РП биология 9 класс

Предметные результаты освоения учебного предмета, курса:
1) формирование системы научных знаний о живой природе, закономерностях ее развития, исторически быстром сокращении
биологического разнообразия в биосфере в результате деятельности человека, для развития современных естественнонаучных
представлений о картине мира;
2) формирование первоначальных систематизированных представлений о биологических объектах, процессах, явлениях,
закономерностях, об основных биологических теориях, об экосистемной организации жизни, о взаимосвязи живого и неживого в
биосфере, о наследственности и изменчивости; овладение понятийным аппаратом биологии;
3) приобретение опыта использования методов биологической науки и проведения несложных биологических экспериментов для
изучения живых организмов и человека, проведения экологического мониторинга в окружающей среде;
4) формирование основ экологической грамотности: способности оценивать последствия деятельности человека в природе, влияние
факторов риска на здоровье человека; выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к
живой природе, здоровью своему и окружающих, осознание необходимости действий по сохранению биоразнообразия и природных
местообитаний видов растений и животных;
5) формирование представлений о значении биологических наук в решении проблем необходимости рационального
природопользования защиты здоровья людей в условиях быстрого изменения экологического качества окружающей среды;
6) освоение приемов оказания первой помощи, рациональной организации труда и отдыха, выращивания и размножения культурных
растений и домашних животных, ухода за ними.
Обучающийся научится:
• выделять существенные признаки биологических объектов (животных клеток и тканей, органов и систем органов человека) и
процессов жизнедеятельности, характерных для организма человека;
• аргументировать, приводить доказательства взаимосвязи человека и окружающей среды, родства человека с животными;

• аргументировать, приводить доказательства отличий человека от животных;
• аргументировать, приводить доказательства необходимости соблюдения мер профилактики заболеваний, травматизма, стрессов,
вредных привычек, нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний;
• объяснять эволюцию вида Человек разумный на примерах сопоставления биологических объектов и других материальных
артефактов;
• выявлять примеры и пояснять проявление наследственных заболеваний у человека, сущность процессов наследственности и
изменчивости, присущей человеку;
• различать по внешнему виду, схемам и описаниям реальные биологические объекты (клетки, ткани органы, системы органов) или их
изображения, выявлять отличительные признаки биологических объектов;
• сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы, системы органов), процессы жизнедеятельности (питание, дыхание,
обмен веществ, выделение и др.); делать выводы и умозаключения на основе сравнения;
• устанавливать взаимосвязи между особенностями строения и функциями клеток и тканей, органов и систем органов;
• использовать методы биологической науки: наблюдать и описывать биологические объекты и процессы; проводить исследования с
организмом человека и объяснять их результаты;
• знать и аргументировать основные принципы здорового образа жизни, рациональной организации труда и отдыха;
• анализировать и оценивать влияние факторов риска на здоровье человека;
• описывать и использовать приемы оказания первой помощи;
• знать и соблюдать правила работы в кабинете биологии.
Обучающийся получит возможность научиться:
• объяснять необходимость применения тех или иных приемов при оказании первой доврачебной помощи при отравлениях, ожогах,
обморожениях, травмах, спасении утопающего, кровотечениях;
• находить информацию о строении и жизнедеятельности человека в научно-популярной литературе, биологических словарях,
справочниках,

Интернет-ресурсе, анализировать и оценивать ее, переводить из одной формы в другую;
• ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к собственному здоровью и здоровью других людей;
• находить в учебной, научно-популярной литературе, Интернет-ресурсах информацию об организме человека, оформлять ее в виде
устных сообщений и докладов;
• анализировать и оценивать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к здоровью своему и
окружающих; последствия влияния факторов риска на здоровье человека.
• создавать собственные письменные и устные сообщения об организме человека и его жизнедеятельности на основе нескольких
источников
информации, сопровождать выступление презентацией, учитывая особенности аудитории сверстников;
• работать в группе сверстников при решении познавательных задач, связанных с особенностями строения и жизнедеятельности
организма
человека, планировать совместную деятельность, учитывать мнение окружающих и адекватно оценивать собственный вклад в
деятельность группы.
Содержание учебного предмета, курса
Раздел 1. Введение. Науки, изучающие организм человека (2 ч). Науки, изучающие организм человека: анатомия, физиология,
психология и гигиена. Их становление и методы исследования.
Раздел 2. Происхождение человека (3 ч). Место человека в систематике. Доказательства животного происхождения человека.
Основные этапы эволюции человека. Влияние биологических и социальных факторов на эволюцию человека. Человеческие расы. Человек
как вид. Демонстрация: Модель «Происхождение человека». Модели остатков древней культуры человека.
Раздел 3. Строение организма (4 ч). Общий обзор организма человека. Уровни организации. Структура тела. Органы и системы
органов. Клеточное строение организма. Ткани. Внешняя и внутренняя среда организма. Строение и функции клетки. Роль ядра в передаче
наследственных свойств организма. Органоиды клетки. Деление. Жизненные процессы клетки: обмен веществ, биосинтез и биологическое
окисление, их значение. Роль ферментов в обмене веществ. Рост и развитие клетки. Состояния физиологического покоя и возбуждения.
Ткани. Образование тканей. Эпителиальные, соединительные, мышечные, нервная ткани. Строение и функция нейрона. Синапс.
Рефлекторная регуляция органов и систем организма. Центральная и периферическая части нервной системы. Спинной и головной мозг.
Нервы и нервные узлы. Рефлекс и рефлекторная дуга. Нейронные цепи. Процессы возбуждения и торможения, их значение.
Чувствительные, вставочные и исполнительные нейроны. Прямые и обратные связи. Роль рецепторов в восприятии раздражений.
Демонстрация: Разложение пероксида водорода ферментом каталазой. Лабораторные и практические работы: Рассматривание клеток и

