РП обществознание 8 класс

Пояснительная записка
Рабочая программа предмета «Обществознание» для 8 класса разработана на основе:
•

Приказа Минобрнауки РФ от 17.12.2010 г. №1897 «Об утверждении ФГОС основного общего образования» с изменениями и

дополнениями от 29.12.2014 г. №1644, от 31.12.2015 г. №1577.


авторской программы под редакцией Л.Н. Боголюбова, Н.И. Городецкой. «Обществознание. Рабочие программы. Предметная линия

учебников. 5-9 классы». - М.: Просвещение, 2014;
Программа ориентирована на использование учебника
«Обществознание. 8 класс». Учебник для общеобразовательных организаций под ред. Л.Н. Боголюбова, Л.Ф. Ивановой. - М., Просвещение,
2019.
Учебник включен в Федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную
аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования (Приказ Минпросвещения
от 28.12.2018 г. №345)
Цели изучения обществознания в основной школе:
- развитие личности в ответственный период социального взросления (11-15 лет), ее познавательных интересов, критического мышления в
процессе восприятия социальной (в том числе экономической и правовой) информации и определения собственной позиции; нравственной и
правовой культуры, экономического образа мышления, способности к самоопределению и самореализации;
- воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, уважения к социальным нормам; приверженности
гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;
- освоение на уровне функциональной грамотности системы необходимых для социальной адаптации знаний: об обществе; основных
социальных ролях; о позитивно оцениваемых обществом качествах личности, позволяющих успешно взаимодействовать в социальной

среде; сферах человеческой деятельности; способах регулирования общественных отношений; механизмах реализации и защиты прав
человека и гражданина;
- овладение умениями познавательной, коммуникативной, практической деятельности в основных характерных для подросткового возраста
социальных ролях;
- формирование опыта применения полученных знаний для решения типичных задач в области социальных отношений, экономической и
гражданско-общественной деятельности, межличностных отношений, отношений между людьми различных национальностей и
вероисповедовании, самостоятельной познавательной деятельности, правоотношений, семейно-бытовых отношений.
Рабочая программа направлена на решение следующих задач:
-содействие самоопределению личности, созданию условий для её реализации;
-формирование человека-гражданина, интегрированного в современную действительность и нацеленного на её совершенствование,
ориентированного на развитие гражданского общества и утверждение правового государства;
-воспитание гражданственности и любви к Родине;
-создание у обучающихся целостных представлений о жизни общества и человека в нём, адекватных современному уровню научных
знаний;
-выработка основ нравственной, правовой, политической, экологической культуры;
-содействие взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами, различными расовыми, национальными, этническими и
социальными группами;
-помощь в реализации права учащихся на свободный выбор взглядов и убеждений;
-ориентация учащихся на гуманистические и демократические ценности.
Предмет «Обществознание» изучается в 8 классе в качестве обязательного предмета в общем объеме 34 часов (при 34 неделях учебного
года)

Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностными результатами, формируемыми при изучении данного курса являются:
-мотивированность и направленность на активное и созидательное участие в будущем в общественной и государственной жизни;
-заинтересованность не только в личном успехе, но и в развитии различных сторон жизни общества, благополучия и процветания своей
страны;
-ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству, на отношении к человеку, его правам и
свободам как высшей ценности.
Метапредметные результаты изучения обществознания проявляются в:
- умении сознательно организовывать свою познавательную деятельность;
-умении объяснять явления и процессы социальной действительности с научных, социально-философских позиций;
-способности анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения в рамках
реализуемых социальных ролей;
-умении выполнять познавательные и практические задания, в том числе проектной деятельности.
Предметными результатами освоения данного курса являются:
-относительно целостное представление о человеке;
-понимание побудительной роли мотивов в деятельности человека;
-знание ряда ключевых понятий, умения объяснять их с позиций явления социальной действительности;
-умение взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, вести диалог, аргументировать собственную точку зрения.

Способы контроля и оценивания образовательных достижений учащихся
Предметные результаты: в организации учебного процесса предусмотрен контроль за уровнем качества знаний учащихся в следующих
формах: - промежуточный контроль – индивидуальные карточки, диктанты (используется текст с ошибками),анализ схем,
таблиц,фронтальный устный опрос, понятийные диктанты, тематические тесты по изученному блоку, проект
- итоговый контроль – тестовая работа, проект.
Метапредметные и личностые результаты: решение задач проблемного, творческого и поискового характера; учебное проектирование;
итоговые проверочные работы; олимпиадные задания (комплексные работы на межпредметной основе)

Содержание учебного предмета

Название раздела,
темы
Тема 1.Личность и
общество

Количество
часов
4

Краткое содержание

Человек. Индивид. Личность. Жизненные ценности и ориентиры. Мировоззрение.
Общество. Основные сферы жизни общества. Социальные нормы. Ступени развития
общества. Реформа и революция. Прогресс и регресс. Глобальные проблемы
современности.

Тема 2. Сфера
духовной культуры

9

Культура. Мораль. Нравственность. Добро и зло. Долг и совесть. Моральный выбор и
ответственность. Свобода. Образование. Наука. Религия. Свобода совести.

