МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ИВАНОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА» УВАТСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА Приложение к ООП ООО, утвержденной приказом директора МАОУ «Ивановская СОШ» Уватского муниципального района № 225/1 от 30.08.2023 г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного курса внеурочной деятельности «Театральный кружок «Золотой ключик»» для 6 класса основного общего образования 2024 г. 1. Пояснительная записка Рабочая программа по внеурочной деятельности театрального кружка «Золотой ключик» разработана в соответствии с новыми требованиями ФГОС средней ступени общего образования второго поколения. Нормативно-правовая основа: 1. Федеральный Закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; 2. Федеральный базисный учебный план, утверждённый приказом Министерства образования Российской Федерации от 09.03.2004 №1312 3. Федеральный компонент государственного стандарта общего образования, утверждённый приказом Министерства образования Российской Федерации от 05.03.2004 №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» (для 5-11(12) классов); 4. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 №1897; 5. Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утверждённым приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 №1015 Программа создана на основе: - программы, методических рекомендаций, сборника упражнений А.П.Ершовой «Уроки театра на уроках в школе»; - программы, советов, разъяснений по четырёхлетнему курсу обучения в театральных школах, классах, студиях «Актёрская грамота – подросткам» А.П. Ершовой, Б.М. Букатова; - разработок социо - игровой методики обучения в трудах Б. М. Букатова и А. П. Ершовой: «Общение на уроке, или Режиссура поведения учителя», «Педагогические таинства дидактических игр» и других статьях этих авторов; - обобщения опыта выдающихся педагогов, театральных деятелей, личного опыта. Коренные изменения, происходящие в наше время в обществе, диктуют потребность в воспитании творческой, образованной, активной и дееспособной личности, и внеурочная работа является одним из важнейших способов достижения этой цели. 2 Актуальность программы обусловлена потребностью общества в развитии нравственных, эстетических качеств личности человека. Именно средствами театральной деятельности возможно формирование социально активной творческой личности, способной понимать общечеловеческие ценности, гордиться достижениями отечественной культуры и искусства, способной к творческому труду, сочинительству, фантазированию. Актуальность программы обусловлена и тем, что занятия театральным искусством, разнообразные по содержанию и форме, воспитывают у школьников эстетическое отношение к тому, что является прекрасным в быту, в природе и искусстве. Театральные инсценировки положительно влияют на развитие мышления и творческой фантазии учеников. Педагогическая целесообразность программы объясняется формированием высокого интеллекта духовности через мастерство. Программа направлена на то, чтобы через сценическое искусство приобщить детей к творчеству. Отличительной особенностью данной программы является интеграция различных видов деятельности (вокал, хоровое пение, актёрское мастерство). В процессе занятий учащиеся получают знания о выразительности речи, знакомятся с основными положениями реалистической игры на сцене и элементами сценической грамоты. При планировании работы учитываются основные цели: 1. Познакомить с элементами сценической грамоты. 2. Совершенствовать художественный вкус учащихся, воспитывать их нравственные и эстетические чувства, научить чувствовать и ценить красоту. 3. Развить творческие способности школьников, их речевую и сценическую культуру, наблюдательность, воображение, эмоциональную отзывчивость. 4. Создать условия для саморазвития и развития личности ребёнка, выявление его творческого потенциала средствами театральной педагогики. Целеполагание определило задачи кружковой деятельности: 1. Выработать практические навыки выразительного чтения произведений разного жанра. 2. Помочь учащимся преодолеть психологическую и речевую «зажатость». 3. Формировать нравственно – эстетическую отзывчивость на прекрасное и безобразное в жизни и в искусстве. 4. Развивать фантазию, воображение, зрительное и слуховое внимание, память, наблюдательность средствами театрального искусства. 3 5. Развитие умения действовать словом, вызывать отклик зрителя, влиять на их эмоциональное состояние, научиться пользоваться словами, выражающими основные чувства; 6. Раскрывать творческие возможности детей, создать условия реализации этих возможностей. 7. Воспитывать в детях добро, любовь к ближним, внимание к людям, родной земле, неравнодушное отношение к окружающему миру. 8. Развивать умение согласовывать свои действия с другими детьми; воспитывать доброжелательность и контактность в отношениях со сверстниками, то есть развивать коммуникативные навыки; 9. Развивать чувство ритма и координацию движения; 10. Развивать речевое дыхание и артикуляцию; развивать дикцию на материале скороговорок и стихов; 11. Знакомить детей с театральной терминологией; с видами театрального искусства; с устройством зрительного зала и сцены; воспитывать культуру поведения в театре. 