РП Природоведение УО 5 класс

I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по учебному предмету «Природоведение»
составлена

на

основе

Федеральной

адаптированной

основной

общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями), далее ФАООП УО (вариант 1),
утвержденной

приказом

Министерства

просвещения

России

от

24.11.2022г. № 1026 (https://clck.ru/33NMkR).
ФАООП УО (вариант 1) адресована обучающимся с легкой
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с учетом
реализации

их

особых

образовательных

потребностей,

а

также

индивидуальных особенностей и возможностей.
Учебный предмет «Природоведение» относится к предметной
области «Естествознание»» и является обязательной частью учебного
плана.
В соответствии с учебным планом рабочая программа по учебному
предмету «Природоведение» в 5 классе рассчитана на 34 учебные недели
и составляет 68 часов в год (2 часа в неделю).
Федеральная
программа

адаптированная

определяет

цель

и

основная
задачи

общеобразовательная
учебного

предмета

«Природоведение».
Цель обучения - расширить кругозор и подготовить обучающихся к
усвоению систематических биологических и географических знаний.
Задачи обучения:
− формирование элементарных научных знаний о живой и неживой
природе;
− демонстрация

тесной взаимосвязи

между неживой и живой

природой;
− формирование специальных и общеучебных умений и навыков;

2

− воспитание

бережного

отношения

к

природе,

ее

ресурсам,

знакомство с основными направлениями природоохранительной работы;
− воспитание социально значимых качеств личности.
Рабочая программа по учебному предмету «Природоведение» в 5
классе определяет следующие задачи:
− формирование умения узнавать и называть изученные объекты в
натуральном виде в естественных условиях;
− формирование представлений о взаимосвязях между изученными
объектами, их месте в окружающем мире;
− формирование умений относить изученные объекты к определенным
группам с учетом различных оснований для классификации;
− формирование

умения

находить

сходные

по

определенным

признакам объекты из тех, которые были изучены на уроках;
− формирование умения выделять существенные признаки групп
объектов;
− знание и соблюдение правил безопасного поведения в природе и
обществе, правил здорового образа жизни;
− умение обсуждать изученное, рассказать о предмете изучения;

3

II.

СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ

Программа по учебному предмету «Природоведение» в 5 классе
состоит из трёх разделов: «Вселенная», «Наш дом – Земля», «Есть на
Земле страна Россия».
При изучении раздела «Вселенная» обучающиеся знакомятся с
Солнечной системой: звездами и планетами, историей исследования
космоса и современными достижениями в этой области, узнают о значении
Солнца для жизни на Земле и его влиянии на сезонные изменения в
природе.
В разделе «Наш дом – Земля» обучающиеся знакомятся с
оболочками Земли - атмосфера, литосфера и гидросфера. Изучают
основные свойства воздуха, воды, полезных ископаемых и почвы, меры,
принимаемые человеком для их охраны. Этот раздел программы
предусматривает также знакомство с формами поверхности Земли и
видами водоемов.
Раздел «Есть на Земле страна Россия» завершает изучение неживой
природы в 5 классе и готовит обучающихся к усвоению курса географии.
Обучающиеся знакомятся с наиболее значимыми географическими
объектами, расположенными на территории нашей страны

(например,

Черное и Балтийское моря, Уральские и Кавказские горы, реки Волга,
Енисей). Изучение этого материала имеет ознакомительный характер и не
требует от обучающихся географической характеристики этих объектов и
их нахождения на географической карте.
Основными
природоведения

организационными
являются:

формами

фронтальная,

работы

групповая,

на

уроке

коллективная,

индивидуальная работа.
При

проведении

уроков

природоведения

предполагается

использование следующих методов:

4

− объяснительно-иллюстративный метод, метод при котором учитель
объясняет,

а дети воспринимают, осознают и фиксируют в памяти

(рассказ с включением в

него элементов беседы или объяснения,

сопровождающегося демонстрацией
− репродуктивный

метод

опытов);
(воспроизведение

и

применение

информации)
− метод проблемного изложения (постановка проблемы и показ пути
ее решения)
− частично – поисковый метод (дети пытаются сами найти путь к
решению проблемы);
− исследовательский метод (учитель направляет, дети самостоятельно
исследуют

при

проведении

лабораторных

и

практических

предусмотренных программой; исследовании свойств тел

работ,

неживой

природы при проведении опытов);
− проведение природоведческих экскурсий (вводных, текущих и
обобщающих), направленных на усвоение изученного материала;
− проведение словарной работы, направленной на обогащение словаря,
усвоение новых, ранее

незнакомых слов; закрепление и уточнение

значений слов; активизация словаря);
− работа с учебником (первичное, выборочное
чтение, работа со словарем; ответы на вопросы и

выполнение заданий,

направленных на формирование умений анализировать
устанавливать

причинно-следственные

связи,

и объяснительное
прочитанное,

сравнивать,

выделять

главное);
− выполнение заданий в рабочих тетрадях или на карточках, используя
слова для справок;
− заполнение схем, подпись рисунков, зарисовка изучаемых объектов;
− дидактические игры (классификация, разрезные картинки).

5

Содержание разделов
№
п/п
1.

Название раздела

Контрольные
работы

Введение

Количество
часов
2

2.

Вселенная

6

1

3.

Наш дом-Земля:

3.1

Воздух

8

1

3.2

Полезные ископаемые

14

1

3.3

Вода

16

1

3.4

Поверхность суши. Почва

6

1

4.

Есть на земле страна Россия

14

1

5.

Повторение по курсу «Неживая природа»

2

1

68

7

Итого:

6

III.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Личностные:
 интерес к предметам и явлениям живой и неживой природы, к своей
стране, ее природным богатствам;
 овладение социально- бытовыми навыками, используемыми в
повседневной жизни, умения соблюдать правила личной гигиены, режима
дня;
 владение навыками сотрудничества со взрослыми и сверстниками в
процессе выполнения совместной учебной деятельности на уроке
 развитие

этических

чувств,

проявление

доброжелательности,

эмоционально-нравственной отзывчивости, необходимости охраны живой
и неживой природы;
 установка на безопасный здоровый образ жизни, бережному
отношению к природе и другим материальным ценностям.
Предметные:
Минимальный уровень:
− узнавание и называние изученных объектов (формы поверхности,
водоемы, небесные тела, основные достопримечательности нашей страны)
на иллюстрациях, фотографиях;
− представления о назначении изученных объектов, их роли в
окружающем мире;
− отнесение изученных объектов к определенным группам (нефть –
горючее полезное ископаемое);
− называние сходных объектов, отнесенных к одной и той же
изучаемой группе (полезные ископаемые);
− соблюдение правил гигиены и здорового образа жизни, понимание
их значения в жизни человека;

