РП история 9 кл

Пояснительная записка
Рабочая программа 9 класса составлена на основе:


Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273 - ФЗ



Федерального компонента государственного стандарта общего образования по истории (Приказ Министерства образования

России «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального, основного общего и среднего (полного)
общего образования» от 05.03.2004 г. №1089);


Федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию

образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования;


Приказа Министерства образования и науки РФ от 31.12.2015 г

№ 1577 "О внесении изменений в федеральный государственный стандарт основного общего образования, утвержденный приказам
Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897
Рабочая программа и тематическое планирование учебного курса «История России» разработаны на основе Федерального
государственного образовательного стандарта основного общего образования, а также Концепции нового учебно-методического комплекса
по отечественной истории и Историко-культурного стандарта
УМК


Рабочая программа и тематическое планирование курса «История России». 6-9 классы Данилов А.А., Журавлева О.Н.,

Барыкина И.Е. М., Просвещение, 2016


Рабочая программа по Новой истории в 8 классе составлена на основе типовой программы базового стандартного уровня.

Авторы: А.Я. Юдовская, Л.М. Ванюшкина, которая включена в сборник: Программы общеобразовательных учреждений История
Обществознание 5-11 классы – М. «Просвещение» 2013


Всеобщая история. Новая история, 1800-1900. 8 класс: учеб. для общеобразоват. организаций / Юдовская А.Я, Баранов П.А.;

под ред. А.А. Искандерова - 5-е изд.-М.: Просвещение, 2018 г.



История России. 9 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч./ Н. М. Арсентьев, А. А. Данилов и др.; под редакцией

А. В. Торкунова. – 4-е изд. - М.: Просвещение, 2019
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ
1.Формирование основ гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации личности обучающегося,
осмысление им опыта российской истории как части мировой истории, усвоение базовых национальных ценностей современного
российского общества: гуманистических и демократических ценностей, идей мира и взаимопонимания между народами, людьми разных
культур;
2. Освоение знаний о важнейших событиях, процессах отечественной и всемирной истории в их взаимосвязи и хронологической
преемственности;
3.Овладение базовыми историческими знаниями, а также представлениями о закономерностях развития человеческого общества с
древности до наших дней в социальной, экономической, политической, научной и культурной сферах, приобретение опыта историкокультурного, цивилизационного подходов к оценке социальных явлений, современных глобальных процессов;
4. Формирование умения применять исторические знания для осмысления сущности современных общественных явлений, жизни в
современном поликультурном, полиэтническом и многоконфессиональном мире;
5. Воспитание уважения к историческому наследию народов России; восприятие традиций исторического диалога, сложившихся в
поликультурном, полиэтническом и многоконфессиональном Российском государстве, участия в межкультурном взаимодействии,
толерантного отношения к представителям других народов.

Планируемые результаты освоения учебного предмета
В процессе использования приобретённых знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни проявляются личностные
качества и мировоззренческие установки учащихся, которые не подлежат контролю на уроке (в том числе понимание исторических причин
и исторического значения событий и явлений современной жизни, использование знаний об историческом пути и традициях народов России
и мира в общении с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности и др.).
Личностные результаты:
— осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной
общности;
— освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека;
— осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному
поведению в современном обществе;
— понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность.
Метапредметные результаты: — способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность — учебную, общественную
и др.
; — овладение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и
развёрнутый план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы и т. д.), использовать современные источники информации, в
том числе материалы на электронных носителях;
— способность решать творческие задачи, представлять рез ультаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация,
реферат и др.);
— готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и
социальном окружении и др.;
— активное применение знаний и приобретённых умений, освоенных в школе и в повседневной жизни, продуктивное взаимодействие с
другими людьми в профессиональной сфере и социуме.
Предметные результаты: — овладение целостными представлениями об историческом пути человечества как необхо димой основы для
миропонимания и познания современно го общества, истории собственной страны;
— способность применять понятийный аппарат исторического знания и приёмы исторического анализа для раскрытия сущности и значения
событий и явлений прошлого и современности в курсе всеобщей истории;
— способность соотносить историческое время и историческое пространство, действия и поступки личностей во времени и пространстве;

— овладение умениями изучать и систематизировать информацию из разл ичных исторических и современных источников, раскрывая её
социальную принадлежность и познавательную ценность, читать историческую карту и ориентироваться в ней;
— расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личностей и народов в истории своей страны и
человечества в целом;
— готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей страны и мира.
Предполагается, что в результате изучения истории в основной школе учащиеся должны овладеть следующими знаниями и умениями:
1. Знание хронологии, работа с хронологией: — указывать хронологические рамки и периоды ключевых процессов, а также даты важнейших
событий всеобщей истории; — соотносить год с веком, эрой, устанавливать последователь ность и длительность исторических событий.
2. Знание исторических фактов, работа с фактами: — характеризовать место, обстоятельства, участников, этапы, особенности, ре зультаты
важнейших исторических событий; — группировать (классифицировать) факты по различным признакам и основаниям.
3. Работа с историческими источниками: — читать историческую карту с опорой на легенду, ориентироваться по карте, соотносить
местонахождение и состояние исторического объекта в разные эпохи, века, периоды— осуществлять поиск необходимой информации в
одном или нескольких источниках (материальных, текстовых, изобразит ельных и др.), отбирать её, группировать, обобщать; — сравнивать
данные разных источников, выявлять их сходство и различия, время и место создания.
4. Описание (реконструкция): — последовательно строить рассказ (устно или письменно) об исторических событиях, их участниках; —
характеризовать условия и образ жизни, занятия людей, их достижения в различные исторические эпохи; — на основе текста и иллюстраций
учебника, дополнительной литературы, макетов, электронных изданий, интернетресурсов и т. п. составлять описание историч еских
объектов, памятников.
5. Анализ, объяснение: — различать факт (событие) и его описание (факт источника, факт историка); — соотносить единичные исторические
факты и общие явления; — различать причину и следствие исторических событий, явлений; — выделять характерные, существенные
признаки исторических событий и явлений; — раскрывать смысл, значение важнейших исторических понятий; — сравнивать исторические
события и явления, выявлять их сходство и различия; — излагать суждения о причинах и следствиях исторических событий.
6. Работа с версиями, оценками: — приводить оценки исторических событий и личностей, изложенные в учебной литературе; — определять
и объяснять (аргументировать) своё отношение к наиболее значимым событиям и личностям в исто рии и их оценку.
7. Применение знаний и умений в общении, социальной среде: — применять исторические знания для раскрытия причин и оценки сущности
современных событий; — использовать знания об истории и культуре своего народа и друг их народов в общении с людьми в школе и
внешкольной жизни как основу диалога в поликультурной среде; — способствовать сохранению памятников истории и куль туры
(участвовать в создании школьных музеев, учебных и общественных мероприятиях по поиску и охране памятников истории и культуры

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
История России
(70 часов)
Александровская эпоха: государственный либерализм
Европа на рубеже XVIII—XIX вв. Революция во Франции, империя Наполеона I и изменение расстановки сил в Европе. Революции в
Европе и Россия.
Россия на рубеже XVIII—XIX вв.: территория, население, сословия, политический и экономический строй.
Император Александр I. Конституционные проекты и планы политических реформ. Реформы М. М. Сперанского и их значение. Реформа
народного просвещения и её роль в программе преобразований. Экономические преобразования начала XIXв. и их значение.
Международное положение России. Основные цели и направления внешней политики. Георгиевский трактат и расширение российского
присутствия на Кавказе. Вхождение Абхазии в состав России. Война со Швецией и включение Финляндии в состав Российской империи.
Эволюция российско-французских отношений. Тильзитский мир.
Отечественная война 1812 г.: причины, основное содержание, герои. Сущность и историческое значение войны. Подъём патриотизма и
гражданского самосознания в российском обществе. Вклад народов России в победу. Становление индустриального общества в Западной
Европе. Развитие промышленности и торговли в России. Проекты аграрных реформ.
Социальный строй и общественные движения. Дворянская корпорация и дворянская этика. Идея служения как основа дворянской
идентичности. Первые тайные общества, их программы. Власть и общественные движения. Восстание декабристов и его значение.
Национальный вопрос в Европе и России. Политика российского правительства в Финляндии, Польше, на Украине, Кавказе.
Конституция Финляндии 1809 г. и Польская конституция 1815 г. — первые конституции на территории Российской империи. Еврейское
население России. Начало Кавказской войны.
Венская система международных отношений и усиление роли России в международных делах. Россия — великая мировая держава.
Николаевская эпоха: государственный консерватизм
Император Николай I. Сочетание реформаторских и консервативных начал во внутренней политике Николая Iи их проявления.
Формирование индустриального общества, динамика промышленной революции, индустриализация в странах Западной Европы. Начало
и особенности промышленного переворота в России. Противоречия хозяйственного развития.
Изменения в социальной структуре российского общества. Особенности социальных движений в России в условиях начавшегося
промышленного переворота.
Общественная мысль и общественные движения. Россия и Запад как центральная тема общественных дискуссий. Особенности
общественного движения 30—50-х гг. XIX в.
Национальный вопрос в Европе, его особенности в России. Национальная политика Николая I. Польское восстание 1830—1831 гг.
Положение кавказских народов, движение Шамиля. Положение евреев в Российской империи.
Религиозная политика Николая I. Положение Русской православной церкви. Диалог власти с католиками, мусульманами, буддистами.
Россия и революции в Европе. Политика панславизма. Причины англо-русских противоречий. Восточный вопрос. Крымская война и её
итоги. Парижский мир и конец венской системы международных отношений.
Культурное пространство империи в первой половине XIX в.

