РП Информатика 10-11 классы

‌МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ИВАНОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»
УВАТСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА

Приложение 3
К ООП НОО, утвержденной
приказом директора МАОУ
«Ивановская СОШ» Уватского
муниципального района
№ 225/1 от 30.08.2023 г.

‌

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
(ID 2009058)
учебного предмета «Информатика» (базовый уровень)
для обучающихся 10 – 11 классов

2023‌

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа по информатике на уровне среднего общего образования даёт
представление о целях, общей стратегии обучения, воспитания и развития
обучающихся средствами учебного предмета «Информатика» на базовом
уровне, устанавливает обязательное предметное содержание, предусматривает
его структурирование по разделам и темам, определяет распределение его по
классам (годам изучения).
Программа по информатике определяет количественные и качественные
характеристики учебного материала для каждого года изучения, в том числе
для содержательного наполнения разного вида контроля (промежуточной
аттестации обучающихся, всероссийских проверочных работ, государственной
итоговой аттестации). Программа по информатике является основой для
составления авторских учебных программ и учебников, поурочного
планирования курса учителем.
Информатика на уровне среднего общего образования отражает:
сущность информатики как научной дисциплины, изучающей
закономерности протекания и возможности автоматизации информационных
процессов в различных системах;
основные
области
применения
информатики,
прежде
всего
информационные технологии, управление и социальную сферу;
междисциплинарный характер информатики и информационной
деятельности.
Курс информатики на уровне среднего общего образования является
завершающим этапом непрерывной подготовки обучающихся в области
информатики и информационно-коммуникационных технологий, он опирается
на содержание курса информатики уровня основного общего образования и
опыт
постоянного
применения
информационно-коммуникационных
технологий, даёт теоретическое осмысление, интерпретацию и обобщение
этого опыта.
В содержании учебного предмета «Информатика» выделяются четыре
тематических раздела.
Раздел «Цифровая грамотность» охватывает вопросы устройства
компьютеров и других элементов цифрового окружения, включая
компьютерные сети, использование средств операционной системы, работу в
сети Интернет и использование интернет-сервисов, информационную
безопасность.
Раздел «Теоретические основы информатики» включает в себя
понятийный аппарат информатики, вопросы кодирования информации,
измерения информационного объёма данных, основы алгебры логики и
компьютерного моделирования.
Раздел «Алгоритмы и программирование» направлен на развитие
алгоритмического мышления, разработку алгоритмов, формирование навыков
реализации программ на выбранном языке программирования высокого уровня.
Раздел «Информационные технологии» охватывает вопросы применения
информационных технологий, реализованных в прикладных программных

продуктах и интернет-сервисах, в том числе при решении задач анализа
данных, использование баз данных и электронных таблиц для решения
прикладных задач.
Результаты базового уровня изучения учебного предмета «Информатика»
ориентированы в первую очередь на общую функциональную грамотность,
получение компетентностей для повседневной жизни и общего развития. Они
включают в себя:
понимание предмета, ключевых вопросов и основных составляющих
элементов изучаемой предметной области;
умение решать типовые практические задачи, характерные для
использования методов и инструментария данной предметной области;
осознание рамок изучаемой предметной области, ограниченности методов
и инструментов, типичных связей с другими областями знания.
Основная цель изучения учебного предмета «Информатика» на базовом
уровне для уровня среднего общего образования – обеспечение дальнейшего
развития информационных компетенций выпускника, его готовности к жизни в
условиях развивающегося информационного общества и возрастающей
конкуренции на рынке труда. В связи с этим изучение информатики в 10 – 11
классах должно обеспечить:
сформированность представлений о роли информатики, информационных
и коммуникационных технологий в современном обществе;
сформированность основ логического и алгоритмического мышления;
сформированность умений различать факты и оценки, сравнивать
оценочные выводы, видеть их связь с критериями оценивания и связь
критериев с определённой системой ценностей, проверять на достоверность и
обобщать информацию;
сформированность представлений о влиянии информационных технологий
на жизнь человека в обществе, понимание социального, экономического,
политического, культурного, юридического, природного, эргономического,
медицинского и физиологического контекстов информационных технологий;
принятие правовых и этических аспектов информационных технологий,
осознание ответственности людей, вовлечённых в создание и использование
информационных систем, распространение информации;
создание условий для развития навыков учебной, проектной, научноисследовательской и творческой деятельности, мотивации обучающихся к
самор Рабочая программа ориентирована на целевые приоритеты,
сформулированные в федеральной рабочей программе воспитания и в рабочей
программе воспитания МАОУ «Ивановская СОШ» Уватского муниципального
района».
Урочная деятельность

максимальное
использование
воспитательных
возможностей
содержания учебных предметов для формирования у обучающихся российских
традиционных духовно-нравственных и социокультурных ценностей,
российского исторического сознания на основе исторического просвещения;
подбор соответствующего тематического содержания, текстов для чтения,
задач для решения, проблемных ситуаций для обсуждений;

включение учителями в рабочие программы по учебным предметам,
курсам, модулям целевых ориентиров результатов воспитания, их учет в
определении воспитательных задач уроков, занятий;

включение учителями в рабочие программы учебных предметов,
курсов, модулей тематики в соответствии с календарным планом
воспитательной работы;

выбор методов, методик, технологий, оказывающих воспитательное
воздействие на личность в соответствии с воспитательным идеалом, целью и
задачами воспитания, целевыми ориентирами результатов воспитания;
реализацию приоритета воспитания в учебной деятельности;

привлечение внимания обучающихся к ценностному аспекту
изучаемых на уроках предметов, явлений и событий, инициирование
обсуждений, высказываний своего мнения, выработки своего личностного
отношения к изучаемым событиям, явлениям, лицам;

применение интерактивных форм учебной работы:
интеллектуальных, стимулирующих познавательную мотивацию, игровых
методик, дискуссий, дающих возможность приобрести опыт ведения
конструктивного диалога; групповой работы, которая учит строить отношения
и действовать в команде, способствует развитию критического мышления;


побуждение обучающихся соблюдать нормы поведения, правила
общения со сверстниками и педагогами, соответствующие укладу
общеобразовательной
организации,
установление
и
поддержку
доброжелательной атмосферы;

организацию шефства мотивированных и эрудированных обучающихся
над неуспевающими одноклассниками, в том числе с особыми
образовательными потребностями, дающего обучающимся социально
значимый опыт сотрудничества и взаимной помощи;

инициирование и поддержку исследовательской деятельности
обучающихся в форме индивидуальных и групповых проектов воспитательной
направленности.
азвитию.
‌На изучение информатики (базовый уровень) отводится 68 часов: в 10
классе – 34 часа (1 час в неделю), в 11 классе – 34 часа (1 час в неделю).‌‌
Базовый уровень изучения информатики обеспечивает подготовку
обучающихся, ориентированных на те специальности, в которых
информационные технологии являются необходимыми инструментами
профессиональной деятельности, участие в проектной и исследовательской
деятельности, связанной с междисциплинарной и творческой тематикой,
возможность решения задач базового уровня сложности Единого
государственного экзамена по информатике.
Последовательность изучения тем в пределах одного года обучения может
быть изменена по усмотрению учителя при подготовке рабочей программы и
поурочного планирования.


