РП биология 11 класс

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА БИОЛОГИИ
Деятельность образовательного учреждения общего образования в обучении биологии в средней (полной) школе должна быть направлена на
достижение обучающимися следующих личностных результатов:
• реализации этических установок по отношению к биологическим открытиям, исследованиям и их результатам;
• признания высокой ценности жизни во всех ее проявлениях, здоровья своего и других людей, реализации установок здорового образа жизни;
• сформированности познавательных мотивов, направленных на получение нового знания в области биологии в связи с будущей профессиональной
деятельностью или бытовыми проблемами, связанными с сохранением собственного здоровья и экологической безопасности.
Метапредметными результатами освоения выпускниками старшей школы программы по биологии являются:
• овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвиг ать гипотезы,
давать определения понятий, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал,
объяснять, доказывать, защищать свои идеи;
• умение работать с разными источниками биологической информации: находить биологическую информацию в различных источн иках
(тексте учебника, научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках), анализировать и оценивать информацию,
преобразовывать информацию из одной формы в другую;
• способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и
окружающих
• умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать
свою точку зрения, отстаивать свою позицию.
Предметные результаты освоения выпускниками старшей школы программы по биологии представлены в содержании курса по разделам.
.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
За основу взята программа среднего общего образования по биологии для базового изучения биологии в XI классах И.Б.Агафонова, В.И.Сивоглазова
(линия Н.И.Сонина) и Стандарт среднего (полного) общего образования по биологии (базовый уровень).
Тема: ВИД (26 часа)
Тема 1.1 История эволюционных учений (4 часа)
История эволюционных идей. Значение работ К.Линнея, учения Ж.Б.Ламарка, теории Кювье. Предпосылки возникновения учения Ч.Дарвина.
Эволюционная теория Ч.Дарвина. Роль эволюционной теории в формировании современной естественнонаучной картины мира.
Демонстрация. Карта-схема маршрута путешествий Ч.Дарвина. Гербарные материалы, коллекции, фотографии и другие материалы, показывающие
индивидуальную изменчивость и разнообразие сортов культурных растений и пород домашних животных.
Тема1.2 Современное эволюционное учение ( 8+1часов)

Вид, его критерии. Популяция - структурная единица вида, единица эволюции. .Синтетическая теория эволюции. Движущие силы эволюции:
мутационный процесс, популяционные волны, изоляция, естественный отбор; их влияние на генофонд популяции. Движущий и стабилиз ирующий
естественный отбор. Адаптация организмов к условиям обитания как результат действия естественного отбора. Видообразование как результат
эволюции. Способы и пути видообразования.
Сохранение многообразия видов как основа устойчивого развития биосферы. Главные направления эволюционного процесса. Биологический прогресс и
биологический регресс. Причины вымирания видов.
Доказательства эволюции органического мира.
Демонстрации.
Схема, иллюстрирующая критерии вида. Таблицы и схемы: «Движущие силы эволюции», «Образование новых видов», «Сходство начальных стадий
эмбрионального развития позвоночных». Гербарии, коллекции и другие наглядные пособия.
Лабораторные и практические работы.
Описание особей вида по морфологическому критерию.
Выявление приспособлений организмов к среде обитания.
Выявление изменчивости у особей одного вида.
Тема 1.3 Происхождение жизни на Земле (3 часа)
Развитие представлений о возникновении жизни. Опыты Ф.Реди, Л. Пастера. Гипотезы происхождения жизни.
Современные взгляды на возникновение жизни. Теория Опарина-Холдейна. Усложнение живых организмов на Земле в процессе эволюции.
Демонстрации.
Схемы: «Возникновение одноклеточных эукариотических организмов», «Эволюция растительного мира», Эволюция животного мира». Формы
сохранности ископаемых растений и животных
Лабораторные и практические работы.
Анализ и оценка различных гипотез происхождения жизни
Экскурсия
История развития жизни на Земле (краеведческий музей)
Тема 1.4 Происхождение человека на Земле.(3+2)
Гипотезы происхождения человека. Положение человека в системе животного мира. Доказательства родства человека с млекопитающими
животными. Эволюция человека. Происхождение человеческих рас. Видовое единство человечества.
Демонстрации
Схема: «Основные этапы эволюции человека». Таблицы, изображающие скелеты человека и позвоночных животных.
Лабораторные и практические работы

