МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ИВАНОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА» УВАТСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА Приложение к ООП ООО, утвержденной приказом директора МАОУ «Ивановская СОШ» Уватского муниципального района № 225/1 от 30.08.2023 г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного курса внеурочной деятельности «Тропинка в профессию» для 5 классов основного образования 2024 г. СОДЕРЖАНИЕ ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА ...................................................................................................... 3 СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ ...................................................................................................... 5 ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ .......................................................... 6 ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ........................................................................................... 7 ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ................................................................................................... 9 УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ........................................................................... 10 2 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Программа составлена на основе: 1. Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012г. №273-ФЗ. 2. Федерального государственного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 29.12.2010г. № 16/44. 3. СанПин для общеобразовательных учреждений, 2010, 4. Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. 5. Письмо Министерства образования Р.Ф. от 12.05.2011г. №03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении ФГОС.» Программа внеурочной деятельности «Тропинка в профессию» помогает расширить представления обучающихся о мире профессий и научить их исследовать свои способности применительно к рассматриваемой профессии. Данная программа является интегративной. Разнообразие организационных форм и расширение интеллектуальной сферы каждого обучающегося обеспечивает рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение формы взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности. Актуальность и назначение программы Актуальность разработанной программы заключается в отсутствии теоретического и практического материала для ознакомления с профессиями и предприятиями своей малой родины. Необходимо знакомить детей на практике с трудом их родителей, чтобы выпускники старших классов смогли сделать осознанный выбор своей будущей профессии. Программа «Тропинка в профессию» способствует разностороннему раскрытию индивидуальных способностей учащихся, развитию у них интереса к различным видам деятельности, желанию активно участвовать в практической деятельности, умению самостоятельно организовывать свое свободное время. Программа рассчитана на любого ученика, независимо от его уровня интеллектуального развития и способностей. Цель программы: Создать условия для формирования учебно-познавательных мотивов у учащихся, возможность испытать себя в приближенной к реальности ситуации; формирования целостного знания, потребности в творческой деятельности, развитие интеллектуальных и 3 творческих возможностей обучающегося. Задачи: - расширить представление обучающихся о мире профессий; - научить учащихся исследовать свои способности применительно к рассматриваемой профессии; - развивать творческие способности обучающихся; - развивать речевую деятельность; - приобщить учащихся к работе со справочной и энциклопедической литературой. Принципы программы: - доступность, познавательность и наглядность; - учет возрастных особенностей; - сочетание теоретических и практических форм деятельности; - усиление прикладной направленности обучения; - психологическая комфортность. Место курса в плане внеурочной деятельности. Возраст обучающихся, участвующих в реализации программы: 10-11 лет (обучающиеся 5 классов). Сроки реализации образовательной программы: 1 учебный год. Общий объем реализации программы: 34 часа. Режим занятий: 1 раз в две недели. Основной метод Метод проблемного обучения, позволяющий