РП ИЗО 8 класс

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ
АДМИНИСТРАЦИЯ УВАТСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА

МАОУ "Ивановская СОШ" Уватского муниципального района
РАССМОТРЕНА
На заседании педагогического совета
Протокол № 1 от «30» августа 2023 г.

УТВЕРЖДЕНА
Приказом директора МАОУ "Ивановская СОШ"
Приказ № 225/1 от «30» августа 2023 г.

Рабочая программа
по предмету «Изобразительное искусство»
8 класс (34 ч, 1 час в неделю)
на 2023-2024 учебный год
Составитель: Бузмакова Е.С.,
учитель изобразительного искусства
2023г.

Пояснительная записка
Программа основного общего образования по изобразительному искусству составлена на основе требований к
результатам освоения программы основного общего образования, представленных в ФГОС ООО, а также на основе планируемых
результатов духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся, представленных в федеральной рабочей
программе воспитания.
Основная цель изобразительного искусства – развитие визуально-пространственного мышления обучающихся как формы
эмоционально-ценностного, эстетического освоения мира, формы самовыражения и ориентации в художественном и
нравственном пространстве культуры.
Изобразительное искусство имеет интегративный характер и включает в себя основы разных видов визуальнопространственных искусств: живописи, графики, скульптуры, дизайна, архитектуры, народного и декоративно-прикладного
искусства, фотографии, функции художественного изображения в зрелищных и экранных искусствах. Важнейшими задачами
программы по изобразительному искусству являются формирование активного отношения к традициям культуры как смысловой,
эстетической и личностно значимой ценности, воспитание гражданственности и патриотизма, уважения и бережного отношения к
истории культуры России, выраженной в её архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах предметноматериальной и пространственной среды, в понимании красоты человека.
Программа по изобразительному искусству направлена на развитие личности обучающегося, его активной учебнопознавательной деятельности, творческого развития и формирования готовности к саморазвитию и непрерывному образованию.
Программа по изобразительному искусству ориентирована на психологовозрастные особенности развития обучающихся
11–15 лет.
Целью изучения изобразительного искусства является освоение разных видов визуально-пространственных искусств:
живописи, графики, скульптуры, дизайна, архитектуры, народного и декоративно-прикладного искусства, изображения в
зрелищных и экранных искусствах (вариативно).
Задачами изобразительного искусства являются:
освоение художественной культуры как формы выражения в пространственных формах духовных ценностей,
формирование представлений о месте и значении художественной деятельности в жизни общества;
формирование у обучающихся представлений об отечественной и мировой художественной культуре во всём
многообразии её видов;
формирование у обучающихся навыков эстетического видения и преобразования мира;
приобретение опыта создания творческой работы посредством различных художественных материалов в разных видах
визуально-пространственных искусств: изобразительных (живопись, графика, скульптура), декоративно-прикладных, в

архитектуре и дизайне, опыта художественного творчества в компьютерной графике и анимации, фотографии, работы в
синтетических искусствах (театр и кино) (вариативно);
формирование пространственного мышления и аналитических визуальных способностей;
овладение представлениями о средствах выразительности изобразительного искусства как способах воплощения в
видимых пространственных формах переживаний, чувств и мировоззренческих позиций человека;
развитие наблюдательности, ассоциативного мышления и творческого воображения;
воспитание уважения и любви к цивилизационному наследию России через освоение отечественной художественной
культуры;
развитие потребности в общении с произведениями изобразительного искусства, формирование активного отношения к
традициям художественной культуры как смысловой, эстетической и личностно значимой ценности.
Связь с рабочей программой воспитания школы
Реализация воспитательного потенциала уроков изобразительного искусства (урочной деятельности, аудиторных занятий в
рамках максимально допустимой учебной нагрузки) предусматривает:
- максимальное использование воспитательных возможностей содержания уроков для формирования у обучающихся
российских традиционных духовно-нравственных и социокультурных ценностей, российского исторического сознания на основе
исторического просвещения; подбор соответствующего содержания уроков, заданий, вспомогательных материалов, проблемных
ситуаций для обсуждений;
- включение в содержание уроков целевых ориентиров результатов воспитания, их учет в определении воспитательных
задач уроков, занятий;
- выбор методов, методик, технологий, оказывающих воспитательное воздействие на личность в соответствии с
воспитательным идеалом, целью и задачами воспитания, целевыми ориентирами результатов воспитания; реализацию приоритета
воспитания в учебной деятельности;
- привлечение внимания обучающихся к ценностному аспекту изучаемых на уроках предметов, явлений и событий,
инициирование обсуждений, высказываний своего мнения, выработки своего личностного отношения к изучаемым событиям,
явлениям, лицам;
- применение интерактивных форм учебной работы – интеллектуальных, стимулирующих познавательную мотивацию,
игровых методик, дискуссий, дающих возможность приобрести опыт ведения конструктивного диалога; групповой работы,
которая учит строить отношения и действовать в команде, способствует развитию критического мышления;

- побуждение обучающихся соблюдать нормы поведения, правила общения со сверстниками и педагогическими
работниками, соответствующие укладу школы, установление и поддержку доброжелательной атмосферы;
- организацию наставничества мотивированных и эрудированных обучающихся над неуспевающими одноклассниками, в
том числе с особыми образовательными потребностями, дающего обучающимся социально значимый опыт сотрудничества и
взаимной помощи;
- инициирование и поддержку исследовательской деятельности обучающихся, планирование и выполнение
индивидуальных и групповых проектов воспитательной направленности.
Результаты единства учебной и воспитательной деятельности отражены в разделе рабочей программы «Личностные
результаты изучения учебного предмета «Изобразительное искусство» на уровне основного общего образования.
Модуль «Урочная деятельность» для ООО
Использование воспитательных возможностей организации урока на уровне основного общего образования предполагает:
1. Поддержание интереса к учению, к процессу познания, активизации познавательной деятельности обучающихся.
2. Воспитание сознательной дисциплины (умение учителя показать важность учебно-познавательной деятельности,
учебной и трудовой дисциплины).
3. Формирование умений и навыков организации учащимися своей деятельности (организация самостоятельной работы
учащихся, соблюдение техники безопасности и гигиенических правил, связанных с осанкой и организацией рабочего места).
4. Воспитание культуры общения (организация общения на уроке, формирования учителем умений слушать, высказывать
и аргументировать своё мнение).
5. Формирование и развитие оценочных умений (комментирование оценок учителем, обсуждение оценок с учащимися,
коллективное оценивание, взаимопроверка и оценивание друг друга учащимися).
6. Воспитание гуманности (характер отношений «учитель – ученик», регулирование учителем отношений между
учащимися).
Воспитание духовного человека, имеющего развитие потребности в познании и самопознании, рефлексии, в поиске смысла
жизни, идеала, в обращении с искусством в автономии внутреннего мира, в приобщении к ценностям мировой цивилизации и
национальной культуры; воспитание творческого человека, обладающего развитым интеллектом и творческим потенциалом,
имеющего потребность в преобразующей деятельности, в чувстве нового, способного к жизнетворчеству.
Изобразительное искусство имеет интегративный характер и включает в себя основы разных видов визуальнопространственных искусств: живописи, графики, скульптуры, дизайна, архитектуры, народного и декоративно-прикладного
искусства, фотографии, функции художественного изображения в зрелищных и экранных искусствах. Важнейшими задачами

программы по изобразительному искусству являются формирование активного отношения к традициям культуры как смысловой,
эстетической и личностно значимой ценности, воспитание гражданственности и патриотизма, уважения и бережного отношения к
истории культуры России, выраженной в её архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах предметноматериальной и пространственной среды, в понимании красоты человека.
Программа по изобразительному искусству направлена на развитие личности обучающегося, его активной учебнопознавательной деятельности, творческого развития и формирования готовности к саморазвитию и непрерывному образованию.
Место учебного предмета
Общее число часов, рекомендованных для изучения изобразительного искусства в 8 классе – 34 часа (1 час в неделю).
Содержание учебного предмета
8 класс
«Изобразительное искусство в театре, кино, на телевидении»
(34 часа)
Тема 1. Художник и искусство театра. Роль изображения в синтетических искусствах - 8 ч.
Понимать специфику изображения и визуально-пластической образности в театре и на киноэкране. Получать
представления о синтетической природе и коллективности творческого процесса в театре, о роли художника-сценографа в
содружестве драматурга, режиссёра и актёра. Узнавать о жанровом многообразии театрального искусства.
Понимать соотнесение правды и условности в актёрской игре и сценографии спектакля. Узнавать, что актёр - основа
театрального искусства и носитель его специфики. Представлять значение актёра в создании визуального облика спектакля.
Понимать, что все замыслы художника и созданное им оформление живут на сцене только через актёра, благодаря его игре.
Получать представление об истории развития искусства театра, эволюции театрального здания и устройства сцены (от
древнегреческого амфитеатра до современной мультисцены).
Узнавать, что образное решение сценического пространства спектакля и облика его персонажей составляют основную
творческую задачу театрального художника. Понимать различия в творческой работе художника-живописца и сценографа.
Осознавать отличие бытового предмета и среды от их сценических аналогов. Приобретать представление об исторической
эволюции театрально-декорационного искусства и типах сценического оформления и уметь их творчески использовать в своей
сценической практике. Представлять многообразие типов современных сценических зрелищ (шоу, праздников, концертов) и
художнических профессий людей, участвующих в их оформлении.

