РП Литература 8 класс

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ
АДМИНИСТРАЦИЯ УВАТСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА

МАОУ "Ивановская СОШ" Уватского муниципального района
РАССМОТРЕНА
На заседании педагогического совета
Протокол № 1 от «30» августа 2023 г.

УТВЕРЖДЕНА
Приказом директора МАОУ "Ивановская СОШ"
Приказ № 225/1 от «30» августа 2023 г.

Рабочая программа
по предмету «Литература» 8 класс
на 2023-2024 учебный год

Составитель: Бузмакова Е.С,
учитель русского языка и литературы

2023г.

Планируемые результаты освоения учебного предмета
Предметные результаты:
— адекватное восприятие художественных произведений в объеме программы;
— знание изученных текстов;
— овладение специальными приемами анализа содержания литературного произведения исторической
тематики (использование исторических материалов, привлечение внимания к историческому словарю,
понимание особой роли исторического комментария и др.).
Метапредметные результаты:
— расширение круга приемов составления разных типов плана;
— обогащение способов организации материала пересказов;
— расширение круга справочных материалов, интернет-ресурсов и навыка работы с ними;
— умение подбирать аргументы при обсуждении произведения и делать доказательные выводы.
Личностные результаты:
— знание наизусть художественных текстов в рамках программы;
— умение дать доказательное суждение о прочитанном, определить собственное отношение к прочитанному;
— умение создавать творческие работы исторической тематики.
Осознанно продолжать формирование собственного круга чтения, включая произведения на исторические
темы.
Личностные результаты обучения:
—
формировать понимание важности процесса обучения;
—
формировать мотивацию школьников к процессу изучения литературы как одного из учебных предметов,
необходимых для самопознания, своего дальнейшего развития и успешного обучения;

—
формировать понимание значимости литературы как явления национальной и мировой культуры,
важного средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;
—
формировать уважение к литературе народов многонациональной России;
—
формировать в процессе чтения нравственно развитую личность, любящую свою семью, свою Родину,
обладающую высокой культурой общения;
—
совершенствовать ценностно-смысловые представления о человеке и мире в процессе чтения;
—
развивать потребности в самопознании и самосовершенствовании в процессе чтения и характеристики
(анализа) текста;
—
формировать в процессе чтения основы гражданской идентичности;
—
формировать готовность к получению новых знаний, их применению и преобразованию;
—
развивать эстетические чувства и художественный вкус на основе знакомства с отечественной и мировой
литературой;
—
развивать морально-этические представления, доброжелательность и эмоционально-нравственную
отзывчивость, понимание и сопереживание чувствам других людей;
—
развивать личную ответственность за свои поступки в процессе чтения и при сопоставлении образов и
персонажей из прочитанного произведения с собственным опытом;
—
развивать и углублять восприятие литературы как особого вида искусства, умение соотносить его с
другими видами искусства.
Метапредметные результаты обучения:
—
формировать способности принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее
осуществления в процессе чтения и изучения литературного произведения;
—
формировать умения по освоению способов решения поисковых и творческих задач в процессе учебной
деятельности при изучении курса литературы;

—
формировать умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с
поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения
результата;
—
формировать умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности
конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
—
развивать умение осваивать разнообразные формы познавательной и личностной рефлексии;
—
формировать умение активно использовать речевые средства и средства информационных и
коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач;
—
формировать умение использовать различные способы поиска (в справочных источниках и открытом
учебном информационном пространстве сети Интернет) в соответствии с коммуникативными и
познавательными задачами и технологиями учебного предмета «Литература»;
—
развивать умения осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и
составлять тексты в устной и письменной формах;
—
совершенствовать владение логическими действиями сравнения (персонажей, групп персонажей, двух
или нескольких произведений), умениями устанавливать аналогии и причинно-следственные связи, строить
рассуждения в процессе характеристики текста;
—
развивать готовность слушать собеседника и вести диалог, готовность признавать возможность
существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать
свою точку зрения и оценку событий при чтении и обсуждении художественных произведений;
—
формировать умение определять общую цель и пути ее достижения, умение договариваться о
распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной
деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
—
формировать готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и
сотрудничества;
—
формировать готовность к самостоятельному планированию и осуществлению учебной деятельности,
построению индивидуальной образовательной траектории;

—
развивать умение овладевать сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений
действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием
изучаемых произведений;
—
совершенствовать владение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими
существенные связи и отношения внутри литературных текстов, между литературными текстами и другими
видами искусств (музыка, живопись, театр, кино);
—
развивать интерес к исследовательской и проектной деятельности в процессе изучения курса, в том числе
для реализации личных притязаний и потребностей.
Предметные результаты обучения:
—
воспитывать творческую личность путем приобщения к литературе как искусству слова;
—
совершенствовать умения читать правильно и осознанно, вслух и про себя; пересказывать текст
различными способами (полный, выборочный, краткий);
—
способствовать совершенствованию читательского опыта;
—
совершенствовать мотивации к систематическому, системному, инициативному, в том числе досуговому,
чтению;
—
совершенствовать умения пользоваться библиотечными фондами (нахождение нужной книги по теме
урока; для досугового чтения; для выполнения творческих работ и т.д.);
—
развивать интерес к творчеству;
—
развивать умение характеризовать художественные и научно-популярные тексты;
—
развивать навыки характеристики (в 5—6 классах) и анализа (в 7—9 классах) текстов различных стилей и
жанров в соответствии с целями и задачами на уроках литературы различных типов;
—
развивать умения пользоваться монологической, диалогической, устной и письменной речью, составлять
отзыв о прочитанном, краткую аннотацию о книге; создавать творческие работы различных типов и жанров;
—
формировать умения нахождения родовых и жанровых особенностей различных видов текстов;
— формировать умения по применению литературоведческих понятий для характеристики (анализа) текста или
нескольких произведений.