Выявление признаков сходства зародышей человека и других млекопитающих как доказательство их родства.
Анализ и оценка различных гипотез происхождения человека
Тема: ЭКОСИСТЕМЫ (13 час)
Тема 2.1 Экологические факторы ( 3 часа)
Организм и среда. Предмет и задачи экологии. Экологические факторы, их значение в жизни организмов. Биологические ритмы. Закономерности
влияния экологических факторов на организмы.. Межвидовые отношения: паразитизм, хищничество, конкуренция, симбиоз.
Демонстрация.
Наглядные материалы, демонстрирующие влияние экологических факторов на живые организмы. Примеры симбиоза в природе.
Тема 2.2 «Структура экосистем» (4 часа)
Видовая и пространственная структура экосистем. Пищевые связи, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах. Причины устойчивости
и смены экосистем. Искусственные сообщества – агроценозы.
Демонстрация.
Схемы и таблицы, демонстрирующие влияние экологических факторов на живые организмы. Примеры симбиоза в природе.
Лабораторные и практические работы.
Составление схем передачи веществ и энергии (цепей питания) в экосистеме
Выявление антропогенных изменений в экосистемах своей местности
Сравнительная характеристика природных экосистем и агроэкосистем своей местности.
Исследование изменений в экосистемах на биологических моделях (аквариум)
Решение экологических задач
Экскурсия
Естественные и искусственные экосистемы.
Тема 2.3 Биосфера- глобальная экосистема (2 часа)
Биосфера – глобальная экосистема. Состав и структура биосферы. Учение В. И. Вернадского о биосфере. Роль живых организмов в биосфере.
Биомасса Земли. Биологический круговорот (на примере круговорота воды и углерода).
Демонстрация.
Таблицы и схемы: «Структура биосферы», «Круговорот воды в биосфере», Круговорот углерода в биосфере» и т.д.
Тема 2.4 Биосфера и человек (2+2)

Биосфера и человек. Глобальные экологические проблемы и пути их решения. Последствия деятельности человека для окружающей среды. Правила
поведения в природной среде. Охрана природы и рациональное использование природных ресурсов.
Демонстрация.
Таблицы, иллюстрирующие глобальные экологические проблемы и последствия деятельности человека в окружающей среде.
Лабораторные и практические работы
Анализ и оценка последствий собственной деятельности в окружающей среде
Анализ и оценка глобальных экологических проблем и путей их решения
Заключение 1 час включено в тему «Биосфера и человек» и отведён на контрольную работу

Приложение 1
Тематическое планирование
3. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№

1
2
3

4

5

6
7

8
9
10
11
12
13

Кол-во
ТЕМА
часов
Тема 1. История эволюционных идей – 4 часа
История представлений об эволюции живой природы.
1
Развитие биологии в додарвиновский период.
1
Эволюционная теория Ч.Дарвина.
1
ВПМ 1: Развитие структурного мышления (Составление картысхемы маршрута путешествия Ч.Дарвина)
Роль эволюционной теории в формировании современной картины
1
мира.
Тема 2. Современное эволюционное учение – 8 часов
Вид, его критерии и структура.
1
ВПМ 2: Развитие структурного мышления (Работа с
учебником).
Л.р. №1 «Описание особей вида по морфологическому критерию»
Популяция – структурная единица вида.
1
Л.р. №2 «Выявление изменчивости у особей одного вида».
Движущие силы эволюции (мутационный процесс, популяционные
1
волны, естественный отбор; их влияние на генофонд популяции)
ВПМ 3: Развитие структурного мышления
Движущий и стабилизирующий естественный отбор.
1
ВПМ 4: Развитие структурного мышления
Адаптации организмов к условиям обитания.
1
Л.р. №3 «Адаптации организмов к условиям обитания».
Видообразование, способы и пути видообразования.
1
Сохранение многообразия видов, причины вымирания
1
(биологический прогресс и регресс).
Доказательства эволюции органического мира.
1
Тема 3. Происхождение жизни на Земле – 3 часа
Развитие представлений о возникновении жизни.
1

