РП по родной литературе 9 класс

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ
АДМИНИСТРАЦИЯ УВАТСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА

МАОУ "Ивановская СОШ" Уватского муниципального района
РАССМОТРЕНА
На заседании педагогического
совета
Протокол № 1 от «30» августа
2023 г.

УТВЕРЖДЕНА
Приказом директора МАОУ
"Ивановская СОШ"
Приказ № 225/1 от «30» августа
2023 г.

Рабочая программа
учебного предмета «Родная (русская) литература»
для обучающихся 9 класса

Составитель: Кошкарова Л.Ю.

с. Уват, 2023 г.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Изучение курса «Родная (русская) литература» в 9 классе направленона достижение
выпускниками следующих результатов:
личностные:
воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к
Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального
народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры
своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества;
усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального
российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности
обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и
познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории
образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений с
учётом устойчивых познавательных интересов;
3) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню
развития науки и общественной практики, учи- тывающего социальное, культурное, языковое,
духовное многообразие современного мира;
4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому
человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к
истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира;
готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём
взаимопонимания;
5) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и
сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном
самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом
региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
6) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на
основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения,
осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
7) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со
сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной,
учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
8) формирование основ экологической культуры на основе признанияценности жизни во всех
её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;

1)

9) осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной
жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
10) развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов
России и мира, творческой деятельности эстетическогохарактера;
метапредметные: регулятивные:
1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для
себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей
познавательной деятельности;
2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные,
осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных
задач;
3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль
своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках
предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с

изменяющейся ситуацией;
4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её
решения;
5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления
осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
познавательные:
1) умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии,
классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации,
устанавливать
причинно-следственные
связи,
строить
логическое
рассуждение,
умозаключение (индуктивное, дедуктивноеи по аналогии) и делать выводы;
1)
умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для
решения учебных и познавательных задач;
2)
смысловое чтение;
коммуникативные:

1) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и
сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать
конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать,
аргументировать и отстаивать своё мнение;
умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей
коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и
регуляции своей деятельности; владение устной и формирование и развитие компетентности
в области использованияинформационно-коммуникационных технологий;
предметные:

2)

понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и
фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы XVIII века, русских
писателей XIX-XX веков, литературы народов России и зарубежной литературы;
2)
понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление
заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного
звучания;
3)
умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к
одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею,
нравственный пафос литературного произведения; характеризовать его героев, сопоставлять
героев одного или нескольких произведений;
4)
определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительновыразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного
содержания произведения (элементы филологического анализа); владение элементарной
литературоведческойтерминологией при анализе литературного произведения;
5)
приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры,
сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов;
6)
формулирование собственного отношения к произведениям литературы, их оценка;
7)
обственная интерпретация (в отдельных случаях) изученных литературных
произведений;
8)
понимание авторской позиции и своё отношение к ней;
9)
восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и
адекватное восприятие;
10) умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием

1)