Получать представление об основных формах работы сценографа (эскизы, макет, чертежи и др.), об этапах их
воплощения на сцене в содружестве с бутафорами, пошивочными, декорационными и иными цехами. Уметь применять
полученные знания о типах оформления сцены при создании школьного спектакля.
Понимать и объяснять условность театрального костюма и его отличия от бытового. Представлять, каково значение
костюма в создании образа персонажа и уметь рассматривать его как средство внешнего перевоплощения актёра (наряду с
гримом, причёской и др.). Уметь применять в практике любительского театра художественно-творческие умения по созданию
костюмов для спектакля из доступных материалов, понимать роль детали в создании сценического образа. Уметь добиваться
наибольшей выразительности костюма и его стилевого единства со сценографией спектакля, частью которого он является.
Понимать и объяснять, в чём заключается ведущая роль художника кукольного спектакля как соавтора режиссёра и
актёра в процессе создания образа персонажа. Представлять разнообразие кукол (тростевые, перчаточные, ростовые) и уметь
пользоваться этими знаниями при создании кукол для любительского спектакля, участвуя в нём в качестве художника, режиссёра
или актёра.
Понимать единство творческой природы театрального и школьного спектакля. Осознавать специфику спектакля как
неповторимого действа, происходящего здесь и сейчас, т. е. на глазах у зрителя - равноправного участника сценического зрелища.
Развивать свою зрительскую культуру, от которой зависит степень понимания спектакля и получения эмоциональнохудожественного впечатления - катарсиса.
Тема 2. Эстафета искусств: от рисунка к фотографии. Эволюция изобразительных искусств и технологий - 8 ч.
Понимать специфику изображения в фотографии, его эстетическую условность, несмотря на всё его правдоподобие.
Различать особенности художественно-образного языка, на котором «говорят» картина и фотография. Осознавать, что
фотографию делает искусством не аппарат, а человек, снимающий этим аппаратом.
Иметь представление о различном соотношении объективного и субъективного в изображении мира на картине и на
фотографии.
Тема 3. Фильм - творец и зритель. Что мы знаем об искусстве кино? - 8 ч.
Понимать и объяснять синтетическую природу фильма, которая рождается благодаря многообразию выразительных
средств, используемых в нём, существованию в композиционно-драматургическом единстве изображения, игрового действа,
музыки и слова.

Приобретать представление о кино как о пространственно-временном искусстве, в котором экранное время и всё
изображаемое в нём являются условностью (несмотря на схожесть кино с реальностью, оно лишь её художественное
отображение).
Знать, что спецификой языка кино является монтаж и монтажное построение изобразительного ряда фильма. Иметь
представление об истории кино и его эволюции как искусства.
Тема 4. Телевидение - пространство культуры? Экран - искусство - зритель - 7 ч.
Узнавать, что телевидение прежде всего является средством массовой информации, транслятором самых различных
событий и зрелищ, в том числе и произведений искусства, не будучи при этом новым видом искусства.
Понимать многофункциональное назначение телевидения как средства не только информации, но и культуры,
просвещения, развлечения и т. д.
Узнавать, что неповторимую специфику телевидения составляет прямой эфир, т.е. сиюминутное изображение на экране
реального события, совершающегося на наших глазах в реальном времени.
Получать представление о разнообразном жанровом спектре телевизионных передач и уметь формировать собственную
программу телепросмотра, выбирая самое важное и интересное, а не проводить всё время перед экраном.

Планируемые результаты освоения программы по изобразительному искусству на уровне основного общего
образования
Личностные результаты освоения федеральной рабочей программы основного общего образования по изобразительному
искусству достигаются в единстве учебной и воспитательной деятельности.
В центре программы по изобразительному искусству в соответствии с ФГОС общего образования находится личностное
развитие обучающихся, приобщение обучающихся к российским традиционным духовным ценностям, социализация личности.
Программа призвана обеспечить достижение обучающимися личностных результатов, указанных во ФГОС ООО:
формирование у обучающихся основ российской идентичности, ценностные установки и социально значимые качества личности,
духовно-нравственное развитие обучающихся и отношение обучающихся к культуре, мотивацию к познанию и обучению,
готовность к саморазвитию и активному участию в социально значимой деятельности.
Патриотическое воспитание.
Осуществляется через освоение обучающимися содержания традиций, истории и современного развития отечественной
культуры, выраженной в её архитектуре, народном, прикладном и изобразительном искусстве. Воспитание патриотизма в
процессе освоения особенностей и красоты отечественной духовной жизни, выраженной в произведениях искусства,
посвящённых различным подходам к изображению человека, великим победам, торжественным и трагическим событиям,
эпической и лирической красоте отечественного пейзажа. Патриотические чувства воспитываются в изучении истории народного
искусства, его житейской мудрости и значения символических смыслов. Урок искусства воспитывает патриотизм не в
декларативной форме, а в процессе собственной художественно-практической деятельности обучающегося, который учится
чувственно-эмоциональному восприятию и творческому созиданию художественного образа.
Гражданское воспитание.
Программа по изобразительному искусству направлена на активное приобщение обучающихся к ценностям мировой и
отечественной культуры. При этом реализуются задачи социализации и гражданского воспитания обучающегося. Формируется
чувство личной причастности к жизни общества. Искусство рассматривается как особый язык, развивающий коммуникативные
умения. В рамках изобразительного искусства происходит изучение художественной культуры и мировой истории искусства,
углубляются интернациональные чувства обучающихся. Учебный предмет способствует пониманию особенностей жизни разных
народов и красоты различных национальных эстетических идеалов. Коллективные творческие работы, а также участие в общих
художественных проектах создают условия для разнообразной совместной деятельности, способствуют пониманию другого,
становлению чувства личной ответственности.
Духовно-нравственное воспитание.
В искусстве воплощена духовная жизнь человечества, концентрирующая в себе эстетический, художественный и

нравственный мировой опыт, раскрытие которого составляет суть учебного предмета. Учебные задания направлены на развитие
внутреннего мира обучающегося и воспитание его эмоционально-образной, чувственной сферы. Развитие творческого
потенциала способствует росту самосознания обучающегося, осознанию себя как личности и члена общества. Ценностноориентационная и коммуникативная деятельность на занятиях по изобразительному искусству способствует освоению базовых
ценностей – формированию отношения к миру, жизни, человеку, семье, труду, культуре как духовному богатству общества и
важному условию ощущения человеком полноты проживаемой жизни.
Эстетическое воспитание: воспитание чувственной сферы обучающегося на основе всего спектра эстетических категорий:
прекрасное, безобразное, трагическое, комическое, высокое, низменное. Искусство понимается как воплощение в изображении и
в создании предметно-пространственной среды постоянного поиска идеалов, веры, надежд, представлений о добре и зле.
Эстетическое воспитание является важнейшим компонентом и условием развития социально значимых отношений обучающихся.
Способствует формированию ценностных ориентаций обучающихся в отношении к окружающим людям, стремлению к их
пониманию, отношению к семье, к мирной жизни как главному принципу человеческого общежития, к самому себе как
самореализующейся и ответственной личности, способной к позитивному действию в условиях соревновательной конкуренции.
Способствует формированию ценностного отношения к природе, труду, искусству, культурному наследию.
Ценности познавательной деятельности.
В процессе художественной деятельности на занятиях изобразительным искусством ставятся задачи воспитания
наблюдательности – умений активно, то есть в соответствии со специальными установками, видеть окружающий мир.
Воспитывается эмоционально окрашенный интерес к жизни. Навыки исследовательской деятельности развиваются в процессе
учебных проектов на уроках изобразительного искусства и при выполнении заданий культурно-исторической направленности.
Экологическое воспитание.
Повышение уровня экологической культуры, осознание глобального характера экологических проблем, активное
неприятие действий, приносящих вред окружающей среде, формирование нравственно-эстетического отношения к природе
воспитывается в процессе художественно-эстетического наблюдения природы, её образа в произведениях искусства и личной
художественно-творческой работе.
Трудовое воспитание.
Художественно-эстетическое развитие обучающихся обязательно должно осуществляться в процессе личной
художественно-творческой работы с освоением художественных материалов и специфики каждого из них. Эта трудовая и
смысловая деятельность формирует такие качества, как навыки практической (не теоретико-виртуальной) работы своими руками,
формирование умений преобразования реального жизненного пространства и его оформления, удовлетворение от создания
реального практического продукта. Воспитываются качества упорства, стремления к результату, понимание эстетики трудовой

