РП география 11 класс

Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса
1) владение представлениями о современной географической науке, ее участии в решении важнейших проблем
человечества;
2) владение географическим мышлением для определения географических аспектов природных, социальноэкономических и
экологических процессов и проблем;
3) сформированность системы комплексных социально ориентированных географических знаний о закономерностях
развития природы, размещения населения и хозяйства, о динамике и территориальных особенностях процессов,
протекающих в географическом пространстве;
4) владение умениями проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями,
их изменениями в результате природных и 12 антропогенных воздействий;
5) владение умениями использовать карты разного содержания для выявления закономерностей и тенденций,
получения нового географического знания о природных социально-экономических и экологических процессах и
явлениях;
6) владение умениями географического анализа и интерпретации разнообразной информации;
7) владение умениями применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и
процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды, адаптации к изменению ее условий;
8) сформированность представлений и знаний об основных проблемах взаимодействия природы и общества, о
природных и социально-экономических аспектах экологических проблем.
В результате изучения учебного предмета «География» на уровне среднего общего образования:
Выпускник на базовом уровне научится:
– понимать значение географии как науки и объяснять ее роль в решении проблем человечества;
– определять количественные и качественные характеристики географических объектов, процессов, явлений с
помощью измерений, наблюдений, исследований;
– составлять таблицы, картосхемы, диаграммы, простейшие карты, модели, отражающие географические
закономерности различных явлений и процессов, их территориальные взаимодействия;
– сопоставлять и анализировать географические карты различной тематики для выявления закономерностей
социально-экономических, природных и геоэкологических процессов и явлений;
– сравнивать географические объекты между собой по заданным критериям;
– выявлять закономерности и тенденции развития социально-экономических и экологических процессов и явлений на
основе картографических и статистических источников информации;
– раскрывать причинно-следственные связи природно-хозяйственных явлений и процессов;
– выделять и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;
– выявлять и объяснять географические аспекты различных текущих событий и ситуаций;
– описывать изменения геосистем в результате природных и антропогенных воздействий;
– решать задачи по определению состояния окружающей среды, ее пригодности для жизни человека;
– оценивать демографическую ситуацию, процессы урбанизации, миграции в странах и регионах мира;

– объяснять состав, структуру и закономерности размещения населения мира, регионов, стран и их частей;
– характеризовать географию рынка труда;
– рассчитывать численность населения с учетом естественного движения и миграции населения стран, регионов мира;
– анализировать факторы и объяснять закономерности размещения отраслей хозяйства отдельных стран и регионов
мира;
– характеризовать отраслевую структуру хозяйства отдельных стран и регионов мира;
– приводить примеры, объясняющие географическое разделение труда;
– определять принадлежность стран к одному из уровней экономического развития, используя показатель
внутреннего валового продукта;
– оценивать ресурсообеспеченность стран и регионов при помощи различных источников информации в современных
условиях функционирования экономики;
– оценивать место отдельных стран и регионов в мировом хозяйстве;
– оценивать роль России в мировом хозяйстве, системе международных финансово-экономических и политических
отношений;
– объяснять влияние глобальных проблем человечества на жизнь населения и развитие мирового хозяйства.
Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться:
– характеризовать процессы, происходящие в географической среде; сравнивать процессы между собой, делать
выводы на основе сравнения;
– переводить один вид информации в другой посредством анализа статистических данных, чтения географических
карт, работы с графиками и диаграммами;
– составлять географические описания населения, хозяйства и экологической обстановки отдельных стран и
регионов мира;
– делать прогнозы развития географических систем и комплексов в результате изменения их компонентов;
– выделять наиболее важные экологические, социально-экономические проблемы;
– давать научное объяснение процессам, явлениям, закономерностям, протекающим в географической оболочке;
– понимать и характеризовать причины возникновения процессов и явлений, влияющих на безопасность окружающей
среды;
– оценивать характер взаимодействия деятельности человека и компонентов природы в разных географических
условиях с точки зрения концепции устойчивого развития;
– раскрывать сущность интеграционных процессов в мировом сообществе;
– прогнозировать и оценивать изменения политической карты мира под влиянием международных отношений;
– оценивать социально-экономические последствия изменения современной политической карты мира;
– оценивать геополитические риски, вызванные социально-экономическими и геоэкологическими процессами,
происходящими в мире;
– оценивать изменение отраслевой структуры отдельных стран и регионов мира;
– оценивать влияние отдельных стран и регионов на мировое хозяйство;

– анализировать региональную политику отдельных стран и регионов;
– анализировать основные направления международных исследований малоизученных территорий;
– выявлять особенности современного геополитического и геоэкономического положения России, ее роль в
международном географическом разделении труда;
– понимать принципы выделения и устанавливать соотношения между государственной территорией и
исключительной экономической зоной России;
– давать оценку международной деятельности, направленной на решение глобальных проблем человечества.

Содержание учебного материала 11 класс
Раздел 1: Введение. География как наука. Процессы дифференциации и интеграции в географии. Сквозные направления в географии. Экономическая и
социальная география, как одна из «стволовых ветвей» географии. Методы географических исследований. Подразделение общегеографических методов
на традиционные (описания, картографический, сравнительно-географический, статистический) и новые (математический, математико-географического
моделирования, дистанционно-аэрокосмический, геоинформационный). Методы физической и социально-экономической географии. Источники
географической информации. Географическая карта как важнейший универсальный источник информации. Переход от бумажной — к машинной
информации. Значение Интернета и глобальных спутниковых систем информации. Понятие о геоинформатике и геоинформационной системе (ГИС).