Тема 3. Экономика

15

Потребности. Ресурсы. Свободные и экономические блага. Экономический выбор и
альтернативная стоимость. Главные вопросы экономики. Главные вопросы экономики.
Типы экономических систем. Собственность.Формы собственности. Формы коллективной
собственности. Рыночная экономика. Спрос. Предложение.рыночное равновесие.
Производство – основа экономики.Отрасли экономики. Товары и услуги. Факторы
производства.Производительность. Разделение труда.
Специализация.Предпринимательство. Фирма. Виды фирм. Роль государства в
экономике. Налоги.Бюджет. Доходы граждан. Неравенство и перераспределение
доходов. Безработица: причины, виды . Социальная помощь государства. Потребление.
Социальное страхование. Инфляция и семейная экономика. Расходы реальные и
номинальные. Сбережения. Процент. Банки и банковские услуги. Потребительский
кредит. Мировое хозяйство. Мировая торговля. Внешняя торговля. Валюта. Курсы валют.

Тема 4. Социальная
сфера

5

Социальная структура. Страты и классы. Социальная мобильность. Социальные группы.
Социальные конфликты. Соцальный статус. Социальная роль. Нации. Межнациональные
отношения. Отклоняющееся поведение.

Итоговое повторение
Итого

1
34

Тематическое планирование
№
п/п
1
2
3
4
5
6-7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17-18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30-31
32

Название
Личность и общество
Быть личностью
Общество как форма жизнедеятельности людей
Развитие общества
Повторение и систематизация знаний по теме «Личность и общество»
Сфера духовной культуры
Сфера духовной жизни
Мораль
Долг и совесть
Моральный выбор – это ответственность
Образование
Наука в современном обществе
Религия как одно из форм культуры
Практикум по теме «Сфера духовной культуры»
Экономика
Экономика и ее роль в жизни общества
Главные вопросы экономики
Собственность
Рыночная экономика
Производство – основа экономики В.п. Виртуальная экскурсия на предприятие выпускающее автомобили «LADA»
Предпринимательская деятельность
Роль государства в экономике
Распределение доходов
Потребление
Инфляция и семейная экономика
Безработица, её причины и последствия
Мировое хозяйство и международная торговля
Повторительно-обобщающий урок по теме «Экономическая сфера»
Социальная сфера
Социальная структура общества
Социальные статусы и роли
Нации и межнациональные отношения
Отклоняющееся поведение В.п. Профилактика девиантного поведения

Кол-во
часов
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

Практикум по теме «Социальная сфера».
Урок обобщения за курс Обществознания за 8 класс.

33
34

1
1

Календарно-тематическое планирование
№

Колво
час.

Тема урока

Элементы содержания
урока

Основные виды
учебной
деятельности
обучающихся

Дома
шнее
задан
ие

Дата
План
.

Ф
ак
т.

Тема 1. Личность и общество (4 часа)
Личностные: формирование картины мира культуры как порождение трудовой предметно-образующей
деятельности человека; развитие самооценки личности;.
Познавательные:
осуществление поиска необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной
литературы; использование знаково-символических средств, в том числе моделей и схем для решения задач;
Регулятивные
принимать и сохранять учебную задачу; планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей;
адекватно воспринимать оценку учителя; различать способ и результат действия; уметь оценивать правильность
выполнения действий на уровне адекватной ретроспективной оценки
Коммуникативные
уметь формулировать собственное мнение и позицию; уметь договариваться и приходить к общему решению в
совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов; уметь в коммуникации строить
понятные для партнера высказывания, учитывающие, что он знает и видит, а что нет; уметь задавать вопросы;
уметь контролировать действия партнера;

Требования к
результатам
формирования
функциональной
грамотности

1

Быть личностью

Человек, индивид,
личность, мировоззрение,
интеграция, адаптация,
индивидуализация
Признаки
индивидуальности,
человека, личности.
Мировоззрение и
жизненные ценности.
Факторы, влияющие на
выбор профессии. Этапы
становления личности

Узнают признаки
индивидуальности,
индивида и личности,
типы мировоззрения,
этапы социализации
личности

§ 1,
задани
я,

Предлагается найти
объяснение, что такое
банковский чек.
Предлагается найти
преимущества и
недостатки оплаты
покупок банковской
картой.
Задание 1 – 3
http://skiv.instrao.ru/bankzadaniy/finansovayagramotnost/fg-82021/ФГ_8_Налог%20на%
20новую%20квартиру_тек
ст.pdf

§ 2,
задани
яи
вопрос
ы,

Предлагается найти
объяснение, что такое
банковский чек.
Предлагается найти
преимущества и
недостатки оплаты
покупок банковской
картой.
Задание 1 – 3
http://skiv.instrao.ru/bankzadaniy/finansovayagramotnost/fg-82021/ФГ_8_Налог%20на%

Научатся описывать
основные социальные
объекты, выделяя их
существенные
признаки, объяснять
взаимосвязи изученных
социальных объектов
.

1
1

Общество как форма
жизнедеятельности
людей
Урок характеристика

2

Общество, общественные
отношения, основные
сферы жизни общества,
традиционное,
индустриальное,
постиндустриальное
общество
Значение научного понятия
«общество». Общественные
отношения. Сферы
жизнедеятельности людей:
экономическая,
политическая, социальная,
духовная. Роль социальных
норм в жизни человека.
Ступени развития

Узнают сущность
общечеловеческих
ценностей, сферы
жизнедеятельности
общества и
государства, роль
социальных норм в
жизни общества.
Научатся описывать
основные социальные
объекты, выделяя их
существенные
признаки, работать с
текстом учебника, с
презентацией,
выделять главное.

общества.

