МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ИВАНОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»
УВАТСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА
Приложение
к ООП ООО, утвержденной
приказом директора МАОУ
«Ивановская СОШ» Уватского
муниципального района
№ 225/1 от 30.08.2023 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного курса внеурочной деятельности
«Тропинка в профессию»
для 5 классов основного образования
2024 г.
СОДЕРЖАНИЕ
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА ...................................................................................................... 3
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ ...................................................................................................... 5
ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ .......................................................... 6
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ........................................................................................... 7
ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ................................................................................................... 9
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ........................................................................... 10
2
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа составлена на основе:
1.
Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29
декабря 2012г.
№273-ФЗ.
2.
Федерального государственного стандарта основного общего образования,
утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от
29.12.2010г. № 16/44.
3.
СанПин для общеобразовательных учреждений, 2010,
4.
Концепции
духовно-нравственного
развития
и
воспитания
личности
гражданина России.
5.
Письмо Министерства образования Р.Ф. от 12.05.2011г. №03-296 «Об
организации внеурочной деятельности при введении ФГОС.»
Программа внеурочной деятельности «Тропинка в профессию» помогает расширить
представления обучающихся о мире профессий и научить их исследовать свои способности
применительно к рассматриваемой профессии.
Данная программа является интегративной. Разнообразие организационных форм и
расширение интеллектуальной сферы каждого обучающегося обеспечивает рост творческого
потенциала, познавательных мотивов, обогащение формы взаимодействия со сверстниками
и взрослыми в познавательной деятельности.
Актуальность и назначение программы
Актуальность разработанной программы заключается в отсутствии теоретического и
практического материала для ознакомления с профессиями и предприятиями своей малой
родины. Необходимо знакомить детей на практике с трудом их родителей, чтобы
выпускники старших классов смогли сделать осознанный выбор своей будущей профессии.
Программа «Тропинка в профессию» способствует разностороннему раскрытию
индивидуальных способностей учащихся, развитию у них интереса к различным видам
деятельности, желанию активно участвовать в
практической деятельности, умению
самостоятельно организовывать свое свободное время.
Программа
рассчитана
на
любого
ученика,
независимо
от
его
уровня
интеллектуального развития и способностей.
Цель программы:
Создать условия для формирования учебно-познавательных мотивов у учащихся,
возможность испытать себя в приближенной к реальности ситуации; формирования
целостного знания, потребности в творческой деятельности, развитие интеллектуальных и
3
творческих возможностей обучающегося.
Задачи:
- расширить представление обучающихся о мире профессий;
- научить учащихся исследовать свои способности применительно к рассматриваемой
профессии;
- развивать творческие способности обучающихся;
- развивать речевую деятельность;
- приобщить учащихся к работе со справочной и энциклопедической литературой.
Принципы программы:
- доступность, познавательность и наглядность;
- учет возрастных особенностей;
- сочетание теоретических и практических форм деятельности;
- усиление прикладной направленности обучения;
- психологическая комфортность.
Место курса в плане внеурочной деятельности.
Возраст
обучающихся,
участвующих в реализации
программы: 10-11 лет
(обучающиеся 5 классов).
Сроки реализации образовательной программы: 1 учебный год.
Общий объем реализации программы: 34 часа.
Режим занятий: 1 раз в две недели.
Основной метод
Метод проблемного обучения, позволяющий путем создания проблемных ситуаций, с
помощью информационных вопросов и их обсуждения повысить заинтересованность
учащихся в тематике занятий. Так как каждое из занятий имеет тематическое наполнение,
связанное с рассмотрением определенной профессии, учащиеся имеют возможность
расширить свои представления о мире профессий, а также исследовать свои способности
применительно к рассматриваемой профессии.
Формы и объем занятий:
- игровая деятельность (игра с правилами: принятие и выполнение готовых правил,
составление и следование коллективно-выработанным правилам; ролевая игра);
- совместно-распределенная учебная деятельность (парная и групповая работа);
- творческая
деятельность
(художественное
творчество,
конструирование, составление мини-проектов);
- трудовая деятельность (самообслуживание, участие в общественно полезном
труде).
4
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
№
1.
2.
3.
4.
Раздел (тема)
Содержание
Введение
Вводное занятие. Знакомство с миром
профессий. Инструктаж по ТБ.
Диагностика «Моя будущая профессия».
Проект: загадки о профессиях.
Характеристика профессий
Предмет и цели труда.
Средства и условия труда.
Характер труда.
