МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ АДМИНИСТРАЦИЯ УВАТСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА МАОУ "Ивановская СОШ" Уватского муниципального района РАССМОТРЕНА На заседании педагогического совета Протокол № 1 от «30» августа 2023 г. УТВЕРЖДЕНА Приказом директора МАОУ "Ивановская СОШ" Приказ № 225/1 от «30» августа 2023 г. Рабочая программа дополнительного образования «Занимательная география» на 2024-2025 учебный год Направление: общеинтеллектуальное 7-8 класс Составитель: Михайлова Е.А. Учитель географии Ивановка 2024 г. 1 СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ КУРСА Введение. География – одна из наук о природе. Методы изучения природы. Объекты изучения географии. Раздел 1.Географическое познание нашей планеты. География – одна из самых древних наук о Земле. Построение модели, демонстрирующей разную освещенность Солнцем пунктов, расположенных на одном меридиане. Следствия шарообразности Земли. Как Эратосфен определил размеры Земли? Работа с картой Древнего Египта. Гномон – древнейший астрономический инструмент. Принцип работы гномона. Построение модели солнечных часов. Квадрант – древнейший астрономический инструмент. Построение модели квадранта. Организация наблюдения за высотой Солнца над горизонтом. Теллурий – модель, демонстрирующая положение Солнца, Земли и Луны относительно друг друга. Построение модели теллурия. Вращение Земли вокруг Солнца. Раздел 2. Наблюдения – метод географической науки. Фенологические наблюдения. Погода и метеорологические наблюдения. Метеорологическая станция. Видеоэкскурсия на метеорологическую станцию. Построение простейшего самодельного флюгера, осадкомера, термометра, барометра. Как предсказать погоду? Прогноз погоды. Синоптики. Составление прогноза погоды на зиму и ноябрь по народным приметам. Работа с данными сайтов Гидрометцентр России и ГисМетео. Наблюдение за погодой. Раздел 3. Картографический и описательный методы географии. Карта – особый язык географии. Масштаб. Направления. Определение по карте своего населенного пункта места проживания и места расположения школы, часто посещаемых мест (адреса проживания родственников, друзей, место работы родителей, объектов социальной сферы и т.д.). Составление маршрута пути из дома в школу. Составление по карте своего населенного пункта маршрутов передвижения в течение недели. Описание маршрута с указанием направлений и расстояний. Определение по карте своего района известных учащимся населенных пунктов и территорий (места проживания родственников, друзей, места отдыха, рыбалки, расположения дач и т.д.) Определение расстояний и направлений, составление и описание маршрутов поездок семьи по территории района. Оформление проектов путешествий с использованием личных фото- и видеоматериалов. Планирование путешествий по территории своего района в период каникул. Определение целей путешествия, способов передвижения и выбор объектов для посещения: рекреационный маршрут, экологический маршрут, познавательный (экскурсионный) маршрут и др. Сбор информации об объектах посещения. Реализация запланированных путешествий. 2 Составление и оформление проектов различных по целям путешествий по территории своего района с использованием личных фото-, видео- и других материалов. Раздел 4. Геоинформационные системы в географии. ГИС – комплекс различных данных. Программа Coogl Earth. Возможности изображения географических объектов и поверхности Земли в программе Coogl Earth. Хронологические изменения в результате деятельности человека. Определение координат, направлений и расстояний в программе Coogl Earth. Разработка и подготовка картографических заданий для одноклассников с использованием возможностей программы Coogl Earth. Раздел 5. Изучение своей местности. Карта Кемеровской области. Природа Кемеровской области. Особенности рельефа, климата, вод, растительного и животного мира. Составление описания погоды за месяц (месяцы) по своим наблюдениям. Определение среднесуточной и среднемесячной температуры. Построение графиков хода температур. Роза ветров. Построение розы ветров по своим наблюдениям. Изучение и описание свойств воды. Измерение скорости просачивания воды в различных горных породах. Создание модели родника. Исследование родников на местности. Определение и сравнение параметров воды в реке и роднике. Природоохранные мероприятия по очистке и благоустройству родников, реки. Свойства почв своей местности. Определение структуры и механического