ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ Программа обеспечивает достижения следующих результатов освоения образовательной программы основного общего образования: личностные: • формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, выбору дальнейшего образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, осознанному построению индивидуальной образовательной траектории с учетом устойчивых познавательных интересов; • формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики; • формирование коммуникативной компетентности и общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности; • умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры; • критичность мышления, умение распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта; • креативность мышления, инициативу, находчивость, активность при решении геометрических задач; • умение контролировать процесс и результат учебной математической деятельности; • способность к эмоциональному восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений; метапредметные: регулятивные: • умение самостоятельно планировать альтернативные пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач; • умение осуществлять контроль по результату и способу действия на уровне произвольного внимания и вносить необходимые коррективы; • умение адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи, ее объективную трудность и собственные возможности ее решения; • понимание сущности алгоритмических предписаний и умение действовать в соответствии с предложенным алгоритмом; • умение самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритмы для решения учебных математических проблем; • умение планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера; познавательные: • осознанное владение логическими действиями определения понятий, обобщения, установления аналогий, классификации на основе самостоятельного выбора оснований и критериев, установления родовидовых связей; • умение устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и выводы; • умение создавать, применять и преобразовывать знаково-символические средства, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач; • формирование и развитие учебной и общепользовательской компетентности в области использования информационнокоммуникационных технологий (ИКТ-компетентности); • формирование первоначальных представлений об идеях и о методах математики как универсальном языке науки и техники, средстве моделирования явлений и процессов; • умение видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации в других дисциплинах, в окружающей жизни; • умение находить в различных источниках информацию, необходимую для решения математических проблем, и представлять ее в понятной форме; принимать решение в условиях неполной и избыточной, точной и вероятностной информации; • умение понимать и использовать математические средства наглядности (рисунки, чертежи, схемы и др.) для иллюстрации, интерпретации, аргументации; • умение выдвигать гипотезы при решении учебных задач и понимать необходимость их проверки; • умение применять индуктивные и дедуктивные способы рассуждений, видеть различные стратегии решения задач; коммуникативные • умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками: определять цели, распределять функции и роли участников, общие способы работы; • умение работать в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; • слушать партнера; • формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение; предметные: Предметным результатом изучения курса является сформированность следующих умений: • пользоваться геометрическим языком для описания предметов окружающего мира; • распознавать геометрические фигуры, различать их взаимное расположение; • изображать геометрические фигуры; выполнять чертежи по условию задачи; осуществлять преобразования фигур; • распознавать на чертежах, моделях и в окружающей обстановке основные пространственные тела, изображать их; • в простейших случаях строить сечения и развертки пространственных тел; • проводить операции над векторами, вычислять длину и координаты вектора, угол между векторами; • вычислять значения геометрических величин(длин, углов, площадей, объемов); в том числе: для углов от 0 до 180° определять значения тригонометрических функций по заданным значениям углов; находить значения тригонометрических функций по значению одной из них, находить стороны, углы и вычислять площади треугольников, длины ломаных, дуг окружности, площадей основных геометрических фигур и фигур, составленных из них; • решать геометрические задачи, опираясь на изученные свойства фигур и отношений между ними, применяя дополнительные построения, алгебраический и тригонометрический аппарат, правила симметрии; • проводить доказательные рассуждения при решении задач, используя известные теоремы, обнаруживая возможности для их использования; • решать простейшие планиметрические задачи в пространстве. Содержание учебного курса 8 класс (2 часа х 34 = 68 часов) Вводное повторение 2 ч Четырехугольники (14 ч). 1. Понятия многоугольника, выпуклого многоугольника. Многоугольники. Четырехугольник. Параллелограмм, его свойства и признаки. Прямоугольник, квадрат, ромб, их свойства и признаки. Трапеция, средняя линия трапеции; равнобедренная трапеция. Теорема Фалеса. Прямоугольник, ромб, квадрат и их свойства и признаки. Осевая и центральная симметрии. 