1

Развитие общества

Социальная революция,
реформа, глобализация,
информационная
революция, глобальные
проблемы современности
Эволюционное развитие
человечества. Марксизм о
роли социальных
революций в жизни
человечества.
Закономерности
общественных изменений.
Противоречия и
перспективы в развитии
человечества в ХХI веке.
Глобальные проблемы
человечества.

20новую%20квартиру_тек
ст.pdf
Поймут суть
эволюционного
развития общества,
закономерности
общественных
изменений,
противоречия и
перспективы в развитии
человечества.

§ 3,
вопрос
ы,
задани
я

Предлагается найти
объяснение, что такое
банковский чек.
Предлагается найти
преимущества и
недостатки оплаты
покупок банковской
картой.
Задание 1 – 3
http://skiv.instrao.ru/bankzadaniy/finansovayagramotnost/fg-82021/ФГ_8_Налог%20на%
20новую%20квартиру_тек
ст.pdf

тест

Предлагается найти
объяснение, что такое
банковский чек.
Предлагается найти
преимущества и
недостатки оплаты
покупок банковской
картой.
Задание 1 – 3
http://skiv.instrao.ru/bank-

Научатся описывать
основные социальные
объекты, выделяя их
существенные признаки
Умение анализировать,
обобщать, работать со
схемой, отвечать на
проблемные вопросы

3
Повторение и
систематизация знаний
по теме «Личность и
общество» (контроль
знаний - тестирование)

4

Урок повторения и
систематизации знаний:
Человек, биосоциальное
существо, личность,
общество
Понятия «человек» и
«общество», «личность».
Влияние современного
общества на индивида.
Взаимосвязь основных
сфер общественной жизни

Поймут влияние
современного общества
на индивида. Научатся
сравнивать социальные
объекты, суждения об
обществе и человеке,
выявляя их общие
черты и различия

zadaniy/finansovayagramotnost/fg-82021/ФГ_8_Налог%20на%
20новую%20квартиру_тек
ст.pdf
Тема 2. Сфера духовной культуры (9 часов)

Личностные:
развитие самооценки личности; развитие познавательных интересов, учебных мотивов; формирование мотивов
достижения и социального признания; формирование границ собственного знания и «незнания»; знание
основных моральных норм; ориентация на выполнение моральных норм; способность к решению моральных
проблем на основе децентрализации; оценка своих поступков.
Познавательные
осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; ориентировка на
разнообразие способов решения задач; структурирование знаний; основы смыслового чтения художественных и
познавательных текстов; уметь выделять существенную информация из текстов разных видов; умение
осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
Регулятивные:
различать способ и результат действия; уметь оценивать правильность выполнения действий на уровне
адекватной ретроспективной оценки; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на
основе его оценки и учета характера сделанных ошибок; выполнять учебные действия в материализованной,
громко речевой и умственной форме.
Коммуникативные:
понимать возможность различных позиций других людей, отличных от собственной, и ориентироваться на
позицию партнера в общении и взаимодействии; учитывать разные мнения и стремиться к координации

различных позиций в сотрудничестве; уметь формулировать собственное мнение и позицию; уметь использовать
речь для регуляции своего действия; адекватно использовать речевые средства для решения различных
коммуникативных задач; строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.
1

Сфера духовной жизни

Духовная сфера жизни
общества, культура,
культура личности
Понятие «культура» как
достижение человека в
преобразовании мира.
Отличительные черты
духовной сферы от других
сфер общества. Культура
личности и общества.
Развитие культуры в
современной России

Уяснить сущность
понятия «культура»,
взгляды древних
ученых о духовной
сфере.
Научатся объяснять
взаимосвязи изученных
социальных объектов
Усовершенствуют
умения анализировать,
обобщать, делать
выводы, выполнять
проблемные задания
.

5
2

67

Мораль

Мораль, нравственность,
добро, зло, ценности,
моральные нормы,
моральный идеал,
гражданственность и
патриотизм
Что такое мораль, зачем
она нужна людям.
Признаки морали. Мораль общечеловеческая
ценность. Взаимосвязь
патриотизма и

Научатся сравнивать
мораль и
нравственность, решать
познавательные и
проблемные задачи.
Проявят умения
анализировать,
обобщать, работать со
схемой, отвечать на
проблемные вопросы,
участвовать в
дискуссии

§ 4,
вопрос
ыи
задани
як§
Эссе
«Если
культу
ры нет
у
людей
в
сердца
х, то
нигде
больш
е ее
быть
не
может»

Предлагается найти
объяснение, что такое
банковский чек.
Предлагается найти
преимущества и
недостатки оплаты
покупок банковской
картой.
Задание 1 – 3
http://skiv.instrao.ru/bankzadaniy/finansovayagramotnost/fg-82021/ФГ_8_Налог%20на%
20новую%20квартиру_тек
ст.pdf

§ 5,
вопрос
ыи
задани
я к §5

Предлагается указать
причины, по которым
бывает рациональнее
воспользоваться
наличными деньгами.
Предлагается указать, в
каких из приведенных
ситуаций люди
расплачиваются
наличными, а в каких –

гражданственности. Добро
и зло.
1

Долг и совесть
Виртуальная экскурсия на
предприятие выпускающее
автомобили «LADA»

Долг, объективные
обязанности,
общественный долг,
моральный долг, совесть

Поймут сущность
понятий долг и совесть,
их роль в жизни
человека.
Научатся работать с
текстом учебника,
схемой, задавать и
отвечать на вопросы,
участвовать в
дискуссии.

