РП практикум по физике 11 класс

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ
АДМИНИСТРАЦИЯ УВАТСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА
МАОУ "Ивановская СОШ" Уватского муниципального района
РАССМОТРЕНА
На заседании педагогического совета
Протокол № 1 от «30» августа 2023 г.

УТВЕРЖДЕНА
Приказом директора МАОУ "Ивановская СОШ"
Приказ № 225/1 от «30» августа 2023 г.

Рабочая программа
курса «Практикум по физике»
11 класс
на 2022-2023 учебный год
Составитель: Медведева Е.Н
физики
первой квалификационной категории.

С.Уват
2023 г.

Пояснительная записка
Введение единого государственного экзамена (ЕГЭ) в практику итоговой аттестации выпускников общеобразовательных школ
порождает проблемы адаптации к новой системе контроля знаний. Целью ЕГЭ является дифференцированная диагностика степени
освоения вопросов школьной программы по физике и наличия знаний, навыков и умений, позволяющих продолжить обучение в
соответствующих вузах. В связи с вышеизложенным, предлагаемый нами элективный курс, приобретает особую значимость.
Умение решать задачи в настоящее время относится к числу актуальных задач физического образования, так как позволяет
развивать логику мышления, творческие способности, способствует развитию межпредметных связей, формирует такие качества
личности как целеустремлённость, настойчивость.
Поэтому данный курс может быть использован в обычном общеобразовательном классе (во внеурочное время). Он рассчитан на 34
часа.
Подготовка предусматривает использование активных форм организации учебных занятий: самостоятельная работа по повторению
теории, решению задач, выстраивание индивидуальной траектории программы обучения, проведение лекционных и практических
занятий, итоговый тестовый зачёт, компьютерное тестирование.
На занятиях применяются коллективные и индивидуальные формы работы: постановка, решение и обсуждение решения задач,
набор и составление задач по определенной тематике и др. Курс предполагает выполнение самостоятельных работ над тестовыми
заданиями, контрольные работы, решение занимательных и экспериментальных задач.
Цель предметного курса систематизация, углубление, знаний и умений курса физики средней школы.
Задачи:
познакомить учащихся с классификацией задач по содержанию, целям, способам представления и содержанию информации (части
1,2);
совершенствовать умения решать задачи по алгоритму, аналогии, графически, геометрически и т.д.;
развивать коммуникативные навыки, способствующие умению вести дискуссию, отстаивать свою точку зрения при обсуждении
хода решения задачи;

использовать нестандартные задачи для развития творческих способностей старшеклассников;
Используемые технологии:
проблемное обучение;
информационно-коммуникативные;
практические работы;
личностно-ориентированное обучение.
Требования к уровню подготовки учащихся:
В результате изучения курса обучающийся должен знать: основные законы и формулы из различных разделов физики; правила и
приемы решения задач по физике;
уметь: использовать различные способы решения задач; применять алгоритмы, аналогии и другие методологические приемы
решения задач; решать задачи с применением законов и формул, различных разделов физики; проводить анализ условия и этапов
решения задач;; уметь правильно оформлять задачи.
Элективный курс предполагает развитие у 11-классников: интеллекта, творческого и логического мышления, навыков самоанализа
и самоконтроля, познавательного интереса к предмету.
Элективный курс «Подготовка к ЕГЭ по физике» позволяет реализовать следующие принципы обучения:
дидактические (достижение прочности и глубины знаний при решении задач по физике; обеспечение самостоятельности и
активности учащихся; воспитательные (профессиональная ориентация; развитие трудолюбия, настойчивости и упорства в
достижении поставленной цели);
Содержание программы.
1. Введение. Правила и приемы решения физических задач. Как работать над тестовыми заданиями. Общие требования при
решении физических задач. Этапы решения физической задачи. Работа с текстом задачи. Анализ физического явления. Различные
приемы и способы решения физических задач: алгоритмы, аналогии, геометрические приемы.

