РП Практикум по РЯ 11 к

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ
АДМИНИСТРАЦИЯ УВАТСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА

МАОУ "Ивановская СОШ" Уватского муниципального района
РАССМОТРЕНА
На заседании педагогического
совета
Протокол № 1 от «30» августа
2023 г.

УТВЕРЖДЕНА
Приказом директора МАОУ
"Ивановская СОШ"
Приказ № 225/1 от «30» августа
2023 г.

Рабочая программа
учебного предмета «Практикум по русскому языку»
для обучающихся 11 класса

Составитель: Кошкарова Л.Ю.

с. Уват, 2023 г.

Планируемые результаты
«Практикум по русскому языку» обеспечивает к концу его изучения овладение следующими
знаниями и умениями:
знать:
 Связь языка и истории, культуры русского и других народов;
 Смысл понятий: речевая ситуация и ее компоненты, литературный язык, языковая
норма, культура речи;
 Основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь;
 Орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные
нормы современного русского языка; нормы речевого поведения в социальнокультурной, учебно- научной, официально- деловой сферах общения;
уметь:
- умение оценивать речь с точки зрения языковых норм русского литературного языка
(орфоэпических, лексических, словообразовательных, морфологических, синтаксических);
- умение применять знания по фонетике, лексике, морфемике, словообразованию,
морфологии и синтаксису в практике правописания;
- умение соблюдать в речевой практике основные синтаксические нормы русского
литературного языка;
- умение адекватно понимать информацию (основную и дополнительную, явную и
скрытую) письменного сообщения (текста, микротекста);
- умение понимать и интерпретировать содержание исходного текста;
- умение создавать связное высказывание, выражая в нем собственное мнение по
прочитанному тексту;
- умение аргументировать собственное мнение и последовательно излагать свои мысли;
- умение оформлять письменную речь в соответствии с грамматическими и
пунктуационными нормами литературного языка и соответствующими требованиями к
письменной экзаменационной работе.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Введение. Нормативные и методические документы по подготовке и проведению
государственной (итоговой) аттестации в форме ЕГЭ по русскому языку. Особенности ЕГЭ по
русскому языку. Спецификация экзаменационной работы. Кодификатор. Демонстрационная
версия. Критерии и нормы оценки тестовых заданий и сочинения.
Языковые нормы. Литературный язык. Нормированность речи. Типы норм . Словари
русского языка. Словарь трудностей русского языка.
Орфоэпическая норма, основные правила орфоэпии. Акцентологическая норма (нормы
ударения). Причины нарушения орфоэпических и акцентологических норм. Предупреждение
ошибок на орфоэпическом уровне.
Лексическая норма. Лексическое и грамматическое значения слова. Лексическое
многообразие лексики русского языка: омонимы, синонимы, антонимы, паронимы;
общеупотребительная лексика и лексика ограниченного употребления; заимствованная
лексика, устаревшие и новые слова. Фразеологизмы. Речевые ошибки на лексическом уровне,
их предупреждение.
Грамматические нормы (словообразовательная, морфологическая, синтаксическая
нормы).
Словообразовательная норма.
Способы
словообразования.
Ошибочное
словообразование. Предупреждение ошибок при словообразовании и словообразовательном
анализе.