2. Общая характеристика курса Изучение данного курса тесно связано с дисциплинами гуманитарного профиля. Отличительной чертой данной программы от традиционных уроков являются формы проведения занятий: импровизация на заданную тему, творческие экспромты, упражнения на релаксацию, скороговорки, упражнения на разогрев, тренинги на постановку голоса (тональность, громкость, эмоциональность), режиссура, актёрское мастерство. Данные формы дадут возможность каждому учащемуся реализовать себя. В основу проекта были положены следующие принципы: - принцип системности – предполагает преемственность знаний, комплексность в их усвоении; принцип дифференциации – предполагает выявление и развитие у учеников склонностей и способностей по различным направлениям; - принцип увлекательности является одним из самых важных, он учитывает возрастные и индивидуальные особенности учащихся; - принцип коллективизма – в коллективных творческих делах происходит развитие разносторонних способностей и потребности отдавать их на общую радость и пользу. 4 Отличительными особенностями и новизной программы является системно-деятельностный подход к воспитанию и развитию ребенка средствами театра, где школьник выступает в роли художника, исполнителя, режиссера, композитора спектакля; принцип междисциплинарной интеграции – применим к смежным наукам (уроки литературы и музыки, литература и живопись, изобразительное искусство и технология, вокал и ритмика); принцип креативности – предполагает максимальную ориентацию на творчество ребенка, на развитие его психофизических ощущений, раскрепощение личности. Педагогическая целесообразность данного курса для пятиклассников обусловлена их возрастными особенностями: разносторонними интересами, любознательностью, увлеченностью, инициативностью. Данная программа призвана расширить творческий потенциал ребенка, обогатить словарный запас, сформировать нравственно - эстетические чувства, т.к. именно в начальной школе закладывается фундамент творческой личности, закрепляются нравственные нормы поведения в обществе, формируется духовность. Формы и методы работы Форма занятий - групповая и индивидуальные занятия, со всей группой одновременно и с участниками конкретного представления для отработки дикции, мизансцены. Основными формами проведения занятий являются театральные игры, конкурсы, викторины, беседы, экскурсии в театр и музеи, спектакль как итоговый проект. Постановки сказок, эпизодов из литературных произведений помогут постичь увлекательную науку театрального мастерства, приобрести опыт публичного выступления и творческой работы. Важно, что в театральном кружке дети учатся коллективной работе, работе с партнером, учатся общаться со зрителем, учатся работе над характерами персонажа, мотивами их действий, творчески преломлять данные текста или сценария на сцене. Дети учатся выразительному чтению текста, работе над репликами, которые должны быть осмысленными и прочувствованными, создают характер персонажа таким, каким они его видят. Дети привносят элементы своих идей, свои представления в сценарий, оформление спектакля. Кроме того, большое значение имеет работа над оформлением спектакля, над декорациями и костюмами, музыкальным оформлением. Эта работа также развивает воображение, творческую активность школьников, позволяет реализовать возможности детей в данных областях деятельности. 5 Важной формой занятий данного кружка являются экскурсии в театр, где дети напрямую знакомятся с процессом постановки спектакля. Совместные просмотры и обсуждение спектаклей, фильмов, посещение театров, выставок местных художников; устные рассказы по прочитанным книгам, отзывы о просмотренных спектаклях, сочинения. Беседы о театре знакомят ребят в доступной им форме с особенностями реалистического театрального искусства, его видами и жанрами; раскрывает общественно-воспитательную роль театра. Все это направлено на развитие зрительской культуры детей. Освоение программного материала происходит через теоретическую и практическую части, в основном преобладает практическое направление. Занятие включает в себя организационную, теоретическую и практическую части. Организационный этап предполагает подготовку к работе, теоретическая часть очень компактная, отражает необходимую информацию по теме. ФГОС нового поколения на всех ступенях образования выдвигает в качестве приоритетного личностноориентированный, компетентностный подход. Согласно новому подходу необходимо формировать у учащихся духовнонравственную и творческую деятельность. Театрализованная деятельность представляет собой органический синтез художественной литературы, музыки, танца, актерского мастерства и сосредотачивает в себе средства выразительности, имеющиеся в арсенале отдельных искусств, способствует развитию эстетического восприятия окружающего мира, детской фантазии, воображения, памяти, познавательных процессов, знания об окружающем мире и готовности к взаимодействию с ними. Детям свойственно эмоциональное восприятие мира. В.А.