст является сенситивным периодом в развитии таких
важных психических функций, как память, внимание, воображение,
абстрактное и понятийное мышление, интеллект.
Настоящая программа разработана в соответствии с Федеральным
законом Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации»
и требованиями Федерального государственного образовательного стандарта
начального общего образования к результатам освоения основной
образовательной программы, раскрывает методические основы обучения
детей младшего школьного возраста шахматной игре.
Программа разработана для учащихся 1–2 классов: в 1 классе – в течение 33
часов, во 2 классе – в течение 34 часов.

3

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Целью программы является создание условий для гармоничного
когнитивного развития детей младшего школьного возраста посредством
массового их вовлечения в шахматную игру.
Задачи программы подразделяются на общие, образовательные,
оздоровительные и воспитательные.
Общие задачи направлены на:
 массовое вовлечение детей младшего школьного возраста в
шахматную игру;
 приобщение детей младшего школьного возраста к шахматной
культуре;
 открытие новых знаний, формирование умений и навыков игры в
шахматы;
 выявление, развитие и поддержка одарённых детей в области спорта,
привлечение обучающихся, проявляющих повышенный интерес и
способности к занятиям шахматами, в школьные спортивные клубы,
секции, к участию в соревнованиях;
Образовательные задачи способствуют:
 приобретению знаний из истории развития шахмат;
 постижению основ шахматной игры, получению знаний о
возможностях шахматных фигур, особенностях их взаимодействия;
 овладению приёмами матования одинокого короля различными
фигурами, способами записи шахматной партии, тактическими
приёмами в типовых положениях;
 освоению принципов игры в дебюте, миттельшпиле и эндшпиле;
 знакомству с методами краткосрочного планирования действий во
время партии;
 изучению приёмов и методов шахматной борьбы с учётом
возрастных особенностей, индивидуальных и физиологических
возможностей школьников.
Оздоровительные задачи направлены на формирование:
 представлений об интеллектуальной культуре вообще и о культуре
шахмат в частности;
 первоначальных умений саморегуляции интеллектуальных и
эмоциональных проявлений.
Воспитательные задачи способствуют:
 приобщению детей к самостоятельным занятиям интеллектуальными
играми и использованию их в свободное время;
 воспитанию положительных качеств личности, норм коллективного
взаимодействия и сотрудничества в учебной и соревновательной
деятельности;
4

 формированию у детей устойчивой мотивации к интеллектуальным
занятиям.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ ПО
ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ НА УРОВНЕ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО
ОБРАЗОВАНИЯ
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета
Содержание учебного предмета направлено на воспитание творческих,
компетентных и успешных граждан России, способных к активной
самореализации в личной, общественной и профессиональной деятельности.
В настоящее время представления о целях образования и путях их
реализации претерпевают серьёзные изменения. В центре образовательного
процесса теперь стоит личность ребёнка, для которой одинаково важное
значение имеют как знания, умения и навыки, полученные в процессе
обучения, так и способность, и готовность успешно решать жизненные
задачи, плодотворно работать в группе, быстро реагировать на вызовы
экономического прогресса и рынка труда.
В этой связи содержание программы «Шахматы в школе» при её
соответствии целевым установкам системы начального общего образования
имеет следующие ценностные ориентиры:
 воспитание у учащихся чувства гордости за свою Родину и
сопричастности к её истории;
 формирование способности воспринимать мир как единое целое при
всём разнообразии культур, национальностей, религий;
 обучение доброжелательному, доверительному и внимательному
отношению к людям;
 развитие готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем,
кто в ней нуждается;
 воспитание уважения к окружающим (умение слушать и слышать
партнёра, признание права каждого на собственное мнение и
способность принять самостоятельное решение с учётом позиции всех
участников процесса) и их труду;
 развитие ценностно-смысловой и познавательной сферы личности
обучающегося,
самостоятельности,
инициативности
и
любознательности, чувства ответственности, желания и умения учиться,
стремления к самообразованию и самовоспитанию;
 формирование
самоуважения
и
эмоционально-положительного
отношения к себе, готовности открыто выражать и отстаивать свою
позицию, способности критично относиться к своим поступкам и
умения адекватно их оценивать;
5