2.Площади фигур (14 ч).. Понятие о площади плоских фигур. Равносоставленные и равновеликие фигуры Понятие площади многоугольника. Площадь прямоугольника. Площадь параллелограмма, треугольника и трапеции (основные формулы). Формулы, выражающие площадь треугольника: через две стороны и угол между ними, ЧЕРЕЗ ПЕРИМЕТР И РАДИУС ВПИСАННОЙ ОКРУЖНОСТИ, ФОРМУЛА ГЕРОНА. ПЛОЩАДЬ ЧЕТЫРЕХУГОЛЬНИКА. Связь между площадями подобных фигур.Теорема Пифагора. 3. Подобные треугольники (19 ч). Подобные треугольники. Подобие треугольников; коэффициент подобия. Признаки подобия треугольников. Применение подобия к доказательствам теорем и решению задач. Соотношения между сторонами и углами прямоугольного треугольника. Синус, косинус, тангенс, котангенс острого угла прямоугольного треугольника и углов от 0° до 180°; приведение к острому углу. Основное тригонометрическое тождество. Формулы, связывающие синус, косинус, тангенс, котангенс одного и того же угла. 4.Окружность (17 ч). Окружность и круг. Центр, радиус, диаметр. Дуга, хорда. Сектор, сегмент. Центральный, вписанный угол; величина вписанного угла. Взаимное расположение прямой и окружности. Взаимное расположение прямой и окружности, двух окружностей. Касательная и секущая к окружности; равенство касательных, проведенных из одной точки. Метрические соотношения в окружности: свойства секущих, касательных, хорд Касательная к окружности и ее свойства и признак. Центральные и вписанные углы. [Четыре замечательные точки треугольника.] Замечательные точки треугольника: точки пересечения серединных перпендикуляров, биссектрис, медиан. Окружность Эйлера. Площадь круга и площадь сектора. Вписанная и описанная окружности. Окружность, вписанная в треугольник, и окружность, описанная около треугольника. Вписанные и описанные четырехугольники. Вписанные и описанные окружности правильного многоугольника. 5.Повторение. Решение задач. (4 ч). Тематическое планирование. № урока 1 2 3,4 5 6,7 8,9 10, 11 12, 13 Тема урока Повторение 2 ч Повторение курса 7 класса Повторение курса 7 класса Четырехугольники 14 ч Многоугольник. Выпуклый многоугольник Четырехугольник Параллелограмм Признаки параллелограмма Трапеция Прямоугольник, ромб и квадрат Решение задач по теме «Прямоугольник, ромб и квадрат» Кол. часов 1 1 2 1 2 2 2 2 14 15 16 Осевая и центральная симметрия. Решение задач по теме «Осевая и центральная симметрия.Четырехугольники» Контрольная работа по теме: «Четырехугольники» 1 1 1 31 32 33-37 38 Площадь 14 ч Площадь многоугольника Площадь прямоугольника Площадь параллелограмма Площадь треугольника Площадь трапеции Теорема Пифагора Контрольная работа по теме: «Площадь» Подобные треугольники 19 ч Пропорциональные отрезки. Определение подобных треугольников. Отношение площадей подобных треугольников Признаки подобия треугольников Контрольная работа по теме: «Подобные треугольники» 39, 40 Средняя линия треугольника 2 41, 42 43, 44 45, 46 47, 48 Пропорциональные отрезки в прямоугольном треугольнике Практические приложения подобия треугольников. О подобии произвольных фигур Синус, косинус и тангенс острого угла прямоугольного треугольника Значения синуса, косинуса, тангенса 2 2 2 2 49 Контрольная работа по теме: «Подобные треугольники» 1 17, 18 19, 20 21-23 24, 25 26-29 30 2 2 3 2 4 1 1 1 5 1 Окружность 15 ч 50 Взаимное расположение прямой и окружности 1 51, 52 53 Касательная к окружности. Градусная мера дуги окружности. 2 1 54, 55 Теорема о вписанном угле. 2 56, 57 58 59, 60 Свойство биссектрисы угла и серединного перпендикуляра к отрезку. Теорема о пересечении высот треугольника Вписанная окружность 2 1 2 61, 62 Описанная окружность 2 63 Решение задач по теме «Вписанная и описанная окружности» 1 64 Контрольная работа по теме: «Окружность» 1 65 66 67 68 Итоговое повторение курса геометрии 8 класса. 4 часа Решение задач по теме «Четырехугольники» Решение задач по теме «Площади» Решение задач по теме «Подобие фигур» Решение задач по теме «Окружность» 1 1 1 1 Приложение Календарно-тематическое планирование 8 класс № урока 1 2 3,4 Тема урока Ко л. ча со в Повторение курса 7 класса 1 Повторение курса 7 класса 1 Многоугольник. Выпуклый многоугольник Четырехугольник 2 Освоение предметных знаний (базовые понятия) Планируемые результаты обучения Универсальные учебные действия (УУД) отражени е в огэ Понятия, теоремы, свойства, признаки из разделов курса геометрии VII класса: Повторение 2 ч Уметь выполнять задачи из разделов курса VII класса: признаки равенства треугольников; соотношения между сторонами и углами треугольника; признаки и свойства параллельных прямых. Знать понятия: теорема, свойство, признак. Четырехугольники 14 ч Знать: определение многоугольника, выпуклого многоугольника, четырехугольника как частного вида выпуклого четырехугольника; теоремы о сумме углов выпуклого многоугольника, П Обрабатывают информацию и передают ее устным, письменным и символьным способами Р Выделяют и осознают то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению К Формулируют собственное мнение и позицию, задают вопросы, слушают собеседника 7.3.4. Сумма углов выпуклог о многоуго льника Дата ДЗ П. 39 - 41 № 368 365 (в,б) П. 39 - 41 По плану Факти чески Требования к результатам формирования функциональной грамотности Развитие у обучающихся умения использовать различные языки математики (словесный, символический, графический) Овладение геометрическим языком, 5 Параллелограмм 1 6,7 Признаки параллелограмма 2 8,9 Трапеция 2 четырехугольника с доказательствами Уметь: решать задачи по теме Знать: определение параллелограмма, его свойства с доказательствами; признаки параллелограмма с доказательствами Уметь: решать задачи по теме П Владеют смысловым чтением. Представляют информацию в разных формах (текст, графика, символы) Р Оценивают степень и способы достижения цели в учебных ситуациях, исправляют ошибки с помощью учителя К Приводят аргументы в пользу своей точки зрения, подтверждают ее фактами Знать: определение П Устанавливают аналогии параллелограмма, его для понимания свойства и признаки закономерностей, используют Уметь: решать задачи их в решении задач по теме Р Исследуют ситуации, требующие оценки действия в соответствии с поставленной задачей К Отстаивают свою точку зрения, подтверждают фактами Знать: определения П Обрабатывают информацию трапеции и ее и передают ее устным, элементов, письменным и графическим равнобедренной и способами прямоугольной Р Исследуют ситуации, трапеций; свойства требующие оценки действия в № 369 7.3.1. Параллел ограмм его свойства и признаки П. 42 № 376 (в,г) 372 (б) П. 43 № 383, 373 375, 380 374, 377 7.3.3. П. 44 Трапеция, № средняя 386, линия 387 трапеции; 392 равнобедр формирование систематических знаний о плоских фигурах и их свойствах, использование геометрических понятий и теорем Оперировать на базовом уровне понятиями геометрических фигур, извлекать информацию о геометрических фигурах, представленную на чертежах в явном виде, применять для решения задач геометрические факты Пропорции лица. Задание 1. http://skiv.instrao.ru/ba nkzadaniy/matematiches kaya-gramotnost/ Развитие умений 10, 11 Прямоугольник, ромб и квадрат 2 Как найти площадь кабинета 12, 13 Решение задач по теме «Прямоугольник, ромб и квадрат» 2 равнобедренной трапеции с доказательствами Уметь: решать задачи по теме Знать: определение прямоугольника и его свойства с доказательствами Уметь: решать задачи по теме соответствии с поставленной задачей К Своевременно оказывают необходимую взаимопомощь сверстникам П Осуществляют сравнение, извлекают необходимую информацию, переформулируют условие, строят логическую цепочку Р Работая по плану, сверяют свои действия с целью, вносят корректировки К Сотрудничают с одноклассниками при решении задач; умеют выслушать оппонента. Формулируют выводы енная трапеция 7.2.8. Теорема Фалеса П. 45 № 399, 401(а) 404 Знать: определения, свойства и признаки ромба и квадрата Уметь: решать задачи по теме П Осуществляют сравнение, извлекают необходимую информацию, переформулируют условие, строят логическую цепочку Р Работая по плану, сверяют свои действия с целью, вносят корректировки К Сотрудничают с одноклассниками при решении задач; умеют выслушать оппонента. Формулируют выводы 7.3.2. Прямоуго льник, квадрат, ромб, их свойства и признаки П. 46 405, 409 411 моделировать реальные ситуации на языке геометрии, исследовать построенную модель с использованием геометрических понятий и теорем, аппарата алгебры Использовать свойства геометрических фигур для решения задач практического содержания 14 Осевая и центральная симметрия. 1 15 Решение задач по теме «Осевая и центральная симметрия.Четырех угольники» 1 Знать: определения и свойства осевой и центральной симметрий Уметь: решать задачи по теме П Обрабатывают информацию и передают ее устным, письменным и графическим способами Р Работая по плану, сверяют свои действия с целью, вносят корректировки К Формулируют собственное мнение и позицию, задают вопросы, слушают собеседника Знать: определения П Находят в учебниках, в т.ч. многоугольника, используя ИКТ, достоверную выпуклого информацию, необходимую многоугольника, для решения задач четырехугольника; Р Исследуют ситуации, сумму углов требующие оценки действия в выпуклого соответствии с поставленной многоугольника, задачей четырехугольника; К Своевременно оказывают определения, свойства необходимую взаимопомощь и признаки сверстникам прямоугольника, параллелограмма, трапеции, ромба и квадрата; теорему Фалеса Уметь: решать задачи по теме П. 47 Практ ич работ а 16 Контрольная работа по теме: «Четырехугольни ки» 1 Знать: определения многоугольника, выпуклого многоугольника, четырехугольника; сумму углов выпуклого многоугольника, четырехугольника; определения, свойства и признаки прямоугольника, параллелограмма, трапеции, ромба и квадрата; теорему Фалеса Уметь: решать задачи по теме П Применяют полученные знания при решении различного вида задач Р Самостоятельно контролируют своё время и управляют им К С достаточной полнотой и точностью выражают свои мысли посредством письменной речи Площадь 14 ч 17, 18 Площадь многоугольника Площадь прямоугольника 2 Знать: понятие площади. Основные свойства площадей. Формулу для вычисления площади квадрата. Уметь: решать задачи по теме П Восстанавливают предметную ситуацию, описанную в задаче, переформулируют условие, извлекать необходимую информацию Р Оценивают степень и способы достижения цели в учебных ситуациях, исправляют