Предметные результаты освоения учебного предмета, курса: 1) формирование системы научных знаний о живой природе, закономерностях ее развития, исторически быстром сокращении биологического разнообразия в биосфере в результате деятельности человека, для развития современных естественнонаучных представлений о картине мира; 2) формирование первоначальных систематизированных представлений о биологических объектах, процессах, явлениях, закономерностях, об основных биологических теориях, об экосистемной организации жизни, о взаимосвязи живого и неживого в биосфере, о наследственности и изменчивости; овладение понятийным аппаратом биологии; 3) приобретение опыта использования методов биологической науки и проведения несложных биологических экспериментов для изучения живых организмов и человека, проведения экологического мониторинга в окружающей среде; 4) формирование основ экологической грамотности: способности оценивать последствия деятельности человека в природе, влияние факторов риска на здоровье человека; выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих, осознание необходимости действий по сохранению биоразнообразия и природных местообитаний видов растений и животных; 5) формирование представлений о значении биологических наук в решении проблем необходимости рационального природопользования защиты здоровья людей в условиях быстрого изменения экологического качества окружающей среды; 6) освоение приемов оказания первой помощи, рациональной организации труда и отдыха, выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними. Обучающийся научится: • выделять существенные признаки биологических объектов (животных клеток и тканей, органов и систем органов человека) и процессов жизнедеятельности, характерных для организма человека; • аргументировать, приводить доказательства взаимосвязи человека и окружающей среды, родства человека с животными; • аргументировать, приводить доказательства отличий человека от животных; • аргументировать, приводить доказательства необходимости соблюдения мер профилактики заболеваний, травматизма, стрессов, вредных привычек, нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний; • объяснять эволюцию вида Человек разумный на примерах сопоставления биологических объектов и других материальных артефактов; • выявлять примеры и пояснять проявление наследственных заболеваний у человека, сущность процессов наследственности и изменчивости, присущей человеку; • различать по внешнему виду, схемам и описаниям реальные биологические объекты (клетки, ткани органы, системы органов) или их изображения, выявлять отличительные признаки биологических объектов; • сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы, системы органов), процессы жизнедеятельности (питание, дыхание, обмен веществ, выделение и др.); делать выводы и умозаключения на основе сравнения; • устанавливать взаимосвязи между особенностями строения и функциями клеток и тканей, органов и систем органов; • использовать методы биологической науки: наблюдать и описывать биологические объекты и процессы; проводить исследования с организмом человека и объяснять их результаты; • знать и аргументировать основные принципы здорового образа жизни, рациональной организации труда и отдыха; • анализировать и оценивать влияние факторов риска на здоровье человека; • описывать и использовать приемы оказания первой помощи; • знать и соблюдать правила работы в кабинете биологии. Обучающийся получит возможность научиться: • объяснять необходимость применения тех или иных приемов при оказании первой доврачебной помощи при отравлениях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего, кровотечениях; • находить информацию о строении и жизнедеятельности человека в научно-популярной литературе, биологических словарях, справочниках, Интернет-ресурсе, анализировать и оценивать ее, переводить из одной формы в другую; • ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к собственному здоровью и здоровью других людей; • находить в учебной, научно-популярной литературе, Интернет-ресурсах информацию об организме человека, оформлять ее в виде устных сообщений и докладов; • анализировать и оценивать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к здоровью своему и окружающих; последствия влияния факторов риска на здоровье человека. • создавать собственные письменные и устные сообщения об организме человека и его жизнедеятельности на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией, учитывая особенности аудитории сверстников; • работать в группе сверстников при решении познавательных задач, связанных с особенностями строения и жизнедеятельности организма человека, планировать совместную деятельность, учитывать мнение окружающих и адекватно оценивать собственный вклад в деятельность группы. Содержание учебного предмета, курса Раздел 1. Введение. Науки, изучающие организм человека (2 ч). Науки, изучающие организм человека: анатомия, физиология, психология и гигиена. Их становление и методы исследования. Раздел 2. Происхождение человека (3 ч). Место человека в систематике. Доказательства животного происхождения человека. Основные этапы эволюции человека. Влияние биологических и социальных факторов на эволюцию человека. Человеческие расы. Человек как вид. Демонстрация: Модель «Происхождение человека». Модели остатков древней культуры человека. Раздел 3. Строение организма (4 ч). Общий обзор организма человека. Уровни организации. Структура тела. Органы и системы органов. Клеточное строение организма. Ткани. Внешняя и внутренняя среда организма. Строение и функции клетки. Роль ядра в передаче наследственных свойств организма. Органоиды клетки. Деление. Жизненные процессы клетки: обмен веществ, биосинтез и биологическое окисление, их значение. Роль ферментов в обмене веществ. Рост и развитие клетки. Состояния физиологического покоя и возбуждения. Ткани. Образование тканей. Эпителиальные, соединительные, мышечные, нервная ткани. Строение и функция нейрона. Синапс. Рефлекторная регуляция органов и систем организма. Центральная и периферическая части нервной системы. Спинной и головной мозг. Нервы и нервные узлы. Рефлекс и рефлекторная дуга. Нейронные цепи. Процессы возбуждения и торможения, их значение. Чувствительные, вставочные и исполнительные нейроны. Прямые и обратные связи. Роль рецепторов в восприятии раздражений. Демонстрация: Разложение пероксида водорода ферментом каталазой. Лабораторные и практические работы: Рассматривание клеток и тканей в оптический микроскоп. Микропрепараты клеток, эпителиальной, соединительной, мышечной и нервной тканей. Самонаблюдение мигательного рефлекса и условия его проявления и торможения. Коленный рефлекс и др. Метапредметные