деятельности. А также умения сотрудничества, коллективной трудовой работы, работы в команде – обязательные требования к
определённым заданиям программы.
Воспитывающая предметно-эстетическая среда.
В процессе художественно-эстетического воспитания обучающихся имеет значение организация пространственной среды
общеобразовательной организации. При этом обучающиеся должны быть активными участниками (а не только потребителями) её
создания и оформления пространства в соответствии с задачами общеобразовательной организации, среды, календарными
событиями школьной жизни. Эта деятельность обучающихся, как и сам образ предметно-пространственной среды
общеобразовательной организации, оказывает активное воспитательное воздействие и влияет на формирование позитивных
ценностных ориентаций и восприятие жизни обучающихся.
В результате освоения программы по изобразительному искусству на уровне основного общего образования у
обучающегося будут сформированы познавательные универсальные учебные действия, коммуникативные универсальные
учебные действия, регулятивные универсальные учебные действия.
У обучающегося будут сформированы следующие пространственные представления и сенсорные способности как часть
универсальных познавательных учебных действий:
сравнивать предметные и пространственные объекты по заданным основаниям;
характеризовать форму предмета, конструкции;
выявлять положение предметной формы в пространстве;
обобщать форму составной конструкции;
анализировать структуру предмета, конструкции, пространства, зрительного образа;
структурировать предметно-пространственные явления;
сопоставлять пропорциональное соотношение частей внутри целого и предметов между собой;
абстрагировать образ реальности в построении плоской или пространственной композиции.
У обучающегося будут сформированы следующие базовые логические и исследовательские действия как часть
универсальных познавательных учебных действий:
выявлять и характеризовать существенные признаки явлений художественной культуры;
сопоставлять, анализировать, сравнивать и оценивать с позиций эстетических категорий явления искусства и
действительности;
классифицировать произведения искусства по видам и, соответственно, по назначению в жизни людей;
ставить и использовать вопросы как исследовательский инструмент познания;
вести исследовательскую работу по сбору информационного материала по установленной или выбранной теме;

самостоятельно формулировать выводы и обобщения по результатам наблюдения или исследования, аргументированно
защищать свои позиции.
У обучающегося будут сформированы умения работать с информацией как часть универсальных познавательных учебных
действий:
использовать различные методы, в том числе электронные технологии, для поиска и отбора информации на основе
образовательных задач и заданных критериев;
использовать электронные образовательные ресурсы;
уметь работать с электронными учебными пособиями и учебниками;
выбирать, анализировать, интерпретировать, обобщать и систематизировать информацию, представленную в
произведениях искусства, в текстах, таблицах и схемах;
самостоятельно готовить информацию на заданную или выбранную тему в различных видах её представления: в рисунках
и эскизах, тексте, таблицах, схемах, электронных презентациях.
У обучающегося будут сформированы следующие универсальные коммуникативные действия:
понимать искусство в качестве особого языка общения – межличностного (автор – зритель), между поколениями, между
народами;
воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения, развивая
способность к эмпатии и опираясь на восприятие окружающих;
вести диалог и участвовать в дискуссии, проявляя уважительное отношение к оппонентам, сопоставлять свои суждения с
суждениями участников общения, выявляя и корректно, доказательно отстаивая свои позиции в оценке и понимании
обсуждаемого явления, находить общее решение и разрешать конфликты на основе общих позиций и учёта интересов;
публично представлять и объяснять результаты своего творческого, художественного или исследовательского опыта;
взаимодействовать, сотрудничать в коллективной работе, принимать цель совместной деятельности и строить действия по
её достижению, договариваться, проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться, ответственно относиться
к задачам, своей роли в достижении общего результата.
У обучающегося будут сформированы умения самоорганизации как часть универсальных регулятивных учебных
действий:
осознавать или самостоятельно формулировать цель и результат выполнения учебных задач, осознанно подчиняя
поставленной цели совершаемые учебные действия, развивать мотивы и интересы своей учебной деятельности;
планировать пути достижения поставленных целей, составлять алгоритм действий, осознанно выбирать наиболее
эффективные способы решения учебных, познавательных, художественно-творческих задач;

уметь организовывать своё рабочее место для практической работы, сохраняя порядок в окружающем пространстве и
бережно относясь к используемым материалам.
У обучающегося будут сформированы умения самоконтроля как часть универсальных регулятивных учебных действий:
соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе
достижения результата;
владеть основами самоконтроля, рефлексии, самооценки на основе соответствующих целям критериев.
У обучающегося будут сформированы умения эмоционального интеллекта как часть универсальных регулятивных
учебных действий:
развивать способность управлять собственными эмоциями, стремиться к пониманию эмоций других;
уметь рефлексировать эмоции как основание для художественного восприятия искусства и собственной художественной
деятельности;
развивать свои эмпатические способности, способность сопереживать, понимать намерения и переживания свои и других;
признавать своё и чужое право на ошибку;
работать индивидуально и в группе; продуктивно участвовать в учебном сотрудничестве, в совместной деятельности со
сверстниками, с педагогами и межвозрастном взаимодействии.
Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования
должны отражать:
1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и
познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать
наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе
достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои
действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и
познавательной деятельности;

6) умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно
выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое
рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
7) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и
познавательных задач;
8) смысловое чтение;
9) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать
индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов;
формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
10) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих
чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью,
монологической контекстной речью;
11) формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий
(далее ИКТ– компетенции);
12) формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной,
социальной практике и профессиональной ориентации.
Предметные результаты изучения предметной области «Изобразительное искусство» должны отражать:
1) формирование основ художественной культуры обучающихся как части их общей духовной культуры, как особого
способа познания жизни и средства организации общения; развитие эстетического, эмоционально-ценностного видения
окружающего мира; развитие наблюдательности, способности к сопереживанию, зрительной памяти, ассоциативного мышления,
художественного вкуса и творческого воображения;
2) развитие визуально-пространственного мышления как формы эмоционально-ценностного освоения мира,
самовыражения и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры;
3) освоение художественной культуры во всём многообразии её видов, жанров и стилей как материального выражения
духовных ценностей, воплощённых в пространственных формах (фольклорное художественное творчество разных народов,
классические произведения отечественного и зарубежного искусства, искусство современности);
4) воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в архитектуре, изобразительном искусстве, в
национальных образах предметно-материальной и пространственной среды, в понимании красоты человека;

5) приобретение опыта создания художественного образа в разных видах и жанрах визуально-пространственных искусств:
изобразительных (живопись, графика, скульптура), декоративно-прикладных, в архитектуре и дизайне; приобретение опыта
работы над визуальным образом в синтетических искусствах (театр и кино);
6) приобретение опыта работы различными художественными материалами и в разных техниках в различных видах
визуально-пространственных искусств, в специфических формах художественной деятельности, в том числе базирующихся на
ИКТ (цифровая фотография, видеозапись, компьютерная графика, мультипликация и анимация);
На
уроках
изобразительного
искусства
используются
личностно-ориентированная
и
развивающие
технологии, активизирующие деятельность учащихся. К ним относятся игровые технологии, которые являются одной из
уникальных форм обучения, которая позволяет сделать интересной и увлекательной работу учащихся на творческо-поисковом
уровне.
Основная форма организации учебного процесса - классно-урочная:
урок ознакомления с новым материалом, урок закрепления изученного, урок применения знаний и умений, урок обобщения и
систематизации знаний, урок проверки и коррекции знаний и умений, комбинированный урок, урок-лекция, урок-экскурсия,
урок-соревнование, урок с дидактической игрой, урок-праздник, видеоурок.
Программа построена на принципах тематической цельности и последовательности развития курса, предполагает четкость
поставленных задач и вариативность их решения
Межпредметные связи учебного предмета
1. ИЗО – математика (глазомер, расположение предмета в проекциях, соотношение частей рисунка);
2. ИЗО – литература (художественный образ, сюжетная линия рисунка);
3. ИЗО – трудовое обучение (выполнение практических заданий, доведение начатого дела до конца);
4. ИЗО – история (история древних славян, народного промысла, мифов и эпосов, история древних государств,
цивилизации).
Методы и формы оценки результатов освоения
Формы контроля уровня обученности
- устный (беседа, викторины, контрольные вопросы);
- письменный (вопросники, кроссворды, тесты);
-практический (упражнения, художественно-творческие задания, индивидуальные карточки-задания).

