МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ АДМИНИСТРАЦИЯ УВАТСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА МАОУ "Ивановская СОШ" Уватского муниципального района РАССМОТРЕНА На заседании педагогического совета Протокол № 1 от «30» августа 2023 г. УТВЕРЖДЕНА Приказом директора МАОУ "Ивановская СОШ" Приказ № 225/1 от «30» августа 2023 г. Рабочая программа учебного предмета «Практикум по русскому языку» для обучающихся 11 класса Составитель: Кошкарова Л.Ю. с. Уват, 2023 г. Планируемые результаты «Практикум по русскому языку» обеспечивает к концу его изучения овладение следующими знаниями и умениями: знать: Связь языка и истории, культуры русского и других народов; Смысл понятий: речевая ситуация и ее компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи; Основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь; Орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского языка; нормы речевого поведения в социальнокультурной, учебно- научной, официально- деловой сферах общения; уметь: - умение оценивать речь с точки зрения языковых норм русского литературного языка (орфоэпических, лексических, словообразовательных, морфологических, синтаксических); - умение применять знания по фонетике, лексике, морфемике, словообразованию, морфологии и синтаксису в практике правописания; - умение соблюдать в речевой практике основные синтаксические нормы русского литературного языка; - умение адекватно понимать информацию (основную и дополнительную, явную и скрытую) письменного сообщения (текста, микротекста); - умение понимать и интерпретировать содержание исходного текста; - умение создавать связное высказывание, выражая в нем собственное мнение по прочитанному тексту; - умение аргументировать собственное мнение и последовательно излагать свои мысли; - умение оформлять письменную речь в соответствии с грамматическими и пунктуационными нормами литературного языка и соответствующими требованиями к письменной экзаменационной работе. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ Введение. Нормативные и методические документы по подготовке и проведению государственной (итоговой) аттестации в форме ЕГЭ по русскому языку. Особенности ЕГЭ по русскому языку. Спецификация экзаменационной работы. Кодификатор. Демонстрационная версия. Критерии и нормы оценки тестовых заданий и сочинения. Языковые нормы. Литературный язык. Нормированность речи. Типы норм . Словари русского языка. Словарь трудностей русского языка. Орфоэпическая норма, основные правила орфоэпии. Акцентологическая норма (нормы ударения). Причины нарушения орфоэпических и акцентологических норм. Предупреждение ошибок на орфоэпическом уровне. Лексическая норма. Лексическое и грамматическое значения слова. Лексическое многообразие лексики русского языка: омонимы, синонимы, антонимы, паронимы; общеупотребительная лексика и лексика ограниченного употребления; заимствованная лексика, устаревшие и новые слова. Фразеологизмы. Речевые ошибки на лексическом уровне, их предупреждение. Грамматические нормы (словообразовательная, морфологическая, синтаксическая нормы). Словообразовательная норма. Способы словообразования. Ошибочное словообразование. Предупреждение ошибок при словообразовании и словообразовательном анализе. Морфологические нормы. Правила и нормы образования форм слов разных частей речи. Морфологический анализ слова. Грамматические и речевые ошибки на морфологическом уровне, их предупреждение. Синтаксические нормы. Словосочетание. Виды словосочетаний. Построение словосочетаний. Лексическая сочетаемость слов в словосочетаниях. Предложение. Порядок слов в предложении. Виды предложений. Грамматическая (предикативная) основа предложения. Подлежащее и сказуемое как главные члены предложения, способы их выражения. Простое и сложное предложения. Интонационная норма. Нормы согласования (правила согласования слов, согласование сказуемого с подлежащим, согласование определений с определяемым словом). Нормы управления. Построение предложений с однородными членами. Построение сложноподчиненных предложений. Нормы примыкания. Правильное использование деепричастного оборота. Синтаксическая синонимия. Правила преобразования прямой речи в косвенную. Типичные ошибки при нарушении синтаксических норм, их предупреждение. Нормы письменной речи: орфографические и пунктуационные нормы. Орфографическая грамотность. Использование алгоритмов при освоении орфографических правил. Трудные случаи русской орфографии: правописание –Н- и –НН- в суффиксах различных частей речи; правописание корней. Правописание приставок; правописание личных окончаний глаголов и суффиксов причастий настоящего времени; правописание суффиксов различных частей речи (кроме –Н-/-НН-); правописание НЕ и НИ; слитное, дефисное и раздельное написание омонимичных слов и сочетаний слов). Пунктуационная грамотность. Использование алгоритмов при освоении пунктуационных норм. Трудные случаи пунктуации. Пунктуация в простом предложении: знаки препинания в предложениях с однородными членами, при обособленных членах (определениях, обстоятельствах); знаки препинания в предложениях со словами и конструкциями, грамматически не связанными с членами предложения. Пунктуация в сложных предложениях: в бессоюзном сложном предложении, в сложноподчинённом предложении; знаки препинания в сложном предложении с союзной и бессоюзной связью. Сложное предложение с разными видами связи. Текст: структура, языковое оформление. Смысловая и композиционная целостность текста. Последовательность предложений в тексте. Разноаспектный анализ текста. Логикосмысловые отношения между частями микротекста. Средства связи предложений в тексте. Основная и дополнительная информация микротекста. Информационная обработка письменных текстов различных стилей и жанров. Функционально-смысловые типы речи, их отличительные признаки. Предупреждение ошибок