Программа воспитания МАОУ Ивановская СОШ

СОДЕРЖАНИЕ
Пояснительная записка ..........................................................................................3
РАЗДЕЛ 1. ЦЕЛЕВОЙ ...........................................................................................5
1.1 Цель и задачи воспитания обучающихся ......................................................6
1.2 Направления воспитания……………………………………………………5
1.3 Целевые ориентиры результатов воспитания ................................................8
РАЗДЕЛ 2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ ......................................................................17
2.1 Уклад общеобразовательной организации ...................................................17
2.2 Виды, формы и содержание воспитательной деятельности ...................... 19
РАЗДЕЛ 3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ ..................................................................35
3.1 Кадровое обеспечение ................................................................................... 35
3.2 Нормативно-методическое обеспечение ..................................................... 35
3.3 Требования к условиям работы с обучающимися с особыми
образовательными потребностями .....................................................................35
3.4 Система поощрения социальной успешности и проявлений активной
жизненной позиции обучающихся .................................................................... 37
3.5 Анализ воспитательного процесса ................................................................39
Календарный план воспитательной работы .......................................................42

Пояснительная записка
Программа разработана с учѐтом Федерального закона от 29 декабря
2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Стратегии
развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года
(распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. №
996-р) и Плана мероприятий по еѐ реализации в 2021 — 2025 гг.
(распоряжение Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2020 г. №
2945-р), Стратегии национальной безопасности Российской Федерации (Указ
Президента Российской Федерации от 2 июля 2021 г. № 400), федеральных
государственных образовательных стандартов (далее — ФГОС) начального
общего образования (приказ Минпросвещения России от 31 мая 2021 г. №
286), основного общего образования (приказ Минпросвещения России от 31
мая 2021 г. № 287), среднего общего образования (приказ Минобрнауки
России от 17 мая 2012 г. № 413).
Программа
основывается
на
единстве
и
преемственности
образовательного процесса всех уровней общего образования, соотносится с
примерными рабочими программами воспитания для организаций
дошкольного и среднего профессионального образования.
Рабочая программа воспитания предназначена для планирования и
организации системной воспитательной деятельности; разрабатывается и
утверждается
с
участием
коллегиальных
органов
управления
общеобразовательной организацией, в том числе советов обучающихся,
советов родителей (законных представителей); реализуется в единстве
урочной и внеурочной деятельности, осуществляемой совместно с семьѐй и
другими
участниками
образовательных
отношений,
социальными
институтами воспитания; предусматривает приобщение обучающихся к
российским традиционным духовным ценностям, включая ценности своей
этнической группы, правилам и нормам поведения, принятым в российском
обществе на основе российских базовых конституционных норм и ценностей;
историческое просвещение, формирование российской культурной и
гражданской идентичности обучающихся.
Программа включает три раздела: целевой, содержательный,
организационный.
Приложение — календарный план воспитательной работы.

РАЗДЕЛ 1. ЦЕЛЕВОЙ
Участниками образовательных отношений являются педагогические и
другие работники общеобразовательной организации, обучающиеся, их
родители (законные представители), представители иных организаций,
участвующие в реализации образовательного процесса в соответствии с
законодательством
Российской
Федерации,
локальными
актами
общеобразовательной организации. Родители (законные представители)
несовершеннолетних обучающихся имеют преимущественное право на
воспитание своих детей. Содержание воспитания обучающихся в
общеобразовательной организации определяется содержанием российских
базовых (гражданских, национальных) норм и ценностей, которые
закреплены в Конституции Российской Федерации. Эти ценности и нормы
определяют
инвариантное
содержание
воспитания
обучающихся.
Вариативный компонент содержания воспитания обучающихся включает
духовно-нравственные ценности культуры, традиционных религий народов
России.
Воспитательная деятельность в общеобразовательной организации
планируется и осуществляется в соответствии с приоритетами
государственной политики в сфере воспитания, установленными в Стратегии
развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года
(распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. №
996-р). Приоритетной задачей Российской Федерации в сфере воспитания
детей является развитие высоконравственной личности, разделяющей
российские традиционные духовные ценности, обладающей актуальными
знаниями и умениями, способной реализовать свой потенциал в условиях
современного общества, готовой к мирному созиданию и защите Родины.
1.1 Цель и задачи воспитания обучающихся
Современный российский национальный воспитательный идеал —
высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России,
принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий
ответственность за настоящее и будущее страны, укоренѐнный в духовных и
культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.
В соответствии с этим идеалом и нормативными правовыми актами
Российской Федерации в сфере образования цель воспитания обучающихся
в общеобразовательной организации: развитие личности, создание условий
для самоопределения и социализации на основе социокультурных, духовнонравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм
поведения в интересах человека, семьи, общества и государства,
формирование у обучающихся чувства патриотизма, гражданственности,
уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества,
закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного
уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям

многонационального народа Российской Федерации, природе и окружающей
среде.
Задачи
воспитания
обучающихся
в
общеобразовательной
организации: усвоение ими знаний норм, духовно-нравственных ценностей,
традиций, которые выработало российское общество (социально значимых
знаний); формирование и развитие личностных отношений к этим нормам,
ценностям,
традициям
(их
освоение,
принятие);
приобретение
соответствующего этим нормам, ценностям, традициям социокультурного
опыта поведения, общения, межличностных и социальных отношений,
применения полученных знаний; достижение личностных результатов
освоения общеобразовательных программ в соответствии с ФГОС.
Личностные результаты освоения обучающимися общеобразовательных
программ включают осознание ими российской гражданской идентичности,
сформированность у них ценностей самостоятельности и инициативы,
готовность обучающихся к саморазвитию, самостоятельности и личностному
самоопределению, наличие мотивации к целенаправленной социально
значимой деятельности, сформированность внутренней позиции личности
как особого ценностного отношения к себе, окружающим людям и жизни в
целом.
Воспитательная деятельность в общеобразовательной организации
планируется
и
осуществляется
на
основе
аксиологического,
антропологического, культурно-исторического, системно-деятельностного,
личностно-ориентированного подходов и с учѐтом принципов воспитания:
гуманистической направленности воспитания, совместной деятельности
детей и взрослых, следования нравственному примеру, безопасной
жизнедеятельности, инклюзивности, возрастосообразности.
1.2 Направления воспитания
Программа реализуется в единстве учебной и воспитательной деятельности
общеобразовательной организации по основным направлениям воспитания в
соответствии с ФГОС:
гражданское воспитание — формирование российской
гражданской идентичности, принадлежности к общности граждан
Российской Федерации, к народу России как источнику власти в Российском
государстве и субъекту тысячелетней российской государственности,
уважения к правам, свободам и обязанностям гражданина России, правовой и
политической культуры;
патриотическое воспитание — воспитание любви к родному краю,
Родине, своему народу, уважения к другим народам России; историческое
просвещение, формирование российского национального исторического
сознания, российской культурной идентичности;

духовно-нравственное воспитание — воспитание на основе
духовно-нравственной культуры народов России, традиционных религий
народов России, формирование традиционных российских семейных
ценностей; воспитание честности, доброты, милосердия, справедливости,
дружелюбия и взаимопомощи, уважения к старшим, к памяти предков;
эстетическое воспитание — формирование эстетической культуры
на основе российских традиционных духовных ценностей, приобщение к
лучшим образцам отечественного и мирового искусства;
физическое воспитание, формирование культуры здорового
образа жизни и эмоционального благополучия — развитие физических
способностей с учѐтом возможностей и состояния здоровья, навыков
безопасного поведения в природной и социальной среде, чрезвычайных
ситуациях;
трудовое воспитание — воспитание уважения к труду, трудящимся,
результатам труда (своего и других людей), ориентация на трудовую
деятельность, получение профессии, личностное самовыражение в
продуктивном, нравственно достойном труде в российском обществе,
достижение выдающихся результатов в профессиональной деятельности;
экологическое воспитание — формирование экологической
культуры, ответственного, бережного отношения к природе, окружающей
среде на основе российских традиционных духовных ценностей, навыков
охраны, защиты, восстановления природы, окружающей среды;
ценности научного познания — воспитание стремления к
познанию себя и других людей, природы и общества, к получению знаний,
качественного образования с учѐтом личностных интересов и общественных
потребностей.