понятия: дифференциация, анализ, классификация, функция, движение, ядро, катализатор, рост, развитие. Раздел 4. Опорно-двигательная система (7 ч). Скелет и мышцы, их функции. Химический состав костей, их макро и микростроение, типы костей. Скелет человека, его приспособление к прямохождению, трудовой деятельности. Изменения, связанные с развитием мозга и речи. Типы соединений костей: неподвижные, полуподвижные, подвижные (суставы). Строение мышц и сухожилий. Обзор мышц человеческого тела. Мышцы-антагонисты и синергисты. Работа скелетных мышц и их регуляция. Понятие о двигательной единице. Изменение мышцы при тренировке. Последствия гиподинамии. Энергетика мышечного сокращения. Динамическая и статическая работа. Нарушения осанки и развитие плоскостопия: причины, выявление, предупреждение и исправление. Первая помощь при ушибах, переломах костей и вывихах суставов. Демонстрация: Скелет и муляжи торса человека, черепа, костей конечностей, позвонков. Распилы костей. Приёмы оказания первой помощи при травмах. Лабораторные и практические работы: Микроскопическое строение кости. Мышцы человеческого тела (выполняется либо в классе, либо дома). Утомление при статической и динамической работе. Выявление нарушений осанки. Выявление плоскостопия (выполняется дома). Самонаблюдения работы основных мышц, роли плечевого пояса в движениях руки. Раздел 5. Внутренняя среда организма (3 ч). Компоненты внутренней среды: кровь, тканевая жидкость, лимфа. Их взаимодействие. Гомеостаз. Состав крови: плазма и форменные элементы (тромбоциты, эритроциты, лейкоциты). Функции клеток крови. Свёртывание крови. Роль кальция и витамина K в свёртывании крови. Анализ крови. Малокровие. Кроветворение. Борьба организма с инфекцией. Иммунитет. Защитные барьеры организма. Л. Пастер и И. И. Мечников. Антигены и антитела. Специфический и неспецифический иммунитет. Клеточный и гуморальный иммунитет. Иммунная система. Роль лимфоцитов в иммунной защите. Фагоцитоз. Воспаление. Инфекционные и паразитарные болезни. Ворота инфекции. Возбудители и переносчики болезни. Бацилло- и вирусоносители. Течение инфекционных болезней. Профилактика. Иммунология на службе здоровья: вакцины и лечебные сыворотки. Естественный и искусственный иммунитет. Активный и пассивный иммунитет. Тканевая совместимость. Переливание крови. Группы крови. Резус-фактор. Пересадка органов и тканей. Лабораторные и практические работы: Рассматривание крови человека и лягушки под микроскопом. Актуальная тематика для региона: Знакомство в г. Тюмени и Тюменской области с «Тюменской станцией переливания крови». Переработка крови, изготовление из неё жизненно необходимых препаратов, знакомство с работой лабораторий. Метапредметные понятия: метод, ядро, вода, вещество, элемент, процесс, производство. Раздел 6. Кровеносная и лимфатическая системы организма (6 ч). Органы кровеносной и лимфатической систем, их роль в организме. Строение кровеносных и лимфатических сосудов. Круги кровообращения. Строение и работа сердца. Автоматизм сердца. Движение крови по сосудам. Регуляция кровоснабжения органов. Артериальное давление крови, пульс. Гигиена сердечнососудистой системы. Доврачебная помощь при заболевании сердца и сосудов. Первая помощь при кровотечениях. Демонстрация: Модели сердца и торса человека. Приёмы измерения артериального давления по методу Короткова. Приёмы остановки кровотечений. Лабораторные и практические работы: Положение венозных клапанов в опущенной и поднятой руке. Изменения в тканях при перетяжках, затрудняющих кровообращение. Определение скорости кровотока в сосудах ногтевого ложа. Опыты, выявляющие природу пульса. Функциональная проба: реакция сердечнососудистой системы на дозированную нагрузку. Актуальная тематика для региона: Знакомство в г. Тюмени и Тюменской области с «Тюменским кардиологическим центром»: высокотехнологичное лечение ишемической болезни сердца, хроническая сердечная недостаточность. Использование статистических данных города и области Статуправления г. Тюмени по заболеваемости сердечнососудистой системы. Раздел 7. Дыхание (5 ч). Значение дыхания. Строение и функции органов дыхания. Голосообразование. Инфекционные и органические заболевания дыхательных путей, миндалин и околоносовых пазух, профилактика, доврачебная помощь. Газообмен в лёгких и тканях. Механизмы вдоха и выдоха. Нервная и гуморальная регуляция дыхания. Охрана воздушной среды. Функциональные возможности дыхательной системы как показатель здоровья. Жизненная ёмкость лёгких. Выявление и предупреждение болезней органов дыхания. Флюорография. Туберкулёз и рак лёгких. Первая помощь утопающему, при удушении и заваливании землёй, электротравме. Клиническая и биологическая смерть. Искусственное дыхание и непрямой массаж сердца. Реанимация. Влияние курения и других вредных привычек на организм. Демонстрация: Модель гортани. Модель, поясняющая механизм вдоха и выдоха. Приёмы определения проходимости носовых ходов у маленьких детей. Роль резонаторов, усиливающих звук. Опыт по обнаружению углекислого газа в выдыхаемом воздухе. Измерение жизненной ёмкости лёгких. Приёмы искусственного дыхания. Лабораторные и практические работы: Измерение обхвата грудной клетки в состоянии вдоха и выдоха. Функциональные пробы с задержкой дыхания на вдохе и выдохе. Метапредметные понятия: метод, вода, вещество, элемент, процесс, давление, функция, закон, вещество, орган, информационная безопасность. Раздел 8. Пищеварение (6 ч). Пищевые продукты и питательные вещества, их роль в обмене веществ. Значение пищеварения. Строение и функции пищеварительной системы: пищеварительный канал, пищеварительные железы. Пищеварение в различных отделах пищеварительного тракта. Регуляция деятельности пищеварительной системы. Заболевания органов пищеварения, их профилактика. Гигиена органов пищеварения. Предупреждение желудочно-кишечных инфекций и гельминтозов. Доврачебная помощь при пищевых отравлениях. Демонстрация: Торс человека. Лабораторные и практические работы: Действие ферментов слюны на крахмал. Самонаблюдения: определение положения слюнных желёз, движение гортани при глотании. Актуальная тематика для региона: Использование статистических данных по инфекционным заболеваниям города и области СЭС и «Роспотребнадзора по Тюменской области». Метапредметные понятия: метод, вода, вещество, элемент, процесс, функция, катализатор, эксперимент. Раздел 9. Обмен веществ и энергии (3 ч). Обмен веществ и энергии— основное свойство всех живых существ. Пластический и энергетический обмен. Обмен белков, жиров, углеводов, воды и минеральных солей. Заменимые и незаменимые аминокислоты, микро и макроэлементы. Роль ферментов в обмене веществ. Витамины. Энергозатраты человека и пищевой рацион. Нормы и режим питания. Основной и общий обмен. Энергетическая ёмкость пищи. Лабораторные и практические работы: Установление зависимости между нагрузкой и уровнем энергетического обмена по результатам функциональной пробы с задержкой дыхания до и после нагрузки. Составление пищевых рационов в зависимости от энергозатрат. Актуальная тематика для региона: Знакомство с ООО «КоопХЛЕБ» Армизонского района Тюменской области по производству хлеба и хлебобулочных изделий: знакомство с ассортиментом, расчет энергетической и пищевой ценности продуктов питания. Аромашевский район ИП Костин А.