Критерии оценки устной формы ответов учащихся
1.
2.
3.
4.

Активность участия.
Искренность ответов, их развернутость, образность, аргументированность.
Самостоятельность.
Оригинальность суждений.
Критерии оценки творческой работы

Общая оценка работы обучающегося складывается из совокупности следующих компонентов:
1. Владение композицией: правильное решение композиции, предмета, орнамента (как организована плоскость листа, как
согласованы между собой все компоненты изображения, как выражена общая идея и содержание).
2. Владение техникой: как ученик пользуется художественными материалами, как использует выразительные
художественные средства в выполнении задания.
Общее впечатление от работы. Творческий подход учащегося. Оригинальность, яркость и эмоциональность созданного образа,
чувство меры в оформлении и соответствие оформления работы

Тематическое планирование с определением основных видов деятельности
8 класс (34 часа)
№ урока

Название раздела, темы

Кол – во
часов

1.

Образная сила искусства. Изображение в театре и кино

1

2.

Театральное искусство и художник. Правда и магия театра.

1

3.

Сценография-особый вид художественного творчества. Безграничное пространство сцены.

1

4.

Сценография как искусство и производство.

1

5.

Костюм, грим и маска, или магическое "если бы". Тайны актерского перевоплощения.

1

6.

Тайны актерского перевоплощения.

1

7.

Художник в театре кукол.

1

8.

Спектакль- от замысла к воплощению. Третий звонок.

1

9.

Фотография-взгляд сохраненный навсегда. Фотография-новое изображение реальность

1

10.

Грамота фотокомпозиции и съемки. Основа операторского фотомастерства: умение видеть и
выбирать.

1

11.

Фотография искусство "светописи". Вещь: свет и фактура.

1

12.

Искусство фотопейзажа и фотоинтерьера.

1

13.

Человек на фотографии. Операторское мастерство фотооператора.

1

14.

Событие в кадре. Искусство фоторепортажа.

1

15.

Фотография и компьютер.

1

16.

Документ для фальсификации: факт и его компьютернная трактовка.

1

17.

Многоголосый язык экрана. Синтетическая природа фильма и монтаж.

18.

Пространство и время кино.

1

19.

Художник и художественное творчество в кино.

1

20.

Художник в игровом фильме.

1

21.

От большого экрана к домашнему видео.

1

22.

Азбука кино языка.

1

23.

Фильм "рассказ в картинках".

1

24.

Бесконечный мир кинематографа.

1

25.

Искусство анимации. Многообразие жанровых форм.

1

26.

История и специфика рисовального фильма.

1

27.

Мир на экране: здесь и сейчас. Информационная и художественная природа телевизионного

1

изображения.
28.

Телевидение и документальное кино. Телевизионная документалистика: от видиосюжета до
телерепортажа.

1

29.

Киноглаз, или Жизнь в расплох. Кинонаблюдения.

1

Видеоэтюд в пейзаже и портрете.
Видеосюжет в репортаже, очерке, интервью.
31- Телевидение, Интернет…Что дальше? Современные формы экранного языка.
32.
33. В царстве кривых зеркал, или Вечные истины искусства.

1

34. Промежуточная аттестация. Собеседование.

1

30.

2
1

Итого:

34

3.Тематическое планирование
8 класс – 34 часа
п\
п.

Тема урока

Ко
л–
во
час
ов

Тип
урока

Содержание
образовательной
деятельности

Планируемые результаты
личностные

Формирование
функциональной
грамотности

предметные

план

Художник и искусство театра. Роль изображения в синтетических искусствах.
1.

Образная сила
искусства.
Изображение в
театре и кино.

1

Урок
открыти
я нового
знания

Синтетические
искусства и
изображения.
Образная сила
искусства.
Изображение в
театре и кино.
Общность
жизненных
истоков,
художественных
идей, образного
строя
произведений
различных видов
искусств. Роль и
значение
изобразительного
искусства в
синтетических
видах творчества...

Формирование
целостного
мировоззрения,
учитывающего
культурное,
языковое, духовное
многообразие
современного мира;
- развитие
эстетического
сознания через
освоение
художественного
наследия народов
России и мира,
творческой
деятельности
эстетического
характера.

Формирование основ
художественной
культуры, уважения к
истории культуры
своего Отечества.
умение
самостоятельно
определять цели
своего обучения,
ставить для себя
задачи в
познавательной сфере;
Сравнение разных
точек зрения перед
принятием решения и
осуществлением
выбора.

Дата
проведен
ия

Различать
изображение в
театре и кино;
Правильно
определять роль и
место изображения
в театре и кино;
Сравнивать
сценические и
экранные
произведения,
проводить
аналитические
исследования в
данном контексте.

факт

корре
ктиро
вка

2.

Театральное
искусство и
художник.
Правда и магия
театра.

1

Урок
рефлекс
ии
(комбин
ированн
ый)

Театральное
искусство и
художник. Правда
и магия театра.
Синтез искусств
как фактор
усиления
эмоционального
воздействия. Роль
и значение
изобразительного
искусства в
синтетических
видах творчества.

Формировать основы
эстетического
сознания через
освоение наследия
великих мастеров
театра.
Воспитывать
эстетические
чувства; получать
впечатления от
явлений
окружающего мира;

Ведущий
художественный,
образносозидательный
элемент в
спектакле –
актёрская игра, в
фильме –
изображение

3.

Сценографияособый вид
художественног
о творчества.
Безграничное

1

Урок
рефлекс
ии
(комбин
ированн

Сценография–
особый вид
художественного
творчества.
Безграничное

Понимать и принимать
учебную задачу,
сформированную
учителем;
Самостоятельно
планировать пути
достижения целей, в
том числе
альтернативные,
осознанно выбирать
наиболее
эффективные пути и
способы решении
учебных и
познавательных задач.
Планировать свои
действия на отдельных
этапах урока.

Понимать, как
соотносится правда
и условность в
актёрской игре и в
сценографии
спектакля;
Представлять
значение актёра в
создании
визуального облика
спектакля;
Получить
представления об
истории развития
искусства театра,
устройство сцены.

Понимать задачи
групповой работы,
уметь распределять
функции в группе при
выполнении заданий.
Воспитывать
эстетические
чувства, получать
впечатления от
восприятия

Анализировать
объекты и явления
окружающего мира с
выделением
отличительных

Понимать, что
образное решение
сценического
пространства и
облика персонажей

ый)

пространство
сцены.

4.

Сценография
как искусство и
производство.

1

Урок
рефлекс
ии
(комбин
ированн
ый)

пространство
сцены. Два
направления
художественной
деятельности
сценографа:
создание образноигровой среды
(места действия
спектакля),
оформление
сценического
пространства и
создание внешнего
облика актёра.
Сценический мир
как композиция из
реальных вещей и
придуманных
изображений,
конструкций.
Сценография как
искусство и
производство.
Общие законы
восприятия
композиции
картины и сцены.
Сценография.
Художники театра
(В.М. Васнецов,

предметов и явлений
окружающего мира,
в том числе
представления об
исторической
эволюции театра

признаков.
Самостоятельно
планировать пути
достижения целей, в
том числе
альтернативные,
осознанно выбирать
наиболее
эффективные пути и
способы решении
учебных и

спектакля
составляет
основную
творческую задачу
театрального
художника;
Понимать различия
в творческой работе
художника и
сценографа.

познавательных задач.
Включаться в диалог с
учителем и
сверстниками.

