Аннотация к РП по музыке 1-4 классы

Аннотация к
рабочей программе
по учебному предмету «Музыка»
для обучающихся 1-4 классов
Программа по (предмет) музыка для 1-4 классов разработана в соответствии с
требованиями:
– Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
(в действующей редакции)
– приказа Минпросвещения от 31.05.2021 № 287 «Об утверждении федерального
государственного образовательного стандарта основного общего образования»;
– приказа Минпросвещения от 18.05.2023 № 370 «Об утверждении федеральной
образовательной программы основного общего образования»;
– приказа Минпросвещения от 22.03.2021 № 115 «Об утверждении Порядка организации и
осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам
– образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего
образования»;
– СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания
и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», утвержденных постановлением главного
санитарного врача от 28.09.2020 № 28;
– СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению
безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания», утвержденных
постановлением главного санитарного врача от 28.01.2021 № 2;
– концепции преподавания (предмет Музыка в Российской Федерации, утвержденной
распоряжением Правительства от 09.04.2016 № 637-р;
– учебного плана основного общего образования, утвержденного приказом МАОУ
«Ивановская СОШ» УМР, федеральной рабочей программы по учебному предмету «Музыка».
– Положения о рабочих программах учебных предметов, курсов и модулей, учебных курсов
внеурочной деятельности в МАОУ «Ивановская СОШ» УМР Уватского района
– .Рабочая программа ориентирована на целевые приоритеты, сформулированные в
федеральной рабочей программе воспитания и в рабочей программе воспитания МАОУ
«Ивановская СОШ».
– ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «МУЗЫКА»
Музыка – универсальный антропологический феномен, неизменно присутствующий во всех
культурах и цивилизациях на протяжении всей истории человечества. Используя интонационновыразительные средства, она способна порождать эстетические эмоции, разнообразные чувства
и мысли, яркие художественные образы, для которых характерны, с одной стороны, высокий
уровень обобщённости, с другой – глубокая степень психологической вовлечённости личности.
Эта особенность открывает уникальный потенциал для развития внутреннего мира человека,
гармонизации его взаимоотношений с самим собой, другими людьми, окружающим миром через
занятия музыкальным искусством.
Музыка действует на невербальном уровне и развивает такие важнейшие качества и
свойства, как целостное восприятие мира, интуиция, сопереживание, содержательная рефлексия.
Огромное значение имеет музыка в качестве универсального языка, не требующего перевода,

1

позволяющего понимать и принимать образ жизни, способ мышления и мировоззрение
представителей других народов и культур.
Музыка, являясь эффективным способом коммуникации, обеспечивает межличностное и
социальное взаимодействие людей, в том числе является средством сохранения и передачи идей
и смыслов, рождённых в предыдущие века и отражённых в народной, духовной музыке,
произведениях великих композиторов прошлого. Особое значение приобретает музыкальное
воспитание в свете целей и задач укрепления национальной идентичности. Родные интонации,
мелодии и ритмы являются квинтэссенцией культурного кода, сохраняющего в свёрнутом виде
всю систему мировоззрения предков, передаваемую музыкой не только через сознание, но и на
более глубоком – подсознательном – уровне.
Музыка – временное искусство. В связи с этим важнейшим вкладом в развитие комплекса
психических качеств личности является способность музыки развивать чувство времени,
чуткость к распознаванию причинно-следственных связей и логики развития событий, обогащать
индивидуальный опыт в предвидении будущего и его сравнении с прошлым.
Музыка обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребёнка,
развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует умения и навыки в
сфере эмоционального интеллекта, способствует самореализации и самопринятию личности.
Таким образом музыкальное обучение и воспитание вносит огромный вклад в эстетическое и
нравственное развитие ребёнка, формирование всей системы ценностей.
ЦЕЛЬ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «МУЗЫКА»
Музыка жизненно необходима для полноценного образования и воспитания ребёнка,
развития его психики, эмоциональной и интеллектуальной сфер, творческого потенциала.
Признание самоценности творческого развития человека, уникального вклада искусства в
образование и воспитание делает неприменимыми критерии утилитарности.
Основная цель реализации программы – воспитание музыкальной культуры как части всей
духовной культуры обучающихся. Основным содержанием музыкального обучения и
воспитания является личный и коллективный опыт проживания и осознания специфического
комплекса эмоций, чувств, образов, идей, порождаемых ситуациями эстетического восприятия
(постижение мира через переживание, интонационно-смысловое обобщение, содержательный
анализ произведений, моделирование художественно-творческого процесса, самовыражение
через творчество).
В процессе конкретизации учебных целей их реализация осуществляется по следующим
направлениям:
1) становление системы ценностей обучающихся, развитие целостного миропонимания в
единстве эмоциональной и познавательной сферы;
2) развитие потребности в общении с произведениями искусства, осознание значения
музыкального искусства как универсальной формы невербальной коммуникации между людьми
разных эпох и народов, эффективного способа автокоммуникации;
3) формирование творческих способностей ребёнка, развитие внутренней мотивации к
интонационно-содержательной деятельности.
Важнейшими задачами изучения предмета «Музыка» в основной школе являются:
1. Приобщение к общечеловеческим духовным ценностям через личный психологический
опыт эмоционально-эстетического переживания.