Моральный выбор – это
ответственность

Что такое долг.
Объективные обязанности.
Научный подход к
сущности понятия «долг».
Что такое моральный долг.
Кто контролирует и
оценивает исполнение
долга. Что такое совесть и
ее роль в жизни человека
Моральный выбор,
моральная ответственность,
оценка и самооценка
Выбор поведения человека
и животного. Свобода
выбора. Что такое
моральный выбор.
Взаимосвязь свободы и
ответственности. Гарантии
выполнения моральных
норм.

8

9
1

10

Образование

Узнают факторы,
определяющие выбор
человека и животного,
Поймут взаимосвязь
свободы и
ответственности.
Научатся

§6,
практи
кум,
пробле
ма

§ 7,
тест

объяснять взаимосвязи
изученных социальных
объектов.

Информационное общество, Узнают сущность
конкурентоспособность,
структуры и роль
самообразование
образования в
современном обществе.
Выделят элементы
Что такое образование.
образовательной
Возрастание значимости
системы РФ
образования в
информационном обществе.

§ 8,
вопрос
ыи
задани
я Эссе
«Чем
челове
к

безналичными деньгами.
Предлагается выявить из
предложенного перечня
необязательные расходы.
Предлагается выявить из
предложенного перечня
обязательные расходы.
Задание1 – 3
http://skiv.instrao.ru/bankzadaniy/finansovayagramotnost/fg-82021/ФГ_8_Нужен%20ли
%20кредит_текст.pdf

Связь
конкурентоспособности
страны и образования.
Основные элементы
образовательной системы
РФ.

1

Наука в современном обществе

11
1

12

Религия как одна из форм
культуры

Наука,
естествознание,
технознание,
обществознание,
человековедение,
нравственные
принципы ученого
Наука как особая
система знаний.
Отличительные черты
науки как системы
государственных и
общественных
организаций,
вырабатывающих,
хранящих и
распространяющих
научные знания. Роль
науки в современном
обществе.
Религия, вера,
религиозная вера,
обряды, молитва
догматы, секта
свобода совести,
атеизм

Применят
приобретенные знания
для первичного сбора и
анализа информации
Научатся сравнивать,
обобщать,
прогнозировать,
рассуждать

просве
щенне
е, тем
он
полезн
ее
своему
Отечес
тву»

Узнают
§ 9, вопросы и
отличительные черты задания тест
науки, ее
возрастающую роль в
жизни общества.
Научатся объяснять
взаимосвязи
изученных
социальных
объектов.
Усовершенствуют
умение сравнивать,
обобщать,
прогнозировать,
рассуждать,
участвовать в
дискуссии, решать
проблемные

Изучат сущность
религиозных
представлений о
мире и обществе,
характерные черты
религиозной веры.

Необходимо пояснить,
почему при
составлении бюджета
необходимо выделять
обязательные и
необязательные
расходы.
Предлагается выбрать
из предложенного
списка советы,
которые необходимо
учитывать при
составлении
семейного бюджета.

Задание 4

§ 10, вопросы и
задания,
подготовиться к
тесту

http://skiv.instrao.ru/ba
nk-zadaniy/finansovayagramotnost/fg-82021/ФГ_8_Нужен%20
ли%20кредит_текст.pdf
Задание 5
http://skiv.instrao.ru/ba

Что такое религия.
Характерные черты
религиозной веры.
Роль религии в жизни
общества. Основные
виды религиозных
организаций.
Сущность принципа
свободы совести.
1

Обобщение и систематизация по
Урок повторения и
теме «Сфера духовной культуры» обобщения с опорой
(контроль знаний - тестирование) на следующие
понятия.
День правовой защиты детей.
Сфера духовной
жизни. Мораль. Долг
и совесть. Моральный
выбор – это
ответственность.
Образование. Наука в
современном
обществе. Религия
как одна из форм
культуры

13

Усовершенствуют
навыки работы с
текстом учебника,
схемой, задавать и
отвечать на вопросы,
участвовать в
дискуссии

Понимать и называть
сущность основных
сфер жизни и
деятельности людей.

Повторить
выводы к главе2

Объяснять
взаимосвязи
изученных
социальных
объектов.
Усовершенствуют
умение сравнивать,
обобщать,
прогнозировать,
рассуждать,
участвовать в
дискуссии.

Тема 3. Экономика (14 часов)
Личностные:
формирование картины мира культуры как порождение трудовой предметно-образующей деятельности человека,
самооценки личности; развитие познавательных интересов, учебных мотивов;

nk-zadaniy/finansovayagramotnost/fg-82021/ФГ_8_Нужен%20
ли%20кредит_текст.pdf
Задание 1
http://skiv.instrao.ru/ba
nk-zadaniy/finansovayagramotnost/fg-82021/ФГ_8_Как%20защ
ититься%20от%20моше
нников%20в%20интерн
ет-магазине_текст.pdf
Задание 2
http://skiv.instrao.ru/ban
k-zadaniy/finansovayagramotnost/fg-82021/ФГ_8_Как%20защи
титься%20от%20мошенн
иков%20в%20интернетмагазине_текст.pdf

Познавательные
структурирование знаний; основы смыслового чтения художественных и познавательных текстов; уметь выделять
существенную информация из текстов разных видов; умение осуществлять анализ объектов с выделением
существенных и несущественных признаков;
умение осуществлять синтез как составление целого из частей; умение осуществлять сравнение, классификацию по
заданным критериям; умение устанавливать причинно-следственные связи; умение строить рассуждения в форме
связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях; доказательство;
Регулятивные:
уметь оценивать правильность выполнения действий на уровне адекватной ретроспективной оценки; вносить
необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных
ошибок; выполнять учебные действия в материализованной, громко речевой и умственной форме.
Коммуникативные:
понимать возможность различных позиций других людей, отличных от собственной, и ориентироваться на позицию
партнера в общении и взаимодействии; учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в
сотрудничестве; уметь использовать речь для регуляции своего действия; адекватно использовать речевые средства
для решения различных коммуникативных задач; строить монологическое высказывание, владеть диалогической
формой речи.
1

14

Экономика и ее роль в жизни
общества

Потребности,
ограниченность
ресурсов,
экономические блага,
предметы
потребления,
средства
производства,
альтернативный
выбор,
альтернативная
стоимость.