тканей в оптический микроскоп. Микропрепараты клеток, эпителиальной, соединительной, мышечной и нервной тканей. Самонаблюдение
мигательного рефлекса и условия его проявления и торможения. Коленный рефлекс и др. Метапредметные понятия: дифференциация,
анализ, классификация, функция, движение, ядро, катализатор, рост, развитие.
Раздел 4. Опорно-двигательная система (7 ч). Скелет и мышцы, их функции. Химический состав костей, их макро и микростроение,
типы костей. Скелет человека, его приспособление к прямохождению, трудовой деятельности. Изменения, связанные с развитием мозга и
речи. Типы соединений костей: неподвижные, полуподвижные, подвижные (суставы). Строение мышц и сухожилий. Обзор мышц
человеческого тела. Мышцы-антагонисты и синергисты. Работа скелетных мышц и их регуляция. Понятие о двигательной единице.
Изменение мышцы при тренировке. Последствия гиподинамии. Энергетика мышечного сокращения. Динамическая и статическая работа.
Нарушения осанки и развитие плоскостопия: причины, выявление, предупреждение и исправление. Первая помощь при ушибах, переломах
костей и вывихах суставов. Демонстрация: Скелет и муляжи торса человека, черепа, костей конечностей, позвонков. Распилы костей.
Приёмы оказания первой помощи при травмах. Лабораторные и практические работы: Микроскопическое строение кости. Мышцы
человеческого тела (выполняется либо в классе, либо дома). Утомление при статической и динамической работе. Выявление нарушений
осанки. Выявление плоскостопия (выполняется дома). Самонаблюдения работы основных мышц, роли плечевого пояса в движениях руки.
Раздел 5. Внутренняя среда организма (3 ч). Компоненты внутренней среды: кровь, тканевая жидкость, лимфа. Их взаимодействие.
Гомеостаз. Состав крови: плазма и форменные элементы (тромбоциты, эритроциты, лейкоциты). Функции клеток крови. Свёртывание крови.
Роль кальция и витамина K в свёртывании крови. Анализ крови. Малокровие. Кроветворение. Борьба организма с инфекцией. Иммунитет.
Защитные барьеры организма. Л. Пастер и И. И. Мечников. Антигены и антитела. Специфический и неспецифический иммунитет.
Клеточный и гуморальный иммунитет. Иммунная система. Роль лимфоцитов в иммунной защите. Фагоцитоз. Воспаление. Инфекционные и
паразитарные болезни. Ворота инфекции. Возбудители и переносчики болезни. Бацилло- и вирусоносители. Течение инфекционных
болезней. Профилактика. Иммунология на службе здоровья: вакцины и лечебные сыворотки. Естественный и искусственный иммунитет.
Активный и пассивный иммунитет. Тканевая совместимость. Переливание крови. Группы крови. Резус-фактор. Пересадка органов и тканей.
Лабораторные и практические работы: Рассматривание крови человека и лягушки под микроскопом. Актуальная тематика для региона:
Знакомство в г. Тюмени и Тюменской области с «Тюменской станцией переливания крови». Переработка крови, изготовление из неё
жизненно необходимых препаратов, знакомство с работой лабораторий. Метапредметные понятия: метод, ядро, вода, вещество,
элемент, процесс, производство.
Раздел 6. Кровеносная и лимфатическая системы организма (6 ч). Органы кровеносной и лимфатической систем, их роль в
организме. Строение кровеносных и лимфатических сосудов. Круги кровообращения. Строение и работа сердца. Автоматизм сердца.
Движение крови по сосудам. Регуляция кровоснабжения органов. Артериальное давление крови, пульс. Гигиена сердечнососудистой
системы. Доврачебная помощь при заболевании сердца и сосудов. Первая помощь при кровотечениях. Демонстрация: Модели сердца и
торса человека. Приёмы измерения артериального давления по методу Короткова. Приёмы остановки кровотечений. Лабораторные и
практические работы: Положение венозных клапанов в опущенной и поднятой руке. Изменения в тканях при перетяжках, затрудняющих
кровообращение. Определение скорости кровотока в сосудах ногтевого ложа. Опыты, выявляющие природу пульса. Функциональная проба:
реакция сердечнососудистой системы на дозированную нагрузку. Актуальная тематика для региона: Знакомство в г. Тюмени и Тюменской
области с «Тюменским кардиологическим центром»: высокотехнологичное лечение ишемической болезни сердца, хроническая сердечная

недостаточность. Использование статистических данных города и области Статуправления г. Тюмени по заболеваемости сердечнососудистой системы.
Раздел 7. Дыхание (5 ч). Значение дыхания. Строение и функции органов дыхания. Голосообразование. Инфекционные и
органические заболевания дыхательных путей, миндалин и околоносовых пазух, профилактика, доврачебная помощь. Газообмен в лёгких и
тканях. Механизмы вдоха и выдоха. Нервная и гуморальная регуляция дыхания. Охрана воздушной среды. Функциональные возможности
дыхательной системы как показатель здоровья. Жизненная ёмкость лёгких. Выявление и предупреждение болезней органов дыхания.
Флюорография. Туберкулёз и рак лёгких. Первая помощь утопающему, при удушении и заваливании землёй, электротравме. Клиническая и
биологическая смерть. Искусственное дыхание и непрямой массаж сердца. Реанимация. Влияние курения и других вредных привычек на
организм. Демонстрация: Модель гортани. Модель, поясняющая механизм вдоха и выдоха. Приёмы определения проходимости носовых
ходов у маленьких детей. Роль резонаторов, усиливающих звук. Опыт по обнаружению углекислого газа в выдыхаемом воздухе. Измерение
жизненной ёмкости лёгких. Приёмы искусственного дыхания. Лабораторные и практические работы: Измерение обхвата грудной клетки в
состоянии вдоха и выдоха. Функциональные пробы с задержкой дыхания на вдохе и выдохе. Метапредметные понятия: метод, вода,
вещество, элемент, процесс, давление, функция, закон, вещество, орган, информационная безопасность.
Раздел 8. Пищеварение (6 ч). Пищевые продукты и питательные вещества, их роль в обмене веществ. Значение пищеварения.
Строение и функции пищеварительной системы: пищеварительный канал, пищеварительные железы. Пищеварение в различных отделах
пищеварительного тракта. Регуляция деятельности пищеварительной системы. Заболевания органов пищеварения, их профилактика.
Гигиена органов пищеварения. Предупреждение желудочно-кишечных инфекций и гельминтозов. Доврачебная помощь при пищевых
отравлениях. Демонстрация: Торс человека. Лабораторные и практические работы: Действие ферментов слюны на крахмал.
Самонаблюдения: определение положения слюнных желёз, движение гортани при глотании. Актуальная тематика для региона:
Использование статистических данных по инфекционным заболеваниям города и области СЭС и «Роспотребнадзора по Тюменской
области». Метапредметные понятия: метод, вода, вещество, элемент, процесс, функция, катализатор, эксперимент.
Раздел 9. Обмен веществ и энергии (3 ч). Обмен веществ и энергии— основное свойство всех живых существ. Пластический и
энергетический обмен. Обмен белков, жиров, углеводов, воды и минеральных солей. Заменимые и незаменимые аминокислоты, микро и
макроэлементы. Роль ферментов в обмене веществ. Витамины. Энергозатраты человека и пищевой рацион. Нормы и режим питания.
Основной и общий обмен. Энергетическая ёмкость пищи. Лабораторные и практические работы: Установление зависимости между
нагрузкой и уровнем энергетического обмена по результатам функциональной пробы с задержкой дыхания до и после нагрузки.
Составление пищевых рационов в зависимости от энергозатрат. Актуальная тематика для региона: Знакомство с ООО «КоопХЛЕБ»
Армизонского района Тюменской области по производству хлеба и хлебобулочных изделий: знакомство с ассортиментом, расчет
энергетической и пищевой ценности продуктов питания. Аромашевский район ИП Костин А.В Кондитерский цех для производства и
реализации кондитерских изделий. Метапредметные понятия: метод, вещество, процесс, функция, катализатор, эксперимент, анализ,
объект, производство, логистика, энергетика, краеведческая работа.
Раздел 10. Покровные органы. Терморегуляция. Выделение (4 ч). Наружные покровы тела человека. Строение и функции кожи.
Ногти и волосы. Роль кожи в обменных процессах. Рецепторы кожи. Участие в теплорегуляции. Уход за кожей, ногтями и волосами в
зависимости от типа кожи. Гигиена одежды и обуви. Причины кожных заболеваний. Грибковые и паразитарные болезни, их профилактика и
лечение у дерматолога. Травмы: ожоги, обморожения. Терморегуляция организма. Закаливание. Доврачебная помощь при общем

