РП ОРКСЭ Основы светской этики 4 класс

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ИВАНОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»
УВАТСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА
Приложение 6
К ООП НОО, утвержденной
приказом директора МАОУ
«Ивановская СОШ» Уватского
муниципального района
№ 225/1 от 30.08.2023 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
(ID 2085793)
учебного предмета
«Основы религиозных культур и светской этики»
для 4 класса начального общего образования
на 2022-2023 учебный год

с. Уват, 2023 г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа отражает вариант конкретизации требований Федерального государственного
образовательного стандарта начального общего образования (далее — ФГОС НОО) по ОРКСЭ и
обеспечивает содержательную составляющую ФГОС НОО.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ
КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ»
Планируемые результаты освоения курса ОРКСЭ включают результаты по каждому учебному
модулю. При конструировании планируемых результатов учитываются цели обучения, требования,
которые представлены в стандарте, и специфика содержания каждого учебного модуля. Общие
результаты содержат перечень личностных и метапредметных достижений, которые приобретает
каждый обучающийся, независимо от изучаемого модуля.
Культурологическая направленность предмета способствует развитию у обучающихся
представлений о нравственных идеалах и ценностях религиозных и светских традиций народов
России, формированию ценностного отношения к социальной реальности, осознанию роли буддизма,
православия, ислама, иудаизма, светской этики в истории и культуре нашей страны.
Коммуникативный подход к преподаванию предмета ОРКСЭ предполагает организацию
коммуникативной деятельности обучающихся, требующей от них умения выслушивать позицию
партнёра по деятельности, принимать её, согласовывать усилия для достижения поставленной цели,
находить адекватные вербальные средства передачи информации и рефлексии. Деятельностный
подход, основывающийся на принципе диалогичности, осуществляется в процессе активного
взаимодействия обучающихся, сотрудничества, обмена информацией, обсуждения разных точек
зрения и т. п.
Предпосылками усвоения младшими школьниками содержания курса являются психологические
особенности детей, завершающих обучение в начальной школе: интерес к социальной жизни,
любознательность, принятие авторитета взрослого. Психологи подчёркивают естественную
открытость детей этого возраста, способность эмоционально реагировать на окружающую
действительность, остро реагировать как на доброжелательность, отзывчивость, доброту других
людей, так и на проявление несправедливости, нанесение обид и оскорблений. Всё это становится
предпосылкой к пониманию законов существования в социуме и принятию их как руководства к
собственному поведению. Вместе с тем в процессе обучения необходимо учитывать, что младшие
школьники с трудом усваивают абстрактные философские сентенции, нравственные поучения,
поэтому особое внимание должно быть уделено эмоциональной стороне восприятия явлений
социальной жизни, связанной с проявлением или нарушением нравственных, этических норм,
обсуждение конкретных жизненных ситуаций, дающих образцы нравственно ценного поведения.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ
КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ»
Целью ОРКСЭ является формирование у обучающегося мотивации к осознанному нравственному
поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций
многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и
мировоззрений.
Основными задачами ОРКСЭ являются:
— знакомство обучающихся с основами православной, мусульманской, буддийской, иудейской
культур, основами мировых религиозных культур и светской этики по выбору родителей