состава образцов почв. Приспособленность организмов к жизни в почве. Растения – индикаторы для определения содержания воды и гумуса в почве, кислотности почв. Горные породы своей местности. Работа с коллекцией минералов и горных пород. Путешествие в мир камней. Использование минералов и горных пород человеком. Топонимика. Изучение происхождения географических названий своей местности. История улиц поселка Новый Городок. Знаменитые земляки. Посещение музея в ДКУ. 3 ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ Основное содержание по темам Количество часов Введение 1 5 Раздел 1. Географическое познание нашей планеты Раздел 2. Наблюдения – метод географической науки. 5 Раздел 3. Картографический и описательный методы географии. 4 Раздел 4. Геоинформационные системы в географии 5 Раздел 5. Изучение своей местности 14 4 ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ С ОПРЕДЕЛЕНИЕМ ОСНОВНЫХ ВИДОВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Основное содержание по темам Характеристика основных видов деятельности ученика Введение (1 час) География – одна из наук о Наблюдение за географическими объектами природе. Методы изучения природы. своей местности. Объекты изучения географии. Раздел 1. Географическое познание нашей планеты (5 часов) География – одна из самых древних наук о Земле. Следствия шарообразности Земли. Как Эратосфен определил размеры Земли? Гномон – древнейший астрономический инструмент. Принцип работы гномона. Квадрант – древнейший астрономический инструмент. Теллурий – модель, демонстрирующая положение Солнца, Земли и Луны относительно друг друга. Вращение Земли вокруг Солнца. - Построение модели, демонстрирующей разную освещенность Солнцем пунктов, расположенных на одном меридиане; - работа с картой Древнего Египта; - построение модели солнечных часов; - построение модели квадранта; организация наблюдения за высотой Солнца над горизонтом; - построение модели теллурия. Раздел 3. Наблюдения – метод географической науки. (5 часов) Фенологические наблюдения. Погода и метеорологические наблюдения. Метеорологическая станция. Как предсказать погоду? Прогноз погоды. Синоптики. Работа с данными сайтов Гидрометцентр России и Гисметео. Наблюдение за погодой. -Видеоэкскурсия на метеорологическую станцию; -создание моделей географических инструментов простейшего самодельного флюгера, осадкомера, термометра, барометра; - составление прогноза погоды на зиму и ноябрь по народным приметам; -работа с данными сайтов Гидрометцентр России и Гисметео; -наблюдение за погодой. Тема 3. Картографический и описательный методы географии. 5 (4часов) Карта – особый язык географии. Масштаб. Направления. Составление по карте своего населенного пункта маршрутов передвижения в течение недели. Описание маршрута с указанием направлений и расстояний. Планирование путешествий по территории своего района в период каникул. Определение целей путешествия, способов передвижения и выбор объектов для посещения: рекреационный маршрут, экологический маршрут, познавательный (экскурсионный) маршрут. Определение по карте своего населенного пункта места проживания и места расположения школы, часто посещаемых мест (адреса проживания родственников, друзей, место работы родителей, объектов социальной сферы и т.д.). Составление маршрута пути из дома в школу; - определение по карте своего района известных учащимся населенных пунктов и территорий (места проживания родственников, друзей, места отдыха, рыбалки, расположения дач и т.д.); определение расстояний и направлений, составление и описание маршрутов поездок семьи по территории района; - оформление проектов путешествий с использованием личных фотои видеоматериалов; - сбор информации об объектах посещения; - составление и оформление проектов различных по целям путешествий по территории своего района с использованием личных фото-,видео- и других материалов. Раздел 4. Геоинформационные системы в географии. (5 часа) ГИС – комплекс различных данных. Программа Coogl Earth. Возможности изображения географических объектов и поверхности Земли в программе Coogl Earth. Хронологические изменения в результате деятельности человека -Определение координат, направлений и расстояний в программе Coogl Earth. Разработка и подготовка картографических заданий для одноклассников с использованием возможностей программы Coogl Earth; проведение географической игры «Знатоки картографии». Раздел 5. Изучение своей местности.