РП Рисование УО 5 класс

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ
АДМИНИСТРАЦИЯ УВАТСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА

МАОУ "Ивановская СОШ" Уватского муниципального района

РАССМОТРЕНА
На заседании педагогического
совета
Протокол № 1 от «30» августа
2023 г.

УТВЕРЖДЕНА
Приказом директора МАОУ
"Ивановская СОШ"
Приказ № 225/1 от «30» августа
2023 г.

Рабочая программа общего образования
обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями)
вариант 1

«Рисование (изобразительное искусство)»
для 5 класса

2023

I.
Рабочая

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

программа

по

искусство)»

(изобразительное

учебному
составлена

предмету
на

основе

«Рисование
Федеральной

адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся
с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) далее
ФАООП

УО

(вариант

1),

утвержденной

приказом

Министерства

просвещения России от 24.11.2022г. № 1026 (https://clck.ru/33NMkR ).
ФАООП УО (вариант 1) адресована обучающимся с легкой
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с учетом
реализации

их

особых

образовательных

потребностей,

а

также

индивидуальных особенностей и возможностей.
Учебный

предмет

«Рисование

(изобразительное

искусство)»

относится к предметной области «Искусство»и является обязательной
частью учебного плана. Рабочая программа по учебному предмету
“Рисование (изобразительное искусство)» в 5 классе рассчитана на 34
учебные недели и составляет 68 часов в год (2 часа в неделю).
Федеральная

адаптированная

основная

общеобразовательная

программа определяет цель и задачи учебного предмета «Рисование
(изобразительное искусство)».
Цель обучения - развитие личности обучающегося с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в процессе приобщения
его к художественной культуре и обучения умению видеть прекрасное в
жизни и искусстве,

а также формирование элементарных знаний об

изобразительном искусстве, общих и специальных умений и навыков
изобразительной деятельности (в рисовании, лепке, аппликации), развитие
зрительного восприятия формы, величины, конструкции, цвета предмета,
его положения в пространстве, а также адекватного отображения его в

2

рисунке, аппликации, лепке; развитии умения пользоваться полученными
практическими навыками в повседневной жизни.
Задачи обучения:
− воспитание интереса к изобразительному искусству;
− раскрытие значения изобразительного искусства в жизни человека;
− воспитание в детях эстетического чувства и понимания красоты
окружающего мира, художественного вкуса;
− формирование

элементарных

знаний

о

видах

и

жанрах

изобразительного искусства. Расширение художественно-эстетического
кругозора;
− развитие эмоционального восприятия произведений искусства,
умения анализировать их содержание и формулировать свое мнение о них;
− формирование

знаний

элементарных

основ

реалистического

рисунка;
− обучение изобразительным техникам и приемам с использованием
различных материалов, инструментов и приспособлений, в том числе
работа в нетрадиционных техниках;
− обучение разным видам изобразительной деятельности (рисованию,
лепке, аппликации)
− обучение
построениям

правилам
орнамента

и
и

законам
др.,

композиции,

применяемым

в

цветоведения,
разных

видах

изобразительной деятельности;
− формирование

умения

создавать

простейшие

художественные

образы с натуры и по образцу, памяти, представлению и воображению;
− воспитание умения согласованно и продуктивно работать в группах,
выполняя определенный этап работы для получения результата общей
изобразительной деятельности (коллективное рисование, коллективная
аппликация).

3

Рабочая

программа

по

учебному

предмету

«Рисование

(изобразительное искусство)» в 5 классе определяет следующие задачи:
− работа по развитию у обучающихся эстетического восприятия и
формирования

образов

предметов

и

явлений

окружающей

действительности в процессе их познаний;
− развитие у обучающихся интереса к изобразительному искусству,
потребности

в

формирования

изображении

желания

овладеть

воспринимаемой
приемами

действительности,

изображения

объектов

наблюдения в разных видах изобразительной деятельности;
− обучение изобразительному искусству (эта задача осуществляется на
этапе закрепления и расширении полученных в 1-4 классах знаний и
умений);
− с целью обучения изображению окружающей действительности,
отрабатываются

приемы

рассматривания

объектов,

произведений

изобразительного искусства и народного творчества, формируются и
закрепляются способы изображения в лепке, аппликации а также
продолжается развиваться технические навыки работы с разными
художественными материалами.