 воспитание целеустремлённости и настойчивости в достижении целей,
готовности к преодолению трудностей;
 информирование о необходимости заботиться о собственном здоровье и
укреплять его, уметь противостоять действиям и влияниям,
представляющим угрозу жизни, здоровью, безопасности личности.
Учебный материал данной программы позволяет сформировать у
школьников младших классов позитивное отношение к познавательной
деятельности.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения
учебного курса
Программа «Шахматы в школе» предусматривает достижение
школьниками начальных классов в процессе обучения определённых
результатов – личностных, метапредметных и предметных.
Личностные
результаты
освоения
программы
отражают
индивидуальные качества, которые учащиеся должны приобрести в процессе
освоения программного материала. К личностным результатам относят:
 формирование основ российской, гражданской идентичности;
 ориентацию на моральные нормы и их выполнение, способность к
моральной
 децентрации;
 наличие чувства прекрасного;
 формирование основ шахматной культуры;
 понимание важности бережного отношения к собственному здоровью;
 наличие мотивации к творческому труду, работе на результат;
 готовность и способность к саморазвитию и самообучению;
 уважительное отношение к иному мнению;
 приобретение основных навыков сотрудничества со взрослыми людьми
и сверстниками;
 воспитание этических чувств доброжелательности, толерантности и
эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания
чувствам и обстоятельствам других людей;
 умение управлять своими эмоциями;
 дисциплинированность, внимательность, трудолюбие и упорство в
достижении поставленных целей;
 формирование навыков творческого подхода при решении различных
задач,
 стремление к работе на результат;
 оказание бескорыстной помощи окружающим.
6

Метапредметные результаты освоения программы характеризуют
уровень сформированности универсальных учебных действий (УУД):
познавательных, коммуникативных и регулятивных.
Познавательные УУД:
 умение с помощью педагога и самостоятельно выделять, и
формулировать познавательную цель деятельности в области
шахматной игры;
 владение способом структурирования шахматных знаний;
 способность выбрать наиболее эффективный способ решения учебной
задачи в конкретных условиях;
 умение находить необходимую информацию;
 способность совместно с учителем ставить и формулировать задачу,
самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении
проблемы
 творческого или поискового характера;
 умение моделировать, а также владение широким спектром логических
действий и операций, включая общие приёмы решения задач;
 способность строить логические цепи рассуждений, анализировать и
просчитывать результат своих действий, воспроизводить по памяти
информацию, устанавливать причинно-следственные связи, предвидеть
реакцию соперника, сопоставлять факты, концентрировать внимание,
находить нестандартные решения.
Коммуникативные УУД:
 умение находить компромиссы и общие решения, разрешать конфликты
на основе согласования различных позиций;
 способность формулировать, аргументировать и отстаивать своё
мнение, вести дискуссию, обсуждать содержание и результаты
совместной деятельности;
 умение донести свою точку зрения до других и отстаивать собственную
позицию, а также уважать и учитывать позицию партнёра
(собеседника);
 возможность организовывать и осуществлять сотрудничество и
кооперацию с учителем и сверстниками, адекватно передавать
информацию и отображать предметное содержание и условия
деятельности в речи.
Регулятивные УУД:
 умение планировать, контролировать и объективно оценивать свои
умственные, физические, учебные и практические действия в
соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
 способность принимать и сохранять учебную цель и задачу,
планировать её реализацию (в том числе во внутреннем плане),
7

контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие
коррективы в их выполнение.
Предметные результаты освоения программы характеризуют умения и
опыт обучающихся, приобретаемые и закрепляемые в процессе освоения
учебного предмета «Шахматы в школе».
B результате освоения обязательного минимума знаний при обучении по
данной программе обучающиеся начальной школы (1–4 классы) должны:
 приобрести знания из истории развития шахмат, представления о
роли шахмат и их значении в жизни человека;
 владеть терминологией шахматной игры, понимать функциональный
смысл и направленность действий при закреплении изученного
шахматного материала;
 приобрести навык организации отдыха и досуга с использованием
шахматной игры.

8

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
1 КЛАСС
№ Наимен Количество часов
Электронные
(цифровые)
ование
Вс Контро Практи образовательные ресурсы
п раздело его льные
ческие
/ в и тем
работы работы
п програм
мы
Раздел 1. Теоретические основы и правила шахматной игры
1. Сведени 2
0
2
https://www.youtube.com/watch?v=xFAPul
1 я
из
TdD0o
истории
шахмат
1. Базовые 27 0
14
https://www.youtube.com/watch?v=pyO49P
2 понятия
1Lcpk&feature=emb_rel_pause
шахматн
ой игры
Раздел 2. Практико-соревновательная деятельность
1. Участие 4
0
4
https://youtu.be/NYvWXcrkSCU
1 детей в
шахматн
ом
турнире
«Первен
ство
класса».
1. Шахмат 1
1
0
https://www.youtube.com/watch?v=Q7SvXn
2 ные
VowGQ
праздник
и
ОБЩЕЕ
34 1
КОЛИЧЕСТ
ВО ЧАСОВ
ПО
ПРОГРАМ
МЕ