В Кондитерский цех для производства и реализации кондитерских изделий. Метапредметные понятия: метод, вещество, процесс, функция, катализатор, эксперимент, анализ, объект, производство, логистика, энергетика, краеведческая работа. Раздел 10. Покровные органы. Терморегуляция. Выделение (4 ч). Наружные покровы тела человека. Строение и функции кожи. Ногти и волосы. Роль кожи в обменных процессах. Рецепторы кожи. Участие в теплорегуляции. Уход за кожей, ногтями и волосами в зависимости от типа кожи. Гигиена одежды и обуви. Причины кожных заболеваний. Грибковые и паразитарные болезни, их профилактика и лечение у дерматолога. Травмы: ожоги, обморожения. Терморегуляция организма. Закаливание. Доврачебная помощь при общем охлаждении организма. Первая помощь при тепловом и солнечном ударах. Значение органов выделения в поддержании гомеостаза внутренней среды организма. Органы мочевыделительной системы, их строение и функции. Строение и работа почек. Нефроны. Первичная и конечная моча. Заболевания органов выделительной системы и их предупреждение. Демонстрация: Рельефная таблица «Строение кожи». Модель почки. Рельефная таблица «Органы выделения». Лабораторные и практические работы: Самонаблюдения: рассмотрение под лупой тыльной и ладонной поверхности кисти. Определение типа кожи с помощью бумажной салфетки. Определение совместимости шампуня с особенностями местной воды. Актуальная тематика для региона: Знакомство с деятельностью современного лечебно-оздоровительного центра на базе бывшего санатория-профилактория «Нива» (санаторий «ИНГАЛА» Заводоуковский городской округ. Составление правил ухода за кожей для жителей города Тюмени, учитывая сезоны года. Метапредметные понятия: энергия, процесс, функция, сопоставление. Раздел 11. Нервная система (6 ч). Значение нервной системы. Мозг и психика. Строение нервной системы: спинной и головной мозг — центральная нервная система, нервы и нервные узлы — периферическая. Строение и функции спинного мозга. Строение головного мозга. Функции продолговатого, среднего мозга, моста и мозжечка. Передний мозг. Функции промежуточного мозга и коры больших полушарий. Старая и новая кора больших полушарий головного мозга. Аналитико-синтетическая и замыкательная функции коры больших полушарий головного мозга. Доли больших полушарий и сенсорные зоны коры. Соматический и вегетативный отделы нервной системы. Симпатический и парасимпатический подотделы вегетативной нервной системы, их взаимодействие. Демонстрация: Модель головного мозга человека. Лабораторные и практические работы: Пальценосовая проба и особенности движений, связанных с функциями мозжечка и среднего мозга. Рефлексы продолговатого и среднего мозга. Штриховое раздражение кожи — тест, определяющий изменение тонуса симпатического и парасимпатического отделов вегетативной нервной системы при раздражении. Актуальная тематика для региона:знакомство в г. Тюмени с «Федеральным центром нейрохирургии». Метапредметные понятия: энергия, процесс, функция, сопоставление, вещество, движение, адаптация, гомеостаз. Раздел 12. Анализаторы. Органы чувств (5 ч). Анализаторы и органы чувств. Значение анализаторов. Достоверность получаемой информации. Иллюзии и их коррекция. Зрительный анализатор. Положение и строение глаз. Ход лучей через прозрачную среду глаза. Строение и функции сетчатки. Корковая часть зрительного анализатора. Бинокулярное зрение. Гигиена зрения. Предупреждение глазных болезней, травм глаза. Предупреждение близорукости и дальнозоркости. Коррекция зрения. Слуховой анализатор. Значение слуха. Строение и функции наружного, среднего и внутреннего уха. Рецепторы слуха. Корковая часть слухового анализатора. Гигиена органов слуха. Причины тугоухости и глухоты, их предупреждение. Органы равновесия, кожно-мышечной чувствительности, обоняния и вкуса и их анализаторы. Взаимодействие анализаторов. Демонстрация: Модели глаза и уха. Опыты, выявляющие функции радужной оболочки, хрусталика, палочек и колбочек. Лабораторные и практические работы: Опыты, выявляющие иллюзии, связанные с бинокулярным зрением, а также зрительные, слуховые, тактильные иллюзии. Обнаружение слепого пятна. Определение остроты слуха. Актуальная тематика для региона: знакомство в г. Тюмени с «Областным офтальмологическим диспансером». Высокотехнологичное лечение органов зрения. Метапредметные понятия: процесс, функция, сопоставление, анализ, метод, информационная безопасность. Раздел 13. Высшая нервная деятельность. Поведение. Психика (5 ч). Вклад отечественных учёных в разработку учения о высшей нервной деятельности. И. М. Сеченов и И. П. Павлов. Открытие центрального торможения. Безусловные и условные рефлексы. Безусловное и условное торможение. Закон взаимной индукции возбуждения-торможения. Учение А. А. Ухтомского о доминанте. Врождённые программы по ведения: безусловные рефлексы, инстинкты, запечатление. Приобретённые программы поведения: условные рефлексы, рассудочная деятельность, динамический стереотип. Биологические ритмы. Сон и бодрствование. Стадии сна. Сновидения. Особенности высшей нервной деятельности человека: речь и сознание, трудовая деятельность. Потребности людей и животных. Речь как средство общения и как средство организации своего поведения. Внешняя и внутренняя речь. Роль речи в развитии высших психических функций. Осознанные действия и интуиция. Познавательные процессы: ощущение, восприятие, представления, память, воображение, мышление. Волевые действия, побудительная и тормозная функции воли. Внушаемость и негативизм. Эмоции: эмоциональные реакции, эмоциональные состояния и эмоциональные отношения (чувства). Внимание. Физиологические основы внимания, его виды и основные свойства. Причины рассеянности. Воспитание внимания, памяти, воли. Развитие наблюдательности и мышления. Демонстрация: Безусловные и условные рефлексы человека (по методу речевого подкрепления). Двойственные изображения. Иллюзии установки. Выполнение тестов на наблюдательность и внимание, логическую и механическую память, консерватизм мышления и пр. Лабораторные и практические работы: Выработка навыка