Научатся называть и
объяснять главные
вопросы экономики,
сущность экономики
как науки.
Научатся
использовать
приобретенные
знания для
полноценного
выполнения
типичных для

§ 11,
подготовиться к
тесту

Необходимо пояснить,
почему при
составлении бюджета
необходимо выделять
обязательные и
необязательные
расходы.
Предлагается выбрать
из предложенного
списка советы,

1

Главные вопросы экономики

подростка
социальных ролей
Усовершенствуют
умение работать с
текстом учебника,
схемой, задавать и
отвечать на вопросы,
участвовать в
дискуссии

Экономическая
эффективность,
экономическая
система,
традиционная,
рыночная, командная
экономика

Поймут сущность
экономической
эффективности
общества, типы
экономических
систем

Главные вопросы
экономики: что
производить, как
производить, для кого
производить.
Экономическая
система и ее
функции. Типы
экономических
систем:
традиционная,
командная, рыночная.
Смешанная
экономика.

15
Собственность

16

Потребности и
ресурсы. Проблема
ограниченности
ресурсов. Свободные
и экономические
блага. Экономический
выбор.
Альтернативная
стоимость

Имущественные
отношения,
собственность,
владение,
использование,
распоряжение,

которые необходимо
учитывать при
составлении
семейного бюджета.

Задание 4

§ 12, вопросы и
задания

Научатся сравнивать,
обобщать,
прогнозировать,
рассуждать.
Усовершенствуют
умения работы с
текстом учебника,
схемой, задавать и
отвечать на вопросы,
участвовать в
дискуссии

Познакомятся с
сущностью
имущественных
отношений в
обществе, типы
формы

§ 13., вопросы и
задания

http://skiv.instrao.ru/ba
nk-zadaniy/finansovayagramotnost/fg-82021/ФГ_8_Нужен%20
ли%20кредит_текст.pdf
Задание 5
http://skiv.instrao.ru/ba
nk-zadaniy/finansovayagramotnost/fg-82021/ФГ_8_Нужен%20
ли%20кредит_текст.pdf
Задание 1
http://skiv.instrao.ru/ba
nk-zadaniy/finansovayagramotnost/fg-82021/ФГ_8_Как%20защ
ититься%20от%20моше
нников%20в%20интерн
ет-магазине_текст.pdf
Задание 2
http://skiv.instrao.ru/ban
k-zadaniy/finansovayagramotnost/fg-82021/ФГ_8_Как%20защи
титься%20от%20мошенн

2

17
18

Рыночная экономика

физические и
юридические лица,
формы собственности

собственности,
способы защиты
права собственности

Имущественные
отношения. Сущность
понятия
собственности как
экономической и
юридической
категории. Формы
собственности:
частная,
коллективная,
общественная,
муниципальная,
государственная.
Защита права
собственности.

Используют
приобретенные
знания для общей
ориентации в
актуальных
общественных
событиях и
процессах.
Усовершенствуют
умение работать с
текстом учебника,
схемой, задавать и
отвечать на вопросы,
участвовать в
дискуссии

Рынок, конкуренция,
спрос и предложение,
диктатура цен,
предложение,
рыночное равновесие

Узнают что такое
§ 14, вопросы и
рынок, познакомятся задания
с условиями
успешного
функционирования
рыночной экономики.

Рынок и условия его
функционирования.
Спрос и предложение
на рынке. Рыночное
равновесие. Механизм
установления
рыночной цены.
Принцип «невидимой
руки» рынка.
Основные функции
цен

Усовершенствуют
умение
анализировать,
обобщать, работать
со схемой, отвечать
на проблемные
вопросы

иков%20в%20интернетмагазине_текст.pdf

Предлагается
определить,
планировались ли
покупки в
предложенной
ситуации.
Необходимо
подсчитать, сколько
денег было потрачено
в предложенной
ситуации, и соотнести
их с размером
заработной платы.

1

Производство – основа экономики
В.п. Виртуальная экскурсия на
предприятие выпускающее автомобили
«LADA»

19
1

20

Предпринимательская
деятельность.

Продукт, товар,
потребительная
стоимость, меновая
стоимость, услуги,
факторы
производства,
специализация,
капитал
Роль производства в
экономике. Главный
источник
экономических благ.
Товары и услуги.
Факторы
производства.
Распределение труда
и специализация.
Предпринимательство
, фирма. малое
предпринимательство
Экономическое
содержание и
функции
предпринимательства.
Механизм получения
прибыли в бизнесе.
Экономический статус
предпринимателя.
Менеджер,
предприниматель и
наемные рабочие.
Экономическая
сущность малого
бизнеса, его роль в
экономике.

