РП биологии 8 класс










Планируемые результаты изучения учебного предмета, курса:
выделять существенные признаки биологических объектов и процессов, характерных для живых организмов;
аргументировать, приводить доказательства родства различных таксонов, животных,
аргументировать, приводить доказательства различий растений, животных, грибов и бактерий;
классифицировать биологические объекты на основе определения их принадлежности к
определенной систематической группе;
раскрывать роль биологии в практической деятельности людей; роль различных
организмов в жизни человека;
объяснять общность происхождения и эволюции систематических групп и животных на
примерах сопоставления биологических объектов;
выявлять примеры и раскрывать сущность приспособленности организмов к среде
обитания;
различать по внешнему виду, схемам и описаниям реальные биологические объекты или их
изображения, выявлять отличительные признаки биологических объектов;
сравнивать биологические объекты, процессы жизнедеятельности; делать выводы и
умозаключения на основе сравнения;














устанавливать взаимосвязи между особенностями строения и функциями клеток и
тканей, органов и систем органов;
использовать методы биологической науки: наблюдать и описывать биологические объекты
и процессы; ставить биологические эксперименты и объяснять их результаты;
знать и аргументировать основные правила поведения в природе; анализировать и
оценивать последствия деятельности человека в природе;
описывать и использовать приемы выращивания и размножения домашних животных,
ухода за ними;
знать и соблюдать правила работы в кабинете биологии.
Учащийся получит возможность научиться:
находить информацию о растениях, животных, грибах и бактериях в научно - популярной
литературе, биологических словарях, справочниках, интернет - ресурсе, анализировать и оценивать ее, переводить из одной формы в
другую;
основам исследовательской и проектной деятельности по изучению организмов различных
царств живой природы, включая умения формулировать задачи, представлять работу на защиту и защищать ее;
использовать приемы оказания первой помощи при укусах животных;
ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к объектам живой
природы (признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях, экологическое сознание, эмоционально-ценностное отношение к
объектам живой природы);
осознанно использовать знания основных правил поведения в природе; выбирать
целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе;
создавать собственные письменные и устные сообщения о растениях, животных, бактериях
и грибах, на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией, учитывая особенности аудитории
сверстников;
работать в группе сверстников при решении познавательных задач, связанных с изучением
особенностей строения и жизнедеятельности растений, животных, грибов и бактерий, планировать совместную деятельность, учитывать
мнения окружающих и адекватно оценивать собственный вклад в деятельность группы.

Содержание учебного предмета:
«Биология: Многообразие живых организмов: Животные» (68 ч)
Часть 1. Царство Животные (53 часа)
Введение (2 часа)
Организм животных как целостная система. Клетки, ткани, органы и системы органов животных. Регуляция жизнедеятельности
животных: нервная и эндокринная регуляции. Особенности жизнедеятельности животных, отличающие их от представителей других
царств живой природы. Систематика животных. Таксономические категории. Одноклеточные и многоклеточные (беспозвоночные и
хордовые) животные.
Практическая работа №1 "Анализ структуры биомов суши и Мирового океана".
Подцарство Одноклеточные (4 часа)
Общая характеристика простейших. Клетка одно клеточных животных как целостный организм. Особенности организации клеток
простейших, специальные органоиды. Разнообразие простейших и их роль в биоценозах, жизни человека и его хозяйственной
деятельности. Тип Саркожгутиконосцы. Многообразие форм саркодовых и жгутиковых. Тип Споровики. Споровики - паразиты человека и
животных. Особенности организации представителей. Тип Инфузории. Многообразие инфузорий и их роль в биоценозах.
Лабораторная работа №1 "Строение амебы, эвглены зеленой и инфузории туфельки".
Подцарство Многоклеточные (47 часов)
Общая характеристика многоклеточных животных; типы симметрии. Клетки и ткани животных.
1.2.1. Тип Губки (2 часа)

Простейшие многоклеточные — губки; их распространение и экологическое значение. Типы симметрии у многоклеточных
животных. Многообразие губок.
1.2.2. Тип Кишечнополостные (2 часа)

Особенности организации кишечнополостных. Бесполое и половое размножение. Многообразие и распространение
кишечнополостных. Классы: Гидроидные, Сцифоидные и Кораллы. Роль в природных сообществах. Схема строения гидры, медузы и
колонии коралловых полипов. Биоценоз кораллового рифа. Внешнее и внутреннее строение кишечнополостных.
Лабораторная работа №2 "Изучение таблиц, отражающих ход регенерации у гидры".
1.2.3. Тип Плоские черви (2 часа)

Особенности организации плоских червей. Свободноживущие ресничные черви. Многообразие ресничных червей и их роль в
биоценозах. Приспособления к паразитизму у плоских червей. Классы Сосальщики и Ленточные черви. Понятие о жизненном цикле.

Циклы развития печёночного сосальщика и бычьего цепня. Многообразие плоских червей - паразитов. Меры профилактики паразитарных
заболеваний.
Лабораторная работа №3 "Жизненные циклы печеночного сосальщика и бычьего цепня".
1.2.4. Тип Круглые черви (2 часа)

Особенности организации круглых червей (на приме ре человеческой аскариды). Свободноживущие и паразитические круглые
черви. Цикл развития человеческой аскариды. Меры профилактики аскаридоза.
Лабораторная работа №4 "Жизненный цикл человеческой аскариды".
1.2.5. Тип Кольчатые черви (2 часа)

Особенности организации кольчатых червей (на при мере многощетинкового червя нереиды). Вторичная полость тела.
Многообразие кольчатых червей. Классы: Многощетинковые, Малощетинковые, Пиявки. Значение кольчатых червей в биоценозах.
Лабораторная работа №5 "Внешнее строение дождевого червя".
1.2.6. Тип Моллюски (2часа)

Особенности организации моллюсков. Смешанная полость тела. Многообразие моллюсков. Классы Брюхоногие, Двустворчатые и
Головоногие моллюски. Значение моллюсков в биоценозах. Роль в жизни человека и его хозяйственной деятельности.
Лабораторная работа №6 "Внешнее строение Моллюсков".
1.2.7. Тип Членистоногие (6 часов)

Происхождение и особенности организации членистоногих. Многообразие членистоногих. Классы Ракообразные, Паукообразные,
Насекомые и Многоножки. Класс Ракообразные. Общая характеристика класса на примере речного рака. Высшие и низшие раки.
Многообразие и значение ракообразных в биоценозах. Класс Паукообразные. Общая характеристика. Пауки, скорпионы, клещи.
Многообразие и значение паукообразных в биоценозах. Класс Насекомые. Многообразие насекомых. Общая характеристика класса.
Отряды насекомых с полным и неполным превращением (метаморфозом). Многообразие и значение насекомых в биоценозах.
Многоножки.
Лабораторная работа №7 "Изучение внешнего строения и многообразие Членистоногих".
1.2.8. Тип Иглокожие (1 час)

Общая характеристика типа. Многообразие иглокожих. Классы Морские звёзды, Морские ежи, Голотурии. Многообразие и
экологическое значение.
1.2.9. Тип Хордовые (28 часов)

Подтип Бесчерепные (1 час)

Происхождение хордовых. Подтипы Бесчерепные и Позвоночные. Общая характеристика типа. Подтип Бесчерепные: ланцетник,
особенности его организации и распространения.
Подтип Черепные (27 часов)
1). Надкласс Рыбы (4 часа)
Общая характеристика позвоночных. Происхождение рыб. Общая характеристика рыб. Классы Хрящевые (акулы и скаты) и
Костные рыбы. Многообразие костных рыб: хрящекостные, кистепёрые, двоякодышащие и лучепёрые рыбы. Многообразие видов и черты
приспособленности к среде обитания. Экологическое и хозяйственное значение рыб.
Лабораторная работа №8 "Особенности внешнего строения рыб, связанный с их образом жизни".
2). Класс Земноводные (4 часа)
Первые земноводные. Общая характеристика земно водных как первых наземных позвоночных. Бесхвостые, хвостатые и безногие
амфибии. Многообразие, среда обита ния и экологические особенности. Структурно - функциональная организация земноводных на
примере лягушки. Экологическая роль и многообразие земноводных.
Лабораторная работа №9 "Особенности внешнего строения лягушки, связанные с ее образом жизни".
3). Класс Пресмыкающиеся (4 часа)
Происхождение рептилий. Общая характеристика пресмыкающихся как первично наземных животных. Структурно функциональная организация пресмыкающихся на примере ящерицы. Чешуйчатые (змеи, ящерицы и хамелеоны), Крокодилы и Черепахи.
Распространение и многообразие форм рептилий. Положение в экологических системах. Вымершие группы пресмыкающихся.
Лабораторная работа №10 "Сравнительный анализ строения скелетов черепахи, ящерицы, змеи".
4). Класс Птицы (4 часа)
Происхождение птиц. Первоптицы и их предки. Настоящие птицы. Килегрудые, или Летающие, Бескилевые, или Бегающие,
Пингвины, или Плавающие птицы. Особенности организации и экологическая дифференцировка летающих птиц (птицы леса, степей и
пустынь, открытых воз душных пространств, болот, водоёмов и побережий). Охрана и привлечение птиц. Домашние птицы. Роль птиц в
природе, жизни человека и его хозяйственной деятельности.
Лабораторная работа №11 "Особенности внешнего строения птиц, связанных с их образом жизни".
5). Класс Млекопитающие (7 часов)
Происхождение млекопитающих. Первозвери (утконос и ехидна). Низшие звери (сумчатые). Настоящие звери (плацентарные).
Структурно-функциональные особенности организации млекопитающих на примере собаки. Экологическая роль млекопитающих в
процессе развития живой природы в кайнозойской эре. Основные отряды плацентарных млекопитающих: Насекомоядные, Рукокрылые,
Грызуны, Зайцеобразные, Хищные, Ластоногие, Китообразные, Непарнокопытные, Парнокопытные, Приматы. Значение млекопитающих