(законных представителей);
— развитие представлений обучающихся о значении нравственных норм и ценностей в жизни
личности, семьи, общества;
— обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, ранее
полученных в начальной школе, формирование ценностно-смысловой сферы личности с учётом
мировоззренческих и культурных особенностей и потребностей семьи;
— развитие способностей обучающихся к общению в полиэтничной, разномировоззренческой и
многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога. Основной
методологический принцип реализации ОРКСЭ — культурологический подход, способствующий
формированию у младших школьников первоначальных представлений о культуре
традиционных религий народов России (православия, ислама, буддизма, иудаизма), российской
светской (гражданской) этике, основанной на конституционных правах, свободах и обязанностях
человека и гражданина в Российской Федерации.
Рабочая программа ориентирована на целевые приоритеты, сформулированные в федеральной
рабочей программе воспитания и в рабочей программе воспитания МАОУ «Ивановская СОШ»
Уватского муниципального района».
Урочная деятельность
 максимальное использование воспитательных возможностей содержания учебных предметов
для формирования у обучающихся российских традиционных духовно-нравственных и
социокультурных ценностей, российского исторического сознания на основе исторического
просвещения; подбор соответствующего тематического содержания, текстов для чтения, задач
для решения, проблемных ситуаций для обсуждений;
 включение учителями в рабочие программы по учебным предметам, курсам, модулям целевых
ориентиров результатов воспитания, их учет в определении воспитательных задач уроков,
занятий;
 включение учителями в рабочие программы учебных предметов, курсов, модулей тематики в
соответствии с календарным планом воспитательной работы;
 выбор методов, методик, технологий, оказывающих воспитательное воздействие на личность в
соответствии с воспитательным идеалом, целью и задачами воспитания, целевыми
ориентирами результатов воспитания; реализацию приоритета воспитания в учебной
деятельности;
 привлечение внимания обучающихся к ценностному аспекту изучаемых на уроках предметов,
явлений и событий, инициирование обсуждений, высказываний своего мнения, выработки
своего личностного отношения к изучаемым событиям, явлениям, лицам;
 применение интерактивных форм учебной работы:
интеллектуальных, стимулирующих познавательную мотивацию, игровых методик,
дискуссий, дающих возможность приобрести опыт ведения конструктивного диалога;
групповой работы, которая учит строить отношения и действовать в команде, способствует
развитию критического мышления;
 побуждение обучающихся соблюдать нормы поведения, правила общения со сверстниками и
педагогами, соответствующие укладу общеобразовательной организации, установление и
поддержку доброжелательной атмосферы;
 организацию шефства мотивированных и эрудированных обучающихся над неуспевающими
одноклассниками, в том числе с особыми образовательными потребностями, дающего
обучающимся социально значимый опыт сотрудничества и взаимной помощи;
 инициирование и поддержку исследовательской деятельности обучающихся в форме
индивидуальных и групповых проектов воспитательной направленности.

МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ
ЭТИКИ» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

Учебный предмет "Основы религиозных культур и светской этики" изучается в 4 классе один час в
неделе, общий объем составляет 34 часа.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Модуль «ОСНОВЫ СВЕТСКОЙ ЭТИКИ»
Россия — наша Родина. Культура и религия. Этика и её значение в жизни человека. Праздники как
одна из форм исторической памяти. Образцы нравственности в культурах разных народов.
Государство и мораль гражданина. Образцы нравственности в культуре Отечества. Трудовая мораль.
Нравственные традиции предпринимательства. Что значит быть нравственным в наше время. Высшие
нравственные ценности, идеалы, принципы морали. Методика создания морального кодекса в школе.
Нормы морали. Этикет. Образование как нравственная норма. Методы нравственного
самосовершенствования.
Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального
народа России.

ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате изучения предмета «Основы религиозных культур и светской этики» в 4 классе у
обучающегося будут сформированы следующие личностные результаты:
— понимать основы российской гражданской идентичности, испытывать чувство гордости за
свою Родину;
— формировать национальную и гражданскую самоидентичность, осознавать свою этническую
и национальную принадлежность;
— понимать значение гуманистических и демократических ценностных ориентаций; осознавать
ценность человеческой жизни;
— понимать значение нравственных норм и ценностей как условия жизни личности, семьи,
общества;
— осознавать право гражданина РФ исповедовать любую традиционную религию или не
исповедовать никакой религии;
— строить своё общение, совместную деятельность на основе правил коммуникации: умения
договариваться, мирно разрешать конфликты, уважать другое мнение, независимо от
принадлежности собеседников к религии или к атеизму;
— соотносить свои поступки с нравственными ценностями, принятыми в российском обществе,
проявлять уважение к духовным традициям народов России, терпимость к представителям
разного вероисповедания;
— строить своё поведение с учётом нравственных норм и правил; проявлять в повседневной
жизни доброту, справедливость, доброжелательность в общении, желание при необходимости
прийти на помощь;
— понимать необходимость обогащать свои знания о духовно-нравственной культуре,
стремиться анализировать своё поведение, избегать негативных поступков и действий, оскорб
‐ляющих других людей;
— понимать необходимость бережного отношения к материальным и духовным ценностям.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
— овладевать способностью понимания и сохранения целей и задач учебной деятельности,
поиска оптимальных средств их достижения;
— формировать умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в
соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять и находить
наиболее эффективные способы достижения результата, вносить соответствующие коррективы в
процесс их реализации на основе оценки и учёта характера ошибок, понимать причины
успеха/неуспеха учебной деятельности;
— совершенствовать умения в различных видах речевой деятельности и коммуникативных
ситуациях; адекватное использование речевых средств и средств информационно-

коммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных
задач;
— совершенствовать умения в области работы с информацией, осуществления
информационного поиска для выполнения учебных заданий;
— овладевать навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного
построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;
— овладевать логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации,
установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к
известным понятиям;
— формировать готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность
существования различных точек зрения и право каждого иметь свою собственную, умений
излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
— совершенствовать организационные умения в области коллективной деятельности, умения
определять общую цель и пути её достижения, умений договариваться о распределении ролей в
совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Универсальные учебные действия
Познавательные УУД:
— ориентироваться в понятиях, отражающих нравственные ценности общества — мораль, этика,
этикет, справедливость, гуманизм, благотворительность, а также используемых в разных
религиях (в пределах изученного);
— использовать разные методы получения знаний о традиционных религиях и светской этике
(наблюдение, чтение, сравнение, вычисление);
— применять логические действия и операции для решения учебных задач: сравнивать,
анализировать, обобщать, делать выводы на основе изучаемого фактического материала;
— признавать возможность существования разных точек зрения; обосновывать свои суждения,
приводить убедительные доказательства;
— выполнять совместные проектные задания с опорой на предложенные образцы.
Работа с информацией:
— воспроизводить прослушанную (прочитанную) информацию, подчёркивать её
принадлежность к определённой религии и/или к гражданской этике;
— использовать разные средства для получения информации в соответствии с поставленной
учебной задачей (текстовую, графическую, видео);
— находить дополнительную информацию к основному учебному материалу в разных

информационных источниках, в том числе в Интернете (в условиях контролируемого входа);
— анализировать, сравнивать информацию, представленную в разных источниках, с помощью
учителя, оценивать её объективность и правильность.
Коммуникативные УУД:
— использовать смысловое чтение для выделения главной мысли религиозных притч, сказаний,
произведений фольклора и художественной литературы, анализа и оценки жизненных ситуаций,
раскрывающих проблемы нравственности, этики, речевого этикета;
— соблюдать правила ведения диалога и дискуссии; корректно задавать вопросы и высказывать
своё мнение; проявлять уважительное отношение к собеседнику с учётом особенностей
участников общения;
— создавать небольшие тексты-описания, тексты-рассуждения для воссоздания, анализа и
оценки нравственно-этических идей, представленных в религиозных учениях и светской этике.
Регулятивные УУД:
— проявлять самостоятельность, инициативность, организованность в осуществлении учебной
деятельности и в конкретных жизненных ситуациях; контролировать состояние своего здоровья и
эмоционального благополучия, предвидеть опасные для здоровья и жизни ситуации и способы их
предупреждения;
— проявлять готовность изменять себя, оценивать свои поступки, ориентируясь на
нравственные правила и нормы современного российского общества; проявлять способность к
сознательному самоограничению в поведении;
— анализировать ситуации, отражающие примеры положительного и негативного отношения к
окружающему миру (природе, людям, предметам трудовой деятельности);
— выражать своё отношение к анализируемым событиям, поступкам, действиям: одобрять
нравственные нормы поведения; осуждать проявление несправедливости, жадности, нечестности,
зла;
— проявлять высокий уровень познавательной мотивации, интерес к предмету, желание больше
узнать о других религиях и правилах светской этики и этикета.
Совместная деятельность:
— выбирать партнёра не только по личным симпатиям, но и по деловым качествам, корректно
высказывать свои пожелания к работе, спокойно принимать замечания к своей работе,
объективно их оценивать;
— владеть умениями совместной деятельности: подчиняться, договариваться, руководить;
терпеливо и спокойно разрешать возникающие конфликты;