ошибки с помощью учителя К Формулируют собственное мнение и позицию, задают 7.5.4. Площадь прямоуго льника Пунк т 48,49, 50 № 448 449 (б) 454, 455 Умение анализировать текст, использовать информацию, представленную в различных формах;(переход от одной ситуации к другой, придерживаться инструкции, видеть проблему, 19, 20 Площадь параллелограмма 2 Исторические факты о русских математиках 21-23 24, 25 Площадь треугольника 3 Площадь трапеции 2 вопросы, слушают собеседника Знать: формулу П Устанавливают аналогии площади для понимания параллелограмма с закономерностей, используют доказательством их в решении задач Уметь: решать задачи Р Исследуют ситуации, по теме требующие оценки действия в соответствии с поставленной задачей К Отстаивают свою точку зрения, подтверждают фактами Знать: формулу П Применяют полученные площади знания при решении треугольника с различного вида задач доказательством Р Планируют алгоритм Уметь: решать задачи выполнения задания, по теме корректируют работу по ходу выполнения с помощью учителя и ИКТ средств К Предвидят появление конфликтов при наличии различных точек зрения. Принимают точку зрения другого Знать: формулу П Структурируют знания, площади трапеции с определяют основную и доказательством второстепенную информацию Уметь: решать задачи Р Работают по плану, сверяясь по теме с целью, корректируют план К Приводят аргументы в пользу своей точки зрения, 7.5.5. Площадь параллело грамм-ма Пунк т 51 № 459 (в, г) 460 464(а) 462 7.5.7. Площадь треугольн ика Пунк т 52 № 468 (в, г) 469 479(а) 476(а) 477 7.5.6. Площадь трапеции Пунк т 53 № 480 (в,б) 481, 478 обосновать действия, оформление в виде таблицы, диаграммы) Пропорции лица. Задание 2 http://skiv.instrao.ru/ba nkzadaniy/matematiches kaya-gramotnost/ Распознавание фигуры, обладающие осевой симметрией; нахождение высоты равностороннего треугольника, применение теоремы Пифагора при нахождении длины катета в прямоугольном треугольнике, использование метода оценки при извлечении квадратного корня из числа подтверждают ее фактами 26-29 30 Теорема Пифагора Контрольная работа по теме : Площадь» 4 1 Знать: теорему Пифагора с доказательством Уметь: решать задачи по теме Знать: понятие площади; основные свойства площадей; формулы для вычисления площади квадрата, прямоугольника, треугольника, трапеции, ромба; теорему Пифагора и теорему обратную теореме Пифагора Уметь: решать задачи по теме П Находят в учебниках, в т.ч. используя ИКТ, достоверную информацию, необходимую для решения задач Р Оценивают степень и способы достижения цели в учебных ситуациях, исправляют ошибки с помощью учителя К Приводят аргументы в пользу своей точки зрения, подтверждают ее фактами П Применяют полученные знания при решении различного вида задач Р Самостоятельно контролируют своё время и управляют им К С достаточной полнотой и точностью выражают свои мысли посредством письменной речи Подобные треугольники 19 ч 466 7.2.3. Прямоуго льный треугольн ик. Теорема Пифагора Пунк т 54, 55 № 483 (в) 484 (б,г), 478,4 66 Пропорции лица. Задание 2. http://skiv.instrao.ru/ba nkzadaniy/matematiches kaya-gramotnost/ 31 32 33-37 Пропорциональные отрезки. Определение подобных треугольников. Отношение площадей подобных треугольников Признаки подобия треугольников Пирами́да Хеопса 1 1 5 Знать: определение подобных треугольников; понятие пропорциональных отрезков; свойство биссектрисы угла Уметь: решать задачи по теме Знать: теорему об отношении площадей подобных треугольников с доказательством. Уметь: решать задачи по теме П Анализируют и сравнивают факты и явления Р Работая по плану, сверяют свои действия с целью, вносят корректировки К Своевременно оказывают необходимую взаимопомощь сверстникам П Владеют смысловым чтением Р Самостоятельно составляют алгоритм деятельности при решении учебной задачи К Верно используют в устной и письменной речи математические термины. Знать: первый П Строят логически признак подобия обоснованное рассуждение, треугольников с включающее установление доказательством причинно-следственных Уметь: решать задачи связей по теме Р Применяют установленные Знать: второй правила в планировании признак подобия способа решения треугольников с К Приводят аргументы в доказательством пользу своей точки зрения, Уметь: решать задачи подтверждают ее фактами по теме Знать: третий признак подобия 3.2.10 Подобие треугольн иков; коэффици ент подобия. Признаки подобия треугольн иков Пунк т 56, 57 № 534 (в) 535, 543 546 Пунк т 58 № 549 3.2.15 Пунк Замечател т ьные 59,60, точки 61 треугольн № ика: 551(б точки ) пересечен 552(а) ия 557(в) серединн 558, ых 559 перпенди 560(а) куля-ров, 555(б биссектри ) Отношение пропорциональных величин, реальные расчёты Кулинарный колледж. Задание 1. http://skiv.instrao.ru/ba nkzadaniy/matematiches kaya-gramotnost/ Овладение системой математических знаний, умений и навыков, необходимых для решения задач повседневной жизни, изучения смежных дисциплин Овладение геометрическим языком, формирование систематических знаний о плоских фигурах и их свойствах, 38 39, 40 Контрольная работа «Подобные треугольники» Средняя линия треугольника 1 2 треугольников с доказательством Уметь: решать задачи по теме Знать: определение подобных треугольников; понятие пропорциональных отрезков; свойство