МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ИВАНОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА» УВАТСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА Приложение 11 К ООП НОО, утвержденной приказом директора МАОУ «Ивановская СОШ» Уватского муниципального района № 225/1 от 30.08.2023 г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «Шахматы» для обучающихся 1 – 2 классов Разработчик: Чабарова А.Р. Учитель физической культуры с. Уват 2023 1 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Один из приоритетов государственной политики в области образования – ориентация не только на усвоение обучающимися определённой суммы знаний, но и на их воспитание, развитие личности, познавательных и созидательных способностей. Данный факт нашёл отражение в Национальной доктрине образования, устанавливающей приоритет образования в государственной политике, стратегию и основные направления его развития на период до 2025 года. Шахматная игра на протяжении многих веков является составной частью общечеловеческой культуры. «Они (шахматы. – Прим. авт.) делают человека мудрее и дальновиднее, помогают объективно оценивать сложившуюся ситуацию, просчитывать поступки на несколько ходов вперёд» (В. В. Путин). XXI век – век стремительного научно-технического прогресса, высоких технологий, большого потока доступной информации – предопределил дефицит людей с активной жизненной и профессиональной позицией, людей, способных мыслить системно, не шаблонно, умеющих искать новые пути решения предложенных задач, находить быстрый выход из проблемной ситуации, добывать нужную информацию, обрабатывать её и систематизировать. И уже в школе дети должны получить возможность для раскрытия своего потенциала, развития навыков ориентации в высокотехнологичном конкурентном мире. И здесь вырастает социальнопедагогическая функция шахмат, сущность которой выражается в развитии у детей способности самостоятельно логически мыслить, приобретении ими навыков систематизированной аналитической работы, которые в дальнейшем принесут обучающимся пользу в научной или практической деятельности. Занятие шахматами сопряжено с постоянным систематизированием получаемых на уроках знаний, выработкой у детей способности адекватно реагировать на любой поток информации и быстро осмысливать её. С учётом того, какое значение шахматная игра имеет для развития школьников, особенно ценно, что во многих странах и регионах России шахматы интегрированы в программы начальной школы. На сегодняшний день накоплен достаточно значимый опыт внедрения шахмат в образовательный процесс, что позволяет по достоинству оценить эффект воздействия этой игры на развитие детей младшего школьного возраста. «Без шахмат нельзя представить полноценного воспитания умственных способностей и памяти. Игра в шахматы должна войти в жизнь начальной школы как один из элементов умственной культуры. Речь идёт именно о начальной школе, где интеллектуальное воспитание занимает особое место, требует специальных форм и методов работы…» (В. А. Сухомлинский). В рамках школьного образования активное освоение детьми данного вида деятельности благотворно скажется на их психическом, умственном и 2 эмоциональном развитии, будет способствовать формированию нравственных качеств, изобретательности и самостоятельности, умения ориентироваться на плоскости, сравнивать и обобщать. Дух здорового соперничества, присутствие игрового компонента, возможность личностной самореализации без агрессии, компактность, экономичность, – всё это выгодно выделяет шахматы из большого ряда иных видов спорта. Постоянный поиск оптимального решения с учётом угроз соперника, расчёт вариантов в уме (без передвижения их на доске) создают в шахматной партии почти идеальные условия для формирования конвергентного, дивергентного и абстрактного видов мышления, а также способствуют появлению устойчивых навыков в принятии оптимальных самостоятельных решений в любой жизненной ситуации. В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, ориентированным на становление личностных характеристик выпускника начальной школы, по окончании 4 класса у школьника должны быть сформированы следующие навыки: умение сотрудничать со взрослыми и сверстниками, находить выходы