РП по обществознанию 11 класс

I.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по обществознанию для 11 класса составлена на основе следующих документов:
 ФГОС СОО (утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 5.03.2004 №1089);
 -Учебного плана общеобразовательного учреждения
 -Календарного учебного графика общеобразовательного учреждения
 - Для реализации данной программы используется учебно-методический комплекс учебник под редакцией Боголюбова Л.Н., А. Ю.
Лазебниковой. – М.: Просвещение, 2016
Рабочая программа по обществознанию для 11 класса общеобразовательной школы составлена на основе ФГОС СОО, Примерной программы по
обществознанию (базовый уровень) для 11-х классов, базисного учебного плана. Она полностью отражает базовый уровень подготовки
школьников.
Выбор учебника осуществлён

в соответствии

с федеральным перечнем учебников, рекомендуемых к использованию при реализации

имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования
Министерством образования и науки РФ. В этом учебнике учтены требования Федерального компонента Государственного стандарта среднего
(полного) общего образования.
Данная программа составлена в соответствии с учебником:
Обществознание.11 класс: Учебник Обществознание (базовый уровень) для 11 класса / Л. Н. Боголюбов и др.; под ред. Л. Н. Боголюбова,
А.Ю. Лазебниковой — М.: Просвещение, 2017
Изучение обществознания направлено на достижение следующих целей:


развитие личности в период ранней юности, ее духовно-нравственной, политической и правовой культуры, экономического образа
мышления, социального поведения, основанного на уважении закона и правопорядка, способности к личному самоопределению и
самореализации; интереса к изучению социальных и гуманитарных дисциплин;



воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, правового самосознания, толерантности, приверженности
гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;



освоение системы знаний об экономической и иных видах деятельности людей, об обществе, его сферах, правовом регулировании
общественных отношений, необходимых для взаимодействия с социальной средой и выполнения типичных социальных ролей человека и

гражданина, для последующего изучения социально-экономических и гуманитарных дисциплин в учреждениях системы среднего и
высшего профессионального образования или для самообразования;


овладение умениями получать и критически осмысливать социальную (в том числе экономическую и правовую) информацию,
анализировать, систематизировать полученные данные; освоение способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности,
необходимых для участия в жизни гражданского общества и государства;



формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области социальных отношений;
гражданской и общественной деятельности, межличностных отношений, отношений между людьми различных национальностей и
вероисповеданий, в семейно-бытовой сфере; для соотнесения своих действий и действий других людей с нормами поведения,
установленными законом; содействия правовыми способами и средствами защите правопорядка в обществе.

Задачи учебного предмета:


самостоятельное создание алгоритмов познавательной деятельности для решения задач творческого и поискового характера;



участие в проектной деятельности, владение приемами исследовательской деятельности, элементарными умениями прогноза (умение
отвечать на вопрос: «Что произойдет, если...»);



формулирование полученных результатов;



создание собственных произведений, идеальных моделей социальных объектов, процессов, явлений, в том числе с использованием
мультимедийных технологий;



пользования мультимедийными ресурсами и компьютерными технологиями для обработки, передачи, систематизации информации,
создания баз данных, презентации результатов познавательной и практической деятельности;



владение основными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия, полемика), следование этическим нормам и
правилам ведения диалога (диспута).
Общая характеристика учебного предмета.
Содержание среднего общего образования на базовом уровне по «Обществознанию» представляет собой комплекс знаний, отражающих

основные объекты изучения: общество в целом, человек в обществе, познание, экономическая сфера, социальные отношения, политика, духовнонравственная сфера, право. Все означенные компоненты содержания взаимосвязаны, как связаны и взаимодействуют друг с другом изучаемые

объекты. Помимо знаний, в содержание курса входят: социальные навыки, умения, ключевые компетентности, совокупность моральных норм и
принципов поведения людей по отношению к обществу и другим людям; правовые нормы, регулирующие отношения людей во всех областях
жизни общества; система гуманистических и демократических ценностей. Содержание курса на базовом уровне обеспечивает преемственность по
отношению к основной школе путем углубленного изучения некоторых социальных объектов, рассмотренных ранее. Наряду с этим, вводятся ряд
новых, более сложных вопросов, понимание которых необходимо современному человеку. Освоение нового содержания осуществляется с опорой
на межпредметные связи с курсами истории, географии, литературы и др.
Описание места учебного предмета в учебном плане.
На обучение предмету «Обществознание» в 11 классе отводится 68 часов.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения обществознания
Личностные результаты освоения основной образовательной программы среднего (полного) общего образования должны отражать:
1) сформированность
гражданской
позиции
выпускника
как сознательного, активного и ответственного члена российского
общества, уважающего закон правопорядок, осознающего и принимающего свою ответственность
за
благосостояние
общества,
обладающего чувством собственного
достоинства,
осознанно
принимающего
традиционные национальные и общечеловеческие
гуманистические и демократические ценности,
ориентированного
на
поступательное
развитие и
совершенствование
российского
гражданского
общества
в
контексте прогрессивных мировых процессов, способного
противостоять социально опасным и враждебныявлениям в общественной жизни;
2) готовность к служению Отечеству, его защите;
3) сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного
на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания – науки, искусства, морали, религии, правосознания, своего
места в поликультурном мире;
4) сформированность основ саморазвития и самовоспитания на основе общечеловеческих
нравственных
ценностей
и
идеалов
российского гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности
(образовательной, проектно-исследовательской, коммуникативной и др.);
5) сформированность толерантного сознания и поведения личности в поликультурном мире, готовности и способности вести диалог
с другими людьми, достигать в нѐм взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;
6) сформированность навыков продуктивного сотрудничества
со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста,
взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, учебно-инновационной и других видах деятельности;
7) сформированность нравственного сознания, чувств и поведения на основе сознательного усвоения общечеловеческих
нравственных ценностей (любовь к человеку, доброта, милосердие, равноправие, справедливость, ответственность, свобода выбора, честь,
достоинство, совесть, честность, долг и др.);
8) готовность и способность к образованию и самообразованию на протяжении всей жизни; сознательное отношение к
непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;
9) ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни – любви, равноправия,
заботы, ответственности – и их реализации в отношении членов своей семьи. 9
Метапредметные
результаты
освоения
основной образовательной программы среднего (полного) общего образования
должны отражать:
1) умение самостоятельно определять цели и составлять планы, осознавая приоритетные и
второстепенные
задачи;
самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать учебную, внеурочную и внешкольную деятельность с учётом
предварительного планирования; использовать различные ресурсы для достижения целей; выбирать успешные стратегии в трудных ситуациях;
2) умение продуктивно общаться и взаимодействовать с коллегами по совместной деятельности,
учитывать
позиции другого
(совместное целеполагание и планирование общих способов работы на основе прогнозирования, контроль и коррекция хода и
результатов совместной деятельности), эффективно разрешать конфликты;