Профессия, специальность, должность.
Знакомство с различными
профессиями
Профессия учитель. Профессия врач.
Профессия парикмахер.
Профессия строитель.
Конструирование «Дом моей мечты».
Профессия повар. Правила этикета.
Экскурсия в столовую.
Сюжетная игра «Накрываем на стол»,
«Вкус и цвет».
Проект: книга рецептов «Маленький повар».
Профессия швея. Моделируем одежду из
бумаги.
Профессия бухгалтер. Профессия почтальон.
Проект: письмо «Деду Морозу».
Экскурсия на почту.
Профессия продавец. Игра «Магазин».
Экскурсия в магазин.
Профессия археолог. История профессии,
еѐ особенности.
Экскурсия в музей.
Азбука профессий
Представление мини – проектов на букву
«А» - «Д».
Представление мини – проектов на букву
«Е» - «К».
Представление мини – проектов на букву
«Л» - «Р».
Представление мини – проектов на букву
«С» - «Я».
Творческая работа «Древо профессий моей
семьи»
Викторина: «Все профессии нужны – все
профессии важны»
Проект: « Профессии нашего региона»
5
Итоговые занятия
5
Тест «Интерес к профессии».
Опросник профессиональных
склонностей (методика Л.А. Йоваши в
модификации Г.В.Резапкиной».
Итоговое занятие «Моя будущая
профессия».
ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты:
- овладение начальными
сведениями об
особенностях различных профессий, их
происхождении и назначении;
- формирование
позитивного отношение
обучающихся к базовым ценностям
общества (человек, природа, знания, труд, культура);
- формирование
коммуникативной,
этической,
социальной компетентности
учащихся.
Метапредметные результаты:
Коммуникативные УУД
Постановка вопросов.
Умение выражать свои мысли полно и точно.
Управление действиями партнера (оценка, коррекция).
Регулятивные УУД
Целепологание.
Волевая саморегуляция.
Оценка.
Коррекция.
Познавательные УУД
Умение осознано строить речевое высказывание в устной форме.
Выделение познавательной цели.
Выбор наиболее эффективного способа решения.
Смысловое чтение.
Анализ объектов.
Доказательства.
Установление причинно-следственных связей.
Построение логической цепи рассуждения.
6
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
п/п
Наименование разделов и тем
программы
Всего
Количество часов
Контрольные
Практические
Раздел 1. Введение
1
Вводное занятие. Знакомство с
1
миром профессий.
2
Диагностика « Моя будущая
1
профессия»
3
Проект: загадки о профессиях.
1
Итого
3
Раздел 2. Характеристика профессий
1
Предмет и цели труда.
1
2
Средства и условия труда.
1
3
Характер труда.
1
4
Профессия, специаль1
ность, должность.
Итого
4
Раздел 3. Знакомство с различными профессиями
1
1
Профессия учитель.
2
Профессия врач.
1
3
1
Профессия парикмахер.
4
Экскурсия.
1
5
1
Профессия строитель.
Конструирование « Дом моей
мечты».
6
Профессия повар. Правила этикета. 1
Экскурсия в столовую.
7
1
Сюжетная игра «Накрываем на
стол», « Вкус и цвет».
8
1
Проект: книга рецептов
«Маленький повар».
9
1
Профессия швея. Моделируем
одежду из бумаги.
10
Показ.
1
Дата
16.09.2024
1
23.09.2024
1
30.09.2024
07.10.2024
14.10.2024
21.10.2024
28.10.2024
1
1
11.11.2024
18.11.2024
24.11.2024
02.12.2024
09.12.2024
16.12.204
1
23.12.2024
1
13.01.2025
20.01.2025
27.01.2025
7
Профессия бухгалтер.
Профессия почтальон.
Проект: письмо « Деду Морозу».
13
Экскурсия на почту.
14
Профессия продавец.
Игра « Магазин».
15
Экскурсия в магазин.
16
Профессия археолог.
17
История профессии археолог,
еѐ особенности.
Итого
Раздел 4. Азбука профессий
1
Представление мини – проектов на
букву «А» - «Д».
2
Представление мини – проектов на
букву «Е» - «К».
3
Представление мини – проектов на
букву «Л» - «Р».
4
Представление мини – проектов на
букву «С» - «Я».
5
Творческая работа « Древо
профессий моей семьи»
6
Викторина: « Все профессии нужны
– все профессии важны»
7
Проект: « Профессии нашего
региона»
Итого
Раздел 5. Итоговые занятия
1
Тест « Интерес к профессии»
2
Опросник профессиональных
склонностей (методика Л.А.