Морфологические нормы. Правила и нормы образования форм слов разных частей речи.
Морфологический анализ слова. Грамматические и речевые ошибки на морфологическом
уровне, их предупреждение.
Синтаксические нормы. Словосочетание. Виды словосочетаний. Построение
словосочетаний. Лексическая сочетаемость слов в словосочетаниях.
Предложение. Порядок слов в предложении. Виды предложений. Грамматическая
(предикативная) основа предложения. Подлежащее и сказуемое как главные члены
предложения, способы их выражения. Простое и сложное предложения. Интонационная
норма. Нормы согласования (правила согласования слов, согласование сказуемого с
подлежащим, согласование определений с определяемым словом). Нормы управления.
Построение предложений с однородными членами.
Построение сложноподчиненных
предложений. Нормы примыкания. Правильное использование деепричастного оборота.
Синтаксическая синонимия. Правила преобразования прямой речи в косвенную. Типичные
ошибки при нарушении синтаксических норм, их предупреждение.
Нормы письменной речи: орфографические и пунктуационные нормы.
Орфографическая грамотность. Использование алгоритмов при освоении орфографических
правил. Трудные случаи русской орфографии: правописание –Н- и –НН- в суффиксах
различных частей речи; правописание корней. Правописание приставок; правописание личных
окончаний глаголов и суффиксов причастий настоящего времени; правописание суффиксов
различных частей речи (кроме –Н-/-НН-); правописание НЕ и НИ; слитное, дефисное и
раздельное написание омонимичных слов и сочетаний слов).
Пунктуационная грамотность. Использование алгоритмов при освоении пунктуационных
норм. Трудные случаи пунктуации. Пунктуация в простом предложении: знаки препинания в
предложениях
с однородными членами, при обособленных членах (определениях,
обстоятельствах); знаки препинания в предложениях со словами и конструкциями,
грамматически не связанными с членами предложения. Пунктуация в сложных предложениях:
в бессоюзном сложном предложении, в сложноподчинённом предложении; знаки препинания
в сложном предложении с союзной и бессоюзной связью. Сложное предложение с разными
видами связи.
Текст: структура, языковое оформление. Смысловая и композиционная целостность
текста. Последовательность предложений в тексте. Разноаспектный анализ текста. Логикосмысловые отношения между частями микротекста. Средства связи предложений в тексте.
Основная и дополнительная информация микротекста. Информационная обработка
письменных текстов различных стилей и жанров.
Функционально-смысловые типы речи, их отличительные признаки. Предупреждение
ошибок при определении типов речи.
Функциональные стили, их характеристика. Специфика отдельных стилей речи
(произношение, словообразование, лексика и фразеология, морфология, синтаксис).
Предупреждение ошибок при определении стиля текста, его фрагмента.
Изобразительно-выразительные средства языка. Выразительные средства лексики и
фразеологии. Тропы, их характеристика. Стилистические фигуры.
Коммуникативная компетенция выпускника (сочинение). Умения, проверяемые на
коммуникативном уровне выполнения экзаменационной работы. Исходные тексты, их
характеристика. Информационная насыщенность текстов предыдущих лет. Жанровое
многообразие сочинений. Требования к письменной работе выпускника. Композиция
письменной экзаменационной работы.
Формулировка проблем исходного текста. Виды проблем. Способы формулировки
проблемы. Анализ текстов и проблем экзаменационных работ предыдущих лет.
Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста. Способы комментария
проблемы. Письменное оформление комментария.

Авторская позиция. Отражение авторской позиции в тексте. Требования к формулировке
позиции автора в письменной работе. Анализ оформления авторской позиции в письменных
работах выпускников.
Аргументация собственного мнения по проблеме. Формы аргументации. Правила
использования аргументов. Источники аргументации. Анализ письменных работ выпускников
с точки зрения правильности и убедительности приводимых аргументов.
Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения. Логические
ошибки, их характеристика и предупреждение. Абзацное членение, типичные ошибки в
абзацном членении письменной работы, их предупреждение.
Точность и выразительность речи. Речевая культура. Требования к точности и
выразительности речи. Грамматический строй речи. Речевые недочеты.
Фоновое оформление работы. Фактические ошибки, их предупреждение.
Этическая норма.
Анализ и редактирование образцов ученических сочинений. Редактирование собственных
текстов.
Обобщающее повторение.

УЧЕБНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№
п/п
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14

Тематика курса
Введение в курс. Повторение (орфоэпические, лексические,
морфологические нормы русского языка)
Литературный язык. Языковые нормы. Типы норм. Словари
русского языка.
Орфоэпические нормы русского языка
Словообразовательные нормы
Лексические нормы
Морфологические нормы и орфография
Синтаксические нормы и пунктуация
Повторение трудных тем орфографии и пунктуации
Изобразительно-выразительные средства языка
Анализ текста (проблемы, авторская позиция)
Коммуникативная компетенция выпускника. Предупреждение
ошибок при написании сочинения.
Итоговая проверочная работа (репетиционный ЕГЭ)
Анализ и редактирование письменных экзаменационных работ.
Обобщающее повторение
Итого

кол-во часов
1
1
1
1
1
4
4
5
2
3
3
4
2
2
34

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№

1
2
3
4

5

6

7

8-9

10

11

12
13
14

15

Дата Дата
план факт

Тема занятия
11 класс – 34 часа
Повторение
(орфоэпические,
лексические, морфологические нормы)
Повторение темы «Орфография»
Повторение темы «Синтаксис»
Микротекст (структура, смысловая и
композициионая целостность текста). Логикосмысловые отношения между частями
текста.
Основная
и
дополнительная
информация текста.
Информационная обработка текста.
Средства связи предложений в тексте
(смысловые,
лексические,
морфологические).
Функционально-смысловые
типы
речи, их отличительные признаки.
Предупреждение
ошибок
при
определении типов речи в микротексте.
Функциональные
стили,
их
специфика. Предупреждение ошибок
при определении стиля текста, его
фрагмента.
Изобразительно-выразительные
средства
языка.
Выразительные
средства лексики и фразеологии. Тропы
(эпитет, метафора)
Тропы
(сравнение,
метонимия,
синекдоха, ирония
и др.) Умение находить их в тексте.
Стилистические фигуры, их роль в
тексте.
Тренировочно-диагностическая
работа
Коммуникативный
уровень
выполнения экзаменационной работы.
Требования к письменной работе
выпускника (критерии содержания,
композиция,
речевое
оформление,
грамотность)
Исходные
тексты,
их
жанровое
многообразие.
Информационная
насыщенность текстов предыдущих лет.

к-во
час.

форма занятия /соответствие
заданиям ЕГЭ

1

тренинг

1

тренинг

1

тренинг

1

работа / текст

1

практикум

1

работа / текст

1

практикум.

2

практикум

1

практикум

1

практикум

1

практикум

1
1

лекция
практикум

1

работа / текст

16

17

18

19

2021

22

23

2425
26
2728
2932
33
34

Анализ исходного текста.
Формулировка проблем исходного
текста.
Пробле-матика
текстов
предыдущих лет. Варианты формулировок проблемы. Анализ текстов и
проблем
лучших
экзаменационных
работ
прошлых лет.
Проблема и её комментарий. Способы
комментария проблемы, его письменное
оформление.
Авторская позиция, её отражение в
тексте. Требования к формулировке
авторской позиции в письменной работе
выпускника.
Аргументация собственного мнения
по проблеме.
Источники аргументации. Правила
использования аргументов. Этическая
норма.
Анализ
письменных
работ
выпускников предыду-щих лет с точки
зрения правильности и убедитель-ности
приводимых аргументов.
Смысловая
цельность,
речевая
связность
и
после-довательность
изложения письменной работы
Требования
к
точности
и
выразительности речи экзаменационной
работы. Речевые ошибки и недочёты.
Фактические и фоновые ошибки.
Тренировочно-диагности-ческая
работа (написание сочинения)
Анализ и редактирование своих работ
Анализ и редактирование образцов
ученических сочинений. Подготовка к
репетиционному ЕГЭ.
Итоговая зачетная работа в форме
репетиционного ЕГЭ
Анализ
(самоанализ)
итоговых
зачетных работ
Психологическая подготовка к ЕГЭ («Я
справлюсь с работой на ….. баллов») письменная работа с аргументацией
уверенности.

1

практикум

1

практикум

1

практикум

1

практикум

2

практикум

1

практикум

1

практикум

2

сочинение

1
2

самост. работа
тренинг

4

практикум

1

практикум

1

психологич. практикум


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».