3) готовность и способность к самостоятельной и ответственной информационной
деятельности,
включая
умение
ориентироваться в различных
источниках
информации,
критически
оценивать
и интерпретировать информацию, получаемую из
различных источников;
4) умение определять назначение и функции различных социальных институтов, ориентироваться в социально-политических и
экономических событиях, оценивать их последствия;
5) умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учѐтом гражданских и
нравственных ценностей;
6) владение языковыми средствами: умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать языковые средства,
адекватные обсуждаемой проблеме, представлять результаты исследования, включая составление текста и презентации материалов
с использованием информационных и коммуникационных технологий,
участвовать в дискуссии;
7) владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их
результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения.
Предметные результаты
1)
сформированность
знаний
об
обществе
как
целостной развивающейся системе в единстве и взаимодействии его
основных сфер и институтов;
2) владение базовым понятийным аппаратом социальных наук;
3)
владение
умениями
выявлять
причинно-следственные, функциональные, иерархические и другие связи социальных
объектов и процессов;
4) сформированность представлений об основных тенденциях и возможных перспективах развития мирового сообщества в
глобальном мире;
5) сформированность представлений о методах познания социальных явлений и процессов;
6) владение умениями применять полученные знания в повседневной жизни, прогнозировать последствия принимаемых решений;
7) сформированность навыков оценивания социальной информации, умений поиска информации в источниках различного
типа для реконструкции
недостающих
звеньев
для
объяснения
и
оценки разнообразных явлений и процессов общественного
развития.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ. 11 КЛАСС. (68 часов)
Экономика – 28ч.
Экономика как хозяйство и наука. Роль экономики в жизни общества.
Циклическое развитие экономики. Экономические цели и задачи. Экономическая деятельность, её основные показатели. Понятие ВВП.
Экономический рост и развитие.
Основные компоненты экономики. Производство, распределение, обмен и потребление.
Экономические ресурсы производства. Факторы производства и факторные доходы. Фирма в экономике. Экономические и бухгалтерские
издержки и прибыль. Постоянные и переменные издержки. Основные источники финансирования бизнеса.

Собственность. Формы собственности, их роль в экономическом процессе. Приватизация, национализация собственности.
Типы экономических систем. Экономические отношения. Производитель и потребитель в экономике.
Рыночная экономика. Рынок как многозначное понятие. Виды рынков. Механизм спроса и предложения как основы рынка.
Инфраструктура рынка. Особенности современной экономики России.
Конкуренция. Виды конкуренции. Политика защиты конкуренции и антимонопольное законодательство. Естественные монополии, их роль
и значение в экономике России.
Деньги как универсальный товар. Фондовый рынок, его инструменты. Виды ценных бумаг. Особенности развития фондового рынка в
современной России.
Банковская система. Роль ЦБ в банковской системе России. Финансовые институты. Виды, причины и последствия инфляции.
Предпринимательство. Формы организации бизнеса. Виды предпринимательской деятельности. Основные принципы менеджмента.
Основы маркетинга.
Государство и его роль в экономике. Общественные блага. Внешние эффекты. Многообразие форм участия государства в экономике.
Экономическая политика.
Основы денежной и бюджетной политики государства. Бюджетная и инвестиционная политика государства. Госбюджет. Государственный
долг.
Структура налогов. Виды налогов. Функции налогов. Налоговая политика государства.
Мировая экономика. Государственная политика в области международной торговли. Глобализация экономики в современном обществе.
Экономическая модернизация современной России.
Экономика потребителя. Права потребителей и способы их защиты. Бюджет семьи.
Уровень жизни. Экономические реформы в России. Пути экономического роста.
Экономическая культура. Культура производителя и потребителя. Этика предпринимательства. Соблюдение правил делового общения.
Экономическая свобода и ответственность.
Проблемы социально-политической жизни общества – 6ч.
Свобода как ценность. Свобода в деятельности человека. Свобода и ответственность. Общественное сознание. Политическое сознание.
Политическое поведение. Политическая элита и политическое лидерство.
Правовое регулирование общественных отношений – 34ч.
Право в системе социальных норм. Источники права. Нормы права. Функции права.
Система права. Правоотношения. Дееспособность и правоспособность. Законность. Правомерное поведение. Правосознание и правовая
культура. Правонарушение и юридическая ответственность.
Права человека и международные документы по правам человека. Права ребёнка и их защита.
Воинская обязанность. Альтернативная служба.
Права и обязанности налогоплательщиков.
Система российского законодательства. Законотворческий процесс в России. Право законодательной инициативы и законодательной
деятельности. Институт президентства в России.

