РП Предметный курс биология 10-11 класс

Содержание программы
Общее количество часов – 68
Введение – (1 ч) Входная диагностика.
Раздел 1. Основы цитологии (10 ч)
Наука - цитология. Клеточная теория. Органоиды клетки, их строение, функции.
Одномембранные, двумембранные и немембранные органоиды. Сходства и различия
различных видов клеток. Химическая организация клетки. Неорганические вещества
клетки. Органические вещества клетки: белки, жиры, углеводы, нуклеиновые кислоты.
Обмен веществ и энергии в клетке. Пластический обмен. Биосинтез белка.
Энергетический обмен. Фотосинтез и хемосинтез.
Демонстрация схем и рисунков, интерактивных таблиц: растительная и животная клетки,
органоидов и т.д.
Строение растительной и животной клетки. строение органоидов, процессов фотосинтеза,
биосинтеза белка.
Раздел 2. Основы генетики(10 ч)
Основные методы и понятия генетики. Моногибридное скрещивание. Первый и второй
законы Менделя.
Анализирующее скрещивание. Неполное доминирование.
Дигибридное скрещивание. Хромосомная теория. Сцепленное наследование генов.
Генетика пола. Наследование, сцепленное с полом. Множественное действие гена.
Взаимодействие неаллельных генов. Значение генетики для медицины и здравоохранения.
Модификационная и наследственная изменчивость.
Демонстрация интерактивных схем и видиофрагментов методов генетики, примеров
генетических задач.
Конференция
« Значение генетики для медицины и здравоохранения»
Раздел 3. Основы селекции -5ч.
Задачи и методы селекции. Центры многообразия и происхождения культурных
растений.
Селекция растений. Селекция животных. Селекция микроорганизмов.
Биотехнология.
Демонстрация
интерактивная схема центры многообразия и происхождения
культурных растений.
Семинар « Современные биотехнологии на службе человеку»
Раздел 4. Основы учения о биосфере – 5ч.
Биосфера. Живое вещество и его функции.
Круговорот веществ и превращение
энергии в биосфере. Антропогенное воздействие на биосферу. Ноосфера.
Демонстрация интерактивных схем и таблиц по теме круговорот веществ и превращение
энергии в биосфере.
Семинар « Антропогенное влияние на биосферу планеты Земля»
Конференция « Ноосфера – сфера разума»
Раздел 5. Основы экологии – 4 ч.
Задачи экологии. Экологические факторы: абиотические и биотические. Популяция. Вид.
Биогеоценоз. Цепи питания. Сукцессия. Агроценозы
Демонстрация схем цепей питания в биогеоценозах.
Семинар « Популяция – единица эволюции»
Раздел 6. « Эволюционное учение и развитие органического мира» - 10 ч.
Основные этапы развития эволюционных идей до Ч.Дарвина. Предпосылки
возникновения учения Ч.Дарвина. Основные положения теории Ч.Дарвина. Критерии
вида. Популяция – единица вида и эволюции. Искусственный и разновидности
естественного отбора. Адаптации и их относительный характер. Видообразование и
микроэволюция. Способы видообразования. Главные направления эволюции.
Доказательства эволюции органического мира. Эмбриология. Доказательства эволюции
органического мира. Сравнительная анатомия. Биогеография.
Демонстрация
интерактивных рисунков и схем « Доказательства эволюции
органического мира»
Семинар « Доказательства эволюции»