Деятельность учителя с учетом рабочей программы воспитания
школы
Рабочая
программа
ориентирована
на
целевые
приоритеты,
сформулированные в федеральной рабочей программе воспитания и в рабочей
программе воспитания МАОУ «Ивановская СОШ» Уватского муниципального
района».
Урочная деятельность
• максимальное использование воспитательных возможностей содержания
учебных предметов для формирования у обучающихся российских
традиционных духовно-нравственных и социокультурных ценностей,
российского исторического сознания на основе исторического просвещения;
подбор соответствующего тематического содержания, текстов для чтения,
задач для решения, проблемных ситуаций для обсуждений;
• включение учителями в рабочие программы по учебным предметам,
курсам, модулям целевых ориентиров результатов воспитания, их учет в
определении воспитательных задач уроков, занятий;
• включение учителями в рабочие программы учебных предметов, курсов,
модулей тематики в соответствии с календарным планом воспитательной
работы;
• выбор методов, методик, технологий, оказывающих воспитательное
воздействие на личность в соответствии с воспитательным идеалом, целью и
задачами воспитания, целевыми ориентирами результатов воспитания;
реализацию
приоритета
воспитания
в
учебной
деятельности;
• привлечение внимания обучающихся к ценностному аспекту изучаемых на
уроках предметов, явлений и событий, инициирование обсуждений,
высказываний своего мнения, выработки своего личностного отношения к
изучаемым событиям, явлениям, лицам;
•
применение
интерактивных
форм
учебной
работы:
интеллектуальных, стимулирующих познавательную мотивацию, игровых
методик, дискуссий, дающих возможность приобрести опыт ведения
конструктивного диалога; групповой работы, которая учит строить отношения
и действовать в команде, способствует развитию критического мышления;
• побуждение обучающихся соблюдать нормы поведения, правила
общения со сверстниками и педагогами, соответствующие укладу
общеобразовательной
организации,
установление
и
поддержку
доброжелательной атмосферы;

• организацию шефства мотивированных и эрудированных обучающихся
над неуспевающими одноклассниками, в том числе с особыми
образовательными потребностями, дающего обучающимся социально
значимый опыт сотрудничества и взаимной помощи;
• инициирование и поддержку исследовательской деятельности
обучающихся в форме индивидуальных и групповых проектов воспитательной
направленности.

СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ
10 КЛАСС
Цифровая грамотность
Требования техники безопасности и гигиены при работе с компьютерами и
другими компонентами цифрового окружения.
Принципы работы компьютера. Персональный компьютер. Выбор
конфигурации компьютера в зависимости от решаемых задач.
Основные тенденции развития компьютерных технологий. Параллельные
вычисления.
Многопроцессорные
системы.
Суперкомпьютеры.
Микроконтроллеры. Роботизированные производства.
Программное обеспечение компьютеров. Виды программного обеспечения
и их назначение. Особенности программного обеспечения мобильных
устройств. Операционная система. Понятие о системном администрировании.
Инсталляция и деинсталляция программного обеспечения.
Файловая система. Поиск в файловой системе. Организация хранения и
обработки данных с использованием интернет-сервисов, облачных технологий
и мобильных устройств.
Прикладные компьютерные программы для решения типовых задач по
выбранной специализации. Системы автоматизированного проектирования.
Программное обеспечение. Лицензирование программного обеспечения и
цифровых ресурсов. Проприетарное и свободное программное обеспечение.
Коммерческое и некоммерческое использование программного обеспечения и
цифровых ресурсов. Ответственность, устанавливаемая законодательством
Российской Федерации, за неправомерное использование программного
обеспечения и цифровых ресурсов.
Теоретические основы информатики
Информация, данные и знания. Универсальность дискретного
представления информации. Двоичное кодирование. Равномерные и
неравномерные коды. Условие Фано. Подходы к измерению информации.
Сущность объёмного (алфавитного) подхода к измерению информации,
определение бита с точки зрения алфавитного подхода, связь между размером
алфавита и информационным весом символа (в предположении о
равновероятности появления символов), связь между единицами измерения
информации: бит, байт, Кбайт, Мбайт, Гбайт. Сущность содержательного
(вероятностного) подхода к измерению информации, определение бита с
позиции содержания сообщения.
Информационные процессы. Передача информации. Источник, приёмник,
канал связи, сигнал, кодирование. Искажение информации при передаче.
Скорость передачи данных по каналу связи. Хранение информации, объём
памяти. Обработка информации. Виды обработки информации: получение
нового содержания, изменение формы представления информации. Поиск
информации. Роль информации и информационных процессов в окружающем
мире.
Системы. Компоненты системы и их взаимодействие. Системы
управления. Управление как информационный процесс. Обратная связь.

Системы счисления. Развёрнутая запись целых и дробных чисел в
позиционных системах счисления. Свойства позиционной записи числа:
количество цифр в записи, признак делимости числа на основание системы
счисления. Алгоритм перевода целого числа из P-ичной системы счисления в
десятичную. Алгоритм перевода конечной P-ичной дроби в десятичную.
Алгоритм перевода целого числа из десятичной системы счисления в P-ичную.
Двоичная, восьмеричная и шестнадцатеричная системы счисления, перевод
чисел между этими системами. Арифметические операции в позиционных
системах счисления.
Представление целых и вещественных чисел в памяти компьютера.
Кодирование текстов. Кодировка ASCII. Однобайтные кодировки.
Стандарт UNICODE. Кодировка UTF-8. Определение информационного объёма
текстовых сообщений.
Кодирование изображений. Оценка информационного объёма растрового
графического изображения при заданном разрешении и глубине кодирования
цвета.
Кодирование звука. Оценка информационного объёма звуковых данных
при заданных частоте дискретизации и разрядности кодирования.
Алгебра логики. Высказывания. Логические операции. Таблицы
истинности логических операций «дизъюнкция», «конъюнкция», «инверсия»,
«импликация», «эквиваленция». Логические выражения. Вычисление
логического значения составного высказывания при известных значениях
входящих в него элементарных высказываний. Таблицы истинности логических
выражений. Логические операции и операции над множествами.
Примеры законов алгебры логики. Эквивалентные преобразования
логических выражений. Логические функции. Построение логического
выражения с данной таблицей истинности. Логические элементы компьютера.
Триггер. Сумматор. Построение схемы на логических элементах по
логическому выражению. Запись логического выражения по логической схеме.
Информационные технологии
Текстовый процессор. Редактирование и форматирование. Проверка
орфографии и грамматики. Средства поиска и автозамены в текстовом
процессоре. Использование стилей. Структурированные текстовые документы.
Сноски, оглавление. Облачные сервисы. Коллективная работа с документом.
Инструменты рецензирования в текстовых процессорах. Деловая переписка.
Реферат. Правила цитирования источников и оформления библиографических
ссылок. Оформление списка литературы.
Ввод изображений с использованием различных цифровых устройств
(цифровых фотоаппаратов и микроскопов, видеокамер, сканеров и других
устройств.). Графический редактор. Обработка графических объектов.
Растровая и векторная графика. Форматы графических файлов.
Обработка изображения и звука с использованием интернет-приложений.
Мультимедиа.
Компьютерные
презентации.
Использование
мультимедийных онлайн-сервисов для разработки презентаций проектных
работ.
Принципы построения и редактирования трёхмерных моделей.
11 КЛАСС