КЭС

КПУ

6.2
6.2
6.2

2.1.2
2.1.2
2.1.2

6.2

2.1.2

6.1

2.1.1
2.5
2.8

6.3

2.1.1

6.4

2.1.1

6.4

2.1.1

6.3

2.1.1

6.2
6.4

2.1.1
2.1.2

6.2

2.1.1

6.2

2.1.2
2.8

14

15

16

17

18

19

20
21
22

23

24
25

Современные взгляды на возникновение жизни. Теория Опарина –
Холдейна.
Л.р. №4. «Анализ и оценка различных гипотез происхождения
жизни».
Усложнение живых организмов на Земле в процессе эволюции.
ВПМ 5: Развитие структурного мышления ((Заполнить таблицу
«Развитие жизни на Земле»).
Тема 4. Происхождение человека (3 часа)
Гипотезы происхождения человека.
Л.р. №5. «Выявление признаков сходства зародышей человека и
других млекопитающих как доказательство их родства».
Положение человека в системе животного мира.
Л.р. №6. «Анализ и оценка различных гипотез происхождения
человека».
Эволюция человека, основные этапы.
ВПМ 6: Развитие структурного мышления (Схема «Основные
этапы эволюции человека»).
Расы человека. Видовое единство человечества.
ВПМ 7: Развитие структурного мышления (Заполнить таблицу
«Расы человека»).
Тема 5. Экологические факторы – 4 часа
Организм и среда. Предмет и задачи экологии.
Экологические факторы среды, их значение в жизни организмов.
Взаимоотношения между организмами.
ВПМ 8: Развитие структурного мышления (Составить схемы
взаимоотношений между организмами).
Межвидовые отношения: паразитизм, хищничество, конкуренция,
симбиоз.
ВПМ 9: Развитие структурного мышления (Составить схемы
взаимоотношений между организмами).
Тема 6. Структура экосистем – 6 часов

1

6.2

2.1.2
2.8

1

6.4

2.1.2

1

6.2

2.1.1

1

6.5

2.1.1

1

6.5

2.1.1

1

6.5

2.1.2

1
1
1

7.1
7.1
7.2

1.1.2
1.1.2
1.1.2

1

7.2

1.1.2

Видовая и пространственная структура экосистемы.
Пищевые связи, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах.
Л.р. №7. «Составление схем передачи веществ и энергии (цепей питания) в
экосистеме»
ВПМ 10: Развитие структурного мышления (Составить схемы круговоротов
основных веществ биосферы).

1
1

7.2
7.3

1.1.2
1.1.2

26
27

28

29

Причины устойчивости и смены экосистем.
Влияние человека на экосистемы.
Л.р. №8. «Выявление антропогенных изменений в экосистемах своей
местности»
Искусственные сообщества – агроценозы.
Л.р. №9. «Сравнительная характеристика природных экосистем и агроэкосистем
своей местности»
Искусственные экосистемы (парк или сквер школы).