Развитие образования. Научные открытия и развитие национальных научных школ. Русские первооткрыватели и путешественники.
Кругосветные экспедиции. Открытие Антарктиды. Русское географическое общество.Особенности и основные стили в художественной
культуре (романтизм, классицизм, реализм).Культура народов Российской империи. Взаимное обогащение культур.Российская культура как
часть европейской культуры.Динамика повседневной жизни сословий.
Преобразования Александра II: социальная и правовая модернизация
Европейская индустриализация во второй половине XIX в. Технический прогресс в промышленности и сельском хозяйстве ведущих
стран. Новые источники энергии, виды транспорта и средства связи. Перемены в быту.
Император Александр II и основные направления его внутренней политики.
Отмена крепостного права, историческое значение реформы.
Социально-экономические последствия Крестьянской реформы 1861 г. Перестройка сельскохозяйственного и промышленного
производства. Реорганизация финансово-кредитной системы. Железнодорожное строительство. Завершение промышленного переворота, его
последствия. Начало индустриализации и урбанизации. Формирование буржуазии. Рост пролетариата. Нарастание социальных
противоречий.
Политические реформы 1860—1870-х гг. Начало социальной и правовой модернизации. Становление общественного самоуправления.
Судебная реформа и развитие правового сознания. Движение к правовому государству.
Особенности развития общественной мысли и общественных движений в 1860—1890-е гг. Первые рабочие организации. Нарастание
революционных настроений. Зарождение народничества. Рабочее, студенческое, женское движение. Либеральное и консервативное
движения.
Национальный вопрос, национальные войны в Европе и колониальная экспансия европейских держав в 1850— 1860-е гг. Рост
национальных движений в Европе и мире. Нарастание антиколониальной борьбы. Народы Российской империи во второй половине XIXв.
Завершение территориального роста Российской империи.
Национальная политика самодержавия. Польское восстание 1863—1864 гг. Окончание Кавказской войны. Расширение автономии
Финляндии. Народы Поволжья. Особенности конфессиональной политики.
Основные направления и задачи внешней политики в период правления Александра II. Европейская политика России. Присоединение
Средней Азии. Дальневосточная политика. Отношения с США, продажа Аляски.
«Народное самодержавие» Александра III
Император Александр III и основные направления его внутренней политики. Попытки решения крестьянского вопроса. Начало рабочего
законодательства. Усиление борьбы с политическим радикализмом. Политика в области просвещения и печати. Укрепление позиций
дворянства. Ограничение местного самоуправления.
Особенности экономического развития страны в 1880— 1890-е гг.
Положение основных слоёв российского общества в конце XIXв. Развитие крестьянской общины в пореформенный период.
Общественное движение в 1880—1890-е гг. Народничество и его эволюция. Распространение марксизма.
Национальная и религиозная политика Александра III. Идеология консервативного национализма.
Новое соотношение политических сил в Европе. Приоритеты и основные направления внешней политики Александра III. Ослабление
российского влияния на Балканах. Сближение России и Франции. Азиатская политика России.

Культурное пространство империи во второй половине
XIX века
Подъём российской демократической культуры. Развитие системы образования и просвещения во второй половине XIX в. Школьная
реформа. Естественные и общественные науки. Успехи фундаментальных естественных и прикладных наук. Географы и путешественники.
Историческая наука. Критический реализм в литературе. Развитие российской журналистики. Революционно-демократическая литература.Русское искусство. Передвижники. Общественно-политическое значение деятельности передвижников. «Могучая кучка», значение
творчества русских композиторов для развития русской и зарубежной музыки. Русская опера. Успехи музыкального образования. Русский
драматический театр и его значение в развитии культуры и общественной жизни.
Взаимодействие национальных культур народов России. Роль русской культуры в развитии мировой культуры.Изменения в быту: новые
черты в жизни города и деревни. Рост населения. Урбанизация. Изменение облика городов. Развитие связи и городского транспорта. Жизнь
и быт городских «верхов». Жизнь и быт городских окраин. Досуг горожан. Изменения в деревенской жизни. Вклад культуры народов России
в развитие мировой культуры Нового времени. Человек индустриального общества.
Россия в начале ХХ в.: кризис империи
Мир на рубеже XIX—XX вв. Начало второй промышленной революции. Неравномерность экономического развития. Монополистический
капитализм. Идеология и политика империализма. Завершение территориального раздела мира. Начало борьбы за передел мира. Нарастание
противоречий между ведущими странами. Социальный реформизм начала ХХ в.
Место и роль России в мире. Территория и население Российской империи. Особенности процесса модернизации в России начала XXв.
Урбанизация.
Политическая система Российской империи начала
XX в. и необходимость её реформирования. Император Николай II. Борьба в высших эшелонах власти по вопросу политических
преобразований. Национальная и конфессиональная политика.
Экономическое развитие России в начале XX в. и его особенности. Роль государства в экономике. Место и роль иностранного капитала.
Специфика российского монополистического капитализма. Государственно-монополистический капитализм. Сельская община. Аграрное
перенаселение.
Особенности социальной структуры российского общества начала XXв. Аграрный и рабочий вопросы, попытки их решения.
Общественно-политические движения в началеXXв. Предпосылки формирования и особенности генезиса политических партий в
России.Этнокультурный облик империи. Народы России в начале ХХ в. Многообразие политических форм объединения народов. Губернии,
области, генерал-губернаторства, наместничества и комитеты. Привислинский край. Великое княжество Финляндское. Государства-вассалы:
Бухарское и Хивинское ханства. Русские в имперском сознании. Поляки, евреи, армяне, татары и другие народы Волго-Ура-лья, кавказские
народы, народы Средней Азии, Сибири и Дальнего Востока.
Русская православная церковь на рубеже XIX—XX вв. Этническое многообразие внутри православия. «Иносла-вие», «иноверие» и
традиционные верования.
Международное положение и внешнеполитические приоритеты России на рубеже XIX—XXвв. Международная конференция в Гааге.
«Большая азиатская программа» русского правительства. Втягивание России в дальневосточный конфликт. Русско-японская война 1904—
1905 гг., её итоги и влияние на внутриполитическую ситуацию в стране.
Революция 1905—1907 гг. Народы России в 1905— 1907 гг. Российское общество и проблема национальных окраин. Закон о
веротерпимости.

Общество и власть после революции 1905—1907 гг.
Политические реформы 1905—1906 гг. «Основные законы Российской империи». Система думской монархии. Классификация
политических партий.
Реформы П. А. Столыпина и их значение.Общественное и политическое развитие России в 1912— 1914 гг. Свёртывание курса на
политическое и социальное реформаторство. Национальные политические партии и их программы. Национальная политика властей.
Внешняя политика России после Русско-японской войны. Место и роль России в Антанте. Нарастание российско-германских
противоречий.
Серебряный век русской культуры
Духовное состояние российского общества в начале XX в. Основные тенденции развития русской культуры и культуры народов империи
в начале XXв. Развитие науки. Русская философия: поиски общественного идеала. Литература: традиции реализма и новые направления. Декаданс. Символизм. Футуризм. Акмеизм. Изобразительное искусство. Русский авангард. Архитектура. Скульптура.Драматический театр:
традиции и новаторство. Музыка и исполнительское искусство. Русский балет. Русская культура в Европе. «Русские сезоны за границей» С.
П. Дягилева. Рождение отечественного кинематографа .Культура народов России. Повседневная жизнь в городе и деревне в начале ХХ в.
Всеобщая история
(32 часа)
Введение. Раздел I. Становление индустриального общества.
Индустриальная революция: достижения и проблемы
Основные черты индустриального общества (классического капитализма): свобода, господство товарного производства и рыночных
отношений, конкуренция, быстрая техническая модернизация. Завершение промышленного переворота.
Тема 1. Успехи машиностроения. Переворот в средствах транспорта. Дорожное строительство. Военная техника. Новые источники
энергии.Капитализм свободной конкуренции. Экономические кризисы перепроизводства. Неравномерность развития капитализма. Усиление
процесса концентрации производства и капиталов. Возрастание роли банков. Формы слияния предприятий. Корпорации и монополии.
Монополистический капитализм, или империализм, его черты.
Межпредметные и внутрипредметные связи: всеобщая история (развитие торговли, промышленный переворот), история России
(особенности Развития общества в России в 19 в.)
Индустриальное общество: новые проблемы и новые ценности. Миграция и эмиграция населения. Аристократия старая и новая. Новая
буржуазия. Средний класс. Рабочий класс. Женский и детский труд. Женское движение за уравнение в правах.