в природе и хозяйственной деятельности человека. Охрана ценных зверей. Домашние млекопитающие (крупный и мелкий рогатый скот,
другие сельскохозяйственные животные).
Лабораторная работа №12 "Изучение внутреннего строения Млекопитающих".
Лабораторная работа №13 "Распознавание животных своей местности, определение их систематического положения и значения в
жизни человека".
Основные этапы развития животных (4 часа)
Возникновение одноклеточных эукариот в протерозойскую эру. Эволюция и широкое расселение одноклеточных. Появление
многоклеточных животных: губок, кишечнополостных и плоских червей. Направления развития древ них плоских червей. Возникновение
всех известных групп беспозвоночных. Эволюция кольчатых червей. Возникновение хордовых. Появление позвоночных в силурийском
периоде палеозойской эры. Выход позвоночных на сушу. Первые земноводные. Господство рептилий в мезозойской эре. Появление
млекопитающих и птиц. Основные направления эволюции животных.
Лабораторная работа №14 "Анализ родословного древа царства Животные".
Часть 2. Вирусы (2 часа)
Общая характеристика вирусов. История их открытия. Строение вируса на примере вируса табачной мозаики. Взаимодействие
вируса и клетки. Вирусы - возбудители опасных заболеваний человека. Профилактика заболевания гриппом. Происхождение вирусов.
Часть 3. Экосистема. Среда обитания (9 часов)
Понятие о среде обитания. Экология — наука о взаимоотношениях организмов между собой и средой обитания. Абиотические и
биотические факторы среды. Взаимоотношения между организмами. Антропогенный фактор. Влияние факторов среды на животных и
растения.
Экологические системы. Биогеоценоз и его характеристики. Продуценты, консументы и редуценты. Цепи и сети питания. Экологическая
пирамида.
Главная функция биосферы. Биотические круговороты. Круговорот воды. Круговорот углерода. Круговорот азота. Круговорот
фосфора и серы.
Преобразование планеты живыми организмами. Изменение состава атмосферы. Возникновение осадочных пород и почвы.
Формирование полезных ископаемых: нефти, газа, каменного угля, торфа, месторождений руд.
Лабораторная работа №15 "Анализ цепей и сетей питания".
Обобщение (4 часа)
ООПТ Ленинградской области: Государственные природные заповедники "Нижне-Свирский" и "Мшинское болото"; Природный
парк "Вепский лес", Заказник "Линдуловская роща"; Водно-болотные угодья международного значения; Заказники, Резерваты, Памятники
природы, Охраняемые природные ландшафты.

Учебно – тематический план
Тема (раздел)

Количество
часов

Часть 1. Царство Животные
Введение
Подцарство Одноклеточные
Подцарство Многоклеточные
1.2.1.Тип Губки
1.2.2. Тип Кишечнополостные
1.2.3. Тип Плоские черви
1.2.4. Тип Круглые черви
1.2.5. Тип Кольчатые черви
1.2.6. Тип Моллюски
1.2.7. Тип Членистоногие
1.2.8. Тип Иглокожие
1.2.9. Тип Хордовые
Подтип Бесчерепные
Подтип Черепные
1). Надкласс Рыбы
2). Класс Земноводные
3). Класс Пресмыкающиеся
4). Класс Птицы
5). Класс Млекопитающие
Основные этапы развития животных
Часть 2. Вирусы
Часть 3. Экосистема. Среда обитания
Обобщение

53
2
4
47
2
2
2
2
2
2
6
1
28
1
27
4
4
4
4
7
4
2
9
4ч

Итого

68 ч

Лабораторные
и практические
работы

Контрольные
работы

п. р. №1
л. р. №1

к. р. №1

л. р. №2
л. р. №3
л. р. №4
л. р. №5
л. р. №6
л. р. №7
-

к. р. №2
к. р. №3
к. р. №4
-

-

-

л. р. №8
л. р. №9
л. р. №10
л. р. №11
л. р. №12,13
л. р. №14
л. р. №15
15 л/р
1 п/р

к. р. №5
к. р. №6
к. р. №7
к. р. №8
к. р. №9
к. р. №10
10 к. р.

Тематическое планирование по курсу
Биология: Многообразие живых организмов: Животные
8 класс
Количество
№
Тема
часов
Часть 1. Царство Животные (53 часа)
Введение (2 часа)
Общая характеристика животных. Организм животных как целостная
1
1
система.
Систематика животных. Взаимоотношения животных в биогеоценозах.
2
1
Пр/р №1 "Анализ структуры биомов суши и Мирового океана".
Подцарство Одноклеточные (4 часа)
3
Общая характеристика Простейших.
1
Особенности организации клеток Простейших. Л/р №1 "Строение
4
1
амебы, эвглены зеленой и инфузории туфельки".
5
Разнообразие Простейших.
1
Роль Простейших в биогеоценозах, жизни человека и его хозяйственной
6
1
деятельности. К/р №1 (по Теме 1.1. "Подцарство Одноклеточных").
Подцарство Многоклеточные (47 часов)
1.2.1.Тип Губки (2часа)
7
Общая характеристика Многоклеточных животных.
1
Простейшие многоклеточные - губки, их распространение и экология,
8
1
значение.
1.2.2. Тип Кишечнополостные (2 часа)
Тип Кишечнополостные. Особенности организации
9
1
Кишечнополостных. Бесполое и половое размножение. Регенерация.
Л/р №2 "Изучение таблиц, отражающих ход регенерации у гидры".
10 Многообразие и распространение Кишечнополостных.
1
1.2.3. Тип Плоские черви (2 часа)
К/р № 2 (по Темам 1.2.1. - 1.2.2.). Тип Плоские черви. Особенности
11
1
организации плоских червей.
Многообразие ресничных червей и их роль в биогеоценозах. Л/р №3
12
1
"Жизненные циклы печеночного сосальщика и бычьего цепня".
1.2.4. Тип Круглые черви (2 часа)

Тип Круглые черви. Л/р №4 "Жизненный цикл человеческой
аскариды".
14 Особенности круглых червей.
1.2.5. Тип Кольчатые черви (2 часа)
15 Тип Кольчатые черви. Л/р №5 "Внешнее строение дождевого червя".
16 Особенности кольчатых червей. К/р №3 (по Темам 1.2.3. - 1.2.5.).
1.2.6. Тип Моллюски (2часа)
17 Тип Моллюски. Общая характеристика типа Моллюски.
18 Особенности моллюсков. Л/р №6 "Внешнее строение Моллюсков".
1.2.7. Тип Членистоногие (6 часов)
19 Тип Членистоногие. Происхождение и особенности членистоногих.
Многообразие Членистоногих. Л/р №7 "Изучение внешнего строения и
20
многообразие Членистоногих".
21 1). Класс Ракообразные.
22 2). Класс Паукообразные.
23 3). Общая характеристика Класса Насекомых.
Многообразие Насекомых. Размножение и развитие. К/р №4 (по Теме
24
1.2.7. "Тип Членистоногие")
1.2.8. Тип Иглокожие (1 час)
25 Тип Иглокожие. Общая характеристика.
1.2.9. Тип Хордовые (28 часов)
Подтип Бесчерепные (1 час)
26 Тип Хордовые. Подтип Бесчерепные. Общая характеристика.
Подтип Черепные (27 часов)
1). Надкласс Рыбы (4 часа)
Подтип Позвоночные (Черепные). Надкласс Рыбы. Происхождение рыб.
27
Хрящевые рыбы.
Особенности строения Рыб. Л/р №8 "Особенности внешнего строения
28
рыб, связанный с их образом жизни".
29 Костные рыбы.
30 Многообразие и значение рыб. К/р №5 (по Теме "Надкласс Рыбы")
2). Класс Земноводные (4 часа)
13