1
1

7.2
7.1

1.1.2
1.1.2

1

7.1

1.1.2
1.2.1

1

7.2

1.1.2

1

7.4

2.1.4

1

7.4

1.2.2

1

7.2

2.1.3
2.1.5

1

7.1

2.1.3

1

7.5

2.1.3
2.1.5

Тема 7. Биосфера – глобальная экосистема – 2 часа
30

31

Биосфера – глобальная экосистема. Состав и структура биосферы. Учение
В.И.Вернадского о биосфере.
ВПМ 11: Развитие структурного мышления (Заполнить таблицу «Структура
биосферы»)
Роль живых организмов в биосфере. Биомасса Земли.
Промежуточная аттестация. Контрольная работа.

Тема 8. Биосфера и человек (3 часа)
32

33

34

Биосфера и человек. Глобальные экологические проблемы и пути их решения.
Л.р. №10. «Анализ и оценка последствий собственной деятельности в
окружающей среде»
Последствия деятельности человека для окружающей среды. Правила поведения
в природной среде.
ВМП 13: Развитие структурного мышления (Работа с картами национальных
парков, заповедников и заказников РФ)
Л.р. №11. «Анализ и оценка глобальных экологических проблем и путей их
решения»
Охрана природы и рациональное использование природных ресурсов.

Календарно-тематическое планирование курса «Общая биология»
11 класс, базовый уровень.
УМК авторов В.И.Сивоглазова ,И.Б .Агафоновой, 35 часов. 1 час в неделю.
Дидактические цели.

ОУУН

Тип урока

Обратная связь

№

Тема урока

Раздел 4. Вид (21ч)
Тема 4.1. История эволюционных идей (4ч)
Объяснять роль
Вводный,
Давать определение
ключевым понятиям.
биологии в
Урок
Называть ученых и их вклад формировании
изучения и
в развитие биологической
научного
первичного
науки
мировоззрения
закреплени
я знаний

1

Развитие
биологии в
додарвинский
период. Работы
К.Линнея

2

Эволюционная
теория Ж. Б.
Ламарка

Давать определения
ключевым понятиям
Формулировать законы

Объяснять единство
живой и неживой
природы

3

Предпосылки
развития Ч.
Дарвина

Давать определения
ключевым понятиям
Называть естественнонаучные и социально-

Объяснять роль
биологии в
формировании
научного
мировоззрения

Урок
изучения и
первичного
закреплени
я знаний
семинар
Урок
изучения и
первичного
закреплени
я знаний

Задания со
свободным
ответом стр
200 вопросы 15

Задания со
свободным
ответом стр
204 вопросы 12
Задания со
свободным
ответом стр
209 вопросы 15

Дата

Требования к
результатам
формирования
функциональной
грамотности

Д/з

Умение предлагать
или оценивать
способ научного
исследования
данного вопроса.
Умение
анализировать,
интерпретировать
данные и делать
соответствующие
выводы.
Задание:
https://vk.com/doc33
1892717_649547430
?hash=mHuQM0EN
bvjDlWVgzugAev1x
IhzJl6DT07IeMODN
dL4&dl=JNeAGcSp
Z2vbv5tML0pHXCu
gT3aSdGiEtKljbYv2
Yvc

§ 4.1
вопр
осы
сем
инар
аи
инд
ивид
уаль
ные
зада
ния
§ 4.2

§
4.3,

экономические предпосылки
возникновения учения
4

Эволюционная
Давать определения
теория Ч. Дарвина ключевым понятиям
Называть основные
положения учения Хар-ть
сущность действия
искусственного отбора

5

Вид. Критерии и
структура

6

Популяция –
структурная
единица вида и
эволюции

7

Факторы
эволюции

семинар
Объяснять вклад
эволюционной теории в
формирование
современной
естественно-научной
картины мира

Урок
изучения и
первичного
закреплени
я знаний
семинар

Задания со
свободным
ответом стр
217 вопросы 26

Тема 4.2. Современное эволюционное учение (9ч)
Давать определения
Составлять хар-ку
КУ
Л/р №4
видов
с
«Описание
ключевым понятиям, хар-ть
особей вида по
критерии вида, обосновывать использованием
основных критериев
морфологическ
необходимость определения
ому критерию»
вида по совокупности
критериев
Давать определения
ключевым понятиям, хар-ть
популяцию как структурную
единицу вида, как единицу
эволюции