охлаждении организма. Первая помощь при тепловом и солнечном ударах. Значение органов выделения в поддержании гомеостаза
внутренней среды организма. Органы мочевыделительной системы, их строение и функции. Строение и работа почек. Нефроны. Первичная
и конечная моча. Заболевания органов выделительной системы и их предупреждение. Демонстрация: Рельефная таблица «Строение кожи».
Модель почки. Рельефная таблица «Органы выделения». Лабораторные и практические работы: Самонаблюдения: рассмотрение под лупой
тыльной и ладонной поверхности кисти. Определение типа кожи с помощью бумажной салфетки. Определение совместимости шампуня с
особенностями местной воды. Актуальная тематика для региона: Знакомство с деятельностью современного лечебно-оздоровительного
центра на базе бывшего санатория-профилактория «Нива» (санаторий «ИНГАЛА» Заводоуковский городской округ. Составление правил
ухода за кожей для жителей города Тюмени, учитывая сезоны года. Метапредметные понятия: энергия, процесс, функция, сопоставление.
Раздел 11. Нервная система (6 ч). Значение нервной системы. Мозг и психика. Строение нервной системы: спинной и головной мозг
— центральная нервная система, нервы и нервные узлы — периферическая. Строение и функции спинного мозга. Строение головного мозга.
Функции продолговатого, среднего мозга, моста и мозжечка. Передний мозг. Функции промежуточного мозга и коры больших полушарий.
Старая и новая кора больших полушарий головного мозга. Аналитико-синтетическая и замыкательная функции коры больших полушарий
головного мозга. Доли больших полушарий и сенсорные зоны коры. Соматический и вегетативный отделы нервной системы.
Симпатический и парасимпатический подотделы вегетативной нервной системы, их взаимодействие. Демонстрация: Модель головного
мозга человека. Лабораторные и практические работы: Пальценосовая проба и особенности движений, связанных с функциями мозжечка и
среднего мозга. Рефлексы продолговатого и среднего мозга. Штриховое раздражение кожи — тест, определяющий изменение тонуса
симпатического и парасимпатического отделов вегетативной нервной системы при раздражении. Актуальная тематика для
региона:знакомство в г. Тюмени с «Федеральным центром нейрохирургии». Метапредметные понятия: энергия, процесс, функция,
сопоставление, вещество, движение, адаптация, гомеостаз.
Раздел 12. Анализаторы. Органы чувств (5 ч). Анализаторы и органы чувств. Значение анализаторов. Достоверность получаемой
информации. Иллюзии и их коррекция. Зрительный анализатор. Положение и строение глаз. Ход лучей через прозрачную среду глаза.
Строение и функции сетчатки. Корковая часть зрительного анализатора. Бинокулярное зрение. Гигиена зрения. Предупреждение глазных
болезней, травм глаза. Предупреждение близорукости и дальнозоркости. Коррекция зрения. Слуховой анализатор. Значение слуха. Строение
и функции наружного, среднего и внутреннего уха. Рецепторы слуха. Корковая часть слухового анализатора. Гигиена органов слуха.
Причины тугоухости и глухоты, их предупреждение. Органы равновесия, кожно-мышечной чувствительности, обоняния и вкуса и их
анализаторы. Взаимодействие анализаторов. Демонстрация: Модели глаза и уха. Опыты, выявляющие функции радужной оболочки,
хрусталика, палочек и колбочек. Лабораторные и практические работы: Опыты, выявляющие иллюзии, связанные с бинокулярным зрением,
а также зрительные, слуховые, тактильные иллюзии. Обнаружение слепого пятна. Определение остроты слуха. Актуальная тематика для
региона: знакомство в г. Тюмени с «Областным офтальмологическим диспансером». Высокотехнологичное лечение органов зрения.
Метапредметные понятия: процесс, функция, сопоставление, анализ, метод, информационная безопасность.
Раздел 13. Высшая нервная деятельность. Поведение. Психика (5 ч). Вклад отечественных учёных в разработку учения о высшей
нервной деятельности. И. М. Сеченов и И. П. Павлов. Открытие центрального торможения. Безусловные и условные рефлексы. Безусловное
и условное торможение. Закон взаимной индукции возбуждения-торможения. Учение А. А. Ухтомского о доминанте. Врождённые
программы по ведения: безусловные рефлексы, инстинкты, запечатление. Приобретённые программы поведения: условные рефлексы,
рассудочная деятельность, динамический стереотип. Биологические ритмы. Сон и бодрствование. Стадии сна. Сновидения. Особенности

высшей нервной деятельности человека: речь и сознание, трудовая деятельность. Потребности людей и животных. Речь как средство
общения и как средство организации своего поведения. Внешняя и внутренняя речь. Роль речи в развитии высших психических функций.
Осознанные действия и интуиция. Познавательные процессы: ощущение, восприятие, представления, память, воображение, мышление.
Волевые действия, побудительная и тормозная функции воли. Внушаемость и негативизм. Эмоции: эмоциональные реакции, эмоциональные
состояния и эмоциональные отношения (чувства). Внимание. Физиологические основы внимания, его виды и основные свойства. Причины
рассеянности. Воспитание внимания, памяти, воли. Развитие наблюдательности и мышления. Демонстрация: Безусловные и условные
рефлексы человека (по методу речевого подкрепления). Двойственные изображения. Иллюзии установки. Выполнение тестов на
наблюдательность и внимание, логическую и механическую память, консерватизм мышления и пр. Лабораторные и практические работы:
Выработка навыка зеркального письма как пример разрушения старого и выработки нового динамического стереотипа. Изменение числа
колебаний образа усечённой пирамиды при непроизвольном, произвольном внимании и при активной работе с объектом. Метапредметные
понятия: процесс, функция, сопоставление, анализ, метод.
Раздел 14. Железы внутренней секреции (эндокринная система) (2 ч). Железы внешней, внутренней и смешанной секреции.
Свойства гормонов. Взаимодействие нервной и гуморальной регуляции. Промежуточный мозг и органы эндокринной системы. Гормоны
гипофиза и щитовидной железы, их влияние на рост и развитие, обмен веществ. Гормоны половых желёз, надпочечников и поджелудочной
железы. Причины сахарного диабета. Демонстрация: Модель черепа с откидной крышкой для показа местоположения гипофиза. Модель
гортани с щитовидной железой. Модель почек с надпочечниками.
Раздел 15. Индивидуальное развитие организма (5 ч). Жизненные циклы организмов. Бесполое и половое размножение.
Преимущества полового размножения. Мужская и женская половые системы. Сперматозоиды и яйцеклетки. Роль половых хромосом в
определении пола будущего ребёнка. Менструации и поллюции. Образование и развитие зародыша: овуляция, оплодотворение яйцеклетки,
укрепление зародыша в матке. Развитие зародыша и плода. Беременность и роды. Биогенетический закон Геккеля—Мюллера и причины
отступления от него. Влияние наркогенных веществ (табака, алкоголя, наркотиков) на развитие и здоровье человека. Наследственные и
врождённые заболевания. Заболевания, передающиеся половым путём: СПИД, сифилис и др.; их профилактика. Развитие ребёнка после
рождения. Новорождённый и грудной ребёнок, уход за ним. Половое созревание. Биологическая и социальная зрелость. Вред ранних
половых контактов и абортов. Индивид и личность. Темперамент и характер. Самопознание, общественный образ жизни, межличностные
отношения. Стадии вхождения личности в группу. Интересы, склонности, способности. Выбор жизненного пути. Демонстрация: Тесты,
определяющие тип темперамента. Актуальная тематика для региона: Тесты, определяющие тип темперамента.Знакомство с ГБУЗ ТО
«Перинатальный центр». Охрана и укрепление репродуктивного здоровья и рождение здорового ребенка. Знакомство с ГАУЗ ТО ОКВД и
ГБУЗ Тюменской области «Центр профилактики и борьбы со СПИДом». Метапредметные понятия: рост, развитие, информационная
безопасность, процесс, система, туризм.
Повторение— 2 ч.
Региональный компонент: Расы людей нашего региона, Травматизм в г.Тюмени, Прививочная кампания Тюменской области, Охрана
воздушной среды в Тюменской области, Болезни ЖКТ у подростков нашей школы, «Моржи» Тюмени.