путем создания проблемных ситуаций, с помощью информационных вопросов и их обсуждения повысить заинтересованность учащихся в тематике занятий. Так как каждое из занятий имеет тематическое наполнение, связанное с рассмотрением определенной профессии, учащиеся имеют возможность расширить свои представления о мире профессий, а также исследовать свои способности применительно к рассматриваемой профессии. Формы и объем занятий: - игровая деятельность (игра с правилами: принятие и выполнение готовых правил, составление и следование коллективно-выработанным правилам; ролевая игра); - совместно-распределенная учебная деятельность (парная и групповая работа); - творческая деятельность (художественное творчество, конструирование, составление мини-проектов); - трудовая деятельность (самообслуживание, участие в общественно полезном труде). 4 СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ № 1. 2. 3. 4. Раздел (тема) Содержание Введение Вводное занятие. Знакомство с миром профессий. Инструктаж по ТБ. Диагностика «Моя будущая профессия». Проект: загадки о профессиях. Характеристика профессий Предмет и цели труда. Средства и условия труда. Характер труда. Профессия, специальность, должность. Знакомство с различными профессиями Профессия учитель. Профессия врач. Профессия парикмахер. Профессия строитель. Конструирование «Дом моей мечты». Профессия повар. Правила этикета. Экскурсия в столовую. Сюжетная игра «Накрываем на стол», «Вкус и цвет». Проект: книга рецептов «Маленький повар». Профессия швея. Моделируем одежду из бумаги. Профессия бухгалтер. Профессия почтальон. Проект: письмо «Деду Морозу». Экскурсия на почту. Профессия продавец. Игра «Магазин». Экскурсия в магазин. Профессия археолог. История профессии, еѐ особенности. Экскурсия в музей. Азбука профессий Представление мини – проектов на букву «А» - «Д». Представление мини – проектов на букву «Е» - «К». Представление мини – проектов на букву «Л» - «Р». Представление мини – проектов на букву «С» - «Я». Творческая работа «Древо профессий моей семьи» Викторина: «Все профессии нужны – все профессии важны» Проект: « Профессии нашего региона» 5 Итоговые занятия 5 Тест «Интерес к профессии». Опросник профессиональных склонностей (методика Л.А. Йоваши в модификации Г.В.Резапкиной». Итоговое занятие «Моя будущая профессия». ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Личностные результаты: - овладение начальными сведениями об особенностях различных профессий, их происхождении и назначении; - формирование позитивного отношение обучающихся к базовым ценностям общества (человек, природа, знания, труд, культура); - формирование коммуникативной, этической, социальной компетентности учащихся. Метапредметные результаты: Коммуникативные УУД Постановка вопросов. Умение выражать свои мысли полно и точно. Управление действиями партнера (оценка, коррекция). Регулятивные УУД Целепологание. Волевая саморегуляция. Оценка. Коррекция. Познавательные УУД Умение осознано строить речевое высказывание в устной форме. Выделение познавательной цели. Выбор наиболее эффективного способа решения. Смысловое чтение. Анализ объектов. Доказательства. Установление причинно-следственных связей. Построение логической цепи рассуждения. 6 ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ № п/п Наименование разделов и тем программы Всего Количество часов Контрольные Практические Раздел 1. Введение 1 Вводное занятие. Знакомство с 1 миром профессий. 2 Диагностика « Моя будущая 1 профессия» 3 Проект: загадки о профессиях. 1 Итого 3 Раздел 2. Характеристика профессий 1 Предмет и цели труда. 1 2 Средства и условия труда. 1 3 Характер труда. 1 4 Профессия, специаль1 ность, должность. Итого 4 Раздел 3. Знакомство с различными профессиями 1 1 Профессия учитель. 2 Профессия врач. 1 3 1 Профессия парикмахер. 4 Экскурсия. 1 5 1 Профессия строитель. Конструирование « Дом моей мечты». 6 Профессия повар. Правила этикета. 1 Экскурсия в столовую. 7 1 Сюжетная игра «Накрываем на стол», « Вкус и цвет». 8 1 Проект: книга рецептов «Маленький повар». 9 1 Профессия швея. Моделируем одежду из бумаги. 10 Показ. 1 Дата 16.09.2024 1 23.09.2024 1 30.09.2024 07.10.2024 14.10.2024 21.10.2024 28.10.2024 1 1 11.11.2024 18.11.2024 24.11.2024 02.12.2024 09.12.2024 16.12.204 1 23.12.2024 1 13.01.2025 20.01.2025 27.01.2025 7 Профессия бухгалтер. Профессия почтальон. Проект: письмо « Деду Морозу». 