4

II.

СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ

В 5 классе обучение строится по четырем направлениям работы, в
соответствии

с

которыми

у

обучающихся

развиваются

умения

анализировать форму, строение (конструктивные особенности) объекта
наблюдения, выделять в нем части, определять пропорции и видеть объект
целостно, а затем изображать его, передавая относительно сходство;
восприятие цвета предметов и явлений окружающей среды и умение
изображать полученные при наблюдении впечатления красками (акварель
и гуашью) разными способами (по сухой и мокрой бумаге); умение
работать

над

углубленное

композицией
восприятие

в

практической

некоторых

деятельности;

произведений

более

изобразительного

искусства.
Содержание разделов

№
п/п

Название раздела, темы

Конт

Формирование

Количе

рольн

функциональной

ство

ые

грамотности

часов

работ
ы

1.

«Обучение
композиционной
деятельности»

22

-

2.

«Развитие у
обучающихся умений
воспринимать и
изображать форму
предметов, пропорции и
конструкцию»

17

-

3.

«Обучение восприятию
произведений искусства»

12

-

4.

«Развитие у
обучающихся
восприятия цвета,

17

-

Наблюдать,
рассматривать,
эстетически
воспринимать
декоративноприкладное искусство
в культурах разных
народов.
Выявлять
в
произведениях
декоративноприкладного искусства
связь конструктивных,
декоративных
и
изобразительных
элементов,
единство

5

предметов и
формирование умений
переливать его в
живописи»

Итого:

материалов, формы и
декора.
Делать
зарисовки
элементов декора или
декорированных
предметов.
Объяснять
роль
искусства
в
сохранении и развитии
традиций
отечественной
культуры.
Иметь опыт создания
композиции
на
сказочный
сюжет,
опираясь
на
впечатления
миниатюр.
68

-

6

III.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Личностные:
− осознание себя как ученика, формирование интереса (мотивации) к
обучению;
− сформированность

адекватных

представлений

о

собственных

возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;
− способность

к

осмыслению

картины

мира,

ее

временно-

пространственной организации; формирование целостного, социально
ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве природной и
социальной частей;
− воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств;
− развитие эстетических чувств, проявление доброжелательности,
эмоционально-нравственной отзывчивости и взаимопомощи, проявление
сопереживания к чувствам других людей;
− формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни,
наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному
отношению к материальным и духовным ценностям.
Предметные:
Минимальный уровень:
− знать названия художественных инструментов и приспособлений, их
свойства, назначение, правила обращения и санитарно-гигиенических
требований при работе с ними;
− знать элементарные правила композиции, цветоведения, передачи
формы предмета;
− знать

некоторые

выразительные

средства

изобразительного

искусства: «точка», «линия», «штриховка», «пятно»; - пользование
материалами для рисования;
− уметь пользоваться материалами для рисования, аппликации, лепки;
7

− знать название предметов, подлежащих рисованию, лепке и
аппликации;
− уметь организовывать рабочее место в зависимости от характера
выполняемой работы;
− следовать при выполнении работы инструкциям учителя;
− владеть приемами некоторыми приемами лепки (раскатывание,
сплющивание, отщипывание) и аппликации (вырезание и наклеивание);
− рисовать по образцупредметы несложной формы и конструкции;
− применять приемы работы с карандашом, гуашью, акварельными
красками с целью передачи фактуры предмета;
− ориентироваться в пространстве листа;
− размещать