Тематическое планирование, в том числе с учётом рабочей программы воспитания с указанием количества часов,
отводимых на освоение каждой темы.
№
1
1
2
2
3
4
3
5
6
7
4
8
9
10
11

12
13
14
15
16
1718
19
20
21
22

Раздел,
Тема урока
Раздел 1. Тема 1.1.Введение. Место человека в системе органического мира.
Место человека в системе органического мира
Сходство и различие человека и животных
Тема1. 2.Происхождение человека
Происхождение человека. Этапы его становления.
Расы человека, их происхождение и единство.
Тема1. 3.Краткая история развития знаний о строении и функциях организма человека.
Науки изучающие человека. История развития знаний о строении и функциях организма
человека.
Великие анатомы и физиологи.
Контрольная работа по теме «Изучение человека»
Тема1. 4. Общий обзор строения и функций организма человека
Клеточное строение организма. Л.Р.№1 «Строение клетки»
Ткани Л.Р.№2 «Микроскопическое строение тканей»

часы
11 (2)
1
1
2
1
1
3
1
1
1
4
1
1

Органы. Система органов.
Система органов
Раздел 2. Строение и жизнедеятельность организма человека

1
1
57

Тема 2.1.Координация и регуляция

11

Гуморальная регуляция

1
1

Роль гормонов в обмене веществ, росте и развитии организма
Нервная система. Отделы нервной системы: центральный и периферический
Рефлекторный характер деятельности нервной системы
Спиной мозг, строение и функции

1
1
1

Головной мозг, строение и функции. Л.Р.№3 «Изучение головного мозга человека»

2

Соматическая и вегетативная нервная система
Анализаторы. Органы осязания, обоняния, вкуса и их анализаторы.
Органы зрения и зрительный анализатор.
Органы слуха и равновесия. Их анализаторы.

1
1
1
1

23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33

Тема 2.2. Опора и движение
Скелет. Строение, состав и соединение костей.
Скелет головы и туловища.
Скелет конечностей.
Первая помощь при растяжении связок, вывихах и переломах.
Мышцы. Работа мышц.
Заболевания опорно-двигательной системы и их профилактика.
Роль двигательной активности в развитии аппарата опоры и движения человека.
К.р. №2 по теме «Опора и движение»
Тема 2.3. Внутренняя среда организма
Внутренняя среда организма. Кровь, ее функции и состав Л.Р.№4 «Изучение
микроскопического строения крови»
Иммунитет
Тканевая совместимость и переливание крови
Тема 2.4 Транспорт веществ

8
1
1
1
1
1
1
1
1
3
1
1
1
5

34-35 Транспорт веществ. Кровеносная система. Лимфообращение.
36
Работа сердца. Л.Р.№5 «Измерение кровяного давления»
37
Движение крови по сосудам . Заболевания сердечнососудистой системы. Л.Р.№6
«Определение пульса и подсчет числа сердечных сокращений»
38
К.Р. по теме «Внутренняя среда организма. Транспорт веществ»
Тема 2.5. Дыхание
39
Значение дыхания. Органы дыхания. Строение легких.
40
Дыхательные движения. Газообмен в легких и тканях Л.Р. №7 «Определение частоты
дыхания»
Заболевания органов дыхания и их профилактика
41

2
1
1

42
43

1
1
5
1

44
45
46
47
48

Оказание первой медицинской помощи
К.Р. по теме «Дыхание»
Тема 2.6. « Пищеварение»
Пищевые продукты и питательные вещества. Пищеварение. Строение и функции
пищеварительной системы.
Пищеварение в ротовой полости. Регуляция пищеварения
Пищеварение в желудке. Регуляция пищеварения
Пищеварение в кишечнике. Всасывание питательных веществ.
Гигиена питания. Л.Р. №8 «Определение норм рационального питания»
Тема 2.7.Обмен веществ и энергии

1
5
1
1
1

1
1
1
1
2

49
50
51
52
53
54
55
56
57
58
59
60
61
62
63
64
65
66
67
68

Пластический и энергетический обмен. Водно-солевой баланс.
Витамины, и их роль в организме.
Тема 2.8 Выделение
Органы выделения. Строение и функции почек
Предупреждение заболеваний мочевыделительной системы.
Тема 2.9. Покровы тела
Покровы тела. Строение и функции кожи.
Роль кожи в терморегуляции. Первая помощь при ожогах и обморожениях. Их профилактика.
К.Р. №5 по теме «Выделение. Кожа»
Тема 2.10. Размножение и развитие
Система органов размножения
Эмбриональное и постэмбриональное развитие человека
Наследственные и врожденные заболевания. Инфекции передающиеся половым путем и их
профилактика.
Тема 2.11. Высшая нервная деятельность
Поведение человека. Рефлекс.
Биологические ритмы. Сон и его значение.
Особенности высшей нервной деятельности человека.
Типы нервной деятельности
К.Р.№6 «Высшая нервная деятельность»
Тема 2.12. Человек и его здоровье
Здоровье влияющие на факторы Л.Р.№9 «Изучение приемов остановки артериального и
венозного кровотечения»
Вредные привычки и заболевания с ними связанные Л.р. №10 «Анализ и оценка влияния
факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье»
Двигательная активность и здоровья человека
Закаливание. Гигиена человека.
Итоговая контрольная работа

1
1
2
1
1
3
1
1
1
3
1
1
1
5
1
1
1
1
1
5
1
1
1
1
1

Приложение
1
Календарно-тематическое планирование
Освоение предметных знаний

Дата
проведения

Универсальные учебные действия

Тема урока

№ урока

Познавательные
УУД

Регулятивные УУД

Коммуникативные УУД

Требования к
результатам
формирования
функциональной
грамотности

Раздел 1. Введение (11часов)

Тема 1.1. Место человека в системе органического мира (2 часа)

1

2

Место человека в
системе
органического
мира

Сходство и
различие
человека и
животных

Будут знать
- особенности строения человека,
обусловленные прямохождением
и трудовой деятельностью.
Научатся сравнивать человека с
представителями класса
млекопетающих и отряда
приматов и делать выводы на
основе сравнения.