из спорных ситуаций, решать проблемы творческого и поискового характера, планировать, контролировать и оценивать свои действия в соответствии с поставленной задачей, сравнивать, анализировать, обобщать, проводить аналогии и устанавливать причинно-следственные связи и пр. Шахматная игра как полифункциональный предмет – это универсальный инструмент к познанию разных сфер человеческой деятельности, который в полной мере может способствовать формированию вышеуказанных личностных характеристик выпускника начальной школы, а также откроет уникальные возможности когнитивного развития младших школьников, так как именно этот возраст является сенситивным периодом в развитии таких важных психических функций, как память, внимание, воображение, абстрактное и понятийное мышление, интеллект. Настоящая программа разработана в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» и требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования к результатам освоения основной образовательной программы, раскрывает методические основы обучения детей младшего школьного возраста шахматной игре. Программа разработана для учащихся 1–2 классов: в 1 классе – в течение 33 часов, во 2 классе – в течение 34 часов. 3 СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА Целью программы является создание условий для гармоничного когнитивного развития детей младшего школьного возраста посредством массового их вовлечения в шахматную игру. Задачи программы подразделяются на общие, образовательные, оздоровительные и воспитательные. Общие задачи направлены на: массовое вовлечение детей младшего школьного возраста в шахматную игру; приобщение детей младшего школьного возраста к шахматной культуре; открытие новых знаний, формирование умений и навыков игры в шахматы; выявление, развитие и поддержка одарённых детей в области спорта, привлечение обучающихся, проявляющих повышенный интерес и способности к занятиям шахматами, в школьные спортивные клубы, секции, к участию в соревнованиях; Образовательные задачи способствуют: приобретению знаний из истории развития шахмат; постижению основ шахматной игры, получению знаний о возможностях шахматных фигур, особенностях их взаимодействия; овладению приёмами матования одинокого короля различными фигурами, способами записи шахматной партии, тактическими приёмами в типовых положениях; освоению принципов игры в дебюте, миттельшпиле и эндшпиле; знакомству с методами краткосрочного планирования действий во время партии; изучению приёмов и методов шахматной борьбы с учётом возрастных особенностей, индивидуальных и физиологических возможностей школьников. Оздоровительные задачи направлены на формирование: представлений об интеллектуальной культуре вообще и о культуре шахмат в частности; первоначальных умений саморегуляции интеллектуальных и эмоциональных проявлений. Воспитательные задачи способствуют: приобщению детей к самостоятельным занятиям интеллектуальными играми и использованию их в свободное время; воспитанию положительных качеств личности, норм коллективного взаимодействия и сотрудничества в учебной и соревновательной деятельности; 4 формированию у детей устойчивой мотивации к интеллектуальным занятиям. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ НА УРОВНЕ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Ценностные ориентиры содержания учебного предмета Содержание учебного предмета направлено на воспитание творческих, компетентных и успешных граждан России, способных к активной самореализации в личной, общественной и профессиональной деятельности. В настоящее время представления о целях образования и путях их реализации претерпевают серьёзные изменения. В центре образовательного процесса теперь стоит личность ребёнка, для которой одинаково важное значение имеют как знания, умения и навыки, полученные в процессе обучения, так и способность, и готовность успешно решать жизненные задачи, плодотворно работать в группе, быстро реагировать на вызовы экономического прогресса и рынка труда. В этой связи содержание программы «Шахматы в школе» при её соответствии целевым установкам системы начального общего образования имеет следующие ценностные ориентиры: воспитание у учащихся чувства гордости за свою Родину и сопричастности к её