9

2 КЛАСС
№ Наимен Количество часов
Электронные
(цифровые)
ование
Вс Контро Практи образовательные ресурсы
п раздело его льные
ческие
/ в и тем
работы работы
п програм
мы
Раздел 1. Теоретические основы и правила шахматной игры
1. Сведени 2
0
2
https://www.youtube.com/watch?v=xFAPul
1 я
из
TdD0o
истории
шахмат
1. Базовые 13 0
14
https://www.youtube.com/watch?v=pyO49P
2 понятия
1Lcpk&feature=emb_rel_pause
шахматн
ой игры
Раздел 2. Практико-соревновательная деятельность
1. Конкурс 14 0
14
https://youtu.be/43fJ4SlBT08
1 ы
решения
позиций
1. Участие 4
0
4
https://youtu.be/NYvWXcrkSCU
2 детей в
шахматн
ом
турнире
«Первен
ство
класса».
1. Шахмат 1
1
0
https://www.youtube.com/watch?v=Q7SvXn
2 ные
VowGQ
праздник
и
ОБЩЕЕ
34 1
КОЛИЧЕСТ
ВО ЧАСОВ
ПО
ПРОГРАМ
МЕ

10

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
1 КЛАСС
Количествочасов

№
п/
п

Темаурока

Всего

Контрольные
работы

Практические
работы

1

Шахматы – мои
друзья.
История
возникновения
шахмат.

1

0

1

2

Шахматная
доска.

1

0

1

3

Горизонталь.
Знакомство с
шахматной
доской: новое
понятие
«горизонталь»

1

0

1

4

Вертикаль.
Знакомство с
шахматной
доской: новое
понятие
«вертикаль»

1

0

1

5

Диагональ.
Знакомство с
шахматной
доской: новое
понятие
«диагональ»

1

0

1

6

Шахматная
нотация.
Обозначение
вертикалей,
горизонталей,
полей,
шахматных
фигур

1

0

1

7

Шахматные
фигуры и

1

0

Датаизуч
ения

Домашнее
задание

11

начальная
позиция.
Расстановка
шахматных
фигур в
начальной
позиции

8

Ладья.
Знакомство с
шахматной
фигурой
«ладья», её
местом в
начальной
позиции,
способом
передвижения
ладьи по доске:
ход и взятие;
раскрытие
понятий «ход
фигуры»,
«невозможный
ход»

1

0

1

9

Слон.
Знакомство с
шахматной
фигурой «слон»,
его местом в
начальной
позиции,
объяснение
способов
передвижения
слона по доске:
ход и взятие;
введение и
раскрытие
понятий
«белопольный»
и
«чернопольный»
слон

1

0

1

12

10

Ферзь.
Знакомство с
шахматной
фигурой
«ферзь», его
местом в
начальной
позиции,
способом
передвижения
ферзя по доске:
ход и взятие

1

0

1

11

Конь.
Знакомство с
шахматной
фигурой «конь»,
его местом в
начальной
позиции,
способом
передвижения
коня по доске:
ход и взятие

1

0

1

12

Пешка. Правила
хода и взятия
пешкой

1

0

1

13

Правила
превращение
пешки

1

0

1

14

Правила хода и
взятия королём

1

0

1

0

1

0

1

0

1

0

1

Ценность фигур.
15 Сравнительная
сила фигур
Нападение
16 Атакующие
возможности
фигур
Взятие. Взятие на
17 проходе Особое
взятие
пешкой:
взятие на проходе
Шах и защита от
18
шаха.

1

1

1

13

Постановка шаха
всеми фигурами,
защита от шаха
19

Мат. Постановка
мата всеми
фигурами

1

0

1

20

Пат – ничья.
Варианты
ничьей

1

0

1

21

Рокировка.
Правила
рокировки,
длинная и
короткая
рокировки

1

0

1

22

Основные
принципы игры
в начале партии.
Общие
принципы игры
в начале
шахматной
партии

1

0

1

23

Мат двумя
ладьями
одинокому
королю. Техника
матования
одинокого
короля двумя
ладьями

1

0

1

24

Мат ферзём и
ладьёй
одинокому
королю. Техника
матования
одинокого
короля ферзём и
ладьёй

1

0

1

25

Мат ферзём и
королём
одинокому

1

0

1

14

королю. Техника
матования
одинокого
короля ферзём и
королём

26

Материальное
преимущество.
Определение
материального
преимущества,
реализация
материального
преимущества