— готовить индивидуально, в парах, в группах сообщения по изученному и дополнительному
материалу с иллюстративным материалом и видеопрезентацией.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Предметные результаты освоения образовательной программы модуля «Основы светской
этики»должны отражать сформированность умений:
— выражать своими словами первоначальное понимание сущности духовного развития как
осознания и усвоения человеком значимых для жизни представлений о себе, людях, окружающей
действительности;
— выражать своими словами понимание значимости нравственного самосовершенствования и
роли в этом личных усилий человека, приводить примеры;
— выражать понимание и принятие значения российских традиционных духовных и
нравственных ценностей, духовно-нравственной культуры народов России, российского
общества как источника и основы духовного развития, нравственного совершенствования;
— рассказывать о российской светской (гражданской) этике как общепринятых в российском
обществе нормах морали, отношений и поведения людей, основанных на российских
традиционных духовных ценностях, конституционных правах, свободах и обязанностях человека
и гражданина в России;
— раскрывать основное содержание нравственных категорий российской светской этики
(справедливость, совесть, ответственность, сострадание, ценность и достоинство человеческой
жизни, взаимоуважение, вера в добро, человеколюбие, милосердие, добродетели, патриотизм,
труд) в отношениях между людьми в российском обществе; объяснять «золотое правило
нравственности»;
— высказывать суждения оценочного характера о значении нравственности в жизни человека,
семьи, народа, общества и государства; умение различать нравственные нормы и нормы этикета,
приводить примеры;
— первоначальный опыт осмысления и нравственной оценки поступков, поведения (своих и
других людей) с позиций российской светской (гражданской) этики;
— раскрывать своими словами первоначальные представления об основных нормах российской
светской (гражданской) этики: любовь к Родине, российский патриотизм и гражданственность,
защита Отечества; уважение памяти предков, исторического и культурного наследия и
особенностей народов России, российского общества; уважение чести, достоинства, доброго
имени любого человека; любовь к природе, забота о животных, охрана окружающей среды;
— рассказывать о праздниках как одной из форм исторической памяти народа, общества;
российских праздниках (государственные, народные, религиозные, семейные праздники);
российских государственных праздниках, их истории и традициях (не менее трёх), религиозных
праздниках (не менее двух разных традиционных религий народов России), праздниках в своём
регионе (не менее одного), о роли семейных праздников в жизни человека, семьи;
— раскрывать основное содержание понимания семьи, отношений в семье на основе российских
традиционных духовных ценностей (семья — союз мужчины и женщины на основе взаимной

любви для совместной жизни, рождения и воспитания детей; любовь и забота родителей о детях;
любовь и забота детей о нуждающихся в помощи родителях; уважение старших по возрасту,
предков); российских традиционных семейных ценностей;
— распознавать российскую государственную символику, символику своего региона, объяснять
её значение; выражать уважение российской государственности, законов в российском обществе,
законных интересов и прав людей, сограждан;
— рассказывать о трудовой морали, нравственных традициях трудовой деятельности,
предпринимательства в России; выражать нравственную ориентацию на трудолюбие, честный
труд, уважение к труду, трудящимся, результатам труда;
— рассказывать о российских культурных и природных памятниках, о культурных и природных
достопримечательностях своего региона;
— раскрывать основное содержание российской светской (гражданской) этики на примерах
образцов нравственности, российской гражданственности и патриотизма в истории России;
— объяснять своими словами роль светской (гражданской) этики в становлении российской
государственности;
— первоначальный опыт поисковой, проектной деятельности по изучению исторического и
культурного наследия народов России, российского общества в своей местности, регионе,
оформлению и представлению её результатов;
— приводить примеры нравственных поступков, совершаемых с опорой на этические нормы
российской светской (гражданской) этики и внутреннюю установку личности поступать согласно
своей совести;
— выражать своими словами понимание свободы мировоззренческого выбора, отношения
человека, людей в обществе к религии, свободы вероисповедания; понимание российского
общества как многоэтничного и многорелигиозного (приводить примеры), понимание
российского общенародного (общенационального, гражданского) патриотизма, любви к
Отечеству, нашей общей Родине — России; приводить примеры сотрудничества последователей
традиционных религий;
— называть традиционные религии в России, народы России, для которых традиционными
религиями исторически являются православие, ислам, буддизм, иудаизм;
— выражать своими словами понимание человеческого достоинства, ценности человеческой
жизни в российской светской (гражданской) этике.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
МОДУЛЬ "ОСНОВЫ СВЕТСКОЙ ЭТИКИ"
№
п/
п

Наименование
разделов и тем
программы

Количество часов
Всег
о

Контрольны
е работы

Практически
е работы

1

Россия — наша Родина

1

0

0

2

Этика и её значение в
жизни человека. Нормы
морали. Нравственные
ценности, идеалы,
принципы