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

1

1
1
1
1

Класс Земноводные. Происхождение земноводных.
Общая характеристика класса Земноводные. Л/р №9 "Особенности
32
внешнего строения лягушки, связанные с ее образом жизни".
Размножение, среда обитания и экологические особенности
33
Земноводных.
34 Многообразие и роль Земноводных в природе и жизни человека.
3). Класс Пресмыкающиеся (4 часа)
Класс Пресмыкающиеся. Общая характеристика Пресмыкающихся.
35
Особенности строения.
36 Многообразие Пресмыкающихся.
Внутреннее строение Пресмыкающихся. Л/р №10 "Сравнительный
37
анализ строения скелетов черепахи, ящерицы, змеи".
Роль Пресмыкающихся в природе и жизни человека. К/р №6 (по Темам
38
"Класс Земноводные" и "Класс Пресмыкающиеся").
4). Класс Птицы (4 часа)
39 Класс Птицы. Общая характеристика птиц.
Особенности строения Птиц. Л/р №11 "Особенности внешнего строения
40
птиц, связанных с их образом жизни".
41 Экологические группы Птиц.
Роль птиц в природе и жизни человека. К/р №7 (по Теме "Класс
42
Птицы").
5). Класс Млекопитающие (7 часов)
Класс
Млекопитающие.
Общая
характеристика
Класса
43
Млекопитающие.
44 Особенности внутреннего строения Млекопитающих.
Особенности внутреннего строения Млекопитающих. Л/р №12
45
"Изучение внутреннего строения Млекопитающих".
46 Размножение и развитие Млекопитающих.
47 Многообразие Млекопитающих.
Многообразие Млекопитающих. Л/р №13 "Распознавание животных
48 своей местности, определение их систематического положения и
значения в жизни человека".
Роль Млекопитающих в природе и жизни человека. К/р № 8 (по Теме
49
"Млекопитающие").
31

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

1
1
1
1
1
1
1

Основные этапы развития животных (4 часа)
Основные этапы развития животных. Л/р №14 "Анализ родословного
50
древа царства Животные".
51 Основные этапы развития животных.
Животные и человек. История взаимоотношений человека и животных.
52
Значение с/х производства.
53 Значение животных в природе и жизни человека. Домашние животные.
Часть 2. Вирусы (2 часа)
54 Вирусы. Общая характеристика Вирусов.
55 Значение Вирусов.
Часть 3. Экосистема. Среда обитания (9 часов)
56 К/р № 9 (по Части 2. "Вирусы"). Часть 3. Экосистема. Среда обитания.
57 Экологические факторы.
58 Экосистема. Структура экосистемы.
Пищевые связи в экосистемах. Л/р №15 "Анализ цепей и сетей
59
питания".
60 Биосфера. Структура биосферы.
61 Учение В.И. Вернадского о биосфере.
62 Биосфера - глобальная экосистема.
Круговорот веществ в биосфере. Значение круговоротов для
63
существования жизни.
Роль живых организмов в биосфере. К/р №10 (по Части 3.
64
"Экосистема").
Обобщение (4 ч)
ООПТ Тюменской области (Государственные природные заповедники
65
(Резервный урок)
ООПТ Тюменской области (Природные парки
66
, Заказники ), (Резервный урок)
ООПТ Тюменской области (Водно-болотные угодья международного
67
значения). (Резервный урок)
ООПТ Тюменской области (Заказники, Резерваты, Памятники природы,
68
Охраняемые природные ландшафты). (Резервный урок)

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

1
1
1
1

Приложение 1

Календарно - тематическое планирование
Принятые сокращения:
ВУ - вводный урок

УОНЗ – урок «открытия» нового знания
УП – урок практическая (лабораторная) работа
УОМН - урок общей методической направленности
№
урока

Тема урока

Кол-во
часов

Тип
урока

1

Общая
характеристика
животных.
Организм
животных как
целостная
система.

1

ВУ

2

Систематика
животных.
Взаимоотноше
ния животных
в
биогеоценозах.
Пр/р
№1
"Анализ
структуры
биомов суши и
Мирового
океана".

1

УП

Виды и
формы
контроля

УОК – урок обобщающего контроля
УРК - урок развивающего контроля
УР – урок рефлексии
Планируемые результаты обучения
личностные

метапредметн
ые

Часть 1. Царство Животные (53 часа)
Введение (2 часа)
индивидуальный осознание
организовывать и
потребности
и планировать
готовности
к учебное
самообразовани
сотрудничество с
ю, в том числе и учителем и
в рамках
сверстниками;
самостоятельной изучать материал
деятельности вне через включение в
школы (умение новые виды
доказывать,
деятельности и
формы
индивидуальный строить
рассуждения,
сотрудничества;
и фронтальный
анализировать,
уметь выделять
сравнивать,
особенности живых
делать выводы и систем различного
т.д.)
уровня
организации.

Требования к
предметные результатам
формирования
функциональной
грамотности

перечислять свойства
живого; понимать
смысл биологических
терминов; описывать
процессы
жизнедеятельности в
клетках, органах и
системах органов;
различать на
рисунках, таблицах
изучаемые объекты;
выделять
существенные
признаки живых
клеток;
анализировать и
делать выводы и
умозаключения на
основе сравнения;
понимать смысл
биологических
терминов;
характеризовать
методы
биологической науки
(наблюдение,
эксперимент,
измерение) и

Уметь применять
соответствующие
естественнонаучные знания
для объяснения явления.
Задание:
http://skiv.instrao.ru/bankzadaniy/estestvennonauchnayagramotnost/eg-82022/01_ЕГ_8_Воскование%20
фруктов_текст.pdf

оценивать их роль в
познании живой
природы; описывать
типы
взаимоотношения
животных в
биоценозах;
различать на
рисунках, таблицах
изучаемыеобъекты

3

4

5

Общая
характеристика
Простейших.
Особенности
организации
клеток
Простейших.
Л/р №1
"Строение
амебы, эвглены
зеленой и
инфузории
туфельки".

1

УОНЗ

1

УП

Разнообразие
Простейших.

1

УП

Подцарство Одноклеточные (4 часа)
слушать и слышать друг
индивидуальный осознание
единства
и друга; с достаточной
и фронтальный
целостности
полнотой и точностью
выражать свои мысли в
индивидуальный окружающего
мира,
соответствии с задачами и
возможности его условиями
познания
коммуникации; работать
и объяснения на по плану, сверять свои
основе
действия с целью;
достижений
преобразовывать
науки
информацию из одного
вида в другой (текст в
таблицу)

индивидуальный

оценка
жизненных

с достаточной полнотой
выражать свои мысли в

характеризовать особенности
строения и
жизнедеятельности
изученных групп живых
организмов; различать на
рисунках, таблицах основные
группы простейших,
сравнивать делать выводы и
умозаключения на основе
сравнения

понимать смысл
биологических терминов;

Уметь
применять
соответствующ
ие
естественнонауч
ные знания для
объяснения
явления.
Задание:
http://skiv.instrao
.ru/bankzadaniy/estestven
nonauchnayagramotnost/eg-82022/02_ЕГ_8_
Кислоты%20вок
руг%20нас_текс
т.pdf
Умение
распознавать и

6

Роль
Простейших в
биогеоценозах,
жизни человека
и его
хозяйственной
деятельности.
К/р №1 (по
Теме 1.1.
"Подцарство
Одноклеточны
х").

1

УРК

индивидуальный

ситуаций с точки
зрения
безопасного
образа жизни и
сохранения
здоровья

соответствии с задачами
и условиями
коммуникации,
аргументировать ответ. в
дискуссии уметь вы
двинуть аргументы и
контраргументы;
выдвигать различные
версии решения
проблемы; выделять, анализировать, сравнивать
факты; вычитывать все
уровни текстовой
информации

сравнивать биологические
объекты и процессы,
протекающие в них;
определять роль в природе
различных групп организмов;
рисунках, таблицах
изучаемые объекты;
делать выводы и
умозаключения на основе
сравнения; формулировать и
выполнять требования правил
техники безопасности в
кабинете биологии при
выполнении лабораторных
работ.

формулировать
цель данного
исследования.
Задание:
http://skiv.instrao
.ru/bankzadaniy/estestven
nonauchnayagramotnost/eg-82022/03_ЕГ_8_
Под%20пиратск
им%20флагом1_текст.pdf

характеризовать особенности
строения и
жизнедеятельности
изученных групп живых
организмов; определять роль

Умение
предлагать или
оценивать
способ научного
исследования
данного вопроса
Задание:
http://skiv.instrao
.ru/bankzadaniy/estestven
nonauchnayagramotnost/eg-82022/04_ЕГ_8_
Под%20пиратск
им%20флагом2_текст.pdf

Подцарство Многоклеточные (47 часов)
1.2.1.Тип Губки (2часа)
7
Общая
характеристика
Многоклеточн
ых животных.
8
Простейшие

1

УОНЗ

индивидуальный

1

УОМН

индивидуальный

осознание
добывать информацию с
единства
и помощью вопросов
целостности
(познавательная
окружающего
инициативность);
мира,
самостоятельно

многоклеточны
е - губки, их
распространен
ие и экология,
значение.