7

− соблюдение элементарных правил безопасного поведения в природе
и обществе (под контролем взрослого);
− выполнение несложных заданий под контролем учителя;
− адекватная оценка своей работы, проявление к ней ценностного
отношения, понимание оценки педагога.
Достаточный уровень:
− узнавание и называние изученных объектов в натуральном виде в
естественных условиях;
− знание способов получения необходимой информации об изучаемых
объектах по заданию учителя;
− представления о взаимосвязях между изученными объектами, их
месте в окружающем мире;
− отнесение изученных объектов к определенным группам с учетом
различных оснований для классификации (золото – полезное ископаемые,
металлы, цветные металлы, драгоценные (благородные) металлы);
− называние сходных по определенным признакам объектов из тех,
которые были изучены на уроках, известны из других источников;
объяснение своего решения;
− выделение существенных признаков групп объектов;
− знание и соблюдение правил безопасного поведения в природе и
обществе, правил здорового образа жизни;
− участие в беседе; обсуждение изученного; проявление желания
рассказать о предмете изучения, наблюдения, заинтересовавшем объекте;
− выполнение задания без текущего контроля учителя (при наличии
предваряющего и итогового контроля), осмысленная оценка своей работы
и работы одноклассников, проявление к ней ценностного отношения,
понимание замечаний, адекватное восприятие похвалы;
− совершение действий по соблюдению санитарно-гигиенических
норм в отношении изученных объектов и явлений;

8

− выполнение доступных возрасту природоохранительных действий;
− осуществление

деятельности

по

уходу

за

комнатными

и

культурными растениями.
Оценка

предметных

результатов

осуществляется

по

итогам

индивидуального и фронтального опроса обучающихся, выполнения
самостоятельных работ (по темам уроков), контрольных работ (входных,
текущих, промежуточных, итоговых) и тестовых заданий.
предметных

результатов

учитывается

уровень

При оценке

самостоятельности

обучающегося и особенности его развития.
Система оценки достижений
Оценка личностных результатов предполагает, прежде всего, оценку
продвижения обучающегося в овладении социальными (жизненными)
компетенциями, может быть представлена в условных единицах:
 0 баллов - нет фиксируемой динамики;
 1 балл - минимальная динамика;
 2 балла - удовлетворительная динамика;
 3 балла - значительная динамика.
Устный ответ:
Оценка «5» ставится за:
− полный ответ, правильно отражающий основной материал курса:
− правильно

раскрытое

содержание

понятий,

закономерностей,

биологических взаимосвязей и конкретизация их примерами;
− правильное

использование

рисунков,

гербариев,

натуральных

объектов и других источников знаний,
− самостоятельный ответ,

с

опорой

на

ранее

приобретенные знания;
− соблюдение культуры устой и письменной речи, правил оформления
письменных работ;

9

Оценка «4» ставится обучающемуся, если:
− знание всего учебного программного материала;
− умений выделять главные положения в изученном материале, на
основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать
внутрипредметные связи, применять полученные знания на практике;
− незначительные

(негрубые)

ошибки

и

недочеты

при

воспроизведении изученного материала, соблюдение основных правил
культуры письменной и устной речи, правил оформления письменных
работ;
Оценка «3» ставится обучающемуся за следующее:
− знание и усвоение учебного материала на уровне минимальных
требований

программы,

затруднение

при

самостоятельном

воспроизведении, необходимость незначительной помощи преподавателя;
− умение работать на уровне воспроизведения, затруднения при
ответах на видоизмененные вопросы;
− наличие грубой ошибки, нескольких негрубых при воспроизведении
изученного материала, незначительное несоблюдение основных правил
культуры письменной и устной речи, правил оформления письменных
работ.
Оценка «2» - не ставится

10

IV.
№

Тема
предмета

Колво
часов

1

Вводный урок
Что такое
природоведение?

1

2

Предметы и явления
неживой и живой
природы

1

3

Небесные тела:
планеты, звезды

1

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Программное содержание

Дифференциация видов деятельности
Минимальный уровень
Достаточный уровень

Введение - 2 часа
Знакомство с учебным
Узнают природные явления на
предметом «Природоведение». иллюстрациях и фотографиях,
Формирование
относят объекты к живой или
представлений о предметах и
неживой природе; называют
явлениях, которые изучаются
природные предметы и явления
на уроках природоведения
Знакомство с предметами и
Узнают объекты неживой
явлениями живой и неживой
природы на иллюстрациях и
природы.
фотографиях, относят объекты
Формирование умения
к живой или неживой природе;
дифференцировать предметы
называют изученные объекты
и явления живой и неживой
живой и неживой природы
природы
Дописывают слова,
обозначающие явления
природы, в тетради
Вселенная - 6 часов
Знакомство с небесными
Называют изученные небесные
телами: звёзды, Солнце,
тела. Относят небесные тела к
планеты.
разным группам на основании
признаков с помощью учителя

Выделяют существенные
признаков объектов природы,
относят предметы к природе,
называют природные явления
Выделяют существенные
признаки объектов живой и
неживой природы, относят
объекты к живой или неживой
природе, устанавливают
взаимосвязи между живой и
неживой природой.
Выполняют задание в рабочей
тетради: заполняют таблицу
«Предметы и явления живой и
неживой природы»
Называют
изученные небесные тела
(звезды, Солнце, планеты) и их
признаки. Относят небесные
тела к разным группам на
основании признаков

11

4

Солнечная система.
Солнце

1

Формирование представления
о Солнце как центре
Солнечной системы, о
значении Солнца для жизни на
Земле. Формирование умения
давать краткую
характеристику планетам
Солнечной системы

Называют изученные небесные
тела – Солнце, планеты,
планета Земля, Солнечная
система – и их основные
признаки. Рассматривают на
рисунке строение Солнечной
системы. Выписывают названия
планет

5

Исследование
космоса. Спутники.
Космические
корабли

1

Ознакомление обучающихся с
исследованиями космоса и их
значением для человечества

Узнают искусственные
спутники и космические
корабли на иллюстрациях и
фотографиях, называют
изученные объекты

6

Полеты в космос

1

Ознакомление обучающихся с
исследованиями космоса,
формирование представления
о полетах человека в космос и
первых космонавтах

Называют первого космонавта
Ю. А. Гагарина, первую
женщину-космонавта В.В.
Терешкову, подписывают
фамилии на рисунках в рабочих
тетрадях

7

Смена дня и ночи

1

Формирование представлений

Называют части суток.