13 Экскурсия на почту. 14 Профессия продавец. Игра « Магазин». 15 Экскурсия в магазин. 16 Профессия археолог. 17 История профессии археолог, еѐ особенности. Итого Раздел 4. Азбука профессий 1 Представление мини – проектов на букву «А» - «Д». 2 Представление мини – проектов на букву «Е» - «К». 3 Представление мини – проектов на букву «Л» - «Р». 4 Представление мини – проектов на букву «С» - «Я». 5 Творческая работа « Древо профессий моей семьи» 6 Викторина: « Все профессии нужны – все профессии важны» 7 Проект: « Профессии нашего региона» Итого Раздел 5. Итоговые занятия 1 Тест « Интерес к профессии» 2 Опросник профессиональных склонностей (методика Л.А. Йоваши в модификации Г.В.Резапкиной» 3 Итоговое занятие « Моя будущая профессия» Итого Итого по программе 11 12 1 1 1 1 1 03.02.2025 10.02.2025 1 17.02.2025 24.02.2025 1 1 1 03.03.2025 10.03.2025 17.03.2025 17 1 1 24.03.2025 1 1 31.03.2025 1 1 07.04.2025 1 1 14.04.2025 1 1 21.04.2025 1 1 28.04.2025 1 1 05.05.2025 1 1 12.05.2025 19.05.2025 1 26.05.2025 7 3 34 17 8 ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ № занятия Тема занятия Кол-во часов 5 класс 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 Вводное занятие. Знакомство с миром профессий. Диагностика « Моя будущая профессия» Проект: загадки о профессиях. Предмет и цели труда. Средства и условия труда. Характер труда. Профессия, специальность, должность. Профессия учитель. Профессия врач. Профессия парикмахер. Моделирование причѐски. Экскурсия в салон красоты. Профессия строитель. Конструирование « Дом моей мечты». Профессия повар. Правила этикета. Экскурсия в столовую. Сюжетная игра «Накрываем на стол», « Вкус и цвет». Проект: книга рецептов « Маленький повар». Профессия швея. Моделируем одежду из бумаги. Экскурсия в ателье. Профессия бухгалтер. Профессия почтальон. Проект: письмо « Деду Морозу». Экскурсия на почту. Профессия продавец. Игра « Магазин». Экскурсия в магазин. Профессия археолог. История профессии археолог, еѐ особенности. Представление мини – проектов на букву «А» -«Д». Представление мини – проектов на букву «Е» -«К». Представление мини – проектов на букву «Л» -«Р». Представление мини – проектов на букву «С» -«Я». Творческая работа « Древо профессий моей семьи» Викторина: « Все профессии нужны – все профессии важны» Проект: « Профессии нашего региона» Тест « Интерес к профессии» Опросник профессиональных склонностей (методика Л.А. Йоваши в модификации Г.В.Резапкиной» Итоговое занятие « Моя будущая профессия» Всего часов в 5 классе: 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 34 УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ 1. Анохина Т. Педагогическая поддержка как реальность современногообразования. - М.: ИПИ РАО, 1998. 2. Асмолов, А.Г. Ягодин, Г.А. Образование как расширение возможностейразвитияличности [Текст] / А.Г. Асмолов, Г.А. Ягодин // Вопросы психологии. – 1992. - №1. С.6-13. 3. Божович, Л.И. Личность и еѐ формирование в детском возрасте [Текст] /Л.И.Божович. – М., 1968. 4. Борисова Е.М., Логинова Г.П. Индивидуальность и профессия. - М.:Знание,1991. 5. Газман О.С. Педагогическая поддержка детей в образовании. - М.:Инноватор, 1997. 6. Дмитриев, Ю. Соседи по планете [Текст] / Ю. Дмитриев. – СП «Юнисам»,1985. 7. Журкова,А.Я. Чистякова С.Н. Методика формирования профессионального самоопределения школьников на различных возрастных этапах [Текс ]: учеб, пособие /А.Я Журкова, С.Н. Чистякова.- Кемерово, 1996. 8. Загребина, Г.В. Давай устроим праздник [Текст] / Г.В. Загребина. -Ярославль, 2003. 9. Игумнова, Е. Банкир, фермер иль портной… кто же я буду такой???[Текст]: учеб.пособие для преподавателей / Е. Игумнова. - Новосибирск,1994 10. Климов Е.А. Психология в профессиональном самоопределении. - Ростов-на- Дону:Феникс, 1997. 11. Климов Е.А. Путь в профессионализм. - М.: Флинта, 2003. 12. Кугач, А.Н. Турыгина, С.В. Школьные праздники, конкурсы, шоу- программы [Текст]: учеб, пособие / А.Н. Кугач, С.В. Турыгина. - Ярославль,2004. 13. Пряжников Н.С. Профессиональное и личностное самоопределение. -М.:Изд. 14. «Институт практической психологии»; Воронеж: Изд. НПО «МОДЭК», 1996. 10