зеркального письма как пример разрушения старого и выработки нового динамического стереотипа. Изменение числа колебаний образа усечённой пирамиды при непроизвольном, произвольном внимании и при активной работе с объектом. Метапредметные понятия: процесс, функция, сопоставление, анализ, метод. Раздел 14. Железы внутренней секреции (эндокринная система) (2 ч). Железы внешней, внутренней и смешанной секреции. Свойства гормонов. Взаимодействие нервной и гуморальной регуляции. Промежуточный мозг и органы эндокринной системы. Гормоны гипофиза и щитовидной железы, их влияние на рост и развитие, обмен веществ. Гормоны половых желёз, надпочечников и поджелудочной железы. Причины сахарного диабета. Демонстрация: Модель черепа с откидной крышкой для показа местоположения гипофиза. Модель гортани с щитовидной железой. Модель почек с надпочечниками. Раздел 15. Индивидуальное развитие организма (5 ч). Жизненные циклы организмов. Бесполое и половое размножение. Преимущества полового размножения. Мужская и женская половые системы. Сперматозоиды и яйцеклетки. Роль половых хромосом в определении пола будущего ребёнка. Менструации и поллюции. Образование и развитие зародыша: овуляция, оплодотворение яйцеклетки, укрепление зародыша в матке. Развитие зародыша и плода. Беременность и роды. Биогенетический закон Геккеля—Мюллера и причины отступления от него. Влияние наркогенных веществ (табака, алкоголя, наркотиков) на развитие и здоровье человека. Наследственные и врождённые заболевания. Заболевания, передающиеся половым путём: СПИД, сифилис и др.; их профилактика. Развитие ребёнка после рождения. Новорождённый и грудной ребёнок, уход за ним. Половое созревание. Биологическая и социальная зрелость. Вред ранних половых контактов и абортов. Индивид и личность. Темперамент и характер. Самопознание, общественный образ жизни, межличностные отношения. Стадии вхождения личности в группу. Интересы, склонности, способности. Выбор жизненного пути. Демонстрация: Тесты, определяющие тип темперамента. Актуальная тематика для региона: Тесты, определяющие тип темперамента.Знакомство с ГБУЗ ТО «Перинатальный центр». Охрана и укрепление репродуктивного здоровья и рождение здорового ребенка. Знакомство с ГАУЗ ТО ОКВД и ГБУЗ Тюменской области «Центр профилактики и борьбы со СПИДом». Метапредметные понятия: рост, развитие, информационная безопасность, процесс, система, туризм. Повторение— 2 ч. Региональный компонент: Расы людей нашего региона, Травматизм в г.Тюмени, Прививочная кампания Тюменской области, Охрана воздушной среды в Тюменской области, Болезни ЖКТ у подростков нашей школы, «Моржи» Тюмени. Тематическое планирование, в том числе с учётом рабочей программы воспитания с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы. № 1 1 2 2 3 4 3 5 6 7 4 8 9 10 11 12 13 14 15 16 1718 19 20 21 22 Раздел, Тема урока Раздел 1. Тема 1.1.Введение. Место человека в системе органического мира. Место человека в системе органического мира Сходство и различие человека и животных Тема1. 2.Происхождение человека Происхождение человека. Этапы его становления. Расы человека, их происхождение и единство. Тема1. 3.Краткая история развития знаний о строении и функциях организма человека. Науки изучающие человека. История развития знаний о строении и функциях организма человека. Великие анатомы и физиологи. Контрольная работа по теме «Изучение человека» Тема1. 4. Общий обзор строения и функций организма человека Клеточное строение организма. Л.Р.№1 «Строение клетки» Ткани Л.Р.№2 «Микроскопическое строение тканей» часы 11 (2) 1 1 2 1 1 3 1 1 1 4 1 1 Органы. Система органов. Система органов Раздел 2. Строение и жизнедеятельность организма человека 1 1 57 Тема 2.1.Координация и регуляция 11 Гуморальная регуляция 1 1 Роль гормонов в обмене веществ, росте и развитии организма Нервная система. Отделы нервной системы: центральный и периферический Рефлекторный характер деятельности нервной системы Спиной мозг, строение и функции 1 1 1 Головной мозг, строение и функции. Л.Р.№3 «Изучение головного мозга человека» 2 Соматическая и вегетативная нервная система Анализаторы. Органы осязания, обоняния, вкуса и их анализаторы. Органы зрения и зрительный анализатор. Органы слуха и равновесия. Их анализаторы. 1 1 1 1 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 Тема 2.2. Опора и движение Скелет. Строение, состав и соединение костей. Скелет головы и туловища. Скелет конечностей. Первая помощь при растяжении связок, вывихах и переломах. Мышцы. Работа мышц. Заболевания опорно-двигательной системы и их профилактика. Роль двигательной активности в развитии аппарата опоры и движения человека. К.р. №2 по теме «Опора и движение» Тема 2.3. Внутренняя среда организма Внутренняя среда организма. Кровь, ее функции и состав Л.Р.№4 «Изучение микроскопического строения крови» Иммунитет Тканевая совместимость и переливание крови Тема 2.4 Транспорт веществ 8 1 1 1 1 1 1 1 1 3 1 1 1 5 34-35 Транспорт веществ. Кровеносная система. Лимфообращение. 36 Работа сердца. Л.Р.№5 «Измерение кровяного давления» 37 Движение крови по сосудам . Заболевания сердечнососудистой системы. Л.Р.№6 «Определение пульса и подсчет числа сердечных сокращений» 38 К.Р. по теме «Внутренняя среда организма. Транспорт веществ» Тема 2.5. Дыхание 39 Значение дыхания. Органы дыхания. Строение легких. 40 Дыхательные движения. Газообмен в легких и тканях Л.Р. №7 «Определение частоты дыхания» Заболевания органов дыхания и их профилактика 41 2 1 1 42 43 1 1 5 1 44 45 46 47 48 Оказание первой медицинской помощи К.Р. по теме «Дыхание» Тема 2.6. « Пищеварение» Пищевые продукты и питательные вещества. Пищеварение. Строение и функции пищеварительной системы. Пищеварение в ротовой полости. Регуляция пищеварения Пищеварение в желудке. Регуляция пищеварения Пищеварение в кишечнике. Всасывание питательных веществ. Гигиена питания. Л.Р. №8 «Определение норм рационального питания» Тема 2.7.Обмен веществ и энергии 1 5 1 1 1 1 1 1 1 2 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 Пластический и энергетический обмен. Водно-солевой баланс. Витамины, и их роль в организме. Тема 2.8 Выделение Органы выделения. Строение и функции почек Предупреждение заболеваний мочевыделительной системы. Тема 2.9. Покровы тела Покровы тела. Строение и функции кожи. Роль кожи в терморегуляции. Первая помощь при ожогах и обморожениях. Их профилактика. К.Р. №5 по теме «Выделение. Кожа» Тема 2.10. Размножение и развитие Система органов размножения Эмбриональное и постэмбриональное развитие человека Наследственные и врожденные заболевания. Инфекции передающиеся половым путем и их профилактика. Тема 2.11. Высшая нервная деятельность Поведение человека. Рефлекс. Биологические ритмы. Сон и его значение. Особенности высшей нервной деятельности человека. Типы нервной деятельности К.