биссектрисы угла; признаки подобия треугольников; теорему об отношении площадей подобных треугольников. Уметь: решать задачи по теме Знать: определение средней линии треугольника, теорему о средней линии треугольника с доказательством; определение среднего пропорционального (среднего геометрического) двух отрезков. Теорема о пропорциональных отрезках в с, медиан. использование геометрических понятий и теорем. Оперировать на базовом уровне понятиями геометрических фигур / применять геометрические факты для решения задач, в том числе предполагающих несколько шагов решения П Применяют полученные знания при решении различного вида задач Р Самостоятельно контролируют своё время и управляют им К С достаточной полнотой и точностью выражают свои мысли посредством письменной речи Освоение терминологии. П Восстанавливают предметную ситуацию, описанную в задаче, переформулируют условие, извлекать необходимую информацию Р Оценивают степень и способы достижения цели в учебных ситуациях, исправляют ошибки с помощью учителя К Формулируют собственное мнение и позицию, задают вопросы, слушают Пунк т 62 № 565,5 66 568(б ) 618 Отношение пропорциональных величин, нахождение процента от числа, реальные расчёты Кулинарный колледж. Задание 2. http://skiv.instrao.ru/ba nk- 41, 42 Пропорциональные отрезки в прямоугольном треугольнике 2 43, 44 Практические приложения подобия треугольников. О подобии произвольных фигур 2 45, 46 Синус, косинус и тангенс острого угла прямоугольного 2 прямоугольном треугольнике. Свойство высоты прямоугольного треугольника, проведенной из вершины прямого угла. Уметь: решать задачи по теме Знать: определение среднего пропорционального (среднего геометрического) двух отрезков. Теорема о пропорциональных отрезках в прямоугольном треугольнике. Свойство высоты прямоугольного треугольника, проведенной из вершины прямого угла. Уметь: решать задачи по теме Знать: понятия синуса, косинуса и тангенса острого угла прямоугольного собеседника zadaniy/matematiches kaya-gramotnost/ П Находят в учебниках, в т.ч. используя ИКТ, достоверную информацию, необходимую для решения задач Р Оценивают степень и способы достижения цели в учебных ситуациях, исправляют ошибки с помощью учителя К С достаточной полнотой и точностью выражают свои мысли посредством письменной речи П Восстанавливают предметную ситуацию, описанную в задаче, переформулируют условие, Пунк т 63 № 572(б ) 574(б ) 585(в) 607 Пунк т 64, 65 № 586, 587 3.2.13 Синус, косинус, тангенс, Пунк т 66 № 591(в, треугольника треугольника; основные тригонометрические тождества Уметь: решать задачи по теме 47, 48 Значения синуса, косинуса, тангенса 2 Знать: значения синуса, косинуса и тангенса для углов 30о; 45о; 60о. Уметь: решать задачи по теме 49 Контрольная работа по теме: «Подобные треугольники» 1 Знать: определение средней линии треугольника; теорему о средней линии треугольника; свойство медиан треугольника; определение среднего извлекать необходимую информацию Р Оценивают степень и способы достижения цели в учебных ситуациях, исправляют ошибки с помощью учителя К Верно используют в устной и письменной речи математические термины. Различают в речи собеседника аргументы и факты П Применяют полученные знания при решении различного вида задач Р Планируют алгоритм выполнения задания, корректируют работу по ходу выполнения с помощью учителя и ИКТ средств К Предвидят появление конфликтов при наличии различных точек зрения. Принимают точку зрения другого П Применяют полученные знания при решении различного вида задач Р Самостоятельно контролируют своё время и управляют им К С достаточной полнотой и точностью выражают свои котангенс г) острого 592(б, угла г,е прямоуго 595, льного 596 треугольн ика и углов от 0° до 180°; приведен ие к острому Пунк углу. т 67 Решение № прямоуго 598(б льных ) треугольн 603, иков 621 626 пропорционального мысли посредством (среднего письменной речи геометрического) двух отрезков; теорему о пропорциональных отрезках в прямоугольном треугольнике; свойство высоты прямоугольного треугольника, проведенной из вершины прямого угла; понятие синуса, косинуса и тангенса острого угла прямоугольного треугольника; основные тригонометрические тождества; значения синуса, косинуса и тангенса углов в 30о; 45о; 60о Окружность 15 ч 50 Взаимное расположение прямой и окружности 1 Знать: понятия касательной, точки касания, отрезков касательных, проведенных из одной точки. Свойства П Восстанавливают предметную ситуацию, описанную в задаче, переформулируют условие, извлекать необходимую информацию 3.5.3 Взаимное располож ение прямой и окружнос Пунк т 68 № 631 (б,в) 633 Развитие умений моделировать реальные ситуации на языке геометрии, исследовать построенную модель 51, 52 Касательная к окружности. 2 53 Градусная мера дуги окружности. 