Межпредметные и внутрипредметные связи: всеобщая история(развитие торговли, промышленный переворот, особенности жизни
отдельных категорий населения).
Человек в изменившемся мире: материальная культура и повседневность. Новые условия быта. Изменения моды. Новые развлечения.
Межпредметные и внутрипредметные связи: всеобщая история(развитие торговли, особенности жизни отдельных категорий населения,
новые проблемы и новые ценности).
Развитие науки в XIX в. Открытия в области математики, физики, химии, биологии, медицины. Наука на службе у человека.
Межпредметные и внутрипредметные связи: всеобщая история(развитие торговли, промышленный переворот, потребности населения).
Художественная культура XIX столетия. Основные художественные течения. Романтизм и критический реализм в литературе (Джордж
Байрон, Виктор Гюго, Генрих Гейне, Чарлз Диккенс, Оноре де Бальзак). Натурализм. Эмиль Золя. Джозеф Редьярд Киплинг. Воплощение
эпохи в литературе.
Межпредметные и внутрипредметные связи: всеобщая история(особенности жизни отдельных категорий населения), история России
(художественная культура 19 в.)
Изобразительное искусство. «Огненные кисти романтиков»: Эжен Делакруа. Реализм в живописи: Оноре Домье. Импрессионизм: Клод
Моне, КамильПиссарро, Огюст Ренуар. Скульптура: Огюст Роден. Постимпрессионизм: Поль Сезанн, Поль Гоген. Музыка: Фридерик
Шопен, Джузеппе Верди, Жорж Бизе, Клод Дебюсси. Архитектура. Рождение кино.
Либералы, консерваторы и социалисты: каким должно быть общество и государство. Либерализм и консерватизм. Социалистические учения
первой половины XIX в. Утопический социализм о путях переустройства общества. Революционный социализм — марксизм. Карл Маркс и
Фридрих Энгельс об устройстве и развитии общества. Рождение ревизионизма. Эдуард Бернштейн. Первый интернационал.
Раздел 2. Революции и реакция в европейском и мировом развитии.
Франция в период консульства и империи. Режим личной власти Наполеона Бонапарта. Наполеоновская империя. Внутренняя политика
консульства и империи. Французский гражданский кодекс. Завоевательные войны консульства и империи. Жизнь французского общества в
период империи. Причины ослабления империи Наполеона Бонапарта. Поход в Россию. Крушение наполеоновской империи. Венский
конгресс. Священный союз и европейский порядок. Решение Венского конгресса как основа новой системы международных отношений.
Межпредметные и внутрипредметные связи: всеобщая история(Особенности развития Франции в 18 в.), история России (Отечественная
война 1812г., заграничный поход русской армии).

Англия сложный путь к величию и процветанию. Политическая борьба. Парламентская реформа 1832 г. Установление законченного
парламентского режима. Чартистское движение. Англия — «мастерская мира». От чартизма к «почтительности». Внешняя политика
Англии.
Межпредметные и внутрипредметные связи: всеобщая история(развитие торговли, промышленный переворот , особенности жизни
отдельных категорий населения, внешняя политика-отношения Англии и Франции), история России (отношения между Англией и
Францией)
Франция: экономическая жизнь и политическое устройство после реставрации Бурбонов. Революция 1848 г. Вторая империя. Революции
1830 г. Кризис Июльской монархии. Выступления лионских ткачей. Революция 1848 г.
Межпредметные и внутрипредметные связи: всеобщая история(падение империи Наполеона, особенности социально-экономического
развития Франции в период правления Наполеона), история России (международные отношения с Россией)
Германия: на пути к единству Вильгельм I и Отто фон Бисмарк. Соперничество Пруссии с Австрией за лидерство среди немецких
государств. Война с Австрией и победа при Садове. Образование Северогерманского союза.
Межпредметные и внутрипредметные связи: всеобщая история(развитие торговли, промышленный переворот, особенности жизни
отдельных категорий населения)
Борьба за независимость и национальное объединение Италии. КамиллоКавур. Революционная деятельность Джузеппе Гарибальди.
Джузеппе Мадзини*. Национальное объединение Италии.Война, изменившая карту Европы. Парижская коммуна. Третья республика во
Франции. Завершение объединения Германии и провозглашение Германской империи.Парижская коммуна. Попытка реформ. Поражение
коммуны.
Межпредметные и внутрипредметные связи: всеобщая истории ( особенности жизни отдельных категорий населения, внешняя политика
Англии и Франции).
Раздел 3. Европа на пути промышленного развития. Социальные и идейно-политические процессы.
Раздел 4. Ведущие страны мира в серединеXIX—начале XX вв.
Германская империя в конце 19-начале 20 в. Борьба за место под солнцем. Политическое устройство. Причины гегемонии Пруссии в составе
империи. Быстрое экономическое развитие. Юнкерство и крестьянство. Борьба Бисмарка с внутренней оппозицией. «Исключительный закон
против социалистов». Политика «нового курса» — социальные реформы. Вильгельм II — «человек больших неожиданностей». От «нового
курса» к «мировой политике». Борьба за «место под солнцем». Подготовка к войне.

Межпредметные и внутрипредметные связи: всеобщая история(особенности социально-экономического и политического развития ,
особенности жизни отдельных категорий населения, внешняя политика Германии в первой половине 19 в.), история России
(внешнеполитические отношения между Россией и Германией накануне Первой мировой войны).
Великобритания конец Викторианской эпохи. Английский парламент. Черты гражданского общества. Бенджамин Дизраэли и вторая
избирательная реформа 1867 г. Пора реформ. Особенности экономического развития Великобритании. Ирландский вопрос. Рождение
лейбористской партии. Джеймс Рамсей Макдональд. Реформы во имя классового мира. Дэвид Ллойд Джордж.
Внешняя политика. Колониальные захваты. Межпредметные и внутрипредметные связи: всеобщая история(особенности социальноэкономического и политического развития Англии в первой половине 19 в. , особенности жизни отдельных категорий населения. Внешняя
политика Англии в первой половине 19 в.), история России (внешняя политика России второй половины 19 в.).
Третья республика во Франции. Особенности экономического развития. От свободной конкуренции к монополистическому капитализму.
Усиленный вывоз капитала. Особенности политического развития. Демократические реформы. Франция — первое светское государство
среди европейских государств. Коррупция государственного аппарата. «Дело Дрейфуса». Движения протеста. Создание колониальной
империи. Реваншизм и подготовка к войне.
Межпредметные и внутрипредметные связи: всеобщая история(Франция вторая республика: внутренняя и внешняя политика), история
России (внешняя политика России второй половины 19 века)
Италия: время реформ и колониальных захватов. Конституционная монархия. Причины медленного развития капитализма. Эмиграция —
плата за отсталость страны. Движения протеста. Эра либерализма. Переход к реформам. Джованни Джолитти. Внешняя политика.
Колониальные войны.
Межпредметные и внутрипредметные связи: всеобщая история. (Особенности развития Италии в первой половине 19 в.).Австро-Венгрия.
«Лоскутная империя». Развитие национальных культур и самосознания народа. «Национальное возрождение» славянских народов
Австрийской империи. «Весна народов» в империи Габсбургов. Политическое устройство Австро-Венгрии. Национальный вопрос. Начало
промышленной
революции.
Внешняя
политика.
Межпредметные и внутрипредметные связи: всеобщая история(внешняя политика Габсбургов, отношения с Германией и Россией в первой
половине 19 в.), история России (внешняя политика России во второй половине 19 в.)
США в XIX в. Увеличение территории США. «Земельная лихорадка». Особенности промышленного переворота и экономическое развитие в
первой половине XIX в. Сайрус Маккормик. Идеал американского общества — фермер, «человек, у которого нет хозяина». Плантационное
хозяйство на Юге. Положение негров-рабов. Движения протеста. Аболиционизм. Восстание Джона Брауна.

Нарастание конфликта между Севером и Югом. Авраам Линкольн — президент, сохранивший целостность государства. Мятеж Юга.
Гражданская война. Отмена рабства. Закон о гомстедах. Победа северян.
Межпредметные и внутрипредметные связи: всеобщая история(особенности социально-экономического и политического развития США в
конце 18 века)
США в период монополистического капитализма. Экономическое развитие после гражданской войны. «Фермер чувствует себя покинутым».
Господство трестов. Президентская республика. Структура американского общества. Нерешенные социальные проблемы. Американская
федерация труда. «Прогрессивная эра». Теодор Рузвельт и политика реформ. «Доктрина Монро». Агрессивная внешняя политика
США. Межпредметные и внутрипредметные связи: всеобщая история (итоги гражданской войны, развитие промышленности и сельского
хозяйства первой половины 19в., внешняя политика США впервой половине 19 в.)
Латинская Америка. Основные колониальные владения. Национально-освободительная борьба народов Латинской Америки. Симон
Боливар. Образование и развитие независимых государств. «Век каудильо». Экономическое развитие. «Латиноамериканский плавильный
котел».
Межпредметные и внутрипредметные связи: всеобщая история (особенности социально-экономического развития стран Латинской
Америки в 18 веке, Испания. Англия в погоне за наживой) .
Япония. Кризис традиционализма. Насильственное «открытие» Японии европейскими державами. Революция Мэйдзи. Эпоха модернизации.
Первые реформы. Новые черты экономического развития. Политическое устройство. Изменения в образе жизни общества. Поворот к
национализму. Колониальная политика.
Раздел 5. Восток в орбите влияния Запада.
Китай. Насильственное «открытие» Китая. Движение тайпинов — попытка воплотить утопию в жизнь. Раздел Китая на сферы влияния. Курс
на модернизацию страны не состоялся. Восстание 1899—1900 гг. Превращение Китая в полуколонию индустриальных держав.
Индия. Особенности колониального режима в Индии. Насильственное разрушение традиционного общества. Восстание 1857—1859 гг.
Аграрное перенаселение страны, голод и эпидемии. Индийский национальный конгресс: «умеренные» и «крайние». БалгангадхарТилак.
Африка. Традиционное общество на Африканском континенте. Занятия населения. Культы и религии. Раздел Африки европейскими
державами. Независимые государства Либерия и Эфиопия. Борьба Эфиопии за независимость. Особенность колонизации Южной Африки.
Создание
ЮАС.
Европейская
колонизация
Африки.
Восстания
гереро
и
готтентотов.
(Работа в проблемных группах связанных с особенностями развития отдельных стран Азии и Африки в 19 веке).