изображения

одного

или

группы

предметов

в

соответствии с параметрами изобразительной поверхности;
− адекватно передавать цвета изображаемого объекта, определение
насыщенности цвета, получение смешанных цветов и некоторых оттенков
цвета.
Достаточный уровень
− знать названия жанров изобразительного искусства;
− знать названий некоторых народных и национальных промыслов

(Дымково, Гжель, Хохлома и др.);
− знать основных особенностей некоторых материалов, используемых

в рисовании, лепке и аппликации;
− знать

искусства:

и применять выразительные средства изобразительного
«изобразительная

поверхность»,

«точка»,

«линия»,

«штриховка», «контур», «пятно», «цвет», объем и др.;
− знать правила цветоведения, светотени, перспективы; построения

орнамента, стилизации формы предмета и др.;
− знать виды аппликации (предметная, сюжетная, декоративная);

8

− знать

способы

лепки

(конструктивный,

пластический,

комбинированный);
− находить необходимую для выполнения работы информацию в

материалах учебника, рабочей тетради;
− следовать

при выполнении работы инструкциям учителя или

инструкциям, представленным в других информационных источниках;
− оценивать результаты собственной изобразительной деятельности и

одноклассников (красиво, некрасиво, аккуратно, похоже на образец);
− использовать разнообразные технологические способы выполнения

аппликации;
− применять разные способы лепки;
− рисовать с натуры и по памяти после предварительных наблюдений,

передавать все признаки и свойства изображаемого объекта; рисовать по
воображению;
− различать и передавать в рисунке эмоциональное состояние и свое

отношение к природе, человеку, семье и обществу;
− различать

произведения

живописи,

графики,

скульптуры,

архитектуры и декоративно-прикладного искусства;
− различать жанры

изобразительного искусства: пейзаж, портрет,

натюрморт, сюжетное изображение.
Система оценки достижений
Оценка личностных результатов предполагает, прежде всего, оценку
продвижения обучающегося в овладении социальными (жизненными)
компетенциями, может быть представлена в условных единицах:
− 0 баллов - нет фиксируемой динамики;
− 1 балл - минимальная динамика;
− 2 балла - удовлетворительная динамика;
− 3 балла - значительная динамика.

9

Оценка

«5» —

уровень

выполнения

требований

высокий,

отсутствуют ошибки в разработке композиции, работа отличается
грамотно продуманной цветовой гаммой, все объекты связаны между
собой, правильно переданы пропорции и размеры, при этом использованы
интегрированные

знания

из

различных

разделов

для

решения

поставленной задачи; правильно применяются приемы и изученные
техники рисования. Работа выполнена в заданное время, самостоятельно, с
соблюдением

технологической

последовательности,

качественно

и

творчески.
Оценка «4» — уровень выполнения требований достаточный при
выявлении

у обучающегося незначительных ошибок в разработке

композиции, нарушений в передаче пропорций и размеров; при этом
обучающийся

после

с

небольшой

подсказки

учителя

может

самостоятельно исправить ошибки. Работа выполнена в заданное время,
самостоятельно.
Оценка «3» — уровень выполнения требований достаточный,
минимальный; допущены ошибки в разработке композиции, в передаче
пропорции и размеров; владеет знаниями из различных разделов, но
испытывает затруднения в их практическом применении при выполнении
рисунка; понимает последовательность создания рисунка, но допускает
отдельные ошибки; работа не выполнена в заданное время, с нарушением
технологической последовательности
Оценка «2» - не ставится.

10

№

Тема предмета

Кол-во
часов

IV.

1.

Здравствуй осень!
Рисование веточки
деревьев с листьями,
семенами и плодами

1

2.

Здравствуй осень!
Рисование веточки
деревьев с листьями,
семенами и плодами
Здравствуй осень!
Рисование веточки
деревьев с листьями,
семенами и плодами
Художники
пейзажисты.
Рисование осеннего
пейзажа
Художники
пейзажисты.
Рисование осеннего
пейзажа

1

3.

4.

5.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Программное
содержание

Рассматривание картин
А.Рылова «Зеленый шум».
Изучение натуры образца
листьев и веток.
Рисование акварельными
красками.