Находить информацию
о популяции в
различных источниках
и критически ее
оценивать

КУ

Давать определения
ключевым понятиям,
называть, хар-ть факторы
эволюции,

Объяснять причины
изменения видов,
выявлять изменчивость
у особей одного вида

КУ

Задания со
свободным
ответом стр
228 вопросы 2

Задания со
свободным
ответом стр
232 вопросы 6
Л/р №5
«Выявление
изменчивости у
особей одного
вида»

§ 4.4

Умение выдвигать
объяснительные
гипотезы и
предлагать или
оценивать способы
их проверки.
Умение
распознавать,
использовать и
создавать
объяснительные
модели и
представления
Задание:
https://vk.com/doc33
1892717_649547430
?hash=mHuQM0EN
bvjDlWVgzugAev1x
IhzJl6DT07IeMODN
dL4&dl=JNeAGcSp
Z2vbv5tML0pHXCu
gT3aSdGiEtKljbYv2
Yvc

§ 4.5

§
4.6,
4.7

§ 4.8

8

Естественный
отбор – главная
движущая сила
эволюции

Давать определения
ключевым понятиям,
называть причину борьбы за
существование, хар-ть
формы естественного отбора

Сравнивать действие
движущего и
стабилизирующего
отбора и делать выводы
на основе сравнения

КУ

Задания со
свободным
ответом стр
238 вопросы 25

§ 4.9

Объяснять взаимосвязи
организмов и окрсреды,
механизм
возникновения
приспособлений,
относительный
характер
приспособлений
Описывать механизм
основных путей
видообразования

КУ

Задания со
свободным
ответом стр
246 вопросы 14, 6

§
4.10

КУ

Задания со
свободным
ответом стр
250 вопросы 15

§
4.11

Анализировать и
оценивать последствия
деятельности человека
в окружающей среде,
прогнозировать
результаты изменений
в биосфере в связи с
изменениями
биоразнообразия

КУ

Задания со
свободным
ответом стр
254 вопросы 16

§
4.12,
прив
ести
при
мер
ы,
дока
зыва
ющи
е
гене
тиче
ску

9

Адаптации
организмов к
условиям
обитания

Давать определения
ключевым понятиям, хар-ть
приспособленность как
закономерный результат
эволюции, виды адаптаций

10

Видообразование

Давать определения
ключевым понятиям,
называть способы
видообразования и
приводить примеры

11

Сохранение
многообразия
видов

Давать определения
ключевым понятиям,
приводить примеры
процветающих,
вымирающих или
исчезнувших видов растений
и животных, хар-ть причины
процветания или вымирания
видов, условия сохранения
видов

ю
эроз
ию
12

Доказательства
эволюции
органического
мира

Давать определения
ключевым понятиям,
находить и
систематизировать
информацию о косвенных и
прямых доказательствах
эволюции

13

Зачет №1
«Основные
закономерности
эволюции»
Кушайте на
здоровье!

Знать: теоретический материал изученного
Уметь: применять полученные знания и умения

14

Развитие
представлений о
происхождении
жизни на Земле

Приводить
доказательства
эволюции на основании
комплексного
использования всех
групп доказательств

Урок
комплексн
ого
применени
я знаний
конференц
ия

КЗ

Задания со
свободным
ответом стр
261-262
вопросы 1-5

Тест

Тема 4.3. Происхождение жизни на Земле (3ч)
Давать определения
Хар-ть роль
Урок
Задания со
эксперимента
в
изучения
и
свободным
ключевым понятиям,
разрешении научных
первичного ответом стр
описывать и анализировать
противоречий
закреплени 266 вопросы 2взгляды ученых на
я новых
5
происхождение жизни
знаний
Лекция