Межпредметные и внутрипредметные связи: всеобщая история(особенности развития стран Азии и Африки в 18 веке, влияние Англии,
Франции, на развитие этих территорий)
Раздел 6. Обострение противоречий на международной арене в конце XIX — НАЧАЛЕ XX в.
Отсутствие системы европейского равновесия в XIX в. Начало распада Османской империи.Политическая карта мира к началу
XX в. Нарастание противоречий между великими державами и основные узлы противоречий. Тройственный союз. Франко-русский союз.
Англо-германское соперничество. Антанта. Первые империалистические войны. Балканские войны. Образование Болгарского государства.
Независимость Сербии, Черногории и Румынии. Балканские войны — пролог Первой мировой войны.Пацифистское движение. Второй
интернационал против войн и политики гонки вооружений.
Межпредметные и внутрипредметные связи: всеобщая история (внешняя политика Англии, Франции, Германии во второй половине 19
века), история России (внешняя политика России во второй половине 19 века).

Тематическое планирование учебного материала.
№
п/п
1
2
3-4
5-6
7-8

Название разделов и тем
Вводный урок. Российская империя в XIX – начале XX вв.
Россия и мир на рубеже XVIII - XIX вв.
Александр I: начало правления. Реформы М.М. Сперанского
Внешняя политика
Александра I в 1801—1812 гг.
Отечественная война 1812 г.

Кол-во
часов
1
1
1
1
1

9-10

Заграничные походы русской армии. Внешняя политика Александра I в 1813—
1825 гг.

1

11-12

Либеральные и охранительные тенденции во внутренней политике Александра I в 1815—1825 гг.

1

13-14

Национальная политика Александра I.
Наш регион в первой половине XIXв.

1

15-16
Социально-экономическое развитие страны в первой четверти XIX в.
17-18
Общественное движение при Александре I. Выступление декабристов.
19-20 Реформаторские и консервативные тенденции во внутренней политике Николая I.
21-22 Социально-экономическое развитие страны во второй четверти XIX в.
23-24
Общественное движение при Николае I.
25-26 Национальная и религиозная политика Николая I. Этнокультурный облик страны.

1
1
1

27-28 Внешняя политика Николая I. Кавказская война 1817—1864 гг.

1

1
1
1

29-30 Крымская война1853—1856 гг.
31-32
Культурное пространство империи в первой половине XIX века. Наука и образование.
33-34
Европейская индустриализация и предпосылки реформ в России
35-36
Александр II: началоправления. Крестьянская реформа 1861 г.
37-38
Реформы 1860 – 1870-х гг.: социальная и правовая модернизация
39
Социально-экономическое развитие страны в пореформенный период
40-41
Общественное движение при Александре II и политика правительства.
42
Национальная и религиозная политика Александра II.
43-44
Внешняя политика Александра II. Русско-турецкая война 1877 – 1878 гг.
45
Александр III: особенности внутренней политики
46
47-48
49
50-51
52-53
54
55-56
57-58
59-60
61-62
63-64
65-66
67
68-69
70
1
2
3
4
5
6-7

Перемены в экономике и социальном строе.
Общественное движение в 1880-х – первой половине 1890-х гг.
Национальная и религиозная политика Александра III
Внешняя политикаАлександра III
Культурное пространство империи во второй половине XIX века: достижения российской науки и образования. Р.к. Архитектура Сибирских
городов – исторические памятники XIX века.
Повседневная жизнь разных слоев населения в XIX веке.
Россия и мир на рубеже XIX—XX вв.: динамика и противоречия развития
Социально- экономическое развитие России на рубеже XIX- XX в. Р.к. Социально- экономическое развитие Сибири на рубеже XIX- XX в.
Николай II: начало правления. Политическое развитие страны в 1894-1904 гг.
Внешняя политика Николая II. Русско-японская война 1904-1905 гг.
Первая Российская революция и политические реформы 1905 – 1907 гг.

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

Политическое развитие страны в 1907 – 1914 гг.

1
1
1
1
1
1
1
1

Серебряный век русской культуры.
Повторительно-обобщающий урок.

1
1

Социально-экономические реформы П. А. Столыпина.

Индустриальное общество.

1

Наука: создание научной картины мира.
Искусство XIX века: в поисках новой картины мира.
Либералы, консерваторы и социалисты
Повтор – обобщающий урок «Становление индустриального Запада»
Консульство и образование наполеоновской империи.
Народы против Французской империи.

1
1
1
1
1

8-9
10
11
12
13
14-15
16-17
18
19
20
21-22
23-24
25
26
27
28
29-31
32

Поход в Россию и крушение Французской империи.
Священный Союз, политическое развитие стран Европы и революционное движение в 1820-1830 гг.
Освободительное движение в Латинской Америке в первой половине XIXв.
Революции 1848-1849 гг. в Европе
Начало объединения Италии и Германии.
Внутренняя политика Наполеона III, франко-германская война и Парижская коммуна.
Рост промышленного производства и зарождение рабочего движения в первой половине XIX в.
Индустриальные страны во второй половине XIX–начале XXв.
Великобритания и ее доминионы.
США в XIX веке.
От Австрийской империи к Австро-Венгрии
Страны Западной и Центральной Европы.
Государства Южной и Юго-Восточной Европы
Япония на пути модернизации.
Индия под властью англичан
«Опиумные войны» и закабаление Китая индустриальными державами
Африка.
Завершение колониального раздела мира. Последствия колониализма для колоний и метрополий. Обострение противоречий на
международной арене в конце XIX – начале XX вв.
Мир во второй половине XIXв.
Российская империя в XIX – начале XX вв.

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

Календарно – тематическое планирование
Предмет: история / Всеобщая история. История Нового времени. 1801-1914гг.
УМК: Н.В. Загладин, Л.С. Белоусов; под ред. С.П. Карпова
Класс: 9 / 32 часа
№
п/п

Дата
План

Факт

Раздел,
тема программы, колво часов

Тема урока, формы контроля

Дома
шнее
задани
е

1.

Введение (1 час)

Введение. Хронологические рамки истории Нового времени, его
временная протяженность и периодизация.

стр 4-5

2.

Раздел 1. Революции
и реакция в
европейском и
мировом развитии
(5 часов)

Империя НаполеонаI. Создание империи во Франции. Внутренняя
политика Наполеона I. Завоевательные войны Наполеона. Тильзитский мир
1087г и континентальная блокада.
Народы против Французской империи. Подъем национального
самосознания в Европе, реформы в Пруссии и Австрии.
Поход в Россию и крушение Французской империи. «100 дней»
императора. Венский конгресс 1815г его решения.
Священный союз и революционное движение в Европе в 1820-1830-х
гг. Усиление реакции в Европе. Революции 1830г во Франции и Бельгии.
Священный союз и Польское восстание 1830-1831гг.
Освободительное движение в Латинской Америке в первой половине
XIX века.

§1

Революции 1848-1849гг в Европе. Революцияво Франции.
Революционное движение в Германии в 1848-1849гг. Итоги революций 18481849гг в Центральной Европе.
Началообъединения Италии и Германии и причины их
раздробленности. Д. Гарибальди и объединение Германии «кровью и
железом»
Внутренняя политика Наполеона III, франко-германская война и
Парижская коммуна. Завершение объединения Германии. Провозглашение
республики во Франции и Парижская коммуна.

§6

3.
4.
5.
6.

7.
8.
9.

Раздел 2.
Становление
национальных
государств в Европе
(3 часа)

§2
§3
§4
§5

§7
§8

Требования к
результатам
формирования
функциональной
грамотности
Определять
коммуникативное
намерение автора.
Устанавливать причинноследственные отношения.
Умение находить и
извлекать одну единицу
информации.
Задание 1 – 3
http://skiv.instrao.ru/bankzadaniy/chitatelskayagramotnost/chg-92021/ЧГ_9_ВасилийСурик
ов_текст.pdf
Умение оценивать
содержание текста или его
элементов (примеров,
аргументов, иллюстраций
и т.п.) относительно целей
автора. Умение находить
и извлекать несколько
единиц информации,
расположенных в разных
фрагментах текста.

10.

11.

Раздел 3. Европа на
пути промышленного
развития.
Социальные и
идейно-политические
итоги (4 часа)

12.
13.

14.

Раздел

4.