Сухомлинский писал: «Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества». Создать такой мир для детей и, что очень важно, вместе с ними, можно средствами театра. Очевидно, что театр своей многомерностью, своей многоликостью и синтетической природой способен помочь ребенку раздвинуть рамки постижения мира, увлечь его добром, желанием делиться своими мыслями, умением слышать других, развиваться, творя (разумеется, на первых порах с педагогом) и играя. Театральное искусство в настоящее время выступает как средство познания мира и тех качеств личности, которые определяют эстетические потребности человека. Через театральное искусство учащиеся входят в мир чувств, в их сознание входит добро и зло, представления о гуманизме, высших человеческих качествах: совести, чести, достоинстве. Театральное искусство опирается на эмоциональную сферу человека, его душу, духовность и является «почвой», на которой могут произрастать духовный, нравственно-эстетический потенциал учащихся. Поэтому так важно сегодня 6 средствами театрального искусства формировать и утверждать в подрастающем поколении эти качества как определяющие факторы личности. Театр выработал собственные средства влияния на человека. Этот вид искусства формирует умение видеть и понимать прекрасное, поскольку является особым видом искусства, синтезирующим в себе музыку, художественное слово, живопись, хореографию и многое другое. Поэтому влияние театра на человека многогранно: он действует на разные стороны человеческого восприятия комплексно, вызывая игру воображения, формируя образное мышление, что очень важно в пору становления личности. Участвуя в процессе театрализованной деятельности, ребенок учится коллективно работать над замыслом будущего спектакля, создавать художественные образы, обмениваться информацией, планировать различные виды художественно-творческой деятельности (подбор музыкальных характеристик персонажам, работа над ролью и т. д.), а также координировать свои функции. Искусство театральной деятельности влияет на сложную систему чувств человека, вовлекает зрителя в действие, заставляет сопереживать, то есть принимать героя, оправдывать или осуждать его действия, мысли. Театральный спектакль учит анализировать увиденное и услышанное, вырабатывает умение активно воспринимать, что крайне необходимо в процессе воспитания характера личности. Соглашаясь или не соглашаясь с героем, принимая его позицию и принципы, зритель сопоставляет происходящее с собой, собственным опытом, приходит к определенным выводам, дает мотивированную оценку не только сценическому действию, но и своим поступкам, убеждаясь или сомневаясь в их правильности. Таким образом роль, происходящая на сцене для реализации формулы «понято» – «пережито», «принято – «сделано», становится очевидной. Театральное искусство, демонстрируя мастерство творческого перевоплощения, вызывает потребность зрителя в собственном перевоплощении, в реализации собственных идей, то есть в творчестве. Актуальность театрального искусства обусловлена потребностью общества в развитии нравственных, эстетических качеств личности человека. Именно средствами театральной деятельности возможно формирование социально активной творческой личности, способной понимать общечеловеческие ценности, гордиться достижениями отечественной культуры и искусства, способной к творчеству. Основными формами проведения занятий являются театральные игры, конкурсы, викторины, беседы, экскурсии в театр и музеи, спектакли и праздники. Освоение театрального искусства происходит через теоретическую и практическую части, в основном преобладает практическое направление. 7 Театральная деятельность основана на сотрудничестве, сотворчестве и содружестве педагогов, детей и их родителей. Различные формы игровой деятельности позволяют педагогу и ребенку почувствовать себя в различных социальных ролях и сделать смысл вещей наиболее явным для ребенка. Ведущей формой реализации театральной деятельности является игра-перевоплощение, когда ребенок выступает в той или иной роли в зависимости от ситуации, предлагаемой педагогом. В основе концепции литературно-драматического кружка лежит слияние двух важнейших составляющих искусства: театральной деятельности и литературы. 3. Место курса в учебном плане Срок реализации программа внеурочной деятельности кружка «Золотой ключик» рассчитана на 1 год – 34 часа за учебный год (1 час в неделю). 4. Личностные, метапредметные результаты освоения программы Ожидаемые результаты и формы их предъявления: Предметными результатами изучения программы театральной студии является формирование следующих знаний и умений. • Иметь представление об эстетических понятиях: эстетический идеал, эстетический вкус, мера, тождество, гармония • Сформированность первоначальных представлений о роли театрального искусства в жизни и духовно – нравственном развитии человека; • Ознакомление учащихся с выразительными средствами театрального искусства и освоение некоторых из них; • Ознакомление учащихся с терминологией и классификацией театрального искусства; • Первичное ознакомление учащихся с отечественной и мировой культурой; • Получение детьми представлений о некоторых специфических формах художественной деятельности. Личностными результатами изучения программы театральной студии является формирование следующих умений: • формирование у ребёнка ценностных ориентиров в области театрального искусства; • воспитание уважительного отношения к творчеству, как своему, так и других людей; 8 • развитие самостоятельности в поиске решения различных задач; • формирование духовных и эстетических потребностей; • овладение различными приёмами и техникой театральной деятельности; • воспитание готовности к отстаиванию своего эстетического идеала; • отработка навыков самостоятельной и групповой работы. • называть и объяснять свои чувства и ощущения от созерцаемых произведений театрального искусства (кино, спектакли, мюзиклы), объяснять своё отношение к поступкам с позиции общечеловеческих нравственных