Раздел 7 «Происхождение человека» - 5 ч.
Доказательства происхождения человека от животных. Отличие человека от обезьян.
Движущие силы антропогенеза. Основные этапы эволюции человека. Древнейшие люди.
Древние люди. Современные люди. Человеческие расы.
Демонстрация презентации «Этапы эволюции человека», интерактивных таблиц «
Доказательства происхождения человека от животных», «Отличие человека от животных»
Раздел 8 «Человек и его здоровье» - 10 ч.
Опорно – двигательная система. Опорно – двигательная система. Пищеварение. Обмен
веществ и энергии. Выделение. Кожа. Нервная система. Гуморальная система.
Размножение и развитие организма.
Демонстрация презентаций « Формы размножения», « Питание и пищеварение
организмов», « Кожа».
Раздел 9 «Общие сведения о животном и растительном мире» - 8 ч. Подцарство
Простейшие. Подцарство Многоклеточные животные. Характеристика различных типов
животных. Примеры и характеристика классов. Отделы растений. Характеристика
низших и высших растений. Развитие растительного мира. Бактерии. Вирусы. Грибы.
Лишайники.
Демонстрация интерактивных схем простейших, интерактивные рисунки, презентации
различных типов животных, отделов растений, бактерий,вирусов.
Семинар « Многообразие бактерий и вирусов. Современные меры защиты и
профилактики»
Семинар «Симбиотические организмы»
Итоговое диагностическое занятие «Сдаем успешно ЕГЭ» - 1 ч.
Планируемы результаты подготовки школьников
В результате обучения на профильном уровне биологии учащийся должен:
- качественно подготовиться к итоговой аттестации по биологии;
- иметь представление о многообразии, образе жизни и среде обитания основных типов и
классов, отделов растений и животных;
- усвоить особенности системного устройства органического мира и взаимосвязь его
единиц, особенности строения представителей основных типов, отделов, характеристику
процессов жизнедеятельности основных представителей органического мира.
- уметь анализировать особенности строения и жизнедеятельности различных
представителей органического мира;
- овладение разнообразными способами работы с контрольно измерительными заданиями
и систематизация знаний;
- углубить представление об молекулярно – клеточных технологиях в области медицины,
- овладеть различными видами решения генетических и цитологических задач;
- расширить представление о возможностях генетики, цитологии, селекции в
современном мире;
- научиться выступать с докладом, рефератом, рецензией, участвовать в спорах, диспутах,
дискуссиях, дебатах;
- свободно пользоваться справочной и научно-популярной литературой по биологии;
- осуществлять самостоятельный поиск биологической информации в словарях,
справочниках, научной и научно – популярной литературе, сети Интернет;
- составлять краткие рефераты и сообщения по интересующим темам, представлять их
аудитории.

Учебно – тематический план элективного курса 68 часов
№ Темы занятий
Количество
Формы
часов
деятельности
1
1
Вводное
Введение.
практическое
занятие
2. Раздел 1 « Основы цитологии» - 10 часов
1
Наука
цитология. 1
Лекция
Клеточная теория.
2
Органоиды клетки, 1
Практикум
их
строение,
функции

3

Одномембранные,
1
двухмембранные и
немембранные
органоиды. Сходства
и
различия
различных
видов
клеток

Практикум

4

Химическая
организация клетки.
Неорганические
вещества клетки
Химическая
организация клетки.
Органические
вещества
клетки:
Белки.
Жиры,
углеводы
Химическая
организация клетки.
Нуклеиновые
кислоты. Структура
и
функции.
Репликация ДНК.
Обмен веществ и
энергии в клетке.
Пластический обмен.
Биосинтез белка.
Энергетический
обмен
Фотосинтез.
Хемосинтез
Зачетный урок

1

Лекция

1

Лекция

1

Лекция

1

Лекция

1

Лекция

1

Лекция

1

Контроль
знаний

5

6

7

8
9
10

Вид
деятельности
Вводная
диагностика

Умение
распознавать
органоиды
клетки,
их
строение
и
функции
Выявление
сходств
и
различий
клеток.
Изучение
и
узнавание
на
схемах
различных
органоидов
клетки

Тестирование по
разделу1

3. Раздел 2 «Основы генетики» - 10 часов
11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

Основные методы 1
и
понятия
генетики
Моногибридное
1
скрещивание.
Первый и второй
законы Менделя