Умение применить
соответствующие
естественнонаучны
е знания для
объяснения
явления.
Задание:
https://vk.com/doc33
1892717_649547430
?hash=mHuQM0EN
bvjDlWVgzugAev1x
IhzJl6DT07IeMODN
dL4&dl=JNeAGcSp
Z2vbv5tML0pHXCu
gT3aSdGiEtKljbYv2
Yvc

повт
орит
ь§
4.1 4.13,
подг
отов
итьс
як
заче
ту

Применить
соответствующие
естественнонаучны
е знания для
объяснения
явления.
Применить
соответствующие
естественнонаучны
е знания для
объяснения
явления.
Задание:

§
4.14
4.15,
вопр
осы
сем
инар
аи
инд
ивид
уаль

Инд
ивид
уаль
ное
повт
орен
ие

15

Современные
представления о
возникновении
жизни
П/р №6 «Анализ и
оценка различных
гипотез
происхождения
жизни»

16

Развитие жизни
на Земле

17

Гипотезы
происхождения
человека
П/р №7 «Анализ и
оценка различных
гипотез
происхождения
человека»

Давать определения
ключевым понятиям,
находить и
систематизировать
информацию по проблеме
происхождения жизни

Урок
систематиз
ации и
обобщения
знаний
семинар

стр 273
вопросы 1-6

Устанавливать
Урок
взаимосвязь
систематиз
закономерностей
ации и
развития органического обобщения
мира на Земле с
знаний
геологическими и
семинар
климатическими
факторами
Тема 4.4. Происхождение человека (5ч)
Давать определения
Находить и
Урок
систематизировать
изучения
и
ключевым понятиям,
называть положения гипотез информацию из разных первичного
источников по
закреплени
происхождения человека,
проблеме
я новых
хар-ть развитие взглядов
происхождения
знаний
ученых на проблему
человека
антропогенеза

стр 281
вопросы 2-6,
8,9

Давать определения
ключевым понятиям,
выявлять черты
биологического прогресса и
регресса в живой природе на
протяжении эволюции

Анализировать и
оценивать работы С.
Миллера и А.И.
Опарина по
разрешению проблемы
происхождения жизни

стр 285
вопросы 1-5,
тезисный
конспект

https://vk.com/doc33
1892717_649547430
?hash=mHuQM0EN
bvjDlWVgzugAev1x
IhzJl6DT07IeMODN
dL4&dl=JNeAGcSp
Z2vbv5tML0pHXCu
gT3aSdGiEtKljbYv2
Yvc

ные
зада
ния
§
4.15
4.16,
вопр
осы
сем
инар
аи
инд
ивид
уаль
ные
зада
ния
§
4.16,

Применить
соответствующие
естественнонаучны
е знания для
объяснения
явления.
Анализировать,
интерпретировать
данные и делать
соответствующие

§
4.17
4.18,
вопр
осы
сем
инар
аи
инд

18

Положение
человека в
системе
животного мира

19

Эволюция
человека

20

Человеческие
расы

Давать определения
ключевым понятиям,
называть место человека в
системе животного мира

Обосновывать и
доказывать , что
человек биосоциальное
существо

Урок
систематиз
ации и
обобщения
знаний
семинар

Задания со
свободным
ответом

Называть стадии и
представителей каждой
эволюционной стадии

Хар-ть особенности
представителей каждой
стадии эволюции
человека

Изучение
нового
материала
семинар

Задания со
свободным
ответом

Давать определения
ключевым понятиям,

Объяснять и
доказывать механизмы

выводы.
Предлагать или
оценивать способ
научного
исследования
данного вопроса.
Задание:
https://vk.com/doc33
1892717_649547430
?hash=mHuQM0EN
bvjDlWVgzugAev1x
IhzJl6DT07IeMODN
dL4&dl=JNeAGcSp
Z2vbv5tML0pHXCu
gT3aSdGiEtKljbYv2
Yvc