Раздел 2: Современная политическая карта мира. Многообразие стран современного мира, их классификация. Типология стран мира.
Экономически развитые страны, их подгруппы. Развивающиеся страны, их подгруппы. Страны с переходной экономикой.
Влияние международных отношений на политическую карту мира. Период «холодной войны» (1946-1989). Разрядка международной
напряжённости. Новые угрозы безопасности: распространение ядерного оружия, региональные и локальные конфликты, международный
терроризм. «Перезагрузка» в отношениях России и США; достижения и проблемы.
Государственный строй стран мира. Две основные формы правления: республиканская и монархическая. Основные формы
административно-территориального устройства: унитарная и федеральная.
Практические работы:
1. Характеристика политико-географического положения страны.
Раздел 3: География мировых природных ресурсов. Проблема взаимодействия общества и природы. Понятие о географической
(окружающей) среде, географическом детерминизме и нигилизме. «Обмен веществ» между обществом и природой. Степень
«очеловеченности» природной среды в XXI в.
Природные ресурсы Земли. Понятие о ресурсообеспеченности. Минеральные (топливные, рудные и нерудные) ресурсы и расчёт
обеспеченности ими. Понятие о территориальных сочетаниях природных ресурсов.

Земельные ресурсы и обеспеченность ими различных регионов и стран. Размеры и структура мирового земельного фонда. Процессы
опустынивания.
География водных ресурсов Земли. Различия в обеспеченности водными ресурсами регионов и стран. Пути решения водной проблемы.
Гидроэнергетический потенциал.
Биологические ресурсы. География лесных ресурсов, северный и южный лесные пояса мира. Проблема обезлесения. Ресурсы животного
мира. Проблема оскудения генофонда.
Ресурсы Мирового океана: водные, минеральные, биологические, их география. Климатические и космические ресурсы, новые
возобновляемые источники энергии. Рекреационные ресурсы, их виды.
Антропогенное загрязнение окружающей среды. Загрязнение литосферы, гидросферы (вод суши и Мирового океана), атмосферы. Решение
природоохранных проблем: три главных пути. Природоохранная деятельность и экологическая политика. Особо охраняемые природные
территории (ООПТ). Всемирное культурное и природное наследие ЮНЕСКО.
Понятие о географическом ресурсоведении и геоэкологии.
Практические работы:
2. Оценка обеспеченности разных регионов и стран основными видами природных ресурсов.
Раздел 4: Природа и человек в современном мире. Рост численности населения мира. Понятие о воспроизводстве (естественном движении)
населения. Первый тип воспроизводства населения, демографический кризис. Географическое распространение стран первого типа
воспроизводства населения, их основные демографические показатели. Второй тип воспроизводства населения, демографический взрыв.
Географическое распространение стран второго типа воспроизводства населения, их основные демографические показатели. Начало
затухания демографического взрыва. Демографическая политика, её особенности в экономически развитых и развивающихся странах.
Качество населения как комплексное понятие. Здоровье населения и показатель ожидаемой средней продолжительности жизни. Показатель
уровня грамотности. Различие этих показателей в экономически развитых и развивающихся странах. Демографические показатели России.
Состав (структура) населения. Половой состав: страны с преобладанием женщин и страны с преобладанием мужчин; общемировые
показатели. Возрастной состав, понятие об экономически активном населении. Этнолингвистический состав населения. Классификация
народов (этносов) по численности. Классификация народов по языку, крупнейшие семьи языков. Однонациональные и многонациональные
государства, проблема этнического сепаратизма на примере экономически развитых и развивающихся стран. Религиозный состав населения
мира. Мировые религии – христианство, мусульманство, буддизм и их географическое распространение. Важнейшие национальные религии.
Влияние религий на жизнь и быт людей. Религиозные противоречия в современном мире, религиозный экстремизм.
Размещение населения по земной суше под влиянием природных и исторических факторов. Показатель плотности населения Земли и
отдельных регионов. Страны с наибольшей и наименьшей плотностью населения. Средняя плотность населения в России. Миграции
населения и их влияние на размещение населения. Международные (внешние) миграции населения в прошлом и настоящем. Особое

значение трудовых миграций. Главные центры притяжения трудовых ресурсов в мире. Интеллектуальные миграции и «утечка умов».
Миграции по этническим, политическим, экологическим причинам; возрастание числа беженцев. Внутригосударственные миграции
населения и их причины.
Современный город и его функции. Понятие об урбанизации как о всемирном процессе. Быстрые темпы роста городского населения.
Концентрация населения в основном в больших городах. Формирование городских агломераций. Крупнейшие городские агломерации мира,
их география. Группировка стран мира по уровню урбанизации: 1) очень высоко урбанизированные страны, 2) высоко урбанизированные
страны, 3) средне урбанизированные страны, 4) слабо урбанизированные страны. Различия между странами по темпам урбанизации.
Развитие урбанизации «вглубь» в экономически развитых странах. Развитие урбанизации «вширь» в развивающихся странах, явление
«городского взрыва». Регулирование процесса урбанизации. Сельское население, групповая и дисперсная формы сельского расселения.
Население и окружающая среда.
География населения как ветвь социально-экономической географии. Геодемографическое направление. Географо-расселенческое
направление. Особое значение географии городов (геоурбанистики).
Практические работы:
3 Подсчитать насколько выросло население мира в 19-20 веках. Построить линейную диаграмму роста численности населения за период
2050-2014гг.
Раздел 5: НТР и мировое хозяйство . Понятие о научно-технической революции (НТР). Характерные черты НТР: всеохватность,
ускорение научно-технических преобразований, возрастание роли человеческого фактора, связь с высокой техникой и технологией. Четыре
составные части НТР: 1) наука, 2) техника и технология, 3) производство, 4) управление. Эволюционный и революционный пути развития
техники и технологии. Главные направления развития производства. Геоинформатика.
Понятие о мировом хозяйстве. Понятие о международном географическом разделении труда и отрасли международной
специализации. Международная экономическая интеграция, главные региональные и отраслевые интеграционные объединения.
Понятие о глобализации и её движущих силах. Транснациональные и глобальные ТНК. Возникновение глобальных городов.
Отраслевая структура мирового хозяйства: аграрная, индустриальная, постиндустриальная. Воздействие НТР на отраслевую структуру
материального производства промышленности, сельского хозяйства, транспорта.
Основные пространственные модели мирового хозяйства. Двухчленная модель (Север-Юг). Трёхчленные модели с подразделением
на экономически развитые, развивающиеся страны и страны с переходной экономикой и с подразделением на Центр, Полупериферию и
Периферию. Десятичленная пространственная модель мирового хозяйства, роль отдельных центров в производстве валового мирового
продукта. Страны БРИКС, как новая политико-экономическая группировка стран. Возрастание роли Азиатско-Тихоокеанского региона.
Территориальная структура хозяйства экономически развитых стран с выделением высокоразвитых, старопромышленных,
аграрных и ресурсных районов нового освоения. Колониальный тип территориальной структуры хозяйства, сохраняющийся во многих
развивающихся странах. Региональная политика в развитых и развивающихся странах, её главные направления.