Лекция

Анализирующее
скрещивание.
Неполное
доминирование
Дигибридное
скрещивание

1

Практикум

1

Практикум

Хромосомная
теория.
Сцепленное
наследование
генов
Генетика
пола.
Наследование,
сцепленное
с
полом
Множественное
действие
гена.
Взаимодействие
неаллельных
генов
Значение генетики
для медицины и
здравоохранения

1

Лекция

1

Практикум

1

Лекция

1

Конференция

Модификационная 1
и наследственная
изменчивость
Зачет по теме
1

4. Раздел 3 «Основы селекции» -5часов
21 Задачи и методы 1
селекции. Центры
многообразия
и
происхождения
культурных
растений
22 Селекция
1
растений
23 Селекция
1
животных
24 Селекция
1
микроорганизмов.

Практикум

Решение задач с
различным
применением
моногибридного
скрещивания
Решение задач с
неполным
доминировании
ем
Решение задач на
дигибридное
скрещивание

Решение задач на
наследование,
сцепленное
с
полом

«
Значение
генетики
для
медицины
и
здравоохранения»

Лекция
Итоговое
Тестирование по
занятие
– разделу2
контроль знаний
Лекция

Лекция
Лекция
Семинар

« Современные
биотехнологии

Биотехнология
Зачетное занятие 1
по теме
5. Раздел 4 «Основы учения о биосфере» - 5 часов
26 Биосфера. Живое 1
вещество и его
функции
27 Круговорот
1
веществ
и
превращение
энергии
в
биосфере
28 Антропогенное
1
воздействие
на
биосферу
25

29

Ноосфера

1

Зачетное занятие 1
по теме
6. Раздел 5 «Основы экологии» - 4часа
31 Задачи экологии. 1
Экологические
факторы:
абиотические
и
биотические
32 Популяция. Вид
30

33

34

Биогеоценоз.
1
Цепи
питания.
Сукцессия.
Агроценозы.
Зачетное занятие 1
по теме

Контроль
знаний

на
службе
человеку»
Тестирование по
разделу3

Лекция
Практикум

Семинар

Конференция
Контроль
знаний

Построение
схем
круговоротов
природе

в

«
Антропогенное
влияние
на
биосферу
планеты Земля»
« Ноосфера –
сфера разума»
Тестирование по
разделу4

Лекция

Семинар
Практикум

Контроль
знаний

« Популяция –
единица
эволюции»
Построение
различных
цепей питания
Тестирование по
разделу5

11 класс 2023/24 учебный год
7. Раздел 6 « Эволюционное учение и развитие органического мира» - 10 часов
35 Основные этапы развития 1
Требования
к Лекция
эволюционных идей до
результатам
Ч.Дарвина. Предпосылки
формирования
возникновения
учения
функциональной
Ч.Дарвина
грамотности
Умение предлагать
36 Основные
положения 1
Лекция
или
оценивать
способ
теории Ч.Дарвина.
научного
37 Критерии
вида. 1
исследования данного Лекция
Популяция – единица
вопроса.
вида и эволюции.
Умение

38

Искусственный
и 1
разновидности
естественного
отбора.
Адаптации
и
их
относительный характер

39

Видообразование
и
микроэволюция.
Способы
видообразования
Главные
направления
эволюции.
Доказательства эволюции
органического
мира.
Сравнительная анатомия
Доказательства эволюции
органического
мира.
Эмбриология.
Палеонтология
Доказательства эволюции
органического
мира.
Биогеография
Зачетное занятие по теме

40
41

42

42

44

1

анализировать,
интерпретировать
данные и делать
соответствующие
выводы.
Задание:
https://vk.com/doc3318
92717_649547430?has
h=mHuQM0ENbvjDl
WVgzugAev1xIhzJl6D
T07IeMODNdL4&dl=
JNeAGcSpZ2vbv5tML
0pHXCugT3aSdGiEtK
ljbYv2Yvc

Лекция

1

Лекция

1

Лекция

1

Семинар

1

Контроль
знаний

46

Отличие человека от 1
обезьян. Движущие силы
антропогенеза

47

Основные
этапы 1
эволюции
человека.
Древнейшие люди
Древние
люди. 1
Современные
люди.
Человеческие расы
Зачетное занятие по теме 1