1 касательной и ее признака. Свойства отрезков касательных, проведенных из одной точки и их применение при решении задач; различные случаи расположения прямой и окружности Уметь: решать задачи по теме Знать: понятия касательной, точки касания, отрезков касательных, проведенных из одной точки. Свойства касательной и ее признака. Свойства отрезков касательных, проведенных из одной точки и их применение при решении задач; различные случаи расположения прямой и окружности; признак касательной; Уметь: решать задачи по теме Знать: понятие дуги окружности, Р Оценивают степень и способы достижения цели в учебных ситуациях, исправляют ошибки с помощью учителя К Формулируют собственное мнение и позицию, задают вопросы, слушают собеседника ти. с использованием геометрических понятий и теорем, аппарата алгебры. Использовать свойства геометрических фигур для решения задач практического содержания П Обрабатывают информацию и передают ее устным, письменным, графическим и символьным способами Р Критически оценивают полученный ответ, осуществляют самоконтроль, проверяя ответ на соответствие условию К Проектируют и формируют учебное сотрудничество с учителем и сверстниками 3.5.4 Касательн ая и секущая к окружнос ти; равенство касательн ых, проведен ных из одной точки. Пунк т 69 № 634, 638 640, 648 П Применяют полученные знания при решении 3.5.2 Централь Пунк т 70 . Овладение геометрическим языком; формирование систематических знаний о плоских фигурах и их свойствах, использование геометрических понятий и теорем. Оперировать на базовом уровне понятиями геометрических фигур, приводить примеры и контрпримеры для подтверждения высказываний Работа с текстовой центрального угла; теорему об отрезках пересекающихся хорд с доказательством Уметь: решать задачи по теме 54, 55 56, 57 Теорема о вписанном угле. Свойство биссектрисы угла и серединного перпендикуляра к отрезку. 2 2 различного вида задач Р Планируют алгоритм выполнения задания, корректируют работу по ходу выполнения с помощью учителя и ИКТ средств К Предвидят появление конфликтов при наличии различных точек зрения. Принимают точку зрения другого Знать: теорему о П Восстанавливают вписанном угле и ее предметную ситуацию, следствия с описанную в задаче, доказательством переформулируют условие, Уметь: решать задачи извлекать необходимую по теме информацию Р Оценивают степень и способы достижения цели в учебных ситуациях, исправляют ошибки с помощью учителя К Формулируют собственное мнение и позицию, задают вопросы, слушают собеседника Знать: свойство П Устанавливают аналогии биссектрисы угла; для понимания понятие серединного закономерностей, используют перпендикуляра; их в решении задач. Строят теорему о серединном логически обоснованное перпендикуляре с рассуждение, включающее доказательством; установление причинно- ный, вписанны й угол; величина вписанног о угла. № 650(б ) 651(б ) 652 Пунк т 71 № 657 660 663 Пунк т 72,73 № 676(б ) 778(а) информацией: анализ, интерпретация, представление в графическом и символьном виде, создание новой информации Первая московского Задание 1. линия метро. http://skiv.instrao.ru/ba nkzadaniy/matematiches kaya-gramotnost/ теорему о точке пересечения высот треугольника с доказательством Уметь: решать задачи по теме 58 Теорема о пересечении высот треугольника 1 59, 60 Вписанная окружность 2 Дальность полёта снаряда следственных связей Р Исследуют ситуации, требующие оценки действия в соответствии с поставленной задачей. Планируют алгоритм выполнения задания, корректируют работу по ходу выполнения с помощью учителя и ИКТ средств. Работая по плану, сверяют свои действия с целью, вносят корректировки. КОтстаивают свою точку зрения, подтверждают фактам. Предвидят появление конфликтов при наличии различных точек зрения. Принимают точку зрения другого. Сотрудничают с одноклассниками при решении задач; умеют выслушать оппонента. Формулируют выводы Знать: понятия П Строят логически вписанной описанной обоснованное рассуждение, окружности. Теорема включающее установление об окружности, причинно-следственных вписанной в связей треугольник с Р Применяют установленные доказательством правила в планировании Уметь: решать задачи способа решения по теме К Приводят аргументы в пользу своей точки зрения, 679(а) 681 Пунк т 73 № 688,7 20 7.4.4 Окружнос ть, вписанная в треугольн ик подтверждают ее фактами 61, 62 Описанная окружность 2 63 Решение задач по теме «Вписанная и описанная окружности» 1 Знать: понятие описанного около окружности многоугольника и вписанного в окружность многоугольника; теорему об окружности, описанной около треугольника Уметь: решать задачи по теме П Проявляют интерес к креативной деятельности, активности при подготовке иллюстраций изучаемых понятий Р Восстанавливают предметную ситуацию, описанную в задаче, переформулируют условие, извлекать необходимую информацию К Оценивают степень и способы достижения цели в учебных ситуациях, исправляют ошибки с помощью учителя Знать: свойство П Обрабатывают информацию вписанного и передают ее устным, четырехугольника письменным, графическим и Уметь: решать задачи символьным способами по теме Р Критически оценивают полученный ответ, осуществляют самоконтроль, проверяя ответ на соответствие условию К Проектируют и формируют учебное сотрудничество с учителем и сверстниками 7.4.6 Пунк Вписанны т 74 еи № описанны 701,,6 е 37 окружнос 690, ти 693(а) правильн 641,6 ого 96 многоуго льника 7.4.5 Окружнос ть, описанна я около треугольн ика Пунк т 75 № 702(б ) 711 705(б ) 708(б ) 709, 707 64 Контрольная работа по теме: «Окружность» 1 Знать: определение касательной, точки касания, отрезков касательных, проведенных из одной точки, центрального и вписанного углов, серединного перпендикуляра, вписанной и описанной окружностей; свойство касательной и ее признак; свойство отрезков касательных, проведенных из одной точки, теорему о вписанном угле и ее следствия; теорему об отрезках пересекающихся хорд; свойство биссектрисы угла; теорему о серединном перпендикуляре; теорему об окружностях: вписанной в треугольник и описанной около треугольника; свойства описанного и вписанного П Применяют полученные знания при решении различного вида задач Р Самостоятельно контролируют своё время и управляют им К С достаточной полнотой и точностью выражают свои мысли посредством письменной речи четырехугольников Уметь: решать задачи по теме Итоговое повторение курса геометрии 8 класса. 