Ведущие

Рост промышленного производства и зарождение рабочего движения
в первой половине XIX века. Завершение промышленного переворота.
Промышленные страны. Формирование рабочего класс и зарождение
рабочего движения
Индустриальные страны во второй половине XIX-начале XXв.
Вторая промышленная революция. Экономические кризисы и монополии.
Профсоюзное движение.
Консервативные, либеральные и социалистические идеи в XIX веке.
Отражение
новых реальностей в консервативной, либеральной,
социалистической идеологии. Зарождение марксизма и рабочее движение
Повторение. Европа в I половине XIX века.

Великобритания и её доминионы. Викторианская эпоха. Политические
и социальные реформы в Англии. Колониальная политика Великобритании.

§9

§ 10
§ 11
§ 1-11

§ 12

Задание 4
http://skiv.instrao.ru/bankzadaniy/chitatelskayagramotnost/chg-92021/ЧГ_9_ВасилийСурик
ов_текст.pdf
Задание 5
http://skiv.instrao.ru/bankzadaniy/chitatelskayagramotnost/chg-92021/ЧГ_9_ВасилийСурик
ов_текст.pdf
Задание 6
http://skiv.instrao.ru/bankzadaniy/chitatelskayagramotnost/chg-92021/ЧГ_9_ВасилийСурик
ов_текст.pdf
Задание 7
http://skiv.instrao.ru/bankzadaniy/chitatelskayagramotnost/chg-92021/ЧГ_9_ВасилийСурико
в_текст.pdf
Умение находить и
извлекать несколько
единиц информации,
расположенных в разных
фрагментах текста.
Задание 8
http://skiv.instrao.ru/bankzadaniy/chitatelskayagramotnost/chg-92021/ЧГ_9_ВасилийСурико
в_текст.pdf
Умение делать выводы.

15.
16.

страны
мира
в
середине XIX-начале
XXв(5 часов)

17.
18.

19.
20.
21.

Раздел 5. Восток в
орбите
влияния
Запада.
Латинская
Америка в конце XIX
– начале ХХв (6 часов)

22.
23.
24.

2526

2728
2930
3132

Раздел 6. Обострение
противоречий
на
международной арене
в конце XIX – начале
ХХ в. (1 час)
Раздел
7.
Наука,
культура и искусство
в XIX- начале XX в (2
часа)

США во второй половинеXIX– начале ХХ в. .Проблемы единства
страны в США. Система рабовладения на Юге. Гражданская война 1861-1865
и отмена рабства
Страны Западной и Центральной Европы: Франция, Германия,
Австро-Венгрия
Государства Южной и Юго-Восточной Европы. Италия после
объединения. Испания на периферии Европы. Балканские страны.
Япония на пути модернизации. Реставрация Мэйдзи в Японии и
преодоление феодальной раздробленности страны, создание национального
буржуазного государства

§ 13

Индия под властью англичан. Завершение покорения Индии
англичанами. Восстание сипаев. Реформы системы управления Индией
«Опиумные войны» и закабаление Китая индустриальными
державами. Китай в XIX веке. Развитие европейской торговли в Китае и
«опиумные» войны
Османская империя и Персия в XIX– начале ХХ в. Кризис Османской
империи. Реформы в Турции в середине XIX века. Младотурецкая
революция.
Завершение колониального раздела мира. Особенности колониальной
политики Англии, Франции, Германии, малых стран Европы, Японии
Колониализм: последствия для метрополий и колоний. Влияние
колониализма на развитие метрополий и колоний. Рост стремлений к
освобождению и модернизации в странах Азии
Латинская Америка во второй половинеXIX – начале ХХ в.
Особенности положения в Латинской Америке в конце XIX – начале XXв

§ 17

Военно-политические союзы и международные конфликты на
рубеже XIX-XX вв. Причины обострения противоречий на международной
арене. Причины создания системы союзов в Европе

§ 23

Технический прогресс и развитие научной картины мира. Научнотехнические предпосылки второй промышленной революции. Развитие
техники и строительства. Развитие военной техники
Культурное наследие XIX- начала XX в. Литература и живопись.
Массовая культура
Обобщение по курсу «История Нового времени. XIХ – начало ХХ века»

§ 24

§ 14
§ 15
§ 16

§ 18
§ 19
§ 20
§ 21
§ 22

§ 25

Умение интерпретировать
смысл фразы на основе
контекста.
Задание 1 3http://skiv.instrao.ru/bankzadaniy/chitatelskayagramotnost/chg-92021/ЧГ_9_Вузы_текст.pd
f
Соотносить визуальное
изображение с
вербальным текстом.
Находить и извлекать
несколько единиц
информации из разных
текстов.
Задание 4 – 7
http://skiv.instrao.ru/bankzadaniy/chitatelskayagramotnost/chg-92021/ЧГ_9_Вузы_текст.pd
f
Соотносить визуальное
изображение с
вербальным текстом.
Находить и извлекать
несколько единиц
информации из разных
текстов.
Задание 4 – 5
http://skiv.instrao.ru/bankzadaniy/chitatelskayagramotnost/chg-92021/ЧГ_9_Вузы_текст.pd
f

1

Россия и мир
на
рубеже
XVIII - XIX вв.

1

Групповая
работа

2

Александр I:
начало
правления.
Реформы М.М.
Сперанского

1

Частичнопоисковая
деятельнос
ть

Проявляют
устойчивый
учебнопознавательны
й интерес

ставят
учебную
задачу,
определя
ют
последова
тельность
промежут
очных
целей
с
учётом
конечног
о
результат
а,
составля
ют план и
алгоритм
действий.
Выявить
Осуществ
причиннолять
следственные
познавате
связи
на льную
примере
рефлекси
выяснения
ю.
интересов
понимать
различных
причины
групп
"отставан
населения.
ия"
России в
Входной
политиче
контроль
ском
развитии
от стран

Требовани
як
результат
ам
формиров
ания
функцион
альной
грамотнос
ти

Познавате
льные
УУД

Коммуник
ативные
УУД

Регулятив
ные УУД

Личностн
ые УУД

Вид
деятельно
сти

факт

Кол
час

план

№ урока

Название

Анализиров
ать
и
систематизи
ровать
информаци
ю

самосто
Находить и извлекать несколько
ятельно
единиц информации из разных
выделя
текстов.
ют
и
формул
Задание 8 http://skiv.instrao.ru/bankируют
zadaniy/chitatelskayaпознава
gramotnost/chg-9тельную
2021/ЧГ_9_Вузы_текст.pdf
цель,
Задание1 http://skiv.instrao.ru/bankиспольз
zadaniy/chitatelskayaуют
gramotnost/chg-9общие
2021/ЧГ_9_Зарок_текст.pdf
приемы
Задание 2 http://skiv.instrao.ru/bankрешения zadaniy/chitatelskaya-gramotnost/chg.
9-2021/ЧГ_9_Зарок_текст.pdf

Уметь
работать с
картой,
выделять,
систематизи
ровать
и
сравнивать
характерные
черты
явлений
систематизи
ровать
исторически
й материал в
виде

Показат
ь
на
карте
процесс
образов
ания
предста
вительн
ых
учрежде
ний для
усилени
я
царской
власти.

3-4

Александр I: 2
начало
правления.
Реформы М.
М.
Сперанского
.

Парная,
групповая
работа.

Высказывать
своё суждение
оэкономическо
м
развитии
России,
в
данный период
времени.

5-6

Внешняя
2
политика
Александра
I в 1801—
1812 гг.

Групповая
работа

Определяют
внутреннюю
позицию
обучающегося
на
уровне
положительног
о отношения к
образовательно

Европы.
Принима
ют
и
сохраняю
т
учебную
задачу,
учитываю
т
выделенн
ые
учителем
ориентир
ы
действия
в новом
учебном
материале
в
сотрудни
честве с
учителем.

таблицы.
проявляют
активность
во
взаимодейст
вии
для
решения
коммуникат
ивных
и
познаватель
ных
задач
(задают
вопросы,
формулиру
ют
свои
затруднения
, предлагают
помощь
и
сотрудничес
тво).

определя
ют
последова
тельность
промежут
очных
целей
с
учетом

Уметь
сопоставлят
ь явления,
выделять
причины и
последствия
событий и
явлений.

Раскрыв
ать
противо
речия в
русском
обществ
е
в
конце
XVII в
Ставят и
формул
ируют
проблем
у урока,
самосто
ятельно
создают
алгорит
м
деятель
ности
при
решени
и
проблем
ы.
ориенти
руются
в
разнооб
разии
способо
в
решения

Соотносить
визуальное
изображение
с
вербальным
текстом. Находить и извлекать
несколько единиц информации из
разных текстов.
Задание 4 – 6
http://skiv.instrao.ru/bankzadaniy/chitatelskayagramotnost/chg-92021/ЧГ_9_Вузы_текст.pdf

7-8

Отечественн
ая война
1812 г.

2

Исследова
ние.

9-10

Заграничны
е походы
русской
армии.
Внешняя
политика
Александра
I в 1813—
1825 гг.

2

Частичнопоисковая
деятельнос
ть

му процессу;
понимают
необходимость
учения,
выраженного в
преобладании
учебнопознавательны
х мотивов и
предпочтении
социального
способа оценки
знаний
Выразить свое
отношение
к
русским
бытовым
традициям, и
их
роли
в
дальнейшем
формировании
менталитета
российского
общества.
Определяют
внутреннюю
позицию
обучающегося
на
уровне
положительног
о отношения к
образовательно
му процессу;
понимают
необходимость
учения,

конечног
о
результат
а,
составля
ют план и
алгоритм
действий.