Называют изученные
небесные тела – звезды,
Солнце, Солнечная система,
планета Земля, 2–3 другие
планеты Солнечной системы –
и их признаки; называют
объекты, которые входят в
состав Солнечной системы.
Сравнивают небесные тела,
делают вывод, чем звезды
отличаются от планет,
записывают в таблицу
Узнают и называют
искусственные спутники и
космические корабли,
называют их назначение.
Показывают на картинках и
называют какие приборы люди
используют для исследования
космоса
Называют фамилии первых
космонавтов
(Ю. А. Гагарин,
В. В. Терешкова), имеют
представления о современных
полетах в космос и их
значении, подписывают
фамилии на рисунках в
рабочих тетрадях; подбирают
проверочные слова к новым
терминам
Называют части суток, их

12

о суточном вращении Земли и
смене дня и ночи.

8

Смена времен года.
Сезонные изменения
в природе

1

9

Планета Земля.
Оболочки Земли

1

Формирование представлений
о годовом движении Земли
вокруг Солнца, смене времен
года

Перечисляют причины смены
дня и ночи (с опорой на
учебник); выбирают и
подчеркивают правильный
ответ в рабочей тетради;
подписывают на рисунках
время суток
Определяют времена года на
иллюстрациях и фотографиях,
называют изученные времена
года и их основные признаки.
Подписывают на рисунках
названия месяцев

Наш дом - Земля - 44 часа
Закрепление знаний о
Называют планету Земля и ее
Солнечной системе.
основные оболочки – вода,
Формирование представления суша, воздух.
о Земле как планете, отличие
Вставляют в текст в рабочей
Земли от других планет
тетради пропущенные слова,
Солнечной системы
используя слова для справок

признаки и причины смены
дня и ночи.
Подчеркивают название
частей суток, подбирают
обобщающее слово в рабочих
тетрадях
Называют признаки времен
года, осуществляют
классификацию времен года
на основании основных
признаков.
Называют причины смены
времен года.
В рабочих тетрадях
показывают стрелками в какие
время года происходят
природные явления
Узнают, чем Земля отличается
от других планет Солнечной
системы. Называют спутники
Земли. Описывают форму
Земли и называют основные
оболочки Земли (твердая,
воздушная, водная).
Заполняют таблицу в рабочей
тетради «Чем образованы
оболочки Земли?»

13

10.

Воздух. Воздух и
его охрана. Значение
воздуха для жизни
на Земле

1

Формирование представлений
о воздухе. Уточнение и
обобщение знаний о значении
воздуха для человека,
животных и растений
Формирование представления
о мероприятиях, проводимых
с целью охраны чистоты
воздуха

Рассказывают
о
значении
воздуха
для
растений,
животных и человека, о
мероприятиях, проводимых с
целью охраны чистоты воздуха

11

Свойства воздуха

1

Формирование в процессе
демонстрации опытов
представления о свойствах
воздуха (прозрачность,
бесцветность, упругость,
теплопроводность) и об
использовании этих свойств в
быту

Называют свойств воздуха
совместно с учителем после
демонстрации опытов.
Записывают свойства воздуха в
рабочую тетрадь, используя
слова для справок

12.

Давление и
движение воздуха

1

Формирование представления
о свойствах (упругость,
сжатие) и движении воздуха

Составляют
рассказ
по
картинкам об использовании
свойств воздуха в быту
(накачивание шин, матрасов,
игрушек).
Выполняют задание в рабочей
тетради: «Составить и записать
предложения из перепутанных
слов»

Называют газы, которые
входят в состав воздуха и
рассказывают о его значении,
о
мероприятиях, проводимых с
целью охраны чистоты
воздуха.
Проводят опыты «Как
почувствовать и увидеть
воздух?»
Узнают и называют свойства
воздуха после демонстрации
опытов; описывают опыты,
демонстрирующие свойства
воздуха; знают свойства
воздуха и использование их в
быту.
Рассматривают рисунок в
рабочей тетради и составляют
рассказ, используя опорные
слова
Описывают свойства воздуха
(упругость, сжатие, теплый
воздух поднимается, холодный
опускается);
называют свойства воздуха с
опорой на иллюстрации или
демонстрируемый опыт;
умеют использовать свойства
воздуха в быту.
Проводят опыт и отвечают на
вопрос: как определить

14

13

Температура
воздуха. Термометр

1

Формирование представления
о термометре и его
устройстве, формирование
умения измерять температуру
воздуха, читать показания
термометра

Узнают термометр на
иллюстрациях и фотографиях,
читают записанную
температуру воздуха;
понимают положительные (со
знаком плюс) и отрицательные
(со знаком минус) показания
температуры.
Рассматривают рисунки в
рабочей тетради, подписывают,
какую температуру показывают
термометры

14.

Движение воздуха в
природе. Ветер

1

Формирование представлений
о движении воздуха – ветре,
силе ветра и использовании
ветра человеком

15

Состав воздуха.
Кислород, его
значение и
применение

1

Формирование представлений
о составе воздуха, о значении
кислорода и его свойствах:
значение кислорода, свойства
кислорода

Узнают ветра разной силы на
иллюстрациях и фотографиях;
называют ветра (ураган); имеют
представления об
использовании силы ветра
человеком.
В рабочей тетради отвечают на
вопрос: что может ветер?
Вставляют недостающие слова
Называют свойства кислорода,
относят кислород к газам,
входящим в состав воздуха;
знают значение кислорода для
человека, животных и растений.
Заполняют
схему
«Состав
воздуха», используя помощь
учителя

движение воздуха?
Узнают термометр в
естественных условиях, имеют
представление о назначении
термометра; умеют читать
показание термометра;
умеют использовать показание
термометра в повседневной
жизни (одежда – температура
воздуха).
Записывают в тетрадь с
помощью цифр и знаков
показания термометра
Рассказывают о движении
воздуха разной силы
(ветер, ураган, шторм),
называют причины появления
ветер.
Выписывают из словаря в
учебнике определения слов
«ветер», «ураган»
Называют газы, входящие в
состав воздуха; знают свойства
кислорода и наличие
представлений об
использовании свойств
кислорода в быту, хозяйстве и
промышленности.
Заполняют схему «Состав
воздуха»

15

16

Состав воздуха.
Углекислый газ и
азот

1

Формирование представлений
о составе воздуха, о значении
углекислого газа и азота и их
свойствах

