МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ИВАНОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА» УВАТСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА Приложение К ООП ООО, утвержденной приказом директора МАОУ «Ивановская СОШ» Уватского муниципального района № 225/1 от 30.08.2023 г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «Вероятность и статистика» для обучающихся 7 класса с. Уват, 2023 г. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО КУРСА «ВЕРОЯТНОСТЬ и СТАТИСТИКА» Рабочая программа по учебному курсу "Вероятность и статистика" для обучающихся 7 классов разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования с учётом и современных мировых требований, предъявляемых к математическому образованию, и традиций российского образования, которые обеспечивают овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу для непрерывного образования и саморазвития, а также целостность общекультурного, личностного и познавательного развития обучающихся. В программе учтены идеи и положения Концепции развития математического образования в Российской Федерации. В эпоху цифровой трансформации всех сфер человеческой деятельности невозможно стать образованным современным человеком без базовой математической подготовки. Уже в школе математика служит опорным предметом для изучения смежных дисциплин, а после школы реальной необходимостью становится непрерывное образование, что требует полноценной базовой общеобразовательной подготовки, в том числе и математической. Это обусловлено тем, что в наши дни растёт число профессий, связанных с непосредственным применением математики: и в сфере экономики, и в бизнесе, и в технологических областях, и даже в гуманитарных сферах. Таким образом, круг школьников, для которых математика может стать значимым предметом, расширяется. Практическая полезность математики обусловлена тем, что её предметом являются фундаментальные структуры нашего мира: пространственные формы и количественные отношения от простейших, усваиваемых в непосредственном опыте, до достаточно сложных, необходимых для развития научных и прикладных идей. Без конкретных математических знаний затруднено понимание принципов устройства и использования современной техники, восприятие и интерпретация разнообразной социальной, экономической, политической информации, малоэффективна повседневная практическая деятельность. Каждому человеку в своей жизни приходится выполнять расчёты и составлять алгоритмы, находить и применять формулы, владеть практическими приёмами геометрических измерений и построений, читать информацию, представленную в виде таблиц, диаграмм и графиков, жить в условиях неопределённости и понимать вероятностный характер случайных событий. Одновременно с расширением сфер применения математики в современном обществе всё более важным становится математический стиль мышления, проявляющийся в определённых умственных навыках. В процессе изучения математики в арсенал приёмов и методов мышлениячеловека естественным образом включаются индукция и дедукция, обобщение и конкретизация, анализ и синтез, классификация и систематизация, абстрагирование и аналогия. Объекты математических умозаключений, правила их конструирования раскрывают механизм логических построений, способствуют выработке умения формулировать, обосновывать и доказывать суждения, тем самым развивают логическое мышление. Ведущая роль принадлежит математике и в формировании алгоритмической компоненты мышления и воспитании умений действовать по заданным алгоритмам, совершенствовать известные и конструировать новые. В процессе решения задач — основой учебной деятельности на уроках математики — развиваются также творческая и прикладная стороны мышления. Обучение математике даёт возможность развивать у обучающихся точную, рациональную и информативную речь, умение отбирать наиболее подходящие языковые, символические, графические средства для выражения суждений и наглядного их представления. Необходимым компонентом общей культуры в современном толковании является общее знакомство с методами познания действительности, представление о предмете и методах математики, их отличий от методов других естественных и гуманитарных наук, об особенностях применения математики длярешения научных и прикладных задач. Таким образом, математическое образование вносит свой вклад в формирование общей культуры человека. Изучение математики также способствует эстетическому воспитанию человека, пониманию красоты и изящества математических рассуждений, восприятию геометрических форм, усвоению идеи симметрии. ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА В современном цифровом мире вероятность и статистика при обретают всё большую значимость, как с точки зрения практических приложений, так и их роли в образовании, необходимом каждому человеку. Возрастает число профессий, при овладении которыми требуется хорошая базовая подготовка в области вероятности и статистики, такая подготовка важна для продолжения образования и для успешной профессиональной карьеры. Каждый человек постоянно принимает решения на основе имеющихся у него данных. А для обоснованного принятия решения в условиях недостатка или избытка информации необходимо в том числе хорошо сформированное вероятностное и статистическое мышление. Именно поэтому остро встала необходимость сформировать у обучающихся функциональную грамотность, включающую в себя в качестве неотъемлемой составляющей умение воспринимать и критически анализировать информацию, представленную в различных формах, понимать вероятностный характер многих реальных процессов и зависимостей, производить простейшие вероятностные расчёты. Знакомство с основными принципами сбора, анализа и представления данных из различных сфер жизни общества и государства приобщает обучающихся к общественным интересам. Изучение основ комбинаторики развивает навыки организации перебора и подсчёта числа вариантов, в том числе, в прикладных задачах. Знакомство с основами теории графов создаёт математический фундамент для формирования компетенций в области информатики и цифровых технологий. Помимо этого, при изучении статистики и вероятности обогащаются представления учащихся о современной картине мира и методах его исследования, формируется понимание роли статистики как источника социально значимой информации и закладываются основы вероятностного мышления. В соответствии с данными целями в структуре программы учебного курса «Вероятность и статистика» основной школы выделены следующие содержательно-методические линии: «Представление данных и описательная статистика»; «Вероятность»; «Элементы комбинаторики»; «Введение в теорию графов». Содержание линии «Представление данных и описательная статистика» служит основой для формирования навыков работы с информацией: от чтения и интерпретации информации, представленной в таблицах, на диаграммах и графиках до сбора, представления и анализа данных с использованием статистических характеристик средних и рассеивания. Работая с данными, обучающиеся учатся считывать и интерпретировать данные, выдвигать, аргументировать и критиковать простейшие гипотезы, размышлять над факторами, вызывающими изменчивость, и оценивать их влияние на рассматриваемые величины и процессы. Интуитивное представление о случайной изменчивости, исследование закономерностей и тенденций становится мотивирующей основой для изучения теории вероятностей. Большое значение здесь имеют практические задания, в частности опыты с классическими вероятностными моделями. Понятие вероятности вводится как мера правдоподобия случайного события. При изучении курса обучающиеся знакомятся с простейшими методами вычисления вероятностей в случайных экспериментах с равновозможными элементарными исходами, вероятностными законами, позволяющими ставить и решать более сложные задачи. В курс входят начальные представления о случайных величинах и их числовых характеристиках. Также в рамках этого курса осуществляется знакомство обучающихся с множествами и основными операциями над множествами, рассматриваются примеры применения для решения задач, а также использования в других математических курсах и учебных предметах. МЕСТО УЧЕБНОГО КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ В 7 классе изучается курс «Вероятность и статистика», в который входят разделы: «Представление данных и описательная статистика»; «Вероятность»; «Элементы комбинаторики»; «Введение в теорию графов». На изучение данного курса отводит 1 учебный час в неделю, всего 34 учебных часа в год. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА "ВЕРОЯТНОСТЬ И СТАТИСТИКА" Представление данных в виде таблиц, диаграмм, графиков. Заполнение таблиц, чтение и построение диаграмм (столбиковых (столбчатых) и круговых). Чтение графиков реальных процессов. Извлечение информации из диаграмм и таблиц, использование и интерпретация данных. Описательная статистика: среднее арифметическое, медиана, размах, наибольшее и наименьшее значения набора числовых данных. Примеры случайной изменчивости. Случайный эксперимент (опыт) и случайное событие. Вероятность и частота. Роль маловероятных и практически достоверных событий в природе и в обществе. Монета и игральная кость в теории вероятностей. Граф, вершина, ребро. Степень вершины. Число рёбер и суммарная степень вершин. Представление о связности графа. Цепи и циклы. Пути в графах. Обход графа (эйлеров путь). Представление об ориентированном графе. Решение задач с помощью графов. ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Освоение учебного курса «Вероятность и статистика» должно обеспечивать достижение на уровне основного общего образования следующих личностных, метапредметных и предметных образовательных результатов: ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Личностные результаты освоения программы учебного предмета «Вероятность и статистика» характеризуются: Патриотическое воспитание: проявлением интереса к прошлому и настоящему российской математики, ценностным отношением к достижениям российских математиков и российской математической школы, к использованию этих достижений в других науках и прикладных сферах. Гражданское и духовно-нравственное воспитание: готовностью к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, представлением о математических основах функционирования различных структур, явлений, процедур гражданского общества (выборы, опросы и пр.); готовностью к обсуждению этических проблем, связанных с практическим применением достижений науки, осознанием важности морально-этических принципов в деятельности учёного. Трудовое воспитание: установкой на активное участие в решении практических задач математической направленности, осознанием важности математического образования на протяжении всей жизни для успешной профессиональной деятельности и развитием необходимых умений;осознанным выбором и построением индивидуальной траектории образования и жизненных планов с учётом личных интересов и общественных потребностей. Эстетическое воспитание: способностью к эмоциональному и эстетическому восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений; умению видеть математические закономерности в искусстве. Ценности научного познания: ориентацией в деятельности на современную систему научных представлений об основных закономерностях развития человека, природы и общества, пониманием математической науки каксферы человеческой деятельности, этапов её развития и значимости для развития цивилизации; овладением языком математики и математической культурой как средством познания мира; овладением простейшими навыками исследовательской деятельности. Физическое воспитание, формирование культуры здоровья и эмоционального благополучия: готовностью применять математические знания в интересах своего здоровья, ведения здорового образа жизни (здоровое питание, сбалансированный режим занятий и отдыха, регулярная физическая активность); сформированностью навыка рефлексии, признанием своего права на ошибку и такого же права другого человека. Экологическое воспитание: ориентацией на применение математических знаний для решения задач в области сохранности окружающей среды, планирования поступков и оценки их возможных последствий для окружающей среды; осознанием глобального характера экологических проблем и путей их решения. Личностные результаты, обеспечивающие адаптацию обучающегося к изменяющимсяусловиям социальной и природной среды: - готовностью к действиям в условиях неопределённости, повышению уровня своей компетентности через практическую деятельность, в том числе умение учиться у других людей, приобретать в совместной деятельности новые знания, навыки и компетенции из опыта других; - необходимостью в формировании новых знаний, в том числе формулировать идеи, понятия, гипотезы об объектах и явлениях, в том числе ранее не известных, осознавать дефициты собственных знаний и компетентностей, планировать своё развитие; - способностью осознавать стрессовую ситуацию, воспринимать стрессовую ситуацию как вызов, требующий контрмер, корректировать принимаемые решения и действия, формулировать и оценивать риски и последствия, формировать опыт. МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Метапредметные результаты освоения программы учебного курса «Вероятность и статистика» характеризуются овладением универсальными познавательными действиями, универсальными коммуникативными действиями и универсальными регулятивными действиями. Универсальные познавательные действия обеспечивают формирование базовых когнитивных процессов обучающихся (освоение методов познания окружающего мира;применение логических, исследовательских операций, умений работать с информацией). Базовые логические действия выявлять и характеризовать существенные признаки математических объектов, понятий, отношений между понятиями; формулировать определения понятий; устанавливать существенный признак классификации, основания для обобщения и сравнения, критерии проводимого анализа; воспринимать, формулировать и преобразовывать суждения: утвердительные и отрицательные, единичные, частные и общие; условные; выявлять математические закономерности, взаимосвязи и противоречия в фактах, данных, наблюдениях и утверждениях; предлагать критерии для выявления закономерностей и противоречий; делать выводы с использованием законов логики, дедуктивных и индуктивныхумозаключений, умозаключений по аналогии; разбирать доказательства математических утверждений (прямые и от противного), проводить самостоятельно несложные доказательства математических фактов, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры; обосновывать собственные рассуждения; выбирать способ решения учебной задачи (сравнивать несколько вариантов решения, выбирать наиболее подходящий с учётом самостоятельно выделенных критериев). Базовые исследовательские действия: использовать вопросы как исследовательский инструмент познания; формулировать вопросы, фиксирующие противоречие, проблему, самостоятельно устанавливать искомое и данное, формировать гипотезу, аргументировать свою позицию, мнение; проводить по самостоятельно составленному плану несложный эксперимент, небольшое исследование по установлению особенностей математического объекта, зависимостей объектов между собой; самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведённого наблюдения, исследования, оценивать достоверность полученных результатов, выводов и обобщений; прогнозировать возможное развитие процесса, а также выдвигать предположения о его развитии в новых условиях Работа с информацией: выявлять недостаточность и избыточность информации, данных, необходимых для решениязадачи; выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию различныхвидов и форм представления; выбирать форму представления информации и иллюстрировать решаемые задачи схемами, диаграммами, иной графикой и их комбинациями; оценивать надёжность информации по критериям, предложенным учителем или сформулированным самостоятельно. Универсальные коммуникативные действия обеспечивают сформированность социальныхнавыков обучающихся. Общение: воспринимать и формулировать суждения в соответствии с условиями и целями общения; ясно, точно, грамотно выражать свою точку зрения в устных и письменных текстах, давать пояснения по ходу решения задачи, комментировать полученный результат; в ходе обсуждения задавать вопросы по существу обсуждаемой темы, проблемы, решаемой задачи, высказывать идеи, нацеленные на поиск решения; сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций; в корректной форме формулировать разногласия, свои возражения; представлять результаты решения задачи, эксперимента, исследования, проекта; самостоятельно выбирать формат выступления с учётом задач презентации и особенностей аудитории. Сотрудничество: понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при решенииучебных математических задач; принимать цель совместной деятельности, планировать организацию совместной работы,распределять виды работ, договариваться, обсуждать процесс и результат работы; обобщать мнения нескольких людей; участвовать в групповых формах работы (обсуждения, обмен мнениями, мозговые штурмы идр.); выполнять свою часть работы и координировать свои действия с другими членами команды; оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям, сформулированнымучастниками взаимодействия. Универсальные регулятивные действия обеспечивают формирование смысловых установок и жизненных навыков личности. Самоорганизация: самостоятельно составлять план, алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ решения с учётом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать и корректировать варианты решений с учётом новой информации. Самоконтроль: — владеть способами самопроверки, самоконтроля процесса и результата решенияматематической задачи; предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении задачи, вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств, найденных ошибок, выявленных трудностей; оценивать соответствие результата деятельности поставленной цели и условиям, объяснять причины достижения или недостижения цели, находить ошибку, давать оценку приобретённому опыту. ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Предметные результаты освоения курса «Вероятность и статистика» в 7 классе характеризуются следующими умениями. Читать информацию, представленную в таблицах, на диаграммах; Представлять данные в виде таблиц, строить диаграммы (столбиковые (столбчатые) икруговые) по массивам значений. Описывать и интерпретировать реальные числовые данные, представленные в таблицах, на диаграммах, графиках. Использовать для описания данных статистические характеристики: среднееарифметическое, медиана, наибольшее и наименьшее значения, размах. Иметь представление о случайной изменчивости на примерах цен, физических величин, антропометрических данных; иметь представление о статистической устойчивости. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ Количество часов Дата Виды деятельности всего конт практ. раб. раб. Раздел 1. Представление данных – 7 часов 1.1. Представление 1 0 0 Осваивать способы представления статистических данных и данных в числовых массивов с помощью таблиц и диаграмм с использованием таблицах. актуальных и важных данных (демографические данные, производство промышленной и сельскохозяйственной продукции, общественные и природные явления) 1.2. Практические 1 0 1 Изучать методы работы с табличными и графическими вычисления по представлениями данных с помощью цифровых ресурсов в ходе табличным данным. практических работ 1.3. Извлечение и 1 0 0 Изучать методы работы с табличными и графическими интерпретация представлениями данных с помощью цифровых ресурсов в ходе табличных практических работ данных. 1.4. Практическая 1 0 1 Изучать методы работы с табличными и графическими работа представлениями данных с помощью цифровых ресурсов в ходе «Таблицы». практических работ 1.5. Графическое 1 0 0 Изучать методы работы с табличными и графическими представление представлениями данных с помощью цифровых ресурсов в ходе данных в виде практических работ круговых, столбиковых 1.6. Чтение и 1 0 1 Изучать методы работы с табличными и графическими построение представлениями данных с помощью цифровых ресурсов в ходе диаграмм. практических работ 1.7. Примеры 1 0 0 Осваивать способы представления статистических данных и демографических числовых массивов с помощью таблиц и диаграмм с диаграмм. использованием актуальных и важных данных (демографические данные, производство промышленной и сельскохозяйственной продукции, общественные и природные явления) 1.8. Практическая 1 0 1 Осваивать способы представления статистических данных и работа числовых массивов с помощью таблиц и диаграмм с «Диаграммы использованием актуальных и важных данных (демографические данные, производство промышленной и сельскохозяйственной № п/п Наименование разделов и тем программы Виды, формы контроля Электронные (цифровые) образовательные ресурсы Устный опрос; https://www.yaklass.ru/p/infor matika/9-klass/obrabotkachislovoi-informatcii13600/obzor-elektronnykhПрактичес tablitc-13530/re-1817d078кая работа ec2c-425b-b247-0b0b4909f7f6 Письменн https://foxford.ru/wiki/matemat ый ika/tablitsy-variantov Практичес кая работа Письменн https://resh.edu.ru/subject/lesso ый n/1988/start/ контроль Письменн https://foxford.ru/wiki/matemat ый ika/stolbchatye-i-krugovyediagrammy Устный опрос Практичес кая работа продукции, общественные и природные явления) Итого по разделу 7 Раздел 2. Описательная статистика – 8 часов 2.1. Числовые наборы. 1 0 0 2.2. Среднее арифметическое 2.3. Медиана числового набора Устойчивость медианы 2.5. Практическая работа «Средние значения» 2.6. Наибольшее и наименьшее значения 2.7. Размах. 2.4. 1 0 1 1 0 0 1 0 0 1 0 1 1 0 0 2 1 0 Итого по разделу 8 Раздел 3. Случайная изменчивость - 6 часов 3.1. Случайная 1 0 0 изменчивость (примеры). 3.2. Частота значений в 1 0 0 массиве данных. 3.3. Группировка. 1 0 0 3.4. Гистограммы. 