Цифровая грамотность
Принципы построения и аппаратные компоненты компьютерных сетей.
Сетевые протоколы. Сеть Интернет. Адресация в сети Интернет. Система
доменных имён.
Веб-сайт. Веб-страница. Взаимодействие браузера с веб-сервером.
Динамические страницы. Разработка интернет-приложений (сайтов). Сетевое
хранение данных.
Виды
деятельности
в
сети
Интернет.
Сервисы
Интернета.
Геоинформационные системы. Геолокационные сервисы реального времени
(например, локация мобильных телефонов, определение загруженности
автомагистралей), интернет-торговля, бронирование билетов, гостиниц.
Государственные электронные сервисы и услуги. Социальные сети –
организация коллективного взаимодействия и обмена данными. Сетевой этикет:
правила поведения в киберпространстве. Проблема подлинности полученной
информации. Открытые образовательные ресурсы.
Техногенные и экономические угрозы, связанные с использованием
информационно-коммуникационных технологий. Общие проблемы защиты
информации и информационной безопасности. Средства защиты информации в
компьютерах, компьютерных сетях и автоматизированных информационных
системах.
Правовое
обеспечение
информационной
безопасности.
Предотвращение несанкционированного доступа к личной конфиденциальной
информации, хранящейся на персональном компьютере, мобильных
устройствах. Вредоносное программное обеспечение и способы борьбы с ним.
Антивирусные программы. Организация личного архива информации.
Резервное копирование. Парольная защита архива.
Информационные технологии и профессиональная деятельность.
Информационные ресурсы. Цифровая экономика. Информационная культура.
Теоретические основы информатики
Модели и моделирование. Цели моделирования. Соответствие модели
моделируемому объекту или процессу. Формализация прикладных задач.
Представление результатов моделирования в виде, удобном для
восприятия человеком. Графическое представление данных (схемы, таблицы,
графики).
Графы. Основные понятия. Виды графов. Решение алгоритмических задач,
связанных с анализом графов (построение оптимального пути между
вершинами графа, определение количества различных путей между вершинами
ориентированного ациклического графа).
Деревья. Бинарное дерево. Дискретные игры двух игроков с полной
информацией. Построение дерева перебора вариантов, описание стратегии
игры в табличной форме. Выигрышные стратегии.
Использование графов и деревьев при описании объектов и процессов
окружающего мира.
Алгоритмы и программирование
Определение возможных результатов работы простейших алгоритмов
управления исполнителями и вычислительных алгоритмов. Определение
исходных данных, при которых алгоритм может дать требуемый результат.
Этапы решения задач на компьютере. Язык программирования (Паскаль,
Python, Java, C++, C#). Основные конструкции языка программирования. Типы

данных: целочисленные, вещественные, символьные, логические. Ветвления.
Составные условия. Циклы с условием. Циклы по переменной. Использование
таблиц трассировки.
Разработка и программная реализация алгоритмов решения типовых задач
базового уровня. Примеры задач: алгоритмы обработки конечной числовой
последовательности (вычисление сумм, произведений, количества элементов с
заданными свойствами), алгоритмы анализа записи чисел в позиционной
системе счисления, алгоритмы решения задач методом перебора (поиск
наибольшего общего делителя двух натуральных чисел, проверка числа на
простоту).
Обработка
символьных
данных.
Встроенные
функции
языка
программирования для обработки символьных строк.
Табличные величины (массивы). Алгоритмы работы с элементами массива
с однократным просмотром массива: суммирование элементов массива,
подсчёт количества (суммы) элементов массива, удовлетворяющих заданному
условию, нахождение наибольшего (наименьшего) значения элементов
массива, нахождение второго по величине наибольшего (наименьшего)
значения, линейный поиск элемента, перестановка элементов массива в
обратном порядке.
Сортировка одномерного массива. Простые методы сортировки (например,
метод пузырька, метод выбора, сортировка вставками). Подпрограммы.
Информационные технологии
Анализ данных. Основные задачи анализа данных: прогнозирование,
классификация, кластеризация, анализ отклонений. Последовательность
решения задач анализа данных: сбор первичных данных, очистка и оценка
качества данных, выбор и/или построение модели, преобразование данных,
визуализация данных, интерпретация результатов.
Анализ данных с помощью электронных таблиц. Вычисление суммы,
среднего арифметического, наибольшего и наименьшего значений диапазона.
Компьютерно-математические
модели.
Этапы
компьютерноматематического моделирования: постановка задачи, разработка модели,
тестирование модели, компьютерный эксперимент, анализ результатов
моделирования.
Численное решение уравнений с помощью подбора параметра.
Табличные (реляционные) базы данных. Таблица – представление
сведений об однотипных объектах. Поле, запись. Ключ таблицы. Работа с
готовой базой данных. Заполнение базы данных. Поиск, сортировка и
фильтрация записей. Запросы на выборку данных. Запросы с параметрами.
Вычисляемые поля в запросах.
Многотабличные базы данных. Типы связей между таблицами. Запросы к
многотабличным базам данных.
Средства искусственного интеллекта. Сервисы машинного перевода и
распознавания устной речи. Идентификация и поиск изображений,
распознавание лиц. Самообучающиеся системы. Искусственный интеллект в
компьютерных играх. Использование методов искусственного интеллекта в
обучающих системах. Использование методов искусственного интеллекта в
робототехнике. Интернет вещей. Перспективы развития компьютерных
интеллектуальных систем.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ ПО
ИНФОРМАТИКЕ НА УРОВНЕ СРЕДНЕГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
(БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ)
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты отражают готовность и способность обучающихся
руководствоваться сформированной внутренней позицией личности, системой
ценностных ориентаций, позитивных внутренних убеждений, соответствующих
традиционным ценностям российского общества, расширение жизненного
опыта и опыта деятельности в процессе реализации средствами учебного
предмета основных направлений воспитательной деятельности. В результате
изучения информатики на уровне среднего общего образования у
обучающегося будут сформированы следующие личностные результаты:
1) гражданского воспитания:
осознание своих конституционных прав и обязанностей, уважение закона и
правопорядка, соблюдение основополагающих норм информационного права и
информационной безопасности;
готовность противостоять идеологии экстремизма, национализма,
ксенофобии, дискриминации по социальным, религиозным, расовым,
национальным признакам в виртуальном пространстве;
2) патриотического воспитания:
ценностное отношение к историческому наследию, достижениям России в
науке, искусстве, технологиях, понимание значения информатики как науки в
жизни современного общества;
3) духовно-нравственного воспитания:
сформированность нравственного сознания, этического поведения;
способность оценивать ситуацию и принимать осознанные решения,
ориентируясь на морально-нравственные нормы и ценности, в том числе в сети
Интернет;
4) эстетического воспитания:
эстетическое отношение к миру, включая эстетику научного и
технического творчества;
способность воспринимать различные виды искусства, в том числе
основанные на использовании информационных технологий;
5) физического воспитания:
сформированность здорового и безопасного образа жизни, ответственного
отношения к своему здоровью, в том числе и за счёт соблюдения требований
безопасной эксплуатации средств информационных и коммуникационных
технологий;
6) трудового воспитания:
готовность к активной деятельности технологической и социальной
направленности, способность инициировать, планировать и самостоятельно
выполнять такую деятельность;
интерес к сферам профессиональной деятельности, связанным с
информатикой, программированием и информационными технологиями,
основанными на достижениях информатики и научно-технического прогресса,