Конституционное право. Конституция – основа государственного права. Основы конституционного строя России. Гражданин РФ, его права
и свободы, конституционные обязанности.
Административное право. Административные правонарушения. Административная ответственность. Виды административных наказаний.
Экологическое правонарушение.
Гражданские правоотношения. Гражданский кодекс РФ. Субъекты гражданского права. Понятие юридического и физического лица.
Гражданско-правовые споры. Право собственности и его защита.
Трудовые правоотношения. Права и обязанности работника и работодателя. Трудовой кодекс РФ. Особенности положения
несовершеннолетних в трудовых отношениях. Профсоюзы.
Семейные правоотношения. Брак и условия его заключения. Права и обязанности супругов, родителей и детей.
Основные понятия и институты уголовного права. Преступление и наказание. Уголовная ответственность несовершеннолетних.
Международное право. Международное гуманитарное право. Основные положения и принципы.
Не менее 40% учебного времени отводится на самостоятельную работу учащихся, позволяющую им приобрести опыт познавательной и
практической деятельности. Минимальный набор выполняемых учащимися работ включает в себя:

работу с источниками социальной информации, с использованием современных средств коммуникации (включая ресурсы
Интернета);

критическое осмысление актуальной социальной информации, поступающей из разных источников, формулирование на этой
основе собственных заключений и оценочных суждений;

решение познавательных и практических задач, отражающих типичные социальные ситуации;

анализ современных общественных явлений и событий;

освоение типичных социальных ролей через участие в обучающих играх и тренингах, моделирующих ситуации из реальной жизни,
через самостоятельное формулирование правил и норм поведения (в школе, общественных местах и т.п.);

применение полученных знаний для определения экономически рационального, правомерного и социально одобряемого поведения
и порядка действий в конкретных ситуациях;

аргументированную защиту своей позиции, оппонирование иному мнению через участие в дискуссиях, диспутах, дебатах о
современных социальных проблемах;

написание творческих работ по социальным дисциплинам.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Название темы (раздела)

Экономическая жизнь
общества

Необходимое
количество часов для
ее изучения

Содержание учебного материала

Планируемый результат

26

Экономика и экономическая наука. Что
изучает
экономическая
наука.
Экономическая
деятельность.
Измерители
экономической
деятельности. Понятие ВВП.
Экономический рост и развитие.
Факторы
экономического
роста.
Экономические циклы.
Рынок
и
рыночные
структуры.
Конкуренция и монополия. Спрос и
предложение. Факторы спроса и
предложения. Фондовый рынок Акции,
облигации и другие ценные бумаги.
Роль фирм в экономике РФ. Факторы
производства и факторные доходы.
Постоянные и переменные издержки.
Экономические
и
бухгалтерские
издержки
и
прибыль.
Налоги,
уплачиваемые предприятиями.
Бизнес в экономике. Организационноправовые формы и правовой режим
предпринимательской деятельности в
РФ.
Вокруг
бизнеса.
Источники
финансирования бизнеса. Основные
принципы
менеджмента.
Основы
маркетинга.
Роль
государства
в
экономике.

- биосоциальную сущность человека, основные
этапы и факторы социализации личности, место и
роль человека в системе общественных отношений;
- тенденции развития общества в целом как
сложной динамичной системы, а также важнейших
социальных институтов
- признаки индивидуальности, индивида и
личности, типы мировоззрения, этапы
социализации
- сущность общечеловеческих ценностей, сферы
жизнедеятельности общества и государства, роль
социальных норм в жизни общества.
- суть эволюционного развития общества,
закономерности общественных изменений,
противоречия и перспективы в развитии
человечества.
- приводить примеры, основанные на житейском
опыте;
- отстаивать свою точку зрения;
- использовать приобретенные знания и умения в
практической деятельности и повседневной жизни
Получат возможность научиться:

Социальная сфера

16

Общественные
блага.
Внешние
эффекты. Госбюджет. Государственный
долг. Основы денежной и бюджетной
политики. Защита конкуренции и
антимонопольное законодательство.
Банковская система. Роль центрального
банка.
Основные
операции
коммерческих банков. Финансовые
институты.
Виды,
причины
и
последствия инфляции.
Рынок труда. Безработица. Причины и
экономические
последствия
безработицы.
Государственная
политика в области занятости в РФ.
Мировая экономика. Государственная
политика в области международной
торговли.
Глобальные
проблемы
экономики.
Экономика потребителя. Сбережения,
страхование.
Экономика
производителя.
Рациональное
экономическое поведение потребителя
и производителя.

допускать существование различных точек зрения,
принимать другое мнение и позицию, приходить к
общему решению; задавать вопросы; осуществлять
поиск нужной информации, выделять главное

Свобода
и
необходимость
в
человеческой деятельности. Выбор в
условиях
альтернативы
и
ответственность за его последствия.
Демографическая ситуация в РФ.
Проблема неполных семей в РФ.
Религиозные
объединения
и
организации в РФ,РК Опасность
тоталитарных сект.
Общественное
и
индивидуальное
сознание. Социализация индивида.
Политическое сознание. Политическая

Научатся:
-сущность понятия «культура», взгляды древних
ученых о духовной сфере.
-сравнивать мораль и нравственность решать
познавательные и проблемные задачи.
-сущность понятий долг и совесть, их роль в жизни
человека.
-факторы, определяющие выбор человека и
животного, взаимосвязь свободы и

идеология. Политическая психология.
Политическое
поведение.
Многообразие форм политического
поведения. Современный терроризм,
его
опасность.
Роль
СМИ
в
политической жизни. Политическая
элита. Особенности ее формирования в
современной России.
Политическое лидерство. Типология
лидерства. Лидеры и ведомые.