2 0 0 Осваивать понятия: числовой набор, мера центральной тенденции (мера центра), в том числе среднее арифметическое, медиана Описывать статистические данные с помощью среднего арифметического и медианы Осваивать понятия: наибольшее и наименьшее значения числового массива, размах. Решать задачи на выбор способа описания данных в соответствии с природой данных и целями исследования. Изучать свойства средних, в том числе с помощью цифровых ресурсов, в ходе практических работ Решать задачи на выбор способа описания данных в соответствии с природой данных и целями исследования Письменн ый Письменн ый https://foxford.ru/wiki/matemat ika/statisticheskieharakteristiki https://ui.mobedu.ru/ui/index.html#/bookshel f/course/3/topic/2900/lesson/63 09?page=1 Тестиров https://foxford.ru/wiki/matemat ание ika/mediana-chislovogo-ryada Письменн ый Практичес https://ui.mobкая edu.ru/ui/index.html#/bookshelf работа /course/3/topic/2900/lesson/630 Осваивать понятия: наибольшее и наименьшее значения числового Письменн 9?page=1 массива, размах ый Осваивать понятия: наибольшее и наименьшее значения числового массива, размах. Решать задачи на выбор способа описания данных в соответствии с природой данных и целями исследования. Контрольн https://foxford.ru/wiki/matemati ая работа ka/razmah-chislovogo-ryada Осваивать понятия: частота значений в массиве данных, группировка данных, гистограмма «Оценочн http://www.myshared.ru/slide/1 ый лист» 72945/ Осваивать понятия: частота значений в массиве данных, Письменн группировка данных, гистограмма ый Осваивать понятия: частота значений в массиве данных, Тестиров группировка данных, гистограмма ание Строить и анализировать гистограммы, подбирать подходящий шаг Устный группировки; опрос https://resh.edu.ru/subject/lesso n/1556/start/ https://obrazovaka.ru/matemati ka/stolbchataya-diagramma- 3.5. Практическая 1 0 1 работа «Случайная изменчивость» Итого по разделу: 6 Раздел 4. Введение в теорию графов – 4 часа 4.1. Граф, вершина, 0.25 0 0 ребро. 4.2. Представление 0.25 0 0 задачи с помощью 4.3. Степень 0.5 0 0 (валентность) вершины 4.4. Число рёбер и 0.5 0 0.5 суммарная степень вершин 4.5. Цепь и цикл. 0.5 0 0 4.6. Путь в графе 0.5 0 0 4.7. Представление о 0.5 0 связности графа 0 4.8. Обход графа 0.5 0 (эйлеров путь). Представление об 0.5 0 ориентированных графах. 0.5 4.9. 0 Осваивать графические представления разных видов случайной изменчивости, в том числе с помощью цифровых ресурсов, в ходе практической работы Контрольн primery-6-klass.html ая, работа Осваивать понятия: граф, вершина графа, ребро графа, степень (валентность вершины), цепь и цикл Решать задачи на поиск суммы степеней вершин графа, на поиск обхода графа, на поиск путей в ориентированных графах Устный опрос; Письменн ый Решать задачи на поиск суммы степеней вершин графа, на поиск обхода графа, на поиск путей в ориентированных графах Решать задачи на поиск суммы степеней вершин графа, на поиск обхода графа, на поиск путей в ориентированных графах Осваивать понятия: граф, вершина графа, ребро графа, степень (валентность вершины), цепь и цикл Осваивать понятия: граф, вершина графа, ребро графа, степень (валентность вершины), цепь и цикл Осваивать способы представления задач из курса алгебры, геометрии, теории вероятностей, других предметов с помощью графов (карты, схемы, электрические цепи, функциональные соответствия) на примерах Осваивать понятия: путь в графе, эйлеров путь, обход графа, ориентированный граф Осваивать способы представления задач из курса алгебры, геометрии, теории вероятностей, других предметов с помощью графов (карты, схемы, электрические цепи, функциональные соответствия) на примерах Итого по разделу: 4 Раздел 5. Вероятность и частота случайного события – 4 часа 5.1. Случайный опыт и 0.5 0 0 Осваивать понятия: случайный опыт и случайное событие, случайное событие маловероятное и практически достоверное событие 5.2. Вероятность и 0.5 0 0 Изучать значимость маловероятных событий в природе и частота события обществе на важных примерах (аварии, несчастные случаи, защита персональной информации, передача данных) https://www.yaklass.ru/p/infor matika/11-klass/grafy-ialgoritmy-na-grafakh40408/sposoby-predstavleniiagrafov-37023/re-ce12c4a0Тестиров 6196-442f-a2ca-0bc0842b54f1 ание Устный https://foxford.ru/wiki/matemati опрос; ka/grafy Письменн ый Устный опрос Устный опрос https://foxford.ru/wiki/matemati ka/derevya https://www.yaklass.ru/p/infor matika/11-klass/grafy-ialgoritmy-na-grafakh40408/sposoby-predstavleniiagrafov-37023/re-ce12c4a06196-442f-a2ca-0bc0842b54f1 Практич. работа; Устный https://foxford.ru/wiki/informati опрос ka/grafy-osnovnye-terminy Письменн https://foxford.ru/wiki/matemati ый ka/veroyatnost-sluchaynogoТестирова sobytiyahttps://ui.mobedu.ru/ui/index.html#/bookshelf ние /course/3/topic/2900/lesson/630 5.3. Роль 1 0 1 маловероятных и практически достоверных событий в природе 5.4. Монета и игральная 1 0 0 кость в теории 5.5. Практическая работа1 0 1 «Частота выпадения орла» Итого по разделу: 4 Раздел 6. Обобщение, контроль – 5 часов 6.1. Описательная 1 0 0 статистика. 