2. Кинематика. Решение тестовых задач с использованием формул, устанавливающих взаимосвязь между основными
кинематическими параметрами: уравнение прямолинейного равноускоренного движения, движение по окружности.
3. Динамика. Решение тестовых заданий на применение основных динамических законов (законов Ньютона). Решение задач на
движение тела под действием нескольких сил. Задачи на применение закона всемирного тяготения, закона Гука.
4. Законы сохранения в механике. Решение задач на применение закона сохранения импульса и реактивного движения. Решение
задач на применение закона сохранения и превращения механической энергии. Решение задач несколькими способами.
5. Механические и электромагнитные колебания и волны. Решение задач на применение законов колебательного движения.
Решение задач на применение формул, описывающих свободные колебания в колебательном контуре. Электромеханическая
аналогия при решении задач на описание колебательных процессов. Решение задач на описание различных свойств
электромагнитных волн.
6. Основы молекулярно-кинетической теории. Решение задач на применение уравнения Клапейрона -Менделеева, газовых
законов для изопроцессов. Решение графических задач. Решение задач на определение относительной влажности.
7. Основы термодинамики. Решение комбинированных задач на применение первого закона термодинамики. Решение задач на
определение КПД тепловых двигателей.
8. Электростатика. Решение задач на применение закона сохранения электрического заряда и закона Кулона. Решение тестовых
задач на определение напряженности и потенциала электростатического поля. Решение задач на применение формул заряженного
конденсатора, энергии электрического поля конденсатора.
9. Законы постоянного электрического тока. Решение задач на расчет сопротивления сложных электрических цепей. Решение
задач на закон Ома для участка цепи, законов последовательного и параллельного соединения проводников. Решение задач на
описание законов постоянного тока с использованием закона Джоуля - Ленца. Решение задач на описание постоянного
электрического тока в электролитах.
10. Магнитное поле. Решение задач на описание магнитного поля. Магнитная индукция, магнитный поток, сила Ампера и сила
Лоренца. Решение комбинированных задач.
11. Оптика. Решение задач на применение законов геометрической оптики, формулы тонкой линзы, волновой оптики.

12. Квантовая и ядерная физика. Решение задач на применение формулы Планка, законов фотоэффекта, уравнения Эйнштейна.
Решение задач на применение закона сохранения массового числа и электрического заряда.

Календарно – тематическое планирование
11 класс

№

1.

24.

Наименование
разделов и тем

Введение. Правила и
приемы решения
тестовых заданий

Решение тестовых
заданий по теме
«Кинематика»

Количество часов
Лекции
Практика
Всего

1

1

Требования к результатам формирования
функциональной грамотности

Научно объяснять явления.

Электронные

Формы
контроля

цифровые
образовательные
ресурсы
http://fizzzika.narod.
ru/main.html

Наблюдение и описание физических явлений.
https://fipi.ru/
Задание 1. Тормозной путь автомобиля

1

2

3

1

2

3

https://www.teacherjournal.ru/categories/17/articl
es/2753
http://fizzzika.narod. Решение
ru/main.html
экспериме
нтальных
задач

Учет тормозного
пути при движении.
57.

Решение тестовых
заданий по теме
«Динамика»

определять основную мысль для решения
поставленной задачи.
Практико-ориентированные задания
«Механика»

8-

Решение тестовых

1

2

3

http://fizzzika.narod. Самостоят
ru/main.html
ельная
работа над
https://fipi.ru/
тестовыми
заданиями
http://fizzzika.narod. Решение

10

заданий по теме
«Законы сохранения
в механике»

1113

Решение тестовых
заданий по теме
«Механические и
электромагнитные
колебания и волны»

https://znanio.ru/media/praktiko-orientirovannye- ru/main.html
zadaniya-po-fizike-dlya-podgotovki-k-gia2531316

1

2

3

заниматель
ных задач.

Находить и извлекать информацию из текста
(таблицы), осмысливать и оценивать
содержание текста, определять основную
мысль для решения поставленной задачи.
Задание 1. Ультразвук.
https://www.teacherjournal.ru/categories/17/a
rticles/2753

Решение тестовых
заданий по теме
«Основы
молекулярнокинетической
теории»

1

1719

Решение тестовых
заданий по теме
«Термодинамика»

1

2

3

чтение и понимание учебных текстов, умение https://fipi.ru/
извлекать информацию из текста,
интерпретировать, использовать ее при
решении учебных, учебно-практических задач
и в повседневной жизни
Практико--ориентированные задания
https://elib.pnzgu.ru/files/eb/doc/2RMRLsJ3c3B
M.pdf

2022

Решение тестовых
заданий по теме

1

2

3

чтение и понимание учебных текстов, умение http://fizzzika.narod. Контрольн
извлекать информацию из текста,
ru/main.html
ая работа

1416

2

3

определять основную мысль для решения
поставленной задачи
Задание «Молекулярная физика»

Компьютер
ное
тестирован
ие

https://solncesvet.ru/opublikovannyiematerialyi/razvitie-funkcionalnoy-gramotnostina-ur.2458581/

2325

2628

«Электростатика»
Решение тестовых
заданий по теме
«Постоянный ток».
Использование
постоянного тока в
практической
деятельности
Решение тестовых
заданий по теме
«Магнитное
поле».Влияние
магнитного поля на
здоровье.