ивид
уаль
ные
зада
ния
§
4.18
4.19,
вопр
осы
сем
инар
аи
инд
ивид
уаль
ные
зада
ния
§
4.19
4.20,
вопр
осы
сем
инар
аи
инд
ивид
уаль
ные
зада
ния
Пов
тори

называть и различать
человеческие расы

21

Зачет №2
«Происхождение
человека»
Нужные и не
нужные лекарства

формирования расовых
признаков

Знать: теоретический материал изученного
Уметь: применять полученные знания и умения

КЗ

Раздел 5. Экосистемы (12 ч)
Тема 5.1. Экологические факторы (3ч)
Давать определения
Прогнозировать
Урок
результаты изменения изучения и
ключевым понятиям,
действия факторов
первичного
называть задачи экологии и
закреплени
их факторы, обосновывать
я новых
роль экологии в решении
знаний
практических задач

22

Организм и среда.
Экологические
факторы

23

Абиотические
факторы среды

Давать определения
ключевым понятиям,
называть основные факторы,
описывать приспособления
организмов к определенному
комплексу факторов

24

Биотические
факторы среды

Давать определения
ключевым понятиям,
называть виды

Объяснять взаимосвязь
организмов и
окружающей среды

КУ

Объяснять механизм
влияния
взаимоотношений

КУ

ть §
4.17
4.20,
подг
отов
итьс
я к
заче
ту
Инд
ивид
уаль
ное
повт
орен
ие

Тест

Задания со
свободным
ответом

Работа по ДМ

Применить
соответствующие
естественнонаучны
е знания для
объяснения
явления.
Задание:
https://vk.com/doc33
1892717_649547430
?hash=mHuQM0EN
bvjDlWVgzugAev1x
IhzJl6DT07IeMODN
dL4&dl=JNeAGcSp
Z2vbv5tML0pHXCu
gT3aSdGiEtKljbYv2
Yvc

§
5.1

§
5.2

§
5.3

взаимоотношений между
организмами
Давать определения
ключевым понятиям,
описывать структуру
экосистемы

между организмами
Тема 5.2. Структура экосистем (4ч)
называть и хар-ть
КУ
компоненты
пространственной и
экологической
структуры

25

Структура
экосистем

Работа по ДМ

26

Пищевые связи.
Круговорот
веществ и энергии
в экосистемах
П/р №7
«Составление
схем передачи
веществ (цепей
питания)»

Давать определения
ключевым понятиям,
приводить примеры,
представляющие
трофические уровни, хар-ть
троф структуру биоценоза,
роль организмов в потоке
веществ и энергии,
солнечный свет как
энергетический ресурс

Составлять схемы
передачи вещества и
энергии (цепей
питания), использовать
правило 10% для
расчета потребности
организма в веществе

КУ

27

Причины
устойчивости и
смены экосистем
П/р №8 «Решение
экологических
задач»

Давать определения
ключевым понятиям,
объяснять причину
устойчивости, смены
экосистем, необходимости
сохранения многообразия
видов

Описывать этапы
смены экосистем,
выявлять изменения
экосистем, решать
простейшие
экологические задачи

КУ

Л/р №7
«Исследование
изменений в
экосистемах на
биологических
моделях»

28

Влияние человека
на экосистемы
П/р №9
«сравнительная
характеристика
природных
экосистем

Давать определения
ключевым понятиям,
приводить примеры
экологических нарушений,
называть способы
оптимальной эксплуатации

Сравнивать экосистемы
и агроэкосистемы своей
местности,
прогнозировать
результаты
экологических
нарушений по

КУ

Л/р №7
«Выявление
антропогенных
изменений в
экосистемах
своей
местности»

