МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ИВАНОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА» УВАТСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА Приложение К ООП НОО, утвержденной приказом директора МАОУ «Ивановская СОШ» Уватского муниципального района № 225/1 от 30.08.2023 г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного курса внеурочной деятельности «ОЛИМПИЕЦ» для 1 – 4 классов начального общего образования на 2023 – 2027 учебный год 2023 г. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа секции по общейфизической подготовке «ОФП» (12класс ФГОС) по физической культуре, разработана и составлена на основе: - Федерального государственного образовательного стандарта, начального общего образования (ФГОС НОО – 1 – 2 классы). Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемыми результатами начального общего образования, требованиями. Образовательная программа составлена в соответствии с: 1. Закон РФ «Об образовании» от 29.12.2012 № 273 – РФ (вступил в силу 01.09.2013) 2. Федеральный компонент государственного стандарта. Приказ Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009 №373 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования». 3. Положение об организации внеурочной деятельности в начальной школе. Письмо МинОбрНауки РФ № 03-296 от 12 мая 2011года « Об организации внеурочной деятельности при введении ФГОС общего образования». Актуальность программы состоит в том, что в современных условиях многие дети нуждаются в дополнительных занятиях по физической культуре. Некоторые учащиеся страдают гиподинамией, другие гиперактивны. Современные дети в своём большинстве испытывают двигательный дефицит, то есть количество движений, производимых в течение дня, ниже их возрастных норм. При этом снижается сила и работоспособность скелетной мускулатуры, что влечёт за собой нарушение осанки, искривление позвоночника, плоскостопие, задержку возрастного развития, нарушение быстроты, ловкости, координации движений, гибкости и силы. Актуальную проблему развития двигательной активности детей решает данная программа. Цели и задачи программы Цель Программы: сформировать творческую, стремящуюся к сохранению физического, психического и нравственного здоровья личности учащегося. Для достижения указанной цели решаются следующие задачи: Оздоровительные: Укреплять здоровье и закаливать занимающихся; удовлетворять суточную потребность в физической нагрузке; ведение закаливающих процедур; укреплять и развивать дыхательный аппарат и организм детей; снимать физическую и умственную усталость. Образовательные: ознакомить учащихся с правилами самоконтроля, состояния здоровья на занятиях и дома; формировать правильную осанку; обучать дыхательным упражнениям; изучать комплексы физических упражнений с оздоровительной направленностью; формировать у обучающихся навыки здорового образа жизни. Развивающие: развивать и совершенствовать его физические и психомоторные качества, обеспечивающие высокую дееспособность; совершенствовать прикладные жизненно важные навыки и умения в ходьбе, прыжках, лазании, обогащение двигательного опыта физическими упражнениями. Воспитательные: прививать жизненно важные гигиенические навыки; содействовать развитию познавательных интересов, творческой активности и инициативы; стимулировать развитие волевых и нравственных качеств, определяющих формирование личности ребёнка; формировать умения самостоятельно заниматься физическими упражнениями. Формы занятий: групповые и индивидуальные формы занятий – теоретические, практические, комбинированные. Комбинированная форма используется чаще и включает теоретическую: беседу, инструктаж, просмотр иллюстраций – и практическую части: ОФП и игры; занятия оздоровительной направленности; праздники; эстафеты, домашние задания. Методы и приёмы учебно-воспитательного процесса: Эффективность реализации программы: информационно-познавательные (беседы, показ); творческие (развивающие игры); методы контроля и самоконтроля (самоанализ, тестирование, беседы). ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ОБУЧАЮЩИМИСЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ Личностные результаты: • активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания; • проявлять положительные качества личности и управлять своими эмоциями в различных (нестандартных) ситуациях и условиях; • проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей; • оказывать бескорыстную помощь своим сверстникам, находить с ними общий язык и общие интересы. Метапредметные результаты включают освоенные школьниками универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные, коммуникативные): • характеризовать явления (действия и поступки), давать им объективную оценку на основе освоенных знаний и имеющегося опыта; • находить ошибки при выполнении учебных заданий, отбирать способы их исправления; • общаться и взаимодействовать со сверстниками на принципах взаимоуважения и взаимопомощи, дружбы и толерантности; • обеспечивать защиту и сохранность природы во время активного отдыха и занятий физической культурой; • организовывать самостоятельную деятельность с учетом требований ее безопасности, сохранности инвентаря и оборудования, организации места занятий; • планировать собственную деятельность, распределять нагрузку и отдых в процессе ее выполнения; • анализировать и объективно оценивать результаты собственного труда, находить возможности и способы их улучшения; • видеть красоту движений, выделять и обосновывать эстетические признаки в движениях и передвижениях человека; • оценивать красоту телосложения и осанки, сравнивать их с эталонными образцами; • управлять эмоциями при общении со сверстниками и взрослыми, сохранять хладнокровие, сдержанность, рассудительность; • технически правильно выполнять двигательные действия из базовых видов спорта, использовать их в игровой и соревновательной деятельности. Предметные результаты: • представлять занятия в секции как средство укрепления здоровья, физического развития и физической подготовки человека; • оказывать посильную помощь и моральную поддержку сверстникам при выполнении учебных заданий, доброжелательно и уважительно объяснять ошибки и способы их устранения; • организовывать и проводить со сверстниками подвижные игры и элементы соревнований, осуществлять их объективное судейство; • бережно обращаться с инвентарем и оборудованием, соблюдать требования техники безопасности к местам проведения; • организовывать и проводить занятия физической культурой с разной целевой направленностью, подбирать для них физические упражнения и выполнять их с заданной дозировкой нагрузки; • характеризовать физическую нагрузку по показателю частоты пульса, регулировать ее напряженность во время занятий по развитию физических качеств; • взаимодействовать со сверстниками по правилам проведения подвижных игр и соревнований; • в доступной форме объяснять правила (технику) выполнения двигательных действий, анализировать и находить ошибки, эффективно их исправлять; • подавать строевые команды, вести подсчет при выполнении общеразвивающих упражнений; • находить отличительные особенности в выполнении двигательного действия разными учениками, выделять отличительные признаки и элементы; • применять жизненно важные двигательные навыки и умения различными способами, в различных изменяющихся, вариативных условиях. К концу обучения в секции ОФП ученик научится: • правилам поведения и профилактики травматизма на занятиях физической культуры, правилам безопасности; • соблюдать личную гигиену, режим дня; • соотносить результаты выполнения двигательных действий с эталоном – рисунком, образцом, правилом; • устанавливать различия в физической нагрузке по частоте сердечных сокращений (пульсу) при выполнении физических упражнений; • выполнять тестовые задания для определения уровня развития физических качеств – силы, быстроты, выносливости, гибкости, ловкости. получит возможность научиться: • выполнять разнообразные способы передвижения ходьбой, бегом и прыжками, передвигаться по возвышенной опоре, имеющей ограниченную площадь; • выполнять метание малого мяча на дальность и точность, упражнения в передачах, бросках, ловли и ведении мяча, ударах по мячу; • выполнять упражнения в висах и упорах на гимнастических снарядах, кувырок из упора присев (вперед), стойку на лопатках; • выполнять лазанье по гимнастической стенке, по наклонной скамейке в упоре присев и стоя на коленях, подтягивание лежа на животе по горизонтальной скамейке; • выполнять упражнения на освоение навыков равновесия (стойка на носках на одной ноге на полу и гимнастической скамейке, повороты на 90º); • выполнять на основе танцевальных упражнений шаг с прискоком, приставные шаги, шаг галопа в сторону; • выполнять строевые упражнения: построение в колонну по одному и в шеренгу, в круг, перестроение по звеньям, повороты и другие строевые команды; • выполнять упражнения по формированию правильной осанки, развития силы, быстроты, выносливости, гибкости и ловкости, комплексы утренней гимнастики, физкультминуток и «подвижных перемен». ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ № Тема п/п 1 Знания о физической культуре. Наблюдение за физическим развитием и физической подготовленностью 2 Легкая атлетика Ходьба и бег Прыжки Метание малого мяча 3 Подвижные и спортивные игры 4 Лыжная подготовка 5 Гимнастика с основами акробатики Всего Количество часов (уроков) В процессе урока 13 4 4 5 8 6 7 34 КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ № занятия Содержание занятия Легкая атлетика 6 часов 1 Способы передвижения человека. Сочетание различных видов ходьбы. Бег 30 м. Бег до 3 мин. П/И. 2 Бег с изменением направления, ритма и темпа. Челночный бег 3х10м. Развитие скоростных способностей. П/И. 3 Прыжки на одной ноге, на двух на месте. Прыжки с продвижением вперед. П/И. 4 Основные физические качества. Прыжки через скакалку. Прыжок в длину с места. Эстафеты. 5 6 Основные физические качества. Прыжки через скакалку. Прыжок в длину с места. Эстафеты. Метание малого мяча в вертикальную цель. Развитие скоростносиловых качеств. Прыжки через скакалку. П/И. Подвижные и спортивные игры 8 часов 7 Бросок мяча снизу на месте. Ловля мяча на месте. П/И. Развитие координационных способностей. дата план факт 8 Передача мяча в парах, по кругу в шеренге. Перекаты мяча. П/И. 9 Бросок мяча двумя руками от груди.Передачи мяча по кругу. П/И. 10 11 Передачи мяча снизу и двумя руками от груди. Ловля мяча на месте. Бросок мяча снизу на месте в цель. Ловля мяча на месте. П/И. 12 Ведение мяча на месте и в шаге. Эстафета с ведением мяча. 13 04.12.23 15 16 17 18 19 Бросок мяча снизу на месте в цель. Ловля, передача мяча. Ведение мяча. Бросок мяча в горизонтальную и вертикальную цель. П/И. Лыжная подготовка 6 часов Техника ступающего шага без палок. Техника ступающего и скользящего шага без палок. Техника ступающего и скользящего шага без палок. Повороты переступанием. Передвижение до 1 км. Повороты. Подъемы. Спуски. Игры. 20 Передвижение на лыжах. Прохождение дистанции до 1 км. 05.02.24 14 11.12.23 18.12.23 25.12.23 15.01.24 22.01.24 29.01.24 Гимнастика с основами акробатики 7 часов 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 Группировка. Перекаты. Стойка на лопатках. Ходьба по гимнастической скамейке. Прыжок в длину с места. Стойка на лопатках. Ходьба по гимнастической скамейке. Прыжок в длину с места. П/И. Ходьба по гимнастической скамейке, перешагивание через предметы. Упражнения для формирования правильной осанки. Лазание по гимнастической стенке. Развитие силовых способностей. Прыжки через скакалку. Челночный бег. Развитие координационных способностей. П/И. Передвижение по наклонной гимнастической скамейке. Развитие гибкости. Правила контроля за физической нагрузкой. Лазание, перелазание. Прыжковые упражнения. Легкая атлетика 7 часов Сочетание различных видов ходьбы. Бег 30 м. Бег до 3 мин. П/И. Бег с изменением направления, ритма и темпа. Челночный бег 3х10м. Развитие скоростных способностей. П/И. Прыжки на одной ноге, на двух на месте. Прыжки с продвижением вперед. П/И. Прыжки через скакалку. Прыжок в длину с места. Эстафеты. Метание малого мяча на дальность. Эстафеты с бегом и прыжками. 12.02.24 19.02.24 26.02.24 04.03.24 11.03.24 18.04.24 33 34 Развитие скоростно-силовых качеств. П/И. Метание малого мяча в вертикальную цель. Развитие скоростносиловых качеств. Прыжки через скакалку. П/И. Метание малого мяча в вертикальную цель. Развитие скоростносиловых качеств. Прыжки через скакалку. П/И. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 1. Сборник нормативных документов. Физическая культура / Э.Д.Днепров, А.Г.Аркадьев./ – 3-е издание, допол. – М.: Дрофа, 2007. 2. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор [Текст]: пособие для учителя./ Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. - М.: Просвещение, 2010. 3. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование [Текст]: учебное издание / под ред. В.А. Горского. - М.: Просвещение, 2010. 4. Внеурочная деятельность учащихся. Легкая атлетика: пособие для учителей и методистов/ Г. А. Колодницкий, В. С. Кузнецов, М. В. Маслов. М.: Просвещение, 2011. 5. Программа внеурочной деятельности. Туристско - краеведческая деятельность. Спортивно - оздоровительная деятельность / П. В. Степанов, С. В. Сизяев, Т. Н. Сафронов. - М.: Просвещение, 2011. 6. Основы гигиены и санитарии. Колёсов Д.В., Марш Р.Д. – М.: Просвещение, 2005. 7. Поурочные разработки по физкультуре. Ковалько В.И. М.:ВАКО, 2010. 8. Настольная книга для учителя физической культуры. Погадаев Г.И. – М.:ФиС, 2000. 9. Спортивные игры/под редакцией Портных Ю.И./– М.: ФиС, 1975. 10. Проектирование учебного процесса по физической культуре в общеобразовательном учреждении В.Т. Чичикина, П.В. Игнатьева - НГЦ, Н. Новгород, 2005.