1

2

3

интерпретировать, использовать ее при
решении учебных, учебно-практических задач
и в повседневной жизни
Тема 1. Электрические явления.
https://rescent-szn.minobr63.ru/wpcontent/uploads/2021/12/6.-Ест-научнграмотность-МП.pdf

1

2

3

чтение и понимание учебных текстов,
умение извлекать информацию из текста,
интерпретировать, использовать ее при
решении учебных, учебно-практических
задач и в повседневной жизни.

https://fipi.ru/

Самостоят
ельная
работа над
тестовыми
заданиями

Задания по теме «Электромагнитное поле»
https://multiurok.ru/index.php/files/zadaniiadlia-formirovaniia-estestvenno-nauchnoig.html

2931

Решение тестовых
заданий по теме
«Оптика».

1

2

3

определять основную мысль для решения
поставленной задачи

http://fizzzika.narod.
ru/main.html

Задание «Оптика»

3234

Решение тестовых
заданий по теме
«Квантовая и
ядерная физика»
Защита от
радиоактивного

1

2

3

https://solncesvet.ru/opublikovannyiematerialyi/razvitie-funkcionalnoy-gramotnostina-ur.2458581/
определять основную мысль для решения
поставленной задачи
Задание «Квантовая физика»
https://solncesvet.ru/opublikovannyie-

Итоговый
тестовый
зачёт

излучения.
Всего

materialyi/razvitie-funkcionalnoy-gramotnostina-ur.2458581/
12

22

34

Приложение 1

Воспитательный компонент

№
4
25
28
30

Тема урока
Решение тестовых заданий по теме «Кинематика»
Учет тормозного пути при движении.
Решение тестовых заданий по теме «Постоянный ток». Использование
постоянного тока в практической деятельности
Решение тестовых заданий по теме «Магнитное поле». Влияние
магнитного поля на здоровье.
Решение тестовых заданий по теме «Квантовая и ядерная физика» Защита
от радиоактивного излучения.

Количество часов
1
1
1
1
Приложение 2

Профориентационный минимум
https://bvb-kb.ru/lessons/rj04bV16DD13qWgy

Список литературы для учителя
Байбородова Л.В. Обучение физике в средней школе: методическое пособие.- М.: ВЛАДОС, 2007.- 239 с.
Бершадский М.Е., Бершадская Е.А. Методы решения задач по физике.- М.: Народное образование, 2007.
Гладкова Р.А. Сборник задач и упражнений по физике: учебное пособие.- М.: ВЛАДОС, 2009.- 400 с.
Единый государственный экзамен 2012: Контрольные измерительные материалы: Физика/ Авт.-сост. В.А.Орлов, Н.К.Ханнанов.- М.:
Просвещение, 2012.- 222 с.
Кабардин О.Ф.. Орлов В.А., Кабардина С.И. Тесты по физике для классов с углубленным изучением физики. Уровни «В» и «С». –
М.: Вербум-М, 2011.- 306 с.
Кабардин О.Ф. Физика. Справочные материалы. - М.: Просвещение, 2004. – 367 с.
Козел С.М. Сборник задач по физике, - М.: Наука, 2000.
Мастронас З.П.,Синдеев Ю.Г., Физика: методика и практика преподавания. Серия “Книга для учителя” - Ростов на Дону: Феникс,
2002- 288 с.
Меледин Г.В. Физика в задачах: Экспериментальные задачи с решениями.- М.: Наука, 2002.- 272 с.
Москалёв А.Н. Готовимся к единому государственному экзамену. Физика.- М.: Дрофа, 2012.- 224 с.
Разумовский В.Г. Физика в школе. Научный метод познания и обучение.-М.: ВЛАДОС, 2007.- 463 с.
Турчина Н.В., Рудакова Л.И., Сурова О.И. и др. Физика: 3800 задач для школьников и поступающих в вузы. – М.: “Дрофа”, 2005.387 с.
Физика. 11 класс: элективные курсы/Сост. О.А.Маловик.- Волгоград: Учитель, 2008.-125 с.

Список литературы для учащихся
Балашов В.А. Задачи по физике и методы их решения. – М.: Просвещение, 2003.- 345 с.
Гольфарб И.И. Сборник вопросов и задач по физике – М.: Высшая школа, 2000.- 280 с.
Единый государственный экзамен 2012: Контрольные измерительные материалы: Физика/ Авт.-сост. В.А.Орлов, Н.К.Ханнанов.- М.:
Просвещение, 2012.- 222 с.
Москалёв А.Н. Готовимся к единому государственному экзамену. Физика.- М.: Дрофа, 2012.- 224 с.
Моркотун В.Л. Физика. Все законы и формулы в таблицах. 7-11 кл.- М.: ВЛАДОС, 2007.- 160 с.
Рымкевич А.П. Сборник задач по физике. – М.: Просвещение, 2008.- 159 с.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».