Понимать, что
сценографическое
решение спектакля
(декорации,
костюмы, свет)
требуют своего
технологического
воплощения в
материале и
конкретных вещах и
составляют
основную
творческую задачу
театрального
художника.

А.Н. Бенуа, Л.С.
Бакст, В.Ф.
Рындин, Ф.Ф.
Федоровский и
др.).
5.

Костюм, грим и
маска, или
магическое
"если бы".
Тайны
актерского
перевоплощени
я.

1

Урок
рефлекс
ии
(комбин
ированн
ый)

Костюм, грим и
маска или
магическое «если
бы». Тайны
актерского
перевоплощен
Совместные
действия
сценариста,
режиссера,
художника, актеров
в создании
художественного
образа спектакля.
Искусство и
специфика
театрального
костюма
Относительная
самостоятельность
костюма в шоупредставлениях и
театре моды.

Воспитывать
эстетические
чувства, получать
впечатления от
восприятия
предметов и явлений
окружающего мира;
Формировать
положительное
отношение к
результатам своих
исследовательских и
практических работ.

Понимать и принимать
учебную задачу,
сформулированную
учителем.
Осуществлять
контроль, коррекцию
и оценку результатов
своей деятельности
самостоятельно и с
помощью учителя,
используя вопросы
для самопроверки в
учебнике.
Включаться в диалог с
учителем и
сверстниками.
Понимать и принимать
совместно со
сверстниками задачу
групповой работы,
распределять функции
в группе при
выполнении заданий.

Понимать
условность
театрального
костюма и его
отличия от
бытового;
представлять
значение костюма в
создании образа
персонажа.
Уметь добиваться
наибольшей
выразительности
костюма и его
стилевого единства.

6.

Тайны
актерского
перевоплощени
я.

1

Урок
рефлекс
ии
(комбин
ированн
ый)

Изобразительные
средства
актёрского
перевоплощения:
грим. Образность
театрального
грима и причёски
Изобразительные
средства
актёрского
перевоплощения:
маска.

«Пейзаж
родного края»

Маска – внешнее и
внутреннее
перевоплощение
актёра.
7.

Художник в
театре кукол.

1

Урок
рефлекс
ии
(комбин
ированн
ый)

Художник в театре
кукол. Привет от
КарабасаБарабаса.
Кукольный театр –
единственный вид
сценического
искусства с
главенствующей
ролью художника.
Художник куклы –
создатель образа

Формировать
целостное
представление о
кукольном театре
как о социальном,
культурном явлении
современного мира
наряду с
первичными
представлениями о
различных видах
театральных зрелищ.

Понимать и принимать
учебную задачу,
сформулированную
учителем.
Самостоятельно
определять цели
своего обучения,
ставить и
формулировать для
себя новые задачи в
познавательной

Понимать ведущую
роль художника
кукольного
спектакля как
соавтора режиссёра
и актёра в создании
образа персонажа;
представлять
многообразие кукол.
Знать об общем и
различном между

куклы-актёра

деятельности.
Осуществлять
контроль, коррекцию
и оценку результатов
своей деятельности
самостоятельно и с
помощью учителя,
используя вопросы
для самопроверки в
учебнике.

драматическим и
кукольным
спектаклями.

Понимать и принимать
совместно со
сверстниками задачу
групповой работы,
распределять функции
в группе при
выполнении заданий.
8.

Спектакль- от
замысла к
воплощению.
Третий звонок.

1

Урок
развива
ющего
контроля

Спектакль от
замысла к
воплощению.
Третий звонок.
Игровое действо,
построенное на
использовании
одной из форм
художественносценографической
работы.

Понимать
эстетическое
воздействие
театрального действа
на зрителя.
Умение
дискутировать,
аргументировано
высказывать своё
мнение, вести
диалоги по
проблеме.

Самостоятельно
определять цели
своего обучения,
ставить и
формулировать для
себя новые задачи в
познавательной
деятельности.
Осуществлять
контроль, коррекцию
и оценку результатов
своей деятельности
самостоятельно и с

Понимать единство
творческой природы
театрального и
школьного
спектаклей.
Развивать свою
зрительскую
культуру, от
которой зависит
степень понимания
спектакля и
получения
эмоционального

помощью учителя,
используя вопросы
для самопроверки в
учебнике.

впечатления от него.

Понимать и принимать
совместно со
сверстниками задачу
групповой работы,
распределять функции
в группе при
выполнении заданий.
Эстафета искусств: от рисунка к фотографии. Эволюция изобразительных искусств и технологий.
9.

Фотографиявзгляд
сохраненный
навсегда.
Фотографияновое
изображение
реальности.

1

Урок
рефлекс
ии
(комбин
ированн
ый)

Художник и
художественные
технологии.
Эстафета искусств.
Художник и
изобразительные
средства. Роль
художественных
инструментов в
творческом
художественном
процессе.
Объективное и
субъективное в
живописи и
фотографии или
кино.
Фотография –

Ответственно
относиться к
учению, развивать
способности к
саморазвитию и
самообразованию на
основе мотивации к
обучению и
познанию, осознанно
выбирать и строить
индивидуальную
траекторию
образования на базе
ориентировки в мире
профессий;
Развивать
эстетические
чувства, получать

Самостоятельно
определять цели
своего обучения,
ставить и
формулировать для
себя новые задачи в
познавательной
деятельности.
Осуществлять
контроль, коррекцию
и оценку результатов
своей деятельности
самостоятельно и с
помощью учителя,
используя вопросы
для самопроверки в
учебнике.

Понимать
специфику
изображения в
фотографии, её
эстетическую
условность;
Осознавать, что
фотографию делает
искусством не
фотоаппарат, а
человек,
снимающий этим
аппаратом;
Уметь называть,
определять и
различать жанры
художественной

10. Грамота
фотокомпозици
и и съемки.
Основа
операторского
фотомастерства
: умение видеть
и выбирать.

1

Урок
рефлекс
ии
(комбин
ированн
ый)

взгляд,
сохраненный
навсегда.
Фотография –
новое изображение
реальности.
Грамота
фотографирования
и операторского
мастерства.
Фотография как
передача видимого
мира в
изображениях,
дублирующих
реальность.
Фотографическое
изображение не
реальность, а
новая
художественная
условность.

впечатления от
восприятия
предметов и явлений
окружающего мира.

Участвовать в
коллективных
дискуссиях по
проблемам,
поставленным
учителем.

фотографии.

Грамота
фотокомпозиции и
съёмки. Основа
операторского
фотомастерства:
умение видеть и
выбирать.
Художественнокомпозиционные
момента в съёмке.

Формировать
целостное
мировоззрение,
соответствующее
современному
уровню развития
науки и
общественной
практики,
учитывающее

Понимать и принимать
учебную задачу,
сформулированную
учителем.

Понимать, что в
основе искусства
фотографии лежит
дар видения мира,
умение отбирать в
потоке информации
и отображать самое
интересное и
неповторимое;

Самостоятельно
определять цели
своего обучения,
ставить и
формулировать для

Композиция в
живописи и
фотографии:
общее и
специфическое.
Использование
опыта
композиции,
приобретённого в
живописи, при
построении
фотокадра.

социальное,
культурное,
языковое, духовное
многообразие
современного мира.

себя новые задачи в
познавательной
деятельности.
Осуществлять
контроль, коррекцию
и оценку результатов
своей деятельности
самостоятельно и с
помощью учителя,
используя вопросы
для самопроверки в
учебнике.

Овладевать
элементарными
основами грамоты
фотосъёмки.

Понимать и принимать
совместно со
сверстниками задачу
групповой работы,
распределять функции
в группе при
выполнении заданий.
11. Фотография
искусство
"светописи".
Вещь: свет и
фактура.

1

Урок
рефлекс
ии
(комбин
ированн
ый)

Фотография –
искусство
светописи. Вещь:
свет и фактура.
Натюрморт и
пейзаж –
жанровые темы
фотографии. Свет
– изобразительный
язык фотографии.
Роль света в
выявлении формы

Формировать
целостное
мировоззрение,
соответствующее
современному
уровню развития
науки и
общественной
практики,
учитывающее
социальное,
культурное,

Понимать и принимать
учебную задачу,
планировать свои
действия на отдельных
этапах урока (
целеполагание,
проблемная ситуация,
работа с
информацией).
Самостоятельно
планировать пути

Находить различия
натюрморта в
живописи и
фотографии;
Знать
изобразительную
специфику видения
предмета,
запечатлённого на
фотографии;

и фактуры вещи.
Цвет в
фотографии:
превращение
«природности»
цвета в
«художественност
ь»

языковое и духовное
многообразие
современного мира.