4 часа 65 66 67 68 Решение задач по теме «Четырехугольник и» Решение задач по теме «Площади» Решение задач по теме «Подобие фигур» Решение задач по теме «Окружность» 1 1 1 1 Знать:определения многоугольника, выпуклого многоугольника, четырехугольника; сумму углов выпуклого многоугольника, четырехугольника; определения, свойства и признаки прямоугольника, параллелограмма, трапеции, ромба и квадрата; теорему Фалеса; определение подобных треугольников; понятие пропорциональных отрезков; свойство биссектрисы угла; признаки подобия треугольников; теорему об отношении площадей подобных П Применяют полученные знания при решении различного вида задач Р Самостоятельно контролируют своё время и управляют им К С достаточной полнотой и точностью выражают свои мысли посредством письменной речи . Овладение геометрическим языком, формирование систематических знаний о плоских фигурах и их свойствах, использование геометрических понятий и теорем. Оперировать на базовом уровне понятиями геометрических фигур, применять для решения задач геометрические факты треугольников. понятие площади; основные свойства площадей; формулы для вычисления площади квадрата, прямоугольника, треугольника, трапеции, ромба; теорему Пифагора и теорему обратную теореме Пифагора определение средней линии треугольника; теорему о средней линии треугольника; свойство медиан треугольника; определение среднего пропорционального (среднего геометрического) двух отрезков; теорему о пропорциональных отрезках в прямоугольном треугольнике; свойство высоты прямоугольного треугольника, проведенной из вершины прямого угла; понятие синуса, косинуса и тангенса острого угла прямоугольного треугольника; основные тригонометрические тождества; значения синуса, косинуса и тангенса углов в 30о; 45о; 60о. определение касательной, точки касания, отрезков касательных, проведенных из одной точки, центрального и вписанного углов, серединного перпендикуляра, вписанной и описанной окружностей; свойство касательной и ее признак; свойство отрезков касательных, проведенных из одной точки, теорему о вписанном угле и ее следствия; теорему об отрезках пересекающихся хорд; свойство биссектрисы угла; теорему о серединном перпендикуляре; теорему об окружностях: вписанной в треугольник и описанной около треугольника; свойства описанного и вписанного четырехугольников Уметь: решать задачи по теме Приложение 1 Воспитательный компонент № урока 10 19 Тема урока Целевые ориентиры воспитания Как найти площадь кабинета установкой на активное участие в решении практических задач математической направленности, осознанием важности математического образования на протяжении всей жизни для успешной профессиональной деятельности и развитием необходимых умений; осознанным выбором и построением индивидуальной траектории образования и жизненных планов с учётом личных интересов и общественных потребностей. проявлением интереса к прошлому и настоящему российской математики, ценностным отношением к достижениям российских математиков и российской математической школы, к использованию этих достижений в других науках и прикладных сферах. Исторические факты о русских математиках Дата проведения 35 Пирами́да Хеопса 59 Дальность полёта снаряда способностью к эмоциональному и эстетическому восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений; умению видеть математические закономерности в искусстве. Задачи про военную технику. При составлении задач, способствующих военнопатриотическому воспитанию школьников, можно использовать техникоэксплуатационные характеристики нашей военной техники и сопоставлять их с соответствующими показателями техники противника. Контрольная работа № 1. Вариант-1 № 1. Диагонали прямоугольника ABCD пересекаются в точке О, ∟АВО=360. Найдите угол AOD. № 2. Найдите углы прямоугольной трапеции, если один из его углов равен 200. № 3. Стороны параллелограмма относятся как 1:2, а его периметр равен 30 см. Найдите стороны параллелограмма. № 4. В равнобедренной трапеции сумма углов при большем основании равна 960. Найдите углы трапеции. № 5*. Высота ВМ, проведенная из вершины угла ромба ABCD образует со стороной АВ угол 300, АМ = 4 см. Найдите длину диагонали АD. Вариант-2. № 1. Диагонали прямоугольника MNKP пересекаются в точке О, ∟MОN=640. Найдите угол OMP. № 2. Найдите углы равнобедренной трапеции, если один из его углов на 300 больше другого. № 3. Стороны параллелограмма относятся как 3:1, а его периметр равен 40 см. Найдите стороны параллелограмма. № 4. В прямоугольной трапеции разность углов при одной из боковых сторон равна 48 0. Найдите углы трапеции. № 5*. Высота ВМ, проведенная из вершины