Аннотация 6-8 класс география ОВЗ

Аннотация к адаптированной рабочей программе по географии для 6-8 кл. для обучающихся с
ОВЗ (УО)
Рабочая программа составлена на основе следующих нормативно-правовых и инструктивнометодических документов:
- Программы специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида: 5-9 кл./ Под
редакцией В.В. Воронковой (раздел «География 6-9 классы» автор Т.Г. Лифанова). – Москва:
Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2001 г. – Сб. 1.
Рабочая программа построена с учетом реализации межпредметных связей с курсом
природоведения 5 класса, в ходе которого изучались основные знания о неживой природе;
формировались представление о мире, который окружает человека.
Цель школьного курса географии – дать элементарные, но научные и систематические
сведения о природе, населении, хозяйстве своего края, России и зарубежных стран, показать
особенности взаимодействия человека и природы, познакомить с культурой и бытом разных народов,
помочь усвоить правила поведения в природе.
География дает благодатный материал для патриотического, интернационального и
экологического воспитания учащихся.
Данная рабочая программа составлена с учетом психофизических особенностей учащихся с
интеллектуальной недостаточностью
Личностными результатами изучения курса являются:
 развитие любознательности и формирование интереса к изучению курса географии;
 развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
 воспитание ответственного отношения к природе, осознание необходимости защиты
окружающей среды;
 развитие мотивации к изучению предмета.
Метапредметными результатами изучения курса являются:
 овладение способами самоорганизации учебной деятельности, что включает в себя
умения: с помощью учителя ставить цели и планировать личную учебную
деятельность; по возможности оценивать свой вклад в деятельность класса (группы); с
помощью учителя проводить самооценку уровня личных учебных достижений;
 формирование приемов работы с информацией: поиск и отбор с помощью учителя
источников информации (справочные издания на печатной основе и в виде CD,
Интернет и т.д.), в соответствии с учебной задачей или жизненной ситуацией, ее
понимание;
 формирование учебно-логических умений и навыков: с помощью учителя делать
выводы и анализировать материал, сравнивать, исключать и обобщать учебный
материал.
Познание мира предполагает изучение
системы
взаимосвязанных дисциплин,
обеспечивающих преемственность содержания. Курс географии имеет много смежных тем с
биологией, историей, русским языком, чтением, математикой, изобразительным искусством, СБО и
другими предметами.
Учитывая общие и специальные задачи коррекционной школы, данная рабочая программа
предусматривает повторяемость материала (в разных формах и объеме). Ряд тем постепенно
усложняется и расширяется от 6 к 9 классу, что способствует более прочному усвоению
элементарных географических знаний умственно отсталыми учащимися.
Учебный материал расположен по годам обучения следующим образом:
6 класс – «Начальный курс физической географии»;
7 класс – «География России»;
1

8 класс – «География материков и океанов»;
В рабочей программе выделены практические работы, указаны межпредметные связи, а также
по годам обучения сформулированы основные требования к знаниям и умениям школьников.
Рабочая программа в соответствии с учебным планом школы в 6-8 классах рассчитана на 34
учебные недели ( по1 часу в неделю в соответствии с расписанием)
Предлагаемое в рабочей программе распределение часов по темам соответствует авторской
программе Т.Г. Лифановой «География 6-9 классы».
Распределение учебных часов по разделам курса и последовательность изучения тем и
разделов по программе осуществляется следующим образом:
6 класс
1. Введение – 2 часа
2. Ориентирование на местности – 3 часа
3. Фомы поверхности Земли – 2 часа
4. Вода на Земле – 5 часов
5. План и карта – 5 часов
6. Земной шар – 7 часов
7. Карта России – 10 часов
7 класс
1. Обзорный урок – 1 час
2. Зона арктических пустынь – 3 часа
3. Зона тундры – 4 часа
4. Лесная зона – 10 часов
5. Степи – 4 часа
6. Полупустыни и пустыни – 3 часа
7. Субтропики – 2 часа
8. Высотная поясность в горах – 7 часов
8 класс
1. Африка – 6 часов
2. Австралия – 4 часа
3. Антарктида – 3 часа
4. Америка – 11 часов
5. Евразия – 10 часов
Учебно-методическое обеспечение учебного курса:
6 класс
Учебно-дидактический материал для учащихся
Лифанова Т.М., Соломина Е.Н. Начальный курс физической географии: 6 класс: учебник для
специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. – М.: Просвещение, 2006
Лифанова Т.М. Рабочая тетрадь по физической географии 6 класс. М.: Просвещение, 2001
Атлас 6 класс
Методические пособия для учителя
География. Энциклопедия для детей. М.: «Махаон», 2000
Петрова Н.Н. География начальный курс: 6 класс. М.: Дрофа, 1997
Воробьёва Т.Н. География 6 класс : поурочное планирование к учебнику. Волгоград, «Учитель –
АСТ»2002
Чичерина О.В. Тематический тестовый контроль по начальному курсу географии 6 класс. М.: Сфера,
2000
Каткова Е.Г. Сборник тестовых заданий и итогового контроля природоведения 4 класс. М. :
«Интеллект – Центр», 2001
2