Научатся:
-устанавливать
причинноследственные
связи;
-систематизировать
информацию

Научатся:

Научатся:

- составлять план
работы с учебником;

- принимать участие в
работе группами;

- выполнять задания в
соответствии с
поставленной целью;
- формировать
приёмы работы с
информацией,
ставить учебную
задачу.

- использовать в общении
правила вежливости;
- планировать учебное
сотрудничество;
- принимать другое
мнение и позицию;

- адекватно использовать

делать и научно
обосновывать
прогнозы о
протекании
процесса или
явления.
Задание :
http://skiv.instra
o.ru/bankzadaniy/estestve
nnonauchnayagramotnost/eg92022/01_ЕГ_9_
Дефекты%20зре
ния_текст.pdf

Тема 1.2. Происхождение человека (2 часа)
Научатся:
3

4

5

6

Происхождение
человека Этапы
его становления.

Расы человека, их
происхождение и
единство.

Науки, изучающие
человека. История
развития знаний о
строении и
функциях
организма
человека.

Великие анатомы
и физиологи

Будут знать:
- особенности строения человека,
обусловленные прямохождением
и трудовой деятельностью.
Научатся сравнивать человека с
представителями класса
млекопетающих и отряда
приматов и делать выводы на
основе сравнения.

Научатся:
Научатся:
- устанавливать
причинноследственные
связи;
- систематизировать
информацию

- составлять план
работы с учебником;
- выполнять задания в
соответствии с
поставленной целью;
- формировать
приёмы работы с
информацией,
ставить учебную
задачу.

- принимать участие в
работе группами;
- использовать в общении
правила вежливости;
- планировать учебное
сотрудничество;
- принимать другое
мнение и позицию;
- адекватно использовать
средства устного общения
для решения
коммуникативных задач.

Тема 1.3. Краткая история развития знаний о строении и функциях организма человека (3
часа)
- самостоятельное
выделение и
- постановка учебной
формулирование
задачи на основе
Узнает и научится характеризовать познавательной
соотнесения
цели;
науки, изучающие человека и
усвоенного учащимся,
основные этапы их становления
- поиск и
и того, что еще
выделение
неизвестно;
необходимой
Научится описывать вклад
- определение
информации;
отечественных и зарубежных
последовательности
учёных в развитие наук об
- планирование учебного
- осознанное и
промежуточных целей
сотрудничества с учителем
организме человека
произвольное
для достижения

Делать и научно
обосновывать
прогнозы о
протекании
процесса или
явления.
Задание:
http://skiv.instra
o.ru/bankzadaniy/estestve
nnonauchnayagramotnost/eg92022/05_ЕГ_9_С
окровище%20Л
уны%20–
%20гелий3_текст.pdf

применить
соответствующие
естественнонаучные
знания для
объяснения явления
Задание:
http://skiv.instrao.ru/b
ankzadaniy/estestvennona
uchnayagramotnost/eg-9-

7

Контрольная
работа №1 по
теме «Изучение
человека»

Будут знать особенности строения
человека, характеризовать науки,
изучающие человека и основные
этапы их становления, описывать
вклад отечественных и
зарубежных учёных в развитие
наук об организме человека

построение
речевого
высказывания;
- сравнение,
классификация
объектов по
выделенным
признакам;
- установление
причинноследственных
связей

результата;
- составление плана и
последовательности
действий;
- контроль в форме
сличения способа
действия и его
результата с заданным
обнаружения
отклонений от него.

и сверстниками, способов
взаимодействия;
- инициативное
сотрудничество в поиске и
сборе информации

Тема 1.4. Общий обзор строения и функций организма человека (4 часа)

8

9

Клеточное
строение
организма.
Лабораторная
работа №1
«Строение
клетки»

Ткани.
Лабораторная
работа №2
«Микроскопическое строение
тканей».

- Знает основные признаки
организма человека;
- узнаёт основные структурные
компоненты клеток;
- устанавливает и объясняет
взаимосвязь между строением и
функциями клеток, тканей, органов
и их систем.
Научится:
- давать определение понятиям
«ткань», «орган», «система
органов»;
- называть органы, системы
органов, основные группы тканей
и сравнивать их;

Научатся:
Научится:
- устанавливать
причинноследственные
связи в изучаемом
круге явлений;
- искать и
отбирать
источники
необходимой
информации;
- синтезировать
информацию

Научатся:

- принимать участие в
работе группами;

- составлять план
работы с учебником;

- использовать в
общении правила
вежливости;

- выполнять задания в
соответствии с
поставленной целью;

- планировать учебное
сотрудничество;

- формировать приёмы
работы с
информацией;
- ставить учебную
задачу.

- принимать другое
мнение и позицию;
- адекватно использовать
средства устного
общения для решения
коммуникативных задач.

Анализировать,
интерпретировать
данные и делать
соответствующие
выводы.
Задание:
http://skiv.instrao.r
u/bankzadaniy/estestvenn
onauchnayagramotnost/eg-92022/06_ЕГ_9_Фил
ософский%20каме
нь%20современног
о%20химика_текст.
pdf

Системы органов.
11

- делать выводы по результатам
работы.

Раздел 2. Строение и жизнедеятельность организма человека (57 ч)

Тема 2.1. Координация и регуляция (11 часов)

12

13

Гуморальная
регуляция

Роль гормонов в
обмене веществ,
росте и
развитии
организма

Научатся:
- называть
особенности
строения и работы
желёз эндокринной
системы, железы
внутренней и
внешней секреции;

Научатся:
Научатся:

- распознавать
органы эндокринной
системы

- устанавливать
причинноследственные
связи в
изучаемом круге
явлений;

Знать и
характеризовать роль
гормонов в развитии
организма и обмене
веществ

- искать и
отбирать
источники
необходимой
информации;
- синтезировать

- составлять план
работы с учебником;
- выполнять задания в
соответствии с
поставленной целью;
- формировать приёмы
работы с
информацией;
- ставить учебную
задачу

Научатся:
- принимать участие в
работе группами;
- использовать в общении
правила вежливости;
- планировать учебное
сотрудничество;
- принимать другое мнение
и позицию;

Объект проверки:
применить
соответствующие
естественнонаучные
знания для объяснения
явления.
Объект проверки:
предлагать или
оценивать способ
научного исследования
данного вопроса.
Задание:
http://skiv.instrao.ru/ban
kzadaniy/estestvennonauc
hnaya-gramotnost/eg-92022/04_ЕГ_9_Очкарики
_текст.pdf

14

15

16

17 18

Нервная
система. Отделы
нервной
системы:
центральный и
периферический

Рефлекторный
характер
деятельности
нервной
системы
Спинной мозг,
строение и
функции

Головной мозг,
строение и
функции.
Лабораторная
работа №5
«Изучение
головного мозга
человека (по
муляжам)»

- Называют
особенности
строения и принцип
деятельности
нервной системы;
- распознают
основные отделы и
органы нервной
системы;
- дают определение
понятиям:
«рефлекс»,
«рефлекторная
дуга», «рецепторы»

информацию

- ставить учебную
задачу;

Научатся:
- устанавливать
причинноследственные
связи,
- ориентироваться
на возможное
разнообразие
способов
решения учебной
задачи;

- роль регуляторных
систем;
- механизм действия
гормонов;

- участвовать в
групповой работе

- особенности
строения и функции
спинного мозга;
- меры профилактики
заболеваний органов
чувств.