1.2.2. Тип Кишечнополостные (2 часа)
9
Тип
1
УП
Кишечнополос
тные.
Особенности
организации
Кишечнополос
тных. Бесполое
и половое
размножение.
Регенерация.
Л/р №2
"Изучение
таблиц,
отражающих
ход
регенерации у
гидры".

10

Многообразие
и
распространен
ие
Кишечнополос
тных.

1

УОНЗ

и фронтальный

возможности его
познания
и объяснения на
основе
достижений
науки

индивидуальный

сформированность
познавательных
интересов
и
мотивов,
направленных на
изучение живой
природы

индивидуальный
и фронтальный

обнаруживать учебную
проблему, выдвигать
версии решения
проблемы;
анализировать материал,
составлять опорный
конспект по теме.

учиться критично
относиться к своему
мнению, с достоинством
признавать ошибочность
своего мнения и
корректировать его;
самостоятельно
обнаруживать и
формулировать учебную
проблему, определять
цель учебной
деятельности, выбирать
тему проекта; уметь
определять возможные
источники необходимых
сведений, производить
поиск информации,
анализировать и
оценивать ее
достоверность.
осознание
устанавливать рабочие
единства
и отношения в группе,
целостности
проявлять интерес к
окружающего
исследовательской
мира,
деятельности;
возможности его самостоятельно обпознания
наруживать учебную

в природе различных групп
организмов; находить черты,
свидетельствующие об
усложнении и упрощении
строения живых организмов
по сравнению с предками, и
давать им объяснение;
объяснять значение живых
организмов в природе и
хозяйственной деятельности
человека
понимать и пояснять смысл
биологических терминов;
описывать процессы
жизнедеятельности в клетках
и организмах изучаемых
животных; приводить
примеры приспособлений
организмов к среде обитания
и объяснять их значение;
находить черты,
свидетельствующие об
усложнении строения живых
организмов по сравнению с
предками, и давать им
объяснение; различать на
рисунках, таблицах изучаемые
объекты.

сравнивать биологические
объекты и процессы, делать
выводы и умозаключения на
основе сравнения;
характеризовать особенности
строения и
жизнедеятельности

Умение
анализировать,
интерпретирова
ть данные и
делать
соответствующ
ие выводы.
Задание:
http://skiv.instrao
.ru/bankzadaniy/estestven
nonauchnayagramotnost/eg-82022/05_ЕГ_8_
Соленое%20зол
ото_текст.pdf

1.2.3. Тип Плоские черви (2 часа)
11
1
К/р № 2 (по
Темам 1.2.1. 1.2.2.).
Тип Плоские
черви.
Особенности
организации
плоских
червей.

12

Многообразие
ресничных
червей и их
роль в
биогеоценозах.
Л/р №3
"Жизненные
циклы
печеночного
сосальщика и

1

и объяснения на
основе
достижений
науки

проблему;
преобразовывать
информацию из одного
вида в другой (текст в
таблицу и наоборот)

изученных групп живых
организмов; делать выводы и
умозаключения на основе
сравнения; определять роль в
природе различных групп
организмов.

понимая позицию
другого, различать в его
речи: мнение (точку
зрения), доказательство
(аргументы), факты;
работая по плану, сверять
свои действия с целью и,
при необходимости,
исправлять ошибки
самостоятельно; уметь
определять возможные
источники необходимых
сведений, производить
поиск информации,
анализировать и
оценивать ее
достоверность; готовить
устные сообщения на
основе обобщения
информации учебника и
дополнительных
источников
устанавливать рабочие
отношения в группе,
проявлять интерес к
исследовательской
деятельности;
самостоятельно обнаруживать учебную
проблему;
преобразовывать
информацию из одного

понимать и пояснять смысл
биологических терминов;
характеризовать особенности
строения и
жизнедеятельности
изученных групп живых
организмов; находить черты,
свидетельствующие об
усложнении строения живых
организмов по сравнению с
предками, и давать им
объяснение; делать выводы и
умозаключения на основе
сравнения; определять роль в
природе различных групп
организмов; различать на
рисунках, таблицах изучаемые
объекты; объяснять значение
плоских червей в жизни и
хозяйственной деятельности
человека.

УОК

индивидуальный
и фронтальный

осознание
единства
и
целостности
окружающего
мира,
возможности его
познания
и объяснения на
основе
достижений
науки

УП

индивидуальный
и фронтальный

оценка
жизненных
ситуаций с точки
зрения
безопасного
образа жизни и
сохранения
здоровья

понимать смысл
биологических терминов
темы; характеризовать циклы
развития червей-паразитов,
связанные с их образом
жизни; показывать на
рисунках стадии развития;
объяснять значение
приспособленности циклов
развития к среде обитания;

Умение
применить
соответствующ
ие
естественнонауч
ные знания для
объяснения
явления.
Задание:
http://skiv.instrao
.ru/bankzadaniy/estestven
nonauchnayagramotnost/ЕГ_8
_БагдадскаяБата
рейка_текст.pdf

бычьего
цепня".
ЖОЗ
1.2.4. Тип Круглые черви (2 часа)
13
Тип Круглые
1
черви. Л/р №4
"Жизненный
цикл
человеческой
аскариды". Что

УП

индивидуальный
и фронтальный

УОМН

индивидуальный
и фронтальный

УП

индивидуальный
и фронтальный

включает в
себя
правильное
питание?

14

Особенности
круглых
червей.

1

1.2.5. Тип Кольчатые черви (2 часа)
15
1
Тип Кольчатые
черви.
Л/р №5
"Внешнее
строение
дождевого
червя".

вида в другой (текст,
иллюстрации, схему в
таблицу и наоборот)

анализировать и делать
выводы и умозаключения на
основе рассуждений.

оценка
жизненных
ситуаций с точки
зрения
безопасного
образа жизни и
сохранения
здоровья

устанавливать рабочие
отношения в группе,
проявлять интерес к
исследовательской
деятельности;
самостоятельно обнаруживать учебную
проблему;
преобразовывать
информацию из одного
вида в другой (текст,
иллюстрации, схему в
таблицу и наоборот);
готовить устные
сообщения на основе
обобщения информации
учебника и
дополнительных
источников; пользоваться
поисковыми системами
Интернета.

понимать и пояснять смысл
биологических терминов;
описывать процессы
жизнедеятельности в
организмах изучаемых
животных; характеризовать
особенности строения и
жизнедеятельности
изученных групп живых
организмов; определять роль
в природе различных групп
организмов; различать на
рисунках, таблицах изучаемые
объекты; объяснять значение
круглых червей в жизни и
хозяйственной деятельности
человека; делать выводы и
умозаключения на основе
сравнения; формулировать и
выполнять требования правил
техники безопасности в
кабинете биологии при
выполнении лабораторных
работ.

Умение
применить
соответствующ
ие
естественнонауч
ные знания для
объяснения
явления.
Задание:
http://skiv.instrao
.ru/bankzadaniy/estestven
nonauchnayagramotnost/ЕГ_8
_ЗагрязнениеАт
мосферы_текст.
pdf

формирование
экологического
мышления:
умение
оценивать свою
деятельность и
поступки с точки

устанавливать рабочие
отношения в группе,
проявлять интерес к
исследовательской
деятельности;
самостоятельно
обнаруживать учебную

понимать и пояснять смысл
биологических терминов;
описывать процессы
жизнедеятельности в
организмах изучаемых
животных; приводить
примеры приспособлений

Умение делать и
научно
обосновывать
прогнозы о
протекании
процесса или
явления

16

Особенности
кольчатых

1

УОК

индивидуальный
и фронтальный

червей. К/р №3
(по Темам
1.2.3. - 1.2.5.).

1.2.6. Тип Моллюски (2часа)
17
Тип
1
Моллюски.
Общая
характеристика
типа
Моллюски.

УОНЗ

индивидуальный
и фронтальный

зрения
сохранения

проблему;
преобразовывать

организмов к среде обитания
и объяснять их значение;

окружающей
среды – гаранта
жизни
и
благополучия
людей на Земле

информацию из одного
вида в другой; составлять
опорный конспект;
формировать навыки
учебного сотрудничества
в ходе индивидуальной и
групповой работы.