Рассматривают картину.
Наблюдают красоту
природы, осеннее состояние
природы.
Различают техники работы с
акварельной и гуашевой
красками.
Работают под контролем
учителя.

Отвечают на вопросы по
картине.
Замечают особенности
красоты осенних листьев,
их цвет и разнообразие
форм.
Самостоятельно подбирают
цвета
Изображают характерные
особенности осеннего леса
с опорой на предложенный
учителем образец.

Рассматривание картин
художников пейзажистов. (И.
Левитан «Осень», А.Куинжди
«Березовая роща»).
Усвоение понятий «далекоблизко», «даль»,
«меньше размер», «больше
размер».

Рассматривают картины
художников-пейзажистов.
Усваивают понятия
«далеко», «близко».
Учатся строить рисунок с
учетом планов (дальний,
передний).
Работают под контролем

Знакомятся с понятием
«перспектива».
Выделяют этапы работы в
соответствии с
поставленной целью.
Повторяют, а затем
варьировать систему
несложных действий с

1

1

1

Дифференциация видов
деятельности
Минимальный уровень
Достаточный уровень

6.

7.

8.

9.

10

Художники
пейзажисты.
Рисование осеннего
пейзажа
«Быт народа»
Сосуды: ваза,
кувшин, тарелка.
Рисование.
Украшение сосудов
орнаментом (узором)

1

Сосуды: ваза,
кувшин, тарелка.
Рисование.
Украшение сосудов
орнаментом (узором)
Рисование
постановочного
натюрморта с
драпировкой
Рисование
постановочного
натюрморта с
драпировкой
«Народные обряды и
праздники»

1

1

1

1

учителя.

Повторение понятий «сосуд»,
«силуэт». Примеры сосудов вазы, чаши, блюда, бокалы,
тарелки и т. д.
Украшение силуэтов разных
предметов орнаментом (узором).
Выбор предмета для украшения.

Рассматривание постановочного
натюрморта,
Поэтапное выполнение работы.
Компоновка.
Прорисовывание по точкам.
Форма предмета.
Детали.
Уточнение.
Раскрашивание фона.
Раскрашивание предметов.

художественными
материалами, выражая
собственный замысел.
Развивают навыки работы
карандашом и акварелью.
Усваивают понятия: сосуд,
Различают: сосуд, силуэт,
силуэт, узор орнамент.
узор орнамент.
Различают сосуды по
Работают живописными
геометрическим формам.
навыками с акварелью.
Работают по трафаретам, под Овладевают навыками
контролем учителя.
сравнения, учатся
Подбирают узор под
сравнивать свою работу с
контролем учителя.
оригиналом (образцом).
Работают самостоятельно.
Рассматривают натюрморт.
Ориентируются в плоскости
листа под контролем
учителя.
Работают по шаблону.
Подбирают цвета под
контролем учителя.
Работают в совместной
деятельности с учителем.

Рассматривают натюрморт,
отвечают на вопросы
Правильно располагают
натюрморт в плоскости
листа.
Самостоятельно подбирают
цвета.
Работу выполняют
самостоятельно.

12

11

12

13

14

1

16

Рисование
постановочного
натюрморта с
драпировкой
Рисование
постановочного
натюрморта с
драпировкой
Что изображают
художники?
Как художник
работает над
портретом человека?
Беседа о художниках
и их картинах
Что изображают
художники?
Как художник
работает над
портретом человека?
Беседа о художниках
и их картинах
Автопортрет.
Рисование

1

Автопортрет.
Рисование

1

1

1

1

1

Формирование навыков
восприятия и оценки
деятельности известных
художников.
Изучение жанра
изобразительного искусства портрет.
Рассматривание картины
знаменитых художников О.
Кипренский « Портрет А.
Пушкина», В. Серова «Портрет
балерины Т. Карсавиной», П.
Заболотского «Портрет поэта М.
Лермонтова».
Последовательность рисования
лица человека.
Овал лица.
Форма глаз, бровей.
Цвет лица, бровей, ресниц,