6.2. Представление 2 0 1 данных. Изучать значимость маловероятных событий в природе и обществе на важных примерах (аварии, несчастные случаи, защита персональной информации, передача данных) Практичес 7 кая работа Изучать роль классических вероятностных моделей (монета, игральная кость) в теории вероятностей Наблюдать и изучать частоту событий в простых экспериментах, в том числе с помощью цифровых ресурсов, в ходе практической работы. Письменн ый Практичес кая работа; Повторять изученное и выстраивать систему знаний Решать задачи на представление и описание данных с помощью изученных характеристик Письменн ый Практич. работа; 6.3. Вероятность случайного события. Итого по разделу: ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ Обсуждать примеры случайных событий, мало вероятных и практически достоверных случайных событий, их роли в природе и жизни чело века Контроль https://foxford.ru/wiki/matemati ная ka/veroyatnost-sluchaynogoработа sobytiya 2 1 0 5 34 2 11 https://foxford.ru/wiki/matemati ka/graficheskoyepredstavleniye-statisticheskoyinformatsii ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ (корпус 1) 7 КЛАСС Количество часов № п/п 1 2 3 4 5 6 7 Тема урока Представление данных в таблицах Практические вычисления по табличным данным Извлечение и интерпретация табличных данных Практическая работа "Таблицы" Графическое представление данных в виде круговых, столбиковых (столбчатых) диаграмм Чтение и построение диаграмм. Примеры демографических диаграмм Диаграмма в здоровом образе жизни. Практическая работа "Диаграммы" Всего Контрольные работы Практические работы 1 05.09.2023 1 12.09.2023 1 1 Виды деятельности по развитию ФГ Электронные цифровые образовательные ресурсы Читать информацию, представленную в таблицах, представлять данные в виде таблиц Библиотека ЦОК 19.09.2023 1 1 https://m.edsoo.ru/863ec1f8 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863ec324 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863ec78e 26.09.2023 03.10.2023 Читать информацию, представленную в таблицах, на диаграммах, представлять данные в виде таблиц, диаграмм Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863ed18e Библиотека ЦОК 1 1 Дата изучения 10.10.2023 1 https://m.edsoo.ru/863ed602 Библиотека ЦОК 17.10.2023 https://m.edsoo.ru/863ed72e 8 9 10 11 12 13 14 15 16 Числовые наборы. Среднее арифметическое Числовые наборы. Среднее арифметическое Медиана числового набора. Устойчивость медианы Медиана числового набора. Устойчивость медианы Практическая работа "Средние значения" Наибольшее и наименьшее значения числового набора. Размах Наибольшее и наименьшее значения числового набора. Размах Вычисляем средний заработок в семье Наибольшее и наименьшее значения числового набора. Размах Контрольная 1 24.10.2023 1 07.11.2023 1 14.11.2023 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863ed846 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863ed846 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863edb3e 21.11.2023 1 1 1 Библиотека ЦОК 28.11.2023 05.12.2023 1 12.12.2023 1 1 Описывать и интерпритировать реальные числовые данные, представленные в таблицах, на диаграммах, графиках. https://m.edsoo.ru/863edc6a Использовать для описания данных статистические характеристики: среднее арифметическое, медиана, наибольшее и наименьшее значения, размер. Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863ee07a 19.12.2023 1 Библиотека ЦОК 17 18 работа по темам "Представление данных. Описательная статистика" Случайная изменчивость (примеры) Частота значений в массиве данных 1 Группировка 1 20 Гистограммы 1 21 Гистограммы 1 22 Практическая работа "Случайная изменчивость" 1 23 24 25 Степень (валентность) вершины. Число рёбер и суммарная степень вершин. Цепь и цикл Цепь и цикл. Путь в графе. Представление о 09.01.2024 1 19 Граф, вершина, ребро. Представление задачи с помощью графа https://m.edsoo.ru/863ee390 26.12.2023 1 1 1 16.01.2024 23.01.2024 30.01.2024 Использовать для описания данных статистические характеристики: среднее арифметическое, медиана, наибольшее и наименьшее значения, размер. 