Человек на
фотографии.

12. Искусство
фотопейзажа и
фотоинтерьера.

«Милые,
нежные, мамы
и бабушки»

1

Урок
рефлекс
ии
(комбин
ированн
ый)

Искусство
фотопейзажа и
фотоинтерьера.

достижения целей, в
том числе
альтернативные,
осознанно выбирать
наиболее
эффективные пути и
способы решении
учебных и
познавательных задач.

Понимать роль света
как
художественного
средства в искусстве
фотографии;
Уметь работать с
освещением для
передачи объёма и
фактуры вещи.

Понимать и принимать
совместно со
сверстниками задачу
групповой работы,
распределять функции
в группе при
выполнении заданий.
Формировать
целостное
мировоззрение,
соответствующее
современному
уровню развития
науки и
общественной
практики,
учитывающее
социальное,
культурное,
языковое и духовное
многообразие
современного мира.

Самостоятельно
определять цели
своего обучения,
ставить и
формулировать для
себя новые задачи в
познавательной
деятельности.
Формировать и
развивать
компетенции области
использования ИКТ.
Осуществлять
контроль, коррекцию

Осознавать
художественную
выразительность и
визуальноэмоциональную
неповторимость
фотопейзажа;
Уметь применять в
своей практике
элементы
операторского
мастерства при
выборе момента
съёмки природного
или архитектурного

13. Человек на
фотографии.
Операторское
мастерство
фотооператора.

1

Урок
рефлекс
ии
(комбин
ированн
ый)

Операторское
мастерство
фотопортрета.
Анализ
своеобразия
художественной
образности
фотопортрета.
Фотоизображение
– образное
обобщение или
лицо конкретного
человека в кадре?
Грамота
портретной
съёмки:
определение точки
и места съёмки,

Формировать
осознанное,
уважительное и
доброжелательное
отношение к
другому человеку,
его мнению,
культуре,
традициям.

и оценку результатов
своей деятельности
самостоятельно и с
помощью учителя,
используя вопросы
для самопроверки в
учебнике.

Осваивать
социальные нормы,
правила поведения,
роли и формы
социальной жизни в
группах и
сообществах;

Самостоятельно
определять цели
своего обучения;

Формировать
положительное
отношение к
результатам своих
исследовательских и
практических работ.

пейзажа.

Участвовать в
коллективных
дискуссиях по
проблемам,
поставленным
учителем.

Формировать и
развивать
компетенции области
использования ИКТ.
Самостоятельно
планировать пути
достижения целей, в
том числе
альтернативные,
осознанно выбирать
наиболее
эффективные пути и
способы решении

Овладевать
грамотой
операторского
мастерства при
съёмке
репортажного
портрета;
Знать, что такое
фотопортрет, что
такое обобщённость
или конкретность в
портрете.

учебных и

постановка света,
выбор
эмоциональнопсихологического
состояния, позы и
фона для
портретируемого.

14. Событие в
кадре.
Искусство
фоторепортажа.

1

Урок
рефлекс
ии
(комбин
ированн
ый)

Событие в кадре.
Искусство
фоторепортажа.

познавательных задач.
Участвовать в
коллективных
дискуссиях по
проблемам,
поставленным
учителем.
Осваивать
социальные нормы,
правила поведения,
роли и формы
социальной жизни в
группах и
сообществах;
Формировать
положительное
отношение к
результатам своих
исследовательских и
практических работ;
Развивать
эстетическое
сознание через
освоение наследия
великих мастеров
художественной
фотографии.

Самостоятельно
определять цели
своего обучения;
Формировать и
развивать
компетенции области
использования ИКТ.
Самостоятельно
планировать пути
достижения целей, в
том числе
альтернативные,
осознанно выбирать
наиболее
эффективные пути и
способы решении
учебных и
познавательных задач
Понимать и принимать

Понимать значение
информационноэстетической и
историкодокументальной
ценности
фотографии;
Осваивать навыки
оперативной
репортажной съёмки
события, овладевать
основами
операторской
грамоты;
Анализировать
работы мастеров
отечественной и
мировой
фотографии.

задачу групповой
работы;
Уметь ладить с
участниками действия,
вежливо общаться
15. Фотография и
компьютер.

16. Документ для
фальсификации
: факт и его
компьютернная
трактовка.

1

1

Урок
рефлекс
ии
(комбин
ированн
ый)

Урок
развива
ющего
контроля

Фотография и
компьютер.
Событие как
объект
репортажной
съёмки,
требующий
подготовки,
оперативности.
Мастерства.
Фотоизображение
как документ
времени, летопись
запечатлённых
мгновений
истории и зримая
информация.
Фотография –
остановленное
время,
запечатлённое
навсегда в лицах,
пейзажах и
событиях. «Мой
фотоальбом».

Ответственно
относиться к
учению, развивать
способность к
саморазвитию и
самообразованию, к
осознанному выбору
и построению
индивидуальной
траектории
образования.

Самостоятельно
определять цели
своего обучения;
Формировать и
развивать
компетенции области
использования ИКТ.
Самостоятельно
планировать пути
достижения целей, в
том числе
альтернативные,
осознанно выбирать
наиболее
эффективные пути и
способы решении
учебных и
познавательных задач
Понимать и принимать
задачу групповой
работы;
Уметь ладить с

Определять ту грань
при компьютерной
обработке
фотографий, когда
исправление его
отдельных
недочётов
переходит в
искажение
реального события и
подменяет правду
факта его
компьютерной
фальсификацией.

Выставка работ
учащихся.

участниками действия,
вежливо общаться

Фильм- творец и зритель. Что мы знаем об искусстве кино.
Урок
рефлекс
ии
(комбин
ированн
ый)

17. Многоголосый
язык экрана.
Синтетическая
природа
фильма и
монтаж.

Кино –
запечатлённое
движение.
Многоголосый
язык экрана.
Новый вид
изображения –
движущееся
экранное
изображение.
Понятие кадра и
плана. Искусство
кино и монтаж.
Грамота
изложения
киномысли.
Художественновыразительная и
образная роль
детали в кино.
Синтетическая
природа фильма и
монтаж.

18. Пространство и

1

Урок
рефлекс

Пространство и

Формировать основы
эстетического
сознания через
освоение наследия
великих мастеров
кино;
Уметь
реализовывать себя в
процессе
коллективного
творчества.
Развивать
эстетическое
сознание через
освоение наследия
великих мастеров
кинематографии.

Понимать и принимать
учебную задачу,
планировать свои
действия на отдельных
этапах урока
(целеполагание,
проблемная ситуация,
работа с
информацией)
Самостоятельно
планировать пути
достижения целей, в
том числе
альтернативные,
осознанно выбирать
наиболее
эффективные пути и
способы решении
учебных и
познавательных задач.
Понимать и принимать
совместно со
сверстниками задачу
групповой работы,
распределять функции

Понимать
синтетическую
природу фильма,
знать многообразие
выразительных
средств,
используемых в нём
и существующих в
композиционнодраматургическом
единстве
изображения,
музыки и слова.
Иметь
представление об
истории кино и его
эволюции как
искусства.

время кино.

ии
(комбин
ированн
ый)

время в кино.
Из истории кино.
Киножанры.
Изменяющееся и
неизменное в
фильмах от
братьев Люмьеров
до наших дней.
Немые фильмы.
Чёрно-белые
фильмы. Цветные
фильмы. Реклама и
телевизионные
клипы.
Художественное
начало в кино
проявляется не
обязательно в
игровом фильме,
но и в
кинопроизведении
любого жанра и
вида, созданном
талантливым
автором с чуткой
душой.
Социокультурное
многообразие
телевидения:
искусство,
журналистика,

в группе при
выполнении заданий.

информация.
Реальность
времени прямого
эфира. Человек на
экране.
Психология и
поведение
человека перед
камерой.
Принципы работы
с человеком в
кадре.
19. Художник и
художественное
творчество в
кино.

1

Урок
рефлекс
ии
(комбин
ированн
ый)

Художник и
художественное
творчество в кино.

20. Художник в
игровом
фильме.

1

Урок
рефлекс
ии
(комбин
ированн
ый)

Художник в
игровом фильме.
Игровой
(художественный)
фильм.
Драматургическая
роль звука и
музыки в фильме.