умение совершать осознанный выбор будущей профессии и реализовывать
собственные жизненные планы;
готовность и способность к образованию и самообразованию на
протяжении всей жизни;
7) экологического воспитания:
осознание глобального характера экологических проблем и путей их
решения, в том числе с учётом возможностей информационнокоммуникационных технологий;
8) ценности научного познания:
сформированность мировоззрения, соответствующего современному
уровню развития информатики, достижениям научно-технического прогресса и
общественной практики, за счёт понимания роли информационных ресурсов,
информационных процессов и информационных технологий в условиях
цифровой трансформации многих сфер жизни современного общества;
осознание ценности научной деятельности, готовность осуществлять
проектную и исследовательскую деятельность индивидуально и в группе.
В процессе достижения личностных результатов освоения программы по
информатике у обучающихся совершенствуется эмоциональный интеллект,
предполагающий сформированность:
саморегулирования, включающего самоконтроль, умение принимать
ответственность за своё поведение, способность адаптироваться к
эмоциональным изменениям и проявлять гибкость, быть открытым новому;
внутренней мотивации, включающей стремление к достижению цели и
успеху, оптимизм, инициативность, умение действовать исходя из своих
возможностей;
эмпатии, включающей способность понимать эмоциональное состояние
других, учитывать его при осуществлении коммуникации, способность к
сочувствию и сопереживанию;
социальных навыков, включающих способность выстраивать отношения с
другими людьми, заботиться, проявлять интерес и разрешать конфликты.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате изучения информатики на уровне среднего общего
образования у обучающегося будут сформированы метапредметные
результаты, отражённые в универсальных учебных действиях, а именно:
познавательные универсальные учебные действия, коммуникативные
универсальные учебные действия, регулятивные универсальные учебные
действия, совместная деятельность.
Познавательные универсальные учебные действия
1) базовые логические действия:
самостоятельно
формулировать
и
актуализировать
проблему,
рассматривать её всесторонне;
устанавливать существенный признак или основания для сравнения,
классификации и обобщения;

определять цели деятельности, задавать параметры и критерии их
достижения;
выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых явлениях;
разрабатывать план решения проблемы с учётом анализа имеющихся
материальных и нематериальных ресурсов;
вносить коррективы в деятельность, оценивать соответствие результатов
целям, оценивать риски последствий деятельности;
координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и
комбинированного взаимодействия;
развивать креативное мышление при решении жизненных проблем.
2) базовые исследовательские действия:
владеть навыками учебно-исследовательской и проектной деятельности,
навыками разрешения проблем, способностью и готовностью к
самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению
различных методов познания;
овладеть видами деятельности по получению нового знания, его
интерпретации, преобразованию и применению в различных учебных
ситуациях, в том числе при создании учебных и социальных проектов;
формирование
научного
типа
мышления,
владение
научной
терминологией, ключевыми понятиями и методами;
ставить и формулировать собственные задачи в образовательной
деятельности и жизненных ситуациях;
выявлять причинно-следственные связи и актуализировать задачу,
выдвигать гипотезу её решения, находить аргументы для доказательства своих
утверждений, задавать параметры и критерии решения;
анализировать полученные в ходе решения задачи результаты, критически
оценивать их достоверность, прогнозировать изменение в новых условиях;
давать оценку новым ситуациям, оценивать приобретённый опыт;
осуществлять целенаправленный поиск переноса средств и способов
действия в профессиональную среду;
переносить знания в познавательную и практическую области
жизнедеятельности;
интегрировать знания из разных предметных областей;
выдвигать новые идеи, предлагать оригинальные подходы и решения,
ставить проблемы и задачи, допускающие альтернативные решения.
3) работа с информацией:
владеть навыками получения информации из источников разных типов,
самостоятельно осуществлять поиск, анализ, систематизацию и интерпретацию
информации различных видов и форм представления;
создавать тексты в различных форматах с учётом назначения информации
и целевой аудитории, выбирая оптимальную форму представления и
визуализации;
оценивать достоверность, легитимность информации, её соответствие
правовым и морально-этическим нормам;
использовать средства информационных и коммуникационных технологий
в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с
соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены,

ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной
безопасности;
владеть навыками распознавания и защиты информации, информационной
безопасности личности.
Коммуникативные универсальные учебные действия
1) общение:
осуществлять коммуникации во всех сферах жизни;
распознавать невербальные средства общения, понимать значение
социальных знаков, распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и уметь
смягчать конфликты;
владеть
различными
способами
общения
и
взаимодействия,
аргументированно вести диалог;
развёрнуто и логично излагать свою точку зрения.
2) совместная деятельность:
понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной
работы;
выбирать тематику и методы совместных действий с учётом общих
интересов и возможностей каждого члена коллектива;
принимать
цели
совместной
деятельности,
организовывать
и
координировать действия по её достижению: составлять
план действий, распределять роли с учётом мнений участников, обсуждать
результаты совместной работы;
оценивать качество своего вклада и каждого участника команды в общий
результат по разработанным критериям;
предлагать новые проекты, оценивать идеи с позиции новизны,
оригинальности, практической значимости;
осуществлять позитивное стратегическое поведение в различных
ситуациях, проявлять творчество и воображение, быть инициативным.
Регулятивные универсальные учебные действия
1) самоорганизация:
самостоятельно осуществлять познавательную деятельность, выявлять
проблемы, ставить и формулировать собственные задачи в образовательной
деятельности и жизненных ситуациях;
самостоятельно составлять план решения проблемы с учётом имеющихся
ресурсов, собственных возможностей и предпочтений;
давать оценку новым ситуациям;
расширять рамки учебного предмета на основе личных предпочтений;
делать осознанный выбор, аргументировать его, брать ответственность за
решение;
оценивать приобретённый опыт;
способствовать формированию и проявлению широкой эрудиции в разных
областях знаний, постоянно повышать свой образовательный и культурный
уровень.
2) самоконтроль:

давать оценку новым ситуациям, вносить коррективы в деятельность,
оценивать соответствие результатов целям;
владеть навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых
действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований;
использовать приёмы рефлексии для оценки ситуации, выбора верного
решения;
оценивать риски и своевременно принимать решения по их снижению;
принимать мотивы и аргументы других при анализе результатов
деятельности.
3) принятия себя и других:
принимать себя, понимая свои недостатки и достоинства;
принимать мотивы и аргументы других при анализе результатов
деятельности;
признавать своё право и право других на ошибку;
развивать способность понимать мир с позиции другого человека.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В процессе изучения курса информатики базового уровня в 10 классе
обучающимися будут достигнуты следующие предметные результаты:
владение представлениями о роли информации и связанных с ней
процессов в природе, технике и обществе, понятиями «информация»,
«информационный процесс», «система», «компоненты системы», «системный
эффект», «информационная система», «система управления»;
владение методами поиска информации в сети Интернет, умение
критически оценивать информацию, полученную из сети Интернет;
умение характеризовать большие данные, приводить примеры источников
их получения и направления использования;
понимание основных принципов устройства и функционирования
современных стационарных и мобильных компьютеров, тенденций развития
компьютерных технологий;
владение навыками работы с операционными системами, основными
видами программного обеспечения для решения учебных задач по выбранной
специализации;
соблюдение требований техники безопасности и гигиены при работе с
компьютерами и другими компонентами цифрового окружения, понимание
правовых основ использования компьютерных программ, баз данных и
материалов, размещённых в сети Интернет;
понимание основных принципов дискретизации различных видов
информации, умение определять информационный объём текстовых,
графических и звуковых данных при заданных параметрах дискретизации;
умение строить неравномерные коды, допускающие однозначное
декодирование сообщений (префиксные коды);
владение теоретическим аппаратом, позволяющим осуществлять
представление заданного натурального числа в различных системах счисления,
выполнять преобразования логических выражений, используя законы алгебры
логики;