находить черты,
свидетельствующие об
усложнении строения живых
организмов по сравнению с
предками, и давать им
объяснение; характеризовать
особенности строения и
жизнедеятельности
изученных групп живых
организмов; определять роль
в природе различных групп
организмов; объяснять
значение кольчатых червей в
жизни и хозяйственной
деятельности

сформированность
познавательных
интересов
и
мотивов,
направленных на

устанавливать рабочие
отношения в группе,
проявлять интерес к
исследовательской
деятельности;
самостоятельно об-

понимать и пояснять смысл
биологических терминов;
характеризовать особенности
строения и
жизнедеятельности
изученных групп живых

Задание:
http://skiv.instrao
.ru/bankzadaniy/estestven
nonauchnayagramotnost/ЕГ_8
_КрасныйПрили
в_текст.pdf

Умение
распознавать,
использовать и
создавать
объяснительные
модели и

18

Тип
Моллюски.
Общая
характеристика
типа
Моллюски.

1

УП

1.2.7. Тип Членистоногие (6 часов)
Тип
19
1
УОНЗ
Членистоногие.
Происхождени
е и
особенности
членистоногих.
20
1
УП
Многообразие
Членистоногих
Л/р №7
"Изучение
внешнего
строения и
многообразие
Членистоногих
".

индивидуальный
и фронтальный

изучение живой
природы

наруживать учебную
проблему. осуществлять
сравнение, сериацию и
классификацию,
самостоятельно выбирая
основания и критерии для
указанных логических
операций; работать с
коллекциями,
преобразовывать
информацию из одного
вида в другой (текст,
иллюстрации в схему и
наоборот)

организмов; определять роль
в природе различных групп
организмов; описывать
процессы жизнедеятельности
в организмах изучаемых
животных; различать на
рисунках, таблицах изучаемые
объекты; объяснять значение
моллюсков в жизни и
хозяйственной деятельности
человека; формулировать и
выполнять требования правил
техники безопасности в
кабинете биологии при
выполнении лабораторных
работ.

представления.
Задание:
http://skiv.instrao
.ru/bankzadaniy/estestven
nonauchnayagramotnost/ЕГ_8
_КтоДальшеИК
тоБыстрее_текс
т.pdf

индивидуальный
и фронтальный

формирование
экологического
мышления:
умение
оценивать свою
деятельность и
поступки с точки
зрения
сохранения
окружающей
среды – гаранта
жизни
и
благополучия
людей на Земле

самостоятельно
организовывать учебное
взаимодействие в группе
(определять общие цели,
распределять роли);
изучать материал через
включение в новые виды
деятельности и формы
сотрудничества;
уметь сопоставлять
биологический текст с
иллюстрациями учебника

Понимать и пояснять смысл
биологических терминов;
приводить примеры
приспособлений организмов к
среде обитания и объяснять
их значение; находить черты,
свидетельствующие об
усложнении строения живых
организмов по сравнению с
предками, и давать им
объяснение; характеризовать
особенности строения и
жизнедеятельности
изученных групп живых
организмов; различать на
рисунках, таблицах изучаемые
объекты.

Умение
распознавать и
формулировать
цель данного
исследования.
Умение
применить
соответствующ
ие
естественнонауч
ные знания для
объяснения
явления.
Задание:
http://skiv.instrao
.ru/bankzadaniy/estestven

индивидуальный
и фронтальный

21

1). Класс
Ракообразные.

1

УОНЗ

индивидуальный

22

2). Класс
Паукообразные
.

1

УОМН

индивидуальный

сформированность
познавательных
интересов
и
мотивов,
направленных на
изучение живой
природы

организовывать и
планировать учебное
сотрудничество с
учителем и сверстниками;
осознавать конечный
результат, искать
самостоятельно средства
достижения цели; строить
логическое рассуждение,
включающее
установление причинноследственных связей;
создавать схемы с
выделением
существенных
характеристик объекта;
готовить устные
сообщения на основе
обобщения информации
учебника и
дополнительных
источников; пользоваться
поисковыми системами
Интернета.
сформированформировать навыки
ность
учебного сотрудничества
познавательных
в ходе индивидуальной и
интересов
и групповой работы;
мотивов,
составлять
направленных на (индивидуально или в
изучение живой
группе) план решения
природы
проблемы; уметь
сопоставлять
биологический текст с
иллюстрациями учебника.

понимать и пояснять смысл
биологических терминов;
описывать процессы
жизнедеятельности в
организмах изучаемых
животных; характеризовать
особенности строения и
жизнедеятельности
изученных групп живых
организмов; определять роль
в природе различных групп
организмов; различать на
рисунках, таблицах изучаемые
объекты; объяснять значение
ракообразных в жизни и
хозяйственной деятельности
человека; делать выводы и
умозаключения на основе
сравнения.

описывать процессы
жизнедеятельности в
организмах изучаемых
животных; характеризовать
особенности строения и
жизнедеятельности
изученных групп живых
организмов; определять роль
в природе различных групп
организмов; различать на
рисунках, таблицах изучаемые
объекты.

nonauchnayagramotnost/ЕГ_8
_СапогиСкорох
оды_текст.pdf

23

3). Общая
характеристика
Класса
Насекомых.

1

УОМН

индивидуальный
и фронтальный

оценка
жизненных
ситуаций с точки
зрения
безопасного
образа жизни и
сохранения
здоровья

формировать навыки
учебного сотрудничества
в ходе индивидуальной и
групповой работы;
изучать материал через
включение в новые виды
деятельности и формы
сотрудничества;
уметь читать
биологический текст и
соотносить его с
иллюстрациями

24

Многообразие
Насекомых.
Размножение и
развитие.
К/р №4 (по
Теме 1.2.7.
"Тип
Членистоногие
")

1

УОК

индивидуальный
и фронтальный

эстетическое
отношение
к
живым
объектам;
осознание
потребности
и
готовности
к
самообразовани
ю, в том числе и
в рамках
самостоятельной
деятельности вне
школы (умение
доказывать,
строить
рассуждения,
анализировать,
сравнивать,
делать выводы и
т.д.);

понимать позицию
другого; уметь взглянуть
на ситуацию с иной
позиции и договариваться
с людьми иных позиций;
работая по плану, сверять
свои действия с целью и,
при необходимости,
исправлять ошибки
самостоятельно;
строить логическое
рассуждение,
включающее
установление причинноследственных связей

1.2.8. Тип Иглокожие (1 час)

понимать и пояснять смысл
биологических терминов,
систематических единиц;
характеризовать особенности
строения и
жизнедеятельности
изученных групп живых
организмов; определять роль
в природе различных групп
организмов; различать на
рисунках, таблицах изучаемые
объекты; объяснять значение
паукообразных в жизни и
хозяйственной деятельности
человека.
различать на рисунках,
таблицах изучаемые объекты.
характеризовать многообразие
изученных групп живых
организмов; определять роль
в природе различных групп
организмов.

25

Тип
Иглокожие.
Общая
характеристика
.

1

1.2.9. Тип Хордовые (28 часов)
Подтип Бесчерепные (1 час)
26
1
Тип Хордовые.
Подтип
Бесчерепные.
Общая
характеристика
.

УОНЗ

индивидуальный
и фронтальный

оценка
жизненных
ситуаций с точки
зрения
безопасного
образа жизни и
сохранения
здоровья

формировать навыки
учебного сотрудничества
в ходе индивидуальной и
групповой работы;
проектировать маршрут
преодоления затруднений
в обучении через
включение в новые виды
деятельности и формы
сотрудничества; уметь
сопоставлять
биологический текст с
иллюстрациями учебника.

различать на рисунках,
таблицах изучаемые объекты;
приводить примеры
приспособлений организмов к
среде обитания и объяснять
их значение; находить черты,
свидетельствующие об
усложнении и упрощении
строения живых организмов
по сравнению с предками, и
давать им объяснение;
характеризовать многообразие
изученных групп живых
организмов; определять роль
в природе различных групп
организмов.

Умение
анализировать,
интерпретирова
ть данные и
делать
соответствующ
ие выводы.
Задание:
http://skiv.instrao
.ru/bankzadaniy/estestven
nonauchnayagramotnost/ЕГ_8
_СколькоСъест
Синица_текст.p
df

УОНЗ

индивидуальный
и фронтальный

сформированность
познавательных
интересов
и
мотивов,
направленных на
изучение живой
природы

самостоятельно
организовывать учебное
взаимодействие в группе
(определять общие цели,
распределять роли);
изучать материал через
включение в новые виды
деятельности и формы
сотрудничества; уметь

понимать и пояснять смысл
биологических терминов;
характеризовать особенности
строения и
жизнедеятельности
изученных групп живых
организмов; находить черты,
свидетельствующие об
усложнении строения живых

Умение
анализировать,
интерпретирова
ть данные и
делать
соответствующ
ие выводы.
Задание:
http://skiv.instrao
.ru/bankzadaniy/estestven
nonauchnayagramotnost/ЕГ_8
_СколькоСъест
Синица_текст.p
df

Подтип Черепные (27 часов)
1). Надкласс Рыбы (4 часа)
27
1
Подтип
Позвоночные
(Черепные).
Надкласс
Рыбы.
Происхождени
е рыб.
Хрящевые
рыбы.
28
1
Особенности
строения Рыб.
Л/р №8
"Особенности
внешнего
строения рыб,
связанный с их
образом
жизни".