( 14 часов) Карта Кемеровской области. Природа Кемеровской области. Особенности рельефа, климата, вод, растительного и животного мира. - Составление описания погоды за месяц (месяцы) по своим наблюдениям. Определение среднесуточной и среднемесячной температуры. Построение 6 Изучение и описание свойств воды. Измерение скорости просачивания воды в различных горных породах. Исследование родников на местности. Природоохранные мероприятия по очистке и благоустройству родников, реки. Свойства почв своей местности. Приспособленность организмов к жизни в почве. Растения – индикаторы для определения содержания воды и гумуса в почве, кислотности почв. Горные породы своей местности. Путешествие в мир камней. Использование минералов и горных пород человеком. Топонимика. Изучение происхождения географических названий своей местности. История улиц поселка Новый Городок. Знаменитые земляки. графиков хода температур. Роза ветров. Построение розы ветров по своим наблюдениям; - создание модели родника; - определение и сравнение параметров воды в реке и роднике; - определение структуры и механического состава образцов почв; - работа с коллекцией минералов и горных пород; - посещение музея в ДКУ. ОПИСАНИЕ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА Кабинет географии является неотъемлемой частью информационно образовательной среды по предмету, где могут также проводится внеклассные и внеурочные занятия, воспитательная работа с учащимися. Поэтому он необходим, а его оснащение его оборудование удовлетворяет требованиям действующих Санитарноэпидемиологических правил и нормативов (СанПиН 2.4.2.2821-10, СанПиН 2.2.2/2.4.134003). Оборудование кабинета включает учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование, в том числе комплект натуральных объектов, модели, школьную метеостанцию, приборы и инструменты для проведения демонстраций и практических занятий, приборы системы глобального позиционирования: Стенды для постоянных и временных экспозиций; Комплекты географических карт и печатных демонстрационных пособий по всем разделам курса; Комплекты экранно-звуковых пособий и слайдов; 7 Библиотека учебной, программно-методической, учебно-методической, справочно-информационной и научно-популярной литературы; Картотека с заданиями для индивидуального обучения, самостоятельных работ, проведения контрольных работ. организации № Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения Библиотечный фонд и книгопечатная продукция Список литературы для учителя 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. Федеральный государственный образовательный стандарт: основное общее образование. Примерная программа основного общего образования. Программа «География» 5–9 классы. /А.А.Летягин, И.В.Душина, В.Б.Пятунин, Е.А.Таможняя– М.: Вентана – Граф, 2013. Летягин А.А.География. Начальный курс: методическое пособие для 5 - 6 классов (ФГОС). / А.А. Летягин. – М.:Вентана-Граф., 2014. Летягин А.А.География. Начальный курс. : учебник для 5 класса / А.А. Летягин. – М.:Вентана-Граф., 2014. Летягин А.А.География. Начальный курс.: Дневник географа-следопыта, рабочая тетрадь для 5 класса/ А.А. Летягин. – М.:Вентана-Граф., 2014. Набор демонстрационных наглядных пособий (плакатов, таблиц, схем), отражающих основное содержание учебного предмета «География». Летягин А.А.География. Начальный курс. : учебник для 6 класса / А.А. Летягин. – М.:Вентана-Граф., 2014. Летягин А.А.География. Начальный курс.: Дневник географа-следопыта, рабочая тетрадь для 6 класса/ А.А. Летягин. – М.:Вентана-Граф., 2014. Александрова В.П., Гусейнов А.Н., Нифантьева Е.А., Болгова И.В., Шапошникова И.А. Изучаем экологию города на примере московского столичного региона (пособие учителю по организации практических занятий)/ М.: Бином., 2009. Соловьев, Л. И. Живи, Земля Кузнецкая. / Л.И. Соловьев.-Кемерово,1997 . Соловьев, Л. И.Рабочая тетрадь по географии Кемеровской области. Л.И.Соловьев .Кемерово, ФГУИПП «Кузбасс», 2003. Список литературы для обучающихся 1. 2. 3. 4. 5 Летягин А.А.География. Начальный курс. : учебник для 5 класса / А.А. Летягин. – М.:Вентана-Граф., 2014. Летягин А.А.География. Начальный курс.: Дневник географа-следопыта, рабочая тетрадь для 5 класса/ А.А. Летягин. – М.:Вентана-Граф., 2014. Летягин А.А.География. Начальный курс. : учебник для 6 класса / А.А. Летягин. – М.:Вентана-Граф., 2014. Летягин А.А.География. Начальный курс.: Дневник географа-следопыта, рабочая тетрадь для 6 класса/ А.