ответственности
-сущность структуры и роль образования в
современном обществе, элементы образовательной
системы РФ
-отличительные черты науки, ее возрастающую
роль в жизни общества.
-сущность религиозных представлений о мире и
обществе, характерные черты религиозной веры.
- выделять основную мысль в тексте учебника;
- отстаивать свою точку зрения
Получат возможность научиться:
анализировать, делать выводы; давать
нравственную и правовую оценку конкретных
ситуаций; осуществлять поиск дополнительных
сведений в СМИ; отвечать на вопросы,
высказывать собственную точку зрения
сравнивать, обобщать, прогнозировать, рассуждать,
участвовать в дискуссии, решать проблемные
задания

Политическая жизнь
общества

20

Гуманистическая роль естественного
права. Тоталитарное правопонимание.
Развитие норм естественного права.
Естественное право как юридическая
реальность. Законотворческий процесс
в Российской Федерации,

Гражданин, его права и обязанности.
Гражданство
в
РФ.
Воинская
обязанность.
Альтернативная
гражданская
служба.
Права
и
обязанности налогоплательщика.
Экологическое право. Право граждан на
благоприятную окружающую среду.
Способы защиты экологических прав.
Экологические правонарушения в РФ.
Гражданское
право.
Субъекты
гражданского права. Имущественные
права. Право на интеллектуальную
собственность.
Наследование.
Неимущественные
права:
честь,
достоинство, имя. Способы защиты
имущественных и неимущественных
прав.
Семейное право. Порядок и условия
заключения брака. Порядок и условия
расторжения
брака.
Правовое
регулирование отношений супругов.
Занятость и трудоустройство. Порядок
приема на работу, заключение и
расторжение
трудового
договора.
Правовые основы социальной защиты и
социального обеспечения. Правила приема в образовательные учреждения
профессионального
образования.
Порядок
оказания
платных
образовательных услуг.
Процессуальное право. Споры, порядок
их
рассмотрения.
Особенности
административной
юрисдикции.
Гражданский
процесс:
основные
правила и принципы. Особенности
уголовного процесса. Суд присяжных.

Конституционное судопроизводство.
Международная защита прав человека.
Международная система защиты прав
человека в условиях мирного времени.
Международная защита прав человека в
условиях
военного
времени.
Международное гуманитарное право.
Общество и человек перед лицом угроз
и вызовов XXI века. Особенности
современного мира. Компьютерная
революция. Знания, умения и навыки в
информационном
обществе.
Социальные и гуманистические аспекты
глобальных проблем. Терроризм как
важнейшая
угроза
современной
цивилизации

Заключительные уроки

6

КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№

Тема урока

1

Введение

2-3

Роль экономики
в жизни
общества

4-5

Экономика:
наука и
хозяйство

Колво
часов
1

Виды и формы
контроля

Планируемые результаты обучения

Глава 1. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЖИЗНЬ ОБЩЕСТВА (26 часа)
2 Ответы на вопросы.
Владение понятиями «экономика,
Самостоятельное
уровень жизни, уровень бедности».
выполнение учащимися Умение устанавливать связи между
задания №1 к
развитием общества и его
параграфу. Обсуждение экономической жизнью, между
полученных
экономикой и другими сторонами
результатов. Задания в жизни общества. Способность
формате ЕГЭ.
определять свою позицию по
отношению к экономическим
преобразованиям в нашей стране и в
мире в целом.
2 Устные ответы.
Владение понятиями «экономическая
Выполнение
наука, макроэкономика,
индивидуальных
микроэкономика, мировая экономика,
заданий. Заполнение
валовой внутренний продукт».
таблицы «Разделы
Раскрывать на примерах изученные
экономической науки». теоретические положения. Развитие
Задания в формате
умения объяснять с опорой на
ЕГЭ.
ключевые экономические понятия
явления социальной действительности.
Понимание проблемы ограниченности
экономических ресурсов и способов её
решения.

Домашнее
задание

Дата

Требования к результатам
формирования
функциональной грамотности

Знакомство
с
учебником
§1

§2,
задания
№ 1, 3, 4.

Предлагается
найти
объяснение,
что
такое
банковский чек.
Предлагается
найти
преимущества и недостатки
оплаты покупок банковской
картой.
Задание 1 -3
http://skiv.instrao.ru/bankzadaniy/finansovayagramotnost/fg-82021/ФГ_8_Налог%20на%20но
вую%20квартиру_текст.pdf

6-7

Экономический
рост и развитие

2

8-9

Рыночные
отношения в
экономике

2

10-11 Фирмы в
экономике.
Основы
предпринимател
ьства в
Тюменской
области.

2

12-13 Правовые основы предпринимательской
деятельности

2

Беседа, фронтальный
опрос, развёрнутые
монологические
ответы. Выполнение
дифференцированных
заданий.

Овладение понятиями «экономический
рост, экономическое развитие,
экономический цикл». Раскрывать на
примерах изученные теоретические
положения. Умение определять и
оценивать последствия цикличности
развития экономики для личности и
общества. Умение искать и
использовать информацию,
характеризующую уровень
благосостояния граждан.
Устные ответы.
Владение понятиями «спрос,
Заполнение таблицы.
предложение, рыночное равновесие,
Вопросы для
конкуренция, монополия. Раскрывать на
закрепления темы.
примерах изученные теоретические
Беседа по вопросам.
положения. Умение находить и
использовать информацию для
характеристики ситуации на рынке.
Устный опрос.
Владение понятиями «фирма, факторы
Самостоятельная
производства, издержки производства,
познавательная работа прибыль». Развитие умения
с текстом учебника
моделировать практические ситуации,
(поиск ответа на
связанные с расчётами показателей
проблемный вопрос).
экономической деятельности.
Заполнение таблицы
Сформированность умений
«Факторы
использовать экономическую
производства –
информацию для оценки конкретных
факторные доходы».
ситуаций и выбора стратегии
эффективного экономического
поведения.
Устный опрос.
Владение понятиями
Выполнение
«предпринимательские
индивидуальных
правоотношения, принципы
заданий. Работа с
предпринимательского права,
документами.
лицензирование, государственная
Заполнение таблицы
регистрация».