УОНЗ

индивидуальный
и фронтальный

УП

индивидуальный
и фронтальный

индивидуальный
и фронтальный
индивидуальный
и фронтальный

29

Костные рыбы.

1

УОНЗ

30

Многообразие
и значение
рыб.
К/р №5 (по

1

УОК

сопоставлять
биологический текст с
иллюстрациями учебника

организмов по сравнению с
предками, и давать им
объяснение; различать и
сравнивать на рисунках,
таблицах изучаемые объекты;
объяснять значение хордовых
в жизни и хозяйственной
деятельности человека.

осознание
единства
и
целостности
окружающего
мира,
возможности его
познания
и объяснения на
основе
достижений
науки;
постепенное
выстраивание
собственной
целостной
картины мира

самостоятельно
определять общие цели,
распределять роли в
группе; изучать материал
через включение в новые
виды деятельности и
формы сотрудничества.
добывать недостающую
информацию из других
источников, а также
использовать
межпредметные связи
(география); уметь
сопоставлять
биологический текст с
иллюстрациями учебника,
составлять опорный
конспект

формирование
экологического
мышления:
умение
оценивать свою
деятельность и

учиться критично
относиться к своему
мнению, с достоинством
признавать ошибочность
своего мнения и
корректировать его;

понимать и пояснять смысл
биологических терминов;
характеризовать особенности
строения и
жизнедеятельности
изученных групп
позвоночных; приводить
примеры приспособлений
организмов к среде обитания
и объяснять их значение;
различать и сравнивать на
рисунках, таблицах изучаемые
объекты; понимать смысл
биологических терминов;
характеризовать особенности
внешнего строения рыб,
связанные с ее образом
жизни; показывать на
рисунках, таблицах изучаемые
объекты; объяснять значение
рыб в жизни и хозяйственной
деятельности человека.
понимать и пояснять смысл
биологических терминов;
характеризовать особенности
строения и
жизнедеятельности
изученных групп

Умение
применить
соответствующ
ие
естественнонауч
ные знания для
объяснения
явления.
Задание:
http://skiv.instrao
.ru/bankzadaniy/estestven
nonauchnayagramotnost/ЕГ_7
_Малярия_текст
.pdf

Теме
"Надкласс
Рыбы")

2). Класс Земноводные (4 часа)
31
Класс
1
Земноводные.
Происхождени
е земноводных.
32
1
Общая
характеристика
класса
Земноводные.
Л/р №9
"Особенности
внешнего
строения
лягушки,
связанные с ее
образом
жизни".

33

Размножение,
среда обитания
и
экологические
особенности

1

УОНЗ

индивидуальный
и фронтальный

УП

индивидуальный
и фронтальный

УОМН

индивидуальный
и фронтальный

поступки с точки
зрения
сохранения
окружающей
среды – гаранта
жизни
и
благополучия
людей на Земле

самостоятельно
обнаруживать и
формулировать учебную
проблему, определять
цель учебной
деятельности, выбирать
тему проекта;
уметь определять
возможные источники
необходимых сведений,
производить поиск
информации,
анализировать и
оценивать ее
достоверность

позвоночных; различать и
сравнивать на рисунках,
таблицах изучаемые объекты;
делать выводы и
умозаключения на основе
сравнения; объяснять
значение хрящевых рыб в
природе, в жизни и
хозяйственной деятельности
человека.

сформированность
познавательных
интересов
и
мотивов,
направленных на
изучение живой
природы;
постепенное
выстраивание
собственной
целостной
картины мира

самостоятельно
определять общие цели,
распределять роли в
группе; изучать материал
через включение в новые
виды деятельности и
формы сотрудничества;
добывать недостающую
информацию из других
источников, а также
использовать
межпредметные связи
(география, физика).
уметь сопоставлять
биологический текст с
иллюстрациями учебника,
составлять опорный
конспект.
формировать навыки
учебного сотрудничества
в ходе индивидуальной и
групповой работы.
изучать материал через

понимать и пояснять смысл
биологических терминов;
характеризовать особенности
строения и
жизнедеятельности
изученных групп
позвоночных; приводить
примеры приспособлений
организмов к среде обитания
и объяснять их значение;
объяснять значение
приспособленности внешнего
строения лягушки к среде
обитания.

формирование
экологического
мышления:
умение
оценивать свою

понимать и пояснять смысл
биологических терминов;
характеризовать особенности
строения изученных групп
позвоночных; характеризовать

Умение
анализировать,
интерпретирова
ть данные и
делать
соответствующ
ие выводы.
Задание:
http://skiv.instrao
.ru/bankzadaniy/estestven
nonauchnayagramotnost/ЕГ_7
_Молочнокислы
еНевидимки_те
кст.pdf

34

Земноводных.
Многообразие
и
роль
Земноводных в
природе
и
жизни
человека.

1

УОМН

3). Класс Пресмыкающиеся (4 часа)
35
Класс
1
УОНЗ
Пресмыкающи
еся. Общая
характеристика
Пресмыкающи
хся.
Особенности
строения.
36
1
УОМН
Многообразие
Пресмыкающи
хся.

индивидуальный
и фронтальный

индивидуальный
и фронтальный

индивидуальный
и фронтальный

деятельность и
поступки с точки
зрения
сохранения
окружающей
среды – гаранта
жизни
и
благополучия
людей на Земле

включение в новые виды
деятельности и формы
сотрудничества.
уметь читать
биологический текст и
соотносить его с
иллюстрациями
учиться критично
относиться к своему
мнению, с достоинством
признавать ошибочность
своего мнения и
корректировать его

особенности строения и
жизнедеятельности
изученных групп
позвоночных; делать выводы
и умозаключения на основе
сравнения; объяснять
значение земноводных в
жизни и хозяйственной
деятельности человека.

оценка
жизненных
ситуаций с точки
зрения
безопасного
образа жизни и
сохранения
здоровья

самостоятельно
определять общие цели,
распределять роли в
группе; изучать материал
через включение в новые
виды деятельности и
формы сотрудничества;
уметь сопоставлять
биологический текст с
иллюстрациями учебника,
самостоятельно
обнаруживать и
формулировать учебную
проблему, определять
цель учебной
деятельности, выбирать
тему проекта

понимать и пояснять смысл
биологических терминов;
характеризовать особенности
строения и
жизнедеятельности
изученных групп
позвоночных; приводить
примеры приспособлений
организмов к среде обитания
и объяснять их значение;
находить черты,
свидетельствующие об
усложнении строения живых
организмов по сравнению с
предками, и давать им
объяснение; различать и
сравнивать на рисунках,
таблицах изучаемые объекты.
характеризовать особенности
строения и
жизнедеятельности
изучаемых групп
позвоночных;
объяснять значение

Умение
анализировать,
интерпретирова
ть данные и
делать
соответствующ
ие выводы.
Задание:
http://skiv.instrao
.ru/bankzadaniy/estestven
nonauchnayagramotnost/ЕГ_7
_ТраваГеракла_
текст.pdf

Внутреннее
строение
Пресмыкающи
хся. Л/р №10
"Сравнительны
й анализ
строения
скелетов
черепахи,
ящерицы,
змеи".
38
Роль
Пресмыкающи
хся в природе и
жизни
человека.
К/р №6 (по
Темам "Класс
Земноводные"
и "Класс
Пресмыкающи
еся").
4). Класс Птицы (4 часа)
39
Класс Птицы.
Общая
характеристика
птиц.
40
Особенности
строения Птиц.
Л/р №11
"Особенности
внешнего
строения птиц,
связанных с их
образом
37

1

УП

индивидуальный
и фронтальный

1

УОК

индивидуальный
и фронтальный

1

УОНЗ

индивидуальный
и фронтальный

1

УП

индивидуальный
и фронтальный

осознание
потребности
и
готовности
к
самообразовани
ю, в том числе и
в рамках
самостоятельной
деятельности вне
школы (умение
доказывать,
строить
рассуждения,
анализировать,
сравнивать,
делать выводы и
т.д.)

проявлять интерес к
исследовательской
деятельности,
распределять роли в
группе; работать по
плану, сверять свои
действия с целью;
преобразовывать
информацию из одного
вида в другой (текст,
иллюстрации в таблицу).