- адекватно использовать
средства устного общения
для решения
коммуникативных задач.

- адекватно
воспринимать оценку
своей работы,
информацию;

- осваивать
приёмы
исследовательско
й деятельности;

Знают:

Научатся:

- планировать свою
деятельность под
руководством учителя

- Корректное ведение
диалога и участие в
дискуссии;
- планирование учебного
сотрудничества с учителем
и сверстниками.

Научатся:
- принимать участие в
работе группами;
- использовать в общении
правила вежливости;
- принимать другое мнение

19

Соматическая и
вегетативная
нервная система

Знают: отделы
нервной системы и
их функции;

20

21

22

Орган зрения и
зрительный
анализатор.

Органы слуха и
равновесия. Их
анализаторы

и позицию;

- составлять план
работы с учебником;

- адекватно использовать
средства устного общения
для решения
коммуникативных задач.

- выполнять задания в
соответствии с
поставленной целью;

Различают: функции
соматической и
вегетативной
нервной системы.

Анализаторы.
Органы
осязания,
обоняния, вкуса
и их
анализаторы

Научатся:

- ставить учебную
задачу

Знают:
- определение
понятий «орган
чувств», «рецептор»,
«анализатор»;
- особенности
строения органов
чувств и их
анализаторов.
Используют
приобретённые
знания для
профилактики
заболеваний и
повреждений
органов чувств.

Научатся:
- устанавливать
причинноследственные
связи;

Научатся:

- искать и
отбирать
источники
необходимой
информации;

- выполнять задания в
соответствии с
поставленной целью;

- организовывать
свою учебную
деятельность

- адекватно
воспринимать оценку
своей работы,

- составлять план
работы с учебником;

- отвечать на вопросы,
составлять план ответа;

Научатся:
- принимать участие в
работе группами;
- использовать в общении
правила вежливости;
- корректное ведение
диалога и участие в
дискуссии;

Тема 2.2. Опора и движение (8 часов)

23

Скелет.
Строение, состав
и соединение
костей.

Знают:
- особенности
строения скелета
человека, функции
ОДС, причины
нарушения осанки и
плоскостопия;
- строение костей;

24

25

Скелет головы и
туловища
Скелет
конечностей.

Виды
обморожен
ия и как его
избежать!

- правила оказания
первой медицинской
помощи при
повреждении
опорнодвигательного
аппарата;
- распознают
основные части
скелета;
устанавливают

- самостоятельное
выделение и
формулирование
познавательной цели;
- поиск и выделение
необходимой
информации;
- постановка и
формулирование
проблемы,
самостоятельное
создание алгоритмов
при решении проблем
творческого и
поискового характера;
- сравнение,
классификация
объектов по
выделенным
признакам;
установление
причинно-

- постановка учебной
задачи на основе
соотнесения усвоено
учащимся, и того, что еще
неизвестно;
- контроль в форме
сличения способа
действия и его результата
с заданным, обнаружение
отклонений от него;
- выделение и осознание
учащимся того, что уже
усвоено, оценивание
качества и уровня
усвоения;

Объект оценки:
Применить
соответствующие
естественнонаучные
знания для объяснения
явления.
Задание:
http://skiv.instrao.ru/ban
kzadaniy/estestvennonauc
- планирование учебного
hnaya-gramotnost/eg-9сотрудничества с учителем
2022/03_ЕГ_9_Нарушен
и сверстниками функций
ие%20слуха%20участников, способов
%202_текст.pdf
взаимодействия;
- постановка вопросов;
- инициативное
сотрудничество в поиске и

26

Первая помощь
при растяжении
связок, вывихах
и переломах.

взаимосвязь между
строением и
функциями частей
скелета

следственных связей;

сборе информации;

- построение
логической цепи
рассуждений;

- управление поведением
партнера – контроль,
коррекция, оценка
действий

27

Мышцы. Работа
мышц.

Знают:
- функции и строение
мышц;

28

29

30

Заболевания
опорнодвигательной
системы и их
профилактика.
Роль
двигательной
активности в
развитии
аппарата опоры
и движения
человека.

- правила оказания
первой медицинской
помощи при
повреждении
опорнодвигательного
аппарата;
- распознают
основные мышцы;
- устанавливают
взаимосвязь между
строением и
функциями мышц.

Научатся:
Научатся:
- устанавливать
причинноследственные связи;
- искать и отбирать
источники
необходимой
информации;
- организовывать свою
учебную деятельность

- составлять план работы с
учебником;

- принимать участие в
работе группами;

- выполнять задания в
соответствии с
поставленной целью;

- использовать в общении
правила вежливости;

- адекватно воспринимать
оценку своей работы;
- планировать алгоритм
действий по организации
своего рабочего места с
установкой на его
функциональность

- принимать другое
мнение и позицию;
- адекватно использовать
средства устного общения
для решения
коммуникативных задач.

Контрольная
работа №2 по
теме «Опора и
движение»

Тема 2.3. Внутренняя среда организма (3 часа)

31

32

33

Внутренняя
среда
организма.
Кровь, её
функции и
состав.
Лабораторная
работа №5
«Изучение
микроскопического строения
крови»

Иммунитет
ПРоф.минимум
Тканевая
совместимость и
переливание
крови.

- Знать и соблюдать
правила ТБ при
выполнении
лабораторных и
практических работ;
- называть признаки
биологических
объектов;
- пользоваться
лабораторным
оборудованием;
- делать выводы по
результатам работы

Научатся:

Научатся:

- устанавливать
причинноследственные
связи;

- составлять план
работы с учебником;

- искать и
отбирать
источники
необходимой
информации;
- ориентироваться
на возможное
разнообразие
способов
решения учебной
задачи;

- выполнять задания в
соответствии с
поставленной целью;
- адекватно
воспринимать оценку
своей работы;
- планировать алгоритм
действий по
организации своего
рабочего места с
установкой на его
функциональность

- принимать участие в
работе группами;
- использовать в общении
правила вежливости;
- принимать другое мнение
и позицию;
- адекватно использовать
средства устного общения
для решения
коммуникативных задач.

- применять
приёмы работы с
информацией

Анализировать,
интерпретировать
данные и делать
соответствующие
выводы.
Задание:
http://skiv.instrao.ru/ba
nkzadaniy/estestvennonau
chnaya-gramotnost/eg92022/02_ЕГ_9_Нарушен
ие%20слуха%20%201_текст.pdf

Тема 2.4. Транспорт веществ (5 часов)

34 35

Транспорт
веществ.
Кровеносная
система.
Лимфообращение.