Выучат основы
производства,
источники
экономических благ
Научатся решать
познавательные и
практические задачи
с применением
изученного
материала.
Усовершенствую
умение составлять
таблицы, работать с
текстом учебника,
работать в малых
группах, составлять
таблицу.
Поймут и запомнят
основы и сущность
предпринимательско
й деятельности.
Научатся
использовать
приобретенные
знания для общей
ориентации в
актуальных
общественных
событиях и
процессах
Усовершенствуют
умение
анализировать,
обобщать, работать
со схемой, отвечать

§ 15, вопросы и
задания

§ 16, вопросы и
задания
тест

Предлагается оценить
произведенные траты
с позиции финансово
грамотного поведения.
Задание 3 – 5
http://skiv.instrao.ru/ba
nk-zadaniy/finansovayagramotnost/fg-82021/ФГ_8_Как%20защ
ититься%20от%20моше
нников%20в%20интерн
ет-магазине_текст.pdf

на проблемные
вопросы

Роль государства в экономике.
Профилактика девиантного поведения

21
22

1

Распределение доходов

Налог, прямые
налоги, бюджет,
государственный
долг, дефицит
бюджета, облигация.
Экономическая роль
государства.
Поддержание
государственных
институтов. Налоги
как источник доходов.
Виды налогов Бюджет
как финансовый
документ

Познакомятся с
§ 17, вопросы и
ролью государства в
задания к § 15
экономике страны, со
способами влияния
на экономику.

Прожиточный
минимум,
поляризация доходов,
минимальный размер
оплаты труда

Узнают основные
принципы
распределения
доходов в обществе,
экономические меры
социальной
поддержки населения

Доходы граждан и
прожиточный
минимум. Проблема
неравенства доходов.
Перераспределение
доходов.
Экономические меры
социальной
поддержки
населения.

Используют
приобретенные
знания для
полноценного
выполнения
типичных для
подростка
социальных ролей.

Научатся применять
полученные знания
для первичного сбора
и анализа
информации.
Усовершенствуют
умение
анализировать,
обобщать, работать
со схемой, отвечать
на проблемные

§ 18,
планирование
модели бюджета
своей будущей
семьи

Умение находить и
извлекать одну
единицу информации.
Умение понимать
фактологическую
информацию (сюжет,
последовательность
событий и т.п.).
Умение устанавливать
связи между
событиями или
утверждениями
(причинноследственные
отношения, отношения
аргумент –
контраргумент, тезис –
пример, сходство –
различие и др.)
Задание 1 – 4
http://skiv.instrao.ru/ba
nkzadaniy/chitatelskayagramotnost/chg-82022/ЧГ_8_2022_Диагн
остическая%20работа_

вопросы

23

24

1

1

Потребление

Инфляция и семейная экономика

Потребление,
семейное
потребление,
социальное
страхование,
потребитель
Факторы влияния на
объем и структуру
потребительских
расходов. Структура
расходов
потребителей и
степень
благосостояния
граждан той или иной
страны. Виды
страховых услуг.
Защита прав
потребителей в
России.
Инфляция,
номинальный доход,
реальный доход,
сбережения,
банковский кредит,
потребительский
кредит
Влияние инфляции на
доходы населения.
Реальный и
номинальный доходы.

Понять и запомнить
структуру расходов
потребителей и
факторы влияния на
структуру расходов.

Вариант%201.pdf

§ 19, вопросы и
задания

Применять
полученные знания
для решения
познавательных и
практических задачи.
Усовершенствовать
умение составлять
таблицы, работать с
текстом учебника.

Понять и
воспроизводить устно
сущность инфляции и
ее влияние на жизнь
общества.
Научатся объяснять
взаимосвязи
изученных
экономических
объектов
Усовершенствуют

§ 20,
практические
задания к
параграфу

25

1

Безработица, ее причины и
последствия

Формы сбережения
граждан. Банковские
услуги,
предоставляемые
гражданам. Семейные
сбережения.

умения
анализировать,
обобщать, работать
со схемой, отвечать
на проблемные
вопросы

Безработица,
занятость, сезонная
безработица

Изучить, пользуясь
материалом учебника
виды, причины и
последствия
безработицы.

Безработица спутник рыночной
экономики. Причины
безработицы.
Экономические и
социальные
последствия
безработицы. Роль
государства в
обеспечении
занятости.

26

1

Мировое хозяйство и
международная торговля

Усовершенствовать
умение сравнивать,
обобщать,
прогнозировать,
рассуждать.
Проявить своё
умение работать с
текстом учебника,
схемой, задавать и
отвечать на вопросы,
участвовать в
дискуссии

§ 21,
практические
задания к
параграфу
Эссе «В пользе
безработицы
больше всего
уверены те, кто
не знаком с ней
по личному
опыту»

Мировое хозяйство,
внешнеторговый
оборот,
фритрейдерство, курс
валюты

Понять механизм
§ 21,
действия и основы
практические
мирового хозяйства и задания к
международной
параграфу
торговли.

Мировое хозяйство.
Внешняя торговля.
Внешнеторговая
политика. Обменные
курсы валют. Условия
влияния на обменный
курс валюты.