истории; формирование способности воспринимать мир как единое целое при всём разнообразии культур, национальностей, религий; обучение доброжелательному, доверительному и внимательному отношению к людям; развитие готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается; воспитание уважения к окружающим (умение слушать и слышать партнёра, признание права каждого на собственное мнение и способность принять самостоятельное решение с учётом позиции всех участников процесса) и их труду; развитие ценностно-смысловой и познавательной сферы личности обучающегося, самостоятельности, инициативности и любознательности, чувства ответственности, желания и умения учиться, стремления к самообразованию и самовоспитанию; формирование самоуважения и эмоционально-положительного отношения к себе, готовности открыто выражать и отстаивать свою позицию, способности критично относиться к своим поступкам и умения адекватно их оценивать; 5 воспитание целеустремлённости и настойчивости в достижении целей, готовности к преодолению трудностей; информирование о необходимости заботиться о собственном здоровье и укреплять его, уметь противостоять действиям и влияниям, представляющим угрозу жизни, здоровью, безопасности личности. Учебный материал данной программы позволяет сформировать у школьников младших классов позитивное отношение к познавательной деятельности. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного курса Программа «Шахматы в школе» предусматривает достижение школьниками начальных классов в процессе обучения определённых результатов – личностных, метапредметных и предметных. Личностные результаты освоения программы отражают индивидуальные качества, которые учащиеся должны приобрести в процессе освоения программного материала. К личностным результатам относят: формирование основ российской, гражданской идентичности; ориентацию на моральные нормы и их выполнение, способность к моральной децентрации; наличие чувства прекрасного; формирование основ шахматной культуры; понимание важности бережного отношения к собственному здоровью; наличие мотивации к творческому труду, работе на результат; готовность и способность к саморазвитию и самообучению; уважительное отношение к иному мнению; приобретение основных навыков сотрудничества со взрослыми людьми и сверстниками; воспитание этических чувств доброжелательности, толерантности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам и обстоятельствам других людей; умение управлять своими эмоциями; дисциплинированность, внимательность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей; формирование навыков творческого подхода при решении различных задач, стремление к работе на результат; оказание бескорыстной помощи окружающим. 6 Метапредметные результаты освоения программы характеризуют уровень сформированности универсальных учебных действий (УУД): познавательных, коммуникативных и регулятивных. Познавательные УУД: умение с помощью педагога и самостоятельно выделять, и формулировать познавательную цель деятельности в области шахматной игры; владение способом структурирования шахматных знаний; способность выбрать наиболее эффективный способ решения учебной задачи в конкретных условиях; умение находить необходимую информацию; способность совместно с учителем ставить и формулировать задачу, самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблемы творческого или поискового характера; умение моделировать, а также владение широким спектром логических действий и операций, включая общие приёмы решения задач; способность строить логические цепи рассуждений, анализировать и просчитывать результат своих действий, воспроизводить по памяти информацию, устанавливать причинно-следственные связи, предвидеть реакцию соперника, сопоставлять факты, концентрировать внимание, находить нестандартные решения. Коммуникативные УУД: умение находить компромиссы и общие решения, разрешать конфликты на основе согласования различных позиций; способность формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение, вести дискуссию, обсуждать содержание и результаты совместной деятельности; умение донести свою точку зрения до других и отстаивать собственную позицию, а также уважать и учитывать позицию партнёра (собеседника); возможность