§3
Документ к
параграфу

§4
Документ к
параграфу

§5
Вопросы к
параграфу

§6,
задание №
5.

«Субъекты
предпринимательских
отношений».

14-15 Слагаемые
успеха в бизнесе

2

16-17 Экономика и
государство

2

18-19 Финансы в
экономике

2

Устный опрос.
Практическая работа с
текстом учебника.
Выполнение
практических заданий.

Умение объяснять явления социальной
действительности с опорой на базовые
понятия права.

Владение понятиями «менеджмент,
§7,
маркетинг, банковский кредит».
вопросы
Развитие умения применять
для
экономические знания для решения
самопровер
типичных задач в области
ки
экономических отношений, анализа и
объяснения экономических процессов.
Оценивание возможности собственного
участия в предпринимательской
деятельности.
Устный опрос.
Владение понятиями монетарная и
§8,
Выполнение
фискальная политика. Знание
задание 5
индивидуальных
важнейших механизмов
заданий. Задания в
государственного регулирования
формате ЕГЭ.
экономики. Совершенствование умений
поиска информации для характеристики
проявлений государственной
экономической политики.
Устный опрос.
Владение понятиями «финансы,
§9,
Практическая работа с банковская система, инфляция,
Задания 1,
учебным текстом,
финансовые институты». Развитие
3, 4.
документом. Решение умения выявлять связи между
учебно–
отдельными экономическими
познавательных задач. явлениями и состоянием экономики в
Задания в формате
целом. Совершенствование умений
ЕГЭ.
формулировать свою точку зрения о
влиянии инфляционных процессов в
стране на уровень жизни населения.
Сформированность представлений о
роли финансовой темы в экономике.

20-21 Занятость и
безработица

2

Устный опрос. Работа с
документами.
Выполнение
творческих заданий.
Обсуждение
проблемных вопросов.
Заполнение таблицы
«Виды безработицы».

22-23 Мировая
экономика

2

Устный опрос.
Выполнение
индивидуальных
заданий. Практическая
работа со схемой,
документом, таблицей
«Международная
торговля и политика
государства».

24-25 Экономическая
культура

2

Устный опрос.
Обсуждение
проблемных вопросов.
Выполнение
практических заданий.
Работа с документами,
схемой, диаграммами,
таблицей «Структура
потребительских
расходов домашних
хозяйств России».

Умение поиска и выделения
§10.
необходимой информации для выбора
Вопросы к
способа рационального поведения в
параграфу.
условиях рынка труда. Умение
различать экономические и социальные
последствия безработицы. Понимание
проблем социально – трудовой сферы
жизни общества и способность
определять собственное отношение к
ним. Сформированность представлений
о роли государства в обеспечении
занятости.
Владение понятиями «мировая
§11,
экономика, глобализация,
Задание №
международное разделение труда».
3.
Представление о месте и роли России в
мировом хозяйстве, взгляд на мировую
экономику с точки зрения интересов
нашей страны. Способность выявлять
связи между проблемами глобализации
и состоянием мирового хозяйства,
состоянием национальных экономик и
развитием мировой экономики в целом.
Владение понятиями «экономическая
§12,
культура, экономический интерес,
задание
экономическая свобода». Понимание
№ 5.
проблемы зависимости цели, характера
и результатов экономической
деятельности от уровня развития
экономической культуры.
Сформированность целостного
представления о рациональной модели
поведения в экономической сфере
жизни общества. Развитие умения
устанавливать взаимосвязь между
экономической свободой и социальной

ответственностью хозяйствующих
субъектов.

26-27 Урок обобщения
по теме
«Экономическая
жизнь
общества»

2

28-29 Социальная
структура
общества

2

30-31 Социальные
нормы и
отклоняющееся
поведение

2

Решение
Применять социально-экономические
познавательных и
знания в процессе решения
практических задач,
познавательных задач по актуальным
отражающих типичные социальным проблемам.
социальные ситуации.
Тестирование.
Глава 2. СОЦИАЛЬНАЯ СФЕРА (16 часов)
Практическая работа по Знание понятий «социальная структура,
решению
социальная дифференциация,
познавательных задач. социальное неравенство, социальная
Работа с источниками. стратификация». Понимание
Задания в формате
особенностей маргинальных групп и
ЕГЭ.
связанных с ними рисков. Целостное
представление о социальной структуре
общества.
Развёрнутые
Умение определять и пояснять смысл
монологические
понятий «социальные нормы,
ответы. Выполнение
социальный контроль, отклоняющееся
индивидуальных
(девиантное) поведение, самоконтроль».
заданий.
Указывать элементы социального
Самостоятельная
контроля, раскрывать роль социального
работа с источниками. контроля в жизни общества. Называть
Заполнение таблицы
признаки отклоняющегося поведения.
«Социальные нормы». Формулировать свою точку зрения на
Контрольная работа причины возникновения
отклоняющегося поведения.
по итогам семестра

Повторить
§1-12.

§13,
Документ к
параграфу.
Задания №
2, 3.

§14,
Вопросы и
задания к
параграфу.

Предлагается найти объяснение,
что такое банковский чек.
Предлагается
найти
преимущества и недостатки
оплаты покупок банковской
картой.
Задание 1 -6
http://skiv.instrao.ru/bankzadaniy/finansovayagramotnost/fg-82021/ФГ_8_Налог%20на%20нову
ю%20квартиру_текст.pdf

32-33 Нации и
межнациональн
ые отношения.

2

34-35 Семья и быт.

2

Семейные
ценности и
традиции.
36-37 Гендер –
социальный пол

2

38-39 Молодёжь в
современном
обществе.

2

Устный опрос. Решение
учебно–
познавательных задач.
Заполнение схемы
«Формы (виды)
этнических
общностей». Задания в
формате ЕГЭ.