Содержание учебного предмета
Литература и время.
Литература и время. Литературный процесс как часть исторического прошлого. История в произведениях
искусства слова. Время на страницах исторических произведений.
Фольклор. История в устном народном творчестве. Жанры исторической тематики в фольклоре. Сюжеты и
герои исторических произведений фольклора. Отражение жизни народа в произведениях фольклора.
Историческая народная песня. Петра I узнают в шведском городе. Народная драма.
ДРЕВНЕРУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА
Историческая личность на страницах произведений Древней Руси. Особенности отражения исторического
прошлого в литературе. Летопись. Повесть временных лет.
Воинская повесть. Повесть о разорении Рязани Батыем.Житие. Сказание о житии Александра Невского. Б. К.
Зайцев. Преподобный Сергий Радонежский.
ЛИТЕРАТУРА XVIII ВЕКА
Жанры исторических произведений: Эпические и драматические. Историческая драма и исторический герой.
События истории в произведениях XVIII века. Н. М. Карамзин. Марфа-посадница, или Покорение Новгорода.
ЛИТЕРАТУРА XIX ВЕКА
Проблема человека и времени в произведениях XIX века. Массовая литература на исторические темы. Яркость
выражения авторской позиции в произведениях на исторические темы.
Былины и их герои в поэзии XIX века. А. К. Толстой. Илья Муромец. Правда. Г. У. Лонгфелло. Песнь о
Гайавате. В.Скотт Айвенго. И. А. Крылов. Волк на псарне. А. С. Пушкин. Песнь о вещем Олеге. Полтава.
Борис Годунов. Капитанская дочка. Герои исторической повести. Историческая повесть и исторический труд.
М. Ю. Лермонтов. Песнь про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова. Н.
В. Гоголь. Тарас Бульба. Героическая личность.
Мотивы былого в лирике поэтов XIX века. В. А. Жуковский. Воспоминание. Песня. А. С. Пушкин.
Воспоминание. Стансы. Анчар. Д. В. Давыдов. Бородинское поле. И. И. Козлов. Вечерний звон. Ф. Н. Глинка.

Москва. А. Н. Апухтин. Солдатская песня о Севастополе. А. К. Толстой. Василий Шибанов. Князь
Серебряный. Вымысел и реальность в художественном произведении. Народная речь в литературном тексте. Л.
Н. Толстой. После бала. Контраст как композиционный прием. Время и пространство в художественном
тексте.
ЛИТЕРАТУРА XX ВЕКА
Былины и их герои в произведениях 20 века. Автор и время на страницах произведений XX века. Былины и их
герои в поэзии XX века. И. А. Бунин. На распутье. Святогор. Святогор и Илья. К. Д. Бальмонт. Живая вода. Е.
М. Винокуров. Богатырь. Ю. Н. Тынянов. «Восковая фигура».Б.Л.Васильев. «Утоли моя печали...».
Великая Отечественная война в лирике XX века. А. А. Ахматова. Клятва. Мужество. А. А. Прокофьев.
Москве. К. М. Симонов. «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины...». А. Т. Твардовский. Рассказ танкиста.
Ю. В. Друнина. Зинка. М. А. Дудин. «Здесь грязь, и бред, и вши в траншеях...». А. А. Сурков. «Бьется в тесной
печурке огонь...». М. В. Исаковский. Огонек. Б. Ш. Окуджава. До свидания, мальчики. Е. М. Винокуров. «В
полях за Вислой сонной...». В. С. Высоцкий. Штрафные батальоны.
Мотивы былого в лирике поэтов XX века. В. Я. Брюсов. Тени прошлого. 3. Н. Гиппиус. 14 декабря. Н. С.
Гумилев. Старина. Про память. М. А. Кузмин. Летний сад. М. И. Цветаева. Домики старой Москвы. Генералам
двенадцатого года. Е. А. Евтушенко.Когда звонят колокола. В. С. Высоцкий. «Зарыты в нашу память на века...»
Повторение, резерв.

Тематическое планирование по литературе 8 класс
№ п/п
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11

Наименование темы (раздела)
Введение. Литература и время.
Фольклор.
Древнерусская литература.
Литература XVIII века
Литература XIX века
Мотивы былого в лирике XIX века
Литература XX века
Великая Отечественная война в лирике XX века
Мотивы былого в лирике XX века
Контрольные работы
Резерв
ИТОГО

Количество часов
1
2
4
2
33
11
5
4
2
3
1
68

Приложение 1
Календарно – тематическое планирование
по программе «Литература 8 класс». Авт.-сост. Т.Ф. Курдюмова.
№
уро
ка

Тема

Кол
– во
часо
в

Характеристика
основных видов
деятельности ученика

Планируемые
результаты с учетом
формирования
функциональной
грамотности

Формы
контро
ля

1

Вводный урок. Литература
и время.

1

Кратко повторить
изученное в 7 классе,
проверить, что прочитано
за лето; определить
основную тему курса на
год; познакомить со
структурой учебника.

Устные
ответы
на
вопросы
виктори
ны

2

Теория литературы.
Средства художественной
изобразительности в текстах
разных жанров.

1

Закрепляют умение видеть
в текстах разных жанров
средства художественной
изобразительности,
Ориентируются в
информационном
пространстве, используют
энциклопедии, словари,
справочники и др.