7 класс
Учебно-дидактический материал для учащихся
Лифанова Т.М., Соломина Е.Н. География материков и океанов 7 класс. Учебник для специальных
(коррекционных) ОУ VIII вида. М.: «Просвещение», 2004
Лифанова Т.М. Рабочая тетрадь по физической географии России. М.: «Просвещение», 2001
Атлас 7 класс
Методические пособия для учителя
Митрофанов И.В. Тематические игры по географии. Методика проведения игр: вопросы, задания,
ключи. М.: «Сфера», 2002
Григорьева Е.В. Природа Южного Урала. Челябинск, 2001
8 класс
Учебно-дидактический материал для учащихся
Лифанова Т.М., Соломина Е.Н. География материков и океанов 8 класс. Учебник для специальных
(коррекционных) ОУ VIII вида. М.: «Просвещение», 2004
Атлас 8 класс
Методические пособия для учителя
География. Энциклопедия для детей. М.: «Махаон», 2000
Новенко Д.В. Тематическое и поурочное планирование. География 7 класс. М.: «Просвещение», 1997
Крылова О.В. Методическое пособие по географии материков и океанов. 7 класс. М.:
«Просвещение», 1997
Лазаревич К.С. Я иду на урок географии: Физическая география материков и океанов: книга для
учителя. М.: «Первое сентября», 2000
1. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРЕДМЕТА,
ПРАКТИЧЕСКИЕ РАБОТЫ
6 класс
Учащиеся научатся ориентироваться на местности, познакомятся с физической картой России,
ее географическим положением, границами, формами земной поверхности, водоемами. Этот раздел
предполагает проведение экскурсий с целью формирования более точных географических
представлений о формах земной поверхности и водоемах своей местности. Изучаются темы
«Явления природы», «Краткие сведения о Земле, Солнце и Луне», «Освоение космоса». Это позволит
своевременно начать формирование элементарных географических знаний и тесной связи с
физическими и астрономическими, что создает наиболее полное представление о планете Земля и ее
оболочках.
Практические работы:
Упражнение в определении направлений на местности, плане и карте.
Упражнения в умении обозначать направления на плане и контурной карте.
Упражнения в измерении расстояний на местности и изображение их на плане (чертеже) в
масштабе.
Вычерчивание простейших планов (нескольких предметов, класса).
Изготовление в столярной мастерской во внеклассное время съемного плана-макета
школьного участка.
Зарисовка в тетрадях и изготовление таблицы условных знаков плана, условных знаков и
цветов физической карты.
3