Факторы размещения производительных сил. Старые факторы размещения: территории, ЭГП, природно-ресурсный,
транспортный, трудовых ресурсов, территориальной концентрации. Новые факторы размещения: наукоёмкости, экологический.
Практические работы:
4 .Составить систематизирующую таблицу" Отрасли Международной специализации".
Страны

Отрасли их международной специализации

5. Охарактеризовать(в виде таблицы) воздействие отдельных факторов на размещение производства.
Раздел 6: География отраслей мирового хозяйства. Промышленность – первая ведущая отрасль материального производства. Старые, новые
и новейшие отрасли промышленности. Сдвиги в отраслевой структуре промышленности мира в эпоху НТР, роль высокотехнологичных
отраслей. Изменения в территориальной структуре промышленности мира, возрастание доли стран Юга.
Топливно-энергетическая промышленность. Мировое производство и потребление первичных энергоресурсов. Соотношение Севера и
Юга. Два главных этапа развития этой отрасли на протяжении XIX и XX вв. Нефтяная промышленность мира, основные черты географии;
главные нефтедобывающие страны, главные нефтяные грузопотоки. Газовая промышленность мира, основные черты географии; главные
газодобывающие страны, главные сухопутные и морские грузопотоки природного газа. Угольная промышленность мира, основные черты её
географии. Мировая электроэнергетика, соотношение ТЭС, ГЭС и АЭС; ведущие страны-производители. Новые возобновляемые источники
энергии, повышение их роли в мировой энергетике.
Мировая горнодобывающая промышленность. Соотношение стран Севера и Юга. Понятие о восьми «великих горнодобывающих
державах». Чёрная металлургия: масштабы производства и основные черты географии. Типы ориентации в размещении предприятий этой
отрасли. Особенности размещения мировой цветной металлургии.
Машиностроение мира: особенности отраслевой и территориальной структуры. Три главных машиностроительных региона.
Отличительные черты отраслевой и территориальной структуры мировой химической промышленности. Лесная и деревообрабатывающая
промышленность мира: два пояса её размещения. Мировая текстильная промышленность, её главные регионы. Промышленность и
окружающая среда.
Сельское хозяйство – вторая ведущая отрасль материального производства. Понятие о товарном и потребительском сельском
хозяйстве, агробизнесе. Основные черты сельского хозяйства в экономически развитых и развивающихся странах. Понятие о «зелёной
революции» в развивающихся странах. Растениеводство как основа мирового сельского хозяйства. Зерновое хозяйство: пшеница, рис и
кукуруза. Другие продовольственные культуры. Непродовольственные культуры. Мировое животноводство: три ведущих отрасли. Сельское
хозяйство и окружающая среда. Мировое рыболовство.

Транспорт – третья ведущая отрасль материального производства. Мировая транспортная система, её масштабы. Транспорт
экономически развитых стран. Транспорт развивающихся стран. Региональные транспортные системы. Сухопутный транспорт и его виды:
автомобильный, железнодорожный, трубопроводный. Морской торговый флот, морские порты. География мирового морского судоходства,
роль морских каналов и проливов. Внутренний водный транспорт. Воздушный (авиационный) транспорт – самый молодой и динамичный
вид транспорта. Основные черты его географии. Транспорт и окружающая среда.
Всемирные экономические отношения (ВЭО). Отношения Север-Юг как отношения между Центром мирового хозяйства и его
Периферией и Полупериферией. Понятия об открытой экономике и свободной экономической зоне.
Мировая торговля как старейшая форма ВЭО. Сдвиги в структуре мировой торговли товарами. Торговля услугами и её формы.
Главные районы и страны мировой торговли. Всемирная торговая организация (ВТО).
Мировой рынок капитала, как отражение процесса финансовой глобализации. Мировые финансовые центры. Оффшорные зоны
(центры). Понятие о прямых иностранных инвестициях. География мирового рынка капитала. Страны-лидеры по экспорту и импорту
капитала среди экономически развитых стран, развивающихся стран и стран с переходной экономикой. Всемирный банк и Международный
валютный фонд (ВМФ).
Международное производственное сотрудничество и
Международный туризм: масштабы и основные черты географии.

его

формы.

Международное

научно-техническое

сотрудничество.

Раздел 1: Введение. Положение географии в системе наук. Традиционные и новые методы географических исследований. Географическая
карта – особый источник информации о действительности. Географическая номенклатура.
Раздел 2: Региональная характеристика мира.
Зарубежная Европа
Общая характеристика. Зарубежная (по отношению к странам СНГ) Европа как один из ведущих регионов современного мира.
Площадь территории и границы. Особенности ЭГП: 1) соседское положение, 2) приморское положение. Изменения политической карты
региона в новейшее время.
Природные условия и ресурсы зарубежной Европы. Природные ресурсы для развития промышленности, сельского хозяйства, лесного
хозяйства, туризма и рекреации.
Население зарубежной Европы: численность и характер воспроизводства, угроза депопуляции. Роль трудовой иммиграции и
увеличение значения «исламского фактора». Национальный состав населения региона: однонациональные, двунациональные и
многонациональные государства. Обострение межнациональных отношений. Основные религии зарубежной Европы, роль Ватикана.
Размещение населения: его плотность, высокий уровень урбанизации. Западноевропейский тип города. Процесс субурбанизации.