49

оценивать способы
их проверки.
Умение
распознавать,
использовать
и
создавать
объяснительные
модели
и
представления
Задание:
https://vk.com/doc331
892717_649547430?h
ash=mHuQM0ENbvj
DlWVgzugAev1xIhzJl
6DT07IeMODNdL4&
dl=JNeAGcSpZ2vbv5t
ML0pHXCugT3aSdGi
EtKljbYv2Yvc

9. Раздел 8 «Человек и его здоровье» - 10 часов
Умение применить
50 Опорно – двигательная 1
соответствующие
система
естественнонаучные
51 Кровь и кровообращение 1
знания для
52 Дыхание
1
объяснения явления.
Задание:
53 Пищеварение
1
https://vk.com/doc3318
54 Обмен
веществ
и 1
92717_649547430?has
энергии. Выделение

Выявление
видов
приспособленн
ости
организмов на
примере своей
местности, их
относительног
о характера

Лекция

1

8. Раздел 7 «Происхождение человека» - 5 часов
Умение выдвигать
45 Доказательства
1
объяснительные
происхождения человека
гипотезы и
от животных
предлагать или

48

Практикум

Практикум

Практикум

«
Доказательства
эволюции»
Тестирование
по разделу 6
Выявление
отличий
и
сходств
человека
и
животных
Выявление
признаков
отличий
человека
от
обезьян

Лекция
Лекция
Контроль
знаний
Лекция
Лекция
Лекция
Лекция
Лекция

Тестирование
по разделу 7

55
56
57
58
59

Кожа.
Нервная система
Гуморальная система
Размножение и развитие
Зачетное занятие по теме

1
1
1
1
1

h=mHuQM0ENbvjDl
WVgzugAev1xIhzJl6D
T07IeMODNdL4&dl=J
NeAGcSpZ2vbv5tML0
pHXCugT3aSdGiEtKlj
bYv2Yvc
Применить
соответствующие
естественнонаучные
знания для
объяснения явления.
Применить
соответствующие
естественнонаучные
знания для
объяснения явления.
Задание:
https://vk.com/doc3318
92717_649547430?has
h=mHuQM0ENbvjDl
WVgzugAev1xIhzJl6D
T07IeMODNdL4&dl=
JNeAGcSpZ2vbv5tML
0pHXCugT3aSdGiEtK
ljbYv2Yvc

Лекция
Лекция
Лекция
Лекция
Контроль
знаний

Тестирование
по разделу 8

10. Раздел 9 «Общие сведения о животном и растительном мире» - 8 часов
6 Подцарство Простейшие
0
6 Подцарство
1 Многоклеточные
животные
6 Характеристика
2 различных
типов
животных. Примеры и
характеристика классов.
6 Отделы
растений.
3 Характеристика низших и
высших растений
6 Развитие
растительного
4 мира
6 Бактерии. Вирусы
5

1

6 Грибы. Лишайники
6

1

1

1

Применить
соответствующие
естественнонаучные
знания для
объяснения явления.
Задание:
https://vk.com/doc3318
92717_649547430?has
h=mHuQM0ENbvjDl
WVgzugAev1xIhzJl6D
T07IeMODNdL4&dl=J
NeAGcSpZ2vbv5tML0
pHXCugT3aSdGiEtKlj
bYv2Yvc

Лекция
Лекция
Лекция

Лекция

1

Лекция

1

Семинар

1

Семинар

6 Зачетное занятие по теме
1
7
68 Итоговое
1
диагностическое
занятие
«
Сдаем
успешно ЕГЭ»

Контроль
знаний
Итоговы
й
контроль
знаний

«
Многообразие
бактерий
и
вирусов.
Современные
меры защиты и
профилактики»
«
Симбиотическ
ие организмы»
Тестирование
по разделу 9
Итоговое
диагностирова
ние по КИМам

Итого – 68 часов


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».