Научиться пользоваться
учебником, определять
композиционно –
сюжетные, изобразительно
– выразительные
особенности произведения.
Уметь ставить вопросы и
обращаться за помощью к
учебной литературе.
Формирование стартовой
мотивации к обучению.
Научиться владеть
изученной терминологией
Уметь осознавать
усвоенный материал,
осознавать качество и
уровень усвоения
Формирование навыков
взаимодействия в группе
по алгоритму выполнения

Работа с
таблице
й
«СХИ»

Материально –
техническое
обеспечение

Детская
мультимедийная
интерактивная
энциклопедия
Кирилла и
Мефодия.

Д
а
т
а

ф
а
к
т

3

Народная историческая
песня «Правеж», «Петра I
узнают в шведском городе».

1

4

Народный театр «Как
француз Москву брал»

1

задачи при
консультативной помощи
учителя.
Фольклор
Выявляют художественные Научиться определять
детали, раскрывающие
идейно – эмоциональный
характеры героев, ритмико пафос народных песен
– мелодическое
Уметь строить
своеобразие песен.
монологическое
высказывание,
формулировать свою точку
зрения, адекватно
использовать различные
речевые средства для
решения
коммуникативных задач
Формирование навыков
самоанализа и
самоконтроля
Читают выразительно
Научиться определять
произведение по ролям,
жанрово –
анализируют проблематику композиционные
пьесы.
особенности произведений
фольклора
Уметь читать вслух,
понимать прочитанное и
аргументировать свою
точку зрения; овладение
техникой инсценирования.
Формирование устойчивой

Работа с
таблице
й
«СХИ»

Инсцен
ировани
е
эпизодо
в

Проектор, экран.

мотивации к учению и
самосовершенствованию.
5

6

Древнерусская литература.
Историческая личность в
Древнерусской литературе.
Летописи.

Повесть о разорении Рязани
Батыем. Особенности языка
произведения.

1

1

«Характер героя»

7

Сказание о житии
Александра Невского.
Композиционно-жанровые
признаки житийной
литературы. Образ А.
Невского.

1

Характеризуют
художественную
уникальность жанровой
системы литературы
Древней Руси.

Научиться определять
особенности жанра
Уметь извлекать
необходимую
информацию, в том числе
с помощью компьютерных
средств
Формирование навыков
исследовательской
деятельности
Анализируют текст с
Научиться определять
позиций жанра, выявляют
особенности сюжета и
особенности языка
композиции произведения
произведения
Уметь искать и выделять
необходимую информацию
в предложенном тексте
Формирование навыков
исследовательской
деятельности, готовности и
способности вести диалог
с другими людьми
Работают с теоретическим
Научиться определять
литературоведческим
особенности жанра,
материалом, заполняют
духовные и нравственные
таблицы по теме
качества героя.
«Композиционно-жанровые Уметь синтезировать
признаки житийной
полученную информацию

Составл
ение
конспек
та,
демонст
рация
презент
аций

Проектор, экран.

Составл
ение
таблицы
«СХИ»

Составл
яют
тезисны
й план,
пересказ
ывают

Государственны
й Эрмитаж.
•http://www.muse
um.ru/gmii/
•http://www.trety
akovgallery.ru

8

Б.К. Зайцев «Преподобный
Сергий Радонежский».
Духовные и нравственные
качества героя.

1

910

Н.М.Карамзин «Марфапосадница, или Покорение
Новагорода». Историческая
основа повести. Сюжет и
герои повести.

2

литературы», работают в
парах (составление
тезисного плана статьи с
последующим пересказом
текста), выразительное
чтение жития.
Комментированное чтение
фрагментов текста, анализ
текста с позиций жанра,
выявление особенности
языка произведения

для составления ответа
Формирование навыков
самоанализа и
самоконтроля

Научиться определять
особенности жанра,
духовные и нравственные
качества героя
Уметь синтезировать
полученную информацию
для составления ответа
Формирование навыков
самоанализа и
самоконтроля
Литература XVIII века
Анализируя
текст, Научиться
формулируют собственное аргументировать свой
мнение
и
позицию, ответ
аргументируют
её
и Уметь осознавать
координируют
её
с усвоенный материал,
позициями партнёров в осознавать качество и
сотрудничестве
при уровень усвоения
выработке общего решения Формирование навыков
в
совместной взаимодействия в группе
деятельности;
по алгоритму выполнения
задачи при
консультативной помощи
учителя.

текст

Оценка
личного
читател
ьского
отноше
ния к
прочита
нному

Детская
мультимеди
йная
интерактив
ная
энциклопед
ия Кирилла
и Мефодия.

Н.М.Карамзин «Марфапосадница, или Покорение
Новагорода». Образ Марфы.
Былины и их герои в поэзии
XIX века.

1

Составление
характеристики героя

1

Выявляют характерные для
былин темы, образы и
приемы изображения
человека; анализируют
СХИ.

1314

Г.-У. Лонгфелло «Песнь о
Гайавате». Мифологические
истоки произведения. Образ
главного героя.

2

Находят в тексте
незнакомые слова и
определяют их значение,
формулируют вопросы по
тексту.

15

И.А. Крылов. Жизнь и

1

Воспринимают текст,

11

12

Научиться определять
идейно – эмоциональный
пафос стихотворений
Уметь строить
монологическое
высказывание,
формулировать свою точку
зрения, адекватно
использовать различные
речевые средства для
решения
коммуникативных задач
Формирование навыков
самоанализа и
самоконтроля
Научиться определять
особенности сюжета и
композиции произведения
Уметь искать и выделять
необходимую информацию
в предложенных текстах
Формирование навыков
исследовательской
деятельности, готовности и
способности вести диалог
с другими людьми
Научиться определять

Письменная
работа в
тетради
Демонстраци
я
презентаций

Проектор,
экран.

