РП Шахматы 1-4 классы

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ «ИВАНОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ШКОЛА»
УВАТСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА
Приложение 3
К ООП НОО, утвержденной
приказом директора МАОУ
«Ивановская СОШ» Уватского
муниципального района
№ 225/1 от 30.08.2023 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
(ID 1657209)
учебного предмета «Шахматы»
для обучающихся 1-4 классов

2023г

Пояснительная записка.
Рабочая программа курса «Шахматы» для 1-4 классов составлена в соответствии с
нормативными документами:
1. ФГОС начального общего образования (утвержден приказом от 6 октября 2009 года
№373 (зарегистрирован Минюстом России 22 декабря 2009 года №15785)
2. Примерной программы по шахматам.
3. Программы к завершѐнной предметной линии учебников «Шахматы в школе» для 1-4
классов под редакцией Е.А. Прудниковой, Е.И. Волковой.
Цель учебного предмета «Шахматы»:
1. равномерное развитие логического и физического интеллекта детей.
2. формирование основ здорового образа жизни и их интеллектуальное развитие
посредством занятий шахматами и физической культурой.
Задачи преподавания шахмат в школе:
Общие:
- гармоничное развитие детей, увеличение объѐма их двигательной активности,
укрепление здоровья;
- обучение новым знаниям, умениям и навыкам по шахматам;
- выявление, развитие и поддержка одарѐнных детей в области спорта, привлечение
обучающихся, проявляющих повышенный интерес и способности к занятиям шахматами
в школьные спортивные клубы, секции, к участию в соревнованиях;
- развитие интереса к самостоятельным занятиям физическими упражнениями,
интеллектуально – спортивным подвижным играм, различным формам активного отдыха
и досуга.
Образовательные:
- освоение знаний о физической культуре и спорте в целом, истории развития
шахмат;
- освоение базовых основ шахматной игры, возможности шахматных фигур,
особенностей их взаимодействия с использованием интеллектуально – спортивных
подвижных игр;
- овладение приемами матования одинокого короля различными фигурами, способами
записи шахматной партии, тактическими приемами в типовых положениях;
- освоение принципов игры в дебюте, методов краткосрочного планирования
действий во время партии;
- обучение новым двигательным действиям средствами шахмат и использование
шахматной игры в прикладных целях для увеличения двигательной активности и
оздоровления;
- обучение приѐ мам и методам шахматной борьбы с учетом возрастных особенностей,
индивидуальных и физиологических возможностей школьников.
Оздоровительные:
- формирование представлений об интеллектуальной и физической культуре вообще и о
шахматах в частности;
- формирование первоначальных умений саморегуляции интеллектуальных,
эмоциональных и двигательных проявлений;

- укрепление здоровья обучающихся, развитие основных физических качеств и
повышение функциональных возможностей их организма;
- формирование у детей культуры движений, обогащение их двигательного опыта
интеллектуально – спортивными подвижными играми, как средствами шахмат, так и
физическими упражнениями с общеразвивающей направленностью.
Воспитательные:
- приобщение к самостоятельным занятиям интеллектуальными и физическими
упражнениям, играм, и использование их в свободное время;
- воспитание положительных качеств личности, норм коллективного взаимодействия и
сотрудничества в учебной и соревновательной деятельности;
- воспитание у детей устойчивой мотивации к интеллектуально – физкультурным
занятиям.
Программа разработана для учащихся 1–4 классов и рассчитана на изучение материала
в течение 135 часов. В соответствии с Образовательной программой школы, на изучение
предмета «Шахматы» отводится 1 час в неделю, что составляет 33 часа в первом классе , 34
часа во2-4 классах.

Учебно-тематический план
1 класс
№
1
2

Содержание программного материала
Теоретические основы и правила шахматной игры
Практико - соревновательная деятельность
Итого

часы
30ч
3ч
33ч.

2 класс
№
1
2

Содержание программного материала
Теоретические основы и правила шахматной игры
Практико - соревновательная деятельность
Итого

часы
21ч
13ч
34 ч.

3 класс
№
1
2

Содержание программного материала
Теоретические основы и правила шахматной игры
Практико - соревновательная деятельность
Итого

часы
21ч
13ч
34 ч.

4 класс
№
1
2

Содержание программного материала
Теоретические основы и правила шахматной игры
Практико - соревновательная деятельность
Итого

часы
23ч
11ч
34ч

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения
конкретного учебного предмета
Данная
программа
обеспечивает
достижение
необходимых
личностных,
метапредметных, предметных результатов освоения курса, заложенных в ФГОС НОО.
Личностные результаты освоения программы – отражают индивидуальные личностные
качества обучающихся, которые они должны приобрести в процессе освоения
программного материала.
- формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости
за свою Родину, российский народ и историю России;
- формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других
народов;
- ориентация на моральные нормы и их выполнение, способность к моральной
децентрации;
- формирование чувства прекрасного и эстетического чувства на основе знакомства с
мировой и отечественной шахматной культурой;
- формирование основ шахматной культуры;
- понимание необходимости личного участия в формировании собственного
здоровья;
- понимание основных принципов культуры безопасного, здорового образа жизни;
- наличие мотивации к творческому труду, работе на результат;
- готовность и способность к саморазвитию и самообучению;
- уважительное отношение к иному мнению;
- приобретение основных навыков сотрудничества со взрослыми людьми и сверстниками;
умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
- этические чувства доброжелательности, толерантности и эмоциональнонравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам и обстоятельствам
других людей;
- умение управлять своими эмоциями;
- дисциплинированность, внимательность, трудолюбие и упорство в достижении
поставленных целей;
- навыки творческого подхода в решении различных задач, к работе на результат;
- оказание бескорыстной помощи окружающим.
Метапредметные результаты освоения программы - характеризуют уровень
сформированности
универсальных
учебных
действий:
познавательных,
коммуникативных и регулятивных.
Познавательные УУД:
- умение с помощью педагога и самостоятельно выделять, и формулировать
познавательную цель деятельности в области шахматной игры;
- овладение способом структурирования шахматных знаний;
- овладение способом выбора наиболее эффективного способа решения учебной задачи в
зависимости от конкретных условий;
- овладение способом поиска необходимой информации;
- умение совместно с учителем самостоятельно ставить и формулировать
проблему, самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблемы
творческого или поискового характера;
- овладение действием моделирования, а также широким спектром логических действий и
операций, включая общие приѐмы решения задач;