Владение базовыми понятиями «нация,
межнациональные отношения,
толерантность». Развитие навыков
оценивания социальной информации о
нациях и межнациональных
отношениях, умений поиска
информации в источниках разного типа
с целью объяснения и оценки
разнообразных проявлений
межнациональных отношений.
Владение умениями применять
полученные знания в повседневной
жизни.
Устный опрос.
Знание базового понятия «семья как
Практическая работа с социальный институт», владение
источником к
понятиями «нуклеарная семья»,
параграфу. Работа с
«многопоколенная семья», «социальный
познавательными
институт брака». Знание социальных
заданиями к § 16.
функций семьи. Понимание
взаимосвязи семьи и общества.
Устный опрос.
Владение базовыми понятиями «гендер,
Выполнение
гендерная идентичность». Умение
индивидуальных
выявлять причинно–следственные связи
заданий. Практическая поступков и поведения с учётом
работа с текстом
традиционных гендерных предписаний.
учебника. Задания в
Навыки оценивания социальной
формате ЕГЭ.
информации о гендерном поведении
гендерных стереотипах.
Устный опрос.
Владение базовыми понятиями
Выполнение
«молодёжь, субкультура, молодёжная
индивидуальных
субкультура». Умение применять
заданий. Задание № 1 к полученные знания о молодёжи и
параграфу.
молодёжной субкультуре в
повседневной жизни. Навыки
оценивания социальной информации по
молодёжной тематике, поиска

§ 15.
Вопросы и
задания к
параграфу.

§ 16
Вопросы и
задания к
параграфу.

§17
Вопросы
для
самопровер
ки

§18.
Задания
№2–4

информации в источниках различного
типа (нормативных правовых актах).

40-41 Демографическа
я ситуация в
современной
России.

42-43 Урок
обобщения по
теме
«Социальная
сфера».

44-45 Политика и
власть
День
Конституции.

46-47 Политическая
система

Знание базовых понятий
§19
«демографическая ситуация,
Вопросы и
рождаемость, смертность, депопуляция, задания к
иммиграция». Понимание взаимосвязи параграфу.
демографических процессов и
социальной политики. Целостное
представление о демографических
процессах. Понимание влияния
демографических процессов на роль
России в многообразном глобальном
мире.
2 Решение
Актуализировать имеющиеся знания о Повторить
познавательных и
существовании и положении
§ 13-19
практических задач,
определённых социальных групп в
отражающих типичные различные периоды жизни общества.
социальные ситуации.
Тестирование.
Глава 3. ПОЛИТИЧЕСКАЯ ЖИЗНЬ ОБЩЕСТВА (20 часов)
ИТОГОВОЕ ПОВТОРЕНИЕ (5 часов)
2 Выполнение
Владение базовыми понятиями
§20
индивидуальных
политологии «политика» и «власть».
Вопросы и
заданий. Практическая Умение поиска политической
задания к
работа с документами. информации в источниках различного
параграфу.
Решение задач.
типа с целью объяснения и оценки
разнообразных явлений и процессов
общественного развития.
2
Устный опрос.
Владение базовыми понятиями
§21.
Заполнение таблиц
«система, государство, политический
Вопросы
«Структура
режим». Сформированность навыков
для
политической
оценивания политической информации. самопровер
2

Устный опрос. Работа с
текстом источника.
Проектная работа по
группам. Задания в
формате ЕГЭ.

Предлагается указать причины,
по
которым
бывает
рациональнее воспользоваться
наличными деньгами.
Предлагается указать, в каких
из приведенных ситуаций люди
расплачиваются наличными, а в
каких
–
безналичными
деньгами.

48-49 Гражданское
общество и
правовое
государство

2

50-51 Демократически
е выборы

2

52-53 Политические
партии и
партийные
системы

2

системы», «Функции
государства»,
«Политические
режимы».
Устный опрос.
Выполнение
индивидуальных
заданий. Работа с
текстом учебника и
выполнение заданий.

Владение умением применять
полученные знания, прогнозировать
последствия принимаемых решений.

Владение понятиями «правовое
государство, гражданское общество».
Умение выявлять взаимосвязи
правового государства и гражданского
общества, личности и государства.
Умение применять знания о правовом
государстве и гражданском обществе в
повседневной жизни.
Устный опрос.
Владение понятием «демократические
Самостоятельная
выборы». Умение критически
работа с источниками. воспринимать предвыборную
Решение учебно–
информацию из различных источников,
познавательных задач. делать самостоятельные выводы.
Умение оценивать предвыборные
программы и заявления кандидатов с
точки зрения их актуальности и
реалистичности, соответствия
собственным взглядам и ожиданиям.
Устный опрос.
Владение понятиями «политическая
Выполнение
партия, общественно – политическое
индивидуальных
движение, партийная система». Умение
заданий. Практическая давать оценку деятельности
работа по выполнению политических партий и общественно –
заданий. Заполнение
политических движений с позиций
таблицы «Типы
демократических ценностей и норм.
партийных систем».
Умение применять полученные знания
о российской многопартийности в
повседневной жизни.

ки

§22.
Документ к
параграфу.
Задания №
4, 5.

§23.
Документ к
параграфу.
Задание 2.

§24.
Задание
№ 2 к §.

http://skiv.instrao.ru/bankzadaniy/finansovayagramotnost/fg-82021/ФГ_8_Налог%20на%20нову
ю%20квартиру_текст.pdf

54-55 Политическая
элита и
политическое
лидерство

2

Устный опрос.
Выполнение
индивидуальных
заданий. Практическая
работа с текстами.
Задания в формате
ЕГЭ.

56-57 Политическое
сознание

2

Устный опрос.
Выполнение
индивидуальных
заданий.
Самостоятельная
работа – таблица
«Современные
политические
идеологии».