Называют газы, входящие в
состав воздуха (углекислый газ,
азот), относят углекислый газа
и азот к газам, входящим в
состав воздуха.
Рассматривают
диаграмму
«Состав
воздуха»
и
подписывают названия газов,
используя предложенный текст

17

Значение и охрана
воздуха

1

Формирование представлений
о значении воздуха, его роли в
жизни растений, животных и
человека. Знакомство с
мерами, принимаемыми для
охраны воздуха

Имеют
представления
о
значении чистого воздуха и
мерах, принимаемых для его
защиты.
Составляют
рассказ
по
рисункам
«Как
человек
использует воздух»

Называют газы, входящие в
состав воздуха, знают свойства
углекислого газа, роль
углекислого газа в жизни
растений и имеют
представления об
использовании свойств
углекислого газа в быту,
хозяйстве и промышленности.
Заполняют таблицу в рабочей
тетради «Свойства газов»
Рассказывают о роли воздуха
для жизни на Земле;
устанавливают (с помощью
учителя) зависимость между
чистотой воздуха и жизнью
растений, животных и
человека; соблюдают в быту
меры по охране воздуха,
правила здорового образа
жизни.
Выполняют задание в рабочей
тетради: дописывают слова в
прочитанном тексте «Что мы
узнали о воздухе?»

16

18.

Значение воздуха
для жизни на Земле
и его охрана

1

Обобщение и систематизация
понятия о воздухе, его
составе, свойствах и значении
для человека, растений и
животных

19

Полезные
ископаемые. Виды,
значение, способы
добычи

1

Формирование представления
о полезных ископаемых, их
видах и значении

20

Гранит, известняк

1

Формирование представления
о полезных ископаемых,
используемых в строительстве
– граните, известняке

Имеют
представления
о Рассказывают о составе
значении чистого воздуха для воздуха, свойствах воздуха,
жизни на Земле и мерах, роли воздуха для жизни на
принимаемых для его защиты
Земле; устанавливают
(с помощью учителя)
зависимость между чистотой
воздуха и жизнью растений,
животных и человека; знают и
соблюдают в быту меры по
охране воздуха, правила
здорового образа жизни
Имеют
представление
о Называют полезные
назначении
полезных ископаемые; выделяют
ископаемых.
признаки полезных
Заполняют схему «Полезные ископаемых; относят полезные
ископаемые» в рабочей тетради ископаемые к разным группам
(твердые, жидкие,
газообразные; горючие,
негорючие).
Заполняют схему «Полезные
ископаемые»
в
рабочей
тетради. Приводят примеры
Узнают полезные ископаемые Узнают и называют
на рисунках, фотографиях, в представителей полезных
коллекциях
(мел,
мрамор, ископаемых, используемых в
гранит); называют изученные строительстве; выделяют
полезные ископаемые; относят признаки полезных
полезные ископаемые к группе, ископаемых, используемых в
используемых в строительстве; строительстве; называют
имеют
представление
о полезные ископаемые,
назначении данной группы известные из других
полезных ископаемы.
источников, объясняют свое

17

21

Песок, глина

1

Формирование представления
о полезных ископаемых,
используемых в строительстве
– песке, глине

22

Горючие полезные
ископаемые. Торф

1

Формирование представления
о горючих полезных
ископаемых. Формирование
представления о торфе

Выполняют задание в рабочей
тетради: соединяют стрелкой
название
полезного
ископаемого
с
его
характеристикой
Узнают полезные ископаемые
на рисунках, фотографиях, в
коллекциях (песок, глина);
называют изученные полезные
ископаемые; относя полезные
ископаемых
к
группе,
используемых в строительстве;
имеют
представление
о
назначении данной группы
полезных ископаемых.
Рассматривают
рисунки
и
рассказывают, что производят
из песка и глины; дописывают
предложения
Узнают полезные ископаемые
на рисунках, фотографиях, в
коллекциях (торф); называют
изученные
полезные
ископаемые, относят торф к
группе полезных ископаемых;
имеют
представление
о
назначении торфа.
Составляют рассказ по плакату
«Что получают из торфа»

решение.
Показывают в коллекции
полезные ископаемые: гранит,
известняк; зачитывают их
описание на карточках
Узнают и называют
представителей полезных
ископаемых, используемых в
строительстве; выделяют
признаки полезных
ископаемых, используемых в
строительстве; называют
полезные ископаемые,
известные из других
источников;
объясняют свое решение.
Заполняют таблицу.
Сравнивают между собой
песок и глину
Узнают и называют
представителей горючих
полезных ископаемых;
выделяют признаки горючих
полезных ископаемых и торфа,
относят торф к различным
группам с учетом разных
классификаций
(полезные ископаемые,
горючие полезные
ископаемые, полезные
ископаемые, используемые в
качестве удобрений).

18

23

Каменный уголь.

1

Формирование представления
о горючих полезных
ископаемых. Формирование
представления о каменном
угле

24

Добыча и
использование
каменного угля

1

Формирование представление
о каменном угле, способах
добычи и значении каменного
угля

Узнают полезные ископаемые
на рисунках, фотографиях, в
коллекциях (каменный уголь);
называют изученные полезные
ископаемые; относят каменный
угль
к группе полезных
ископаемых.
Узнают
и
называют горючие полезные
ископаемые – каменный угль;
выделяют признаки каменного
угля; относят каменный угль к
группе полезных ископаемых и
горючих полезных ископаемых.
Используя текст учебника,
записывают
свойства
каменного угля в рабочую
тетрадь
Относят каменный уголь к
группе полезных ископаемых;
имеют
представление
о
значении каменного угля.
Подписывают на рисунках
способы добычи каменного
угля

В рабочей тетради заполняют
схему «Горючие полезные
ископаемые»
Узнают и называют горючие
полезные
ископаемые
–
каменный уголь; выделяют
признаки каменного угля;
относят каменный угль к
группе полезных ископаемых
и
горючих
полезных
ископаемых.
Рассматривают
образец
каменного угля. Записывают в
рабочую тетрадь свойства
каменного угля. Заполняют
таблицу «Свойства каменного
угля»

Относят каменный уголь к
различным группам; с учетом
разных классификаций
(полезные ископаемые,
горючие полезные
ископаемые), знают способы
добычи каменного угля.
Вставляют
в
текст
пропущенные слова «Добыча
каменного угля»

19

25

Нефть: внешний вид
и свойства

1

Формирование представления о
горючих полезных ископаемых.
Формирование представления о
нефти

Называют
изученные
полезные
ископаемые
(нефть); относят нефть к
группе
полезных
ископаемых.
Описывают свойства нефти:
заполняют пропуски в тексте,
используя слова для справок