образных средств русского языка и цитат из текста, отвечать на вопросы по прослушанному
или прочитанному тексту, создавать устные монологические высказывания разного типа, вести
диалог;
11) написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой
изученных произведений; классные и домашние творческие работы; рефераты на
литературные и общекультурные темы;
12) понимание образной природы литературы как явления словесного искусства;
эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса;
13) понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительновыразительных языковых средств в создании художественных образов литературных
произведений.
3)
письменной речью; монологической контекстной речью;
СОДЕРЖАНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
по «Родной русской литературе»
9 КЛАСС
17 часов
«Россия – родина моя» (6 часов)
«Преданья старины глубокой». Гроза двенадцатого года. Песня «Как не две тученьки не две
грозныя…».В.А. Жуковский «Певец во стане русских воинов.А.С. Пушкин. «Бородинская
годовщина» (фрагмент), стихотворение «Полководец». « Вы были дети и герои…» И.И.
Лажечников «Новобранец 1812 года», М.И. Цветаева. «Генералам двенадцатого года».
Города земли русской.
Петербург в русской литературе. А.С. Пушкин. «Город пышный, город бедный…», О.Э.
Мандельштам» Петербургские строфы», А.А. Ахматова «Стихи о Петербурге», Д.Самойлов
«Над Невой», Л.В. Успенский «Записки старого петербуржца».
Родные просторы
Степь раздольная. И.З.Суриков «Уж ты, степь ли моя, степь Моздокская…», русская народная
песня «В степи», П.А.Вяземский «Степь», А.П.Чехов «Степь» (фрагмент).
«Русские традиции» (3 часа)Праздники русского мира
Августовские Спасы. К.Д. Бальмонт «Первый спас»,Е.А.Евтушенко «Самоупало яблоко с
небес…», Б.А.Ахмадулина «Ночь упаданья яблок», Е.И.Носов «Яблочный Спас».
Тепло родного дома
Родительский дом.
А.П. Платонов «На
заре туманной юности» (главы
рассказа). В.П.Астафьев «Далекая и близкая сказка» (рассказ из повести
«Последний поклон»). Проверочная работа.
Русский характер – русская душа (8 часов)Не до ордена, была бы
Родина
Великая Отечественная война. Н.П. Майоров «Мы», М.В. Кульчицкий
«Мечтатель, фантазер, лентяй-завистник!..» Ю.М.Нагибин «Ваганов».Е.И. Носов
«Переправа».
Загадки русской души
Судьбы русских эмигрантов. Б.К. Зайцев «Легкое бремя».
А.Т. Аверченко «Русское искусство».
О ваших ровесниках.
Прощание с детством. Ю.В. Коваль «От Красных ворот» (фрагмент).

Лишь слову жизнь дана
«Припадаю к великой реке…» И.А.Бродский «Мой народ», С.А.Каргашин «Я -русский!
Спасибо,Господи!..»
Итоговый урок.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Тематическое планирование по родной русской литературе для 9 класса составлено с
учетом рабочей программы воспитания. Воспитательный потенциал данного учебного
предмета обеспечивает реализацию следующих целевых приоритетов воспитания
обучающихся основного общего образования:
-формирование духовного сознания посредством анализа художественного текста,
представлений о добре и зле, о месте и назначении человека в окружающем мире, развивает
высокие чувства;
-формирование гражданственности, личных качеств ученика;
- воспитания воли, трудолюбия, высоких нравственных качеств;
- культурное, и духовное обогащение.
Наименование разделов
№ п/
п

Кол-во
часов

1.

«Россия – родина моя»

6

2.

Русские традиции

3

3.

Русский характер – русская душа

8

Контрольн
ые,
проверочн
ые работы

1

Календарно-тематическое планирование по родной литературе 9 класс
№

Тема.
Содержание урока

1

«Преданья старины
глубокой». Гроза
двенадцатого года. Песня
«Как не две тученьки не
две грозныя…»
В.А. Жуковский «Певец
во стане русских воинов.

2

3

А.С. Пушкин.
«Бородинская
годовщина» (фрагмент),
стихотворение
«Полководец».

4

« Вы были дети и
герои…» И.И.
Лажечников
«Новобранец 1812 года»,
М.И. Цветаева.
«Генералам двенадцатого
года».
Города земли русской.
Петербург в русской
литературе. А.С.
Пушкин. «Город
пышный, город
бедный…», О.Э.
Мандельштам»
Петербургские строфы»,
А.А. Ахматова «Стихи о
Петербурге», Д.Самойлов
«Над Невой», Л.В.
Успенский «Записки
старого петербуржца».
Родные просторы Степь
раздольная. И.З.Суриков
«Уж ты, степь ли моя,
степь Моздокская…»,
русская народная песня
«В степи»,
П.А.Вяземский «Степь»,
А.П.Чехов «Степь»