Р.№6 «Высшая нервная деятельность» Тема 2.12. Человек и его здоровье Здоровье влияющие на факторы Л.Р.№9 «Изучение приемов остановки артериального и венозного кровотечения» Вредные привычки и заболевания с ними связанные Л.р. №10 «Анализ и оценка влияния факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье» Двигательная активность и здоровья человека Закаливание. Гигиена человека. Итоговая контрольная работа 1 1 2 1 1 3 1 1 1 3 1 1 1 5 1 1 1 1 1 5 1 1 1 1 1 Приложение 1 Календарно-тематическое планирование Освоение предметных знаний Дата проведения Универсальные учебные действия Тема урока № урока Познавательные УУД Регулятивные УУД Коммуникативные УУД Требования к результатам формирования функциональной грамотности Раздел 1. Введение (11часов) Тема 1.1. Место человека в системе органического мира (2 часа) 1 2 Место человека в системе органического мира Сходство и различие человека и животных Будут знать - особенности строения человека, обусловленные прямохождением и трудовой деятельностью. Научатся сравнивать человека с представителями класса млекопетающих и отряда приматов и делать выводы на основе сравнения. Научатся: -устанавливать причинноследственные связи; -систематизировать информацию Научатся: Научатся: - составлять план работы с учебником; - принимать участие в работе группами; - выполнять задания в соответствии с поставленной целью; - формировать приёмы работы с информацией, ставить учебную задачу. - использовать в общении правила вежливости; - планировать учебное сотрудничество; - принимать другое мнение и позицию; - адекватно использовать делать и научно обосновывать прогнозы о протекании процесса или явления. Задание : http://skiv.instra o.ru/bankzadaniy/estestve nnonauchnayagramotnost/eg92022/01_ЕГ_9_ Дефекты%20зре ния_текст.pdf Тема 1.2. Происхождение человека (2 часа) Научатся: 3 4 5 6 Происхождение человека Этапы его становления. Расы человека, их происхождение и единство. Науки, изучающие человека. История развития знаний о строении и функциях организма человека. Великие анатомы и физиологи Будут знать: - особенности строения человека, обусловленные прямохождением и трудовой деятельностью. Научатся сравнивать человека с представителями класса млекопетающих и отряда приматов и делать выводы на основе сравнения. Научатся: Научатся: - устанавливать причинноследственные связи; - систематизировать информацию - составлять план работы с учебником; - выполнять задания в соответствии с поставленной целью; - формировать приёмы работы с информацией, ставить учебную задачу. - принимать участие в работе группами; - использовать в общении правила вежливости; - планировать учебное сотрудничество; - принимать другое мнение и позицию; - адекватно использовать средства устного общения для решения коммуникативных задач. Тема 1.3. Краткая история развития знаний о строении и функциях организма человека (3 часа) - самостоятельное выделение и - постановка учебной формулирование задачи на основе Узнает и научится характеризовать познавательной соотнесения цели; науки, изучающие человека и усвоенного учащимся, основные этапы их становления - поиск и и того, что еще выделение неизвестно; необходимой Научится описывать вклад - определение информации; отечественных и зарубежных последовательности учёных в развитие наук об - планирование учебного - осознанное и промежуточных целей сотрудничества с учителем организме человека произвольное для достижения Делать и научно обосновывать прогнозы о протекании процесса или явления. Задание: http://skiv.instra o.ru/bankzadaniy/estestve nnonauchnayagramotnost/eg92022/05_ЕГ_9_С окровище%20Л уны%20– %20гелий3_текст.pdf применить соответствующие естественнонаучные знания для объяснения явления Задание: http://skiv.instrao.ru/b ankzadaniy/estestvennona uchnayagramotnost/eg-9- 7 Контрольная работа №1 по теме «Изучение человека» Будут знать особенности строения человека, характеризовать науки, изучающие человека и основные этапы их становления, описывать вклад отечественных и зарубежных учёных в развитие наук об организме человека построение речевого высказывания; - сравнение, классификация объектов по выделенным признакам; - установление причинноследственных связей результата; - составление плана и последовательности действий; - контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным обнаружения отклонений от него. и сверстниками, способов взаимодействия; - инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации Тема 1.4. Общий обзор строения и функций организма человека (4 часа) 8 9 Клеточное строение организма. Лабораторная работа №1 «Строение клетки» Ткани. Лабораторная работа №2 «Микроскопическое строение тканей». - Знает основные признаки организма человека; - узнаёт основные структурные компоненты клеток; - устанавливает и объясняет взаимосвязь между строением и функциями клеток, тканей, органов и их систем. Научится: - давать определение понятиям «ткань», «орган», «система органов»; - называть органы, системы органов, основные группы тканей и сравнивать их; Научатся: Научится: - устанавливать причинноследственные связи в изучаемом круге явлений; - искать и отбирать источники необходимой информации; - синтезировать информацию Научатся: - принимать участие в работе группами; - составлять план работы с учебником; - использовать в общении правила вежливости; - выполнять задания в соответствии с поставленной целью; - планировать учебное сотрудничество; - формировать приёмы работы с информацией; - ставить учебную задачу. - принимать другое мнение и позицию; - адекватно использовать средства устного общения для решения коммуникативных задач. Анализировать, интерпретировать данные и делать соответствующие выводы. Задание: http://skiv.instrao.r u/bankzadaniy/estestvenn onauchnayagramotnost/eg-92022/06_ЕГ_9_Фил ософский%20каме нь%20современног о%20химика_текст. pdf Системы органов. 