26

Добыча и
использование
нефти

1

Формирование представления о
нефти, способах добычи и
значении нефти

Относят нефть к группе
полезных
ископаемых;
имеют
представление
о
значении нефти.
Подчеркивают правильный
ответ: в каком состоянии
находится нефть

27

Природный газ.
Свойства, добыча,
использование.
Правила обращения
с газом в быту

1

Формирование представления о
горючих полезных ископаемых.
Формирование представление о
природном газе, способах добычи
и значении природного газа.
Формирование умения соблюдать
правила безопасного пользование
газом в быту

Называют
изученные
полезные
ископаемые
(природный газ; относят газ к
группе
полезных
ископаемых;
имеют
представление о значении
природного газа; называют (с
помощью учителя) правила

Узнают и называют горючие
полезные ископаемые;
выделяют признаки нефти;
относят нефть к группе
полезных ископаемых и
горючих полезных
ископаемых.
Рассматривают пробирку с
нефтью и описывают ее
свойства, используя слова
для справок. Сравнивают
каменный уголь и нефть,
называют черты различия и
сходства
Относят нефть к различным
группам с учетом разных
классификаций (полезные
ископаемые, горючие
полезные ископаемые);
рассказывают о способах
добычи нефти.
Выписывают из словаря в
учебнике определения новых
слов
Узнают и называют горючее
полезное ископаемое –
природный газ; выделяют
признаки природного газа;
относят природный газ к
различным группам с учетом
разных классификаций
(полезные ископаемые,

20

пользования газом в быту.
Подчеркивают на карточке
названия горючих полезных
ископаемых

28

Черные металлы.
Сталь. Чугун

1

29

Цветные металлы

1

горючие полезные
ископаемые); знают способы
добычи газа.
Вставляют пропущенные
слова «Запомни правила
обращения с газом»
Знакомство с черными металлами. Называют черные металлы
Узнают и называют черные
Формирование представления о
(сталь, чугун), имеют
металлы – чугун и сталь;
стали, чугуне, способах получения представление об
знают способы получения
и использовании в
использовании черных
черных металлов; выделяют
промышленности и в быту
металлов.
признаки черных металлов,
Рассматривают рисунки,
свойства стали и чугуна.
подчеркивают названия
Используя рисунки,
предметов, изготовленных из записывают в рабочую
металлов, используя помощь тетрадь названия предметов,
учителя
сделанных из металлов
Знакомство с цветными
Называют цветные металлы; Узнают и называют цветные
металлами. Формирование
имеют представление об
металлы – алюминий, медь;
представления об алюминии и
использовании цветных
знают способы получения
меди, способах получения и
металлов.
цветных металлов; выделяют
использовании в
Заполняют таблицу в рабочей признаки цветных металлов;
промышленности и в быту
тетради, используя слова для производят классификацию
справок: приводят примеры
цветных металлов (относят
цветных металлов, разделив
алюминий, медь к металлам и
их на группы
цветным металлам).
Заполняют таблицу в рабочей
тетради: приводят примеры
цветных металлов, разделив
их на группы

21

30

Благородные
(драгоценные)
металлы

1

Формирование представления о
благородных (драгоценных)
металлах. Формирование
представления о золоте, серебре,
платине, использовании в
промышленности и в быту

Называют благородные
(драгоценные) металлы;
имеют представление об
использовании благородных
(драгоценных) металлов.
Вставляют пропущенные
буквы в слова с названиями
благородных металлов,
составляют предложения с
этими словами

31

Охрана полезных
ископаемых

1

Формирование представления о
значении полезных ископаемых,
знакомство с мерами,
принимаемыми для охраны
полезных ископаемых

32

Полезные
ископаемые

1

Обобщение и систематизация
знаний обучающихся о свойствах
полезных ископаемых.

Называют полезные
ископаемые; знают о
необходимости охраны
полезных ископаемых.
Составляют рассказ по
плану и с опорой на
предложения, предложенные
учителем об охране полезных
ископаемых
Имеют
представления
о
полезных ископаемых, их
значении для людей.
Составляют устный рассказ
ободном
из
полезных
ископаемых по плану и
опорным предложениям

Узнают и называют
благородные (драгоценные)
металлы – золото, серебро,
платину; выделяют признаки
цветных металлов;
производят классификацию
драгоценных металлов
(относят золото, серебро,
платину к металлам и
драгоценным металлам).
Выполняют задание в
рабочей тетради: соединяют
стрелками правильные
ответы, где применяют
драгоценные металлы
Узнают и называют полезные
ископаемые; знают способы
охраны полезных
ископаемых.
Вставляют в текст карточки
пропущенные слова,
используя слова для справок
Узнают и называют полезные
ископаемые. Проводят
классификацию полезных
ископаемых.
Относят полезные
ископаемые к различным
группам, объясняют свой
выбор;

22

33

Вода в природе.
Роль воды в питании
живых организмов

1

Формирование представлений о
воде в природе и о значении воды
для растений и животных

Рассказывают о воде в
природе; о значении воды
для растений, животных,
человека.
Выполняют задание:
рассматривают рисунки и
подписывают, кому для
жизни нужна вода

34

Свойства воды

1

Формирование представлений о
свойствах воды.

Называют свойства воды
(совместно с учителем) после
демонстрации опытов.
Заполняют схему
«Основные свойства воды»,
используя слова для справок;
подписывают рисунки,
записывают выводы в
тетрадь по проведенным
опытам

35

Растворимые и
нерастворимые
вещества. Питьевая
вода

1

Формирование представлений о
свойствах воды, растворимых и
нерастворимых веществах

Рассказывают о свойствах
питьевой воды и растворах,
называют растворы.
Описывают опыты,

знают свойства полезных
ископаемых, знают меры по
их охране.
Составляют устный рассказ
об одном из полезных
ископаемых
по
плану,
используя статью учебника
Узнают на рисунках и
фотографиях и называют
воду в разных формах
существования в природе.
Подписывают рисунки,
используя слова для справок:
где встречается вода в
природе; вставляют
пропущенные слова в текст
карточки
Узнают и называют свойства
воды после демонстрации
опытов; описывают опыты,
демонстрирующие свойства
воды; записывают выводы по
проведенным опытам. знают
свойства воды и
использование этих свойств в
быту.
Заполняют схему «Основные
свойства воды»
Называют растворимые и
нерастворимые вещества;
узнают растворы в
естественных условиях и на