8

0

0

Электронные
(цифровые)
образовательны
е ресурсы

3

Государство и мораль
гражданина. Основной
Закон (Конституция) в
государстве как
источник российской
гражданской этики

1

0

0

4

Образцы
нравственности в
культуре Отечества,
народов России.
Природа и человек

8

0

2

5

Праздники как одна из
форм исторической
памяти

2

0

0

6

Семейные ценности.
Этика семейных
отношений

1

0

0

7

Трудовая мораль.
Нравственные традиции
предпринимательства

3

0

0

8

Что значит быть
нравственным в наше
время. Методы
нравственного
самосовершенствования

6

0

0

9

Этикет

2

0

0

10

Любовь и уважение к
Отечеству. Патриотизм
многонационального и
многоконфессиональног
о народа России

2

0

0

34

0

2

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО
ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

Поурочное планирование
№ Наименование разделов и тем
п/ программы
п
Модуль 1. Основы светской этики
1.1. Россия – наша Родина
Духовные ценности
человечества. Культура.

Количество часов
всег контроль практиче
о ные
ские
работы работы
2
0
0

Религия

Дата
изучен
ия

Виды деятельности по формированию
функциональной грамотности

05.09.23 Вести учебный,
12.09.23 социокультурный диалог;
Определять понятия добра и
зла;
Аргументировать свою точку
зрения;
Применять полученные
знания в жизни;

Виды,
форм
ы
контр
оля
Устн
ый
опро
с;

Электронны
е
(цифровые)
образовател
ьные
media.prosv.ru/
ресурсы
content
https://tc.edsoo.
ru/?
query=&klass=9&s
ubject=

1.2. О философии и этике

1

0

0

19.09.23 Объяснять значение изучаемых понятий;
Определять основные характеристики
общения;
Анализировать особенности общения на
основе «золотого правила нравственности»;
Аргументировать свою позицию;

Устн
ый
опро
с;

media.prosv.ru/
content
https://tc.edsoo.
ru/?
query=&klass=9&s
ubject=

1.3. Мораль и нравственность

1

0

0

26.09.23 Различать проявления добра и зла;
Осмысливать с этих позиций своё поведение и
поведение окружающих; Осознавать с позиции
нравственности свои поступки;

Устн
ый
опро
с;

1.4. Образцы нравственности в
культурах разных народов

1

0

0

03.10.23 Определять особенности индивидуального
проявления окружающих; Находить нужные
слова при общении с другими;

1.5. Гуманисты мира

1

0

0

10.10.23 Уметь охарактеризовать правила
этикета;
Осознанно соблюдать правила этикета;
Вырабатывать в поведении соответствие
правилам этикета;

Устн
ый
опро
с;
Устн
ый
опро
с;

media.prosv.ru/
content
https://tc.edsoo.
ru/?
query=&klass=9&s
ubject=
media.prosv.ru/
content
https://tc.edsoo.
ru/?
media.prosv.ru/
query=&klass=9&s
ubject=
content
https://tc.edsoo.
ru/?
query=&klass=9&s
ubject=

1.6. Гуманисты России.
Писатели-гуманисты

1

0

0

17.10.23 Обозначать сущность понятия
«этикет»;
Обосновывать необходимость
соблюдения правил этикета;

Устн
ый
опро
с;

media.prosv.ru/
content
https://tc.edsoo.
ru/?
query=&klass=9&s
ubject=

1.7. Труд как нравственная
ценность

1

0

0

Устн
ый
опро
с;

1.8. Нравственные традиции
предпринимательства

1

0

0

24.10.23 Знать основные правила этикета;
Уметь обосновать необходимость соблюдения
правил этикета в школе и дома, обозначать их
перечень;
учебника;
07.11.23 Осознанно
Осознаватькомментировать
значение понятиятекст
«речь»;

1.9. Меценатство

1

0

0

14.11.23 Объяснять, в чём этическая и эмоциональная
основа понятия «душа»; Осознанно
характеризовать понятия «духовность»,
«душевность»; Соотносить понятия «душа»,
«духовность»;

Устн
ый
опро
с;

media.prosv.ru/
content
https://tc.edsoo.
ru/?
query=&klass=9&s
media.prosv.ru/
ubject=
content
https://tc.edsoo.
ru/?
query=&klass=9&s
ubject=
media.prosv.ru/
content
https://tc.edsoo.
ru/?
query=&klass=9&s
ubject=

1.10 Нравственность в наше время 1
.