06.02.2024 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863ee4bc Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863ee69c Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863ee9d0 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863eee1c Библиотека ЦОК 13.02.2024 20.02.2024 27.02.2024 05.03.2024 https://m.edsoo.ru/863eecc8 Иметь представление о случайной изменчивости на примерах цен, физических величин, антропометрических данных. Иметь представление о случайной изменчивости на примерах цен, физических величин, антропометрических данных. Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863eef52 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863ef0ba Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863ef236 26 27 28 29 30 31 32 связности графа Представление об ориентированных графах Случайный опыт и случайное событие Вычисляем вероятность встречи медведя в лесу Вероятность и частота события. Роль маловероятных и практически достоверных событий в природе и в обществе Монета и игральная кость в теории вероятностей Практическая работа "Частота выпадения орла" Контрольная работа по темам "Случайная изменчивость. Графы. Вероятность случайного события" Повторение, обобщение. Представление Библиотека ЦОК 1 12.03.2024 Библиотека ЦОК 1 19.03.2024 02.04.2024 1 09.04.2024 1 1 https://m.edsoo.ru/863ef4d4 Библиотека ЦОК 1 1 https://m.edsoo.ru/863ef3b2 1 1 16.04.2024 23.04.2024 https://m.edsoo.ru/863ef646 Иметь представление о случайной изменчивости на примерах цен, физических величин, антропометрических данных. Иметь представление о случайной изменчивости, о статистической устойчивости Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863ef8a8 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863f0186 Библиотека ЦОК 30.04.2024 https://m.edsoo.ru/863efa24 данных Повторение, обобщение. Описательная статистика Броня крепка и танки наши быстры (вероятность попадания снаряда в цель) Повторение, обобщение. 34 Вероятность случайного события ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ 33 № 6 14 27 33 Библиотека ЦОК 1 07.05.2024 Библиотека ЦОК 1 34 https://m.edsoo.ru/863efbaa 14.05.2024 2 https://m.edsoo.ru/863efec0 5 Тема урока Диаграмма в здоровом образе жизни. Вычисляем средний заработок в семье Вычисляем вероятность встречи медведя в лесу Броня крепка и танки наши быстры (вероятность попадания снаряда в цель) Дата проведения ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ (корпус 2) № п/п 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. 16. 17. 18. 19. 20. 21. 22. 23. 24. 25. 26. 27. 28. 29. 30. 31. 32. 33. 34. дата план Тема урока факт Представление данных – 7 часов Представление данных в таблицах Практические вычисления по табличным данным Извлечение и интерпретация табличных данных Практическая работа по теме «Таблицы». Графическое представление данных в виде круговых и столбчатых диаграмм Примеры демографических диаграмм Практическая работа по теме «Диаграммы» Описательная статистика – 8 часов Числовые наборы. Среднее арифметическое Медиана числового набора Устойчивость медианы Практическая работа по теме «Средние значения» Наибольшее и наименьшее значения числового набора Размах Контрольная работа по теме «Описательная статистика» Случайная изменчивость - 6 часов Случайная изменчивость(примеры) Частота значений в массиве данных Группировка Гистограммы Построение гистограмм Практическая работа по теме «Случайная изменчивость» Введение в теорию графов – 4 часа Граф, вершина, ребро. Степень (валентность) вершины Число рёбер и суммарная степень вершин. Цепь и цикл Путь в графе. Представление о связности графа Обход графа. Представление об ориентированных графах Вероятность и частота случайного события – 4 часа Случайный опыт и случайное событие. Вероятность и частота события. Роль маловероятных и практически достоверных событий в природе и в обществе Монета и игральная кость в теории вероятностей Практическая работа по теме «Частота выпадения орла» Обобщение, контроль – 5 часов Представление данных Описательная статистика Вероятность случайного события Итоговая аттестация. Контрольная работа Подведение итогов