23

подписывают рисунки с
растворимыми и
нерастворимыми в воде
веществами

36

Прозрачная и
мутная вода.
Очистка мутной
воды

1

Формирование представлений о
свойствах воды, чистой воде и
очистке воды

Узнают чистую и мутную
воду в натуральном виде и на
рисунках. Называют
признаки мутной и чистой
воды.
Выполняют задание:
выбирают правильный ответ
на вопрос и подчеркивают
его

иллюстрациях и называют
их;
имеют представления о
назначении растворов;
выделяют существенные
признаки питьевой воды,
используют полученные
знания при выполнении
практических работ
(создание растворов –
сладкий водный раствор,
соленый водный раствор).
Заполняют таблицу в рабочей
тетради «Растворимые и
нерастворимые в воде
вещества»
Выделяют признаки чистой и
мутной воды; относят воду к
разным группам; используют
полученные знания при
выполнении практических
работ (очистка воды
отстаиванием,
фильтрованием).
Записывают предложения в
правильном порядке по
проведению опыта по
очистке мутной воды

24

37

Три состояния воды.
Температура и ее
измерение

1

Формирование представлений о
различных агрегатных состояниях
воды: твердое, газообразное,
жидкое. Переход воды из одного
состояния в другое

Узнают воду в твердом,
жидком и газообразном
состоянии в натуральном
виде и на рисунках.
Заполняют схему, используя
текст учебника «Состояние
воды в природе».
Проводят опыты под
руководством учителя по
изучению свойств трех
состояний воды, измеряют ее
температуру с помощью
термометра

38

Расширение при
нагревании и сжатие
при охлаждении,
расширение при
замерзании

1

Формирование представлений об
изменении состояния воды под
воздействием температуры

Узнают и называют
состояния воды при
нагревании и охлаждении.
Подписывают рисунки,
подчеркивают правильный
ответ на вопрос: что
происходит с водой при
нагревании, охлаждении,
замерзании

Выделяют признаки воды в
разных агрегатных
состояниях; устанавливают
зависимости между
температурой и состоянием
воды;
умеют использовать
полученные знания при
выполнении практических
работ совместно с учителем
(измерение температуры
воды).
Проводят опыты по
изучению свойств твердой,
жидкой и газообразной воды;
измеряют температуру воды
термометром; записывают
выводы в рабочую тетрадь
Узнают и называют
состояния воды в
естественных условиях и на
картинах; выделяют
существенные признаки воды
при замерзании и
нагревании; умеют
использовать полученные
знания в быту.
Записывают выводы в рамку
в рабочую тетрадь: что
происходит с водой при
нагревании, охлаждении и
замерзании

25

39

Свойства воды.
Лабораторная
работа

1

Формирование умения применять
знания о свойствах воды на
практике, выполнять
практические действия под
контролем учителя

Выполняют лабораторные
работы совместно с
учителем;
называют свойства воды
после проведения опыта

40

Работа воды в
природе

1

Формирование представлений о
работе воды в природе и
изменениях, которые происходят
под влиянием воды

Узнают и называют
последствия работы воды –
оврагов, пещер, наводнений;
подписывают слова на
рисунках

41

Значение воды в
природе.
Использование воды
в быту,
промышленности и
сельском хозяйстве

1

Формирование представлений о
значении воды для человека,
знакомство с мерами,
принимаемыми для охраны воды

Знают значения воды для
жизни человека; называют
(совместно с учителем)
правила охраны воды в быту
(выключать воду, плотно
закрывать кран).
Составляют рассказ по
картинкам «Как используют
воду в сельском хозяйстве»

42

Вода в природе

1

Изучение значения воды в
природе. Формирование
представлений о круговороте
воды в природе

Называют разные состояния
воды; узнают их на
иллюстрациях: дождь, пар,
облака, тучи.
Рассматривают схему
круговорота, вставляют в
текст пропущенные слова

Выполняют лабораторные
работы под контролем
учителя;
прогнозируют результаты
опытов, описывают
результаты опытов; делают
выводы о свойствах воды
Устанавливают
взаимозависимости между
явлениями природы (работа
воды и форма поверхности);
называют по рисункам и
подписывают овраги,
пещеры, ущелья
Рассказывают о мерах,
принимаемых для охраны
воды; применяют знания об
охране воды на практике.
Вставляют пропущенные
слова в текст карточки.
Приводят свои примеры,
используя слова- помощники.
Пересказывают написанный
текст
Составляют рассказ по
картинкам о состоянии воды
на разных этапах ее
круговорота; устанавливают
причинно-следственные
зависимости.
По схеме называют
изменения в природе во

26

43

Воды суши: ручьи,
реки

1

Формирование представлений о
водах суши: ручьях и реках.
Правила поведения у водоёмов

Составляют рассказ о реках
и ручьях. Называю отличия
ручья от реки с помощью
учителя. Называют правила
поведения у водоемов.
Подчеркивают правильный
ответ в тексте; почему нельзя
пить воду из водоемов

44

Озера, болота,
пруды

1

Формирование представлений о
водах суши: озера, болота, пруды

Узнают озера, болота, пруды
на иллюстрациях и
фотографиях;
называют изученные
объекты;
рассказывают об
использовании изученных
водоемов.
Рассматривают рисунок,
соединяют стрелками
изображения животных,
обитающих на болоте, с
водоемом. Записывают в
тетрадь названия рыб,
которые водятся в водоемах

время круговорота;
вставляют в текст
пропущенные слова
Рассказывают об
образовании рек и ручьёв.
Составляют рассказ о реках
и ручьях. Называю отличия
ручья от реки. Называют
правила поведения у
водоемов.
Выполняют задание в
рабочей тетради:
подчеркивают правильный
ответ в тексте «Воды суши»
Рассказывают о внешнем
виде озер, болот, прудов,
водохранилищ и образовании
изученных водоемов, о
значении изученных
водоемов; умеют
устанавливать простейшие
причинно-следственные
зависимости.
Рассматривают рисунок,
соединяют стрелками
изображения животных,
обитающих на болоте, с
водоемом; обосновывают
свой вывод. Сравнивают
водоемы, называют
отличительные их признаки.
На основании сравнения

27

45

Моря и океаны

1

Формирование представлений о
морях и океанах и их
использовании

46

Охрана воды

1

Формирование представлений об
охране воды и мерах,
принимаемых по охране водоемов

47

Равнины, холмы,
овраги

1

Формирование представлений о
формах поверхности Земли,
внешнем виде равнин, холмов,
оврагов и их использовании
человеком