- умение строить логические цепи рассуждений;
- умение анализировать результат своих действий;
- умение воспроизводить по память информацию;
- умение устанавливать причинно – следственные связи;
- умение логически рассуждать, просчитывать свои действия, предвидеть
реакцию соперника, сравнивать, развивать концентрацию внимания, умение находить
нестандартные решения.
Коммуникативные УУД:
- находить компромиссы и общие решения, разрешать конфликты на основе
согласования различных позиций;
- формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение, уметь вести
дискуссию, обсуждать содержание и результаты совместной деятельности;
- умение донести свою позицию до других;
- умения учитывать позицию партнера (собеседника), организовывать и
осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками, адекватно
передавать информацию и отображать предметное содержание и условия
деятельности в речи.
Регулятивные УУД:
- умение планировать, контролировать и объективно оценивать свои умственные,
физические, учебные и практические действия в соответствии с поставленной задачей и
условиями ее реализации;
- способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать ее
реализацию (в том числе во внутреннем плане), контролировать и оценивать свои действия,
вносить соответствующие коррективы в их выполнение.
Предметные результаты освоения программы – характеризуют умение и опыт
обучающихся, которые приобретаются и закрепляются в процессе освоения учебного
предмета.
– формирование первоначальных представлений о древней игре, о ее позитивном влиянии
на развитие человека (физическое, интеллектуальное, эмоциональное, социальное), о
физической культуре и здоровье как факторах успешной учебы и социализации;
– овладение умениями организовать здоровьесберегающую жизнедеятельность (режим
дня, утренняя зарядка, оздоровительные мероприятия, подвижные игры и т.д.);
– взаимодействие со сверстниками по правилам проведения шахматной партии и
соревнований в соответствии с шахматным кодексом;
– выполнение простейших элементарных шахматных комбинаций;
- развитие восприятия, внимания, воображения, памяти, мышления, начальных форм
волевого управления поведением.

Планируемые результаты
В результате освоения программы «Шахматы в школе» учащиеся должны знать
/применять:
– правила техники безопасности во время занятий;
– историю возникновения и развития шахматной игры;
– имена чемпионов мира по шахматам и ведущих шахматистов мира, какой
вклад они внесли в развитие шахмат;
– вклад чемпионов мира по шахматам в развитие шахматной культуры;
– историю возникновения шахматных соревнований, правила проведения соревнований,
шахматный этикет, а также какими личностными (интеллектуальными, физическими,
духовно-нравственными) качествами должен обладать шахматист - спортсмен;

– историю развития шахматной культуры и спорта в России, выдающихся шахматных
деятелей России;
– приобретѐнные знания и умения в самостоятельной творческой деятельности
К концу первого учебного года (первого класса) учащиеся должны:
уметь объяснять шахматные термины: белое и черное поле, горизонталь,
вертикаль, диагональ, центр, партнеры, начальное положение, белые и черные, ход,
взятие, стоять под боем, взятие на проходе, длинная и короткая рокировка, шах,
мат, паи, ничья;
знать шахматные фигуры (ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король), правила хода и
взятие каждой фигуры;
иметь представление о том, что такое нападение, и уметь видеть элементарные
угрозы партнера;
ориентироваться на шахматной доске;
играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами без
нарушения правил шахматного кодекса;
правильно располагать шахматную доску между партнерами;
правильно расставлять фигуры перед игрой;
различать горизонталь, вертикаль, диагональ;
рокировать короля, объявлять шах, ставить мат, решать элементарные задачи на
мат в один ход;
знать, что такое ничья, пат и вечный шах;
знать цену каждой шахматной фигуры;
усвоить технику матования одинокого короля двумя ладьями, ферзем и ладьей,
ферзем и королем;
владеть способом взятие на проходе;
записывать шахматную партию;
уметь играть целую шахматную партию с партнером от начала до конца с записью
своих ходов и ходов партнера.
К концу второго учебного года (второго класса) учащиеся должны:
уметь видеть нападение со стороны партнера, защищать свои фигуры, нападать и
создавать свои угрозы;
защищать свои фигуры от нападения и угроз;
решать шахматные задачи на тактику и видеть следующие тактические угрозы в
партиях: двойной удар, связку, ловлю фигур, сквозной удар, мат на последней
горизонтали, открытый и двойной шахи;
ставить мат одинокому королю ладьей и королем;
разыгрывать шахматную партию с партнером от начала и до конца, правильно
выводя фигуры в дебюте;
реализовать большое материальное преимущество.
К концу третьего учебного года (третий класс) учащиеся должны:
владеть новыми элементами шахматной тактики: «завлечение», «отвлечение»,
«уничтожение защиты», «спѐртый мат»;
понимать основы разыгрывания дебюта и правильно выводить фигуры в начале
партии;
знать способы атаки на рокировавшегося и нерокировавшегося короля;
уметь разыгрывать элементарные пешечные эндшпили и реализовывать большое
материальное преимущество;
принимать участие в шахматных соревнованиях.