1.3 Целевые ориентиры результатов воспитания
Целевые ориентиры результатов воспитания на уровне начального
общего образования.
Целевые ориентиры
Гражданско-патриотическое воспитание
Знающий и любящий свою малую родину, свой край, имеющий представление о Родине
— России, еѐ территории, расположении.
Сознающий принадлежность к своему народу и к общности граждан России,
проявляющий уважение к своему и другим народам.
Понимающий свою сопричастность к прошлому, настоящему и будущему родного края,
своей Родины — России, Российского государства.
Понимающий значение гражданских символов (государственная символика России, своего
региона), праздников, мест почитания героев и защитников Отечества, проявляющий к
ним уважение.
Имеющий первоначальные представления о правах и ответственности человека в
обществе, гражданских правах и обязанностях.
Принимающий участие в жизни класса, общеобразовательной организации, в доступной
по возрасту социально значимой деятельности.
Духовно-нравственное воспитание
Уважающий духовно-нравственную культуру своей семьи, своего народа, семейные
ценности с учѐтом национальной, религиозной принадлежности.
Сознающий ценность каждой человеческой жизни, признающий индивидуальность и
достоинство каждого человека.
Доброжелательный, проявляющий сопереживание, готовность оказывать помощь,
выражающий неприятие поведения, причиняющего физический и моральный вред другим
людям, уважающий старших.
Умеющий оценивать поступки с позиции их соответствия нравственным нормам,
осознающий ответственность за свои поступки.
Владеющий представлениями о многообразии языкового и культурного пространства
России, имеющий первоначальные навыки общения с людьми разных народов,
вероисповеданий.
Сознающий нравственную и эстетическую ценность литературы, родного языка,
русского языка, проявляющий интерес к чтению.
Эстетическое воспитание
Способный воспринимать и чувствовать прекрасное в быту, природе, искусстве,
творчестве людей.
Проявляющий интерес и уважение к отечественной и мировой художественной культуре.
Проявляющий стремление к самовыражению в разных видах художественной
деятельности, искусстве.
Физическое воспитание, формирование культуры здоровья и эмоционального
благополучия

Бережно относящийся к физическому здоровью, соблюдающий основные правила
здорового и безопасного для себя и других людей образа жизни, в том числе в
информационной среде.
Владеющий основными навыками личной и общественной гигиены, безопасного
поведения в быту, природе, обществе.
Ориентированный на физическое развитие с учѐтом возможностей здоровья, занятия
физкультурой и спортом.
Сознающий и принимающий свою половую принадлежность, соответствующие ей
психофизические и поведенческие особенности с учѐтом возраста.
Трудовое воспитание
Сознающий ценность труда в жизни человека, семьи, общества.
Проявляющий уважение к труду, людям труда, бережное отношение к результатам труда,
ответственное потребление.
Проявляющий интерес к разным профессиям.
Участвующий в различных видах доступного по возрасту труда, трудовой деятельности.
Экологическое воспитание
Понимающий ценность природы, зависимость жизни людей от природы, влияние людей
на природу, окружающую среду.
Проявляющий любовь и бережное отношение к природе, неприятие действий, приносящих
вред природе, особенно живым существам.
Выражающий готовность в своей деятельности придерживаться экологических норм.
Ценности научного познания
Выражающий
познавательные
интересы,
активность,
любознательность
и
самостоятельность в познании, интерес и уважение к научным знаниям, науке.
Обладающий первоначальными представлениями о природных и социальных объектах,
многообразии объектов и явлений природы, связи живой и неживой природы, о науке,
научном знании.
Имеющий первоначальные навыки наблюдений, систематизации и осмысления опыта в
естественнонаучной и гуманитарной областях знания.