ценностей; • самостоятельно определять и объяснять свои чувства и ощущения, возникающие в результате созерцания, рассуждения, обсуждения, самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей); • оценивать жизненные ситуации (поступки, явления, события) с точки зрения собственных ощущений (явления, события), в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие; • в предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить. Метапредметными результатами изучения программы театральной студии является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД). Регулятивные УУД: • проговаривать последовательность действий на занятии; • учиться работать по предложенному плану; • учиться отличать верно, выполненное задание от неверного; • учиться совместно давать эмоциональную оценку своей деятельности и деятельности других; • определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя; • учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника; • с помощью учителя объяснять выбор наиболее подходящих для выполнения задания материалов и инструментов; • учиться готовить рабочее место и выполнять практическую работу по предложенному учителем плану с опорой на образцы; Основой для формирования этих действий служит соблюдение технологии оценивания образовательных достижений. Познавательные УУД: 9 • ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; • делать предварительный отбор источников информации; • добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя литературу, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке изобразительного искусства; пользоваться памятками; • перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всей группы; • перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и их образы; • преобразовывать информацию из одной формы в другую – изделия, художественные образы. Коммуникативные УУД: • уметь пользоваться языком изобразительного искусства: а) донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в действиях; б) оформить свою мысль в устной и письменной форме; • уметь слушать и понимать речь других; • уметь выразительно читать и пересказывать содержание текста; • совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и на занятиях театрального искусства и следовать им; • учиться согласованно, работать в группе: а) учиться планировать свою работу в группе; б) учиться распределять работу между участниками проекта; в) понимать общую задачу проекта и точно выполнять свою часть работы; г) уметь выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика). Освоение программы театральной студии предполагает достижение трёх уровней результатов внеурочной деятельности. 1 уровень результатов - Приобретение школьниками социальных знаний. Результатом будут полученные знания, умения и навыки в области использования художественных материалов на доступном возрасту уровне при создании образов персонажей, понимание художественно-образного языка пластических видов искусств, умение высказывать аргументированные суждения о произведениях искусства. Формой достижения результата 1-го уровня можно считать практические занятия, организацию индивидуальной работы. Формой предъявления результата будет проведение капустников внутри объединения театральной студии, самодиагностика обучающихся. 10 2 уровень результатов - Формирование ценностного отношения к социальной реальности. Формой достижения результата 2 уровня можно считать - создание эмоционально-окрашенной и дружеской среды внутри коллектива школьников (в данном случае театральной студии) для наиболее эффективного творческого процесса создания художественных произведений посредством индивидуальных и коллективных форм организации занятий, Формой предъявления результата будет проведение спектаклей, праздников обучающихся театральной студии в школе, самопрезентация обучающихся внутри объединения театральной студии, своего класса, а также организация при участии родителей выступлений. 3 уровень результатов - Получение опыта самостоятельного социального действия. Формой достижения и предъявления результата 3 уровня будет организация спектаклей за пределами образовательного учреждения, в так называемой открытой образовательной среде, участие обучающихся театральной студии в муниципальных театрализованных конкурсах. 5. Содержание курса Вводное занятие (1 ч) На первом вводном занятии знакомство с коллективом проходит в игре «Снежный ком». Руководитель кружка знакомит ребят с программой кружка, правилами поведения на занятиях, с инструкциями по охране труда, противопожарной безопасности учащихся, проводит инструктаж по ПДД. В конце занятия - игра «Театр – экспромт»: «Колобок». Раздел: «Основы театральной культуры» (33 ч) Знакомство друг с другом, с учителем. История театра. Актерская грамота. Культура и техника речи. Изображение героев. Попробуем измениться. Народный кукольный герой Петрушка. О тех, кто создаёт спектакль. Театральная лексика. Практическое занятие по вождению куклы. Звук-ценность речи. Выбор пьесы для постановки. Чтение пьесы. Распределение ролей. Репетиция сказки. Изготовление сценического реквизита. Выразительность речи. Характеристика героев. Характеристика персонажей сказки. Интонационные упражнения. Погружение в сказку, придуманную детьми. Пантомимическая игра. Подбор графической карточки с эмоциями к конкретной ситуации. Упражнения над дыханием, этюды с куклами. Обогащение и активизация словаря детей понятиями, обозначающими