формирование
экологического
мышления:
умение
оценивать свою
деятельность и
поступки с точки
зрения
сохранения
окружающей
среды – гаранта
жизни
и

организовывать и
планировать учебное
сотрудничество с
учителем и сверстниками.
в диалоге с учителем
совершенствовать
самостоятельно
выработанные критерии
оценки; осуществлять
сравнение, сериацию и
классификацию,
самостоятельно выбирая

чешуйчатых в жизни и
хозяйственной деятельности
человека.
понимать смысл
биологических терминов;
характеризовать особенности
строения скелетов изученных
групп позвоночных;
делать выводы и
умозаключения на основе
сравнения; различать и
сравнивать на рисунках,
таблицах изучаемые объекты.

понимать смысл
биологических терминов;
характеризовать особенности
строения и
жизнедеятельности
изучаемых групп
позвоночных; приводить
примеры приспособлений
организмов к среде обитания
и объяснять их значение;
находить черты,
свидетельствующие об

Умение
распознавать и
формулировать
цель данного
исследования.
Задание:
http://skiv.instrao
.ru/bankzadaniy/estestven
nonauchnayagramotnost/ЕГ_8
_СколькоСъест
Синица_текст.p
df

благополучия
людей на Земле

основания и критерии для
указанных логических
операций; проявлять
интерес к
исследовательской
деятельности,
распределять роли в
группе; готовить устные
сообщения на основе
обобщения информации
учебника и
дополнительных
источников; пользоваться
поисковыми системами
Интернета.

индивидуальный
и фронтальный
индивидуальный
и фронтальный

осознание
единства
и
целостности
окружающего
мира,
возможности его
познания
и объяснения на
основе
достижений
науки;
эстетическое
отношение
к
живым объектам

самостоятельно
организовывать учебное
взаимодействие в группе
(определять общие цели,
распределять роли);
изучать материал через
включение в новые виды
деятельности и формы
сотрудничества; уметь
сопоставлять
биологический текст с
иллюстрациями учебника.

индивидуальный

осознание
единства
и
целостности
окружающего
мира,
возможности его
познания

организовывать и
планировать учебное
сотрудничество с
учителем и сверстниками;
в диалоге с учителем
совершенствовать
самостоятельно

жизни".

41
42

Экологические
группы Птиц.
Роль птиц в
природе и
жизни
человека. К/р
№7 (по Теме
"Класс
Птицы").

1

УОМН

1

УРК

5). Класс Млекопитающие (7 часов)
43
1
УОНЗ
Класс
Млекопитающ
ие. Общая
характеристика
Класса
Млекопитающ
ие.

усложнении строения живых
организмов по сравнению с
предками, и давать им
объяснение; приводить
примеры приспособлений
организмов к среде обитания
и объяснять их значение;
находить черты,
свидетельствующие об
усложнении строения живых
организмов по сравнению с
предками, и давать им
объяснение; объяснять
значение птиц в жизни и
хозяйственной деятельности
человека.
понимать смысл
биологических терминов;
характеризовать особенности
строения и
жизнедеятельности
изученных групп
позвоночных; различать и
сравнивать на рисунках,
таблицах изучаемые объекты;
делать выводы и
умозаключения на основе
сравнения; объяснять
значение птиц в жизни и
хозяйственной деятельности
человека.
характеризовать особенности
строения и
жизнедеятельности
изучаемых групп
позвоночных; понимать
смысл биологических
терминов; находить черты,

Умение
применять
соответствующ
ие
естественнонауч
ные знания для
объяснения
явления.
Задание:

44

Особенности
внутреннего
строения
Млекопитающ
их.

1

УОМН

индивидуальный

и объяснения на
основе
достижений
науки

выработанные критерии
оценки; осуществлять
сравнение, сериацию и
классификацию,
самостоятельно выбирая
основания и критерии для
указанных логических
операций

45

Особенности
внутреннего
строения
Млекопитающ
их. Л/р №12
"Изучение
внутреннего
строения
Млекопитающ
их".
Размножение и
развитие
Млекопитающ
их.

1

УП

индивидуальный
и фронтальный

1

УОМН

индивидуальный

осознание
потребности
и
готовности
к
самообразовани
ю, в том числе и
в рамках
самостоятельной
деятельности вне
школы (умение
доказывать,
строить
рассуждения,
анализировать,
сравнивать,
делать выводы и
т.д.)

проявлять интерес к
исследовательской
деятельности,
распределять роли в
группе; работать по плану
и инструкции, сверять
свои действия с целью.
преобразовывать
информацию из одного
вида в другой (текст,
иллюстрации в таблицу).

46

http://skiv.instrao
.ru/bankzadaniy/globalny
ekompetentsii/gk82022/02_ГК_8_
%20Здоровье%2
0личное%20дел
о_текст.pdf
свидетельствующие об
Умение
усложнении строения живых применять
организмов по сравнению с
соответствующ
предками, и давать им
ие
объяснение; приводить
естественнонауч
примеры приспособлений
ные знания для
организмов к среде обитания объяснения
и объяснять их значение;
явления.
различать и сравнивать на
Задание:
рисунках, таблицах изучаемые http://skiv.instrao
объекты.
.ru/bankzadaniy/globalny
находить черты,
eсвидетельствующие об
усложнении строения живых kompetentsii/gk8организмов по сравнению с
2022/02_ГК_8_
предками, и давать им
%20Здоровье%2
объяснение; приводить
0личное%20дел
примеры приспособлений
организмов к среде обитания о_текст.pdf
и объяснять их значение.

индивидуальный

оценка
жизненных
ситуаций с точки
зрения
безопасного
образа жизни и
сохранения
здоровья;
эстетическое
отношение
к
живым объектам

самостоятельно
определять общие цели,
распределять роли в
группе; изучать материал
через включение в новые
виды деятельности и
формы сотрудничества;
уметь сопоставлять
биологический текст с
иллюстрациями учебника,
составлять опорный
конспект.

1
УП
Многообразие
индивидуальный
Млекопитающ
и фронтальный
их. Л/р №13
"Распознавание
животных
своей
местности,
определение их
систематическо
го положения и
значения в
жизни
человека".
49
1
УРК
Роль
индивидуальный
Млекопитающ
и фронтальный
их в природе и
жизни
человека.
К/р № 8 (по
Теме
"Млекопитающ
ие").
Основные этапы развития животных (4 часа)

формирование
экологического
мышления:
умение
оценивать свою
деятельность и
поступки с точки
зрения
сохранения
окружающей
среды – гаранта
жизни
и
благополучия
людей на Земле

организовывать и
планировать учебное
сотрудничество с
учителем и сверстниками;
осознавать конечный
результат, искать
самостоятельно средства
достижения цели;
строить логическое
рассуждение,
включающее
установление причинноследственных связей;
создавать схематические
модели с выделением
существенных
характеристик объекта;
анализировать,
сравнивать,
классифицировать и
обобщать факты и
явления.

47

48

Многообразие
Млекопитающ
их.

1

УОМН

понимать смысл
биологических терминов;
характеризовать особенности
строения и
жизнедеятельности
изучаемых групп
позвоночных; различать и
сравнивать на рисунках,
таблицах изучаемые объекты;
объяснять значение
плацентарных в жизни и
хозяйственной деятельности
человека.
понимать смысл
биологических терминов;
характеризовать особенности
строения и
жизнедеятельности
изучаемых групп
позвоночных; различать и
сравнивать на рисунках,
таблицах изучаемые объекты;
делать выводы и
умозаключения на основе
сравнения; объяснять
значение плацентарных в
жизни и хозяйственной
деятельности человека.

50

51

52

Основные
этапы развития
животных. Л/р
№14 "Анализ
родословного
древа царства
Животные".
Основные
этапы развития
животных.

Животные и
человек.
История
взаимоотношен
ий человека и
животных.
Значение с/х
производства.

Весна и
аллергия?

1

УП

индивидуальный
и фронтальный

1

УОНЗ

индивидуальный

осознание
единства
и
целостности
окружающего
мира,
возможности его
познания
и объяснения на

основе
достижений
науки

1

УОМН

индивидуальный
и фронтальный

учиться критично
относиться к своему
мнению, с достоинством
признавать ошибочность
своего мнения и
корректировать его;
самостоятельно
обнаруживать и
формулировать учебную
проблему, определять
цель учебной
деятельности, выбирать
тему проекта;
уметь определять

возможные источники
необходимых сведений,
производить поиск
информации,
анализировать и
оценивать ее
достоверность.
оценка
самостоятельно
экологического
определять общие цели,
риска
распределять роли в
взаимоотношени группе; изучать материал
й человека и через включение в новые
природы;
виды деятельности и
формы сотрудничества;
уметь сопоставлять
биологический текст с
иллюстрациями учебника,

понимать и пояснять смысл
биологических терминов;
характеризовать процесс
возникновения изученных
групп позвоночных;
приводить примеры
приспособлений организмов к
среде обитания и объяснять
их значение; находить черты,
свидетельствующие об
усложнении строения живых
организмов по сравнению с
предками, и давать им
объяснение;

делать выводы и
умозаключения на основе
анализа и сравнения;
различать и сравнивать на
рисунках, таблицах изучаемые
объекты
Понимать и характеризовать
историю возникновения
взаимоотношений человека и
животных; приводить
примеры
сельскохозяйственных
животных; находить черты,
свидетельствующие об
одомашнивании живых
организмов, давать им

Умение
применять
соответствующ
ие
естественнонауч
ные знания для
объяснения
явления.
Задание:
http://skiv.instrao
.ru/bankzadaniy/globalny
ekompetentsii/gk82022/01_ГК_8_
%20Виртуальны
е%20соседи_тек
ст.pdf

53

Значение
животных в
природе и
жизни
человека.
Домашние
животные.
Проф.мин
имум

1

УОМН

индивидуальный
и фронтальный

54

Вирусы. Общая
характеристика
Вирусов.
Значение
Вирусов.