Целевые ориентиры результатов воспитания на уровне основного
общего образования.
Целевые ориентиры
Гражданское воспитание
Знающий и принимающий свою российскую гражданскую принадлежность
(идентичность) в поликультурном, многонациональном и многоконфессиональном
российском обществе, в мировом сообществе.
Понимающий сопричастность к прошлому, настоящему и будущему народа России,
тысячелетней истории российской государственности на основе исторического
просвещения, российского национального исторического сознания.
Проявляющий уважение к государственным символам России, праздникам.
Проявляющий готовность к выполнению обязанностей гражданина России, реализации
своих гражданских прав и свобод при уважении прав и свобод, законных интересов других
людей.
Выражающий неприятие любой дискриминации граждан, проявлений экстремизма,
терроризма, коррупции в обществе.
Принимающий участие в жизни класса, общеобразовательной организации, в том числе
самоуправлении, ориентированный на участие в социально значимой деятельности, в том
числе гуманитарной.
Патриотическое воспитание
Сознающий свою национальную, этническую принадлежность, любящий свой народ, его
традиции, культуру.
Проявляющий уважение к историческому и культурному наследию своего и других
народов России, символам, праздникам, памятникам, традициям народов, проживающих в
родной стране.
Проявляющий интерес к познанию родного языка, истории и культуры своего края, своего
народа, других народов России.
Знающий и уважающий достижения нашей Родины — России в науке, искусстве, спорте,
технологиях, боевые подвиги и трудовые достижения, героев и защитников Отечества в
прошлом и современности.
Принимающий участие в мероприятиях патриотической направленности.
Духовно-нравственное воспитание
Знающий и уважающий духовно-нравственную культуру своего народа, ориентированный
на духовные ценности и нравственные нормы народов России, российского общества в
ситуациях нравственного выбора (с учѐтом национальной, религиозной принадлежности).
Выражающий готовность оценивать своѐ поведение и поступки, поведение и поступки
других людей с позиций традиционных российских духовно-нравственных ценностей и
норм с учѐтом осознания последствий поступков.
Выражающий неприятие антигуманных и асоциальных поступков, поведения,
противоречащих традиционным в России духовно-нравственным нормам и ценностям.
Сознающий соотношение свободы и ответственности личности в условиях
индивидуального и общественного пространства, значение и ценность межнационального,
межрелигиозного согласия людей, народов в России, умеющий

общаться с людьми разных народов, вероисповеданий.
Проявляющий уважение к старшим, к российским традиционным семейным
ценностям, институту брака как союзу мужчины и женщины для создания семьи,
рождения и воспитания детей.
Проявляющий интерес к чтению, к родному языку, русскому языку и литературе как
части духовной культуры своего народа, российского общества.
Эстетическое воспитание
Выражающий понимание ценности отечественного и мирового искусства, народных
традиций и народного творчества в искусстве.
Проявляющий эмоционально-чувственную восприимчивость к разным видам
искусства, традициям и творчеству своего и других народов, понимание их влияния
на поведение людей.
Сознающий роль художественной культуры как средства коммуникации и
самовыражения в современном обществе, значение нравственных норм, ценностей,
традиций в искусстве.
Ориентированный на самовыражение в разных видах искусства, в художественном
творчестве.
Физическое воспитание, формирование культуры здоровья и эмоционального
благополучия
Понимающий ценность жизни, здоровья и безопасности, значение личных усилий в
сохранении здоровья, знающий и соблюдающий правила безопасности, безопасного
поведения, в том числе в информационной среде.
Выражающий установку на здоровый образ жизни (здоровое питание, соблюдение
гигиенических правил, сбалансированный режим занятий и отдыха, регулярную
физическую активность).
Проявляющий неприятие вредных привычек (курения, употребления алкоголя,
наркотиков, игровой и иных форм зависимостей), понимание их последствий, вреда
для физического и психического здоровья.
Умеющий осознавать физическое и эмоциональное состояние (своѐ и других людей),
стремящийся управлять собственным эмоциональным состоянием.
Способный адаптироваться к меняющимся социальным, информационным и
природным условиям, стрессовым ситуациям.
Трудовое воспитание
Уважающий труд, результаты своего труда, труда других людей.
Проявляющий интерес к практическому изучению профессий и труда различного
рода, в том числе на основе применения предметных знаний.
Сознающий важность трудолюбия, обучения труду, накопления навыков трудовой
деятельности на протяжении жизни для успешной профессиональной самореализации
в российском обществе.
Участвующий в решении практических трудовых дел, задач (в семье,
общеобразовательной организации, своей местности) технологической и социальной
направленности, способный инициировать, планировать и самостоятельно выполнять
такого рода деятельность.
Выражающий готовность к осознанному выбору и построению индивидуальной
траектории образования и жизненных планов с учѐтом личных и общественных
интересов, потребностей.
Экологическое воспитание

Понимающий значение и глобальный характер экологических проблем, путей их
решения, значение экологической культуры человека, общества.
Сознающий свою ответственность как гражданина и потребителя в условиях
взаимосвязи природной, технологической и социальной сред.
Выражающий активное неприятие действий, приносящих вред природе.
Ориентированный на применение знаний естественных и социальных наук для
решения задач в области охраны природы, планирования своих поступков и оценки их
возможных последствий для окружающей среды.
Участвующий в практической деятельности экологической, природоохранной
направленности.
Ценности научного познания
Выражающий познавательные интересы в разных предметных областях с учѐтом
индивидуальных интересов, способностей, достижений.
Ориентированный в деятельности на систему научных представлений о
закономерностях развития человека, природы и общества, взаимосвязях человека с
природной и социальной средой.
Развивающий навыки использования различных средств познания, накопления знаний
о мире (языковая, читательская культура, деятельность в информационной, цифровой
среде).
Демонстрирующий навыки наблюдений, накопления фактов, осмысления опыта в
естественнонаучной и гуманитарной областях познания, исследовательской
деятельности.