Применить
соответствующие
естественнонаучны
е знания для
объяснения
явления.
Применить
соответствующие
естественнонаучны
е знания для
объяснения
явления.
Задание:
https://vk.com/doc33
1892717_649547430
?hash=mHuQM0EN
bvjDlWVgzugAev1x
IhzJl6DT07IeMODN
dL4&dl=JNeAGcSp
Z2vbv5tML0pHXCu
gT3aSdGiEtKljbYv2
Yvc

§
5.4

§
5.5

§
5.6

§
5.7

агроэкосистем
своей местности»

29

Биосфера –
глобальная
экосистема Мы
пришли во
владения природы

30

Роль живых
организмов
биосфере

31

Основные
экологические
проблемы
современности,

агроценозов, способы
сохранения естественных
экосистем

заданным параметрам

Тема 5.3. Биосфера – глобальная экосистема (2ч)
Давать определения
Хар-ть живое,
КУ
Работа по ДМ
биокосное и косное
ключевым понятиям,
вещество,
называть структурные
распределение
компоненты и свойства
биомассы на Земле
биосферы, границы
биосферы и факторы, их
обуславливающие
Давать определения
ключевым понятиям,
описывать биологические
циклы воды, углеводорода

Прогнозировать
последствия для нашей
планеты нарушения
круговорота веществ

Тема 5.4. Биосфера и человек (3ч+ 1ч на заключительный урок)
Давать определения
Предлагать пути
Комплексн
Задания со
преодоления
ое
свободным
ключевым понятиям,
экологического
кризиса
применени
ответом
приводить примеры прямого
е ЗУН

Анализировать,
интерпретировать
данные и делать
соответствующие
выводы.
Выдвигать
объяснительные
гипотезы и
предлагать способы
их проверки.
Задание:
https://vk.com/doc33
1892717_649547430
?hash=mHuQM0EN
bvjDlWVgzugAev1x
IhzJl6DT07IeMODN
dL4&dl=JNeAGcSp
Z2vbv5tML0pHXCu
gT3aSdGiEtKljbYv2
Yvc

Предлагать или
оценивать способ
научного
исследования

§
5.8

§
5.9,
сост
авит
ь
схем
у
круг
овор
ота
азот
аи
фос
фор
а

§
5.10 5.12

32

33

34

35

пути их решения
П/р № 11 (1
часть)«Анализ и
оценка
глобальных
экологических
проблем и путей
их решения»
Основные
экологические
проблемы
современности,
пути их решения
П/р № 11 (2
часть)«Анализ и
оценка
глобальных
экологических
проблем и путей
их решения»
Зачет №3
«Экосистема»
Воспитан ли я в
вопросах
гигиены?
Роль биологии в
будущем
Проф.минимум

Резервное время

и косвенного воздействия
человека на живую природу

Знать: теоретический материал изученного
Уметь: применять полученные знания и умения

Давать определения
ключевым понятиям,
оценивать последствия роста
населения планеты,
этические аспекты решения
проблем

данного вопроса.
Применить
соответствующие
естественнонаучн
ые знания для
объяснения
явления.
Задание:
https://vk.com/doc3
31892717_6495474
30?hash=mHuQM0
ENbvjDlWVgzugA
ev1xIhzJl6DT07Ie
MODNdL4&dl=JN
eAGcSpZ2vbv5tM
L0pHXCugT3aSd
GiEtKljbYv2Yvc

семинар

Хар-ть роль
международного
сотрудничества в
решении экологических
проблем человечества

КЗ

Тест

Комплексн
ое
применени
е ЗУН
семинар

Мини-проекты:
буклеты,
памятки,
рекомендации,
презентации

Инди
видуа
льное
повто
рение

Приложение 2
№ п.п.
1 Кушайте на здоровье!
2 Воспитан ли я в вопросах гигиены?
3 Мы пришли во владения природы

Тема

Количество часов
1
1

4 Нужные и не нужные лекарства

Приложение 3
Проф. Минимум https://bvb-kb.ru/lessons/nyRN0XkWKalXr94G


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».