2

2. Осознание социальной функции музыки. Стремление понять закономерности развития

музыкального искусства, условия разнообразного проявления и бытования музыки в
человеческом обществе, специфики её воздействия на человека.
3. Формирование ценностных личных предпочтений в сфере музыкального искусства.
Воспитание уважительного отношения к системе культурных ценностей других людей.
Приверженность парадигме сохранения и развития культурного многообразия.
4. Формирование целостного представления о комплексе выразительных средств
музыкального искусства. Освоение ключевых элементов музыкального языка, характерных для
различных музыкальных стилей.
5. Развитие общих и специальных музыкальных способностей, совершенствование в
предметных умениях и навыках, в том числе:
а) слушание (расширение приёмов и навыков вдумчивого, осмысленного восприятия
музыки; аналитической, оценочной, рефлексивной деятельности в связи с прослушанным
музыкальным произведением);
б) исполнение (пение в различных манерах, составах, стилях; игра на доступных
музыкальных инструментах, опыт исполнительской деятельности на электронных и
виртуальных музыкальных инструментах);
в)
сочинение (элементы вокальной и инструментальной импровизации, композиции,
аранжировки, в том числе с использованием цифровых программных продуктов);
г)
музыкальное движение (пластическое интонирование, инсценировка, танец,
двигательное моделирование и др.);
д)
творческие проекты, музыкально-театральная деятельность (концерты, фестивали,
представления);
е)
исследовательская деятельность на материале музыкального искусства.
6. Расширение культурного кругозора, накопление знаний о музыке и музыкантах,
достаточное для активного, осознанного восприятия лучших образцов народного и
профессионального искусства родной страны и мира, ориентации в истории развития
музыкального искусства и современной музыкальной культуре. Программа составлена на основе
модульного принципа построения учебного материала и допускает вариативный подход к
очерёдности изучения модулей, принципам компоновки учебных тем, форм и методов освоения
содержания.
Содержание учебного предмета структурно представлено восемью модулями
(тематическими линиями):
инвариантные:
модуль № 1 «Народная музыка России»;
модуль № 2 «Классическая музыка»;
модуль № 3 «Музыка в жизни человека»
вариативные:
модуль № 4 «Музыка народов мира»;
модуль № 5 «Духовная музыка»;
модуль № 6 «Музыка театра и кино»;
модуль № 7 «Современная музыкальная культура»;
модуль № 8 «Музыкальная грамота»

3

Общее число часов, рекомендованных для изучения музыки
‑ 135 часов:
в 1 классе – 33 часа (1 час в неделю),
во 2 классе – 34 часа (1 час в неделю),
в 3 классе – 34 часа (1 час в неделю),
в 4 классе – 34 часа (1 час в неделю).