А. Летягин. – М.:Вентана-Граф., 2014. Соловьев, Л. И. Живи, Земля Кузнецкая. / Л.И. Соловьев.-Кемерово,1997 . Экранно-звуковые пособия (цифровые-образовательные ресурсы) 8 1. 2. 3. 4. 5. http://school-collection.edu.ru/ http://sc.edu.ru http://metodist.lbz.ru http://гидрометцентр.ru http:// Coogl Earth. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования уточняют и конкретизируют общее понимание личностных, метапредметных и предметных результатов как с позиции организации их достижения в образовательном процессе, так и с позиции оценки достижения этих результатов. Ученик научится: использовать различные источники географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных) для поиска и извлечения информации, необходимой для решения учебных и практикоориентированных задач; анализировать, обобщать и интерпретировать географическую информацию; находить и формулировать по результатам наблюдений (в том числе инструментальных) зависимости и закономерности; определять и сравнивать качественные и количественные показатели, характеризующие географические объекты, процессы и явления, их положение в пространстве по географическим картам разного содержания; составлять описания географических объектов; представлять в различных формах географическую информацию, необходимую для решения учебных и практико-ориентированных задач. Ученик получит возможность научиться: ориентироваться на местности при помощи топографических карт и современных навигационных приборов; строить простые планы местности; различать изученные географические объекты, процессы и явления, сравнивать географические объекты, процессы и явления на основе известных характерных свойств и проводить их простейшую классификацию; использовать знания о географических явлениях в повседневной жизни для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в быту и окружающей среде; проводить с помощью приборов измерения температуры, влажности воздуха, атмосферного давления, силы и направления ветра. 9 Календарно-тематическое планирование по курсу внеурочной деятельности «Занимательная география» (1 час в неделю, 34 часов в год) № Тема урока 1 2 Содержание учебного материала Характерис-тика основных видов деятельности ученика Планируемые результаты УУД Дата проведения Личностные Метапредметн ые Предметные план факт 4 5 6 7 8 Обсуждение, планирование, тестирование Л4, Л5, Л6 М5, М6 П1 1нед сент Наблюдения за изменениями в Л1, Л2, Л4, Л5 М1, М2, М3, М4, П1, П2, П4, П6 2нед сент 3 Введение – 1 час 1 Интересные факты в географии География — одна из любимых тем на всевозможных викторинах и конкурсах. Интересные факты из географии нашей страны и других стран мира. Знакомство с деятельностью, планирование. Беседа по технике безопасности. Раздел 1. Наблюдение – метод географической науки – 5часов 2 Осенняя экскурсия Фенологические наблюдения. Осенняя экскурсия «Что происходит в природе и что можно наблюдать 10 Примечание 9 осенью?». Наблюдения за изменениями в живой природе. живой природе М6, М8 3 Метеорологическая станция Метеорологическая станция. Видеоэкскурсия на метеорологическую станцию. Видеоэкскурсия на метеорологическую станцию Л6 М5, М10 П4 3нед сент 4 Создаём свою метеорологическую станцию Построение простейшего самодельного флюгера, осадкомера, термометра, барометра. Создание моделей географических инструментов Л4, Л6 М5, М6, М7 П2, П4, П6, П9 4нед сент 5 Наблюдение за погодой Погода и метеорологические наблюдения. Наблюдение за погодой Л1, Л2, Л4 М4, М6 П1, П6 1нед окт 6 Предсказания погоды Местные признаки и приметы для предсказания погоды. Составление прогноза погоды Л1, Л4, Л6 М4, М6, М7 П6 2нед окт Раздел 2. Географическое познание нашей планеты - 5 часов 7 География – одна из самых древних наук о Земле. География – одна из самых древних наук о Земле. Следствия шарообразности Земли. Как Эратосфен определил размеры Земли? Работа с источниками географической информации Л4, Л6 М1, М2, М3, М6 П2, П5 3нед окт 8 Работа с картой Построение модели, Работа с картой Л4, Л6 М5, М6, П2, П5, 4нед 11 Древнего Египта. демонстрирующей разную освещенность Солнцем пунктов, расположенных на одном меридиане. Древнего Египта. М7 П7 окт 9 Гномон – древнейший астрономический инструмент Гномон – древнейший астрономический инструмент. Принцип работы гномона. Определение времени по гномону. Построение модели солнечных часов. Построение модели солнечных часов. Л2, Л4, Л6 М5, М6, М7 П2, П4, П6, П9 2нед нояб 10 Квадрант – древнейший астрономический инструмент Квадрант – древнейший астрономический инструмент. Построение модели квадранта. Организация наблюдения за высотой Солнца над горизонтом. Построение модели квадранта. Наблюдение за высотой Солнца над горизонтом Л1, Л2, Л4, Л6 М4, М5, М6, М7 П1, П2, П4, П6, П9 3нед нояб 11 Форма и размеры Земли Форма и размеры Земли. Глобус – модель Земли. Работа с источниками географической информации Л6 М1, М2, М3 П5 4нед нояб Оценивание наглядности и Л6 М5 П4, П5, П7 3нед декаб Раздел 3. Картографический метод географии -10 часов 12 План и карта План и карта. Масштаб. Направления. 