организовывать и осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками, адекватно передавать информацию и отображать предметное содержание и условия деятельности в речи. Регулятивные УУД: умение планировать, контролировать и объективно оценивать свои умственные, физические, учебные и практические действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать её реализацию (в том числе во внутреннем плане), 7 контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение. Предметные результаты освоения программы характеризуют умения и опыт обучающихся, приобретаемые и закрепляемые в процессе освоения учебного предмета «Шахматы в школе». B результате освоения обязательного минимума знаний при обучении по данной программе обучающиеся начальной школы (1–4 классы) должны: приобрести знания из истории развития шахмат, представления о роли шахмат и их значении в жизни человека; владеть терминологией шахматной игры, понимать функциональный смысл и направленность действий при закреплении изученного шахматного материала; приобрести навык организации отдыха и досуга с использованием шахматной игры. 8 ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 1 КЛАСС № Наимен Количество часов Электронные (цифровые) ование Вс Контро Практи образовательные ресурсы п раздело его льные ческие / в и тем работы работы п програм мы Раздел 1. Теоретические основы и правила шахматной игры 1. Сведени 2 0 2 https://www.youtube.com/watch?v=xFAPul 1 я из TdD0o истории шахмат 1. Базовые 27 0 14 https://www.youtube.com/watch?v=pyO49P 2 понятия 1Lcpk&feature=emb_rel_pause шахматн ой игры Раздел 2. Практико-соревновательная деятельность 1. Участие 4 0 4 https://youtu.be/NYvWXcrkSCU 1 детей в шахматн ом турнире «Первен ство класса». 1. Шахмат 1 1 0 https://www.youtube.com/watch?v=Q7SvXn 2 ные VowGQ праздник и ОБЩЕЕ 34 1 КОЛИЧЕСТ ВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАМ МЕ 9 2 КЛАСС № Наимен Количество часов Электронные (цифровые) ование Вс Контро Практи образовательные ресурсы п раздело его льные ческие / в и тем работы работы п програм мы Раздел 1. Теоретические основы и правила шахматной игры 1. Сведени 2 0 2 https://www.youtube.com/watch?v=xFAPul 1 я из TdD0o истории шахмат 1. Базовые 13 0 14 https://www.youtube.com/watch?v=pyO49P 2 понятия 1Lcpk&feature=emb_rel_pause шахматн ой игры Раздел 2. Практико-соревновательная деятельность 1. Конкурс 14 0 14 https://youtu.be/43fJ4SlBT08 1 ы решения позиций 1. Участие 4 0 4 https://youtu.be/NYvWXcrkSCU 2 детей в шахматн ом турнире «Первен ство класса». 1. Шахмат 1 1 0 https://www.youtube.com/watch?v=Q7SvXn 2 ные VowGQ праздник и ОБЩЕЕ 34 1 КОЛИЧЕСТ ВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАМ МЕ 10 ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 1 КЛАСС Количествочасов № п/ п Темаурока Всего Контрольные работы Практические работы 1 Шахматы – мои друзья. История возникновения шахмат. 1 0 1 2 Шахматная доска. 1 0 1 3 Горизонталь. Знакомство с шахматной доской: новое понятие «горизонталь» 1 0 1 4 Вертикаль. Знакомство с шахматной доской: новое понятие «вертикаль» 1 0 1 5 Диагональ. Знакомство с шахматной доской: новое понятие «диагональ» 1 0 1 6 Шахматная нотация. Обозначение вертикалей, горизонталей, полей, шахматных фигур 1 0 1 7 Шахматные фигуры и 1 0 Датаизуч ения Домашнее задание 11 начальная позиция. Расстановка шахматных фигур в начальной позиции 8 Ладья. Знакомство с шахматной фигурой «ладья», её местом в начальной позиции, способом передвижения ладьи по доске: ход и взятие; раскрытие понятий «ход фигуры», «невозможный ход» 1 0 1 9 Слон. Знакомство с шахматной фигурой «слон», его местом в начальной позиции, объяснение способов передвижения слона по доске: ход и взятие; введение и раскрытие понятий «белопольный» и «чернопольный» слон 1 0 1 12 10 Ферзь. Знакомство с шахматной фигурой «ферзь», его местом в начальной позиции, способом передвижения ферзя по доске: ход и взятие 1 0 1 11 Конь. Знакомство с шахматной фигурой «конь», его местом в начальной позиции, способом передвижения коня по доске: ход и взятие 1 0 1 12 Пешка. Правила хода и взятия пешкой 1 0 1 13 Правила превращение пешки 1 0 1 14 Правила хода и взятия королём 1 0 1 0 1 0 1 0 1 0 1 Ценность фигур. 