5

6

Требования к
результатам
формирования
функциональной
грамотности
Умение самостоятельно
определять цели своего
обучения, ставить и
формулировать для себя
новые задачи в учёбе и
познавательной
деятельности, развивать
мотивы и интересы своей
познавательной
деятельности
Умение соотносить свои
действия с планируемыми
результатами, осуществлять
контроль своей
деятельности в процессе
достижения результат
Умение оценивать
правильность выполнения
учебной задачи,
собственные возможности
её решения

Формы работы

Устные ответы на
вопросы

Выразительное
чтение
Составление
устного
высказывания
Выразительное
чтение
Составление
устного
высказывания
Составление
устного
высказывания,
анализ текста

Умение определять
понятия, создавать
обобщения, устанавливать
аналогии,
классифицировать,
самостоятельно выбирать
основания и критерии для
классификации,
устанавливать причинноследственные связи,

Выразительное
чтение,
демонстрация
презентаций,
работа в тетради
Анализ
стихотворения

Умение строить логическое
рассуждение,
умозаключение
(индуктивное, дедуктивное
и по аналогии) и делать
выводы

Выразительное
чтение Анализ
стихотворений
Составление
устного
высказывания,
анализ текста

Дата/п
лан

Дата/
факт

(фрагмент).

11

Праздники русского мира
Августовские Спасы.
К.Д. Бальмонт «Первый
спас»,Е.А.Евтушенко
«Само упало яблоко с
небес…»,
Б.А.Ахмадулина «Ночь
упаданья яблок»,
Е.И.Носов «Яблочный
Спас».
Тепло родного дома.
Родительский дом.
А.П.Платонов «На заре
туманной юности»
(главы рассказа).
В.П.Астафьев
«Далекая и близкая
сказка» (рассказ из
повести «Последний
поклон»). Проверочная
работа.
Не до ордена, была бы
Родина Великая
Отечественная война.
Н.П. Майоров «Мы»,
М.В. Кульчицкий
«Мечтатель, фантазер,
лентяй-завистник!..»
Ю.М.Нагибин «Ваганов»

12

Е.И. Носов «Переправа»

13

Загадки русской души
Судьбы русских
эмигрантов. Б.К. Зайцев
«Легкое бремя».

14

А.Т. Аверченко «Русское
искусство»

15

О ваших ровесниках.
Прощание с детством.
Ю.В. Коваль «От
Красных ворот»
(фрагмент)

7

8

9

10

Умение осознанно
использовать речевые
средства в соответствии с
задачей коммуникации, для
выражения своих чувств,
мыслей и потребностей;
планирования и регуляции
своей деятельности

Выразительное
чтение, анализ
стихотворений

Владение устной и
письменной речью;
монологической
контекстной речью

Составление
устного
высказывания

Умение осознанно
использовать речевые
средства в соответствии с
задачей коммуникации, для
выражения своих чувств,
мыслей и потребностей
Планирование и регуляция
своей деятельности

Работа в тетради
по вопросам к
тексту

Выразительное
чтение,
составление
устного
высказывания

Умение строить логическое
рассуждение,
умозаключение
(индуктивное, дедуктивное
и по аналогии) и делать
выводы
Умение соотносить свои
действия с планируемыми
результатами, осуществлять
контроль своей
деятельности в процессе
достижения результат

Работа в тетради
по вопросам к
тексту
Чтение, анализ
текста

Умение осознанно
использовать речевые
средства в соответствии с
задачей коммуникации, для
выражения своих чувств,

Выразительное
чтение,
составление
устного
высказывания

Выразительное
чтение,
составление
устного
высказывания
Чтение, анализ
текста

16

17

Лишь слову жизнь
дана «Припадаю к
великой реке…»
И.А.Бродский «Мой
народ», С.А.Каргашин «Я
- русский! Спасибо,
Господи!..»
Итоговый урок.

мыслей
Владение устной и
письменной речью;
монологической речью
Владение основами
самоконтроля, самооценки,
принятия решений и
осуществления осознанного
выбора в учебной и
познавательной
деятельности

Выразительное
чтение, анализ
стихотворений

Работа в тетради
по вопросам


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».