Место региона в мировом хозяйстве. Страны, входящие в «большую семёрку» стран Запада: Германия, Франция, Великобритания,
Италия. Менее крупные страны региона и их специализация в международном географическом разделении труда
Промышленность зарубежной Европы. Главные отрасли: машиностроение и химическая промышленность. Топливно-энергетический
комплекс, чёрная и цветная металлургия. Лесная, легкая промышленность. Главные промышленные районы.
Сельское хозяйство зарубежной Европы, три главных типа: 1) североевропейский, 2) среднеевропейский, 3) южноевропейский.
Транспортная система зарубежной Европы. Главные транспортные магистрали направлений Север-Юг и Запад-Восток. Главные
сухопутные транспортные узлы и портово-промышленные комплексы. Преодоление естественных преград.
Непроизводственная сфера в зарубежной Европе. Система технопарков и технополисов. Главные финансовые центры и оффшорные
зоны. Зарубежная Европа как главный в мире район международного туризма; «большая тройка» стран по развитию въездного туризма.
Охрана окружающей среды и экологические проблемы в зарубежной Европе.
Географический рисунок расселения и хозяйства зарубежной Европы. Понятие о «Центральной оси развития» Западной Европы.
Типология экономических районов с выделением: 1) высокоразвитых, 2) старопромышленных, 3) аграрных, 4) нового освоения. Четыре
субрегиона зарубежной Европы.
Практические работы:
1 Нанести на контурную карту сельскохозяйственные районы, транспорт, магистрали, порты одной из стран.
2 Дать полную характеристику ЭГП ФРГ по плану.
Зарубежная Азия. Австралия
Общая характеристика. Зарубежная (по отношению к странам СНГ) Азия как быстро развивающийся регион современного мира.
Размеры территории и границы. Отличительные черты ЭГП: 1) соседское положение, 2) приморское положение, 3) глубинное положение.
Политическая карта региона в новейшее время. Территориальные споры в зарубежной Азии. «Горячие точки» (Афганистан, и др.)
субрегиона.
Природные условия и ресурсы зарубежной Азии. Природные ресурсы для развития промышленности; особое значение нефтяных
ресурсов. Природно-ресурсные предпосылки для развития сельского хозяйства; недостаточная обеспеченность пахотными землями и
источниками водоснабжения.
Население зарубежной Азии; регион с наибольшей численностью населения. Демографическая ситуация и демографическая политика
в субрегионах зарубежной Азии. Этнический и религиозный состав населения, зарубежная Азия как родина трёх мировых религий.
Межэтнические и религиозные конфликты в регионе. Основные черты размещения населения, контрасты плотности. Главные очаги
внешних миграций. Рост городского населения, городские агломерации и «сверхгорода». Восточный (азиатский) тип города. Особенности
сельского расселения.

Рост значения зарубежной Азии в мировом хозяйстве. Пять главных центров мирового хозяйства в регионе: Китай, Япония, Индия,
группа новых индустриальных стран, группа нефтеэкспортирующих стран. Уровень индустриализации стран зарубежной Азии, главные
промышленные районы. Особенности сельского хозяйства региона. Главные районы возделывания зерновых, тропических и субтропических
культур, пастбищного животноводства.
Экологические проблемы и меры по охране окружающей среды в странах зарубежной Азии.
Китайская Народная Республика.
Размеры территории и экономико-географическое положение. Административно-территориальное деление Китая, проблема Тайваня.
Воссоединение Сянгана и Аомыня с Китаем. Население Китая. Китай – первая страна мира по численности населения. Демографическая
политика и её результаты; переход от демографического взрыва к третьей фазе демографического перехода. Возрастно-половой состав
населения. Этнический состав населения. Особенности размещения населения: соотношение городских и сельских жителей, процесс
урбанизации. Крупнейшие города и городские агломерации Китая. Китай как страна древней культуры.
Хозяйство Китая. Быстрые темпы роста экономики, китайское «экономическое чудо». Превращение Китая
индустриальную державу. Отставание Китая по показателю душевого ВВП и уровню жизни.

в мощную

Промышленность Китая. Успехи и проблемы топливно-энергетического комплекса. Быстрое развитие металлургического комплекса,
мировой рекорд по выплавки стали. Преобразования в машиностроительном комплексе Китая, успехи автомобильной промышленности.
Традиции лёгкой промышленности.
Сельское хозяйство Китая. Рост производства сельскохозяйственных культур. Главные районы возделывания пшеницы, риса, чая.
Районы экстенсивного скотоводства. Успехи Китая в области рыболовства и аквакультуры.
Транспорт Китая. Особое значение железнодорожного транспорта; сооружение новых магистралей и высокоскоростных железных
дорог. Быстрый рост морских перевозок, главные морские порты. Развитие трубопроводного и воздушного транспорта.
Внешние экономические связи Китая. Превращение его в страну с открытой экономикой. Специальные экономические зоны.
Структура экспорта и импорта Китая, его главные торговые партнеры. Положение Китая в мировой финансовой сфере, в международном
туризме. Внутренние различия. Восточная (приморская) зона с крупнейшими городами страны и специальными экономическими зонами
(СЭЗ). Центральная и Западная зоны.
Япония.
Территория Японии, её границы и ЭГП. Стабильность численности населения Японии – страны Азии с первым типом воспроизводства
населения; причины такого демографического перехода. Однородный национальный состав населения, культурные традиции. Религиозный
состав населения Японии. Высокая средняя плотность населения. Высокий уровень урбанизации. Крупнейшие города и городские
агломерации (Токио, Осака, Нагоя) Японии. Понятие о мегаполисе Токайдо.