Целевые ориентиры результатов воспитания на уровне среднего общего
образования.
Целевые ориентиры
Гражданское воспитание
Осознанно выражающий свою российскую гражданскую принадлежность (идентичность)
в поликультурном, многонациональном и многоконфессиональном российском обществе,
в мировом сообществе.
Сознающий своѐ единство с народом России как источником власти и субъектом
тысячелетней российской государственности, с Российским государством,
ответственность за его развитие в настоящем и будущем на основе исторического
просвещения, сформированного российского национального исторического сознания.
Проявляющий готовность к защите Родины, способный аргументированно отстаивать
суверенитет и достоинство народа России и Российского государства, сохранять и
защищать историческую правду.
Ориентированный на активное гражданское участие на основе уважения закона и
правопорядка, прав и свобод сограждан.
Осознанно и деятельно выражающий неприятие любой дискриминации по социальным,
национальным, расовым, религиозным признакам, проявлений экстремизма, терроризма,
коррупции, антигосударственной деятельности.
Обладающий опытом гражданской социально значимой деятельности (в ученическом
самоуправлении, волонтѐрском движении, экологических, военно-патриотических и др.
объединениях, акциях, программах).
Патриотическое воспитание

Выражающий свою национальную, этническую принадлежность, приверженность к
родной культуре, любовь к своему народу.
Сознающий причастность к многонациональному народу Российской Федерации,
Российскому Отечеству, российскую культурную идентичность.
Проявляющий деятельное ценностное отношение к историческому и культурному
наследию своего и других народов России, традициям, праздникам, памятникам народов,
проживающих в родной стране — России.
Проявляющий уважение к соотечественникам, проживающим за рубежом,
поддерживающий их права, защиту их интересов в сохранении российской культурной
идентичности.
Духовно-нравственное воспитание
Проявляющий приверженность традиционным духовно-нравственным ценностям,
культуре народов России с учѐтом мировоззренческого, национального, религиозного
самоопределения.
Действующий и оценивающий своѐ поведение и поступки, поведение и поступки других
людей с позиций традиционных российских духовно-нравственных ценностей и норм с
осознанием последствий поступков, деятельно выражающий неприятие антигуманных и
асоциальных поступков, поведения, противоречащих этим ценностям.
Проявляющий уважение к жизни и достоинству каждого человека, свободе
мировоззренческого выбора и самоопределения, к представителям различных этнических
групп, религий народов России, их национальному достоинству и религиозным чувствам с
учѐтом соблюдения конституционных прав и свобод всех граждан.
Понимающий и деятельно выражающий ценность межрелигиозного, межнационального
согласия людей, народов в России, способный вести диалог с людьми разных
национальностей, религиозной принадлежности, находить общие цели и сотрудничать для
их достижения.
Ориентированный на создание устойчивой семьи на основе российских традиционных
семейных ценностей; понимания брака как союза мужчины и женщины для создания
семьи, рождения и воспитания в семье детей; неприятия насилия в семье, ухода от
родительской ответственности.
Обладающий сформированными представлениями о ценности и значении в отечественной
и мировой культуре языков и литературы народов России, демонстрирующий устойчивый
интерес к чтению как средству познания отечественной и мировой духовной культуры.
Эстетическое воспитание
Выражающий понимание ценности отечественного и мирового искусства, российского и
мирового художественного наследия.
Проявляющий восприимчивость к разным видам искусства, понимание эмоционального
воздействия искусства, его влияния на поведение людей, умеющий критически оценивать
это влияние.
Проявляющий понимание художественной культуры как средства коммуникации и
самовыражения в современном обществе, значения нравственных норм, ценностей,
традиций в искусстве.
Ориентированный на осознанное творческое самовыражение, реализацию творческих
способностей в разных видах искусства с учѐтом российских традиционных духовных
и нравственных ценностей, на эстетическое обустройство собственного быта.
Физическое воспитание, формирование культуры здоровья и эмоционального
благополучия