Объяснят
ь
изученны
е
положени
я
на
конкретн
ых
примерах.

планирую
т
свои
действия
в
соответст
вии
с
поставлен
ной
задачей и
условиям
и
ее

познава
тельных
задач,
выбира
ют
наиболе
е
эффекти
вные из
них.

Выделять в
дополнитель
ном тексте к
параграфу
главное
и
второстепен
ное (работа
в группах).

Умение
работать
с
разными
источни
ками
информ
ациями

Выделять в
дополнитель
ном тексте к
параграфу
главное
и
второстепен
ное (работа
в группах).

Умение
работать
с
разными
источни
ками
информ
ациями

1112

1314

1516

Либеральны 2
е
и
охранительн
ые
тенденции
во
внутренней
политике
Александра
I в 1815—
1825 гг.
Национальн 2
ая политика
Александра
I.
Наш регион
в
первой
половине
XIXв.
Социально- 2
экономическ
ое развитие
страны
в
первой
четверти

Поисковая
деятельнос
ть.

Поисковая
деятельнос
ть.

выраженного в
преобладании
учебнопознавательны
х мотивов и
предпочтении
социального
способа оценки
знаний
Выражать свое
отношение
к
роли личности
в истории.

реализаци
и, в том
числе во
внутренне
м плане

Давать и
оценивать
этого
периода
истории.

Объяснять
изученные
положения
на
конкретных
примерах.

Умение
работать
с
разными
источни
ками
информ
ациями.

Давать оценку
деятельности
политического
лидера;
выражать свое
отношение
к
роли
нравственного
фактора
в
истории.
Определяют
свою
личностную
позицию,
адекватную
дифференциро

Представ
лять
результат
ы своей
деятельно
сти
в
форме
сравнител
ьной
таблицы.
Уметь
давать
развернут
ую
характери
стику

Систематизи
ровать
учебную
информаци
ю;
выявить
причинноследственны
е связи.

Уметь
обобщат
ь
информ
ацию и
делать
выводы.

Систематизи
ровать
учебную
информаци
ю;
выявить

Выделят
ь
ключев
ые
понятия.

XIX в.

ванную
историчес причинносамооценку
кой
следственны
своих успехов личности. е связи..
в учебе

1718

Общественн 2
ое движение
при
Александре
I.
Выступлени
е
декабристов.

Парная,
групповая
работа

Выразить свое
отношение
к
роли личности
в истории.

1920

Реформатор
ские и
консерватив
ные
тенденции
во
внутренней
политике
Николая I.

2

Работа с
учебником

Выражать
личностное
отношение
к
духовному,
нравственному
опыту наших
предков.

2122

Социально- 2
экономическ
ое развитие

Индивидуа
льная
работа

Выражать свое
отношение
к
роли
новых

Работать
с картой,
заданиям
и рабочей
тетради.

Вести
диалог
с
товарищем
по заданию,
предложенн
ому
учителем.

Читать
текст,
выделяя
основны
е
понятия,
определ
ения и
события
.
ставят
Анализиров самосто
Находить и извлекать несколько
учебную
ать
ятельно
единиц информации из разных
задачу,
художествен выделя
текстов.
определя ное
ют
и
ют
произведени формул
Задание 8 http://skiv.instrao.ru/bankпоследова е
с ируют
zadaniy/chitatelskayaтельность историческо познава
gramotnost/chg-9промежут й
точки тельную
2021/ЧГ_9_Вузы_текст.pdf
очных
зрения.
цель,
целей
с
использ
Задание1 http://skiv.instrao.ru/bankучетом
уют
zadaniy/chitatelskayaконечног
общие
gramotnost/chg-9о
приемы
2021/ЧГ_9_Зарок_текст.pdf
результат
решения
а,
задач.
Задание 2 http://skiv.instrao.ru/bankсоставля
zadaniy/chitatelskaya-gramotnost/chgют план и
9-2021/ЧГ_9_Зарок_текст.pdf
алгоритм
действий
Выделять Раскрывать
самосто
основные на примерах ятельно
направлен уровень
выделя

страны во
второй
четверти
XIX в.

явлений
развитии
страны.

в ия
хозяйстве
нного
развития
страны.

2324

Общественн 2
ое движение
при Николае
I.

Индивидуа
льная
работа.

Выражать свое
отношение
к
роли народных
масс в истории.

2526

Национальн 2
ая
и
религиозная
политика
Николая I.

Работа в Формировать
группах
уважение
к
истории
культурным и
историческим

развития
хозяйства и
торговли, в
том числе с
опорой на
карту.

ют
и
формул
Умение оценивать содержание
ируют
текста или его элементов
познава
(примеров, аргументов,
тельную
иллюстраций и т.п.) относительно
цель,
целей автора. Умение находить и
использ
извлекать несколько единиц
уют
информации, расположенных в
общие
разных фрагментах текста.
приемы
решения
Задание 3,4
задач.
http://skiv.instrao.ru/bankzadaniy/chitatelskaya-gramotnost/chgФормули Развитие
Уметь
ровать,
умений
обобщат 9-2021/ЧГ_9_Зарок_текст.pdf
аргумент искать,
ь
Умение локализовать
ировать и анализирова информ
отстаиват ть,
ацию и информацию, видеть ее искажения.
Умение использовать информацию
ь
своё сопоставлят делать
из текста для решения
мнение.
ь
и выводы.
практической задачи.
Характер оценивать
изовать
содержащу
Задание 1 – 4
деятельно юся
в
http://skiv.instrao.ru/bankсть
различных
zadaniy/chitatelskayaисторичес источниках
gramotnost/chg-9ких
информаци
2021/ЧГ_9_Походы_текст.pdf
персонал ю
о
ий,
событиях и
сравниват явлениях
ь
прошлого.
результат
ы
Дать
Представлят Уметь
собственн ь результаты самосто
ую
своей
ятельно
оценку
деятельност строить
культурн и в форме рассказ

Этнокульту
рный облик
страны.

памятникам

2728

Внешняя
2
политика
Николая I.
Кавказская
война
1817—1864
гг.

2930

Крымская
война
1853—1856
гг.

2

Исследова
ние

ой
деятельно
сти
человека

Высказывать
Находить
собственное
информац
отношение
к ию
из
событиям
разных
историчес
ких
источник
ов.
Оцениват
ь мнения
и позиции
представи
телей
разных
групп.
Работа в Выразить свое Уметь
группах
отношение
к самостоят
роли личности ельно
в истории.
анализиро
вать
историчес
кие
источник
и и давать
развернут
ые
характери
стики
историчес
ких

таблицы.

на
основе
несколь
ких
источни
ков.
участвуют в Формул
коллективно ировать
м
и
обсуждении обоснов
проблем,
ывать
проявляют
выводы.
активность
во
взаимодейст
вии
для
решения
коммуникат
ивных
и
познаватель
ных задач.
Давать
Выделят
сравнительн ь
ую
основны
характерист е этапы
ику
войны,
конкрет
изирова
ть
их
примера
ми.
На
основе
анализа
текста
учебник

личносте
й

3132

Культурное 2
пространств
о империи в
первой
половине
XIX в.

групповая
работа.
Проекты

Использовать
приёмы
анализа
источников при
формулирован
ии
и
аргументации
собственных
выводов
и
оценок

Формули
ровать,
аргумент
ировать и
отстаиват
ь
своё
мнение.

Вести
диалог
с
товарищем
по заданию,
предложенн
ому
учителем.

3334

Европейская 2
индустриали
зация
и
предпосылк
и
реформ
в
России.

Парная,
групповая
работа

Дать
оценку
переменам
произошедшим
в
государственно
м устройстве.

Характер
изовать
основные
этапы
преобразо
ваний.

Систематизи
ровать
информаци
ю в виде
краткого
конспекта.
Применять
приёмы
историческо
го анализа
при работе с
текстом

а
предста
влять
информ
ацию в
виде
схемы.
Давать
оценку
деятель
ности
историч
еской
персоны
.
Составл
ять
развёрн
утую
характе
ристику
историч
еского
деятеля
Читать
текст,
выделяя
основны
е
понятия,
определ
ения и
события

3536

Александр
2
II:
начало
правления.
Крестьянска
я
реформа
1861 г.

Частичнопоисковая
деятельнос
ть

3738

Реформы
2
1860—
1870-х гг.:
социальная
и правовая
модернизац
ия.

Парная,
групповая
работа

39

Социально- 1
экономичес
кое развитие
страны
в
пореформен
ный период.

Частичнопоисковая
деятельнос
ть

Дать
оценку
экономической
ситуации
в
России.

планирую
т
свои
действия
в
соответст
вии
с
поставлен
ной
задачей и
условиям
и
ее
реализаци
и,
оцениваю
т
правильн
ость
выполнен
ия
действий
Выразить свое Определя
отношение
к ть задачи,
реформам.
направлен
ия
в
области
управлен
ия.

Вести
диалог
с
товарищем
по заданию,
предложенн
ому
учителем.

Определять
особенности
своеобразие
российского
абсолютизм
а.