Хозяйство. Период «экономического чуда» в Японии в 50-80-е гг. XX в. и его причины. Замедление темпов экономического роста в
90-е гг., переход на роль «державы №3». Япония как постиндустриальная страна.
Промышленность – этапы развития. Этап развития энергоёмких и металлоёмких производств при увеличении импорта топлива и
сырья. Этап ориентации на наукоёмкие отрасли. Главные промышленные центры Японии и их специализация.
Сельское хозяйство Японии – изменения в структуре и географии. Значение рыболовства.
Высокий уровень развития железнодорожного и морского транспорта. Особое значение внешних экономических связей. Структура и
география экспорта и импорта Японии.
Территориальная структура хозяйства Японии. Её «лицевая» часть, мегаполис Токайдо. Ее «тыльная» часть. Региональная политика Японии.
Практические работы:
3.Составить картосхему важнейшая продукция поставляемая странами Зарубежной Азии на мировой рынок.
Индия.
Территория, границы, ЭГП Индии. Государственный строй; форма правления и административно-территориальное деление. Индия в
составе Содружества, возглавляемого Великобританией.
Население. Быстрый рост населения Индии и его причины. Особенности демографической политики. Сложный этнический и
религиозный состав населения Индии; районы этнорелигиозных противоречий. Неравномерность размещения населения. Особенности
урбанизации в Индии, главные города и городские агломерации.
Хозяйство. Индия как страна контрастов. «Экономическое чудо» в Индии и рост объёма ВВП. Постепенное превращение Индии в
супердержаву знаний. Сильное отставание Индии по показателю душевого ВВП. Высокая доля людей, живущих за чертой бедности.
Промышленность Индии: особенности её отраслевой структуры и географии. Главные новостройки («полюса роста») в тяжёлой
промышленности Индии. Главные отрасли лёгкой промышленности.
Сельское хозяйство Индии. Особенности аграрного строя, влияние «зелёной революции». Две главные сельскохозяйственные зоны.
Географический рисунок хозяйства и расселения Индии. «Экономические столицы»: Мумбаи, Дели, Бангалор. «Коридоры роста»,
связывающие их друг с другом. Зарождение первых трёх мегалополисов Индии.
Австралия.
Австралия как государство Азиатско-Тихоокеанского региона. История, освоение Австралии. Особенности государственного строя.
Основные черты населения: численность, рост за счет иммиграции, очень низкая плотность населения. Главные города Австралии.

Хозяйство. Место Австралии в мировом хозяйстве. Главные отрасли международной специализации: горнодобывающая
промышленность, сельское хозяйство, природные предпосылки для их развития.
Внутренние различия. Юго-Восточный район Австралии с главными городами страны. Северо-Восточный, Южный и Западный
районы, их роль в населении и хозяйстве Австралии. Неосвоенные пространства Северного и Центрального районов.
Африка .
Общая характеристика. Колониальное прошлое Африки. Этапы завоевания политической независимости после второй мировой
войны. Развивающиеся страны Африки, включая наименее развитые. ЮАР – страна, сочетающая признаки экономически развитой и
развивающейся страны.
Территория Африки и отдельных её стран. Особенности ЭГП: приморские и внутриконтинентальные страны. Особенности
государственного строя: преобладание президентских республик.
Африка как регион территориальных споров и региональных конфликтов. Волна национальных революций в Северной Африке в 2011
г. Организация Африканского единства. Природные условия и ресурсы. Богатство Африки полезными ископаемыми. Оценка земельных и
агроклиматических ресурсов для развития сельского хозяйства. Процессы опустынивания и обезлесения в Африке.
Африка – регион демографического взрыва с самыми высокими темпами воспроизводства населения. Качество населения в Африке.
Этнический состав населения Африки, главные семьи языков, культурное наследие. Контрасты расселения в Африке. Темпы и уровни
урбанизации, «городской взрыв» и его последствия. Крупнейшие городские агломерации. Основные черты сельского расселения.
Хозяйство Африки, место её в мире. Сохранение колониального типа отраслевой структуры хозяйства с преобладанием сельского
хозяйства. Тропическое и субтропическое земледелие в Африке. Понятие о монокультуре.
Индустриализация Африки. Ведущая роль горнодобывающей промышленности. Недостаточное развитие обрабатывающей
промышленности. Доля Африки в мировом хозяйстве. Деление Африки на пять субрегионов – Северную, Западную, Центральную,
Восточную и Южную Африку. Деление Африки на два субрегиона: Северную и Тропическую Африку.
Особенности исторического развития, природы, населения и хозяйства Северной (арабской) Африки. Крупнейшие города. Понятие об
арабском типе города.
Особенности исторического развития, природы, населения и хозяйства Тропической («чёрной») Африки. Тропическая Африка как
самая отсталая часть всего развивающегося мира. Районы горнодобывающей промышленности и интенсивного сельского хозяйства в
Тропической Африке. Ухудшение состояния окружающей среды в Тропической Африке.
Практические работы:
4.Составить таблицу: "Зональная специализация экспортных и потребительских сельскохозяйственных культур в Африке".
Природная зона

Экспортные культуры

Потребительские культуры

1.Субтропики
2.Полупустыни и пустыни
3.Саванны и редколесья
4.Влажные экваториальные
леса
Северная Америка .
Понятие «Северная Америка» в экономической и социальной географии мира.
Общая характеристика Соединенных Штатов Америки. Размеры территории США и её подразделение на три части. Выгоды ЭГП
США, сухопутные и морские границы; соседи США. Федеративное государственное устройство США. Штаты США. Двухпартийная
система в США.
Население США. Устойчивый рост численности населения; роль естественного и миграционного прироста. Особенности
формирования американской нации. Белое, афроамериканское, латиноамериканское население. Аборигены. Проблемы расовой
дискриминации. Возрастно-половая структура населения. Размещение населения по территории страны. Показатели плотности населения.
Направления внутренних миграций населения. География городов. Городские агломерации и мегалополисы США. Особенности сельского
расселения.
Общая характеристика хозяйства: ведущее место США в мировой экономике. Замедление темпов экономического роста; финансовоэкономический кризис 2008-2009 гг. Структура экономики США, резкое преобладание непроизводственной сферы. Роль американских ТНК
в создании «второй экономики» США. Лидерство США в мировом промышленном производстве. Ведущие отрасли горнодобывающей и
обрабатывающей промышленности.
Лидерство США в мировом сельскохозяйственном производстве. Постадийная специализация в сельском хозяйстве США.
Особенности транспортной системы США. Переход к постиндустриальному обществу.
Особенности территориальной структуры хозяйства США. Факторы, воздействующие на эту структуру. Концентрация хозяйственной
жизни в мегалополисах США. Высокоразвитые и депрессивные районы в США; региональная политика.
География промышленности США. Природные ресурсы для развития промышленности США; увеличение зависимости от импорта.
Основные черты географии топливной промышленности, электроэнергетики, чёрной металлургии, машиностроительной, химической и
текстильной промышленности США. Понятие о четырёх промышленных поясах.
География сельского хозяйства США. Природно-ресурсные предпосылки для развития этой отрасли. Отрасли, определяющие
профиль растениеводства в США. Отрасли, определяющие профиль животноводства в США. Сельскохозяйственные районы (пояса) США.
География транспорта США, её конфигурация. Главные транспортные магистрали и узлы. Развитие отдельных видов транспорта.