Работа с
таблицей,
составление
викторины

Словесное

Государств

творчество. События
истории 1812 года в баснях
И.А. Крылова.

читают выразительно,
характеризуют героев.

16

Урок-зачёт по басням
И.А.Крылова.
Выразительное чтение басен
наизусть.

1

Выразительно читают
басни наизусть.

17

Вальтер Скотт «Айвенго»

1

Характеризуют сюжет
произведения, его
тематику, проблематику,

жанрово-композиционные
особенности басен,
Уметь моделировать
монологическое
высказывание и
аргументировать свою
позицию, координировать
её с позициями партнёров
при выработке решения в
совместной деятельности
Формирование навыков
исследования текста с
опорой на жанр,
композицию и
выразительные средства.
Научиться определять
идейно-эмоциональное
содержание басен.
Уметь читать вслух и
понимать прочитанное,
аргументировать свою
точку зрения.
Формирование устойчивой
мотивации к
индивидуальной и
коллективно-творческой
работе
Научиться определять
тему, идею романа
Строить монологические

рисование

енный
Эрмитаж.
•http://www.
museum.ru/
gmii/
•http://www.
tretyakovgal
lery.ru

Чтение
наизусть

Демонстраци
я
презентаций

Проектор,
экран.

идейно – эмоциональное
содержание

18

Историческая тема в
творчестве А.С. Пушкина.

1

Подбирают и обобщают
дополнительный материал,
связанный с темой.

19

А.С. Пушкин «Песнь о
вещем Олеге». Историческая
основа стихотворения

1

Выразительно читают и
анализируют поэтический
текст; сопоставляют
«Песнь…» с текстом
летописи.

20

Изображение Петра 1 в
поэме А.С. Пушкина
«Полтава».

1

Находят в тексте
незнакомые слова и
определяют их значение,

высказывания, овладеть
умениями диалогической
речи
Формирование навыков
самоанализа и
самоконтроля
Научиться
аргументировать свой
ответ
Уметь искать и выделять
необходимую информацию
в предложенном тексте
для конспектирования
Формирование навыков
исследовательской
деятельности, готовности и
способности вести диалог
с другими людьми
Научиться определять
интонационно – сюжетный
рисунок стихотворений
Формировать умение
работать по плану (анализ
стихотворения)
Формирование устойчивой
мотивации к
самосовершенствованию
Научиться определять
особенности сюжета и
композиции поэмы

Демонстраци
я
презентаций

Проектор,
экран.

Работа с
таблицей
«СХИ»

Проектор,
экран.

Составление
словаря
незнакомых

Детская
мультимеди
йная

формулируют вопросы по
тексту, выявляют
особенности изображения
Петра в поэме в сравнении
с Карлом 12.

21

Драма А.С. Пушкина «Борис
Годунов».

1

Дают общую
характеристику
персонажам, выделяют
особенности сюжета,
наблюдают за лексикой
произведения.

22

Повесть Пушкина
«Капитанская дочка».
Жанровое своеобразие
произведения.
Формирование характера
Петра Гринёва. Анализ I и II
глав.

1

Читают роман,
анализируют эпиграфы к
главам, выявляют
жанровые особенности
романа.

Уметь искать и выделять
необходимую информацию
в предложенных текстах
Формирование навыков
исследовательской
деятельности, готовности и
способности вести диалог
с другими людьми
Научиться определять
идейно – эмоциональный
пафос драмы
Уметь строить
монологическое
высказывание,
формулировать свою точку
зрения, адекватно
использовать различные
речевые средства для
решения
коммуникативных задач
Формирование навыков
самоанализа и
самоконтроля
Научиться определять
особенности сюжета и
композиции произведения
Уметь искать и выделять
необходимую информацию
в предложенных текстах
Формирование навыков

слов,
составление
вопросов

интерактив
ная
энциклопед
ия Кирилла
и Мефодия.

Составление
словаря
незнакомых
слов

Составление
устного
высказывани
я, работа в
тетради

видеофильм

23

«По страницам
произведений Пушкина и
Лермонтова»
Проблема чести,
достоинства, нравственного
выбора в повести
«Капитанская дочка». Аналз
III – V глав.

1

24

Падение Белогорской
крепости. Анализ VI, VII
глав.

1

25

Средства характеристики
героев повести на примере
VIII-XII глав.

1

исследовательской
деятельности, готовности и
способности вести диалог
с другими людьми
Сопоставляют образы
Научиться
романа, формируют личное аргументировать свой
отношение к ним,
ответ
определяют проблематику Уметь осознавать
произведения
усвоенный материал,
осознавать качество и
уровень усвоения
Формирование навыков
взаимодействия в группе
по алгоритму выполнения
задачи при
консультативной помощи
учителя.
Работают с
Научиться анализировать
иллюстрациями, реализуют эпизод по плану
индивидуальные задания
Уметь синтезировать
(пересказ)
полученную информацию
для составления ответа,
работать самостоятельно
Формирование навыков
самоанализа и
самоконтроля
Сопоставляют образы
Научиться определять
романа, формируют личное особенности литературных
отношение к ним,
героев
выявляют детали,
Уметь строить

Устное
высказывани
е
(характерист
ика героев),
вопросы и
задания

Составление
устного
высказывани
я

Составление
таблицы

Проектор,
экран.

характеризующие героев.

26

Становление личности Петра 1
Гринева под влиянием
«благих потрясений».

Характеризуют Петра
Гринева как главного
героя, анализируют текст.

27

Образ Маши Мироновой.
Смысл названия повести.
Анализ эпизода.