Йоваши в модификации
Г.В.Резапкиной»
3
Итоговое занятие « Моя будущая
профессия»
Итого
Итого по программе
11
12
1
1
1
1
1
03.02.2025
10.02.2025
1
17.02.2025
24.02.2025
1
1
1
03.03.2025
10.03.2025
17.03.2025
17
1
1
24.03.2025
1
1
31.03.2025
1
1
07.04.2025
1
1
14.04.2025
1
1
21.04.2025
1
1
28.04.2025
1
1
05.05.2025
1
1
12.05.2025
19.05.2025
1
26.05.2025
7
3
34
17
8
ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
занятия
Тема занятия
Кол-во часов
5 класс
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
Вводное занятие. Знакомство с миром профессий.
Диагностика « Моя будущая профессия»
Проект: загадки о профессиях.
Предмет и цели труда.
Средства и условия труда.
Характер труда.
Профессия, специальность, должность.
Профессия учитель.
Профессия врач.
Профессия парикмахер. Моделирование причѐски.
Экскурсия в салон красоты.
Профессия строитель. Конструирование « Дом моей мечты».
Профессия повар. Правила этикета. Экскурсия в столовую.
Сюжетная игра «Накрываем на стол», « Вкус и цвет».
Проект: книга рецептов « Маленький повар».
Профессия швея. Моделируем одежду из бумаги.
Экскурсия в ателье.
Профессия бухгалтер.
Профессия почтальон. Проект: письмо « Деду Морозу».
Экскурсия на почту.
Профессия продавец. Игра « Магазин».
Экскурсия в магазин.
Профессия археолог.
История профессии археолог, еѐ особенности.
Представление мини – проектов на букву «А» -«Д».
Представление мини – проектов на букву «Е» -«К».
Представление мини – проектов на букву «Л» -«Р».
Представление мини – проектов на букву «С» -«Я».
Творческая работа « Древо профессий моей семьи»
Викторина: « Все профессии нужны – все профессии важны»
Проект: « Профессии нашего региона»
Тест « Интерес к профессии»
Опросник профессиональных склонностей (методика Л.А. Йоваши
в модификации Г.В.Резапкиной»
Итоговое занятие « Моя будущая профессия»
Всего часов в 5 классе:
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
34
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
1. Анохина Т. Педагогическая поддержка как реальность современногообразования. - М.:
ИПИ РАО, 1998.
2. Асмолов, А.Г. Ягодин, Г.А. Образование как расширение возможностейразвитияличности
[Текст] / А.Г. Асмолов, Г.А. Ягодин // Вопросы психологии. – 1992. - №1. С.6-13.
3. Божович, Л.И. Личность и еѐ формирование в детском возрасте [Текст] /Л.И.Божович. –
М., 1968.
4. Борисова Е.М., Логинова Г.П. Индивидуальность и профессия. - М.:Знание,1991.
5. Газман О.С. Педагогическая поддержка детей в образовании. - М.:Инноватор, 1997.
6. Дмитриев, Ю. Соседи по планете [Текст] / Ю. Дмитриев. – СП «Юнисам»,1985.
7. Журкова,А.Я.
Чистякова
С.Н.
Методика
формирования
профессионального
самоопределения школьников на различных возрастных этапах [Текс ]: учеб, пособие /А.Я
Журкова, С.Н. Чистякова.- Кемерово, 1996.
8. Загребина, Г.В. Давай устроим праздник [Текст] / Г.В. Загребина. -Ярославль, 2003.
9. Игумнова, Е. Банкир, фермер иль портной… кто же я буду такой???[Текст]: учеб.пособие
для преподавателей / Е. Игумнова. - Новосибирск,1994
10. Климов
Е.А.
Психология
в
профессиональном
самоопределении.
-
Ростов-на-
Дону:Феникс, 1997.
11. Климов Е.А. Путь в профессионализм. - М.: Флинта, 2003.
12. Кугач, А.Н. Турыгина, С.В. Школьные праздники, конкурсы, шоу- программы [Текст]:
учеб, пособие / А.Н. Кугач, С.В. Турыгина. - Ярославль,2004.
13. Пряжников Н.С. Профессиональное и личностное самоопределение. -М.:Изд.
14. «Институт практической психологии»; Воронеж: Изд. НПО «МОДЭК», 1996.
10