умение создавать структурированные текстовые документы и
демонстрационные материалы с использованием возможностей современных
программных средств и облачных сервисов;
В процессе изучения курса информатики базового уровня в 11 классе
обучающимися будут достигнуты следующие предметные результаты:
наличие представлений о компьютерных сетях и их роли в современном
мире, об общих принципах разработки и функционирования интернетприложений;
понимание угроз информационной безопасности, использование методов и
средств противодействия этим угрозам, соблюдение мер безопасности,
предотвращающих незаконное распространение персональных данных;
владение теоретическим аппаратом, позволяющим определять кратчайший
путь во взвешенном графе и количество путей между вершинами
ориентированного ациклического графа;
умение читать и понимать программы, реализующие несложные
алгоритмы обработки числовых и текстовых данных (в том числе массивов и
символьных строк) на выбранном для изучения универсальном языке
программирования высокого уровня (Паскаль, Python, Java, C++, C#),
анализировать алгоритмы с использованием таблиц трассировки, определять
без использования компьютера результаты выполнения несложных программ,
включающих циклы, ветвленияи подпрограммы, при заданных исходных
данных, модифицировать готовые программы для решения новых задач,
использовать их в своих программах в качестве подпрограмм (процедур,
функций);
умение
реализовывать
на
выбранном
для
изучения
языке
программирования высокого уровня (Паскаль, Python, Java, C++, C#) типовые
алгоритмы обработки чисел, числовых последовательностей и массивов:
представление числа в виде набора простых сомножителей, нахождение
максимальной (минимальной) цифры натурального числа, записанного в
системе счисления с основанием, не превышающим 10, вычисление
обобщённых
характеристик
элементов
массива
или
числовой
последовательности (суммы, произведения, среднего арифметического,
минимального и максимального элементов, количества элементов,
удовлетворяющих заданному условию), сортировку элементов массива;
умение использовать табличные (реляционные) базы данных, в частности,
составлять запросы к базам данных (в том числе запросы с вычисляемыми
полями), выполнять сортировку и поиск записей в базе данных, наполнять
разработанную базу данных, умение использовать электронные таблицы для
анализа, представления и обработки данных (включая вычисление суммы,
среднего арифметического, наибольшего и наименьшего значений, решение
уравнений);
умение использовать компьютерно-математические модели для анализа
объектов и процессов: формулировать цель моделирования, выполнять анализ
результатов, полученных в ходе моделирования, оценивать соответствие
модели моделируемому объекту или процессу, представлять результаты
моделирования в наглядном виде;
умение организовывать личное информационное пространство с
использованием различных цифровых технологий, понимание возможностей

цифровых сервисов государственных услуг, цифровых образовательных
сервисов, понимание возможностей и ограничений технологий искусственного
интеллекта в различных областях, наличие представлений об использовании
информационных технологий в различных профессиональных сферах.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
10 КЛАСС
№ п/п

Наименование разделов и
тем программы

Количество часов
Контрольные
работы

Всего

Практические
работы

Электронные (цифровые) образовательные
ресурсы

Раздел 1. Цифровая грамотность

1.1

Компьютер: аппаратное и
программное обеспечение,
файловая система

Итого по разделу

Электронное приложение к учебнику «Информатика» для 10
класса-УМК Босова Л. Л:
(https://bosova.rU/metodist/authors/informatika/3/eor10.php)
Глава 2. Компьютер и его программное обеспечение: Презентация
«Основополагающие принципы устройства ЭВМ» Онлайн тест
№7
Презентация «Программное обеспечение компьютера»
Онлайн тест № 8
Презентация «Файловая система компьютера Онлайн тест № 9»
Итоговый тест « Тест 2»
РЭШ:
Урок 6. Основополагающие принципы устройства компьютеров
(https://resh.edu.ru/subject/lesson/5425/start/15092)
Урок 7. Программное обеспечение (ПО) компьютеров и
компьютерных
систем(Ь11р8://ге8Ь.еби.ги/8иЬ|ес1/1е88ОП/5421/сопзрес1/358 14)
Электронное приложение к учебнику «Информатика» для 10 11 класса -УМК К.Ю. Поляков и
др. .(https://kpolyakov.spb.ru/school/basebook/slides.htm)
Презентации к уроку :
К главе 5: «Как устроен компьютер»

6

6

Раздел 2. Теоретические основы информатики
2.1

Информация и информационные
процессы

5

Электронное приложение к учебнику «Информатика» для 10
класса-УМК Босова Л. Л.
(https://bosova.rU/metodist/authors/informatika/3/eor10.php) Глава 1.
Информация и информационные процессы Презентация
Информация. Информационная грамотность и информационная
культура Онлайн тест № 1
Презентация Подходы к измерению информации
Онлайн тест № 2
Презентация Информационные связи в системах различной

природы
Онлайн тест № 3
Презентация Обработка информации
Онлайн тест № 4
Презентация Передача и хранение информации
Онлайн тест № 5
Итоговый тест Тест 1
РЭШ: Урок 1. Информация и информатика. Информационная
грамотность и информационная культура
Урок 2. Подходы к измерению информации
Урок 3. Информационные связи в системах различной природы
Урок 4. Обработка информации. Передача и хранение
информации
Электронное приложение к учебнику «Информатика» для 1011 класса -УМК К.Ю. Поляков и др.
(https://kpolyakov.spb.ru/school/basebook/slides.htm)
Презентации к уроку:
К главе 1: «Информация и информационные процессы»
Практические работы:
К главе 1: «Информация и информационные процессы»
ЦОР:
Понятие информации и информационные процессы
(https://www.yaklass.ru/p/informatika/10-klass/informatciia-iinformatcionnye-protcessy-11955/poniatie-informatcii-iinformatcionnye-protcessy-6587056)
Кодирование
информации(https://www.yaklass.ru/p/informatika/10klass/informatciia-i-informatcionnye-protcessy11955/kodirovanie-informatcii-6737203)
Измерение
информации(https://www.yaklass.ru/p/informatika/10klass/informatciia-i-informatcionnye-protcessy-11955/izmerenieinformatcii-6587028)
Скорость передачи
информации[ЬН2з://^^^.уак1азз.ги/р/|п(огта11ка/10klass/informatciia-i-informatcionnye-protcessy-11955/skorostperedachi-informatcii-6608876)

2.2

Представление информации в
компьютере

8

Электронное приложение к учебнику «Информатика» для 10
класса-УМК Босова Л. Л.
(https://bosova.rU/metodist/authors/informatika/3/eor10.php)
Глава 3. Представление информации в компьютере
Презентация Представление чисел в позиционных СС
Онлайн тест № 10
Презентация Перевод чисел из одной системы счисления в другую

Онлайн тест № 11
Презентация Арифметические операции в позиционных системах
счисления
Онлайн тест № 12
Презентация Представление чисел в компьютере
Онлайн тест № 13
Презентация Кодирование текстовой информации
Онлайн тест № 14
Презентация Кодирование графической информации
Онлайн тест № 15
Презентация Кодирование звуковой информации
Онлайн тест № 16
Итоговый тест Тест 3
РЭШ:
Урок 8. Представление чисел в позиционных системах
счисления
Урок 9. Арифметические операции в позиционных системах
счисления
Урок 14. Кодирование текстовой информации
Урок 17. Кодирование графической и звуковой информации
Электронное приложение к учебнику «Информатика» для 1011 класса -УМК К.Ю. Поляков и др.
(https://kpolvakov.spb.ru/school/basebook/slides.htm)
Презентации к уроку:
К главе 2: «Кодирование и декодирование»
К главе 2: «Системы счисления»
Практические работы:
К главе 2: «Кодирование информации»
Контрольные работы:
К главе 2: «Кодирование информации»
ЦОР:
Представление числовой информации в
компьютере(https://www.vaklass.ru/p/informatika/10klass/predstavlenie-chislovoi-informatcii-v-kompiutereПеревод чисел из одной системы счисления в другую
(https://www.yaklass.ru/p/informatika/10-klass/predstavleniechislovoi-informatcii-v-kompiutere-6593585/perevod-chisel-izПеревод дробной части числа из одной системы счисления в
другую (https://www.yaklass.ru/p/informatika/10Действия с числами в разных системах счисления
(https://www.yaklass.ru/p/informatika/10-klass/predstavleniechislovoi-informatcii-v-kompiutere-6593585/deistviia-sКомпьютерная арифметика
(https://www.yaklass.ru/p/informatika/10-klass/predstavleniechislovoi-informatcii-v-kompiutere-6593585/kompiuternaia-

arifmetika-6870927)