Объяснять
взаимосвязи
изученных
социальных объектов
Проявить умение
сравнивать,
обобщать,

Умение находить и
извлекать одну
единицу информации.
Умение понимать
фактологическую
информацию (сюжет,
последовательность
событий и т.п.).
Умение устанавливать
связи между
событиями или
утверждениями
(причинноследственные
отношения, отношения
аргумент –
контраргумент, тезис –
пример, сходство –
различие и др.)
Задание 1 – 4
http://skiv.instrao.ru/ba
nkzadaniy/chitatelskayagramotnost/chg-82022/ЧГ_8_2022_Диагн

прогнозировать,
рассуждать,
участвовать в
дискуссии, решать
проблемные
27

1

Повторительно-обобщающий урок
по теме «Экономическая сфера»
(контроль знаний – контрольная
работа)

Повторительнообобщающий урок по
теме Экономическая
сфера» с опорой на
основные понятия
темы.

Узнать основы
экономической
деятельности
человека

Научиться решать
познавательные и
Становление
практические задачи
рыночного общества в на изученный
России
материал

остическая%20работа_
Вариант%201.pdf

нет

Умение находить и
извлекать одну
единицу информации.
Умение понимать
фактологическую
информацию (сюжет,
последовательность
событий и т.п.).
Умение устанавливать
связи между
событиями или
утверждениями
(причинноследственные
отношения, отношения
аргумент –
контраргумент, тезис –
пример, сходство –
различие и др.)
Задание 5 – 7
http://skiv.instrao.ru/ba
nkzadaniy/chitatelskayagramotnost/chg-82022/ЧГ_8_2022_Диагн

остическая%20работа_
Вариант%201.pdf
Тема 4. Социальная сфера (7 часов)
Личностные:
формирование основ гражданской идентичности личности; формирование картины мира культуры как порождение
трудовой предметно-образующей деятельности человека; развитие «Я-концепции» и самооценки личности;
развитие познавательных интересов, учебных мотивов; формирование мотивов достижения и социального
признания; формирование границ собственного знания и «незнания»; знание основных моральных норм;
ориентация на выполнение моральных норм; способность к решению моральных проблем на основе
децентрализации; оценка своих поступков.
Познавательные
осуществление поиска необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной
литературы; использование знаково-символических средств, в том числе моделей и схем для решения задач;
выдвижение гипотез и их обоснование; формулирование проблемы; самостоятельное создание способов решения.
Регулятивные:
принимать и сохранять учебную задачу; планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и
условиями ее реализации, Коммуникативные:
понимать возможность различных позиций других людей, отличных от собственной, и ориентироваться на позицию
партнера в общении и взаимодействии; учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в
сотрудничестве; уметь формулировать собственное мнение и позицию; уметь договариваться и приходить к общему
решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов; уметь в коммуникации
строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что он знает и видит, а что нет; уметь задавать
вопросы; уметь контролировать действия партнера;
уметь использовать речь для регуляции своего действия;

28

29

1 Социальная структура общества

1 Социальные статусы и роли

Виртуальная экскурсия:
https://artwalks.live/?show=hermitag
e

Социальная
структура,
социальная группа,
социальная
мобильность,

Понять принцип
устройства
социальной структур
общества, Отличать
социальные группы:
сословия, классы,
Социальная структура касты, страты.
Понять причины
как общества.
социальных
Социальная
конфликтов.
мобильность:
горизонтальная и
вертикальная.
Объяснять
Многообразие
взаимосвязи
социальных групп.
изученных
Определение и
социальных
значение социальной объектов. Проявить
группы, ее влияние
умение сравнивать,
на поведение
обобщать,
человека.
прогнозировать,
Социальные
рассуждать.
конфликты и пути их
разрешения.
Социальный статус,
Знать и понимать
предписанный и
сущность
достигаемый статусы, социального статуса
социальная роль,
человека,
санкции, гендерные
особенности
роли
социального статуса
подростков,
основные
Социальная позиция
человека в обществе. социальные роли.
Социальный статус:
приписанный,
достигаемый,
прирожденный и
приписываемый.
Социальная роль.

&23
Записи в тетради.

&24
К тесту.

Умение находить и
извлекать одну
единицу информации.
Умение понимать
фактологическую
информацию (сюжет,
последовательность
событий и т.п.).
Умение устанавливать
связи между
событиями или
утверждениями
(причинноследственные
отношения, отношения
аргумент –
контраргумент, тезис –
пример, сходство –
различие и др.)
Задание 5 – 7
http://skiv.instrao.ru/ba
nkzadaniy/chitatelskayagramotnost/chg-82022/ЧГ_8_2022_Диагн
остическая%20работа_
Вариант%201.pdf

Санкции. Гендерные
роли.
30
31

2 Нации и межнациональные
отношения

Этническая группа,
нации, народности,
этнос, национальная
гордость
Нация. Соотношение
понятий «нация» и
«этнос».
Национальные
традиции. Причины
межнациональных
конфликтов и их
последствия. Способы
предотвращения
межнациональных
конфликтов.

32

1 Отклоняющееся поведение

Отклоняющееся
поведение.
Алкоголизм.
Наркомания.
Разновидности
отклоняющегося
поведения. Основные
причины
распространения
алкоголизма и
наркомании. Влияние
негативного

Знать и понимать
особенности
межнациональных
отношений, их
сложности

&25
тест

Получить навыки
умения объяснять
взаимосвязи
изученных
социальных
объектов; Проявить
умение составлять
таблицы, работать с
текстом учебника,
работать в малых
группах, составлять
таблицу, проводить
сравнительный
анализ
Понимать сущность и
причины
отклоняющегося
поведения, факторы,
влияющие на
поведение человека.
Использовать
приобретенные
знания для
полноценного
выполнения
типичных для

&26
тест

Умение использовать
информацию из текста
для решения
практической задачи
без привлечения
фоновых знаний.
Умение находить и
извлекать несколько
единиц информации,
расположенных в

отклоняющегося
поведения на
личность.