15 Сравнительная сила фигур Нападение 16 Атакующие возможности фигур Взятие. Взятие на 17 проходе Особое взятие пешкой: взятие на проходе Шах и защита от 18 шаха. 1 1 1 13 Постановка шаха всеми фигурами, защита от шаха 19 Мат. Постановка мата всеми фигурами 1 0 1 20 Пат – ничья. Варианты ничьей 1 0 1 21 Рокировка. Правила рокировки, длинная и короткая рокировки 1 0 1 22 Основные принципы игры в начале партии. Общие принципы игры в начале шахматной партии 1 0 1 23 Мат двумя ладьями одинокому королю. Техника матования одинокого короля двумя ладьями 1 0 1 24 Мат ферзём и ладьёй одинокому королю. Техника матования одинокого короля ферзём и ладьёй 1 0 1 25 Мат ферзём и королём одинокому 1 0 1 14 королю. Техника матования одинокого короля ферзём и королём 26 Материальное преимущество. Определение материального преимущества, реализация материального преимущества 1 0 1 27 Нарушение основных принципов игры в начале партии. Ошибочные ходы в начале партии и их последствия 1 0 1 28 Партииминиатюры. Анализ коротких партий 1 0 1 29 Запись шахматной партии. Способ ведения записи партии во время соревнований 1 0 1 30 Шахматный этикет. Правила поведения шахматиста во время партии 1 0 1 1 1 0 1 1 0 Шахматный 31 турнир Шахматный 32 турнир 15 Шахматный 33 турнир ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ 1 1 0 33 3 30 2 КЛАСС Количествочасов № п/ п Темаурока Всего Контрольные работы Практические работы 1 Из истории шахмат. Чемпионы мира по шахматам и выдающиеся шахматисты мира 1 0 1 2 Шахматные фигуры (повторение) 1 0 1 3 Нападение в шахматной партии. Шах и защита от него. Рокировка (повторение) 1 0 1 4 Мат. Пат. Мат одинокому королю королём и ладьёй. Мат в один ход (повторение) 1 0 1 5 Защита в шахматной партии: уход изпод нападения, уничтожение атакующей 1 0 1 Датаизуч ения Домашнее задание 16 фигуры, защита фигуры 6 Защита в шахматной партии: перекрытие, контрнападение. Знакомство с двумя другими видами защиты в шахматной партии – перекрытием, контрнападение м 1 0 1 7 Конкурс решения позиций: как бы вы сыграли? 1 0 1 8 Тактический приём «двойной удар». Знакомство с тактическим приёмом «двойной удар», способами нанесения двойного удара различными фигурами 1 0 1 9 Тактический приём «связка». Знакомство с тактическим приёмом «связка», понятиями «полная» и «неполная» связка, «давление» на связку 1 0 1 17 10 Конкурс решения позиций: как бы вы сыграли? 1 0 1 11 Тактический приём «ловля фигуры». Знакомство с новым тактическим приёмом «ловля фигуры» и способами его применения 1 0 1 12 Тактический приём «сквозной удар». Знакомство с новым тактическим приёмом «сквозной удар» и способами его применения 1 0 1 13 Мат на последней горизонтали 1 0 1 14 Конкурс решения позиций: как бы вы сыграли? 1 0 1 15 Тактический приём «открытый шах». Знакомство с новым тактическим приёмом «открытый шах» и способами его практического применения 1 0 1 18 16 Тактический приём «двойной шах». Знакомство с новым тактическим приёмом «двойной шах» и способами его практического применения 1 0 1 17 Шахматный турнир. Игровая практика 1 1 0 18 Шахматный турнир. Игровая практика 1 1 0 19 Шахматный турнир. Игровая практика 1 1 0 20 Шахматный турнир. Игровая практика 1 1 0 21 Шахматный турнир. Игровая практика 1 1 0 22 Основы игры в дебюте: атака на короля. Знакомство с таким методом игры в дебюте, как атака на короля партнёра 1 0 1 23 Основы игры в дебюте: атака на короля. Знакомство с таким методом игры в дебюте, как атака на короля партнёра 1 0 1 19 24 Основы эндшпиля: реализация большого материального преимущества 1 0 1 25 Основы эндшпиля: реализация большого материального преимущества 1 0 1 26 Основы анализа шахматной партии. Просмотр и анализ коротких шахматных партий 1 0 1 27 Основы анализа шахматной партии. Просмотр и анализ коротких шахматных партий 1 0 1 28 Основы анализа шахматной партии. Просмотр и анализ коротких шахматных партий 1 0 1 29 Конкурс решения позиций: как бы вы сыграли? 1 0 1 30 Шахматный турнир. Игровая практика 1 1 0 31 Шахматный турнир. Игровая 1 1 0 20 практика 32 Шахматный турнир. Игровая практика 1 1 0 33 Шахматный турнир. Игровая практика 1 1 0 34 Шахматный праздник. Решение заданий, игровая практика 1 1 0 34 10 24 ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ 21