На основе анализа текста
раскрывают смысл
названия романа

1

монологическое
высказывание
Формирование навыков
самоанализа и
самоконтроля
Научиться определять
духовные и нравственные
качества героя, идейный
замысел рассказа
Уметь синтезировать
полученную информацию
для составления ответа,
работать самостоятельно,
уметь строить
монологическое
высказывание
Формирование навыков
исследовательской
деятельности, готовности и
способности вести диалог
с другими людьми в
совместной деятельности
Научиться определять
духовные и нравственные
качества героини
Уметь синтезировать
полученную информацию
для составления ответа,
работать самостоятельно
Формирование навыков

Составление
устного и
письменного
высказывани
я

Составление
устного и
письменного
высказывани
я

28

Образ Пугачева в повести
«Капитанская дочка».
Отношение автора к
народной войне.

1

Анализируют эпиграфы к
главам, выявляют черты
УНТ при характеристике
Пугачева. Формулируют
свое отношение к герою.

29

Итоговый урок по повести
А.С. Пушкина «Капитанская
дочка».

1

Вступают в диалог,
участвуют в коллективном
обсуждении проблем,
учатся владеть
монологической и
диалогической формами
речи.

исследовательской
деятельности, готовности и
способности вести диалог
с другими людьми в
совместной деятельности
Научиться определять
духовные и нравственные
качества героя, идейный
замысел рассказа
Уметь синтезировать
полученную информацию
для составления ответа,
работать самостоятельно,
уметь строить
монологическое
высказывание
Формирование навыков
исследовательской
деятельности, готовности и
способности вести диалог
с другими людьми в
совместной деятельности
Научиться проектировать
и корректировать
индивидуальный маршрут
восполнения проблемных
зон в изученных темах
Узнавать, называть,
определять объекты в
соответствии с

Работа в
тетради,
составление
письменного
высказывани
я

Составление
устного
высказывани
я

Государств
енный
Эрмитаж.
•http://www.
museum.ru/
gmii/
•http://www.
tretyakovgal
lery.ru

30

РР Подготовка к сочинению
на тему «Береги честь
смолоду» «Гринев и
Швабрин».

1

Работают над планом
сочинения. Анализ, синтез,
умение делать выводы.

31

РР Обучающее сочинение по
повести А.С.Пушкина
«Капитанская дочка».

1

Совершенствуют умение
выражать свои мысли в
соответствии с задачами
коммуникации.

32

Контрольная работа за
полугодие

1

Выполняют учебнопознавательные действия в
материализованной и
умственной форме;
устанавливают причинноследственные связи, делает
обобщения.

содержанием
Формирование навыков
ведения диалога в
совместной деятельности
Научиться составлять и
редактировать текст
творческой работы
Уметь выполнять учебные
действия
Формирование устойчивой
мотивации к
самосовершенствованию
Научиться составлять и
редактировать
текст
творческой работы
Строить монологические
высказывания,
овладеть
навыками
письменной
речи
Формирование навыков
исследовательской и
творческой деятельности
Научиться проектировать и
корректировать
индивидуальный маршрут
восполнения проблемных
зон в изученных темах
Узнавать, называть,
определять объекты в
соответствии с

Работа в
тетради

Написание
сочинения

Тестировани
е, ответы на
вопросы

33

Лирические произведения
М.Ю. Лермонтова.

34

Исторический сюжет и герои 1
«Песни про царя…» М.Ю.
Лермонтова.

Составляют сюжетно –
композиционный план,
работают со статьями
учебника.

35

Быт и нравы в поэме М.Ю.
Лермонтова «Песня про
царя…».

Выразительно читают и
анализируют поэтический
текст, наблюдают за

1

1

Выразительно читают
произведения, выявляют
средства художественной
изобразительности

содержанием
Формирование навыков
диагностической
деятельности.
Научиться определять
идейно-эмоциональное
содержание стихотворения
М: уметь читать вслух и
понимать прочитанное,
аргументировать свою
точку зрения
Формирование устойчивой
мотивации к
индивидуальной и
коллективно-творческой
работе
Научиться определять
особенности сюжета и
композиции поэмы
Уметь искать и выделять
необходимую информацию
в предложенных текстах
Формирование навыков
исследовательской
деятельности, готовности и
способности вести диалог
с другими людьми
Научиться анализировать
поэтический текст
Уметь строить

Работа с
таблицей
«СХИ»

Детская
мультимеди
йная
интерактив
ная
энциклопед
ия Кирилла
и Мефодия.

Составление
плана,
конспекта
статьи

Государств
енный
Эрмитаж.
•http://www.
museum.ru/
gmii/
•http://www.
tretyakovgal
lery.ru

Составление
устного
высказывани

Проектор,
экран.

особенностями быта,
сравнивают с
современностью.

36

Трагическое столкновение
героев в поэме М.Ю.
Лермонтова «Песня про
царя…». Проверочная
работа.

1

Выразительно читают и
анализируют текст,
сопоставляют образы
персонажей, формулируют
свою оценку поступкам
героев.

37

РР Урок развития речи по
поэме М.Ю.Лермонтова
"Песня про купца
Калашникова"

1

Анализ, синтез, умение
делать выводы.
Выразительно читают
наизусть отрывки из
поэмы.

монологическое
высказывание,
формулировать свою точку
зрения, адекватно
использовать различные
речевые средства для
решения
коммуникативных задач
Формирование навыков
самоанализа и
самоконтроля
Научиться определять
духовные и нравственные
качества героев
Уметь строить
монологическое
высказывание
Формирование навыков
самоанализа и
самоконтроля
Научиться составлять и
редактировать
текст
творческой работы.
Строить монологические
высказывания,
овладеть
навыками
письменной
речи
Формирование навыков
исследовательской и
творческой деятельности

я

Составление
устного
высказывани
я

Тест на
знание
текста,
письменные
ответы на
проблемные
вопросы

38

Историческая основа
повести Н.В. Гоголя «Тарас
Бульба».