Рассматривают картину.
Понимают, что картина —
это особый мир, созданный
художником, наполненный
его мыслями, чувствами и
переживаниями.
Усваивают понятия
«рисовать с натуры»,
«рисовать по памяти»

Рассматривают и
сравнивают картины
разных художников,
разных жанров,
рассказывать о настроении
и разных состояниях,
которые художник
передает цветом
(радостное, праздничное,
грустное, таинственное,
нежное и т. д.).
Усваивают понятие
«портрет».

Понимают, что такое
автопортрет.
Работают по шаблону.
Размечают части лица под
контролем учителя.

Работают графическими
материалами с помощью
линий разной толщины.
Выполняют творческое
задание согласно условиям.

13

17

Автопортрет.
Рисование

1

волос.
Развитие художественных
навыков при создании образа на
основе знаний простых форм.

Изображают живописными
средствами автопортрет под
контролем учителя.

18

Беседа.
Народное искусство.
Гжель

1

19

Беседа.
Народное искусство.
Гжель
Беседа.
Народное искусство.
Гжель
«Древние
украшения»
Роспись гжельской
посуды
Роспись гжельской
посуды

1

Беседа о Гжели.
Знакомство с традиционной
гжельской росписью.
Ознакомление с разнообразием
русских народных промыслов, с
народным искусством Гжель.
Обучение узнавать изделия с
гжельской росписью.
Посещение виртуальной
фабрики по изготовлению
гжельских изделий.

Знакомятся с разнообразием
русских народных
промыслов.
Учатся различать изделия,
знать характерные
особенности Гжели.
Знакомятся с искусством
гжельских мастеров.
Различают цвета гжели.

Роспись гжельской
посуды

1

Продолжение знакомства детей с
разнообразием русских
народных промыслов, обучение
узнаванию различных изделий,
характерных для гжельского
народного искусства.
Знакомство с искусством
гжельских мастеров. Обучение
расписыванию чашки, блюдца.
Выполнение узоров гжельской
росписи

Выбирают форму для
росписи под контролем
учителя.
Ориентируются на
плоскости листа под
контролем учителя.
Подбирают цвета гжели.
Составляют узор под
контролем учителя.

20

21
22

23

1

1
1

Создают композицию
рисунка самостоятельно.
Подбирают необходимые
цвета для выполнения
работы.
Знакомятся с
разнообразием русских
народных промыслов.
Учатся различать изделия,
знать характерные
особенности Гжели.
Знакомятся с искусством
гжельских мастеров.
Различают цвета гжели.

Выбирают форму для
росписи под контролем
учителя.
Ориентируются на
плоскости листа.
Подбирают цвета гжели.
Самостоятельно
составляют узор.

14

24

Беседа.
Народное искусство.
Городец

1

25

Роспись разделочной
доски «Городец»

1

26

Роспись разделочной
доски «Городец»
Роспись разделочной
доски «Городец»
Роспись разделочной
доски «Городец»
Роспись разделочной
доски «Городец»

1

Беседа. Народное
искусство.
Хохлома

1

27
28
29

30

1
1
1

Беседа о Городце.
Знакомство с традиционной
росписью.
Ознакомление с разнообразием
русских народных промыслов, с
народным искусством Городец.
Обучение узнаванию изделия с
городецкой росписью.

Знакомятся с разнообразием
русских народных
промыслов.
Учатся различать изделия,
узнавать характерные
особенности Городца.
Знакомятся с городецкой
росписью.

Продолжение знакомства детей с
разнообразием русских
народных промыслов, обучение
узнаванию различных изделий,
характерных для того или иного
народного искусства.
Использование художественных
средств выразительности.
Обучение расписыванию
разделочной доски в городецком
стиле.
Беседа о Хохломе.
Знакомство с традиционной
роспись —элементами узоров
«золотой хохломы».