11 - делать выводы по результатам работы. Раздел 2. Строение и жизнедеятельность организма человека (57 ч) Тема 2.1. Координация и регуляция (11 часов) 12 13 Гуморальная регуляция Роль гормонов в обмене веществ, росте и развитии организма Научатся: - называть особенности строения и работы желёз эндокринной системы, железы внутренней и внешней секреции; Научатся: Научатся: - распознавать органы эндокринной системы - устанавливать причинноследственные связи в изучаемом круге явлений; Знать и характеризовать роль гормонов в развитии организма и обмене веществ - искать и отбирать источники необходимой информации; - синтезировать - составлять план работы с учебником; - выполнять задания в соответствии с поставленной целью; - формировать приёмы работы с информацией; - ставить учебную задачу Научатся: - принимать участие в работе группами; - использовать в общении правила вежливости; - планировать учебное сотрудничество; - принимать другое мнение и позицию; Объект проверки: применить соответствующие естественнонаучные знания для объяснения явления. Объект проверки: предлагать или оценивать способ научного исследования данного вопроса. Задание: http://skiv.instrao.ru/ban kzadaniy/estestvennonauc hnaya-gramotnost/eg-92022/04_ЕГ_9_Очкарики _текст.pdf 14 15 16 17 18 Нервная система. Отделы нервной системы: центральный и периферический Рефлекторный характер деятельности нервной системы Спинной мозг, строение и функции Головной мозг, строение и функции. Лабораторная работа №5 «Изучение головного мозга человека (по муляжам)» - Называют особенности строения и принцип деятельности нервной системы; - распознают основные отделы и органы нервной системы; - дают определение понятиям: «рефлекс», «рефлекторная дуга», «рецепторы» информацию - ставить учебную задачу; Научатся: - устанавливать причинноследственные связи, - ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи; - роль регуляторных систем; - механизм действия гормонов; - участвовать в групповой работе - особенности строения и функции спинного мозга; - меры профилактики заболеваний органов чувств. - адекватно использовать средства устного общения для решения коммуникативных задач. - адекватно воспринимать оценку своей работы, информацию; - осваивать приёмы исследовательско й деятельности; Знают: Научатся: - планировать свою деятельность под руководством учителя - Корректное ведение диалога и участие в дискуссии; - планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. Научатся: - принимать участие в работе группами; - использовать в общении правила вежливости; - принимать другое мнение 19 Соматическая и вегетативная нервная система Знают: отделы нервной системы и их функции; 20 21 22 Орган зрения и зрительный анализатор. Органы слуха и равновесия. Их анализаторы и позицию; - составлять план работы с учебником; - адекватно использовать средства устного общения для решения коммуникативных задач. - выполнять задания в соответствии с поставленной целью; Различают: функции соматической и вегетативной нервной системы. Анализаторы. Органы осязания, обоняния, вкуса и их анализаторы Научатся: - ставить учебную задачу Знают: - определение понятий «орган чувств», «рецептор», «анализатор»; - особенности строения органов чувств и их анализаторов. Используют приобретённые знания для профилактики заболеваний и повреждений органов чувств. Научатся: - устанавливать причинноследственные связи; Научатся: - искать и отбирать источники необходимой информации; - выполнять задания в соответствии с поставленной целью; - организовывать свою учебную деятельность - адекватно воспринимать оценку своей работы, - составлять план работы с учебником; - отвечать на вопросы, составлять план ответа; Научатся: - принимать участие в работе группами; - использовать в общении правила вежливости; - корректное ведение диалога и участие в дискуссии; Тема 2.2. Опора и движение (8 часов) 23 Скелет. Строение, состав и соединение костей. Знают: - особенности строения скелета человека, функции ОДС, причины нарушения осанки и плоскостопия; - строение костей; 24 25 Скелет головы и туловища Скелет конечностей. Виды обморожен ия и как его избежать! - правила оказания первой медицинской помощи при повреждении опорнодвигательного аппарата; - распознают основные части скелета; устанавливают - самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; - поиск и выделение необходимой информации; - постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов при решении проблем творческого и поискового характера; - сравнение, классификация объектов по выделенным признакам; установление причинно- - постановка учебной задачи на основе соотнесения усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно; - контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным, обнаружение отклонений от него; - выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено, оценивание качества и уровня усвоения; Объект оценки: Применить соответствующие естественнонаучные знания для объяснения явления. Задание: http://skiv.instrao.ru/ban kzadaniy/estestvennonauc - планирование учебного hnaya-gramotnost/eg-9сотрудничества с учителем 2022/03_ЕГ_9_Нарушен и сверстниками функций ие%20слуха%20участников, способов %202_текст.pdf взаимодействия; - постановка вопросов; - инициативное сотрудничество в поиске и 26 Первая помощь при растяжении связок, вывихах и переломах. взаимосвязь между строением и функциями частей скелета следственных связей; сборе информации; - построение логической цепи рассуждений; - управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий 27 Мышцы. Работа мышц. Знают: - функции и строение мышц; 28 29 30 Заболевания опорнодвигательной системы и их профилактика. Роль двигательной активности в развитии аппарата опоры и движения человека. - правила оказания первой медицинской помощи при повреждении опорнодвигательного аппарата; - распознают основные мышцы; - устанавливают взаимосвязь между строением и функциями мышц. Научатся: Научатся: - устанавливать причинноследственные связи; - искать и отбирать источники необходимой информации; - организовывать свою учебную деятельность - составлять план работы с учебником; - принимать участие в работе группами; - выполнять задания в соответствии с поставленной целью; - использовать в общении правила вежливости; - адекватно воспринимать оценку своей работы; - планировать алгоритм действий по организации своего рабочего места с установкой на его функциональность - принимать другое мнение и позицию; - адекватно использовать средства устного общения для решения коммуникативных задач. Контрольная работа №2 по теме «Опора и движение» Тема 2.3. Внутренняя среда организма (3 часа) 31 32 33 Внутренняя среда организма. Кровь, её функции и состав. Лабораторная работа №5 «Изучение микроскопического строения крови» Иммунитет ПРоф.