1

39

Н.В. Гоголь «Тарас Бульба».
Образ Запорожской Сечи.
Тарас и его сыновья в
Запорожской Сечи.

1

40

Н.В. Гоголь «Тарас Бульба».
Осада польского города

1

Подбирают и обобщают
дополнительный материал,
связанный с темой.

Научиться определять
особенности сюжета и
композиции повести
Уметь искать и выделять
необходимую информацию
в предложенных текстах
Формирование навыков
исследовательской
деятельности, готовности и
способности вести диалог
с другими людьми
Выразительно читают и
Научиться определять
анализируют текст,
духовные и нравственные
сопоставляют образы
качества героя, идейный
персонажей, формулируют замысел рассказа
свою оценку поступкам
Уметь синтезировать
героев.
полученную информацию
Сопоставляют образы
для составления ответа,
романа, формируют личное работать самостоятельно,
отношение к ним,
уметь строить
выявляют детали,
монологическое
характеризующие героев.
высказывание
Формирование навыков
исследовательской
деятельности, готовности и
способности вести диалог
с другими людьми в
совместной деятельности
Составляют сюжетно –
Научиться выполнять план
композиционный план,
конспекта

Демонстраци
я
презентаций

Проектор,
экран

Характерист
ика героев,
вопросы и
задания
Работа с
таблицей
«СХИ»

Видеофиль
м

Составление
плана,

Дубно.

работают со статьями
учебника.

Уметь искать и выделять
конспекта
необходимую информацию статьи
в предложенных текстах
Формирование навыков
самоанализа и
самоконтроля
Научиться выявлять
личностное отношение к
героям произведения
Формировать навыки
выборочного пересказа
Формирование
способности вести диалог
с другими людьми
Научиться проектировать и
корректировать
индивидуальный маршрут
восполнения проблемных
зон в изученных темах
Узнавать, называть,
определять объекты в
соответствии с
содержанием
Формирование навыков
диагностической
деятельности.
Научиться определять
интонационно – сюжетный
рисунок стихотворений

«Литературный
калейдоскоп»

41

Н.В. Гоголь «Тарас Бульба».
Трагедия Тараса Бульбы.

1

Пересказывают фрагменты
повести, характеризуют
героев, их поступки.

4243

РР Подготовка к сочинению.
по повести Н.В.Гоголя
«Тарас Бульба». Сочинение.

2

Структурируют знания,
оценивают достигнутый
результат.

44

Поэзия первой половины 19
века. В.А.Жуковский
«Воспоминание», А.С.

1

Выразительно читают
стихотворения, выявляют
художественные образы,

Составление
устного
высказывани
я

Интернетресурсы:
Библиотеки
:

Тест на
знание
текста,
письменные
ответы на
проблемные
вопросы

Работа с
таблицей
«СХИ»,

Интернетресурсы:

Пушкин «Анчар».

определяют СХИ

45

Поэты первой половины 19
века Д.Давыдов, И.Козлов,
Ф.Глинка, А.Апухтин.
Мотивы былого в лирике.

1

Выразительно читают
стихотворения, выявляют
художественные образы,
определяют СХИ.

46

Урок-зачет. Чтение
стихотворений наизусть.

1

Выразительно читают
стихотворения наизусть.

47

Баллада А.К. Толстого
«Василий Шибанов». Сюжет
произведения, его тематика,

1

Характеризуют сюжет
произведения, его
тематику, проблематику,

Формировать умение
работать по плану (анализ
стихотворения)
Формирование устойчивой
мотивации к
самосовершенствованию
Научиться определять
интонационно – сюжетный
рисунок стихотворений
Формировать умение
работать по плану (анализ
стихотворения)
Формирование устойчивой
мотивации к
самосовершенствованию
Научиться определять
идейно-эмоциональное
содержание стихотворения
Уметь читать вслух и
понимать прочитанное,
аргументировать свою
точку зрения
Формирование устойчивой
мотивации к
индивидуальной и
коллективно-творческой
работе
Научиться анализировать
поэтический текст
Уметь строить

работа в
тетради

Работа с
таблицей
«СХИ»,
работа в
тетради

Чтение
наизусть

Составление
устного
высказывани

Детская
мультимеди
йная

проблематика.

48

Эпоха Ивана Грозного в
романе А.К. Толстого
«Князь Серебряный».

выявляют признаки
эпического, лирического
родов в произведении.

1

Подбирают и обобщают
дополнительный материал,
связанный с темой.
Находят в тексте
незнакомые слова и
определяют их значение.
Формулируют вопросы по
тексту произведения

2

Характеризуют сюжет
произведения, его
тематику, проблематику,
Формулируют вопросы по
тексту произведения,
составляют развернутые
ответы на вопросы по
тексту.

«Кто задействован в
кино?»

49 50

Реальные исторические лица
и вымысел в романе А.К.
Толстого «Князь
Серебряный».

монологическое
высказывание,
формулировать свою точку
зрения, адекватно
использовать различные
речевые средства для
решения
коммуникативных задач
Формирование навыков
самоанализа и
самоконтроля
Научиться определять
тему и идею романа
Строить монологические
высказывания, овладеть
умениями диалогической
речи
Формирование устойчивой
мотивации к
самосовершенствованию
Научиться определять
особенности сюжета и
композиции романа
Уметь искать и выделять
необходимую информацию
в предложенных текстах
Формирование навыков
исследовательской
деятельности, готовности и
способности вести диалог

я

интерактив
ная
энциклопед
ия Кирилла
и Мефодия.