самосто
ятельно
выделя
ют
и
формул
ируют
познава
тельную
цель,
использ
уют
общие
приемы
решения
поставл
енных
задач;

Выделят
ь
и
объясня
ть
понятия
и
термин
ы.
Дать
оценку Определя Использоват Выделят
развития
ть
ь
ь
и
России
в изменени репродукци объясня
данный период я,
и
картин ть
времени.
произоше художников понятия
дшие
в при рассказе и
положени об
термин
и России. исторически ы.

Умение локализовать
информацию, видеть ее искажения.
Умение использовать информацию
из текста для решения
практической задачи.
Задание 5 - 8
http://skiv.instrao.ru/bankzadaniy/chitatelskayagramotnost/chg-92021/ЧГ_9_Походы_текст.pdf

х событиях.

4041

Общественн 2
ое движение
при
Александре
II и
политика
правительст
ва.
Р.к.
«Государствен
ные
преступники»
в Сибири

42

4344

Национальн 1
ая
и
религиозная
политика
Александра
II.
Национальн
ый вопрос в
Европе и в
России.
Внешняя
2
политика
Александра
II. Русскотурецкая
война
1877—1878
гг.
Р.к.

Развитие

Частичнопоисковая
деятельнос
ть

Имеют
целостный,
социально
ориентированн
ый взгляд на
мир в единстве
и разнообразии
народов,
культур,
религий

Определя
ть
изменени
я,
произоше
дшие
в
сознании
и образе
жизни,
культуре
русского
народа.
Работа с
Проявляют
Формули
учебником устойчивый
ровать,
,
учебноаргумент
составлени познавательны ировать и
е плана
й интерес к отстаиват
ответа
новым общим ь
своё
способам
мнение.
решения задач

Вести
диалог
с
товарищем
по заданию,
предложенн
ому
учителем.

Формул
ировать
и
обоснов
ывать
выводы.

Вести
диалог
с
товарищем
по заданию,
предложенн
ому
учителем.

Выделят
ь
и
объясня
ть
понятия
и
термин
ы.

Работа с
учебником
,
составлени
е плана
ответа

Систематизи
ровать
исторически
й материал в
виде схемы.

Анализи
ровать,
сопоста
влять и
оценива
ть
содержа
щуюся в
различн

Осознание
своей
идентичности
как гражданина
страны.

Формули
ровать,
аргумент
ировать и
отстаиват
ь
своё
мнение.

хозяйства
в
Тобольской
губернии
во
второй
половине XIX
века

45

Александр
III:
особенности
внутренней
политики.

1

46

Перемены в 1
экономике и
социальном
строе.

4748

Общественн 2
ое движение
в 1880-х —
первой
половине
1890-х гг.

ых
источни
ках
информ
ацию.
Индивидуа Давать оценку Формули Вести
Анализи
льная
изучаемого
ровать,
диалог
с ровать,
работа
периода
аргумент товарищем
сопоста
русской
ировать и по заданию, влять и
истории.
отстаиват предложенн оценива
ь
своё ому
ть
мнение.
учителем.
содержа
щуюся в
различн
ых
источни
ках
информ
ацию.
Работа с
Давать оценку Определя Составлять
Объясня
учебником изучаемого
ть
рассказ,
ть
,
периода
изменени извлекая
понятия
составлени русской
я,
необходиму и
е плана
истории.
произоше ю
термин
ответа.
дшие
в информаци
ы.
положени ю
из
и дворян, документов,
крестьян. помещенны
х
в
учебнике.
Работа в Давать оценку Формули Составлять
Объясня
парах
изучаемого
ровать,
рассказ,
ть
периода
аргумент извлекая
изученн
русской
ировать и необходиму ые
истории.
отстаиват ю
положен
ь
своё информаци
ия
на

Умение находить и извлекать одну
единицу информации. Умение
понимать назначение структурной
единицы текста.

Задание 1 - 6
http://skiv.instrao.ru/bankzadaniy/chitatelskayagramotnost/chg-92021/ЧГ_9_ЭффектБабочки_текст.
pdf

49

5051

Историческ
ие
профессии
https://myotv
eti.ru/wpcontent/uploa
ds/2023/09/b
ud_1.pdf
Национальн 1
ая
и
религиозная
политика
Александра
III.

Внешняя
политика
Александра
III.

2

мнение.

Работа
парах

в Излагать
собственные
суждения,
делать выводы

Описыват
ь новые
явления в
развитии
сельского
хозяйства
и
промышл
енности.
Определяют
Принима
свою
ют
и
личностную
сохраняю
позицию,
т
адекватную
учебную
дифференциро задачу,
ванную
учитываю
самооценку
т
своих успехов выделенн
в учебе
ые
учителем
ориентир
ы
действия
в новом
учебном
материале
в
сотрудни

ю
из
документов,
помещенны
х
в
учебнике.

конкрет
ных
примера
х.

Выявлять
существенн
ые
черты
исторически
х процессов,
явлений
и
событий.

Рассказ
ывать о
основны
х
направл
ениях и
итогах

Систематизи
ровать
информаци
ю в виде
краткого
конспекта.
Применять
приёмы
историческо
го анализа
при работе с
текстом

Анализи
ровать,
сопоста
влять и
оценива
ть
содержа
щуюся в
различн
ых
источни
ках
информ
ацию.

честве с
учителем.
5253

Культурное 2
пространств
о империи
во второй
половине
XIX в.

54

Повседневна 1
я жизнь
разных
слоёв
населения в
XIX в.

Проектная
деятельнос
ть

Определяют
свою
личностную
позицию,
адекватную
дифференциро
ванную
самооценку
своих успехов
в учебе

Принима
ют
и
сохраняю
т
учебную
задачу,
учитываю
т
выделенн
ые
учителем
ориентир
ы
действия
в новом
учебном
материале
в
сотрудни
честве с
учителем.
Определяют
Принима
свою
ют
и
личностную
сохраняю
позицию,
т
адекватную
учебную
дифференциро задачу,
ванную
учитываю
самооценку
т
своих успехов выделенн
в учебе
ые
учителем
ориентир

Систематизи
ровать
информаци
ю в виде
краткого
конспекта.
Применять
приёмы
историческо
го анализа
при работе с
текстом

Анализи
ровать,
сопоста
влять и
оценива
ть
содержа
щуюся в
различн
ых
источни
ках
информ
ацию.

Систематизи
ровать
информаци
ю в виде
краткого
конспекта.
Применять
приёмы
историческо
го анализа
при работе с
текстом

Анализи
ровать,
сопоста
влять и
оценива
ть
содержа
щуюся в
различн
ых
источни
ках

5556

5758

Россия
и 2
мир
на
рубеже
XIX—XX
вв.:
динамика
и
противоречи
я развития.

Социально- 2
экономическ
ое развитие
страны
на
рубеже
XIX—XX

ы
действия
в новом
учебном
материале
в
сотрудни
честве с
учителем.
Определяют
Принима
свою
ют
и
личностную
сохраняю
позицию,
т
адекватную
учебную
дифференциро задачу,
ванную
учитываю
самооценку
т
своих успехов выделенн
в учебе
ые
учителем
ориентир
ы
действия
в новом
учебном
материале
в
сотрудни
честве с
учителем.
Определяют
Принима
свою
ют
и
личностную
сохраняю
позицию,
т
адекватную
учебную
дифференциро задачу,

информ
ацию.

Систематизи
ровать
информаци
ю в виде
краткого
конспекта.
Применять
приёмы
историческо
го анализа
при работе с
текстом

Анализи
ровать,
сопоста
влять и
оценива
ть
содержа
щуюся в
различн
ых
источни
ках
информ
ацию.

Систематизи
ровать
информаци
ю в виде
краткого
конспекта.

Анализи
ровать,
сопоста
влять и
оценива
ть

Умение формулировать на основе
полученной из текста информации
собственную гипотезу. Умение
находить и извлекать одну
единицу информации. Умение
находить и извлекать одну
единицу информации.

Задание 6 - 9
http://skiv.instrao.ru/bankzadaniy/chitatelskayagramotnost/chg-92021/ЧГ_9_ЭффектБабочки_текст.
pdf

вв.

5960

Николай II: 2
начало
правления.
Политическ
ое развитие
страны
в
1894—1904
гг.
Выдающиес
я деятели в
Российской
империи
XIX
столетия.

ванную
самооценку
своих успехов
в учебе

учитываю
т
выделенн
ые
учителем
ориентир
ы
действия
в новом
учебном
материале
в
сотрудни
честве с
учителем.
Определяют
Принима
свою
ют
и
личностную
сохраняю
позицию,
т
адекватную
учебную
дифференциро задачу,
ванную
учитываю
самооценку
т
своих успехов выделенн
в учебе
ые
учителем
ориентир
ы
действия
в новом
учебном
материале
в
сотрудни
честве с
учителем.

Применять
приёмы
историческо
го анализа
при работе с
текстом

содержа
щуюся в
различн
ых
источни
ках
информ
ацию.

Систематизи
ровать
информаци
ю в виде
краткого
конспекта.
Применять
приёмы
историческо
го анализа
при работе с
текстом

Анализи
ровать,
сопоста
влять и
оценива
ть
содержа
щуюся в
различн
ых
источни
ках
информ
ацию.