0

0

21.11.23 Определять смысловое значение понятия
«справедливость»;
Иллюстрировать примеры значимости природы в
жизни человека из личного опыта и опыта других
людей;
Осознавать взаимосвязь природы и жизни
человека, аргументировать свои высказывания;

Устн
ый
опро
с;

Видеть и выражать многогранность
взаимосвязи понятий «речь» и«речка»;
Характеризовать образную выразительность
слова;

Устн
ый
опро
с;

media.prosv.ru/
content
https://tc.edsoo.
ru/?
query=&klass=9&s
ubject=

1.11 Что такое добродетель.
. Аристотель о добродетелях

1

0

0

1.12 Нравственные качества.
. Сократ

1

0

0

1.13 Нравственный выбор
.

1

0

0

1.14 Справедливость
.

1

0

0

1.15 Терпение и терпимость
.

1

0

0

28.11.23 Объяснять смысловую основу понятий «род»,
«Родина»;
Осознанно определять, что значит быть
патриотом;
Составлять небольшой текст-рассуждение на
тему родины, патриотизма.
05.12.23 Понимать
Находить взначение
литературе
понятия
иллюстрации
«человечность»;
обсуждаемых
понятий; аргументировать влияние
Осознанно
взаимодействий с людьми на
нравственный рост человека;
Расширять знания, дополненные другими
учебными предметами,
обогащённые личным опытом и опытом людей, в
определении изучаемых понятий;
12.12.23 Аргументированно отвечать на вопрос
«Что такое коллектив?»; Анализировать
особенности коллектива;
Объяснять соотношение понятий
«коллектив» и «личность»; Приводить
примеры взаимодействия коллектива и
личности из собственного опыта и
материала других предметов;
19.12.23 Осознавать понятия «индивидуальность»,
«дружба», «уважение»; Анализировать
возможности улучшения отношений в
коллективе; Уметь вырабатывать правила для
себя и для других;
Аргументированно объяснять, что значит
быть единомышленником в коллективе;
26.12.23 Умение понять состояние другого человека;
Разумно, с пониманием реагировать на состояние
другого человека; Осознавать значение семьи для
человека, общества и государства;
Стремиться корректировать своё поведение в
процессе преодоления обид;

Устн
ый
опро
с;
Устн
ый
опро
с;

media.prosv.ru/
content
https://tc.edsoo.
ru/?
query=&klass=9&s
ubject=
media.prosv.ru/
content
https://tc.edsoo.
ru/?
query=&klass=9&s
ubject=

Устн
ый
опро
с;

media.prosv.ru/
content
https://tc.edsoo.
ru/?
query=&klass=9&s
ubject=

Устн
ый
опро
с;

media.prosv.ru/
content
https://tc.edsoo.
ru/?
query=&klass=9&s
ubject=

Устн
ый
опро
с;

media.prosv.ru/
content
https://tc.edsoo.
ru/?
query=&klass=9&s
ubject=

2

0

2

09.01.24 Применять на практике полученные знания;
16.01.24 Уметь планировать свою деятельность;
Раскрывать содержание изучаемых понятий;
Понимать необходимость осознанного
отношения к собственным поступкам;
Аргументировать свою точку зрения;

Устный
опрос;
Практиче
ская
работа;

media.prosv.ru/
content
https://tc.edsoo.
ru/?
query=&klass=9&s
ubject=

1.17 Десять заповедей и мораль в
. современном обществе

1

0

0

23.01.24 Осознавать значение золотого правила
этики;
Размышлять о причинах появления золотого
правила этики и его применении;
Объяснять сущность и содержание
общечеловеческих ценностей;
Аргументировать свою точку зрения;

Устн
ый
опро
с;

media.prosv.ru/
content
https://tc.edsoo.
ru/?
query=&klass=9&s
ubject=

1.18 Совесть
.