Демонстраци
я
презентаций

Проектор,
экран.

Работа в
тетради

Интернетресурсы:

51

Л.Н.Толстой. История
создания рассказ «После
бала».

1

Выразительно читают и
анализируют текст,
сопоставляют образы
персонажей, формулируют
свою оценку поступкам
героев.

52

Художественное
своеобразие рассказа
Л.Н.Толстого "После бала".
Контраст как приём,
позволяющий раскрыть
идею рассказа.

1

Характеризуют сюжет
произведения, его
тематику, проблематику,
идейно – эмоциональное
содержание; составляют
цитатный план рассказа.

53

Л.Н.Толстой "После бала".
Автор и рассказчик в
произведении. Психологизм
рассказа.

1

Подбирают и обобщают
дополнительный материал,
связанный с темой текста
произведения, читают,
анализируют
произведение.

с другими людьми
Научиться определять
особенности сюжета и
композиции рассказа
Уметь
строить
монологические
высказывания,
овладеть
навыками устной речи
Формирование навыков
исследовательской
деятельности, готовности и
способности вести диалог
с другими людьми
Научиться
аргументировать свой
ответ
Уметь осознавать
усвоенный материал,
осознавать качество и
уровень усвоения
Формирование устойчивой
мотивации к
самосовершенствованию
Научиться определять
духовные и нравственные
качества героя, идейный
замысел рассказа
Уметь синтезировать
полученную информацию
для составления ответа,

Составление
устного
высказывани
я

Проектор,
экран.

Работа в
тетради

Составление
устного
высказывани
я

Интернетресурсы

54

РР Подготовка к домашнему 1
сочинению по рассказу
Л.Н.Толстого "После бала".
«Полковник на балу и после
бала».

Находят в тексте
незнакомые слова и
определяют их значение,
подбирают цитаты из
текста в соответствии с
планом сочинения.

55

Былинные герои в поэзии
XX века. И.Бунин,
К.Д.Бунин, Е.Винокуров.

1

Выразительно читают
произведения, сравнивают
их с народными былинами,
характеризуют героев
былин, учатся владеть
монологической и
диалогической формами
речи.

56-

Образ Петра I в повести

2

Читают и анализируют

работать самостоятельно,
уметь строить
монологическое
высказывание
Формирование навыков
исследовательской
деятельности, готовности и
способности вести диалог
с другими людьми в
совместной деятельности
Научиться составлять и
редактировать
текст
творческой работы
Строить монологические
высказывания,
овладеть
навыками
письменной
речи
Формирование навыков
исследовательской и
творческой деятельности
Научиться определять
интонационно – сюжетный
рисунок стихотворений
Формировать умение
работать по плану (анализ
стихотворения)
Формирование устойчивой
мотивации к
самосовершенствованию
Научиться

Работа в
тетради

Составление
устного
высказывани
я

Детская
мультимеди
йная
интерактив
ная
энциклопед
ия Кирилла
и Мефодия.

Составление

Проектор,

57

Ю. Тынянова «Восковая
фигура».

текст, сопоставляют
образы персонажей,
формулируют свою оценку
поступкам героев.

5869

Изображение ходынской
трагедии в романе
Б.Васильева «Утоли моя
печали».

2

Подбирают и обобщают
дополнительный материал,
связанный с темой текста
произведения, читают,
анализируют
произведение.

60

А. А. Ахматова. «Клятва».
«Мужество». А. А.
Прокофьев. «Москве». К. М.
Симонов. «Ты помнишь,
Алеша, дороги
Смоленщины...».

1

Выразительно читают и
воспринимают
поэтический текст,
выявляют СХИ, выявляют
тему, идею произведений,
формулируют собственное
мнение и позицию,
участвуют в коллективном
обсуждении, продуктивно
взаимодействуют со
сверстниками

аргументировать свой
ответ
Уметь осознавать
усвоенный материал,
осознавать качество и
уровень усвоения
Формирование устойчивой
мотивации к
самосовершенствованию
Научиться определять
идейный замысел
произведения
Уметь самостоятельно
делать выводы,
перерабатывать
информацию
Формирование навыков
самостоятельной работы
по алгоритму
Научиться определять
интонационно – сюжетный
рисунок стихотворений
Формировать умение
работать по плану (анализ
стихотворения)
Формирование устойчивой
мотивации к
самосовершенствованию

устного
высказывани
я, работа в
тетради

экран.

Работа в
тетради

Интернетресурсы

Работа в
тетради,
составление
устного
высказывани
я

Проектор,
экран.

61

А. Т. Твардовский. Рассказ
танкиста. Ю. В. Друнина.
Зинка. М. А. Дудин. «Здесь
грязь, и бред, и вши в
траншеях...».

1

Осознают значимость
чтения; проявляют
эмоциональную
отзывчивость,
формулируют собственное
мнение и позицию,
участвуют в коллективном
обсуждении.
Выразительно читают и
воспринимают
поэтический текст,
выявляют СХИ, выявляют
тему, идею произведений,
формулируют собственное
мнение и позицию,
участвуют в коллективном
обсуждении, продуктивно
взаимодействуют со
сверстниками
Выразительно читают и
воспринимают
поэтический текст,
передают личное
отношение к произведению
в процессе чтения,
применяют элементы
исполнительской
интерпретации.

«Поэзия Уватского
района»
62

А. А. Сурков. «Бьется в
тесной печурке огонь...». М.
В. Исаковский. Огонек. Б.
Ш. Окуджава. До свидания,
мальчики. Е. М. Винокуров.
«В полях за Вислой
сонной...». В. С. Высоцкий.
Штрафные батальоны.