Внешние экономические связи США. Структура и география внешней торговли товарами и услугами. Вывоз и ввоз капитала.
Развитие внутреннего и международного туризма в США. Главные туристские районы, национальные парки.
Практические работы:
5 . Составить конспективно-справочную таблицу "Промышленные пояса США".
Название пояса

Ведущие отрасли
промышленности

Главные центры

Латинская Америка
Общая характеристика региона. Территория, подразделение на субрегионы. Особенности ЭГП. Государственный строй стран
Латинской Америки. Унитарные и федеративные государства. Колониальные владения.
Природные ресурсы региона. Богатство полезными ископаемыми, их приуроченность к Тихоокеанскому рудному поясу, к ЮжноАмериканской платформе и её краевым прогибам. Богатство водными и лесными ресурсами. Агроклиматические условия.
Население. Тип воспроизводства населения. Этнический состав; три компонента его формирования. Разнообразие этнического
состава; дуализм культур. Главные черты размещения населения. Высокий уровень урбанизации. Понятия о латиноамериканском типе
города и «ложной урбанизации». Крупнейшие городские агломерации региона.
Общая характеристика хозяйства. «Левый поворот» в начале XXI в. и переход к ускоренным темпам экономического роста.
Горнодобывающая промышленность стран Латинской Америки. Обрабатывающая промышленность стран Латинской Америки. Их главные
центры. Плантационный и потребительский сектора в сельском хозяйстве Латинской Америки. Главные отрасли земледелия и
животноводства и их размещение. Особенность транспортной системы региона, «линии проникновения».
Территориальная структура хозяйства Латинской Америки. «Большая тройка» стран (Мексика, Бразилия, Аргентина). Экономическое
значение столиц и крупных городских агломераций. Региональная политика.
Охрана окружающей среды и экологические проблемы.
Федеративная Республика Бразилия. Бразилия - самая большая страна Латинской Америки, одна из ключевых развивающихся стран.
Ускорение темпов экономического роста с началом XXI в., вхождение в группу стран БРИКС.
Размеры и профиль горнодобывающей промышленности; основные центры. Размеры и профиль обрабатывающей промышленности;
основные центры. Позиции Бразилии в мировом сельском хозяйстве, главные сельскохозяйственные районы.
Особенности территориальной структуры хозяйства; сосредоточение населения и производства в приатлантических районах.
Стратегия освоения внутренних районов (Амазонии). Перенос столицы из Рио-де-Жанейро в город Бразилиа. Промышленные новостройки в

Амазонии. Особое значение крупнейших городских агломераций: Рио-де-Жанейро и «экономической столицы» страны – Сан-Паулу.
Главные транспортные новостройки.
Россия в современном мире
Место России в мировой политике. Россия как один из глобальных лидеров, определяющих мировую политическую повестку дня.
Участие России в международных организациях. Россия и глобальный миропорядок.
Место России в мировом природно-ресурсном потенциале. Россия в мировой территории, в мировых ресурсах полезных ископаемых.
Природные условия России для жизни людей. Экологическая обстановка в России.
Место России в населении мира. Ухудшение демографической обстановки в постсоветский период времени, нарушенная половозрастная структура населения, низкая средняя плотность населения, медленные темпы урбанизации.
Экономика России на мировом фоне. Два этапа в её развитии в постсоветский период времени. Россия в первой десятке крупнейших
экономик мира. «Узкие места» в развитии экономики России: низкая конкурентоспособность, ярко выраженный топливно-сырьевой уклон,
отставание в развитии высокотехнологичных производств, наличие сильных территориальных диспропорций.
Место России в промышленности мира. Лидирующее положение России в отраслях топливно-энергетического комплекса. Прочные
позиции России в мировой горнодобывающей промышленности и в отраслях обрабатывающей промышленности «нижнего этажа».
Отставание России в отраслях обрабатывающей промышленности «верхнего этажа» - машиностроении и химии органического синтеза.
Место России в мировом сельском хозяйстве – в растениеводстве и животноводстве.
Место России в мировом транспорте. Более сильные позиции России в железнодорожном и трубопроводном транспорте, более
слабые – в автомобильном, морском и воздушном транспорте. Основные направления международной транспортной инфраструктуры для
транспортировки нефти и природного газа.
Россия в международных экономических отношениях – мировой торговле и мировых финансовых связях.
Место России в мире по качеству жизни. Индекс развития человеческого потенциала и его составляющие. Высокое положение России
в мире в сфере образования. Менее выгодное положение России в мире в сфере материального благосостояния. Невысокие показатели
России в мире в сфере здоровья и долголетия.
Глобальные проблемы человечества
Процесс глобализации и возникновение глобальных проблем человечества. Понятие о глобальных проблемах и их классификации.
Приоритетные глобальные проблемы.
1. Проблема разоружения и сохранение мира. Причины и время её возникновения, этапы решения. Современная геополитическая
обстановка в мире, перспективы её улучшения. Взаимоотношения России со странами НАТО.