при определении типов речи. Функциональные стили, их характеристика. Специфика отдельных стилей речи (произношение, словообразование, лексика и фразеология, морфология, синтаксис). Предупреждение ошибок при определении стиля текста, его фрагмента. Изобразительно-выразительные средства языка. Выразительные средства лексики и фразеологии. Тропы, их характеристика. Стилистические фигуры. Коммуникативная компетенция выпускника (сочинение). Умения, проверяемые на коммуникативном уровне выполнения экзаменационной работы. Исходные тексты, их характеристика. Информационная насыщенность текстов предыдущих лет. Жанровое многообразие сочинений. Требования к письменной работе выпускника. Композиция письменной экзаменационной работы. Формулировка проблем исходного текста. Виды проблем. Способы формулировки проблемы. Анализ текстов и проблем экзаменационных работ предыдущих лет. Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста. Способы комментария проблемы. Письменное оформление комментария. Авторская позиция. Отражение авторской позиции в тексте. Требования к формулировке позиции автора в письменной работе. Анализ оформления авторской позиции в письменных работах выпускников. Аргументация собственного мнения по проблеме. Формы аргументации. Правила использования аргументов. Источники аргументации. Анализ письменных работ выпускников с точки зрения правильности и убедительности приводимых аргументов. Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения. Логические ошибки, их характеристика и предупреждение. Абзацное членение, типичные ошибки в абзацном членении письменной работы, их предупреждение. Точность и выразительность речи. Речевая культура. Требования к точности и выразительности речи. Грамматический строй речи. Речевые недочеты. Фоновое оформление работы. Фактические ошибки, их предупреждение. Этическая норма. Анализ и редактирование образцов ученических сочинений. Редактирование собственных текстов. Обобщающее повторение. УЧЕБНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН № п/п 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 Тематика курса Введение в курс. Повторение (орфоэпические, лексические, морфологические нормы русского языка) Литературный язык. Языковые нормы. Типы норм. Словари русского языка. Орфоэпические нормы русского языка Словообразовательные нормы Лексические нормы Морфологические нормы и орфография Синтаксические нормы и пунктуация Повторение трудных тем орфографии и пунктуации Изобразительно-выразительные средства языка Анализ текста (проблемы, авторская позиция) Коммуникативная компетенция выпускника. Предупреждение ошибок при написании сочинения. Итоговая проверочная работа (репетиционный ЕГЭ) Анализ и редактирование письменных экзаменационных работ. Обобщающее повторение Итого кол-во часов 1 1 1 1 1 4 4 5 2 3 3 4 2 2 34 КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ № 1 2 3 4 5 6 7 8-9 10 11 12 13 14 15 Дата Дата план факт Тема занятия 11 класс – 34 часа Повторение (орфоэпические, лексические, морфологические нормы) Повторение темы «Орфография» Повторение темы «Синтаксис» Микротекст (структура, смысловая и композициионая целостность текста). Логикосмысловые отношения между частями текста. Основная и дополнительная информация текста. Информационная обработка текста. Средства связи предложений в тексте (смысловые, лексические, морфологические). Функционально-смысловые типы речи, их отличительные признаки. Предупреждение ошибок при определении типов речи в микротексте. Функциональные стили, их специфика. Предупреждение ошибок при определении стиля текста, его фрагмента. Изобразительно-выразительные средства языка. Выразительные средства лексики и фразеологии. Тропы (эпитет, метафора) Тропы (сравнение, метонимия, синекдоха, ирония и др.) Умение находить их в тексте. Стилистические фигуры, их роль в тексте. Тренировочно-диагностическая работа Коммуникативный уровень выполнения экзаменационной работы. Требования к письменной работе выпускника (критерии содержания, композиция, речевое оформление, грамотность) Исходные тексты, их жанровое многообразие. Информационная насыщенность текстов предыдущих лет. к-во час. форма занятия /соответствие заданиям ЕГЭ 1 тренинг 1 тренинг 1 тренинг 1 работа / текст 1 практикум 1 работа / текст 1 практикум. 2 практикум 1 практикум 1 практикум 1 практикум 1 1 лекция практикум 1 работа / текст 16 17 18 19 2021 22 23 2425 26 2728 2932 33 34 Анализ исходного текста. Формулировка проблем исходного текста. Пробле-матика текстов предыдущих лет. Варианты формулировок проблемы. Анализ текстов и проблем лучших экзаменационных работ прошлых лет. Проблема и её комментарий. Способы комментария проблемы, его письменное оформление. Авторская позиция, её отражение в тексте. Требования к формулировке авторской позиции в письменной работе выпускника. Аргументация собственного мнения по проблеме. Источники аргументации. Правила использования аргументов. Этическая норма. Анализ письменных работ выпускников предыду-щих лет с точки зрения правильности и убедитель-ности приводимых аргументов. Смысловая цельность, речевая связность и после-довательность изложения письменной работы Требования к точности и выразительности речи экзаменационной работы. Речевые ошибки и недочёты. Фактические и фоновые ошибки. Тренировочно-диагности-ческая работа (написание сочинения) Анализ и редактирование своих работ Анализ и редактирование образцов ученических сочинений. Подготовка к репетиционному ЕГЭ. Итоговая зачетная работа в форме репетиционного ЕГЭ Анализ (самоанализ) итоговых зачетных работ Психологическая подготовка к ЕГЭ («Я справлюсь с работой на ….. баллов») письменная работа с аргументацией уверенности. 1 практикум 1 практикум 1 практикум 1 практикум 2 практикум 1 практикум 1 практикум 2 сочинение 1 2 самост. работа тренинг 4 практикум 1 практикум 1 психологич. практикум