1

63

Урок-зачёт по лирике XX
века
(стихи о войне)

1

Научиться определять
интонационно – сюжетный
рисунок стихотворений
Формировать умение
работать по плану (анализ
стихотворения)
Формирование устойчивой
мотивации к
самосовершенствованию
Научиться определять
интонационно – сюжетный
рисунок стихотворений.
Формировать умение
работать по плану (анализ
стихотворения)
Формирование устойчивой
мотивации к
самосовершенствованию

Составление
устного
высказывани
я,

Научиться определять
идейно-эмоциональное
содержание стихотворения
Уметь читать вслух и
понимать прочитанное,
аргументировать свою
точку зрения
Формирование устойчивой
мотивации к
индивидуальной и

Чтение
наизусть

Работа с
таблицей
«СХИ»

64

В. Я. Брюсов. Тени
прошлого. 3. Н. Гиппиус. 14
декабря. Н. С. Гумилев.
Старина. Про память. М. А.
Кузмин. Летний сад.

1

Выразительно читают и
воспринимают
поэтический текст,
выявляют СХИ, выявляют
тему, идею произведений.

65

М. И. Цветаева. Домики
старой Москвы. Генералам
двенадцатого года. Е. А.
Евтушенко. Когда звонят
колокола. В. С. Высоцкий.
«Зарыты в нашу память на
века...»

1

Составляют небольшие
монологические
высказывания,
осуществляют совместную
деятельность в парах и
рабочих группах

66

Итоговая контрольная
работа

1

Структурируют знания,
оценивают достигнутый
результат.

коллективно-творческой
работе
Научиться определять
интонационно – сюжетный
рисунок стихотворений
Формировать умение
работать по плану (анализ
стихотворения)
Формирование устойчивой
мотивации к
самосовершенствованию
Научиться определять
интонационно – сюжетный
рисунок стихотворений.
Формировать умение
работать по плану (анализ
стихотворения)
Формирование устойчивой
мотивации к
самосовершенствованию
Научиться проектировать и
корректировать
индивидуальный маршрут
восполнения проблемных
зон в изученных темах.
Узнавать, называть,
определять объекты в
соответствии с
содержанием
Формирование навыков

Работа с
таблицей
«СХИ»

Детская
мультимеди
йная
интерактив
ная
энциклопед
ия Кирилла
и Мефодия.

Составление
устного
высказывани
я,

Проектор,
экран.

Тестовая
работа,
ответы на
вопросы

67

Подведение итогов года.
Литература на лето.

1

68

Резерв

1

Постановка учебной
задачи, поиск способов
решения практических
задач.

диагностической
деятельности.
Научиться владеть
изученной терминологией
Уметь оценивать и
формулировать то, что уже
усвоено
Формирование устойчивой
мотивации к учению и
самосовершенствованию

ПРИЛОЖЕНИЕ 2.
№
Урок 6

Тема
Повесть о разорении Рязани Батыем.
Особенности языка произведения.
«Характер героя»

Урок 22 Повесть
Пушкина
«Капитанская
дочка».
Жанровое
своеобразие
произведения.
Формирование
характера Петра Гринёва. Анализ I и II
глав.
«По
страницам
произведений
Пушкина и Лермонтова»
Урок 40 Н.В. Гоголь «Тарас Бульба». Осада
польского города Дубно.
«Литературный калейдоскоп»

Урок 61 А. Т. Твардовский. Рассказ танкиста.
Ю. В. Друнина. Зинка. М. А. Дудин.
«Здесь грязь, и бред, и вши в
траншеях...».
«Поэзия Уватского района»

Целевые ориентиры воспитания
Реализация воспитательного потенциала уроков литературы (урочной
деятельности, аудиторных занятий в рамках максимально допустимой
учебной нагрузки) предусматривает:
- максимальное использование воспитательных возможностей
содержания уроков для формирования у обучающихся российских
традиционных духовно-нравственных и социокультурных ценностей,
российского исторического сознания на основе исторического просвещения;
- включение в содержание уроков целевых ориентиров результатов
воспитания, их учет в определении воспитательных задач уроков, занятий;
- привлечение внимания обучающихся к ценностному аспекту
изучаемых на уроках предметов, явлений и событий, инициирование
обсуждений, высказываний своего мнения, выработки своего личностного
отношения к изучаемым событиям, явлениям, лицам;
- побуждение обучающихся соблюдать нормы поведения, правила
общения
со
сверстниками
и
педагогическими
работниками,
соответствующие
укладу
школы,
установление
и
поддержку
доброжелательной атмосферы;
- ориентацию на моральные ценности и нормы в ситуациях
нравственного выбора с оценкой поведения и поступков персонажей
литературных произведений; готовность оценивать своё поведение и
поступки, а также поведение и поступки других людей с позиции
нравственных и правовых норм с учётом осознания последствий поступков;
- ориентацию в деятельности на современную систему научных
представлений об основных закономерностях развития человека, природы и
общества, взаимосвязях человека с природной и социальной средой.

Дата

Приложение 3
Урок 48. Эпоха Ивана Грозного в романе А.К. Толстого «Князь Серебряный». Профориентационный минимум: «Кто
задействован в кино?»

Просмотр и анализ отрывков из художественного фильма.
Обратимся к словарю, объясним значение слова Режиссер.
Режиссёр — (франц. régisseur, от лат. rego — управляю) постановщик спектакля, кинофильма, эстрадно-концертной
программы, циркового представления. Большая советская энциклопедия.
- Какие ещё профессии, связанные с кинематографом, вы знаете?
(актер, оператор, художник по костюмам, звукооператор, гример, монтажер)
- Чем занимается каждый из этих людей?
- Составьте киносценарий к фрагменту произведения


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».