К концу четвертого учебного года (четвертый класс) учащиеся должны:
владеть основными шахматными позициями,
владеть основными элементами шахматной тактики и технике расчета вариантов в
практической игре,
находить и решать различные шахматные комбинации, в том числе мат в два-три
хода,
знать и применять основные принципы развития фигур в дебюте, открытые дебюты
и их теоретические варианты,
уметь атаковать короля при разносторонних и равносторонних рокировках,
разыгрывать элементарные пешечные, ладейные и легкофигурные эндшпили, знать
теоретические позиции,
уметь реализовывать материальное преимущество,
принимать участие в шахматных соревнованиях.

Содержание учебного предмета
1 класс
Теоритические основы и правила шахматной игры (30ч)
Сведения из истории шахмат.
История зарождения и развития шахматной игры, ее роль в современном обществе.
Чемпионы мира по шахматам. Современные выдающиеся отечественные и зарубежные
шахматисты.
Базовые понятия шахматной игры.
Правила техники безопасности во время занятий шахматами, понятие о травмах и
способах их предупреждения. Правила поведения шахматистов, шахматный этикет.
Шахматные соревнования и правила их проведения.
Структура и содержание тренировочных занятий по шахматам. Основные термины и
понятия в шахматной игре: белое и черное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр,
шахматные фигуры (ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король); ход и взятие каждой фигуры,
нападение, начальное положение, ход, взятие, удар, взятие на проходе, длинная и короткая
рокировка, шах, мат, пат, ничья, ценность шахматных фигур, сравнительная сила фигур,
основные тактические приемы, шахматная партия, запись шахматной партии.
Практико-соревновательная деятельность (3ч)
Соревнования.
Данный вид деятельности включает в себя конкурсы решения позиций, соревнования.
2 класс
Теоритические основы и правила шахматной игры (21ч)
Сведения из истории шахмат.
Шахматная игра как спорт в международном сообществе. Чемпионы мира по
шахматам. Современные выдающиеся отечественные и зарубежные шахматисты.
Базовые понятия шахматной игры.
Правила техники безопасности во время занятий шахматами, понятие о травмах и
способах их предупреждения. Правила поведения шахматистов, шахматный этикет.
Шахматные соревнования и правила их проведения.
Структура и содержание тренировочных занятий по шахматам. Основные термины и
понятия в шахматной игре: белое и черное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр,
шахматные фигуры (ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король); ход и взятие каждой

фигуры, нападение, начальное положение, ход, взятие, удар, взятие на проходе, длинная и
короткая рокировка, шах, мат, пат, ничья, ценность шахматных фигур, сравнительная сила
фигур, основные тактические приемы, шахматная партия, запись шахматной партии,
основы дебюта.
Практико-соревновательная деятельность (13ч)
Конкурсы решения позиций.
Соревнования.
Шахматный праздник.
Данный вид деятельности включает в себя конкурсы решения позиций, спарринги,
соревнования, шахматные праздники.
3 класс
Теоритические основы и правила шахматной игры (21ч)
Сведения из истории шахмат.
Шахматная игра как спорт в международном сообществе; цели, задачи, оздоровительное
и воспитательное значение шахмат. История зарождения соревнований по шахматам,
системы проведения шахматных соревнований.
Базовые понятия шахматной игры.
Правила техники безопасности во время занятий шахматами, понятие о травмах и
способах их предупреждения. Правила поведения шахматистов, шахматный этикет.
Шахматные соревнования и правила их проведения.
Структура и содержание тренировочных занятий по шахматам. Основные термины и
понятия в шахматной игре: белое и черное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр,
шахматные фигуры (ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король); ход и взятие каждой фигуры,
нападение, начальное положение, ход, взятие, удар, взятие на проходе, длинная и короткая
рокировка, шах, мат, пат, ничья, ценность шахматных фигур, сравнительная сила фигур,
основные тактические приемы, шахматная партия, запись шахматной партии, основы
дебюта, атака на рокировавшегося и нерокировавшегося короля в начале партии, атака при
равносторонних и разносторонних рокировках, основы анализа шахматной партии, основы
пешечных эндшпилей.
Практико-соревновательная деятельность (13ч)
Конкурсы решения позиций.
Соревнования.
Шахматный праздник
Данный вид деятельности включает в себя конкурсы решения позиций, спарринги,
соревнования, шахматные праздники.
4 класс
Теоритические основы и правила шахматной игры (23ч)
Сведения из истории шахмат.
История появления шахмат на Руси. Роль шахматной игры в современном обществе.
Базовые понятия шахматной игры.
Правила техники безопасности во время занятий шахматами, понятие о травмах и
способах их предупреждения. Правила поведения шахматистов, шахматный этикет.
Шахматные соревнования и правила их проведения.
Структура и содержание тренировочных занятий по шахматам. Основные термины и
понятия в шахматной игре: белое и черное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр,
шахматные фигуры (ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король); ход и взятие каждой фигуры,
нападение, защита, начальное положение, ход, взятие, удар, взятие на проходе, длинная и
короткая рокировка, шах, мат, пат, ничья, ценность шахматных фигур, сравнительная сила
фигур, стадии шахматной партии, основные тактические приемы;шахматная партия, запись
шахматной партии, основы дебюта, атака на рокировавшегося и

нерокировавшегося короля в начале партии, атака на равносторонних и разносторонних
рокировках, основы анализа шахматной партии, основы пешечных, ладейных и
легкофигурных эндшпилей.
Практико-соревновательная деятельность (11ч)
Конкурсы решения позиций.
Соревнования.
Шахматный праздник.
Данный вид деятельности включает в себя конкурсы решения позиций, спарринги,
соревнования, шахматные праздники.
Рабочая программа составлена с учѐтом индивидуальных особенностей обучающихся
1- 4 классов, а также специфики классного коллектива.
В связи с тем, что результат обучения предмета «Шахматы» невозможно выразить
цифровой оценкой при изучении курса используется зачетная система оценивания.