33

1 Обобщение по теме «Социальная
сфера

34

1 Урок обобщения за курс
Обществознания за 8 класс
(контроль знаний – контрольная
работа)

подростка
социальных ролей
Умение
анализировать,
обобщать, работать
со схемой, отвечать
на проблемные
вопросы
Понятия по теме
Знать основы
социальной жизни
Социальная структура общества.
общества.
Социальные статусы и Уметь объяснять
роли. Нации и
взаимосвязи
межнациональные
изученных
отношения.
социальных
Отклоняющееся
объектов; составлять
поведение.
таблицы, работать с
текстом учебника,
работать в малых
группах, составлять
таблицу, проводить
сравнительный
анализ
Основные понятия за
курс 8 класса
Личность и общество.
Сфера духовной
культуры. Экономика.
Социальная сфера.

Актуализировать
свои теоретические и
практические знания
по курсу
Уметь работать с
текстом учебника,
работать в малых
группах, составлять
таблицу, проводить
сравнительный
анализ

К тесту

нет

разных фрагментах
текста.
Умение понимать
коммуникативное
намерение автора,
назначение текста.
Умение находить и
извлекать одну
единицу информации.
Вариант 1
http://skiv.instrao.ru/ban
k-zadaniy/chitatelskayagramotnost/chg-82022/ЧГ_8_2022_Диагно
стическая%20работа_Ва
риант%202.pdf

Умение находить и
извлекать одну
единицу информации.
Вариант 1
http://skiv.instrao.ru/ban
k-zadaniy/chitatelskayagramotnost/chg-82022/ЧГ_8_2022_Диагно
стическая%20работа_Ва
риант%202.pdf

Оценочные материалы
1 – вариант.
Часть I.
А1. Человек как один из людей:
1) индивид
2) гражданин 3) индивидуальность

4) личность

А2 . Фаза становления личности, во время которой человек усваивает образцы поведения группы:
1) адаптация 2) индивидуализация
3) интеграция 4) дезинтеграция
А3. Верны ли суждения о социализации:
А) Семья составляет формальное окружение человека;
Б) К агентам социализации относят только самое ближнее окружение человека?
1) верно только А 2) верно только Б
3) оба суждения верны 4) оба суждения неверны
А4. Верны ли суждения о глобализации:
А) Глобализация проявляется во всех сферах жизни общества;
Б) Глобализация приводит к изоляции государств Европы от остального мира?
1) верно только А 2) верно только Б
3) оба суждения верны 4) оба суждения неверны
А5. Какое положение из названных, не относится к общественным отношениям:
1) проведение кандидатом в депутаты предвыборной агитации
2) проведение забастовки работниками предприятия
3) прогулка по лесу с собакой
4) оформление документов при приёме на работу
Часть II.

В1. Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением одного, характеризуют понятие «личность».
Темперамент, характер, способности, мотивация, физиология.
Найдите и запишите термин, относящийся к другому понятию.
Ответ _______________
В2. Установите соответствие между данными примерами и сферами общественной жизни: к каждой позиции, данной в первом столбце,
подберите соответствующую позицию из второго столбца.
примеры сферы общественной жизни
А) выборы главы государства 1) духовная
Б) съезд правящей партии 2) политическая
В) церковное богослужение 3) экономическая
Г) предоставление кредита 4) социальная
Запишите в таблицу выбранные цифры.
А
Б

В

Г

В3. Прочтите приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов.
Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.
«Для определения уровня прогрессивности какого – либо___________(1) социология использует два основных критерия: уровень
производительности_____________(2) и степень ___________(3) личности в обществе. Первый отражает, прежде всего, состояние
экономической сферы жизни общества, которая, как известно, оказывает прямое воздействие на остальные сферы общественной жизни. При
этом учитывается не только физический, но и интеллектуальный труд, труд в сфере социального обеспечения и обслуживания и др. Второй
критерий __________(4) - уровень свободы личности – является показателем уровня развития социально – политических средств,
помогающих обеспечить__________(5) всех членов общества в свободе и __________(6)».
Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз. Выбирайте
последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что в списке слов больше, чем вам
потребуется для заполнения пропусков.
А) общество Д) потребность
Б) прогресс Е) природа
В) свобода Ж) ответственность
Г) труд

В данной таблице указаны номера пропусков. Запишите под каждым номером букву, соответствующую выбранному вами слову.
1
2
3
4
5
6
Часть III.
С1. Дайте определение понятия «личность». Составьте два предложения, содержащие информацию о личности.
С2. Что такое глобальные проблемы? Приведите три примера глобальных проблем.
С3. Что такое социализация? Назовите агентов первичной социализации.
С4. Что такое реформа? Назовите три отличия реформаторского и революционного развития общества.

Приложение №1
Воспитательный компонент
№

Класс

1
2
3
4

8
8
8
8

Тема
Виртуальная экскурсия на предприятие выпускающее автомобили «LADA»
Профилактика девиантного поведения

День правовой защиты детей.
Виртуальная экскурсия: https://artwalks.live/?show=hermitage

Номер
урока
8
21
13
29

Количество
часов
1
1
1
1

Приложение №2
Профминиум
Класс
8

№
урока
14

Тема урока

Дата
проведения
Карта профессий. https://bvb-kb.ru/lessons/0gn1k3JdpJZX4DNz 14.12.2023


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».