1

0

0

30.01.24 Понимать значение понятий «смысл»,
«нравственный закон», «жизнь»; Уметь
размышлять о том, какую роль играют духовные
ценности в жизни человека;
Аргументировать свою точку зрения;
Использовать ключевые понятия урока в
собственной устной и
письменной речи;

Устн
ый
опро
с;

media.prosv.ru/
content
https://tc.edsoo.
ru/?
query=&klass=9&s
ubject=

1.19 Долг
.

1

0

0

06.02.24 Характеризовать понятия «бескорыстность»,
«доброта», «совесть»; Объяснять смысл
сказок и народных пословиц, связь между
ними;

Устн
ый
опро
с;

media.prosv.ru/
content
https://tc.edsoo.
ru/?
query=&klass=9&s
ubject=

1.16 Милосердие — «милость
. сердца». Творческие
работы
Десять заповедей - основа
нравственного закона.
Творческие работы

1.20 Ответственность
.

1

0

0

1.21 «Золотое правило
. нравственности»

1

0

0

13.02.24 Объяснять значение понятий «сочувствие» и
«сопереживание»,«сострадание» и
«милосердие»;
Осознанно аргументировать роль совести как
внутреннего регулятора человеческого
поведения;
Использовать знания по литературному
примеры
из личного опыта
и опыта
20.02.24 чтению,
Анализировать
конфликтную
ситуацию,
других
людей
для
характеристики
действия
обозначая возможные способы выхода из неё;
совести;
Доброжелательно взаимодействовать с людьми
любой национальности; Осознанно следовать
правилам тактичного поведения;
27.02.24 Сопоставлять
понятия знания
«нравственная
установка»,
Применять усвоенные
в общении;
«нравственные усилия»; Аргументировать свою
точку зрения;
Составлять небольшой текст-рассуждение на тему
«Образцы
нравственного поведения в современной жизни»;
05.03.24 Анализировать свои поступки,
чувства, помыслы; Осознавать
необходимость соблюдения норм
этикета; Совершенствовать умения
в области коммуникации;

Устн
ый
опро
с;

media.prosv.ru/
content
https://tc.edsoo.
ru/?
query=&klass=9&s
ubject=

Устн
ый
опро
с;

media.prosv.ru/
content
https://tc.edsoo.
ru/?
query=&klass=9&s
ubject=
media.prosv.ru/
content
https://tc.edsoo.
ru/?
query=&klass=9&s
ubject=
media.prosv.ru/
content
https://tc.edsoo.
ru/?
query=&klass=9&s
ubject=
media.prosv.ru/
content
https://tc.edsoo.
ru/?
query=&klass=9&s
ubject=
media.prosv.ru/
content
https://tc.edsoo.
ru/?
media.prosv.ru/
query=&klass=9&s
content
ubject=
https://tc.edsoo.
ru/?
query=&klass=9&s
ubject=

Устн
ый
опро
с;

1.22 Этика и этикет
.

1

0

0

1.23 Государство, основанное на
. справедливости

1

0

0

1.24 Этика религиозная и светская 1
.

0

0

12.03.24 Чётко представлять, что такое понимание,
гармония, прощение; Составлять
небольшой текст-рассуждение на заданную
тему;

Устн
ый
опро
с;

1.25 Образование как
. нравственная норма

1

0

0

1.26 Отношение к другим людям
. и к самому себе

1

0

0

19.03.24 Аргументированно объяснять, что означает
нравственный выбор; Совершенствовать
умения в области общения;
терпимость
и дружелюбие
02.04.24 Проявлять
Комментировать
основное
содержаниепри
урока и
взаимодействии
с окружающими;
его
важнейшие понятия;
Систематизировать и
обобщать полученные знания;
Делать выводы;

Устн
ый
опро
с;
Устн

Устн
ый
опро
с;

ый
опро
с;

1.27 Великие мыслители о дружбе 1
.

0

0

09.04.24 Систематизировать и обобщать полученные
знания;
Анализировать и сопоставлять факты. Находить
аналогии;
Соотносить морально-нравственные проблемы с
анализом личного опыта поведения;

Устн
ый
опро
с;

media.prosv.ru/
content
https://tc.edsoo.
ru/?
query=&klass=9&s
ubject=

1.28 О самовоспитании
.