2. Проблемы международного терроризма. История терроризма и его виды. Возникновение международного терроризма и его
распространение. Террористические организации. Меры борьбы с международным терроризмом.
3. Экологическая проблема. Причины её возникновения и масштабы воздействия на географическую оболочку. Главные центры
дестабилизации окружающей среды. Кризисные экологические районы. Угроза глобального потепления климата Земли. Меры по
охране биосферы, роль ООН. Пути решения глобальной экологической проблемы.
4. Демографическая проблема. Постепенное угасание демографического взрыва, как благоприятная предпосылка решения этой
проблемы. Прогнозы роста численности населения Земли: соотношение экономически развитых и развивающихся стран.
Перспективы развития процесса урбанизации. Пути решения демографической проблемы.
5. Энергетическая проблема. Причины её возникновения. Пути решения энергетической проблемы в экономически развитых странах,
отставание развивающихся стран. Использование достижений современного этапа НТР для решения энергетической проблемы.
6. Продовольственная проблема. Количественные и качественные показатели питания в экономически развитых и развивающихся
странах. «Пояс голода» в развивающихся странах. Два пути решения глобальной продовольственной проблемы: экстенсивный и
интенсивный; особое значение второго из них. Прогнозы смягчения глобальной продовольственной проблемы.
7. Преодоление отсталости развивающихся стран как глобальная проблема. Масштабы распространения бедности и нищеты в этих
странах; международные индикаторы их определения. Особенно бедственное положение наименее развитых стран. Пути решения
этой проблемы с участием мирового сообщества. Главный путь – социально-экономические преобразования во всех сферах жизни
развивающихся стран.
Другие глобальные проблемы. Проблема охраны здоровья людей и меры по её решению. Проблема освоения Мирового океана
и меры по ее решению. Проблема освоения космического пространства и меры по ее решению.
Взаимосвязь глобальных проблем.
Глобальные прогнозы развития человечества на ближайшую и отдаленную перспективу. Пессимистические прогнозы многих
западных ученых, призывающие к сокращению населения и производства. Более оптимистические прогнозы российских ученых и
некоторых западных ученых, которые видят главный путь решения глобальных проблем в социальном прогрессе человечества в
сочетании его с научно-техническим прогрессом.
Понятие о стратегии устойчивого развития природы и общества. Три главных компонента устойчивого развития: 1)
экономически устойчивое развитие, 2) экологически устойчивое развитие, 3) устойчивое социальное развитие. Устойчивое развитие и
география.

Тематическое планирование, в том числе с учётом рабочей программы воспитания с указанием количества часов,
отводимых на освоение каждой темы.

11 класс

№
п/п

Название раздела.

1

Раздел 1: Введение.

2

Раздел 2: Региональная
характеристика мира .

Кол-во часов

Кол-во пр/р

1

33

34

5

5

Приложение 1
Календарно-тематический план
№
ур.

План

Факт

Тема урока

Тип урока

Элементы содержания или основные
понятия урока

Практические
работы

1

2

3

4

5

6

7

Требования Приме
чания
к
результатам
формирован
ия
функциональ
ной
грамотности

8

Раздел I. Введение. Зарубежная Европа (9 ч)

1.

Введение. Политическая карта
мира.

Вводная
лекция

Политическая карта мира. Многообразие
стран современного мира и их основные
группы.
Знать/уметь
Основные географические понятия и
требования

Анализировать,
интерпретиров
ать данные и
делать
соответствующ
ие выводы
Задание:
https://vk.com/d
oc331892717_6
49174884?hash
=wrfiWzgO1Ab
ygzqVVRKBz0
beTr0dmAY8Tp
szyxqmXQo&dl
=ldqw3LyXbGy
4c6SQ1Dbtrkdx
ZHy0VGl7jg9Y

9

qkkKZeT
2.

Географическое положение и
природно-ресурсный потенциал
Зарубежной Европы.

Изучение
нового
материала

Комплексная географическая характеристика
природных ресурсов, населения и хозяйства
зарубежной Европы.

3.

Население Зарубежной Европы.

Изучение
нового
материала

4.

Характеристика хозяйства
Зарубежной Европы

семинар

Региональные различия. Особенности
географического положения, природноресурсного потенциала, населения, хозяйства,
культуры, современные проблемы развития
наиболее крупных стран мира.

5.

Государства-малютки

Прессконференци
я

6.

ФРГ

Изучение
нового
материала

Внутренние различия в
Зарубежной Европе

Изучение
нового
материала

8.

Интеграционные процессы в
Европе

Семинар

9.

Зачёт по теме «Зарубежная
Европа»

Зачётный

7.

Предлагать или
оценивать
способ
научного
исследования
данного
вопроса.
Применить
соответствующ
ие
естественнонау
чные знания
для объяснения
явления.

Внутренние географические различия стран.
Знать/уметь
Оценивать ресурсообеспеченность отдельных
стран Европы, их демографическую ситуацию,
уровни урбанизации и территориальной
концентрации населения и производства,
степень природных, антропогенных и
техногенных изменений отдельных
территорий.

№1
Сравнительная
экономикогеографическая
характеристика двух
стран «большой
восьмёрки»

Задание:
https://vk.com/d
oc331892717_6
49174884?hash
=wrfiWzgO1Ab
ygzqVVRKBz0
beTr0dmAY8Tp
szyxqmXQo&dl
=ldqw3LyXbGy
4c6SQ1Dbtrkdx
ZHy0VGl7jg9Y
qkkKZeT

Раздел II. Зарубежная Азия. Австралия и Океания (9 ч)
10.

Общая характеристика
Зарубежной Азии.

Обзорная
лекция с
элементами
беседы

Комплексная географическая характеристика
природных ресурсов, населения и хозяйства
Зарубежной Азии, Австралии и Океании.
Региональные различия. Особенности

Анализировать,
интерпретиров
ать данные и
делать

11.

Население Азии.

Изучение
нового
материала

12.

Китай. Пути экономического и
социального преобразования.

Конференц
ия

13.

Япония: территория, границы,
население.

Комбиниро
ванный

Хозяйство Японии.

Лекция с
элементами
беседы

14.

Индия – крупнейшая
развивающая страна мира.

Семинар игра

16.

Новые индустриальные страны.

Лекция

17.

Австралия и Океания.

Урок-игра

18.

Зачёт по теме «Зарубежная Азия.
Австралия и Океания»

Зачётный

15.

географического положения, природноресурсного потенциала, населения, хозяйства,
культуры, современные проблемы развития
наиболее крупных стран мира. Китай. Япония.
Индия. Новые индустриальные страны.
Внутренние географические различия стран.
Знать/уметь
Оценивать ресурсообеспеченность отдельных
стран Азии, их демографическую ситуацию,
уровни урбанизации и территориальной
концентрации населения и производства,
степень природных, антропогенных и
техногенных изменений отдельных
территорий.