Наносят узор на доску по
трафаретам.
Называют свойства гуаши.
Подбирают цвета под
контролем учителя
Работают под контролем
учителя.

Рассматривают изделия
Хохлома.
Знакомятся с разнообразием
русских народных

Знакомятся с
разнообразием русских
народных промыслов.
Учатся различать изделия,
узнавать характерные
особенности Городца.
Уясняют, какие цвета
используют в городецкой
росписи.
Понимают, что такое
орнаменты.
Самостоятельно наносят
узор на доску.
Владеют навыками работы
с гуашью.
Самостоятельно подбирают
цвета.
Работу выполняют
самостоятельно.

Рассматривают изделия
Хохлома, отвечают на
вопросы.
Уясняют, какие цвета

15

31

Беседа. Народное
искусство.
Хохлома

1

Ознакомление с разнообразием
русских народных промыслов, с
народным искусством Хохлома.
Обучение узнавать изделия с
хохломской росписью

32

Роспись посуды.
Хохлома

1

33

Роспись посуды.
Хохлома

1

34

Роспись посуды.
Хохлома
Роспись посуды.
Хохлома
Беседа.
Народное искусство.
Богородская игрушка

1

Продолжение знакомства с
разнообразием русских
народных промыслов, обучение
узнаванию различных изделий,
характерных для того или иного
народного искусства.
Использование художественных
средств выразительности.
Обучение расписыванию посуды
хохломской росписью.

Беседа.
Народное искусство.
Богородская игрушка

1

35
36

37

1
1

Беседа о Богородской игрушке.
Знакомство с изготовлением
богородских игрушек.
Изучение древесины для
изготовления игрушек.
Изучение техники резьбы по
дереву

промыслов.
Различают изделия, знать
характерные особенности
Хохломы.
Знакомятся с хохломской
росписью.
Выбирают форму для
росписи под контролем
учителя.
Ориентируются на
плоскости листа под
контролем учителя.
Подбирают цвета хохломы.
Составляют узор под
контролем учителя.

используют в хохломской
росписи.
Различают орнаменты,
используемые в
хохломской росписи.

Рассматривают образцы
игрушек.
Знакомятся с разнообразием
русских народных
промыслов.
Различают изделия,
различать характерные
особенности Богородской
игрушки с помощью учителя

Рассматривают образцы
игрушек, отвечают на
вопросы.
Называют этапы
изготовления игрушек.
Называют породы
деревьев, для изготовления
игрушек.
Различают особенности
Богородских игрушек

Выбирают форму для
росписи под контролем
учителя.
Ориентируются на
плоскости листа.
Подбирают цвета хохломы.
Самостоятельно
составляют узор.

16

38

Роспись Богородской
игрушки

1

39

Роспись Богородской
игрушки

1

40

Роспись Богородской
игрушки

1

41

Роспись Богородской
игрушки

1

42

Беседа.
Скульптура

1

43

Беседа.
Скульптура

1

44

Животные в
скульптуре.
Лепка

1

Продолжение знакомства детей с
разнообразием русских
народных промыслов, обучение
узнаванию различных изделий,
характерных для того или иного
народного искусства.
Использование художественных
средств выразительности.
Обучение расписыванию
Богородских

Выбирают форму для
росписи под контролем
учителя.
Ориентируются на
плоскости листа под
контролем учителя.
Подбирают цвета для
росписи Богородских
игрушек.
Составляют узор под
контролем учителя

Выбирают форму для
росписи под контролем
учителя.
Ориентируются на
плоскости листа.
Подбирают цвета для
росписи Богородских
игрушек.
Самостоятельно оставляют
узор

Знакомство со скульптурой –
статуя, памятник, статуэтка,
бюст.
Изучение художественных
материалов, используемых
скульптором.
Знакомство с работами
скульпторов
Мирон «Дискобол», И. Матрос «
Памятник К. Минину и Д.
Пожарскому», Е. Янсон-Манизер
«Балерина», Ф. Шубин «Портрет
князя А. Голицина»
Повторение свойств пластичных
материалов и приемов работы с
пластилином.