Знают:

Применить соответствующие
естественнонаучные знания
для объяснения явления.
Задание:
http://skiv.instrao.ru/bankzadaniy/estestvennonauchnayagramotnost/ЕГ_9_АнтибиотикиУ
бийцыБактерий_текст.pdf

36

37

Работа сердца.
Лабораторная
работа №4
«Измерение
кровяного
давления»
Движение крови
по сосудам.
Заболевания
сердечнососудистой
системы.
Лабораторная
работа №5
«Определение
пульса и подсчет
числа сердечных
сокращений»

- определение
понятий «аорта»,
«артерии»,
«капилляры»,
«вены»;
- называют признаки
биологических
объектов –
кровеносных
сосудов;
- распознают и
описывают органы
кровеносной и
лимфатической
системы;
- устанавливают
взаимосвязи между

Научатся:
- устанавливать
причинноследственные
связи;
- искать и
отбирать
источники
необходимой
информации;
- ориентироваться
на возможное
разнообразие
способов

- принимать участие в
работе группами;
- использовать в общении
правила вежливости;
Научатся:
- составлять план
работы с учебником;
- выполнять задания в
соответствии с
поставленной целью;
- адекватно

- принимать другое мнение
и позицию;
- адекватно использовать
средства устного общения
для решения
коммуникативных задач.

38

Контрольная
работа №3 по
теме
«Внутренняя
среда
организма.
Транспорт
веществ»

строением и
функциями сосудов.

решения учебной
задачи;

воспринимать оценку
своей работы;

Тема 2.5. Дыхание (5 часов)

39

Значение
дыхания.
Органы
дыхания.
Строение лёгких

Будет знать:

Научатся:

Научатся:

- особенности
строения
дыхательной

- устанавливать
причинноследственные

- составлять план
работы с учебником;
- выполнять задания в

- принимать участие в
работе группами;
- использовать в общении
правила вежливости;

Анализировать,
интерпретировать данные и
делать соответствующие
выводы
Задание:
http://skiv.instrao.ru/bankzadaniy/estestvennonauchnay
agramotnost/ЕГ_9_Вакцины_те
кст.pdf

Дыхательные
движения.
Газообмен в
лёгких и тканях.
Лабораторная
работа №6
«Определение
частоты
дыхания»

системы;

связи;

- устанавливать
взаимосвязь между
строением и
функциями органов
дыхания;

- искать и
отбирать
источники
необходимой
информации;

Будет знать:

41

Заболевания
органов
дыхания и их
профилактика

- ориентироваться
на возможное
разнообразие
способов
решения учебной
задачи;

42

Оказание
первой помощи
при остановке
дыхания

40

Вредные
привычки?
43

Контрольная
работа №4 по
теме «Дыхание»

- заболевания
органов дыхания,
факторы риска для
здоровья;

соответствии с
поставленной целью;

- принимать другое мнение
и позицию;

- адекватно
воспринимать оценку
своей работы;

- адекватно использовать
средства устного общения
для решения
коммуникативных задач.

- объяснять
зависимость
собственного
здоровья от
состояния
окружающей среды;
- характеризовать
процесс регуляции
деятельности
организма;
- оказывать первую
доврачебную
помощь при
остановке дыхания.

Тема 2.6. Пищеварение (5 часов)

44

45

46

Пищевые
продукты и
питательные
вещества.
Пищеварение.
Строение и
функции
пищеварительно
й системы.
Пищеварение в
ротовой
полости.
Регуляция
пищеварения.

Пищеварение в
желудке.
Регуляция
пищеварения.

Научится:

Научатся:

Научатся:

- называть
питательные
вещества и пищевые
продукты, в которых
они находятся;

- устанавливать
причинноследственные
связи;

- составлять план
работы с учебником;

- объяснять роль
питательных веществ
в организме
человека;

- искать и
отбирать
источники
необходимой
информации;

- называть
особенности
строения органов
пищеварительной
системы и узнавать
их на таблицах;

- ориентироваться
на возможное
разнообразие
способов
решения учебной
задачи;

Будет знать:

- организовывать
свою учебную
деятельность.

- гигиенические
меры и меры
профилактики
нарушения работы
пищеварительной
системы;
- правила техники
безопасности при
выполнении
лабораторных и
практических работ.

47

Пищеварение в
кишечнике.
Всасывание
питательных
веществ.

- использовать
приобретённые
знания для
проведения
наблюдений за

- выполнять задания в
соответствии с
поставленной целью;
- отвечать на вопросы;
- составлять план
ответа;
- ставить учебную
задачу на основе
соотнесения усвоено
учащимся, и того, что
еще неизвестно;

- принимать участие в
работе группами;
- принимать другое мнение
и позицию;
- адекватно использовать
средства устного общения
для решения
коммуникативных задач.
- планировать учебное
сотрудничество с учителем
и сверстниками функций
участников, способов
взаимодействия;

: Предлагать или оценивать
способ научного
исследования данного
вопроса
Задание:
http://skiv.instrao.ru/bankzadaniy/estestvennonauchnay
agramotnost/ЕГ_9_ЛекарстваИ
лиЯды_текст.pdf

48

Гигиена
питания.
Лабораторная
работа №8
«Определение
норм
рационального
питания»

состоянием
собственного
организма.

Тема 2.7. Обмен веществ и энергии (2 часа)

49

50

Пластический и
энергетический
обмен. Водносолевой обмен.

Витамины, их
роль в
организме.

Весна и
аллергия?

Будет знать:

Научатся:

Научатся:

- определение
понятий
«пластический и
энергетический
обмен»;

- устанавливать
причинноследственные
связи;

- составлять план
работы с учебником;

- сущность обмена
веществ и
превращения
энергии в организме;

- искать и
отбирать
источники
необходимой
информации;
- ориентироваться
на возможное
разнообразие
способов
решения учебной
задачи

- выполнять задания в
соответствии с
поставленной целью;
- отвечать на вопросы;
- адекватно
воспринимать оценку
своей работы;

- принимать участие в
работе группами;
- использовать в общении
правила вежливости;
- принимать другое мнение
и позицию;
- адекватно использовать
средства устного общения
для решения
коммуникативных задач.
-корректно вести диалог и
участвовать в дискуссии.

Тема 2.8. Выделение (2 часа)

умение предлагать или
оценивать способ научного
исследования данного
вопроса
Задание:
http://skiv.instrao.ru/bankzadaniy/estestvennonauchnay
agramotnost/ЕГ_9_ПушкаДляС
нега_текст.pdf

51

Органы
выделения.
Строение и
функции почек

Научатся:

Будет знать:
- органы
мочевыделительной
системы;

52

Предупреждени
е заболеваний
мочевыделител
ьной системы.

- меры профилактики
заболеваний
мочевыделительной
системы

- устанавливать
причинноследственные
связи;

Научатся:

- искать и
отбирать
источники
необходимой
информации;

- выполнять задания в
соответствии с
поставленной целью;

- ориентироваться
на возможное
разнообразие
способов
решения учебной
задачи

- адекватно
воспринимать оценку
своей работы;

- составлять план
работы с учебником;

- отвечать на вопросы; составлять план ответа;

- принимать участие в
работе группами;
- использовать в общении
правила вежливости;

умение анализировать,
интерпретировать
данные и делать
соответствующие
выводы

- принимать другое мнение
Задание:
и позицию;
- адекватно использовать
средства устного общения
для решения
коммуникативных задач.
-корректно вести диалог и
участвовать в дискуссии.

http://skiv.instrao.ru/bank
zadaniy/estestvennonauch
nayagramotnost/ЕГ_9_СестьНа
Астероид_текст.pdf

Тема 2.9. Покровы тела (3 часа)

53

54

Покровы тела.
Строение и
функции кожи
Роль кожи в
теплорегуляции.
Первая помощь
при ожогах и
обморожениях,
их
профилактика.