2.3

Элементы алгебры логики

Итого по разделу

8

21

1

Электронное приложение к учебнику «Информатика» для 10
класса-УМК Босова Л. Л.
(https://bosova.ru/metodist/authors/informatika/3/eor10.php)
Глава 4. Элементы теории множеств и алгебры логики
Презентация Некоторые сведения из теории множеств
Онлайн тест № 17
Презентация Алгебра логики
Онлайн тест № 18
Презентация Таблицы истинности
Онлайн тест № 19
Презентация Преобразование логических выражений
Онлайн тест № 20
Презентация Элементы схемотехники
Онлайн тест № 21
Презентация Логические задачи и способы их решения
Онлайн тест № 22
Итоговый тест Тест 4
РЭШ:
Урок 10. Некоторые сведения из теории множеств
Урок 11. Алгебра логики. Таблицы истинности
Урок 12. Преобразование логических выражений
Урок 13. Логические задачи и способы их решения
Электронное приложение к учебнику «Информатика» для 1011 класса -УМК К.Ю. Поляков и др.
(https://kpolyakov.spb.ru/school/basebook/slides.htm) Презентации к
уроку:
К главе 3: «Логические основы компьютеров»
Практические работы:
К главе 3: «Логические основы компьютеров»
Самостоятельные работы:
К главе 3: «Логические основы компьютеров»
Контрольные работы:
К главе 3: «Логические основы компьютеров»
К главе 3: «Логические основы компьютеров» (версия 2)
ЦОР:
Алгебра логики (https://www.yaklass.ru/p/informatika/10klass/logiko-matematicheskie-modeli-18692/algebra-logiki- 6735748)
Решение задач с помощью математической логики
(https://www.yaklass.ru/p/informatika/10-klass/logikomatematicheskie-modeli-18692/reshenie-zadach-s- pomoshchiumatematicheskoi-logiki-18693)

Раздел 3. Информационные технологии

3.1

Технологии обработки текстовой,
графической и мультимедийной
информации

7

Итого по разделу

7

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ

34

Электронное приложение к учебнику «Информатика» для 10
класса–УМК Босова Л. Л.
(https://bosova.ru/metodist/authors/informatika/3/eor10.php)
Глава 5. Современные технологии создания и обработки
информационных объектов
Презентация Текстовые документы
Онлайн тест № 23
Презентация Объекты компьютерной графики
Онлайн тест № 24
Презентация Компьютерные презентации
Онлайн тест № 25
Итоговый тест Тест 5
Заготовки для мини-проекта
РЭШ:
Урок 15. Обработка текстовой информации
Урок 16. Обработка графической информации
Урок 18. Обработка мультимедийной информации
Электронное приложение к учебнику «Информатика» для 1011 класса -УМКК.Ю. Поляков и др.
(https://kpolyakov.spb.ru/school/basebook/slides.htm)
Презентации к уроку:
К главе 2: «Кодирование текста, графики, звука, видео»

1

2

0

11 КЛАСС
№ п/п

Наименование разделов и тем
программы

Количество часов
Всего

Контрольные
работы

Практические
работы

Электронные цифровые образовательные ресурсы

Раздел 1. Цифровая грамотность
1.1

Сетевые информационные технологии

5

Электронное приложение к учебнику «Информатика»
для 11 класса-УМК Босова Л. Л.
(https://bosova.rU/metodist/authors/informatika/3/eor11.php)
Глава 4. Сетевые информационные технологии
ПрезентацияОсновы построения компьютерных сетей
Онлайн тест № 14
ПрезентацияСлужбы Интернета
Онлайн тест № 15
ПрезентацияИнтернет как глобальная информационная
система
Онлайн тест № 16
Итоговый тест Тест 4
РЭШ:
Урок 11. Компьютерные сети
Урок 13. Деятельность в сети Интернет
Урок 12. Веб-технологии
Электронное приложение к учебнику «Информатика»
для 10- 11 класса -УМК К.Ю. Поляков и др.
(https://kpolyakov.spb.ru/school/basebook/slides.htm)
Презентации к уроку:
К главе 7: «Компьютерные сети»
Практические работы: К главе 7: «Компьютерные сети»
ЦОР:
HTML. Редакторы, основные
теги(ййр8://1^^^уак1а88.ги/р/т1Ьгшайка/11klass/sozdanie-web-stranitc- 187010/html -redaktoryosnovnye-tegi-187011)
Оформление текста в webдокументе(https://www.yak1ass.ru/p/informatika/11 klass/sozdanie-web-stranitc- 187010/oforml enie-teksta-vweb-dokumente-187013)
Вставка графических изображений и гипертекстовых
ссылок (https://www.yaklass.ru/p/informatika/11klass/sozdanie-web-stranitc-187010/vstavka-graficheskikhizobrazhenii-i-gipertekstovykh-ssylok-187015)
Создание таблиц и списков на webстранице(https://www.yak1ass.ru/p/informatika/11-

klass/sozdanie-web-stranitc-187010/sozdanie-tablitc-ispiskov-na-web-stranitce-187017)
Этапы создания сайта
(https://www.yaklass.ru/p/informatika/11-klass/sozdanieweb- stranitc-187010/etapy-sozdaniia-saita-187019)

1.2

Основы социальной информатики

3

Электронное приложение к учебнику «Информатика»
для 11 класса-УМКБосова Л. Л.
(https://bosova.rU/metodist/authors/informatika/3/eor11.php)
Глава 5. Основы социальной информатики
Презентация Информационное общество
Онлайн тест № 17
Презентация Информационное право и информационная
безопасность
Онлайн тест № 18
Итоговый тест Тест 5
РЭШ: Урок 17. Информационное общество
Урок 16. Средства искусственного интеллекта
Урок 18. Информационное право и информационная
безопасность
Электронное приложение к учебнику «Информатика»
для 10-11 класса -УМКК.Ю. Поляков и др.
(https://kpolyakov.spb.ru/school/basebook/slides.htm)
Презентации к уроку:
К главе 10: «Информационная безопасность»
Практические работы:
К главе 10: «Информационная безопасность»
ЦОР:
Информационные ресурсы и их особенности
(https://www.yaklass.ru/p/informatika/11klass/informatcionnaia-kultura-obshchestva-i-lichnosti13421/informatcionnye-resursy-i-ikh-osobennosti-6756494)
История развития информационного общества
(https://www.yaklass.ru/p/informatika/11klass/informatcionnaia-kultura-obshchestva-i-lichnosti13421/istoriia-razvitiia-informatcionnogo-obshchestva6776949)
Информационная этика и право
(https://www.yaklass.ru/p/informatika/11klass/informatcionnaia-kultura-obshchestva-i-lichnosti13421/informatcionnaia-etika-i-pravo-6759468)
Информационная безопасность
(https://www.yaklass.ru/p/informatika/11klass/informatcionnaia-kultura-obshchestva-i-lichnosti13421/informatcionnaia-bezopasnost-6769134)
Информационные системы