Узнают моря и океаны на
иллюстрациях
и
фотографиях;
называют
изученные
объекты;
рассказывают
об
использовании
изученных
водоемов.
Рассматривают рисунки в
рабочей
тетради,
подписывают названия морей
и океанов
Рассказывают об
использовании воды;
составляют предложения,
используя опорные слова;
раскрашивают опорные
сигналы для плаката по
охране воды
Узнают и называют формы
поверхности
(равнины,
холмы,
овраги)
на
иллюстрациях
и
фотографиях.
Заполняют схему в рабочей
тетради
«Поверхности
суши», используя помощь
учителя

заполняют таблицу
Рассказывают о внешнем
виде морей и океанов, их
основных признаках, о
значении изученных
водоемов.
Заполняют таблицу в рабочей
тетради «Использование
воды человеком»; составляют
рассказ по схеме «Значение
моря для человека»
Составляют рассказ о мерах,
принимаемых для охраны
водоемов; применяют знания
об охране воды на практике.
Составляют памятку
«Правила поведения у
водоемов»; рисуют в тетради
опорные сигналы для плаката
по охране водоемов
Выделяют существенные
признаки изученных форм
поверхности суши; называют
холмы и овраги, известные из
личного опыта.
Заполняют схему в рабочей
тетради «Поверхности
суши», соединяют стрелками
слова и предложения с
описанием оврага

28

48

Горы

1

Формирование представлений о
формах поверхности Земли. Горы:
внешний вид, природа, жизнь и
занятия людей в горах

Узнают и называют горы на
иллюстрациях
и
фотографиях.
Называют занятия людей,
живущих в горах.
Подписывают и
раскрашивают рисунки, как
люди используют горы

49

Почва – верхний
слой земли. Состав
почвы

1

Формирование представлений о
почве, ее образовании.
Знакомство с составом почвы:
перегной, песок, глина, вода,
воздух, минеральные соли.
Закрепление знания о роли почвы
в жизни растений

50

Разнообразие почв

1

Формирование представлений о
видах почвы: черноземные,
глинистые, песчаные.
Знакомство с особенностями
почв.

Рассказывают о назначении
почвы. Называют состав
почвы, опираясь на схемы и
иллюстрации. Рассказывают
о роли почвы в жизни
растений.
Отгадывают
загадки
о
животных, которые обитают
в почве; подписывают их на
рисунках
Называют виды почв (не
менее 2). Называют свойства
одного вида почв.
Узнают по описанию и
подписывают на рисунках
виды почв

Выделяют существенные
признаки гор. Рассказывают
о занятиях людей в горах.
Устанавливают простейшие
зависимости между формой
поверхности суши и
занятиями населения.
Называют горы, известные из
личного опыта.
Сравнивают горы и холмы,
называю отличительные
признаки; заполняют схему
их строения
Узнают и называют почвы в
натуральном виде в
естественных условиях и на
картинах. Называют
вещества, входящие в состав
почвы и их значение.
Заполняют схему в рабочей
тетради «Состав почвы»
Называют виды почв и их
основные признаки;
выделяют существенные
признаки разных видов почв;
устанавливают связи между
разными видами почв и
растительностью; умеют
применять эти знания на
практике.

29

51

Основное свойство
почвы – плодородие.
Обработка почвы

1

Формирование представлений о
плодородии почвы, способах
обработки почвы и ее значении

Рассказывают об основном
свойстве почвы, о значении
обработки
почвы
для
получения урожая.
Подчеркивают
в
тексте
рабочей тетради название
основных частей почвы,
которые необходимы для
жизни растений

52

Охрана почвы

1

Закрепление представлений о
значении почвы.
Охрана почв, меры, принимаемые
для охраны почв

Рассказывают
о
необходимости охраны почв
и некоторых мерах, которые
принимаются для защиты
почвы.
Рассматривают рисунки в
рабочей тетради. Обводят те,
на которых показано, как
человек заботиться о почве

Выполняют задание:
соединяют стрелкой название
почвы с ее характеристикой
Называют способы
обработки почвы в
зависимости от сезона;
имеют представления о
взаимосвязи обработки
почвы с ее плодородием;
умеют применять знания о
сезонной обработке почвы на
практике.
Делают вывод: почему
черноземная почва самая
плодородная
Называют вредные
воздействия на почву:
костры, пожары, вырубка
лесов, бытовой мусор,
химикаты, вода, ветер;
называют меры,
принимаемые для охраны
почв.
Обводят рисунки, на которых
показано, как человек
заботиться о почве,
обосновывают свой выбор

30

Есть на Земле страна Россия- 14 часов
Формирование представлений о
Называют название своей
России, размере территории,
страны. Рассказывают, какие
климате, рельефе
формы поверхности есть в
России.
Рисуют
Государственный
флаг России в тетради.
Подчеркивают
в
стихотворении
название
государства,
в
котором
живут, записывают его в
клеточки

53

Место России на
земном шаре.
Знакомство с картой

1

54

Моря и океаны,
омывающие берега
России

1

Знакомство с морями и океанами,
омывающими берега России

55

Горы и равнины на
территории нашей
страны

1

Формирование представления о
формах поверхности России:
равнины, горы

Рассказывают,
что
территорию России омывают
теплые и холодные моря;
называют основные признаки
этих морей (лед, снег,
холодно,
тепло,
солнце,
пляж).
Вставляют
в
текст
пропущенные
слова
с
названием океанов
Узнают на иллюстрациях
различные
формы
поверхности
–
горы,
равнины; рассказывают, что
на территории России
находятся горы и равнины.
Подчеркивают
слова,
которые обозначают формы
земной
поверхности
на

Называют особенности
климата и рельефа России;
узнают на карте России реки
и сушу (по цвету);
устанавливают причинноследственные зависимости
между территорией,
солнечной освещенностью и
климатом.
Записывают в тетради свой
адрес
Называют моря, омывающие
берега России: Черное море,
Азовское море, Балтийское
море; называют их основные
признаки.
Выполняют задание в
рабочей тетради: соединяют
стрелками название моря с
его характеристикой
Называют горы и равнины
России: ВосточноЕвропейская равнина,
Западно-Сибирская равнина,
Кавказские горы, Уральские
горы. Рассказывают об их
основных признаках.
Вставляют в текст карточки
названия равнин и гор

31

карточке
56

Реки и озера России

1

Знакомство с реками и озёрами
России. Знакомство с
крупнейшими реками России

57

Москва – столица
России

1

Формирование представления о
столице России – Москве:
достопримечательности,
стадионы, транспорт

58

Санкт-Петербург

1

Формирование представления о
городе Санкт-Петербург:
достопримечательности, реки,
разводные мосты