1

0

1

27

Нарушение
основных
принципов игры
в начале партии.
Ошибочные
ходы в начале
партии и их
последствия

1

0

1

28

Партииминиатюры.
Анализ коротких
партий

1

0

1

29

Запись
шахматной
партии. Способ
ведения записи
партии во время
соревнований

1

0

1

30

Шахматный
этикет. Правила
поведения
шахматиста во
время партии

1

0

1

1

1

0

1

1

0

Шахматный
31

турнир
Шахматный

32

турнир

15

Шахматный
33

турнир

ОБЩЕЕ
КОЛИЧЕСТВО
ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ

1

1

0

33

3

30

2 КЛАСС
Количествочасов

№
п/
п

Темаурока

Всего

Контрольные
работы

Практические
работы

1

Из истории
шахмат.
Чемпионы мира
по шахматам и
выдающиеся
шахматисты
мира

1

0

1

2

Шахматные
фигуры
(повторение)

1

0

1

3

Нападение в
шахматной
партии. Шах и
защита от него.
Рокировка
(повторение)

1

0

1

4

Мат. Пат. Мат
одинокому
королю королём
и ладьёй. Мат в
один ход
(повторение)

1

0

1

5

Защита в
шахматной
партии: уход изпод нападения,
уничтожение
атакующей

1

0

1

Датаизуч
ения

Домашнее
задание

16

фигуры, защита
фигуры

6

Защита в
шахматной
партии:
перекрытие,
контрнападение.
Знакомство с
двумя другими
видами защиты в
шахматной
партии –
перекрытием,
контрнападение
м

1

0

1

7

Конкурс
решения
позиций: как бы
вы сыграли?

1

0

1

8

Тактический
приём «двойной
удар».
Знакомство с
тактическим
приёмом
«двойной удар»,
способами
нанесения
двойного удара
различными
фигурами

1

0

1

9

Тактический
приём «связка».
Знакомство с
тактическим
приёмом
«связка»,
понятиями
«полная» и
«неполная»
связка,
«давление» на
связку

1

0

1

17

10

Конкурс
решения
позиций: как бы
вы сыграли?

1

0

1

11

Тактический
приём «ловля
фигуры».
Знакомство с
новым
тактическим
приёмом «ловля
фигуры» и
способами его
применения

1

0

1

12

Тактический
приём «сквозной
удар».
Знакомство с
новым
тактическим
приёмом
«сквозной удар»
и способами его
применения

1

0

1

13

Мат на
последней
горизонтали

1

0

1

14

Конкурс
решения
позиций: как бы
вы сыграли?

1

0

1

15

Тактический
приём
«открытый
шах».
Знакомство с
новым
тактическим
приёмом
«открытый шах»
и способами его
практического
применения

1

0

1

18

16

Тактический
приём «двойной
шах».
Знакомство
с новым
тактическим
приёмом
«двойной шах» и
способами его
практического
применения

1

0

1

17

Шахматный
турнир. Игровая
практика

1

1

0

18

Шахматный
турнир. Игровая
практика

1

1

0

19

Шахматный
турнир. Игровая
практика

1

1

0

20

Шахматный
турнир. Игровая
практика

1

1

0

21

Шахматный
турнир. Игровая
практика

1

1

0

22

Основы игры в
дебюте: атака на
короля.
Знакомство с
таким методом
игры в дебюте,
как атака на
короля партнёра

1

0

1

23

Основы игры в
дебюте: атака на
короля.
Знакомство с
таким методом
игры в дебюте,
как атака на
короля партнёра

1

0

1

19

24

Основы
эндшпиля:
реализация
большого
материального
преимущества

1

0

1

25

Основы
эндшпиля:
реализация
большого
материального
преимущества

1

0

1

26

Основы анализа
шахматной
партии.
Просмотр и
анализ коротких
шахматных
партий

1

0

1

27

Основы анализа
шахматной
партии.
Просмотр и
анализ коротких
шахматных
партий

1

0

1

28

Основы анализа
шахматной
партии.
Просмотр и
анализ коротких
шахматных
партий

1

0

1

29

Конкурс
решения
позиций: как бы
вы сыграли?

1

0

1

30

Шахматный
турнир. Игровая
практика

1

1

0

31

Шахматный
турнир. Игровая

1

1

0
20

практика
32

Шахматный
турнир. Игровая
практика

1

1

0

33

Шахматный
турнир. Игровая
практика

1

1

0

34

Шахматный
праздник.
Решение
заданий, игровая
практика

1

1

0

34

10

24

ОБЩЕЕ
КОЛИЧЕСТВО
ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ

21


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».