(https://www.yaklass.ru/p/informatika/11-klass/
informatcionnaia-kultura-obshchestva-i-lichnosti13421/informatcionnye-sistemy-6769608)
Информационные модели
(https://www.yaklass.ru/p/informatika/11klass/informatcionnaia-kultura-obshchestva-i-lichnosti13421/informatcionnye-modeli-6773322)

Итого по разделу

8

Раздел 2. Теоретические основы информатики
2.1

Информационное моделирование

5

1

Электронное приложение к учебнику «Информатика»
для 11 класса-УМКБосова Л. Л.
(https://bosova.rU/metodist/authors/informatika/3/eor11.php)
Глава 3. Информационное моделирование
Презентация Модели и моделирование
Онлайн тест № 10
Презентация Моделирование на графах
Онлайн тест № 11
Презентация База данных как модель предметной области
Онлайн тест № 12
Презентация Системы управления базами данных
Онлайн тест № 13
Итоговый тест Тест 3
РЭШ:
Урок 6. Модели и моделирование
Урок 9. Компьютерное моделирование
Урок 10. Математические модели. Стохастические
модели.
Урок 7. Моделирование на графах
Урок 8. Знакомство с теорией игр
Урок 15. Системы управления базами данных
Электронное приложение к учебнику «Информатика»
для 10-11 класса -УМКК.Ю. Поляков и др.
(https://kpolyakov.spb.ru/school/basebook/slides.htm)
Презентации к уроку:
К главе 2: «Моделирование»
Практические работы:
К главе 2: «Моделирование»
Самостоятельные работы:
К главе 2: «Моделирование»
ЦОР:
Информационные модели
(https://www.yaklass.ru/p/informatika/11-

klass/informatcionnaia-kultura-obshchestva-i-lichnosti13421/informatcionnye-modeli-6773322)

Итого по разделу

5

Раздел 3. Алгоритмы и программирование
3.1

Алгоритмы и элементы
программирования

11

1

Электронное приложение к учебнику «Информатика»
для 11 класса-УМКБосова Л. Л.
(https://bosova.rU/metodist/authors/informatika/3/eor11.php)
Глава 2. Алгоритмы и элементы программирования
Презентация Основные сведения об алгоритмах
Онлайн тест № 5
Презентация Алгоритмические структуры
Онлайн тест № 6
Презентация Запись алгоритмов на языках
программирования
Онлайн тест № 7
Презентация Структурированные типы данных. Массивы
Онлайн тест № 8
Презентация Структурное программирование
Онлайн тест № 9
Итоговый тест Тест 2
РЭШ:
Урок 1. Основные сведения об алгоритмах
Урок 2. Базовые алгоритмические структуры
Урок 3. Запись алгоритмов на языках
программирования
Урок 5. Массивы
Урок 4. Вспомогательные алгоритмы
Электронное приложение к учебнику «Информатика»
для 10-11 класса -УМКК.Ю. Поляков и др.
(https://kpolvakov.spb.ru/school/basebook/slides.htm)
Презентации к уроку:
К главе 8: «Алгоритмизация и программирование»
(алгоритмы)
К главе 8: «Алгоритмизация и программирование»
(алгоритмы)
К главе 8: «Алгоритмизация и программирование»
(язык Python)
К главе 8: «Алгоритмизация и программирование»
(язык Паскаль)

К главе 8: «Алгоритмизация и программирование»
(язык C++)
К главе 9: «Решение вычислительных задач на
компьютере» (язык Python)
К главе 9: «Решение вычислительных задач на
компьютере» (язык Паскаль)
К главе 9: «Решение вычислительных задач на
компьютере» (язык C++)
К главе 5: «Элементы теории алгоритмов»
К главе 6: «Алгоритмизация и программирование».
Язык Python
К главе 6: «Алгоритмизация и
программирование».
Язык Паскаль
К главе 6: «Алгоритмизация и
программирование».
Язык C++
К главе 7: «Объектно-ориентированное
программирование». Язык Python
К главе 7: «Объектно-ориентированное
программирование». Язык Паскаль
К главе 7: «Объектно-ориентированное
программирование». Языки С++ и C#
Практические работы:
К главе 8: «Алгоритмизация и программирование»
К главе 9: «Решение вычислительных задач на
компьютере»
К главе 6: «Алгоритмизация и программирование»
К главе 7: «Объектно-ориентированное
программирование»
Контрольные работы:
К главе 8: «Алгоритмизация и программирование»
ЦОР:
Алгоритмы, ветвления, процедуры и функции
(https://www.yaklass.ru/p/informatika/11klass/algoritmizatciia-i-programmirovanie6885189/algoritmy-vetvleniia-protcedury-i-funktcii6861459)
Циклы и массивы
(https://www.yaklass.ru/p/informatika/11klass/algoritmizatciia-i-programmirovanie-6885189/tcikly-imassivy-6892150)
Решение задач на компьютере

(https://www.yaklass.ru/p/informatika/11klass/algoritmizatciia-i-programmirovanie6885189/reshenie-zadach-na-kompiutere-6889619)
Программирование на Python
(https://www.yaklass.ru/p/informatika#programprogrammirovanie-na-python)

Итого по разделу

11

Раздел 4. Информационные технологии

4.1

Электронные таблицы

6

4.2

Базы данных

2

Электронное приложение к учебнику «Информатика»
для 11 класса-УМКБосова Л. Л.
(https://bosova.ru/metodist/authors/informatika/3/eor11.php)
Глава 1. Обработка информации в электронных
таблицах
Презентация Табличный процессор. Основные сведения
Онлайн тест № 1
Презентация Редактирование и форматирование в
табличном процессоре
Онлайн тест № 2
Презентация Встроенные функции и их использование
Онлайн тест № 3
Презентация Инструменты анализа данных
Онлайн тест № 4
Файл-заготовка для практикума
Итоговый тест Тест 1
РЭШ:
Урок 14. Обработка информации в электронных
таблицах
ЦОР:
Работа в Excel 11 класс
(https://infourok.ru/rabota-v-excel-11-klass-4258558.html)
Электронное приложение к учебнику «Информатика»
для 11 класса-УМКБосова Л. Л.
(https://bosova.rU/metodist/authors/informatika/3/eor11.php)
Глава 3. Информационное моделирование
Презентация База данных как модель предметной
области Онлайн тест № 12
Презентация Системы управления базами данных
Онлайн тест № 13
Итоговый тест Тест 3
РЭШ:

Урок 15. Системы управления базами данных
Электронное приложение к учебнику «Информатика»
для 10-11 класса -УМКК.Ю. Поляков и др.
(https://kpolyakov.spb.ru/school/basebook/slides.htm)
Презентации к уроку:
К главе 3: «Базы данных»
К главе 3: «Базы данных» (MS Access)
Практические работы:
К главе 3: «Базы данных»
Программа-тренажёр для изучения языка SQL
Самостоятельные работы:
К главе 3: «Базы данных»
ЦОР:
Базы данных. СУБД
(https://www.yaklass.ru/p/informatika/11-klass/bazydannykhsistemy-upravleniia-bazami-dannykh-6842477/bazydannykhsubd-6820711)
РЭШ:
Урок 16. Средства искусственного интеллекта
ЦОР:
Искусственный интеллект
(https://kopilkaurokov.ru/informatika/uroki/iskusstviennyiintielliekt)

4.3

Средства искусственного интеллекта

2

Итого по разделу

10

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ

34

2

0

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
10 КЛАСС
№
п/п

Количество часов
Тема урока

Всего

Контро
льные
работы

Практичес
кие работы

Дата
изучен
ия

Функциональная грамотность

1

Техника безопасности и гигиена при
работе с компьютерами. Принципы
работы компьютера

1

2

Тенденции развития компьютерных
технологий

1

3

Программное обеспечение компьютера

1

4

Операции с файлами и папками

1

Находить специфическую информацию

5

Работа с прикладным программным
обеспечением

1

Анализировать информацию, содержащуюся в
графиках, таблицах, текстах и других источниках
Определять место, где содержится искомая информация
(фрагмент текста, гиперссылка, ссылка на сайт и т.д.)