12 информативност и карт. 13 Работа с планом Определение по карте своего населенного пункта места проживания и места расположения школы. Составление маршрута пути из дома в школу. Описание маршрута с указанием направлений и расстояний. Составление и описание маршрута пути из дома в школу Л1, Л3, М1, М2, М3, М6 П2, П6, П7 4нед декаб 14 Работа с картой Определение по карте Республики Хакасия известных обучающимся населенных пунктов. Определение расстояний и направлений, составление и описание маршрутов поездок семьи по территории Республики Хакасия. Описание маршрутов поездок семьи по территории Республики Хакасия. Л1, Л3, Л5 М1, М2, М3, М5, М6 П2, П6, П7 2нед янв 14 Проект «Путешествие по Тюменской области» Оформление проектов путешествий по Республике Хакасия с использованием личных фото- и видеоматериалов. Оформление и презентация проектов. Л1, Л3, Л4, Л5 М1, М2, М3, М6, М8, М10 П6, П7, П8 3нед янв 15 Компас Компас, его изобретение. Ориентирование по местным признакам и компасу. Памятка «Заблудившемуся в лесу». Ориентирова-ние по местным признакам и компасу. Л4, Л6 М5, М6, М7, М9 П2, П4, П6, П7, П9 4нед янв 13 Создание памятки 16 Ориентирование Игра «Ориентирование на школьном дворе» Ориентирова-ние на местности Л3, Л4 М5, М6 П3, П7, П9 1нед февр 17 Топонимика Топонимика. Изучение происхождения географических названий. Сколько географических названий на всем земном шаре. Исследование происхождений названий географических объектов Л6 М5, М10 П4, П5, П6, П7 2нед февр 18 Топонимика своей местности Изучение происхождения названий окрестностей села Бородино Исследование происхождений названий местных объектов. Л1, Л3, Л5 М5, М7 П5, П6, П7 3нед февр 19 Игра «Знатоки морских названий» Номенклатура. Игра «Знатоки морских названий», работа с картой. Географическая игра «Знатоки морских названий» Л4, Л6 М5, М6 П7 4нед февр 20 Проект «Использование географических карт» Работа над мини-проектом Презентация проекта Л4, Л6 М1, М2, М3, М6, М8, М10 П6, П7 1нед март Раздел 4. Исследовательский метод географии - 4 часа 14 21 Атмосферное давление Проведение опыта доказательства существования атмосферного давления. Проведение опыта Л4, Л6 М1, М2, М3, М5, М6, М9 П1, П4, П6, П9 2нед март 22 Свойства воды Изучение различных свойств воды в природе и в жизни человека. Определение и сравнение свойств воды Л4, Л6 М1, М2, М3, М5, М6, М9 П1, П6, П8 3нед март 23 Свойства горных пород Измерение скорости просачивания воды в различных горных породах. Определение структуры и механического состава образцов горных пород Л4, Л6 М1, М2, М3, М5, М6, М9 П1, П4, П6 1нед апр 24 Проект «Изучение глубин океана». Оформление мини-проекта с использованием иллюстраций и текста Презентация проекта Л4, Л6 М1, М2, М3 М6, М8, М10 П6, П8 2нед апр Раздел 5. Экология – наука об окружающей среде - 10 часов 2526 Экология – наука об окружающей среде Общие представления о науки экология. Пропаганда экологических знаний. Работа с источниками географической информации Л6, Л7 М5, М7, М11 П4, П5, П8 3нед апр 2728 Пожары и человек Причины пожаров. Действия при пожаре в степи и лесу. Составление буклетов Л6, Л7 М5, М6, М9, М11 П5, П6, П8 4нед апр 15 2930 Природоохранные мероприятия Природоохранные мероприятия. Изготовление агитационных листовок Разработка природоохранных мероприятий. Л4, Л7 М6, М8, М10, М11 П6, П8 1нед май 3132 Правила поведения в окружающей среде Правила поведения в окружающей среде, техника безопасности. Составление буклетов Л6, Л7 М5, М11 П5, П6, П8 2нед май 33 Экскурсия Экскурсия «Экологические проблемы реки Кокса в окрестностях села Бородино». Описание экологических проблем реки Л1, Л3, Л4, Л5, Л7 М6, М7, М11, М12 П3, П6, П8 3нед май 34 Экологическая акция Формирование экологической культуры, экологического сознания, экологического мировоззрения. Очистка территории от мусора Л3, Л4, Л5, Л7 М6, М7, М9, М11, М12 П3, П8 4нед май Итого:34 часов 16