различные эмоции. Беседа о настроении героев сказки. Продолжать развивать у детей умение различать основные человеческие эмоции, изображать 11 их, находить выход из ситуации. Изображение различных степеней страха. Игра «Преодолеем страх». Актёрский этюд. Выразительное чтение сказки по ролям. Игры в интонировании диалогов. Упражнение в интонировании диалогов. Актёрский этюд. Проведение викторины. Правильное дыхание в речи. Развивать способность у детей понимать друг друга. Закреплять умение детей использовать различные средства выразительности в передаче образов героев сказок. Творческие игры со словами. Распознавание эмоции радости, грусти, злости по мимике и интонации голоса. Обогащение словаря детей понятиями, обозначающими различные эмоции. Совершенствование умения детей драматизировать сказку. Учить последовательно излагать мысли по ходу сюжета. Совершенствование навыков групповой работы. Умение связно и логично передавать мысли. Совершенствование средств выразительности в передаче образа. Совершенствование умения детей передавать образы персонажей сказки, используя разные средства выразительности. Дать понятие, что иллюстрации - важное средство выразительности .Совершенствование умения детей давать характеристику персонажам. Рассказываем про любимые игры и сказки. Учить связно и логично передавать мысли. Совершенствовать средства выразительности в передаче образа. Игра в рифмы. Развивать у детей дикцию. Упражнять в придумывании рифмы к словам. Закреплять умение детей использовать различные средства выразительности в передаче образов героев сказок. Развивать умение последовательно и выразительно пересказывать сказку. Учить передавать эмоциональное состояние героев мимикой, жестами, телодвижениями. Упражнения-этюды, отражающие образы персонажей сказки и предметов. 12 6. Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения Компьютер, экран, записи сказок и спектаклей. диски с музыкой (классической и детской), видеокамера для анализа выступлений. 1. Букатов В.М. Я иду на урок : Хрестоматия игровых приемов обучения : книга для учителя / В.М. Букатов, А.П. Ершова. – М., 2002. 2. Верникова Л.М. Открываем театральный сезон: Пед.общество России. М., 2003. 3. Ершова А.П. Актёрская грамота – подросткам. – М.: Просвещение, 1994. 4. Запорожец Т. Логика сценической речи: учебное пособие. – М.: Просвещение, 1974. 5. Игры, обучение, тренинг./Под ред. Петрушинского. – М.: Новая школа, 2003. 6. А.М.Нахимовский. Театральное действо от А до Я. М., Аркти. 2002. 7. Саричева Е. Сценическая речь. – М., 1955. 8. Э.Г.Чуринова. Методика и организация театрализованной деятельности. М.,Владос. 2001 9. Журналы, энциклопедии, альбомы по театральному искусству, диски, записи спектаклей, сказок, аудиозаписи исполнителей стихотворений, прозы. 7. Планируемые результаты внеурочной деятельности К концу года занятий школьник должен знать: 1. Что такое театр 2. Чем отличается театр от других видов искусств 3. Как зародился театр 4. Какие виды театров существуют 5. Кто создаёт театральные полотна (спектакли) иметь понятие: 13 1. Об элементарных технических средствах сцены 2. Об оформлении сцены 3. О нормах поведения на сцене и в зрительном зале должен уметь: 1. Выражать свое отношение к явлениям в жизни и на сцене 2. Образно мыслить 3. Концентрировать внимание 4. Ощущать себя в сценическом пространстве приобрести навык: 1. Общения с партнером (одноклассниками) 2. Элементарного актёрского мастерства 3. Образного восприятия окружающего мира 4. Адекватного и образного реагирования на внешние раздражители 5. Коллективного творчества А также избавляется от излишней стеснительности, боязни общества, комплекса "взгляда со стороны", приобретает общительность, открытость, бережное отношение к окружающему миру, чувство ответственности перед коллективом. Основными результатами воспитательной деятельности являются: способность к конструктивному совместному труду творческая активность отношения учащихся к культуре творческие работы учащихся, их достижения в отдельных видах искусства и культуры повышение уровня художественного восприятия произведений культуры, умение оценивать чужое творчество и давать адекватную оценку собственному развитие художественного вкуса приобретение речевых навыков 14 Календарно-тематическое планирование внеурочной деятельности театральной студии «Золотой ключик» 6 класс № Тема занятия 1 Введение. Инструкция по технике безопасности. Цели и задачи занятий кружка. 2 3 История театра Театр как вид искусства Колво часов 1 1 1 Практическая часть Формируемые умения (универсальные учебные действия) Личностные: положительное отношение к новому виду Беседа. деятельности, желание приобретать начальные навыки Игры на сближение. актёрского мастерства, совершенствование навыков выразительного чтения. Познавательные:умение анализировать текст скороговорок, развитие представления об импровизации. Регулятивные:осуществление самоконтроля и корректировки в ходе работы, оценка действий других членов коллектива. Коммуникативные: умение работать в группе, участвовать в игре, соблюдая правила; умение слушать и слышать других участников коллектива. Просмотр презентации. Личностные: развитие эмоционального восприятия поэтических произведений, стремление к Упражнение на развитие совершенствованию своей речи, правильному внимания Декламация стихотворений интонированию; изображение знакомых действий при создании образов. Упражнения по Познавательные:восприятие новой информации, правильной постановке ударения, эмоциональному участие в диалоге с учителем, в полилоге с другими членами коллектива, усвоение терминов. окрашиванию фразы. Регулятивные:планирование в сотрудничестве с учителем необходимых действий, жестов для работы над 15 этюдами, участие в обсуждении результатов, осуществление самоконтроля. Коммуникативные: умение задаватьвопросы с целью получения необходимой для решения сценической задачи информации. 