59

Ярославль.
Владимир. Ростов.
Города «Золотого
кольца»

1

Знакомство с городами «Золотого
кольца»: Ярославль, Владимир,
Ростов: достопримечательности,
народные промыслы

Узнают на иллюстрациях
реки;
рассказывают,
что
на
территории России находятся
реки и озера; называют 1–2
реки России.
Подбирают
обобщающие
слова
к
перечисленным
названиям рек и озер
Называют
достопримечательности
Москвы
с
опорой
на
иллюстрации.
Называют столицу России.
Подписывают на рисунках
герб России и герб Москвы

России, используя слова для
справок
Называют реки и озера
России: 3–4 названия,
называют их основные
признаки.
Заполняют таблицу в рабочей
тетради «Реки и озера
России»

Называют
достопримечательности
Москвы. Называют основные
виды транспорта Москвы.
Находят на картинках и
подписывают
достопримечательности
Москвы
Узнают
и
называют Узнают и называют Санктдостопримечательности
Петербург на картинках и
Санкт-Петербурга:
иллюстрациях, рассказывают
разводные мосты, Дворцовая об его основных
площадь – на иллюстрациях достопримечательностях
и фотографиях
Называют города Золотого Называют города «Золотого
кольца:
Ярославль, кольца»: Ярославль,
Владимир,
Ростов. Владимир, Ростов.
Рассказывают
о Называют основные
достопримечательностях
достопримечательности:
городов «Золотого кольца» с набережная в Ярославле,
помощью учителя.
театр; собор и Золотые

32

Выполняют
задание:
соединяют
линиями,
с
именем каких великих людей
связаны названия городов

60

Нижний Новгород,
Казань, Волгоград

1

Формирование представления о
городах Нижний Новгород,
Казань, Волгоград:
достопримечательности,
промышленность

Называют города Нижний
Новгород, Казань, Волгоград
Рассказывают о
достопримечательностях с
помощью учителя, опираясь
на иллюстрации.
Находят на карте названия
городов и выписывают их в
тетрадь

61

Новосибирск,
Владивосток

1

Формирование представления о
городах Новосибирск,
Владивосток:
достопримечательности,
промышленность, порт

Называют
города
Новосибирск, Владивосток.
Рассказывают
о
достопримечательностях
городов; показывают их на
карте

62

Население и народы
России

1

Формирование представления о
населении России и России как

Называют
представителей

ворота во Владимире;
Ростовский кремль.
Вписывают в таблицу
названия некоторых
достопримечательностей
городов Золотого кольца
Узнают и называют города
Нижний Новгород, Казань,
Волгоград; называют
основные
достопримечательности
городов (Нижегородский
кремль, Казанский кремль,
мечеть, Мамаев курган);
называют города, известные
из других источников.
Заполняют таблицу: по
описанию определяют
название городов
Узнают и называют города
Новосибирск, Владивосток;
называют основные
достопримечательности
городов; называют города,
известные из других
источников.
Составляют рассказ о городе
Владивостоке, используя
слова для справок

отдельных Называют представителей
народов народов России.

33

многонациональном государстве

63

Ваш город.
Важнейшие
географические
объекты региона

1

Формирование представления о
своей местности на основе
уточнения и обобщения
имеющихся знаний: поверхность,
водоёмы, растительный и
животный мир

64

Ваш город.
Важнейшие
географические
объекты региона

1

Формирование представления о
своей местности на основе
уточнения и обобщения
имеющихся знаний:
промышленность и сельское
хозяйство,
достопримечательности.

России.
Называют места, где
проживает население России.
Узнают на иллюстрациях и
называют городское и
сельское население.
Заполняют схему «Население
нашей страны», используя
помощь учителя
Называют основные
географические объекты и
особенности своей
местности: поверхность,
водоёмы с опорой на
учебник. Называют
представителей
растительного и животного
мира своего региона
Показывают на
иллюстрациях
достопримечательности
своего города с помощью
учителя. Называют
промышленные предприятия
своего региона

Рассказывают о традициях,
обычаях населения России;
занятиях городского и
сельского населения.
Заполняют схему «Население
нашей страны»; определяют,
какие рисунки подходят к
стихотворениям
Показывают на карте
основные географические
объекты и особенности
своей местности:
поверхность, водоёмы.
Рассказывают о
представителях
растительного и животного
мира своего региона
Рассказывают о
достопримечательностях
своего города. Называют
промышленные предприятия
и направления сельского
хозяйства своего региона,
Рассказывают о населении
своей местности, их
традициях и обычаях

34

65

Экскурсия

1

Расширение и закрепление знаний
о родном городе; о
важнейших географических
объектах региона

Называют и посещают
достопримечательные места
города;
Называют важнейшие
географические объекты
региона

66

Экскурсия

1

Расширение и закрепление знаний
о родном городе; о
важнейших географических
объектах региона

Называют и посещают
достопримечательные места
города;
Называют важнейшие
географические объекты
региона

67

Обобщающий урок
по разделу «Есть на
Земле страна
Россия»

1

68

Неживая природа.
Обобщающий урок

1

Повторение – 2 часа
Закрепление знаний о России:
Называют отдельные города
формах рельефа, водоемах,
России, отдельных
городах, населении
представителей народов
России

Обобщение и закрепление
представлений о предметах и
явлениях неживой природы

Узнают и называют
изученные предметы
неживой природы на
иллюстрациях, фотографиях;
относят к определенным
группам (вода, воздух,
полезные ископаемые,

Рассказывают в ходе
экскурсии о
достопримечательностях
города совместно с учителем;
Рассказывают и изучают
важнейшие географические
объекты региона
Рассказывают в ходе
экскурсии о
достопримечательностях
города совместно с учителем;
Рассказывают и изучают
важнейшие географические
объекты региона
Называют особенности
климата и рельефа России,
называют моря, омывающие
берега России: Черное море,
Азовское море, Балтийское
море; называют отдельные
реки, озера, горы, равнины
России; называют отдельные
города России и их
достопримечательности
Узнают и называют
изученные предметы
неживой природы на
картинах, схемах и в
натуральном виде; относят
предметы неживой природы
к разным группам (вода,

35

почва); называют предметы,
относящиеся к почве,
полезным ископаемым,
свойствам воды или воздуха;
называют элементарные
правила безопасного
поведения в природе;
рассказывают о значении
неживой природы в жизни
человека

воздух, полезные
ископаемые, почва);
выделяют существенные
признаки каждой группы;
рассказывают о взаимосвязях
между неживой и живой
природой; соблюдают
правила безопасного
поведения в природе

36


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».