Понимающий и выражающий в практической деятельности ценность жизни, здоровья и
безопасности, значение личных усилий в сохранении и укреплении своего здоровья и
здоровья других людей.
Соблюдающий правила личной и общественной безопасности, в том числе безопасного
поведения в информационной среде.
Выражающий на практике установку на здоровый образ жизни (здоровое питание,
соблюдение гигиены, режим занятий и отдыха, физическую активность), стремление к
физическому совершенствованию, соблюдающий и пропагандирующий безопасный и
здоровый образ жизни.
Проявляющий сознательное и обоснованное неприятие вредных привычек (курения,
употребления алкоголя, наркотиков, любых форм зависимостей), деструктивного
поведения в обществе и цифровой среде, понимание их вреда для физического и
психического здоровья.
Демонстрирующий навыки рефлексии своего состояния (физического, эмоционального,
психологического), состояния других людей с точки зрения безопасности, сознательного
управления своим эмоциональным состоянием, развивающий способности адаптироваться
к стрессовым ситуациям в общении, в разных коллективах, к меняющимся условиям
(социальным, информационным, природным).
Трудовое воспитание
Уважающий труд, результаты труда, трудовые и профессиональные достижения своих
земляков, их вклад в развитие своего поселения, края, страны, трудовые достижения
российского народа.
Проявляющий способность к творческому созидательному социально значимому труду в
доступных по возрасту социально-трудовых ролях, в том числе предпринимательской
деятельности в условиях самозанятости или наѐмного труда.
Участвующий в социально значимой трудовой деятельности разного вида в семье,
общеобразовательной организации, своей местности, в том числе оплачиваемом труде в
каникулярные периоды, с учѐтом соблюдения законодательства.
Выражающий осознанную готовность к получению профессионального образования, к
непрерывному образованию в течение жизни как условию успешной профессиональной и
общественной деятельности.
Понимающий специфику трудовой деятельности, регулирования трудовых отношений,
самообразования и профессиональной самоподготовки в информационном
высокотехнологическом обществе, готовый учиться и трудиться в современном обществе.
Ориентированный на осознанный выбор сферы трудовой, профессиональной
деятельности в российском обществе с учѐтом личных жизненных планов,
потребностей своей семьи, общества.
Экологическое воспитание
Демонстрирующий в поведении сформированность экологической культуры на основе
понимания влияния социально-экономических процессов на природу, в том числе на
глобальном уровне, ответственность за действия в природной среде.
Выражающий деятельное неприятие действий, приносящих вред природе.
Применяющий знания естественных и социальных наук для разумного, бережливого
природопользования в быту, общественном пространстве.
Имеющий и развивающий опыт экологически направленной, природоохранной,
ресурсосберегающей деятельности, участвующий в его приобретении другими людьми.
Ценности научного познания

Деятельно выражающий познавательные интересы в разных предметных областях с
учѐтом своих интересов, способностей, достижений.
Обладающий представлением о современной научной картине мира, достижениях науки и
техники, аргументированно выражающий понимание значения науки в жизни российского
общества, обеспечении его безопасности, гуманитарном, социально-экономическом
развитии России.
Демонстрирующий навыки критического мышления, определения достоверной научной
информации и критики антинаучных представлений.
Развивающий и применяющий навыки наблюдения, накопления и систематизации фактов,
осмысления опыта в естественнонаучной и гуманитарной областях познания,
исследовательской деятельности.