4 Актерская игра 1 Движение на сцене, упражнения на одновременное использование речи и движения. 5 Художественное чтение 1 Артикуляционные упражнения. Упражнения на развитие дикции, дыхания. Подготовка к конкурсу чтецов Личностные: Высказывать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам. Регулятивные: Умение корректировать, т.е. вносить изменения в способ действия, в случае расхождения с правилом, эталоном. Познавательные: Умение строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте. Коммуникативные: Умение задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром. Личностные: свободно владеет своим голосом, учится использовать его возможности, формирует устойчивое стремление к самосовершенствованию, ощущает свободу при участии в играх, испытывает радость при успешном выполнении задачи, радуется успехам товарищей. Познавательные:осуществляет операции анализа, синтеза, сравнения, классификации разных голосов, делает обобщения, выводы. Регулятивные:контролирует свои действия, замечает недостатки, стремится к их исправлению. Коммуникативные: осуществляет самостоятельную деятельность с учётом конкретных задач, адекватно оценивает свои достижения и достижения товарищей 16 5 Народные истоки театрального искусства 1 Проигрывание игр, обрядов, праздники «Масленица», «Рождественские посиделки», «Сочельник и Коляда» и т.д. «Игры в скоморохов» 6 «Давайте поиграем! 1 Пантомима. Простейшие упражнения на пантомиму: погладить кошку, разложить предметы, поиски предмета, ожидание чего-либо. 7 Виды театрального искусства 1 Личностные: участвует в обсуждении, составляет монолог об актёрах; устанавливает причинноследственные связи преодолевает стеснительность, замкнутость. Познавательные:выполняет учебно-познавательные действия: сравнение, анализ; запоминает термины и учится уместно употреблять их. Регулятивные:адекватно оценивает свои достижения, осознаёт трудности, ищет причины и пути их преодоления. Коммуникативные: формулирует собственные мысли, высказывает и обосновывает свою точку зрения. Личностные: приобретает мотивацию к выполнению упражнений на пантомиму, учится применять навыки на других уроках и в жизненных ситуациях. Познавательные: применяет знания по географии и истории, учится связывать их с развитием культуры разных стран, применяет термины, анализирует новый материал. Регулятивные: ставит цели и выполняет их; самостоятельно придумывает простейшие упражнения и показывает их; оценивает пантомиму одноклассников. Коммуникативные: высказывает и обосновывает свою точку зрения, учится не обижать одноклассников резкими суждениями, учится принимать иную точку зрения. Личностные: участвует в обсуждении, составляет монолог об актёрах; устанавливает причинноследственные связи преодолевает стеснительность, замкнутость. 17 8 Культура и техника речи 1 9 Театральная игра Мини-сценки 1 Познавательные:выполняет учебно-познавательные действия: сравнение, анализ; запоминает термины и учится уместно употреблять их. Регулятивные:адекватно оценивает свои достижения, осознаёт трудности, ищет причины и пути их преодоления. Коммуникативные: формулирует собственные мысли, высказывает и обосновывает свою точку зрения. Упражнения для владения Личностные: свободно владеет своим голосом, учится своим голосом. Сравнение использовать его возможности, формирует устойчивое разных исполнений. стремление к самосовершенствованию, ощущает Анализ недостатков. свободу при участии в играх, испытывает радость при Развитие сценической успешном выполнении задачи, радуется успехам речи, упражнения для товарищей. улучшения дикции, Познавательные:осуществляет операции анализа, правильности синтеза, сравнения, классификации разных голосов, произношения, знакомство делает обобщения, выводы. с темпом, тембром речи, Регулятивные:контролирует свои действия, замечает работа над выразительнедостатки, стремится к их исправлению. ностью речи. Коммуникативные: осуществляет самостоятельную деятельность с учётом конкретных задач, адекватно оценивает свои достижения и достижения товарищей Упражнения на развитие Личностные: учится понимать роль жестов в актёрском пластичности и развития мастерстве, стремится развивать пластику, анализирует рук: изобразить ветви новые знания о деятельности К.С.Станиславского. деревьев, показать процесс Познавательные:самостоятельно извлекает рисования человека с информацию, ставит цель и осуществляет анализ новой натуры, движения информации. играющего барабанщика и Регулятивные:планирует совместно с учителем др пластические упражнения и самостоятельно их 18 1 11 Мы актеры. Создание образов. Мы актеры. Проигрывание эпизодов. 12 Инсценирование народной сказки 1 13 Кто есть кто в театре 1 14 Театр – искусство коллективное 1 10 1 Движение на сцене, упражнения на одновременное использование речи и движения. Исполнение басни И.А.