6

Законодательство Российской
Федерации в области программного
обеспечения

1

7

Двоичное кодирование

1

8

Подходы к измерению информации

1

9

Информационные процессы. Передача
и хранение информации

1

10

Обработка информации

1

11

Системы, компоненты систем и их
взаимодействие

1

12

Системы счисления

1

Находить информацию, содержащуюся в графиках,
таблицах, текстах и других источниках. Определять
место, где содержится искомая информация (фрагмент
текста, гиперссылка, ссылка на сайт и т.д.)

Соотносить фундаментальную научную концепцию с
исследуемым свойством, поведением или
использованием объектов, организмов или материалов

Соотносить фундаментальную научную концепцию с
исследуемым свойством, поведением или
использованием объектов, организмов или материалов

13

Алгоритмы перевода чисел из P-ичной
системы счисления в десятичную и
обратно

1

14

Двоичная, восьмеричная и
шестнадцатеричная системы счисления

1

15

Арифметические операции в
позиционных системах счисления

1

16

Представление целых и вещественных
чисел в памяти компьютера

1

17

Кодирование текстов

1

18

Кодирование изображений

1

19

Кодирование звука

1

20

Высказывания. Логические операции

1

21

Логические выражения. Таблицы
истинности логических выражений

1

22

Логические операции и операции над
множествами

1

23

Законы алгебры логики

1

24

Решение простейших логических
уравнений

1

25

Логические функции. Построение
логического выражения с данной
таблицей истинности

1

26

Логические элементы компьютера

1

Преобразовать одну форму представления данных в
другую Распознавать и выявлять возможности
использовать математику

Преобразовать одну форму представления данных в
другую. Распознавать и выявлять возможности
использовать математику
Преобразовать одну форму представления данных в
другую. Распознавать и выявлять возможности
использовать математику
Отличать аргументы, которые основаны на научных
доказательствах, от аргументов, основанных на других
соображениях. Распознавать и выявлять возможности
использовать математику. Формулировать выводы на
основе обобщения отдельных частей текста.
Преобразовывать одну форму представления данных в
другую. Определять, из какого курса можно извлечь
необходимые математические знания, чтобы
проанализировать, спланировать и решить проблему

27

Контрольная работа по теме
"Теоретические основы информатики"

1

1
Понимать назначение структурной единицы текста.

28

Текстовый процессор и его базовые
возможности

1

29

Коллективная работа с документом.
Правила оформления реферата

1

30

Растровая графика

1

31

Векторная графика

1

32

Создание и преобразование
аудиовизуальных объектов.
Компьютерные презентации

1

33

Принципы построения и
редактирования трёхмерных моделей

1

34

Контрольная работа по теме
"Технологии обработки текстовой,
графической и мультимедийной
информации"

1

1

34

2

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ

Использовать диаграмму или другую модель для
демонстрации научных концепций, иллюстрирования
процессов, циклов, соотношения между объектами или
системами

Представлять и манипулировать геометрическими
формами в пространстве. Соотносить визуальное
изображение с вербальным текстом

0

11 КЛАСС
Количество часов

№
п/п

Тема урока

Всего

1

Принципы построения и аппаратные
компоненты компьютерных сетей.
Сетевые протоколы. Сеть Интернет.
Адресация в сети Интернет. Система
доменных имён

1

2

Веб-сайт. Веб-страница. Взаимодействие
браузера с веб-сервером. Динамические
страницы. Разработка интернетприложений (сайтов). Сетевое хранение
данных

1

3

Виды деятельности в сети Интернет.
Сервисы Интернета

1

4

Сетевой этикет. Проблема подлинности
полученной информации

1

5

Государственные электронные сервисы и
услуги. Открытые образовательные
ресурсы

1

6

Техногенные и экономические угрозы,
связанные с использованием ИКТ. Защита
информации и информационная
безопасность

1

7

Вредоносное программное обеспечение и
способы борьбы с ним

1

8

Организация личного архива информации.
Информационные технологии и
профессиональная деятельность

1

9

Модели и моделирование. Представление

1

Контро
льные
работы

Практиче
ские
работы

Дата
изуче
ния

Функциональная грамотность

результатов моделирования
10

Графы. Решение алгоритмических задач,
связанных с анализом графов

1

11

Деревья. Дискретные игры двух игроков с
полной информацией

1

12

Использование графов и деревьев при
описании объектов и процессов
окружающего мира

1

13

Контрольная работа по теме
"Информационное моделирование"

1

14

Анализ алгоритмов. Этапы решения задач
на компьютере

1

15

Язык программирования. Основные
конструкции языка программирования.
Типы данных

1

16

Ветвления. Составные условия

1

17

Циклы с условием. Циклы по переменной

1

18

Разработка и программная реализация
алгоритмов решения типовых задач

1

19

Разработка и программная реализация
алгоритмов решения задач методом
перебора

1

20

Обработка символьных данных

1

21

Табличные величины (массивы)

1

22

Сортировка одномерного массива

1

23

Подпрограммы

1

24

Контрольная работа по теме "Алгоритмы
и элементы программирования"

1

25

Анализ данных. Основные задачи анализа
данных

1

26

Последовательность решения задач

1

1

1

анализа данных
27

Анализ данных с помощью электронных
таблиц

1

28

Компьютерно-математические модели

1

29

Работа с готовой компьютерной моделью

1

30

Численное решение уравнений с
помощью подбора параметра

1

31

Табличные (реляционные) базы данных

1

32

Работа с готовой базой данных

1

33

Средства искусственного интеллекта

1

34

Перспективы развития компьютерных
интеллектуальных систем

1

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

34

2

0

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
Информатика. 10 класс : учебник / Л. Л. Босова, А. Ю. Босова. — М. : БИНОМ. Лаборатория знаний,
2016. — 288 с. : ил.
Босова Л. Л. Информатика. 11 класс. Базовый уровень : учебник / Л. Л. Босова, А. Ю. Босова. — М. :
БИНОМ. Лаборатория знаний, 2016. — 256 с. : ил.
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
Пояснительная записка к завершенной предметной линии учебников «Информатика. Базовый уровень»
для 10 - 11 классов общеобразовательных организаций Авторы: Босова Л.Л., Босова А.Ю. ООО
«БИНОМ. Лаборатория знаний»
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ
Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов http://schoolcollection.edu.ru/
Федеральный центр информационных образовательных ресурсов http://fcior.edu.ru/
Российская электронная школа https://resh.edu.ru/
Онлайн-школа Фоксфорд https://foxford.ru/
Цифровой образовательный ресурс для школ «ЯКласс» https://www.yaklass.ru/‌
1.
2.
3.
4.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».