Рассматривают скульптуры
Знакомятся со скульптурой.
Учатся различать виды
скульптур.
Знакомятся с искусством
скульпторов.

Рассматривают
скульптуры, отвечают на
вопросы.
Знакомятся со скульптурой.
Различают виды скульптур.
Знакомятся с искусством
скульпторов.
Называют художественные
материалы и инструменты
скульпторов.

С помощью учителя
повторяют свойства
пластилина.

Называют свойства
пластилина.
Правильно организовывают
17

Животные в
скульптуре.
Лепка
«Герб Российской
Федерации»
Животные в
скульптуре.
Лепка
Животные в
скульптуре.
Лепка
Фигура человека.
Лепка

1

49

Фигура человека.
Лепка

1

50

Музеи России.

1

51

Рисование
репродукции картин
Музеев России по
выбору

1

45

46

47

48

Подготовка рабочего места для
занятий лепкой.
Повторение техники
безопасности при работе с
пластилином.

Отщипывают, разминают и
скатывают пластилин под
контролем учителя,
Работу выполняют под
контролем учителя.

рабочее место.
Рассказывают правила
работы с пластилином.
Выполняют задание
самостоятельно, по
инструкции.

Повторение свойств пластичных
материалов и приемов работы с
пластилином.
Подготовка рабочего места для
занятий лепкой.
Повторение техники
безопасности при работе с
пластилином.

С помощью учителя
повторяют свойства
пластилина.
Отщипывают, разминают и
скатывают пластилин под
контролем учителя.
Работу выполняют под
контролем учителя.

Изучение музеев России.
Виртуальные экскурсии в
государственную Третьяковскую
галерею, музей им. Пушкина,
Эрмитаж, Русский музей.

Рассказывают о музеях по
наводящим вопросам
учителя.
Выбирают картину для
рисования.

Называют свойства
пластилина.
Правильно организовывают
рабочее место.
Рассказывают правила
работы с пластилином.
Выполняют задание
самостоятельно, по
инструкции.
Рассказывают о музеях.
Выбирают картину для
рисования.
Самостоятельно
определяют жанр картины.

1

1

1

18

52

Рисование
репродукции картин
Музеев России по
выбору

1

Рисование репродукции
картины по выбору

53

Музеи мира.
Рисование
репродукции картин
музеев мира по
выбору
Музеи мира.
Рисование
репродукции картин
музеев мира по
выбору
Музеи мира.
Рисование
репродукции картин
музеев мира по
выбору
Книга.
Как построена книга.

1

Изучение музеев мира,
Виртуальные экскурсии в
Национальный музей живописи
и скульптуры Прадо,
Британского музея, Дрезденской
картинной галереи.
Рисование репродукции картин
по выбору в любом жанре.

Книга.
Как построена книга

1

54

55

56

57

1

С помощью учителя
определяют жанр картины.
Выполняют репродукцию
картины под контролем
учителя.
Рассказывают о музеях по
наводящим вопросам
учителя.
Выбирают картину для
рисования.
С помощью учителя
определяют жанр картины.
Выполняют репродукцию
картины под контролем
учителя.

Выполняют репродукцию
картины.

Рассматривают книги.
Различают виды книг.
Знакомятся с
иллюстраторами книг.
Изучают биографию
художников –
иллюстраторов с помощью

Называют части книги.
Различают и называют
виды книг, авторов
иллюстрация.
Изучают биографию
художников –
иллюстраторов.

Рассказывают о музеях.
Выбирают картину для
рисования.
Самостоятельно
определяют жанр картины.
Выполняют репродукцию
картины.

1

1

Знакомство со структурой книги,
с понятием художник
иллюстратор.
Знакомство с различными
видами книг.
Изучение частей книги –
обложка, титульный лист.