Крылова «Лисица и виноград». Учить понятно и логично отвечать на вопросы по содержанию сказки. Развивать умение детей охарактеризовывать героев сказки. Совершенствовать интонационную выразительность. Учить распознавать эмоции радости, грусти, злости по мимике и интонации голоса. выполняет. Коммуникативные: пользуется собственными навыками, обменивается мнениями с одноклассниками, высказывает и обосновывает свою точку зрения. Знакомство с театральными профессиями. Спектакль – результат коллективного творчества. Кто есть кто в театре. Актер – «главное чудо театра». Личностные: Оценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей; оценивать конкретные поступки как хорошие или плохие. Регулятивные: учиться работать по предложенному учителем плану, учиться высказывать своё предположение (версию) Познавательные: Делать предварительный отбор Личностные: Формирование широкой мотивационной основы творческой деятельности. Регулятивные: Умение осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания. Познавательные: Умение рассматривать, сравнивать, обобщать. Умение осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения Коммуникативные: Формирование умения формулировать собственное мнение и позицию. 19 15 Многообразие выразительных средств в театре 1 16 Сценическое движение. 1 источников информации. Коммуникативные: Уметь осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую Знакомство с Личностные: Развитие готовности к сотрудничеству и драматургией, дружбе. Осмысление своего поведения в школьном декорациями, костюмами, коллективе. Честное, самокритичное отношение к гримом, музыкальным и своему поведению. шумовым оформлением. Регулятивные: учиться работать по предложенному Стержень театрального учителем плану. искусства – Познавательные: Ориентироваться в своей системе исполнительское искусство знаний: отличать новое от уже известного с помощью актера. тренинги на учителя. внимание: «Поймать Коммуникативные: договариваться с одноклассниками хлопок», «Невидимая совместно с учителем о правилах поведения и общения и нить», «Много ниточек, следовать им. или Большое зеркало». Упражнения на пластическую выразительность актера. Личностные: Формирование уважительного и доброжелательного отношения к труду сверстников. Умение радоваться успехам. одноклассников. Коммуникативные: Формировать способность адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач. Регулятивные: Умение определения последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата. 20 Познавательные: Умение осуществлять поиск необходимой информации для выполнения творческих заданий. 17 18 Бессловесные и словесные действия Одну простую сказку хотим мы показать 1 Развитие требований к органичности поведения в условиях вымысла. Словесные действия. Психофизическая выразительность речи. Словесные воздействия как подтекст. Этюдное оправдание заданной цепочки словесных действий. Выполнение этюдов, упражненийтренингов., упражнение: «Я сегодня – это …», этюды на пословицы, крылатые выражения, поговорки, сюжетные стихи, картины – одиночные, парные, групповые, без слов и с минимальным использованием текста. Коммуникативные: Уметь осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь. Регулятивные: Проговаривать последовательность действий. Познавательные: Умение осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков. 1 Пантомимическая игра Творческая игра Личностные: Развитие готовности к сотрудничеству с учителем. Формирование потребности в реализации 21 19 Пьеса – основа спектакля 1 «Что это за сказка?» основ правильного поведения в поступках и деятельности. Регулятивные: Целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что ещё неизвестно. Познавательные: Умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание. Коммуникативные: Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им. Особенности композиционного построения пьесы: ее экспозиция, завязка, кульминация и развязка. Время в пьесе. Персонажи - действующие лица спектакля. работа над выбранной пьесой, осмысление сюжета, выделение основных событий, являющихся поворотными моментами в развитии действия. Определение главной темы пьесы и идеи автора, раскрывающиеся через основной конфликт. Определение жанра спектакля. Чтение и Личностные: Высказывание своего отношения к героям прочитанных произведений, к их поступкам. Регулятивные: Волевая саморегуляция как способность к волевому усилию. Познавательные: Подведение под понятие распознавание объектов, выделение существенных признаков и их синтез (реклама, агитбригада, творческий коллектив). Коммуникативные: Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи. 22 20 Текст-основа постановки. 1 21 Театральный грим. 1 обсуждение пьесы, ее темы, идеи. Общий разговор о замысле спектакля. «Создание речевых характеристик персонажей через анализ текста», выразительное чтение по ролям, расстановка ударение в тексте, упражнения на коллективную согласованность действий, отработка логического соединения текста и движения. Отражение сценического образа при помощи грима. Грим как один из способов достижения выразительности: обычный, эстрадный, характерный, абстрактный. Способы накладывания грима. Создание эскизов грима для героев выбранной пьесы. Создание эскизов грима для героев выбранной пьесы. Личностные: Высказывание своего отношения к героям прочитанных произведений, к их поступкам. Возбуждение интереса к занятию. Регулятивные: Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей. Познавательные: Подведение под понятие распознавание объектов, выделение существенных признаков и их синтез (театральная миниатюра, учебный этюд). Личностные: Умение отвечать за свои поступки. Формирование негативного отношения к невыполнению человеком своих обязанностей. Установление дружеских взаимоотношений в коллективе, основанных на взаимопомощи и взаимной поддержке. Регулятивные: Учиться отличать верно выполненное задание от неверного. Познавательные: Умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание (как обращаться к учителю, одноклассникам). Коммуникативные: договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и 23 22 Театральный костюм. 