Учебно-тематический план
1 класс
№
1
2

Содержание программного материала
Теоретические основы и правила шахматной игры
Практико - соревновательная деятельность
Итого

часы
30ч
3ч
33ч.

2 класс
№
1
2

Содержание программного материала
Теоретические основы и правила шахматной игры
Практико - соревновательная деятельность
Итого

часы
21ч
13ч
34 ч.

3 класс
№
1
2

Содержание программного материала
Теоретические основы и правила шахматной игры
Практико - соревновательная деятельность
Итого

часы
21ч
13ч
34 ч.

4 класс
№
1
2

Содержание программного материала
Теоретические основы и правила шахматной игры
Практико - соревновательная деятельность
Итого

часы
23ч
11ч
34ч

Первый год обучения
Содержание раздела
Из истории шахмат

Базовые понятия шахматной игры

Соревнования

Тематическое планирование

Характеристика видов деятельности
учащихся
Раздел 1. Теоретические основы и правила шахматной игры
Имеют представление об истории
Основные содержательные линии
возникновения шахмат и появления их на
Сведения о возникновении шахмат и
Руси.
появлении их на Руси, первое знакомство с
чемпионами мира по шахматам и ведущим
шахматистом мира.
Знают основные шахматные термины: белое
Основные содержательные линии
Изучение основ шахматной игры: шахматная и черное поле, горизонталь, вертикаль,
доска, шахматные фигуры, начальная
диагональ, центр, начальное положение,
позиция фигур, шахматная нотация, ценность белые и черные, ход, взятие, взятие на
фигур, нападение, взятие, шах и защита от
проходе, длинная и короткая рокировка, шах,
шаха, мат, пат, рокировка, взятие на проходе, мат, пат, ничья. Знают правила хода и взятие
превращение пешки, матование одинокого
каждой фигуры.
короля различными фигурами, начало
Умеют правильно располагать шахматную
шахматной партии, материальное
доску и расставлять фигуры перед игрой,
преимущество, правила шахматного этикета, записывать шахматную позицию и партию,
дебютные ошибки.
рокировать и объявлять шах , ставить мат,
решать элементарные задачи на мат в один
ход, играть каждой фигурой в отдельности и
в совокупности с другими фигурами без
нарушения правил шахматного кодекса,
разыгрывать партию с партнером.
Соблюдают правила поведения за шахматной
доской.
Раздел 2. Практико- соревновательная деятельность
Основные содержательные линии
Умеют правильно располагать шахматную
Участие детей в шахматном турнире
доску и расставлять фигуры на ней, играть
«Первенство класса»
партию от начала до конца с записью,
пользоваться шахматными часами.

Поурочное планирование 1 класс
№

Тема урока

Содержание урока

1.

Шахматы – мои друзья. История
возникновения шахмат.

2.

Шахматная доска.

3.
4.
5.
6.
7.
8.

Горизонталь.
Вертикаль.
Диагональ.
Шахматная нотация.
Шахматные фигуры и начальная позиция.
Ладья.

9.

Слон.

Знакомство детей с правилами техники безопасности на
занятиях по шахматам. Введение и раскрытие понятия «шахматная игра», рассказ об
истории возникновения данного понятия и шахматной игры в целом
Знакомство детей с новыми понятием «шахматная доска», белыми и чѐрными полями
на шахматной доске, угловыми и центральными полями, правильным расположением
шахматной доски в начале партии
Знакомство с шахматной доской: новое понятие «горизонталь»
Знакомство с шахматной доской: новое понятие «вертикаль»
Знакомство с шахматной доской: новое понятие «диагональ»
Обозначение вертикалей, горизонталей, полей, шахматных фигур
Расстановка шахматных фигур в начальной позиции
Знакомство учащихся с шахматной фигурой «ладья», еѐ местом в начальной позиции,
способом передвижения ладьи по доске: ход и взятие; раскрытие понятий «ход
фигуры», «невозможный ход»
Знакомство учащихся с шахматной фигурой «слон», его местом в начальной позиции,
объяснение способов передвижения слона по доске: ход и взятие; введение и
раскрытие понятий «белопольный» и «чернопольный» слон
Знакомство с шахматной фигурой «ферзь», его местом в начальной позиции,
способом передвижения ферзя по доске: ход и взятие
Знакомство с шахматной фигурой «конь», его местом в начальной позиции, способом
передвижения коня по доске: ход и взятие
Правила хода и взятия пешкой
Правила превращение пешки
Правила хода и взятия королѐм
Сравнительная сила фигур
Атакующие возможности фигур
Особое взятие пешкой: взятие на проходе
Постановка шаха всеми фигурами, защита от шаха
Постановка мата всеми фигурами

10. Ферзь.
11. Конь.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.

Пешка.
Превращение пешки.
Король.
Ценность фигур.
Нападение.
Взятие. Взятие на проходе.
Шах и защита от шаха.
Мат.

20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.

Пат – ничья.
Рокировка.
Основные принципы игры в начале партии.
Мат двумя ладьями одинокому королю.
Мат ферзем и ладьей одинокому королю.
Мат ферзем и королем одинокому королю.
Материальное преимущество.

27. Нарушение основных принципов игры в
начале партии.
28. Партии – миниатюры.
29. Запись шахматной партии.
30. Шахматный этикет.
31. Шахматный турнир.
32. Шахматный турнир.
33. Шахматный турнир.