58-59 Политическое
поведение

2

Устный опрос.
Выполнение
индивидуальных
заданий.
Самостоятельная
работа с текстом и
ответы на вопросы.

Владение понятиями «политическая
элита, политическое лидерство,
политический лидер». Владение
умениями применять полученные
знания о политической элите и
политическом лидерстве в общественно
– политической жизни.
Сформированность навыков оценивания
политической информации, её поиска в
источниках политико-идеологического
характера для объяснения и оценки
политических явлений и процессов.
Владение понятиями «политическое
сознание, политическая идеология,
политическая психология». Умение
оценивать деятельность политических
институтов и политиков (цели, методы,
эффективность), а также
прогнозировать последствия
принимаемых ими решений. Умение
применять полученные знания при
оценке текущих и исторических
событий.
Владение понятиями «политическое
поведение, политическое участие,
политический экстремизм»,
классификация форм политического
поведения и способов его
регулирования. Умение анализировать
политическое поведение и давать ему
оценку в зависимости от формы.
Умение применять полученные знания
о многообразных формах
политического поведения при оценке
текущих и исторических событий и при
выборе собственной формы

§ 25
Вопросы
для
самопрове
рки

§26
Вопросы и
задания к
параграфу.

§27.
Вопросы
для
самопровер
ки

политического поведения.
60-61 Политический
процесс и
культура
политического
участия

2

62-63 Урок обобщения
по теме
«Политическая
жизнь
общества».
Мероприятия
месячника
нравственного
воспитания
«Спешите
делать добрые
дела». Весенняя
неделя добра.
64-65 Взгляд в
будущее
(заключение)

2

66-68 Итоговое
повторение
(общество и
человек;экономи
ка и социальные

3

2

Устный опрос. Решение
учебно–
познавательных задач.
Выполнение тестовых
заданий.

Владение понятиями «политический
§28.
процесс, политическое участие,
Задания
политическая культура». Умение
№ 1, 2, 3
выявлять связи между политическим
процессом, участием в нём граждан и
уровнем их политической культуры.
Умение применять знания о возможных
формах участия гражданина в
политическом процессе для выбора
адекватных целей и средств
собственных политических действий.
Фронтальный опрос.
Фактор использования политической
Повторить
Выполнение
власти. Политическая деятельность,
§20 - 28
дифференцированных направленная на использование власти
заданий. Тестирование. для достижения определённых целей –
изменения или сохранения
существующего общественного
устройства.

Работа с документами.
Практическая работа с
вопросами для
самопроверки и
заданиями.
Фронтальный опрос.
Выполнение
дифференцированных
заданий.
Выполнение тестовых

Владение понятиями «угрозы и вызовы
21 века, постиндустриальное
общество».

Стр. 320326

Правильное использование основных
экономических терминов.
Характеризовать основные социальные
группы российского общества,
распознавать их сущностные признаки.

Ответы на
вопросы,
решение
тестов

отношения;прав
овое
регулирование
общественных
отношений).

заданий и заданий в
формате ЕГЭ.
Контрольная работа
по итогам семестра

Характеризовать государственное
устройство Российской Федерации,
описывать полномочия и компетенцию
различных органов государственной
власти и управления;
Анализировать несложные
практические ситуации, связанные с
гражданскими, семейными, трудовыми
правоотношениями.
Объяснять на конкретных примерах
особенности правового положения и
юридической ответственности
несовершеннолетних;
Находить, извлекать и осмысливать
информацию правового характера,
полученную из доступных источников,
систематизировать, анализировать
полученные данные.

ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
1. Запишите слово, пропущенное в таблице.
ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫЕ ОРГАНЫ
************
Прокуратура

Задачи правоохранительных органов РФ
ЗАДАЧИ
Охрана законности и общественного порядка, пресечение и предупреждение преступлений и др.
Надзор за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов

2. В приведённом ниже ряду найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных представленных понятий. Запишите это слово
(словосочетание).
Способности; мировоззрение; характер; интересы; личность.
3. Ниже приведён ряд терминов. Все они, за исключением двух, относятся к характеристикам понятия «наука».
1) творчество, 2) образность, 3) системность, 4) обоснованность, 5) эмоциональность, 6) доказательность.
Найдите два термина, «выпадающие» из общего ряда, и запишите цифры, под которыми они указаны.
4. Выберите верные суждения об обществе как системе и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Общество как форма организации присуще всем живым существам в природе.
2) Все сферы общественной жизни и социальные институты подвержены изменениям.
3) Обществом называют большие группы людей, объединённых совместной деятельностью.
4) Общество является самоорганизующейся системой.
5) Влияние природных факторов на развитие современного общества отсутствует.
5. Установите соответствие между проявлениями качеств человека и природой этих качеств: к каждой позиции, данной в первом столбце,
подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПРОЯВЛЕНИЯ КАЧЕСТВ ЧЕЛОВЕКА
ПРИРОДА КАЧЕСТВ
A) способность к продолжению рода
1) социальная
Б) приспособление к климатическим условиям
2) биологическая
B) способность накапливать знания и трудовые навыки