1 23 Работа над пьесой 1 24 Характеризуем героев сказки. Творческий пересказ сказки. 1 Костюм – один из основных элементов, влияющих на представление об образе и характере. Создание эскизов костюмов для выбранной пьесы. Анализ пьесы, чтение и обсуждение. Образы героев. Выразительное чтение по ролям. Учить понятно и логично отвечать на вопросы по содержанию сказки. Характеристика персонажей сказки. Интонационные упражнения следовать им. Личностные: Высказывать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам. Регулятивные: Проговаривать последовательность действий . Познавательные: Умение осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков. Коммуникативные: Умение договариваться, находить общее решение. Работа в группах по созданию сценок на определённую тему. Личностные: Знание правил вежливого поведения, культуры речи. Формирование бережного отношения к труду других людей. Регулятивные: Определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя. Познавательные: Умение поиска и выделения нужной информации. Коммуникативные: Умение аргументировать своё предложение, убеждать и уступать. 24 25 Составляем сценарий 1 Чтение сказки Обсуждение и дополнение: беседа, показ, оценка и анализ выбранных ролей. Определение сквозного действия роли. 26 Сказка-пьеса. 1 Словесное рисование детьми. «Озвучивание» сказки с помощью музыкальных, шумовых. Игра в сравнения. Придумывание и составление костюма сказочного героя из имеющейся коллекции тканей, инструментов, звуков природы, голоса 27 Художественное чтение. Репетиция 1 Определение различий в характере действия. Личностные: Установление дружеских взаимоотношений в коллективе, основанных на взаимопомощи и взаимной поддержке. Регулятивные: Умение корректировать, т.е. вносить изменения в способ действия, в случае расхождения с правилом, эталоном. Познавательные: Умение строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте. Коммуникативные: Умение задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром Личностные: Умение видеть красоту труда и творчества. Формирование внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к труду и творчеству. Понимание чувств других людей и сопереживание им. Формирование адекватного понимания причин успешности или неспешности деятельности. Регулятивные: Умение осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания. Познавательные: Умение рассматривать, сравнивать, обобщать. Умение осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий. Коммуникативные: Формирование умения формулировать собственное мнение Личностные: Высказывать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам. 25 сказки. Репетиции в декорациях, с реквизитом и бутафорией, Работа над одной ролью (одним отрывком) всех студийцев. Коллективные показы одного и того же отрывка в разных составах. 28 Репетиция сказки. Сценическое движение. 3 Пластическая выразительность актера. Сводные репетиции Сценическая акробатика, универсальная разминка, Танцевальные композиции.. 29 Репетиция сказки. Прикладное искусство. 3 Речевая характеристика персонажа. Речевое и внеречевое поведение. Монолог и диалог. Репетиции в костюмах. Игры на выразительность жестов, мимики, голоса. Возбуждение интереса к занятиям театральным искусством. Регулятивные: Умение корректировать, т.е. вносить изменения в способ действия, в случае расхождения с правилом, эталоном. Познавательные: Умение устанавливать причинноследственные связи. Ориентироваться на разнообразие способов решения задач. Коммуникативные: Формирование умения формулировать собственное мнение и позицию. Личностные: Высказывать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам. Регулятивные: актуальный контроль на уровне произвольного внимания. Познавательные: Умение осуществлять поиск необходимой информации для выполнения творческих заданий. Коммуникативные: договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им. Личностные: Формирование мотива, реализующего потребность в социально значимой и социально оцениваемой деятельности. Регулятивные: Формировать умение в сотрудничестве с учителем ставить новые задачи. Умение самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия. 26 30 Постановка сказки 1 Итого 34 Генеральная репетиция и показ сказки. Познавательные: преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты. Коммуникативные: Формировать способность учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве. Личностные: Формирование мотива, реализующего потребность в социально значимой и социально оцениваемой деятельности. Регулятивные: Умение самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия. Познавательные: делать выводы в результате совместной работы класса и учителя. Коммуникативные: Умение аргументировать своё предложение, убеждать и уступать. 27