№2
Экономикогеографическая
характеристика
Японии.
№3
Сравнительная
экономикогеографическая
характеристика Китая
и Индии.

соответствующ
ие выводы.
Применить
соответствующ
ие
естественнонау
чные знания
для объяснения
явления.
Задание:
https://vk.com/d
oc331892717_6
49174884?hash
=wrfiWzgO1Ab
ygzqVVRKBz0
beTr0dmAY8Tp
szyxqmXQo&dl
=ldqw3LyXbGy
4c6SQ1Dbtrkdx
ZHy0VGl7jg9Y
qkkKZeT

Раздел III. Африка (4 ч)
19.

Африка. История открытия и
освоения европейцами.

Лекция с
элементами
беседы

Комплексная географическая характеристика
природных ресурсов, населения и хозяйства
Африки.

20.

Население Африки.

Изучение
нового
материала

21.

Природные ресурсы и хозяйство
стран Африки.

Комбиниро
ванный

Региональные различия. Особенности
географического положения, природноресурсного потенциала, населения, хозяйства,
культуры, современные проблемы развития
наиболее крупных стран мира. Внутренние
географические различия стран.

22.

Зачёт по теме «Африка»

Зачётный

Знать/уметь
Оценивать ресурсообеспеченность отдельных
стран Африки, их демографическую
ситуацию, уровни урбанизации и
территориальной концентрации населения и
производства, степень природных,
антропогенных и техногенных изменений
отдельных территорий.

Анализировать,
интерпретиров
ать данные и
делать
соответствующ
ие выводы.
Задание:
https://vk.com/d
oc331892717_6
49174884?hash
=wrfiWzgO1Ab
ygzqVVRKBz0
beTr0dmAY8Tp
szyxqmXQo&dl
=ldqw3LyXbGy
4c6SQ1Dbtrkdx
ZHy0VGl7jg9Y
qkkKZeT

Раздел IV. Северная Америка (6 ч)
23.

ЭГП США.

Уроклекция с
элементами
практикума

24.

Население США.

Комбиниро
ванный

25.

Хозяйство США.

Уроклекция с
элементами
самостоятел
ьной
работы

Комплексная географическая характеристика
природных ресурсов, населения и хозяйства
Северной Америки.
Региональные различия. Особенности
географического положения, природноресурсного потенциала, населения, хозяйства,
культуры, современные проблемы развития
наиболее крупных стран мира. Внутренние
географические различия стран.
Знать/уметь
Оценивать ресурсообеспеченность отдельных
стран Северной Америки, их

Предлагать или
оценивать
способ
научного
исследования
данного
вопроса.
Задание:
https://vk.com/d
oc331892717_6
49174884?hash
=wrfiWzgO1Ab

26.

Внутренние географические
различия в США.

Комбиниро
ванный

27.

Знакомство с Канадой.

Проблемная
лекция

28.

Зачёт по теме «Северная
Америка»

Зачётный

демографическую ситуацию, уровни
урбанизации и территориальной концентрации
населения и производства, степень
природных, антропогенных и техногенных
изменений отдельных территорий

ygzqVVRKBz0
beTr0dmAY8Tp
szyxqmXQo&dl
=ldqw3LyXbGy
4c6SQ1Dbtrkdx
ZHy0VGl7jg9Y
qkkKZeT

Ногами человек должен
врасти в землю своей Родины,
но глаза его пусть обозревают
весь мир
Раздел V. Латинская Америка (4 ч)
29.

Общая характеристика
Латинской Америки.

Изучение
нового
материала

Комплексная географическая характеристика
природных ресурсов, населения и хозяйства
Латинской Америки.

30.

Региональные различия.

Комбиниро
ванный

31.

Путешествие по Бразилии. Мы

Урокпутешестви
е

Региональные различия. Особенности
географического положения, природноресурсного потенциала, населения, хозяйства,
культуры, современные проблемы развития
наиболее крупных стран мира. Внутренние
географические различия стран.

Зачётный

Знать/уметь

патриоты своей страны
32.

Зачёт по теме «Латинская
Америка»

Оценивать ресурсообеспеченность отдельных
стран Латинской Америки, их
демографическую ситуацию, уровни
урбанизации и территориальной концентрации
населения и производства, степень
природных, антропогенных и техногенных
изменений отдельных территорий

Раздел VI. Глобальные проблемы человечества (2 ч)

Умение
предлагать или
оценивать
способ
научного
исследования
данного
вопроса
Задание:
https://vk.com/d
oc331892717_6
49174884?hash
=wrfiWzgO1Ab
ygzqVVRKBz0
beTr0dmAY8Tp
szyxqmXQo&dl
=ldqw3LyXbGy
4c6SQ1Dbtrkdx
ZHy0VGl7jg9Y
qkkKZeT

33.

Глобальные проблемы
человечества. Здесь край

родной – здесь я живу!
34.

Глобальные прогнозы, гипотезы и
проекты. Стратегия устойчивого
развития. Экология начинается

с нас

Урокконференци
я
Уроксеминар в
виде
ролевой
игры

Природа и цивилизация. Понятие о
глобальных проблемах, их типах и
взаимосвязях.. Сырьевая. Роль географии в
решении глобальных проблем человечества.
Знать/уметь:
Выявлять основные аспекты глобальных
проблем человечества, логически строить
прогнозы, проекты, гипотезы, защищать их и
аргументировать свою точку зрения

Умение
предлагать или
оценивать
способ
научного
исследования
данного
вопроса
Задание:
https://vk.com/d
oc331892717_6
49174884?hash
=wrfiWzgO1Ab
ygzqVVRKBz0
beTr0dmAY8Tp
szyxqmXQo&dl
=ldqw3LyXbGy
4c6SQ1Dbtrkdx
ZHy0VGl7jg9Y
qkkKZeT

Приложение 2

№ п.п.

Тема

1 Ногами человек должен врасти в землю своей Родины, но глаза его пусть
обозревают весь мир
2 Здесь край родной – здесь я живу!
3 Мы патриоты своей страны
4 Экология начинается с нас

Количество часов

Урок

1

28

1
1
1

33
31
34


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».