Варианты ничьей
Правила рокировки, длинная и короткая рокировки
Общие принципы игры в начале шахматной партии
Техника матования одинокого короля двумя ладьями
Техника матования одинокого короля ферзѐм и ладьѐй
Техника матования одинокого короля ферзѐм и королѐм
Определение материального преимущества, реализация
материального преимущества
Ошибочные ходы в начале партии и их последствия
Анализ коротких партий
Способ ведения записи партии во время соревнований
Правила поведения шахматиста во время партии
Участие в шахматном турнире
Участие в шахматном турнире
Участие в шахматном турнире

Второй год обучения
Содержание раздела
Из истории шахмат

Базовые понятия шахматной игры

Конкурсы решения позиций

Тематическое планирование

Характеристика видов деятельности
учащихся
Раздел 1. Теоретические основы и правила шахматной игры
Основные содержательные линии
Знают о вкладе чемпионов мира по шахматам
Сведения о каждом из 16 чемпионов мира по в развитие шахматной культуры.
шахматам, их вкладе в развитие шахмат,
знакомство с ведущими чемпионами мира.
Основные содержательные линии
Знают способы защиты в шахматной партии,
Основы шахматной игры( повторение элементарные
шахматные
комбинации,
материала первого года обучения: защита в имеют представление о дебютных ловушках
шахматах, матование одинокого короля и о том, как в них не попадаться.
различными фигурами).
Умеют видеть нападение и защищать свои
Шахматная
комбинация:
выигрыш фигуры от нападения партнера, матовать
материала.
одинокого короля двумя ладьями, ферзем и
Основы дебюта: развитие фигур, дебютные ладьей, королем и ферзем, королем о ладьей,
ловушки, коротки партии.
могут находить элементарные шахматные
Основы эндшпиля: реализация большого комбинации: двойной удар, связку, ловлю
материального преимущества.
фигуры, мат на последней горизонтали,
сквозной удар, открытый и двойной шахи,
знают, как правильно выводить фигуры в
начале партии и выигрывать партию с
большим материальным преимуществом.
Соблюдают правила поведения за шахматной
доской.
Раздел 2. Практико- соревновательная деятельность
Основные содержательные линии
Расставляют
позицию
для
решения

Соревнования
Шахматный праздник

Конкурс решения позиций на тактические
приемы
«связка»,
«двойной
удар»,
«нападение», «защита», «сквозной удар»,
«ловля фигуры», «открытый шах», «двойной
шах», «мат по последней горизонтали»
Основные содержательные линии
Участие детей в шахматном турнире
«Первенство класса»
Основные содержательные линии
Участие в школьном шахматном празднике

упражнений,
решают
шахматные
упражнения.
Анализируют свои ответы и ответы своих
сверстников. С помощью тестового задания
оценивают собственное выполнение.
Умеют играть партию от начала до конца с
записью и различным контролем времени.
Осваивают правила игры. Активно участвуют
в играх и эстафетах. Общаются и
взаимодействуют
со
сверстниками.
Проявляют
доброжелательность,
взаимопонимание,
смелость,
волю,
решительность, активность и инициативу при
решении вариативных задач, возникающих в
процессе игр. Регулируют эмоции в процессе
игровой деятельности, умеют управлять ими.
Соблюдают правила техники безопасности во
время участие в празднике.

Поурочное планирование 2 класс
№

Тема урока

Содержание урока

1.

Из истории шахмат. Чемпионы мира по
шахматам и выдающиеся шахматисты мира.

2.
3.

Шахматные фигуры (повторение).
Нападение в шахматной партии. Шах и защита
от него. Рокировка (повторение).
Мат. Пат. Мат в один ход (повторение). Мат
одинокому королю королем и ладьей.
Защита в шахматной партии: уход из-под
нападения, уничтожение атакующей фигуры,
защита фигуры.
Защита в шахматной партии: перекрытие,
контрнападение.
Конкурс решения позиций: как бы вы сыграли?
Тактический прием «двойной удар».

Беседа о важности соблюдения правил техники безопасности на занятиях по
шахматам. Из истории шахмат: знакомство с именами шахматистов – чемпионов
мира, ведущих шахматистов
Повторение материала первого года обучения
Повторение материала первого года обучения

4.
5.

6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.

Повторение материала первого года обучения

Знакомство с понятием «защита» в шахматной партии и
такими действиями против угроз партнѐра, как уход из - под нападения, уничтожение
атакующей фигуры, защита фигуры
Знакомство с двумя другими видами защиты в шахматной партии – перекрытием,
контрнападением
Отработка на практике тактических приѐмов, пройденных на уроках 5, 6
Знакомство с тактическим приѐмом «двойной удар»,
способами нанесения двойного удара различными фигурами
Тактический прием «связка».
Знакомство с тактическим приѐмом «связка», понятиями «полная» и «неполная»
связка, «давление» на связку
Конкурс решения позиций: как бы вы сыграли? Отработка на практике тактических приѐмов, пройденных на уроках 8, 9
Тактический прием «ловля фигуры».
Знакомство с новым тактическим приѐмом «ловля фигуры» и способами его
применения
Тактический прием «сквозной удар».
Знакомство с новым тактическим приѐмом «сквозной удар» и способами его
применения
Мат на последней горизонтали.
Слабость последней горизонтали, «форточка»
Конкурс решения позиций: как бы вы сыграли? Отработка на практике тактических приѐмов, пройденных на уроках 11–13
Тактический прием «открытый шах».
Знакомство с новым тактическим приѐмом «открытый шах» и способами его
практического применения
Тактический прием «двойной шах»
Знакомство с новым тактическим приѐмом «двойной шах» и способами его

17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.