1

УОНЗ

индивидуальный

1

УОМН

индивидуальный

К/р № 9 (по
Части 2.
"Вирусы").
Часть 3.
Экосистема.
Среда
обитания.

1

УОК

55

56

составлять опорный
конспект; готовить
устные сообщения на
основе обобщения
информации учебника и
дополнительных
источников; пользоваться
поисковыми системами
Интернета.

объяснение; .различать и
сравнивать на рисунках,
таблицах изучаемые объекты;
объяснять значение животных
в жизни и хозяйственной
деятельности человека.

Часть 2. Вирусы (2 часа)
оценка
самостоятельно
жизненных
организовывать учебное
ситуаций с точки взаимодействие в группе
зрения
(определять общие цели,
безопасного
распределять роли);
образа жизни и
изучать материал через
сохранения
включение в новые виды
здоровья
деятельности и формы
сотрудничества.
уметь сопоставлять
биологический текст с
иллюстрациями учебника

понимать и пояснять смысл
биологических терминов;
характеризовать особенности
строения и
жизнедеятельности вирусов;
определять роль вирусов в
природе; различать на
рисунках, таблицах изучаемые
объекты; объяснять значение
вирусов в жизни и
хозяйственной деятельности
человека.

Умение
анализировать,
интерпретирова
ть данные и
делать
соответствующ
ие выводы
Задание:
http://skiv.instrao
.ru/bankzadaniy/estestven
nonauchnayagramotnost/ЕГ_7
_Молочнокислы
еНевидимки_те
кст.pdf

Часть 3. Экосистема. Среда обитания (9 часов)
индивидуальный сформировандобывать недостающую
и фронтальный
ность
информацию с помощью
познавательных
вопросов и
интересов
и интерактивных заданий;
мотивов,
проектировать маршрут
направленных на преодоления затруднений

понимать и пояснять смысл
биологических терминов;
характеризовать процессы
взаимодействия организмов
между собой и средой
обитания; приводить примеры

умение
предлагать или
оценивать
способ научного
исследования
данного вопроса

57

Экологические
факторы

1

УОНЗ

индивидуальный

58

Экосистема.
Структура
экосистемы.
Пищевые связи
в экосистемах.
Л/р №15
"Анализ цепей
и сетей
питания".

1

УОМН

индивидуальный

1

УП

индивидуальный
и фронтальный

Биосфера.
Структура
биосферы.
Учение В.И.
Вернадского о
биосфере.

1

УОМН

индивидуальный

1

УОНЗ

индивидуальный

59

60

61

изучение живой
природы

в обучении через
включение в новые виды
деятельности и формы;
уметь строить логическое
рассуждение с установлением причинноследственных связей;
готовить устные
сообщения на основе
обобщения информации
учебника и
дополнительных
источников; пользоваться
поисковыми системами
Интернета.
осознание
самостоятельно
единства
и организовывать учебное
целостности
взаимодействие в группе
окружающего
(определять общие цели,
мира,
распределять роли);
возможности его изучать материал через
познания
включение в новые виды
и объяснения на деятельности и формы
основе
сотрудничества;
достижений
строить логическое
науки
рассуждение,
включающее
установление причинноследственных связей

приспособлений организмов к
среде обитания и объяснять
их значение; формулировать и
выполнять требования правил
техники безопасности в
кабинете биологии при
выполнении лабораторных
работ.

формирование
экологического
мышления:
умение
оценивать свою
деятельность и

понимать и пояснять смысл
биологических терминов;
характеризовать компоненты
биосферы и физические
особенности сфер Земли;
описывать процессы,

самостоятельно
определять общие цели,
распределять роли в
группе; изучать материал
через включение в новые
виды деятельности и

характеризовать особенности
экосистем; определять роль
БГЦ в природе; различать на
рисунках, таблицах изучаемые
объекты; понимать и пояснять
смысл биологических
терминов; объяснять значение
продуцентов, консументов и
редуцентов в экосистемах.
составлять элементарные
пищевые цепи и сети.

Задание :
http://skiv.instrao
.ru/bankzadaniy/estestven
nonauchnayagramotnost/ЕГ_6
_СадНаОкошке
_текст.pdf

62

Биосфера глобальная
экосистема.

1

УОНЗ

индивидуальный

63

Круговорот
веществ в
биосфере.
Значение
круговоротов
для
существования
жизни.
Роль живых
организмов в
биосфере.
К/р №10 (по
Части 3.
"Экосистема").

1

УОМН

индивидуальный
и фронтальный

1

УОК

индивидуальный
и фронтальный

ООПТ
Тюменской
области
(Государственн
ые природные
заповедники).
(Резервный
урок)

1

УОМН

взаимоконтроль

64

65

поступки с точки формы сотрудничества;
зрения
уметь сопоставлять
сохранения
биологический текст с
окружающей
иллюстрациями учебника,
среды – гаранта
составлять опорный
жизни
и конспект; пользоваться
поисковыми системами
благополучия
Интернета.
людей на Земле
формирование
самостоятельно
экологического
организовывать учебное
мышления:
взаимодействие в группе
умение
(определять общие цели,
оценивать свою
распределять роли).
деятельность и
изучать материал через
поступки с точки включение в новые виды
зрения
деятельности и формы
сохранения
сотрудничества.
окружающей
уметь сопоставлять
среды – гаранта
биологический текст с
жизни
и иллюстрациями учебника,
благополучия
составлять опорный
людей на Земле
конспект.
Обобщение (2 ч)
формирование
понимая позицию
экологического
другого, различать в его
мышления:
речи: мнение (точку
умение
зрения), доказательство
оценивать свою
(аргументы), факты;
деятельность и
уметь взглянуть на
поступки с точки ситуацию с иной позиции
зрения
и договариваться с

происходящие в биосфере;
определять роль в природе
различных компонентов
биосферы; различать на
рисунках, таблицах изучаемые
объекты; делать выводы и
умозаключения на основе
сравнения.
понимать смысл
биологических терминов;
описывать процессы
круговорота веществ в
природе; анализировать и
делать выводы на основе
сравнения; объяснять роль
живых организмов в
круговороте веществ в
биосфере; роль физикохимических процессов в
круговороте веществ в
природе.
понимать и пояснять смысл
биологических терминов;
описывать процессы
изменения состава литосферы
в процессе развития Земли;
анализировать и делать
выводы и умозаключения на
основе сравнения;

умение
анализировать,
интерпретирова
ть данные и
делать
соответствующ
ие выводы
Задание:
http://skiv.instrao
.ru/bankzadaniy/estestven
nonauchnayagramotnost/eg-62022/03_ЕГ_6_
Уборка%20лист
ьев.pdf

66

67

ООПТ
Тюменской
области
(Природный
парк, Заказник
(Резервный
урок)
ООПТ
Тюменской
области
(Водноболотные
угодья
международног
о значения).
(Резервный
урок)

1

УОМН

взаимоконтроль

1

УОМН

индивидуальный

ООПТ
Тюменской
области
(Заказники,
Резерваты,
Памятники
природы,
Охраняемые
природные
ландшафты).
(Резервный
урок)

1

УОМН

индивидуальный

Безопасны
й отдых
на
природе?
68

сохранения
окружающей
среды – гаранта
жизни
и
благополучия
людей на Земле;
сформированнос
ть
познавательных
интересов
и
мотивов,
направленных на
изучение живой
природы

людьми иных позиций.
работая по плану, сверять
свои действия с целью и,
при необходимости,
исправлять ошибки
самостоятельно;
строить логическое
рассуждение,
включающее
установление причинноследственных связей;
уметь определять
возможные
источники необходимых
сведений, производить
поиск информации,
анализировать и
оценивать ее
достоверность.

определять роль живых
организмов в преобразовании
планеты.

Приложение 2
№
п.п.

Тема

Количество
часов

1 Что включает в себя правильное питание?

1

2 ЗОЖ!

1

3 Весна и аллергия?

1

4 Безопасный отдых на природе?

1

Приложение 3

Проф.минимум. https://bvb-kb.ru/lessons/AYWn93ExeJzV51OM


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».