МЕСТО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного
общего образования учебный предмет «Музыка» входит в предметную область «Искусство»,
является обязательным для изучения и преподаётся в начальной школе с 1 по 4 класс
включительно.
При этом мы руководствовались принципом регулярности занятий и равномерности
учебной нагрузки, которая должна составлять не менее 1 академического часа в неделю. Общее
количество – не менее 135 часов (по 34 часа в год).
При разработке рабочей программы по предмету «Музыка» школа использовала
возможности сетевого взаимодействия, в том числе с организациями системы дополнительного
образования детей, учреждениями культуры, организациями культурно-досуговой сферы
(онлайн театры, музеи, творческие союзы). Вариативные модули реализуются за счёт часов
внеурочной деятельности.
Изучение предмета «Музыка» предполагает активную социокультурную деятельность
обучающихся, участие в исследовательских и творческих проектах, в том числе основанных на
межпредметных связях с такими дисциплинами образовательной программы, как
«Изобразительное искусство», «Литература», «География», «История», «Обществознание»,
«Иностранный язык» и др.
Учебный предмет «Музыка» изучается 1-4 класс, рассчитан на 1 час в неделю, в том числе
на практические работы – 17 часов. Контрольные работы – 0. Итоговый контроль проводится в
форме практической работы.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКТ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЙ
РЕАЛИЗАЦИЮ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ПО МУЗЫКЕ ДЛЯ 1 – 4 КЛАССОВ,
ВКЛЮЧАЕТ:
1. ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА:
• Музыка, 1 класс /Сергеева Г.П., Критская Е.Д., Акционерное общество «Издательство
«Просвещение»; 2021.
• Музыка, 2 класс /Сергеева Г.П., Критская Е.Д., Акционерное общество «Издательство
«Просвещение»; 2021.
• Музыка, 3 класс /Сергеева Г.П., Критская Е.Д., Акционерное общество «Издательство
«Просвещение»; 2021.
• Музыка, 4 класс /Сергеева Г.П., Критская Е.Д., Акционерное общество
«Издательство «Просвещение»; 2021.

4

2. МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ:
Музыка. Хрестоматия музыкального материала. 1 класс [Ноты]: пособие для учителя /
сост. Е. Д. Критская. – М.: Просвещение, 2021. Музыка. Хрестоматия музыкального материала.
6 класс [Ноты]: пособие для учителя / сост. Е. Д. Критская. – М.: Просвещение, 2021. Музыка.
Хрестоматия музыкального материала. 7 класс [Ноты]: пособие для учителя / сост. Е. Д.
Критская. – М.: Просвещение, 2021.
Музыка. Хрестоматия музыкального материала.1 класс
[Ноты]: пособие для учителя / сост. Е. Д. Критская. – М.: Просвещение, 2021.
Музыка.
Фонохрестоматия. 1 класс [Электронный ресурс] / сост. Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С.
Шмагина. – М.: Просвещение, 2021.
– 1 электрон. опт. диск (CD-ROM). Музыка. Фонохрестоматия. 2 класс [Электронный
ресурс] / сост. Е.Д. Критская, Г. П. Сергеева, Т.С. Шмагина. – М.: Просвещение, 2021.
– 1 электрон. опт. диск (CD-ROM). Музыка. Фонохрестоматия. 3 класс [Электронный
ресурс] / сост. Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина. – М.: Просвещение, 2021.
– 1 электрон. опт. диск (CD-ROM). Музыка. Фонохрестоматия. 4 класс [Электронный
ресурс] / сост. Е.Д. Критская, Г. П. Сергеева, Т.С. Шмагина. – М.: Просвещение, 2021.
– 1 электрон. опт. диск (CD-ROM). Музыка. 1-4классы. Сборник рабочих программ.
Предметная линия учебников Г.П. Сергеевой, Е.Д. Критской: пособие для учителей
общеобразоват. организаций / [ Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская, И.Э. Кашекова]. – 4- е изд. – М.:
Просвещение, 2021. – 126 с.
Уроки музыки. Поурочные разработки. 1-4 классы / Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская. - 3- е изд.
- М.: Просвещение, 2021. - 230 г. Уроки музыки. Поурочные разработки. 1-4 классы / Г.П.
Сергеева, Е.Д. Критская. - 3- е изд.
- М.: Просвещение, 2021. - 331 г.
3. ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ:
1. Единая коллекция - http://collection. cross- edu.ru/catalog/rubr/ f544 b3b7- f1f4- 5b76-f453552 f31d9 b164
2. Российский общеобразовательный портал - http://music. edu. ru/
3. Детские электронные книги и презентации - http://viki. rdf.ru/
4. Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов. – Режим доступа:
http://school- collection. edu.ru
5. Российская Электронная Школа
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
1. УЧЕБНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ: Классная магнитная доска, компьютер, мультимедийный
проектор, экспозиционный экран, МФУ.
2. ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ: Классная магнитная
доска, компьютер, мультимедийный проектор, экспозиционный экран, МФУ.

5


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».