25.

26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.
34.

практического применения
Игровая практика
Игровая практика
Игровая практика
Игровая практика
Раскрытие основных принципов игры в дебюте, знакомство с понятиями «дебют»,
«детский мат», «мат Легаля»
Основы игры в дебюте: атака на короля.
Знакомство с таким методом игры в дебюте, как атака на короля партнѐра
Основы игры в дебюте: атака на короля
Знакомство с таким методом игры в дебюте, как атака на короля партнѐра
Основы эндшпиля: реализация большого
Знакомство с понятием «реализация преимущества» и такими способами реализации
преимущества, как игра на мат, размен одноимѐнных фигур для увеличения
материального преимущества.
материального перевеса
Основы эндшпиля: реализация большого
Знакомство с понятием «реализация преимущества» и такими способами реализации
преимущества, как игра на мат, размен одноимѐнных фигур для увеличения
материального преимущества.
материального перевеса
Основы анализа шахматной партии.
Просмотр и анализ коротких
шахматных партий
Основы анализа шахматной партии.
Просмотр и анализ коротких шахматных партий
Основы анализа шахматной партии.
Просмотр и анализ коротких шахматных партий
Конкурс решения позиций: как бы вы сыграли? Отработка на практике материала уроков 21–25
Шахматный турнир.
Игровая практика
Шахматный турнир.
Игровая практика
Шахматный турнир.
Игровая практика
Шахматный турнир.
Игровая практика
Шахматный праздник.
Решение заданий, игровая практика
Шахматный турнир.
Шахматный турнир.
Шахматный турнир.
Шахматный турнир.
Основы игры в дебюте: дебютные ловушки.

Третий год обучения
Содержание раздела
Из истории шахмат

Базовые понятия шахматной игры

Конкурсы решения позиций

Тематическое планирование

Характеристика видов деятельности
учащихся
Раздел 1. Теоретические основы и правила шахматной игры
Знают историю возникновения шахматных
Основные содержательные линии
правила
поведения
История возникновения соревнований по соревнований,
различные
системы
шахматам, системы проведения шахматных соревнований,
проведения шахматных соревнований.
соревнований
Основные содержательные линии
Знают шахматные комбинации и тактические
Шахматная комбинация: задачи на мат в два приемы «завлечение», «отвлечение»,
хода, тактические приемы «завлечение», «уничтожение
защиты»,
основы
«отвлечение»,
«уничтожение
защиты», разыгрывания дебюта: развитие фигуры,
«спертый мат».
дебютные ловушки, короткие партии.
Основы разыгрывания дебюта, атака на Умеют решать позиции на мат в два хода,
короля в дебюте. Основы пешечного находить тактические приемы «завлечение»,
эндшпиля: проведение пешки в ферзи, «отвлечение»,
«уничтожение
защиты»,
правило квадрата, отталкивание плечом «спертый мат», атаковать рокировавшегося и
реализация лишней пешки.
нерокировавшегося короля в
дебюте,
проводить пешку в ферзи. Соблюдать
правила поведения за шахматной доской.
Раздел 2. Практико- соревновательная деятельность
Расставляют
позицию
для
решения
Основные содержательные линии
Конкурсы решения позиций на дебютные
упражнений,
решают
шахматные
ловушки, способы атаки на короля,
упражнения.
уничтожение защиты, тактические приемы
Анализируют свои ответы и ответы своих
«завлечение», «отвлечение», «спертый мат»
сверстников.
С помощью тестового задания оценивают

Соревнования
Шахматный праздник

Основные содержательные линии
Участие детей в шахматном турнире
«Первенство класса»
Основные содержательные линии
Участие в школьном спортивно – шахматном
празднике

собственное выполнение
Умеют играть партию от начала до конца с
записью и различным контролем времени.
Осваивают правила игры.
Активно участвуют в играх и эстафетах.
Общаются
и
взаимодействуют
со
сверстниками.
Проявляют
доброжелательность,
взаимопонимание,
смелость,
волю,
решительность, активность и инициативу при
решении вариативных задач, возникающих в
процессе игр.
Регулируют эмоции в процессе игровой
деятельности, умеют управлять ими.
Соблюдают правила техники безопасности
во время участия в празднике.

Поурочное планирование 3 класс
№

Тема урока

Содержание урока

1.

Беседа о важности соблюдения правил техники безопасности на занятиях по
шахматам. Знакомство с материалом об истории возникновения шахматных
соревнований, изучение различных систем проведения шахматных соревнований
Повторение материала второго года обучения. Разыгрывание позиций, решение
позиций на мат в два хода
Повторение материала второго года обучения

5.
6.

Их истории возникновения соревнований по
шахматам. Система проведения шахматных
соревнований.
Матование одинокого короля разными
фигурами ( повторение)
Тактические комбинации и приемы «связка»,
«сквозной удар», «двойной удар», «ловля
фигуры» (повторение)
Тактические комбинации и приемы «двойной
шах», «открытый шах»
Конкурс решения позиций: как бы вы сыграли?
Тактический прием «завлечение»

7.
8.

Тактический прием «отвлечение»
Тактический прием «уничтожение защитой»

2.
3.

4.

9.
10.
11.
12.
13.
14.