Чтение простейших планов по условным знакам (школьного участка, местности).
Изготовление топографического лото.
Моделирование из пластилина и воды реки, озера, острова, полуострова или изготовление
макетов.
Зарисовка схем реки, озера, колодца, острова, полуострова.
Проведение опытов, доказывающих:
1. растворение морской соли в воде и сравнение ее по вкусу с пресной водой;
2. очистка воды фильтрованием.
Упражнение в определении направления течения реки, различение берегов и других ее частей.
Изготовление из пластилина модели земного шара с обозначением экватора и полюсов.
Показ с помощью теллурия смены дня и ночи.
Оформление таблицы океанов и материков.
Обозначение на контурной карте материков и океанов, первых кругосветных путешествий.
Вычерчивание в тетради схемы расположения поясов освещенности на земном шаре.
«Опоясывание» глобуса лентами красного, зеленого и белого цветов. Прикрепление контуров
растений и животных к соответствующим поясам освещенности.
Обозначение границ нашей Родины, пограничных государств, нанесение названий изученных
географических объектов на контурную карту России.
Изготовление условных знаков полезных ископаемых и прикрепление их к магнитной карте.
Изготовление планшетов: условный знак полезного ископаемого – образец из коллекции – его
название – основные месторождения.
Путешествия (на карте) по нашей стране.
7 класс
Учащиеся знакомятся с природой и хозяйством России. Изучение вопросов физической,
элементов экономической и социальной географии своей страны должно рассматриваться в тесной
взаимосвязи, а природа изучаться как среда обитания и жизнедеятельности людей, как источник
ресурсов для развития народного хозяйства. Значительное внимание уделено экологическим
проблемам. Необходимо раскрыть причины обострения экологических ситуаций в районах южных
морей, Волго-Каспийского бассейна, Прибайкалья и Забайкалья, районов Севера. На изучение
«Географии России» отведен 7 класс, в содержании учебного материала выделены два основных
блока:
I.
Особенности природы и хозяйства России (общая характеристика).
II.
Природные зоны России.
Требуют особого внимания вопросы геополитического и экономико-географического положения
России после распада СССР. Необходимо разъяснить направления экономической реформы в России,
ее целям и приоритетам.
При изучении курса необходимо констатировать новые национально-территориальные
образования, подчеркивая культурные и этнографические особенности населения.
При изучении природных зон России следует обратить внимание на географическое положение
каждой природной зоны, ее рельеф, месторождения полезных ископаемых, экологические проблемы.
Изучаются климат, водоемы, растительный и животный мир; города, занятия населения, заповедники
и заказники каждой природной зоны.
Практические работы:
Работа с физической картой и картой природных зон России.
Нанесение на контурные карты изученных объектов и надписывание их названий.
Запись названий и зарисовка в тетрадях наиболее типичных для изучаемой природной зоны
растений и животных.
4

Изготовление из картона условных знаков полезных ископаемых.
Вычерчивание схемы смены природных зон в горах и других схем, помогающих причинноследственные зависимости.
Изготовление несложных макетов по различным природным зонам.
8 класс
Три четверти 8 класса отводится на изучение Мирового океана, Африки, Австралии, Антарктиды,
Северной и Южной Америки. Учащиеся знакомятся с природой континентов, населением,
особенностями хозяйственной деятельности, бытом, культурой людей, отдельными государствами. В
четвертой четверти дается общий обзор природных условий Евразии.
Практические работы:
Обозначение океанов на контурной карте полушарий.
Составление схемы хозяйственного использования океанов.
Обозначение на контурной карте острова Мадагаскар, полуострова Сомали, рек Нил, Нигер, Заир,
Атласских гор, Суэцкого канала, изученных государств Африки.
Запись названий и зарисовки в тетрадях наиболее типичных растений и животных Африки.
Обозначение на контурной карте островов Новая Гвинея, Тасмания, реки Муррей, городов
Канберра, Сидней и Мельбурн.
Обозначение на контурной карте Антарктиды.
Обозначение на контурной карте Карибского моря, Гудзонова и Мексиканского заливов, островов
Гренландия и Куба, полуостровов Аляска, Флорида, Калифорния, гор Кордильеры, рек Миссисипи и
Миссури Великих озер. Нанесение изученных государств Северной Америки и их столиц.
Обозначение на контурной карте острова Огненная Земля, Панамского канала, Амазонской
равнины, гор Анд, реки Амазонки, озера Титикака, Магелланова пролива.
Нанесение изученных государств Южной Америки и их столиц.
Запись названий и зарисовки в тетрадях наиболее типичных растений и животных Южной
Америки.
Обозначение на контурной карте Евразии морей (Норвежское, Северное, Балтийское,
Средиземное, Красное, Аравийское, Южно-Китайское, Восточно-Китайское, Желтое, Японское,
Черное, Каспийское), заливов (Финский, Бенгальский, Персидский), островов (Великобритания,
Шри-Ланка, Индонезия, Японские), полуостровов (Скандинавский, Пиренейский, Апеннинский,
Балканский, Малая Азия, Аравийский, Индостан, Индокитай, Корея, Крымский), гор (Альпы,
Пиренеи, Апеннины, Гималаи, Тянь-Шань, Кавказ), рек (Висла, Дунай, Эльба, Хуанхэ, Янцзы, Инд,
Ганг, Днепр, Дон, Сырдарья, Амударья), озера Балхаш, пустынь (Гоби, Каракум, Кызылкум).
Проведение границы между Европой и Азией.
Запись в тетради названий типичных растений и животных Евразии.
3. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
(предметные результаты)
6 класс
Учащиеся должны знать:
Что изучает география;
Горизонт, линию и стороны горизонта;
Основные формы земной поверхности;
Виды водоемов, их различия;
5