минимум Тканевая совместимость и переливание крови. - Знать и соблюдать правила ТБ при выполнении лабораторных и практических работ; - называть признаки биологических объектов; - пользоваться лабораторным оборудованием; - делать выводы по результатам работы Научатся: Научатся: - устанавливать причинноследственные связи; - составлять план работы с учебником; - искать и отбирать источники необходимой информации; - ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи; - выполнять задания в соответствии с поставленной целью; - адекватно воспринимать оценку своей работы; - планировать алгоритм действий по организации своего рабочего места с установкой на его функциональность - принимать участие в работе группами; - использовать в общении правила вежливости; - принимать другое мнение и позицию; - адекватно использовать средства устного общения для решения коммуникативных задач. - применять приёмы работы с информацией Анализировать, интерпретировать данные и делать соответствующие выводы. Задание: http://skiv.instrao.ru/ba nkzadaniy/estestvennonau chnaya-gramotnost/eg92022/02_ЕГ_9_Нарушен ие%20слуха%20%201_текст.pdf Тема 2.4. Транспорт веществ (5 часов) 34 35 Транспорт веществ. Кровеносная система. Лимфообращение. Знают: Применить соответствующие естественнонаучные знания для объяснения явления. Задание: http://skiv.instrao.ru/bankzadaniy/estestvennonauchnayagramotnost/ЕГ_9_АнтибиотикиУ бийцыБактерий_текст.pdf 36 37 Работа сердца. Лабораторная работа №4 «Измерение кровяного давления» Движение крови по сосудам. Заболевания сердечнососудистой системы. Лабораторная работа №5 «Определение пульса и подсчет числа сердечных сокращений» - определение понятий «аорта», «артерии», «капилляры», «вены»; - называют признаки биологических объектов – кровеносных сосудов; - распознают и описывают органы кровеносной и лимфатической системы; - устанавливают взаимосвязи между Научатся: - устанавливать причинноследственные связи; - искать и отбирать источники необходимой информации; - ориентироваться на возможное разнообразие способов - принимать участие в работе группами; - использовать в общении правила вежливости; Научатся: - составлять план работы с учебником; - выполнять задания в соответствии с поставленной целью; - адекватно - принимать другое мнение и позицию; - адекватно использовать средства устного общения для решения коммуникативных задач. 38 Контрольная работа №3 по теме «Внутренняя среда организма. Транспорт веществ» строением и функциями сосудов. решения учебной задачи; воспринимать оценку своей работы; Тема 2.5. Дыхание (5 часов) 39 Значение дыхания. Органы дыхания. Строение лёгких Будет знать: Научатся: Научатся: - особенности строения дыхательной - устанавливать причинноследственные - составлять план работы с учебником; - выполнять задания в - принимать участие в работе группами; - использовать в общении правила вежливости; Анализировать, интерпретировать данные и делать соответствующие выводы Задание: http://skiv.instrao.ru/bankzadaniy/estestvennonauchnay agramotnost/ЕГ_9_Вакцины_те кст.pdf Дыхательные движения. Газообмен в лёгких и тканях. Лабораторная работа №6 «Определение частоты дыхания» системы; связи; - устанавливать взаимосвязь между строением и функциями органов дыхания; - искать и отбирать источники необходимой информации; Будет знать: 41 Заболевания органов дыхания и их профилактика - ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи; 42 Оказание первой помощи при остановке дыхания 40 Вредные привычки? 43 Контрольная работа №4 по теме «Дыхание» - заболевания органов дыхания, факторы риска для здоровья; соответствии с поставленной целью; - принимать другое мнение и позицию; - адекватно воспринимать оценку своей работы; - адекватно использовать средства устного общения для решения коммуникативных задач. - объяснять зависимость собственного здоровья от состояния окружающей среды; - характеризовать процесс регуляции деятельности организма; - оказывать первую доврачебную помощь при остановке дыхания. Тема 2.6. Пищеварение (5 часов) 44 45 46 Пищевые продукты и питательные вещества. Пищеварение. Строение и функции пищеварительно й системы. Пищеварение в ротовой полости. Регуляция пищеварения. Пищеварение в желудке. Регуляция пищеварения. Научится: Научатся: Научатся: - называть питательные вещества и пищевые продукты, в которых они находятся; - устанавливать причинноследственные связи; - составлять план работы с учебником; - объяснять роль питательных веществ в организме человека; - искать и отбирать источники необходимой информации; - называть особенности строения органов пищеварительной системы и узнавать их на таблицах; - ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи; Будет знать: - организовывать свою учебную деятельность. - гигиенические меры и меры профилактики нарушения работы пищеварительной системы; - правила техники безопасности при выполнении лабораторных и практических работ. 47 Пищеварение в кишечнике. Всасывание питательных веществ. - использовать приобретённые знания для проведения наблюдений за - выполнять задания в соответствии с поставленной целью; - отвечать на вопросы; - составлять план ответа; - ставить учебную задачу на основе соотнесения усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно; - принимать участие в работе группами; - принимать другое мнение и позицию; - адекватно использовать средства устного общения для решения коммуникативных задач. - планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками функций участников, способов взаимодействия; : Предлагать или оценивать способ научного исследования данного вопроса Задание: http://skiv.instrao.ru/bankzadaniy/estestvennonauchnay agramotnost/ЕГ_9_ЛекарстваИ лиЯды_текст.pdf 48 Гигиена питания. Лабораторная работа №8 «Определение норм рационального питания» состоянием собственного организма. Тема 2.7. Обмен веществ и энергии (2 часа) 49 50 Пластический и энергетический обмен. Водносолевой обмен. Витамины, их роль в организме. Весна и аллергия? Будет знать: Научатся: Научатся: - определение понятий «пластический и энергетический обмен»; - устанавливать причинноследственные связи; - составлять план работы с учебником; - сущность обмена веществ и превращения энергии в организме; - искать и отбирать источники необходимой информации; - ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи - выполнять задания в соответствии с поставленной целью; - отвечать на вопросы; - адекватно воспринимать оценку своей работы; - принимать участие в работе группами; - использовать в общении правила вежливости; - принимать другое мнение и позицию; - адекватно использовать средства устного общения для решения коммуникативных задач. -корректно вести диалог и участвовать в дискуссии. Тема 2.8. Выделение (2 часа) умение предлагать или оценивать способ научного исследования данного вопроса Задание: http://skiv.instrao.ru/bankzadaniy/estestvennonauchnay agramotnost/ЕГ_9_ПушкаДляС нега_текст.pdf 51 Органы выделения. Строение и функции почек Научатся: Будет знать: - органы мочевыделительной системы; 52 Предупреждени е заболеваний мочевыделител ьной системы. - меры профилактики заболеваний мочевыделительной системы - устанавливать причинноследственные связи; Научатся: - искать и отбирать источники необходимой информации; - выполнять задания в соответствии