Умение формулировать на основе
полученной из текста информации
собственную гипотезу. Умение
находить и извлекать одну
единицу информации. Умение
находить и извлекать одну
единицу информации.
Задание 10 - 11
http://skiv.instrao.ru/bankzadaniy/chitatelskayagramotnost/chg-92021/ЧГ_9_ЭффектБабочки_текст.
pdf

6162

Внешняя
2
политика
Николая II.
Русскояпонская
война
1904—1905
гг.

6364

Первая
2
российская
революция и
политически
е
реформы
1905—1907
гг.

Определяют
свою
личностную
позицию,
адекватную
дифференциро
ванную
самооценку
своих успехов
в учебе

Принима
ют
и
сохраняю
т
учебную
задачу,
учитываю
т
выделенн
ые
учителем
ориентир
ы
действия
в новом
учебном
материале
в
сотрудни
честве с
учителем.
Определяют
Принима
свою
ют
и
личностную
сохраняю
позицию,
т
адекватную
учебную
дифференциро задачу,
ванную
учитываю
самооценку
т
своих успехов выделенн
в учебе
ые
учителем
ориентир
ы
действия
в новом

Систематизи
ровать
информаци
ю в виде
краткого
конспекта.
Применять
приёмы
историческо
го анализа
при работе с
текстом

Анализи
ровать,
сопоста
влять и
оценива
ть
содержа
щуюся в
различн
ых
источни
ках
информ
ацию.

Систематизи
ровать
информаци
ю в виде
краткого
конспекта.
Применять
приёмы
историческо
го анализа
при работе с
текстом

Анализи
ровать,
сопоста
влять и
оценива
ть
содержа
щуюся в
различн
ых
источни
ках
информ
ацию.

Умение сравнивать данные и
делать выводы. Умение находить и
извлекать одну единицу
информации. Умение соотносить
изображение с вербальным
текстом.
Задание 1 – 2
http://skiv.instrao.ru/bankzadaniy/chitatelskayagramotnost/chg-92021/ЧГ_9_ЯзыкИКультура_текст.
pdf

6566

Социально- 2
экономическ
ие реформы
П.
А.
Столыпина.
«Государств
енные
преступник
и»
в
Сибири.
Культурное
наследие
России XIX
века.

67

Политическ 1
ое развитие
страны
в
1907—1914
гг.
Социальноэкономичес
кое развитие
Тобольской

учебном
материале
в
сотрудни
честве с
учителем.
Определяют
Принима
свою
ют
и
личностную
сохраняю
позицию,
т
адекватную
учебную
дифференциро задачу,
ванную
учитываю
самооценку
т
своих успехов выделенн
в учебе
ые
учителем
ориентир
ы
действия
в новом
учебном
материале
в
сотрудни
честве с
учителем.
Определяют
Принима
свою
ют
и
личностную
сохраняю
позицию,
т
адекватную
учебную
дифференциро задачу,
ванную
учитываю
самооценку
т
своих успехов выделенн

Задание 3-7
http://skiv.instrao.ru/bankzadaniy/chitatelskaya-gramotnost/chg92021/ЧГ_9_ЯзыкИКультура_текст.p
df
Систематизи
ровать
информаци
ю в виде
краткого
конспекта.
Применять
приёмы
историческо
го анализа
при работе с
текстом

Анализи
ровать,
сопоста
влять и
оценива
ть
содержа
щуюся в
различн
ых
источни
ках
информ
ацию.

Систематизи
ровать
информаци
ю в виде
краткого
конспекта.
Применять
приёмы
историческо

Анализи
ровать,
сопоста
влять и
оценива
ть
содержа
щуюся в
различн

губернии в
начале XIX
века.

6869

Серебряный
век русской
культуры.

в учебе

2

проекты

Р.к.
Образование,
литература и
искусство
в
Сибири в XIX
веке

70

Повторитель 1
нообобщающи

Итоговый
тест

ые
учителем
ориентир
ы
действия
в новом
учебном
материале
в
сотрудни
честве с
учителем.
Определяют
Принима
свою
ют
и
личностную
сохраняю
позицию,
т
адекватную
учебную
дифференциро задачу,
ванную
учитываю
самооценку
т
своих успехов выделенн
в учебе
ые
учителем
ориентир
ы
действия
в новом
учебном
материале
в
сотрудни
честве с
учителем.
Определяют
Принима
свою
ют
и
личностную
сохраняю

го анализа ых
при работе с источни
текстом
ках
информ
ацию.

Систематизи
ровать
информаци
ю в виде
краткого
конспекта.
Применять
приёмы
историческо
го анализа
при работе с
текстом

Анализи
ровать,
сопоста
влять и
оценива
ть
содержа
щуюся в
различн
ых
источни
ках
информ
ацию.

Систематизи Анализи
ровать
ровать,
информаци
сопоста

й урок

позицию,
адекватную
дифференциро
ванную
самооценку
своих успехов
в учебе

т
учебную
задачу,
учитываю
т
выделенн
ые
учителем
ориентир
ы
действия
в новом
учебном
материале
в
сотрудни
честве с
учителем.

ю в виде
краткого
конспекта.
Применять
приёмы
историческо
го анализа
при работе с
текстом

влять и
оценива
ть
содержа
щуюся в
различн
ых
источни
ках
информ
ацию.

Оценочные материалы
1. Высшее правительственное учреждение при Петре I с 1711 года:
1) Боярская дума; 2) Ближняя канцелярия; 3) Кабинет министров; 4) Правительствующий Сенат
2.
Какое
событие
произошло
в
России
в
1722
году:
1) был принят Табель о рангах;
2) подписан указ о единонаследии;
3) создана Тайная канцелярия
4) проведена городская реформа
3. В каком году Крым был присоединен к России: 1) 1721 г; 2) 1741 г;3) 1783 г.;
4) 1791 г.
4. Определите событие, которое произошло позже других.1) Крестьянская война под предводительством Е.И.Пугачева;2) Великое
посольство, направленное Петром I в Западную Европу;
3) Семилетняя война;
4) Северная война.
5. В ходе церковной реформы Петр I:
1) упразднил патриаршество;
2) конфисковал обширные владения церкви;3) отделил церковь от государства ;
3) изменил летосчисление
6. Главная причина Северной войны:
1) борьба за выход в Северное море ;2) борьба против владычества шведов на Балтике;3) вторжение шведов на территорию Украины; 4)
разгром союзников России в борьбе против Швеции
7. Чем известен в русской истории 1703 год?
1) произошло сражение под Нарвой ;
2) русские войска овладели штурмом крепостью Нотебург;3) был заложен СанктПетербург;4) Дания вышла из войны со Швецией
8. Рекрутская повинность — это:
1) обязанность крестьян работать на казенной мануфактуре;
2) выставление определенного количества людей из податного сословия для обслуживания нужд армии;
3) государственный налог с крестьян на содержание армии;
4) обязанность податного сословия выставлять от своей общины определенное количество солдат
9. В 1721 г. произошел (о):
1) заключение перемирия с Турцией; 2) морское сражение у острова Гренгам;
3) заключение Ништадтского мира4) разгром шведской эскадры у мыса Гангут
10. Первая печатная газета в России называлась:
1) «Четьи-Минеи»;
2) «Апостол» ; 3) «Ведомости»;
4) «Часослов»
11. Венцом петровских преобразований в науке и просвещении стал(о):
1) указ об учреждении Академии наук и художеств;2) открытие первого русского музея-Кунсткамеры;3) формирование системы
профессионального образования4) указ об организации государственной горно-разведывательной службы
12.Кто из правителей открыл эпоху дворцовых переворотов?
1) Петр II; 2) Анна Иоанновна; 3) Елизавета Петровна; 4) Екатерина I.

13. Политика протекционизма и меркантилизма, проводимая Петром Iспособствовала:
14.При
правлении
Екатерины
I
реальная
власть
сосредоточилась
в
руках:
1) Э.И. Бирона; 2) А.Д. Меншикова; 3) А.И. Остермана; 4) Д.М. Голицына.
Часть 2.
15. Табель о рангах:
1) уравнивала в положении все посадское население;
2) уравнивала в служебном положении старую и новую аристократию;
3) разделила службу на гражданскую и военную;
4) устанавливала порядок назначения на службу с учетом знатности
и происхождении;
5) давала возможность служебного роста служилому человеку вне зависимости отего
происхождении
16. Новые явления в образе жизни людей первой четверти XVIII в.:
1) средством передвижения стали кареты;
2) ношение европейской одежды;3) использование таких тканей, как парча
и тафта; 4) введение нового летосчисления; 5) введение ассамблей
17. Расположите события в хронологическом порядкевойны (запишите цифры в последовательном порядке):
1) основание Санкт-Петербурга ;
2) учреждение Академии наук;
3) введение нового летоисчисления ;
4) создание Сената
Ответ_____________

Приложение №1
Воспитательный компонент
№

Класс

17
18
19
20

9
9
9
9

Тема

Номер урока

Социально-экономическое развитие Тобольской губернии в начале XIX века.
Культурное наследие России XIX века.
«Государственные преступники» в Сибири.
Выдающиеся деятели в Российской империи XIX столетия.

67
66
65
59

Количество
часов
1
1
1
1

Приложение №2
Профминиум
№ урока
48

Тема урока
Исторические профессии
https://myotveti.ru/wp-content/uploads/2023/09/bud_1.pdf

Дата
проведения
06.03.2024


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».