Формировать
целостное
мировоззрение,
соответствующее
современному
уровню развития
науки и
общественной
практики;
учитывающее
культурное
многообразие
современного мира,
наряду с
первичными
представлениями о
кино и анимации.

Учиться
анализировать
объекты и явления
окружающего мира,
выделяя их
отличительные
признаки;
Устанавливать
элементарные
причинноследственные связи;
Проявлять
индивидуальные
творческие
способности при
выполнении
практических заданий.
Понимать и принимать

Иметь
представление о
коллективном
процессе создания
фильма, в котором
участвуют не только
творческие
работники, но и
технологи,
инженеры и
специалисты многих
иных профессий.
Понимать, что
современное кино
является
мощнейшей
индустрией.

совместно со
сверстниками задачу
групповой работы,
распределять функции
в группе при
выполнении заданий.
21. От большого
экрана к
домашнему
видео.

1

Урок
рефлекс
ии
(комбин
ированн
ый)

От большого
экрана к
домашнему видео.
Главенство
играемого
актёрами сюжета в
игровом
(художественном)
фильме. Музыка и
шумы в фильме.
Бесконечный мир
кинематографа.
Компьютер на
службе
художника.

22. Азбука кино
языка.

1

Урок
рефлекс
ии
(комбин
ированн
ый)

Азбука киноязыка.
Начало фильма –
замысел.

Ответственно
относиться к
учению, быть
готовыми к
саморазвитию и
самообразованию,
осознанному выбору
и построению
индивидуальной
траектории
образования.
Формировать
положительное
отношение к
результатам своих
исследовательских и
практических работ.

Понимать и принимать
учебную задачу,
планировать свои
действия на отдельных
этапах урока (
целеполагание,
проблемная ситуация,
работа с
информацией)
Формировать и
развивать ИКТкомпетенции;
Располагать
рассматриваемые
объекты согласно
временной шкале.
Понимать и принимать
совместно со
сверстниками задачу
групповой работы,
распределять функции
в группе при
выполнении заданий

Иметь
представление о
значении сценария в
создании фильма
как записи его
замысла и сюжетной
основы;
Уметь излагать свой
замысел в форме
сценарного плана
или раскадровки,
определяя в них
монтажносмысловое
построение
кинослова и
кинофразы.

23. Фильм "рассказ
в картинках".

1

Урок
рефлекс
ии
(комбин
ированн
ый,
практику
м)

Фильм как
последовательност
ь кадров.
Литературнословесная запись
фильма –
сценарий;
изобразительная
запись, т.е.
покадровая
зарисовка фильма,
- раскадровка.

Ответственно
относиться к
учению, быть
готовыми к
саморазвитию и
самообразованию,
осознанному выбору
и построению
индивидуальной
траектории
образования.
Формировать
положительное
отношение к
результатам своих
исследовательских и
практических работ.

Понимать и принимать
учебную задачу,
планировать свои
действия на отдельных
этапах урока (
целеполагание,
проблемная ситуация,
работа с
информацией)
Формировать и
развивать ИКТкомпетенции;
Располагать
рассматриваемые
объекты согласно
временной шкале.

Иметь
представление о
значении сценария в
создании фильма
как записи его
замысла и сюжетной
основы;
Уметь излагать свой
замысел в форме
сценарного плана
или раскадровки,
определяя в них
монтажносмысловое
построение
кинослова и
кинофразы.

Понимать и принимать
совместно со
сверстниками задачу
групповой работы,
распределять функции
в группе при
выполнении заданий
24. Бесконечный
мир
кинематографа.

1

Урок
рефлекс
ии
(комбин
ированн
ый)

Киножанры.

Ответственно
относиться к
учению, быть
готовыми к
саморазвитию и
самообразованию,
осознанному выбору

Учиться
анализировать
объекты и явления
окружающего мира,
выделяя их
отличительные

Иметь
представление об
истории и
художественной
специфике
анимационного кино

и построению
индивидуальной
траектории
образования.
Формировать
положительное
отношение к
результатам своих
исследовательских и
практических работ.

25. Искусство
анимации.
Многообразие
жанровых
форм.

1

Урок
рефлекс
ии
(комбин
ированн
ый)

Анимационный
(мультипликацион
ный) фильм Новые
способы
получения
изображения.
Компьютерный
анимационный
фильм: технология
создания и
основные этапы
творческой

Применять
полученные знания в
практической
работе;
Принимать участие в
коллективном
творчестве.
Формировать
положительное
отношение к

признаки;

( мультипликации)

Устанавливать
элементарные
причинноследственные связи;

Понимать роль и
значение художника
в создании
анимационного
фильма.

Проявлять
индивидуальные
творческие
способности при
выполнении
практических заданий.

Знать
технологический
минимум работы на
компьютере в
разных программах,
необходимых для
Понимать и принимать создания видеосовместно со
анимации; знать о
сверстниками задачу
жанрах кино.
групповой работы,
распределять функции
в группе при
выполнении заданий
Учиться
анализировать
объекты и явления
окружающего мира,
выделяя их
отличительные
признаки;
Устанавливать
элементарные
причинно-

Иметь
представление об
истории и
художественной
специфике
анимационного кино
( мультипликации)
Понимать роль и
значение художника
в создании

работы.
Изображение на
экране
компьютера и
законы экранного
искусства

26. История и
специфика
рисовального
фильма.

1

Урок
рефлекс
ии
(комбин
ированн
ый)

результатам своих
исследовательских и
практических работ.

следственные связи;
Интегрироваться в
группу сверстников,
уметь ладить с
участниками действия,
не демонстрируя
превосходство над
другими.

История и
специфика
рисовального
фильма

анимационного
фильма.
Знать
технологический
минимум работы на
компьютере в
разных программах,
необходимых для
создания видеоанимации; знать о
жанрах кино.

Телевидение - пространство культуры. Экран - искусство - зритель.
27. Мир на экране:
здесь и сейчас.
Информационн
ая и
художественная
природа
телевизионного
изображения.

1

Урок
рефлекс
ии
(комбин
ированн
ый)

Телевидение –
новая визуальная
технология.
Художественный
вкус и культура.
Интернет –
новейшее
коммуникативное
средство.
Актуальность и
необходимость
зрительской
творческой
телеграмоты.

Формировать
целостное
мировоззрение,
соответствующее
современному
уровню развития
науки и
общественной
практики;
учитывающее
культурное
многообразие
современного мира4
Учиться

Понимать и принимать
учебную задачу,
планировать свои
действия на отдельных
этапах урока (
целеполагание,
проблемная ситуация,
работа с
информацией)
Самостоятельно
планировать пути
достижения целей, в
том числе
альтернативные,

Знать, что
телевидение, прежде
всего является
средством массовой
информации,
транслятором самых
различных событий
и зрелищ, в том
числе и
произведений
искусства;
Формировать
собственную
программу

дискутировать,
аргументировать
свои высказывания,
вести диалоги по
проблеме.

осознанно выбирать
наиболее
эффективные пути и
способы решении
учебных и

телепросмотра,
выбирая самое
важное и
интересное.

познавательных задач.
Понимать и принимать
совместно со
сверстниками задачу
групповой работы,
распределять функции
в группе при
выполнении заданий.
28. Телевидение и
документальное
кино.
Телевизионная
документалисти
ка: от
видиосюжета до
телерепортажа.

1

Урок
рефлекс
ии
(комбин
ированн
ый)

Специфика
телевидения – это
« сиюминутность»
происходящего на
экране. Опыт
документального
репортажа.
Основы школьной
тележурналистики.

Испытывать чувства
любви и уважения к
Отечеству, чувство
гордости за свою
Родину, прошлое и
настоящее
многонационального
народа России;
Принимать участие в
коллективном
творчестве.
Формировать
положительное
отношение к
результатам своих
исследовательских и

Понимать и принимать
учебную задачу,
сформулированную
учителем.
Самостоятельно
определять цели
своего обучения,
ставить и
формулировать для
себя новые задачи в
познавательной
деятельности.
Осуществлять
контроль, коррекцию
и оценку результатов
своей деятельности

Осознавать
общность
творческого
процесса при
создании любой
телевизионной
передачи и
кинодокументалистики.
Приобретать и
использовать опыт
документальной
съёмки ( репортаж,
интервью, очерк).
Понимать, почему

29. Киноглаз, или
Жизнь
врасплох.
Кинонаблюдени
я.

«Поклонимся
Великим тем
годам!».