Повторение материала второго года обучения
Отработка на практике материала уроков 2–4
Знакомство с новым тактическим приѐмом «завлечение фигур под тактический удар

Знакомство с новым тактическим приѐмом «отвлечение фигур от защиты»
Знакомство с новым тактическим приѐмом «уничтожение защиты», способом его
применения в практической игре; рассмотрение и анализ типичных позиций на
данную тему
Тактический прием «спертый мат»
Знакомство с новым понятием «спѐртый мат», разбор классической партии на
применение приѐма «спѐртый мат»
Сочетание тактических приемов
Просмотр партий на тему «сочетания различных тактических приѐмов»
Конкурс решения позиций: как бы вы сыграли? Отработка на практике материала уроков 6–9
Борьба за инициативу
Информирование учащихся о том, как начинать атакующие действия в шахматной
партии
Основы дебюта: атака на нерокировавшегося
Знакомство со способами атаки на короля, который не успел сделать рокировку:
короля
вскрытие центральных линий, быстрое развитие, мобилизация фигур
Основы дебюта: атака на рокировавшегося
Знакомство со способами атаки на короля, который сделал рокировку: жертва
короля
фигуры с целью вскрытия пешечного прикрытия короля, уничтожение защиты

Конкурс решения позиций: как бы вы сыграли?
Шахматный турнир
Шахматный турнир
Шахматный турнир
Шахматный турнир
Основы анализа шахматной партии: выбери
ход и найди план
21. Основы пешечного эндшпиля: проходная
пешка, правило квадрата
22. Основы пешечного эндшпиля: крайняя пешка,
«отталкивание плечом»
23. Основы пешечного эндшпиля: оппозиции и
ключевые слова
15.
16.
17.
18.
19.
20.

24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.
34.

Отработка на практике материала уроков 12–14
Игровая практика
Игровая практика
Игровая практика
Игровая практика
Знакомство с основами анализа шахматной партии, разбор партий чемпионов мира и
ведущих шахматистов мира
Знакомство c элементарными пешечными окончаниями: пешка против короля, пешка
проходит в ферзи без помощи своего короля, правило квадрата
Знакомство c элементарными пешечными окончаниями: крайняя пешка, пешка
проходит в ферзи при помощи своего короля, отталкивание плечом
Повторение материала: игра пешки против короля, пешка проходит в ферзи без
помощи своего короля, пешка проходит в ферзи при помощи своего короля; введение
новых понятий «оппозиция», «ключевые поля»
Основы пешечного эндшпиля: король с
Введение и раскрытие новых понятий: «взаимоблокируемые пешки», «позиция
пешкой против короля с пешкой
взаимного цугцванга», «ключевые поля».
Основы пешечного эндшпиля: король против
Знакомство с правилом блуждающего квадрата, раскрытие особенностей
пешек, правило блуждающего квадрата
разрозненных пешек, их сильных и слабых сторон
Теоретические позиции пешечного эндшпиля: Знакомство с теоретическими позициями пешечного эндшпиля: король и две пешки
ферзь против пешки
против короля, особенности проведения пешек в ферзи по вертикалям b и g
Конкурс решения позиций: как бы вы сыграли? Отработка на практике материала уроков 20–26
Сыграй как чемпион. Партия В. Крамник – Д.
Анализ шахматных партий чемпионов мира, угадывание ходов
Садвакасов
Сыграй как чемпион мира. Партия В. Ананд –
Анализ шахматных партий чемпионов мира, угадывание ходов
М. Карлсен
Шахматный турнир
Игр Игровая практикаовая практика
Шахматный турнир
Игровая практика
Шахматный турнир
Игровая практика
Шахматный турнир
Игровая практика
Шахматный праздник
Решение заданий, игровая практика

Четвертый год обучения
Содержание раздела
Из истории шахмат
Базовые понятия шахматной игры

Конкурсы решения позиций

Тематическое планирование

Характеристика видов деятельности
учащихся
Раздел 1. Теоретические основы и правила шахматной игры
Знают о появлении шахмат на Руси, о том,
Основные содержательные линии
как зарождалась шахматная культура в
История возникновения шахмат на Руси.
России
Зарождение шахматной культуры в России
Знают тактические приемы «мельница»,
Основные содержательные линии
Тактические
приемы
«мельница», «перекрытие», «рентген», основы теории
«перекрытие», «рентген». Основы дебюта: Итальянской партии, защиты двух коней,
открытие, полуоткрытые и закрытые дебюты, Русской партии, способы разрушения
слабые пункты f2/ f7 перевес в развитии прикрытия короля при равносторонней и
фигур, выбор хода и оценка позиции, перевес разносторонней рокировках.
в
пространстве.
Основы
эндшпиля: Умеют находить тактические приемы
простейшие ладейные и легкофигурные «мельница»,
«перекрытие»,
«рентген»,
окончания.
разыгрывать открытые дебюты по теории,
использовать перевес в развитии в дебюте,
атаковать короля при равносторонней и
разносторонней рокировках, разыгрывать
простейшие ладейные эндшпили: ладья с
пешкой против ладьи ( позиции Филидора и
Лусены),
простейшие
легкофигурные
окончания.
Соблюдают правила поведения за шахматной
доской.
Раздел 2. Практико- соревновательная деятельность
Расставляют
позицию
для
решения
Основные содержательные линии
Конкурсы решения позиций на все
упражнений,
решают
шахматные
пройденные тактические приемы и
упражнения.
шахматные комбинации
Анализируют свои ответы и ответы своих
сверстников.

Соревнования
Шахматный праздник

Основные содержательные линии
Участие детей в шахматном турнире
«Первенство класса»
Основные содержательные линии
Участие в школьном спортивно – шахматном
празднике

С помощью тестового задания оценивают
собственное выполнение
Умеют играть партию от начала до конца с
записью и различным контролем времени.
Осваивают правила игры.
Активно участвуют в играх и эстафетах.
Общаются
и
взаимодействуют
со
сверстниками.
Проявляют
доброжелательность,
взаимопонимание,
смелость,
волю,
решительность, активность и инициативу при
решении вариативных задач, возникающих в
процессе игр.
Регулируют эмоции в процессе игровой
деятельности, умеют управлять ими.
Соблюдают правила техники безопасности
во время участия в празднике.