19

58

Книга.
Как построена книга

1

59

Иллюстрации к
книгам
Иллюстрации к
книгам

1

Иллюстрации к
книгам
Иллюстрации к
книгам

1

63
64
65

Рисование плакатов
Рисование плакатов
Рисование плакатов

1
1
1

Изучение плакатов.
Тексты - призывы.
Контрастный подбор цвета и
букв.
Подбор фона

66
67

Рисование открыток
Рисование открыток

1
1

Изучение сходства и различий
плаката и открытки.

60

61
62

Знакомство с иллюстрациями
произведений.
Изучение биографии
художников –иллюстраторов.
Размеры иллюстрация.
Практическое выполнение
иллюстраций к книгам

1

1

наглядности.

Выбирают подходящую к
книге иллюстрацию под
контролем учителя.
Определяют необходимые
цвета.
Соотносят размер
иллюстрации под контролем
учителя
Работают по трафаретам, под
контролем учителя.
Изучают плакаты, отвечают
на вопросы учителя.
Выбирают рисунок для
плаката под контролем
учителя.
Работают по трафаретам
Рисуют плакат, под
контролем учителя.
Изучают виды открыток,
кратко отвечают на вопросы

Самостоятельно выбирают
подходящую к книге
иллюстрацию.
Определяют необходимые
цвета.
Соотносят размер
иллюстрации
Работают в различных
художественных техниках.
Изучают плакаты, отвечают
на вопросы учителя.
Самостоятельно выбирают
рисунок для плаката
Рисуют плакат, в
различных техниках.

Изучают виды открыток,
отвечают на вопросы

20

68

Рисование открыток

1

Размер плаката и открыток.
Содержание и рисунок открыток

учителя.
Выбирают рисунок для
открыток под контролем
учителя.
Работают по трафаретам.
Рисуют открытки под
контролем учителя

учителя распространенным
предложением.
Самостоятельно выбирают
рисунок для открытки.
Рисуют открытки в
различных техниках

21

ПРИЛОЖЕНИЕ 1.
ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ
5 КЛАСС
№
Урок 6

Тема
Художники пейзажисты.
Рисование осеннего пейзажа

«Быт народа»
Урок 10 Рисование постановочного
натюрморта с драпировкой
«Народные обряды и праздники»

Урок 20 Беседа. Народное искусство. Гжель
«Древние украшения»

Урок 45 Животные в скульптуре. Лепка
«Герб Российской Федерации»

Целевые ориентиры воспитания

Дата

Реализация воспитательного потенциала уроков рисования (урочной
деятельности, аудиторных занятий в рамках максимально допустимой учебной
нагрузки) предусматривает:
- максимальное использование воспитательных возможностей содержания
уроков для формирования у обучающихся российских традиционных духовнонравственных и социокультурных ценностей, российского исторического
сознания на основе исторического просвещения;
- включение в содержание уроков целевых ориентиров результатов
воспитания, их учет в определении воспитательных задач уроков, занятий;
- выбор методов, методик, технологий, оказывающих воспитательное
воздействие на личность в соответствии с воспитательным идеалом, целью и
задачами воспитания, целевыми ориентирами результатов воспитания;
- привлечение внимания обучающихся к ценностному аспекту изучаемых
на уроках предметов, явлений и событий, инициирование обсуждений,
высказываний своего мнения, выработки своего личностного отношения к
изучаемым событиям, явлениям, лицам;
- побуждение обучающихся соблюдать нормы поведения, правила
общения со сверстниками и педагогическими работниками, соответствующие
укладу школы, установление и поддержку доброжелательной атмосферы;
- организацию наставничества мотивированных и эрудированных
обучающихся над неуспевающими одноклассниками, в том числе с особыми
образовательными потребностями, дающего обучающимся социально значимый
опыт сотрудничества и взаимной помощи;
- инициирование и поддержку исследовательской деятельности
обучающихся, планирование и выполнение индивидуальных и групповых
проектов воспитательной направленности..

22


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».