с поставленной целью; - ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи - адекватно воспринимать оценку своей работы; - составлять план работы с учебником; - отвечать на вопросы; составлять план ответа; - принимать участие в работе группами; - использовать в общении правила вежливости; умение анализировать, интерпретировать данные и делать соответствующие выводы - принимать другое мнение Задание: и позицию; - адекватно использовать средства устного общения для решения коммуникативных задач. -корректно вести диалог и участвовать в дискуссии. http://skiv.instrao.ru/bank zadaniy/estestvennonauch nayagramotnost/ЕГ_9_СестьНа Астероид_текст.pdf Тема 2.9. Покровы тела (3 часа) 53 54 Покровы тела. Строение и функции кожи Роль кожи в теплорегуляции. Первая помощь при ожогах и обморожениях, их профилактика. Будет знать: Научатся: Научатся: - роль кожи в обмене веществ; - устанавливать причинноследственные связи; - составлять план работы с учебником; - правила оказания первой медицинской помощи при повреждениях кожи; - гигиенические требования по уходу - искать и отбирать источники необходимой - выполнять задания в соответствии с поставленной целью; - отвечать на вопросы; составлять план ответа; - принимать участие в работе группами; - использовать в общении правила вежливости; - принимать другое мнение и позицию; - адекватно использовать средства устного общения для решения умение выдвигать объяснительные гипотезы и предлагать или оценивать способы их проверки Задание: http://skiv.instrao.ru/bankzadaniy/estestvennonauchnayagramotnost/ЕГ_9_ТормозиЗара нее_текст.pdf 55 Контрольная работа №5 по теме «Выделение. Кожа» за кожей, ногтями, волосами, обувью и одеждой. информации; - организовывать свою учебную деятельность; - работать с текстом параграфа и его компонентами. коммуникативных задач. -корректно вести диалог и участвовать в дискуссии. -ставить и формулировать проблемы, самостоятельно создавать алгоритмы при решении проблем творческого и поискового характера; Тема 2.10. Размножение и развитие (3 часа) 56 57 Система органов размножения Эмбриональное и постэмбриональ ное развитие человека. Будет знать: Научатся: Научатся: - особенности строения мужской и женской половых систем; - устанавливать причинноследственные связи; - составлять план работы с учебником; - определение понятий - искать и отбирать - выполнять задания в соответствии с поставленной целью; - принимать участие в работе группами; - использовать в общении правила вежливости; умение распознавать, использовать и создавать объяснительные модели и представления - принимать другое мнение Задание: и позицию; - адекватно использовать http://skiv.instrao.ru/bankzadaniy/estestvennonauchna ya-gramotnost/eg-92022/05_ЕГ_9_Сокровище% 20Луны%20–%20гелий3_текст.pdf 58 Наследственные и врождённые заболевания. Инфекции, передающиеся половым путём и их профилактика. «размножение», «оплодотворение», основные этапы внутриутробного и возрастного развития человека. - соблюдать меры профилактики заболеваний, ВИЧинфекций, вредных привычек. источники необходимой информации; - отвечать на вопросы; - ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи; - ставить учебную задачу на основе соотнесения усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно; средства устного общения для решения коммуникативных задач. -корректно вести диалог и участвовать в дискуссии. - организовывать свою учебную деятельность; Тема 2.11. Высшая нервная деятельность (5 часов) 59 60 61 62 Поведение человека. Рефлекс. Биологические ритмы. Сон и его значение. Особенности высшей нервной деятельности человека. Типы нервной деятельности Будет знать: Научатся: Научатся: - определение понятий «безусловные и условные рефлексы»; - устанавливать причинноследственные связи; - составлять план работы с учебником; - особенности высшей нервной деятельности человека; - искать и отбирать источники необходимой информации; - типы нервной системы; - выделять существенные - ориентироваться на возможное разнообразие - выполнять задания в соответствии с поставленной целью; - отвечать на вопросы; - составлять план ответа; - ставить учебную задачу на основе соотнесения усвоено - принимать участие в работе группами; - использовать в общении правила вежливости; - принимать другое мнение и позицию; - обмениваться мнениями в паре; - активно слушать одноклассников и понимать их позицию. Применить соответствующие естественнонаучные знания для объяснения явления. Задание: http://skiv.instrao.ru/bankzadaniy/estestvennonauchn ayagramotnost/ЕГ_9_Лекарства ИлиЯды_текст.pdf 63 Контрольная работа №6 по теме «Высшая нервная деятельность» признаки психики человека; - способов решения учебной задачи; - организовывать свою учебную деятельность; учащимся, и того, что еще неизвестно; - планировать свою деятельность под руководством учителя Тема 2.12. Человек и его здоровье (5 часов) 64 Здоровье и влияющие на него факторы. Лабораторная работа №9 «Изучение приёмов остановки артериального и венозного кровотечений. Опасен ли ультрафиолет ? 65 Вредные привычки и заболевания с ними связанные. Лабораторная работа № 10 «Анализ и оценка влияния факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье» Будет знать: Научатся: Научатся: -- меры профилактики вредных привычек; - устанавливать причинноследственные связи; - составлять план работы с учебником; - меры оказания первой помощи при травмах, ожогах, обморожениях; - правила техники безопасности при выполнении лабораторных и практических работ. - искать и отбирать источники необходимой информации; - ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи; - применять приёмы работы с информацией. - выполнять задания в соответствии с поставленной целью; - отвечать на вопросы; - ставить учебную задачу на основе соотнесения усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно; - адекватно воспринимать оценку своей работы; - принимать участие в работе группами; - использовать в общении правила вежливости; - принимать другое мнение и позицию; -корректно вести диалог и участвовать в дискуссии; - адекватно использовать средства устного общения для решения коммуникативных задач. Применить соответствующие естественнонаучные знания для объяснения явления. Задание: http://skiv.instrao.ru/bankzadaniy/estestvennonauchna ya-gramotnost/eg-92022/02_ЕГ_9_Нарушение% 20слуха%20-%201_текст.pdf 66 67 68 Двигательная активность и здоровье человека Закаливание. Гигиена человека Итоговая контрольная работа Приложение 2 № п.п. Тема Количество часов 1 Вредные привычки? 1 2 Виды обморожения и как его избежать! 1 3 Весна и аллергия? 1 4 Опасен ли ультрафиолет? 1 Приложение 3 Проф.минимум https://bvb-kb.ru/lessons/x8dyrVr9Bv0XkJ7p