1

0

0

16.04.24 Осознанно раскрывать суть понятий
«терпение», «терпимость»,«деликатность»;
Соотносить свои представления с опытом
поведения других людей;

Устн
ый
опро
с;

1.29 Патриотизм как нравственная 1
. категория

0

0

23.04.24 Систематизировать и обобщать
этические знания; Находить
аналогии;
Рассуждать на моральноэтические темы;

Устн
ый
опро
с;

1.30 Эмоциональный интеллект и
. язык общения

1

0

0

Устн
ый
опро
с;

1.31 Человек - венец творения
.

1

0

0

30.04.24 Соотносить понятия «Родина», «Отечество»;
Осознанно анализировать изучаемые понятия.
Находить аналогии; Вырабатывать умение,
рассуждать на морально-этические темы и делать
выводы;
07.05.24 Осознанно раскрывать понятия «патриот»,
«патриотизм»,
«гражданин»,«гражданственность»;
Выделять главное в тексте учебника;

media.prosv.ru/
content
https://tc.edsoo.
ru/?
query=&klass=9&s
ubject=
media.prosv.ru/
content
https://tc.edsoo.
ru/?
query=&klass=9&s
ubject=
media.prosv.ru/
content
https://tc.edsoo.
ru/?
query=&klass=9&s
ubject=
media.prosv.ru/
content
https://tc.edsoo.
ru/?
query=&klass=9&s
ubject=

Устн
ый
опро
с;

1.32 Россия - наш общий дом
.

1

0

0

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ
ПО ПРОГРАММЕ

34

0

2

14.05.24 Обобщать знания, полученные при изучении
курса;
Применять на практике полученные знания;
Уметь планировать свою работу. Подводить
её итоги, представлять результаты;

Устн
ый
опро
с;

media.prosv.ru/
content
https://tc.edsoo.
ru/?
query=&klass=9&s
ubject=

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры (в 2 частях). 4 класс.
Часть 1.: Виноградова Н.Ф., Власенко В.И., Поляков А.В.; Часть 2: Виноградова Н.Ф. Акционерное
общество «Издательство «Просвещение»;
Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики (в 2 частях). 4 класс. Часть 1:
Виноградова Н.Ф., Власенко В.И., Поляков А.В.; Часть 2: Виноградова Н.Ф. Акционерное
общество«Издательство «Просвещение»;
Введите свой вариант:
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
Коллекции электронных образовательных ресурсов
1. «Единое окно доступа к образовательным ресурсам»- http://windows.edu/ru
2. «Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов» - http://school-collektion.edu/ru
3.«Федеральный центр информационных образовательных ресурсов» -http://fcior.edu.ru,
http://eor.edu.ru 4. Каталог образовательных ресурсов сети Интернет для школыhttp://katalog.iot.ru/ 5.
Библиотека материалов для начальной школыhttp://www.nachalka.com/biblioteka 6. Mеtodkabinet.eu:
информационно-методический кабинетhttp://www.metodkabinet.eu/ 7. Каталог образовательных
ресурсов сети «Интернет» http://catalog.iot.ru
8. Российский образовательный портал http://www.school.edu.ru
9. Портал «Российское образование http://www.edu.ru
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ
1. https://media.prosv.ru/content/
2. http://school-collection.edu.ru/
3. Презентации уроков «Начальная школа». – Режим доступа: http://nachalka/info/about/193 4. Я иду на
урок начальной школы (материалы к уроку). – Режим доступа: http://nsc.1september.
5. Российская Электронная Школа
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ
http://bi2o2t.ru/training/sub
https://www.soloveycenter.pro/
https://onlyege.ru/ege/vpr-4/vpr-matematika-4/
https://onlinetestpad.com/ru/tests
https://www.klass39.ru/klassnye-resursy/
https://www.uchportal.ru/load/47-2-2
http://school-collection.edu.ru/
http://um-razum.ru/load/uchebnye_prezentacii/nachalnaja_shkola/18
http://internet.chgk.info/
http://www.vbg.ru/~kvint/im.htm
http://www.creatingmusic.com/
http://music.edu.ru/
https://tc.edsoo.ru/?query=&klass=9&subject=

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
УЧЕБНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ
Таблицы к основным разделам материала, содержащегося в программе
Наборы сюжетных (предметных) картинок в соответствии с тематикой
ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ЛАБОРАТОРНЫХ, ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ,
ДЕМОНСТРАЦИЙ
Классная магнитная доска.
Колонки.
Мультимедийный проектор.
Компьютер.
Принтер.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».