Г) способность определять цель своих действий
Д) способность оценивать себя и других
6.Нина Дмитриевна учит своего внука, чтобы он всегда был честным, поступал справедливо. Какие признаки отличают сферу (область), к которой
относятся эти советы (правила), от сферы (области) права? Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) регулирование общественных отношений
4) установление норм государством
2) оценка поступков с позиций «добра» и «зла» 5) усвоение норм в процессе социализации
3) опора, прежде всего, на общественное
6) неформальный характер санкций, следующих за
мнение
нарушение правил
7. Выберите верные суждения о деятельности и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Одна и та же деятельность может быть связана с различными мотивами людей.
2) Духовная деятельность связана с созданием идей, образов, художественных ценностей.
3) Деятельность человека от активности животных отличает умение находить средства удовлетворения потребностей.
4) Деятельность связана с удовлетворением потребностей человека.
5) Деятельность человека от активности животных отличает использование предметов природного происхождения.
8. Установите соответствие между отличительными признаками и типами обществ: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите
соответствующую позицию из второго столбца.
ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ПРИЗНАКИ
ТИПЫ ОБЩЕСТВ
А) натуральный характер хозяйства
1) индустриальное
Б) ведущая роль информации в жизни общества
2) постиндустриальное
В) появление массовой культуры
3) традиционное (аграрное)
Г) сословная структура общества
Д) выдвижение на первый план сферы услуг
9. Выберите верные суждения о новых тенденциях в образовании и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Благодаря электронной почте и видеоконференциям школы могут устанавливать и поддерживать международные связи.
2) Дистанционное обучение приобретает все более широкое распространение среди обучающихся людей различных возрастов.
3) Гуманизация образования предполагает усиленное внимание к личности учащегося, его интересам, запросам.
4) Современное образование ориентируется на компетенции учащихся, и поэтому знания становятся ненужными.
5) Раньше внимание уделялось непрерывному образованию, а в настоящее время полная средняя школа обеспечивает достаточную
образовательную подготовку.
10. Выберите верные суждения о социализации индивида и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Социализация есть процесс освоения индивидом социальных ролей.
2) Первичная социализация заканчивается с завершением трудовой деятельности.
3) Агентами социализации являются только учреждения, отвечающие за передачу социокультурного опыта.
4) Агенты вторичной социализации, как правило, действуют узконаправленно, в пределах своей компетенции.

5) Социализация предполагает только контролируемые процессы целенаправленного воздействия на личность.
11. Выберите верные суждения о социальном контроле и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Неформальный социальный контроль осуществляется путём применения только позитивных санкций.
2) Социальный контроль необходим для поддержания стабильности общественной жизни.
3) В зависимости от характера санкций принято различать прогрессивный и регрессивный социальный контроль.
4) Социальный контроль включает совокупность методов и способов, гарантирующих выполнением ролевых требований к индивиду.
5) Социальный контроль обеспечивают соблюдение определённых условий, нарушение которых наносит ущерб функционированию социальной
системы.
12.В начале 1990-х гг. в стране Z началась судебная реформа, в частности был введён институт присяжных заседателей. В 1995 г. и в 2015 г. в
стране Z социологи ческой службой был проведён опрос совершеннолетних граждан. Им задавали вопрос: «Как Вы оцениваете введение суда
присяжных?» Результаты опроса (в % от числа отвечавших) представлены в таблице.
Я оцениваю введение суда присяжных
Год проведения опроса
1995 г.
2015 г.
положительно, так как это сделает суд более справедливым.
50%
35%
положительно, так как это исключит возможность подкупа суда.
25%
30%
отрицательно, так как осуществлять правосудие должны профессионалы.
15%
20%
Я не могу дать однозначную оценку этой ре формы.
10%
15%
Найдите в приведённом списке выводы, которые можно сделать на основе таблицы, и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) В 1995 г. четверть опрошенных оценили судебную реформу отрицательно.
2) В 2015 г. около двух третей опрошенных отрицательно оценили судебную реформу.
3) За 20 лет суммарный процент положительных оценок судебной реформы уменьшился.
4) К 2015 г. возросла доля граждан, затрудняющихся однозначно оценить введение суда присяжных.
5) Как в 1995 г., так и в 2015 г. большинство опрошенных в целом положительно оценивают судебную реформу.
13. Выберите верные суждения о демократии и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Различают прямую (непосредственную) и представительную (опосредованную) демократию.
2) К институтам непосредственной демократии относятся референдумы, всенародные обсуждения политических вопросов и т.п.
3) Демократия - политический режим, при котором народ является источником и носителем политической, государственной власти.
4) Главным признаком демократии является всеобъемлющий контроль государства над всеми сферами жизни общества.
5) Политический плюрализм, как один из принципов демократии, отражает многообразие форм собственности в государстве.
14. Установите соответствие между вопросами и субъектами власти РФ, к ведению которых они относятся: к каждой позиции, данной в первом
столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ВОПРОСЫ
СУБЪЕКТЫ
A) федеральные налоги и сборы
ВЛАСТИ РФ

Б) осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями
B) федеральная государственная собственность и управление ею
Г) общие вопросы воспитания, образования, науки, культуры, физической
культуры и спорта
Д) охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности

1) только
федеральный центр
2) федеральный
центр и субъекты
РФ

15. Гражданин по своим общественно-политическим взглядам является членом консервативной партии. Найдите в приведённом ниже списке
действия, характерные для представителей данной идеологии, и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) поддерживают всестороннее реформирование общества
2) поддерживают революционные изменения
3) ориентируются на защиту традиционных устоев
4) выступают за стабильность общества
5) призывают к насильственному свержению правительства
6) с сомнением относятся к попыткам проведения реформ
16. Что из перечисленного ниже относится к конституционным обязанностям гражданина РФ? Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) защита Отечества
2) уплата законно установленных налогов и сборов
3) участие в управлении делами государства
4) выбор рода деятельности и профессии
5) сохранение исторического и культурного наследия

Тема

Приложение №1
Воспитательный компонент
Номер
Количество
урока
часов
44
1

№

Класс

1

11

2

11

Семейные ценности и традиции.

34

1

3

11

Основы предпринимательства в Тюменской области.

10

1

4

11

Мероприятия месячника нравственного воспитания «Спешите делать добрые дела». Весенняя
неделя добра.

63

1

День Конституции.

Класс

№ урока
11

30

Тема урока
Общество и профессии. https://bvb-kb.ru/lessons/0YWJAXOlRz5VegjZ

Приложение №2
Профминиум
Дата проведения
22.12.2023


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».