угла ромба ABCD образует со стороной АВ угол 300, длина диагонали АС равна 6 см. Найдите AМ, если точка М лежит на продолжении стороны AD. Контрольная работа № 2. Вариант-1. № 1. Сторона треугольника равна 5 см, а высота, проведенная к ней, в два раза больше стороны. Найдите площадь треугольника. № 2. Катеты прямоугольного треугольника равны 6 и 8 см. Найдите гипотенузу и площадь этого треугольника. № 3. Найдите площадь и периметр ромба, если его диагонали равны 8 и 10 см. № 4*. В прямоугольной трапеции АВСК большая боковая сторона равна 3√2 см, угол К равен 45 0, а высота СН делит основание АК пополам. Найдите площадь трапеции. Вариант-2. № 1. Сторона треугольника равна 12 см, а высота, проведенная к ней, в три раза меньше стороны. Найдите площадь треугольника. № 2. Один из катетов прямоугольного треугольника равен 12 см, а гипотенуза 13 см. Найдите второй катет и площадь этого треугольника. № 3. Диагонали ромба равны 10 и 12 см. Найдите его площадь и периметр. № 4*. В прямоугольной трапеции АВСD большая боковая сторона равна 8 см, угол А равен 600, а высота ВН делит основание АD пополам. Найдите площадь трапеции Контрольная работа № 3. Вариант-1. B № 1. Рисунок 1 Дано: ∟А = ∟В, СО = 4, DО = 6, АО = 5. С Найти: а) ОВ; б) АС : ВD; в) SAOC : SBOD. А № 2. В треугольнике АВС О D АВ = 4 см, ВС= 7 см, АС = 6 см, а в треугольнике МNК МК = 8 см, МN =12 см, КN = 14 см. Найдите углы треугольника МNК, если ∟А = 80, ∟В = 600. № 3. Прямая пересекает стороны треугольника АВС в точках М и К соответственно так, что МК ║АС, ВМ : АМ = 1: 4. Найдите периметр треугольника ВМК, если периметр треугольника АВС равен 25 см. № 4*. В трапеции АВСD (АD и ВС основания) диагонали пересекаются в точке О, А = 12 см, ВС = 4 см. Найдите площадь треугольника ВОС, если площадь треугольника АОD равна 45 см2. Вариант-2. N № 1. Рисунок 1. P Дано: РЕ ║NК, МР = 8, МN = 12, МЕ = 6. Найти: а) МК; б) РЕ : NК; в) SМЕР : SMKN. E K № 2. В ∆АВС АВ = 12 см, ВС = 18 см, ∟В = 700,а в ∆ МNК MN = 6 cм, NК = 9 см, ∟N= 700. Найдите сторону АС и угол С треугольника АВС, если МК = 7 см, ∟К = 600. № 3. Отрезки АВ и СD пересекаются в точке О так, что ∟АСО = =∟ВDО, АО : ОВ = 2 : 3. Найдите периметр треугольника АСО, если периметр треугольника ВОD равен 21 см. № 4*. В трапеции АВСD (АD и ВС основания) диагонали пересекаются в точке О, SAOD= 32 см2, S BOC = 8 см2. Найдите меньшее основание трапеции, если большее из них равно 10 см. Контрольная работа № 4 Вариант-1. № 1. Средние линии треугольника относятся как 2: 2: 4, а периметр треугольника равен 45 см. Найдите стороны треугольника. № 2. Медианы треугольника АВС пересекаются в точке О. Через точку О проведена прямая, параллельная стороне АС пересекающая стороны АВ и ВС в точках Е и F соответственно. Найдите ЕF, если сторона АС равна 15 см. № 3. В прямоугольном треугольнике АВС (∟С= 900) АС = 5 см, ВС = 5√3 см. Найдите угол В и гипотенузу АВ. № 4. В треугольнике АВС ∟А =α, ∟С =β, сторона ВС = 7 см, ВН-высота. Найдите АН. № 5. В трапеции АВСD продолжения боковых сторон пересекаются в точке К, причем точка В-середина отрезка АК. Найдите сумму оснований трапеции, если АD = 12 см. Вариант-2. № 1. Средние линии треугольника относятся как 4: 5: 6, а периметр треугольника, образованного средними линиями, равен 30 см. Найдите средние линии треугольника. № 2. Медианы треугольника MNK пересекаются в точке О. Через точку О проведена прямая, параллельная стороне MK пересекающая стороны MN и NK в точках A и B соответственно. Найдите MK, если длина отрезка АB равна 12 см. №3. В прямоугольном треугольнике РКТ (∟Т= 900), РТ = 7√3 см, КТ= 7 см. Найдите угол К и гипотенузу КР. № 4. В треугольнике АВС ∟А =α, ∟С =β , высота ВН равна 4 см. Найдите АС. № 5. В трапеции MNKP продолжения боковых сторон пересекаются в точке E, причем EK=KP. Найдите разность оснований трапеции, если NK = 7 см. Контрольная работа № 5. Вариант-1. № 1. В треугольник вписана окружность так, что три из шести получившихся отрезков касательных равны 3 см,4 см,5 см. Определите вид треугольника № 2. Точки А и В делят окружность с центром О на дуги АВМ и АСВ так, что дуга АСВ на 600 меньше дуги АМВ. АМ- диаметр окружности. Найдите углы АМВ, АВМ, АСВ. № 3. Хорды АВ и СD пересекаются в точке Е так, что АЕ=3 см, ВЕ=36 см, СЕ: DЕ =3:4. Найдите СD и наименьшее значение радиуса этой окружности. № 4. В равнобедренном треугольнике боковая сторона равна 10 см, а биссектриса, проведенная к основанию 8 см. Найдите радиус окружности, вписанной в этот треугольник, и радиус окружности, описанной около этого треугольника. Вариант-2. № 1. В прямоугольный треугольник вписана окружность радиусом 2 см так, что один из получившихся отрезков касательных равен 4 см. Найдите стороны треугольника, если его периметр равен 24 см. № 2.Точки Е и Н делят окружность с центром О на дуги ЕАН и ЕКН так, что дуга ЕКН на 90 0 меньше дуги ЕАН, ЕА- диаметр окружности. Найдите углы ЕКА, ЕАН, ЕКН. № 3. Хорды МN и РК пересекаются в точке А так, что МА= 3 см, NА= 16 см, РА: КА= 1: 3. Найдите РК и наименьшее значение радиуса этой окружности. № 4. В равнобедренном треугольнике основание равно 10 см, а высота, Проведенная к ней, 12 см. Найдите радиус окружности, вписанной в этот треугольник, и радиус окружности, описанной около этого треугольника.