Поурочное планирование 4 класс
№

Тема урока

1.

История появления шахмат на Руси.
Зарождение шахматной культуры в России

2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.

Содержание урока

Беседа о важности соблюдения правил техники безопасности на занятиях по
шахматам. Знакомство с материалом об истории появления шахмат на Руси, о том,
как в России начала формироваться шахматная культура
Основные принципы игры в дебюте
Дополнение знаний об игре в дебюте новыми сведениями: роль центра, создание
численного превосходства
Перевес в развитии фигур
Раскрытие понятия «мобилизация фигур для получения численного превосходства»
Атака на короля
Раскрытие плана атаки на короля при односторонней и разносторонней рокировках, а
также плана атаки на короля, оставшегося в центре
Перевес в пространстве
Способы игры при пространственном перевесе, способы достижения
пространственного перевеса
Оценка позиций
Рассказ о том, что необходимо делать для того, чтобы правильно оценить позицию во
время шахматной партии
План игры
Разбор схемы моделирования плана игры, раскрытие цели планирования
Выбор хода
Алгоритм выбора хода, форсированные и нефорсированные варианты, профилактика.
Учимся думать за партнѐра
Открытые дебюты
Многообразие открытых дебютов. Итальянская партия, защита двух коней
Полуоткрытые дебюты
Многообразие полуоткрытых дебютов. Сицилианская защита, Французская защита
Закрытые дебюты
Многообразие закрытых дебютов. Славянская защита
Гамбиты
Королевский гамбит
Тактический прием «мельница»
Знакомство с тактическим приѐмом «мельница». Решение дидактических заданий
Тактический прием «перекрытие»
Знакомство с тактическим приѐмом «перекрытие». Решение дидактических заданий
Тактический прием «рентген»
Знакомство с тактическим приѐмом «рентген». Решение дидактических заданий
Конкурс решения позиций: как бы вы сыграли? Отработка на практике материала уроков 13–16
Анализ шахматной партии: выбери ход
Разбор и анализ партий чемпионов мира и ведущих шахматистов мира
Шахматный турнир
Игровая практика
Шахматный турнир
Игровая практика
Шахматный турнир
Игровая практика
Шахматный турнир
Игровая практика
Простейшие ладейные эндшпили: ладья с
Знакомство с простейшими ладейными эндшпилями; способами защиты за

пешкой и королем против ладьи и короля

23.

24.

25.

26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.
34.

слабейшую сторону и способами игры на выигрыш за сильнейшую сторону;
изучение приѐмов «построение моста», «отталкивание плечом», знакомство с
позицией Филидора и позицией Лусены
Простейшие ладейные эндшпили: ладья с
Знакомство с простейшими ладейными эндшпилями; способами защиты за
пешкой и королем против ладьи и короля
слабейшую сторону и способами игры на выигрыш за сильнейшую сторону;
изучение приѐмов «построение моста», «отталкивание плечом», знакомство с
позицией Филидора и позицией Лусены
Простейшие ладейные эндшпили: ладья с
Знакомство с простейшими ладейными эндшпилями; способами защиты за
пешкой и королем против ладьи и короля
слабейшую сторону и способами игры на выигрыш за сильнейшую сторону;
изучение приѐмов «построение моста», «отталкивание плечом», знакомство с
позицией Филидора и позицией Лусены
Простейшие ладейные эндшпили: ладья с
Знакомство с простейшими ладейными эндшпилями; способами защиты за
пешкой и королем против ладьи и короля
слабейшую сторону и способами игры на выигрыш за сильнейшую сторону;
изучение приѐмов «построение моста», «отталкивание плечом», знакомство с
позицией Филидора и позицией Лусены
Простейшие ладейные эндшпили: мат двумя
Знакомство с простейшими легкофигурными окончаниями: техника матования двумя
слонами одинокому королю
слонами
Простейшие легкофигурные окончания: мат
Знакомство с простейшими легкофигурными окончаниями: техника матования
конем и слоном одинокому королю
слоном и конѐм
Конкурс решения позиций: как бы вы сыграли? Отработка на практике материала уроков 22–27
Роль шахмат в жизни человека. Как стать
Советы чемпионов мира юным шахматистам. Зачем учиться шахматной игре
сильным шахматистом
Шахматный турнир
Игровая практика
Шахматный турнир
Игровая практика
Шахматный турнир
Игровая практика
Шахматный турнир
Игровая практика
Шахматный праздник
Решение заданий, игровая практика

Описание учебно-методического и материально-технического
обеспечения образовательного процесса
Для реализации программы в кабинете имеется необходимое оборудование:
Персональный компьютер учителя -1 шт
Интерактивная доска – 1 шт
Принтер- 1 шт
Сканер – 1 шт
Документ-камера – 1 шт
Набор дисков по русскому языку
Программа обеспечена следующим методическим комплектом:
1. Прудникова Е.А., Волкова Е.И. «Шахматы в школе первый (второй, третий,
четвертый) год обучения»: учебник.- М.: Просвещение, 2017
2. Прудникова Е.А., Волкова Е.И. «Шахматы в школе первый (второй, третий,
четвертый) год обучения»: рабочая тетрадь.- М.: Просвещение, 2017
3. Прудникова Е.А., Волкова Е.И. «Шахматы в школе первый (второй, третий,
четвертый) год обучения»: методические рекомендации.- М.:Просвещение,
2017
Рабочая программа составлена с учѐтом индивидуальных особенностей
обучающихся классов и специфики коллектива.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».