1

Урок
рефлекс
ии
(комбин
ированн
ый)

Кинонаблюдение –
основа
документальногов
идеотворчества.
Метод
кинонаблюдения –
основное средство
изображения
события и
человека в
документальном
фильме
телерепортаже.

практических работ.

самостоятельно и с
помощью учителя.

Применять
полученные знания в
практической
работе;

Понимать и принимать
учебную задачу,
сформулированную
учителем.

Принимать участие в
коллективном
творчестве.

Выделять из темы
урока известные
знания и умения.

Формировать
положительное
отношение к
результатам своих
исследовательских и
практических работ.

Самостоятельно
определять цели
своего обучения,
ставить и
формулировать для
себя новые задачи в
познавательной
деятельности.

теледокументалисти
ка и Интернет так
важны для
Понимать и принимать современного
совместно со
человека.
сверстниками задачу
групповой работы,
распределять функции
в группе при
выполнении заданий.

Интегрироваться в
группу сверстников,
уметь ладить с
участниками действия,
не демонстрируя

Понимать, что
кинонаблюдение –
это основа
видеотворчества как
на телевидении, так
и на любом видео.
Иметь
представление о
различных формах
операторского
кинонаблюдения в
стремлении
зафиксировать
жизнь как можно
более правдиво.

превосходство над
другими.
30. Видеоэтюд в

пейзаже и
портрете.
Видеосюжет в
репортаже,
очерке,
интервью.

1

Урок
рефлекс
ии
(комбин
ированн
ый)

Киноязык и
коноформы не
являются чем- то
застывши и
неизменным.

Применять
полученные знания в
практической
работе;

Понимать и принимать
учебную задачу,
сформулированную
учителем.

Принимать участие в
коллективном
творчестве.

Понимать содержание
видеосюжетов,
текстов,
интерпретировать
смысл, применять
полученную
информацию при
выполнении
различных заданий.

Формировать
положительное
отношение к
результатам своих
исследовательских и
практических работ.

Интегрироваться в
группу сверстников,
уметь ладить с
участниками действия

Понимать
эмоциональнообразную
специфику жанра
видеоэтюда и
особенности
изображения в нём
человека и природы.
Представлять
художественные
различия
живописного
пейзажа и портрета.
Уметь
реализовывать
режиссёрскооператорские
навыки и знания в
условиях
оперативной съёмки
видеосюжета,
Уметь пользоваться
опытом создания
видеосюжета при
презентации своих
сообщений в
Интернете.

31. Телевидение,
Интернет…Что
дальше?
Современные
формы
экранного
языка.

1

Урок
рефлекс
ии
(комбин
ированн
ый)

Анализ эволюции
выразительных
средств и
жанровых форм
современного
телевидения. Роль
и возможности
экранных форм в
активизации
художественного
сознания и
творческой
видеодеятельности
молодежи в
интернет –
пространстве.
.

Применять
полученные знания в
практической
работе;
Принимать участие в
коллективном
творчестве.
Формировать
положительное
отношение к
результатам своих
исследовательских и
практических работ.

Понимать и принимать
учебную задачу,
планировать свои
действия на отдельных
этапах урока
(целеполагание,
проблемная ситуация,
работа с
информацией).
Формировать и
развивать ИКТкомпетенции.
Располагать
рассматриваемые
объекты согласно
временной шкале.

Иметь
представление о
развитии форм и
киноязыка
современных
экранных
произведений как
теоретически, так и
на примере создания
авторского
видеоклипа.
В полной мере
уметь пользоваться
архивами Интернета
и спецэффектами

Компьютерных
программ при
Понимать и принимать создании. Монтаже
совместно со
и озвучивании
сверстниками задачу
видеоклипа.
групповой работы,
распределять функции
в группе при
выполнении заданий

32. В царстве
кривых зеркал,
или Вечные
истины
искусства.

1

Урок
рефлекс
ии
(комбин
ированн
ый)

Роль визуально –
зрелищных
искусств. В
обществе и жизни
человека.
Позитивная и
негативная роль
СМИ. Телевидение
– регулятор
интересов и
запросов общества

Приобретать
качества по
освоению
социальных норм,
правил поведения,
ролей и форм
социальной жизни в
группах и
сообществах,
включая взрослые и
социальные
сообщества.
Приобретать основы
морального сознания
и компетентности
при решении
моральных проблем
на основе
личностного выбора.

Понимать и принимать
учебную задачу,
планировать свои
действия на отдельных
этапах урока
(целеполагание,
проблемная ситуация,
работа с
информацией)
Формировать и
развивать ИКТкомпетенции;
Располагать
рассматриваемые
объекты согласно
временной шкале.
Понимать и принимать
совместно со
сверстниками задачу
групповой работы,
распределять функции
в группе при
выполнении заданий

Понимать роль
телевидения в
современном мире,
его позитивное и
негативное влияние
на психологию
человек, культуру
жизни общества.
Анализировать
поток массовой
культуры и
экранной
макулатуры и
критически
относиться к нему.

3
3
3
4

Резерв

Уроки
повторе
ния

Конроль знаний
обучающихся в форме
собеседования по
изученным разделам.

Применять
полученные
знания в
практическо
й работе;

Понимать и принимать
учебную задачу,
планировать свои
действия на отдельных
этапах урока (
целеполагание,
Формироват проблемная ситуация,
ь
работа с
положительн информацией)
ое
отношение к Располагать
результатам рассматриваемые
своих работ. объекты согласно
временной шкале.
Понимать и принимать
задачу работы

ПРИЛОЖЕНИЕ 2.
№
Урок 6

Тема
Художник в театре кукол. Привет от
Карабаса-Барабаса!
«Пейзаж родного края».

Урок
12

Искусство
фотоинтерьера.

фотопейзажа

«Милые, нежные, мамы и бабушки».

Урок
23

Фильм «рассказ в картинках».

«Мой защитник».

Урок
29

Киноглаз, или Жизнь врасплох.
Кинонаблюдения.
«Поклонимся Великим тем годам!».

и

Целевые ориентиры воспитания
Реализация
воспитательного
потенциала
уроков
изобразительного искусства (урочной деятельности, аудиторных
занятий в рамках максимально допустимой учебной нагрузки)
предусматривает:
максимальное
использование
воспитательных
возможностей содержания уроков для формирования у
обучающихся российских традиционных духовно-нравственных
и социокультурных ценностей, российского исторического
сознания на основе исторического просвещения;
- включение в содержание уроков целевых ориентиров
результатов воспитания, их учет в определении воспитательных
задач уроков, занятий;
- привлечение внимания обучающихся к ценностному
аспекту изучаемых на уроках предметов, явлений и событий,
инициирование обсуждений, высказываний своего мнения,
выработки своего личностного отношения к изучаемым
событиям, явлениям, лицам;
- побуждение обучающихся соблюдать нормы поведения,
правила общения со сверстниками и педагогическими
работниками, соответствующие укладу школы, установление и
поддержку доброжелательной атмосферы;
- ориентацию на моральные ценности и нормы в ситуациях
нравственного выбора с оценкой поведения и поступков
персонажей литературных произведений; готовность оценивать
своё поведение и поступки, а также поведение и поступки
других людей с позиции нравственных и правовых норм с
учётом осознания последствий поступков.

Дата

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
1. Рабочая программа. Изобразительное искусство. Предметная линия учебников под редакцией Б.М. Неменского. 5-9 классы:
пособие для учителей общеобразоват. учреждений / Б.М. Неменский, Л.А. Неменская, Н.А. Горяева, А.С. Питерских. – М.:
Просвещение, 2011г.
2. Горяева Н.А., Островская О.В. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека: Учебник по изобразительному
искусству для 5 класса/Под ред. Б.М. Неменского.- М.: Просвещение, 2013.
3. Стандарт основного общего образования по образовательной области «Искусство»
5. Примерные программы по учебным предметам. Изобразительное искусство. 5-7 классы. Музыка. 5-7 классы. Искусство. 8-9
классы. – М.Просвещение, 2010. – 48с. – (Стандарты второго поколения).
6. Изобразительное искусство. 5-8 классы: проверочные и контрольные тесты / авт.-сост. О.В. Свиридова, - Волгоград:
Учитель, 2013.
7. Изобразительное искусство. 5-8 классы: терминологические диктанты, кроссворды, филворды, тесты, викторины / авт.-сост.
О. В. Павлова. Волгоград: Учитель, 2010.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».