Меры по охране воды от загрязнения;
Правила поведения в природе;
Отличие плана от рисунка и географической карты;
Масштаб, его обозначения;
Основные направления на плане, географической карте;
Условные цвета и знаки географической карты;
Расположение воды и суши на Земле;
Материки и океаны, их расположение на глобусе и карте полушарий;
Солнце как ближайшую к Земле звезду и его значение для жизни на Земле;
Значение запусков в космос искусственных спутников Земли и людей в космос, имена первых
космонавтов;
Различия в нагревании и освещении земной поверхности Солнцем;
Расположение поясов освещенности на глобусе и карте полушарий;
Основные типы климатов;
Географическое положение нашей страны на физической карте России и корте полушарий.
Учащиеся должны уметь:
Определять стороны горизонта, ориентироваться по Солнцу, компасу, местным признакам;
Выявлять на местности особенности рельефа, водоемов;
Делать схематические зарисовки, простейшие модели и макеты изучаемых форм земной
поверхности;
Читать планы местности (для начальных классов массовой школы);
Ориентироваться по плану, на географической карте, глобусе;
Читать географическую карту;
Составлять описания изучаемых объектов с опорой на карту и картины;
Показывать на карте объекты, указанные в программе, обозначать их на контурной карте.
7 класс
Учащиеся должны знать:
Положение России на физической карте, карте полушарий и глобусе;
Пояса освещенности, в которых расположена наша страна;
Природные зоны России, зависимость их размещения от климатических условий и высоты над
уровнем моря;
Природные условия и богатства России, возможности использования их человеком;
Типичных представителей животного и растительного мира в каждой природной зоне;
Хозяйство, основное население, его занятия и крупные города в каждой природной зоне;
Экологические проблемы и основные мероприятия по охране природы в России;
Правила поведения в природе;
Расположение географических объектов на территории России, указанных в рабочей программе.
Учащиеся должны уметь:
Показывать границы России на глобусе, карте полушарий, физической карте, карте природных
зон России, давать элементарное описание природы по зонам, пользуясь картами;
Показывать по картам (физической и природных зон России) географические объекты, указанные
в программе, наносить их названия на контурную карту;
Устанавливать взаимосвязь между климатом, растительным и животным миром, природными
условиями и занятиями населения;
Делать несложные макеты изучаемых природных зон;
Принимать простейшие меры по охране окружающей среды, правильно вести себя в природе.
8 класс

6

Учащиеся должны знать:
Атлантический, Северный Ледовитый, Тихий, Индийский океаны. Географическое положение и
их хозяйственное значение;
Особенности географического положения, очертания берегов и природные условия каждого
материка, население и его особенности размещения.
Учащиеся должны уметь:
Показывать на географической карте океаны, давать им характеристику;
Определять на карте полушарий географическое положение и очертания берегов каждого
материка, давать элементарное описание их природных условий.
4. КОНТРОЛЬНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
Контроль за знаниями, умениями и навыками обучающихся осуществляется в ходе устных
опросов, проведения тестов, контрольных работ. Тексты контрольно-измерительных материалов
создает учитель в соответствии с психофизическим особенностями каждого класса. Контроль
осуществляется в конце каждой четверти (промежуточный контроль). В конце года проводится
итоговая контрольная работа (итоговый контроль) по изученному материалу.

7


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».