Будет знать:

Научатся:

Научатся:

- роль кожи в обмене
веществ;

- устанавливать
причинноследственные
связи;

- составлять план
работы с учебником;

- правила оказания
первой медицинской
помощи при
повреждениях кожи;
- гигиенические
требования по уходу

- искать и
отбирать
источники
необходимой

- выполнять задания в
соответствии с
поставленной целью;
- отвечать на вопросы; составлять план ответа;

- принимать участие в
работе группами;
- использовать в общении
правила вежливости;
- принимать другое мнение
и позицию;
- адекватно использовать
средства устного общения
для решения

умение выдвигать
объяснительные гипотезы и
предлагать или оценивать
способы их проверки
Задание:
http://skiv.instrao.ru/bankzadaniy/estestvennonauchnayagramotnost/ЕГ_9_ТормозиЗара
нее_текст.pdf

55

Контрольная
работа №5 по
теме
«Выделение.
Кожа»

за кожей, ногтями,
волосами, обувью и
одеждой.

информации;
- организовывать
свою учебную
деятельность;

- работать с текстом
параграфа и его
компонентами.

коммуникативных задач.
-корректно вести диалог и
участвовать в дискуссии.

-ставить и
формулировать
проблемы,
самостоятельно
создавать
алгоритмы при
решении проблем
творческого и
поискового
характера;

Тема 2.10. Размножение и развитие (3 часа)

56

57

Система органов
размножения
Эмбриональное
и
постэмбриональ
ное развитие
человека.

Будет знать:

Научатся:

Научатся:

- особенности
строения мужской и
женской половых
систем;

- устанавливать
причинноследственные
связи;

- составлять план
работы с учебником;

- определение
понятий

- искать и
отбирать

- выполнять задания в
соответствии с
поставленной целью;

- принимать участие в
работе группами;
- использовать в общении
правила вежливости;

умение распознавать,
использовать и создавать
объяснительные модели и
представления

- принимать другое мнение
Задание:
и позицию;
- адекватно использовать

http://skiv.instrao.ru/bankzadaniy/estestvennonauchna
ya-gramotnost/eg-92022/05_ЕГ_9_Сокровище%
20Луны%20–%20гелий3_текст.pdf

58

Наследственные
и врождённые
заболевания.
Инфекции,
передающиеся
половым путём
и их
профилактика.

«размножение»,
«оплодотворение»,
основные этапы
внутриутробного и
возрастного развития
человека.
- соблюдать меры
профилактики
заболеваний, ВИЧинфекций, вредных
привычек.

источники
необходимой
информации;

- отвечать на вопросы;

- ориентироваться
на возможное
разнообразие
способов
решения учебной
задачи;

- ставить учебную
задачу на основе
соотнесения усвоено
учащимся, и того, что
еще неизвестно;

средства устного общения
для решения
коммуникативных задач.
-корректно вести диалог и
участвовать в дискуссии.

- организовывать
свою учебную
деятельность;

Тема 2.11. Высшая нервная деятельность (5 часов)

59

60

61

62

Поведение
человека.
Рефлекс.
Биологические
ритмы. Сон и его
значение.
Особенности
высшей нервной
деятельности
человека.
Типы нервной
деятельности

Будет знать:

Научатся:

Научатся:

- определение
понятий
«безусловные и
условные рефлексы»;

- устанавливать
причинноследственные
связи;

- составлять план
работы с учебником;

- особенности
высшей нервной
деятельности
человека;

- искать и
отбирать
источники
необходимой
информации;

- типы нервной
системы;
- выделять
существенные

- ориентироваться
на возможное
разнообразие

- выполнять задания в
соответствии с
поставленной целью;
- отвечать на вопросы;
- составлять план
ответа;
- ставить учебную
задачу на основе
соотнесения усвоено

- принимать участие в
работе группами;
- использовать в общении
правила вежливости;
- принимать другое мнение
и позицию;
- обмениваться мнениями в
паре;
- активно слушать
одноклассников и понимать
их позицию.

Применить
соответствующие
естественнонаучные
знания для объяснения
явления.
Задание:
http://skiv.instrao.ru/bankzadaniy/estestvennonauchn
ayagramotnost/ЕГ_9_Лекарства
ИлиЯды_текст.pdf

63

Контрольная
работа №6 по
теме «Высшая
нервная
деятельность»

признаки психики
человека;
-

способов
решения учебной
задачи;
- организовывать
свою учебную
деятельность;

учащимся, и того, что
еще неизвестно;
- планировать свою
деятельность под
руководством учителя

Тема 2.12. Человек и его здоровье (5 часов)

64

Здоровье и
влияющие на
него факторы.
Лабораторная
работа №9
«Изучение
приёмов
остановки
артериального и
венозного
кровотечений.

Опасен ли
ультрафиолет
?
65

Вредные
привычки и
заболевания с
ними
связанные.
Лабораторная
работа № 10
«Анализ и
оценка влияния
факторов
окружающей
среды, факторов
риска на
здоровье»

Будет знать:

Научатся:

Научатся:

-- меры
профилактики
вредных привычек;

- устанавливать
причинноследственные
связи;

- составлять план
работы с учебником;

- меры оказания
первой помощи при
травмах, ожогах,
обморожениях;
- правила техники
безопасности при
выполнении
лабораторных и
практических работ.

- искать и
отбирать
источники
необходимой
информации;
- ориентироваться
на возможное
разнообразие
способов
решения учебной
задачи;
- применять
приёмы работы с
информацией.

- выполнять задания в
соответствии с
поставленной целью;
- отвечать на вопросы;
- ставить учебную
задачу на основе
соотнесения усвоено
учащимся, и того, что
еще неизвестно;
- адекватно
воспринимать оценку
своей работы;

- принимать участие в
работе группами;
- использовать в общении
правила вежливости;
- принимать другое мнение
и позицию;
-корректно вести диалог и
участвовать в дискуссии;
- адекватно использовать
средства устного общения
для решения
коммуникативных задач.

Применить
соответствующие
естественнонаучные знания
для объяснения явления.
Задание:
http://skiv.instrao.ru/bankzadaniy/estestvennonauchna
ya-gramotnost/eg-92022/02_ЕГ_9_Нарушение%
20слуха%20-%201_текст.pdf

66

67

68

Двигательная
активность и
здоровье
человека
Закаливание.
Гигиена
человека
Итоговая
контрольная
работа

Приложение 2
№
п.п.

Тема

Количество часов

1 Вредные привычки?

1

2 Виды обморожения и как его избежать!

1

3 Весна и аллергия?

1

4 Опасен ли ультрафиолет?

1

Приложение 3
Проф.минимум https://bvb-kb.ru/lessons/x8dyrVr9Bv0XkJ7p


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».