РАЗДЕЛ 2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ
2.1 Уклад общеобразовательной организации
Муниципальное
автономное
общеобразовательное
учреждение
«Ивановская
средняя
общеобразовательная
школа»
Уватского
муниципального района расположена в селе Ивановка, Уватского района
Тюменской области (в 10 км. от районного центра – Увата).
Школа начинает свою историю с 13 октября 1908 г.в д.
Увальной Шандарского сельского совета.
1 сентября 1910 года школа должна была перевестись в д.Евсину, а с
1912 года в д .Луговую. Очень интересно, что жители д. Увальной оказались
не согласны с решением Уездного училищного Совета.
Школа в д. Увальной была двуклассная, и в 1910 году она была
переведена в Ивановку и реорганизована в четырёхклассную. Школа
располагалась в двухэтажном частном доме, хозяйкой которого была Федора
Ивановна.
Вот так, состоялось историческое событие, с которого началась точка
отсчёта истории нашей, теперь уже МАОУ «Ивановская СОШ» УМР.
А дальше:
 1927
год – создана пионерская организация школы. Первой
пионервожатой была учительница Глухих Лидия Дмитриевна.
 1940 год – начальная школа реорганизована в семилетнюю.
 1948 год – здание семилетней школы сгорело. Занятия проводились в 3-х
помещениях, учились в 2 смены.
 1950 год – вывезли здание школы из посёлка Мысовое. В течение лета
собрали и 1 сентября в школе начались занятия.
 1963 год – школа стала восьмилетней.
В начале 60-х годов в пионерской организации было 54 пионера.
Организатором в эти годы был Конышев Василий Матвеевич, участник
ВеликойиОтечественнойивойны.
Пионерская дружина школы носила имя Зои Космодемьянской.
В истории нашей школы много интересных страниц.
Одной из них можно назвать помощь совхозу в уборке урожая, заготовке
веточек хвои, создание школьной кроликофермы.
1990 год – принято в эксплуатацию новое двухэтажное здание школы.
Сейчас наша школа – это красивое, светлое уютное, хорошо
оборудованное школьное здание. В школе в одной из первых в районе
появился компьютерный класс, внедряются новые инновационные
технологии, в каждом классе – мультимедийная система.
В 2006-2007 учебном году в школе создано единое информационное
пространство на базе ПО «Net школа».
В этом большая заслуга директора школы Калинина Павла Петровича,
который возглавлял педагогический коллектив 33 года.

В 2010 году школе было подарено новое оборудование для школьной
типографии. Теперь мы можем не только самостоятельно производить
наглядные пособия, дидактические материалы и мелкую печатную
продукцию, но и изготавливать стенды, планшеты на высоком
профессиональном уровне.
В 2016 году школа стала средней общеобразовательной школой.
2017 год – директором школы назначен Калинин Александр Павлович.
Новый директор – молодой задор, напористость, перспективное мышление.
Проводится ремонт классов с приобретением нового оборудования по
современным стандартам. В школьную типографию приобретаются
широкоформатный и режущий плоттеры, оборудование для изготовления
стендов, наглядных пособий, плакатов. Приобретен цветной 3D – принтер
для работы по изготовлению наглядных материалов и творческой работы
учащихся. Появилась возможность экономить на приобретении печатной
продукции, что позволит перенаправить деньги на приобретение другого
необходимого учебного оборудования.
МАОУ «Ивановская СОШ» Уватского муниципального района имеет два
структурных подразделения: «детский сад Колосок» с. Ивановка, «Детский
сад Дюймовочка» п. Нагорный, а также филиал «Начальная школа – детский
сад» с. Уват.
В 2021 году в с. Уват был открыт новый, современный, оборудованный
по последнему слову техники корпус №2 МАОУ «Ивановская СОШ» УМР
на 360 мест.
Процесс воспитания в МАОУ «Ивановская СОШ» основывается на
следующих принципах взаимодействия педагогов и школьников:
- неукоснительного соблюдения законности и прав семьи и ребенка,
соблюдения конфиденциальности информации о ребенке и семье, приоритета
безопасности ребенка при нахождении в образовательной организации;
- ориентира на создание в образовательной организации психологически
комфортной среды для каждого ребенка и взрослого, без которой
невозможно конструктивное взаимодействие школьников и педагогов;
- реализации процесса воспитания главным образом через создание в
школе детско-взрослых общностей, которые бы объединяли детей и
педагогов яркими и содержательными событиями, общими позитивными
эмоциями и доверительными отношениями друг к другу;
- организации основных совместных дел школьников и педагогов как
предмета совместной заботы и взрослых, и детей;
- системности, целесообразности и нешаблонности воспитания как
условий его эффективности.

Основными традициями воспитания в МАОУ «Ивановская СОШ»
являются:
- годовой цикл ключевых общешкольных дел, связанных с важнейшими
историческими
датами
и
направлениями
воспитательной
деятельности,являющихся приоритетными для школы, через которые
осуществляется интеграция воспитательных усилий педагогов.
- важной чертой каждого ключевого дела и большинства используемых
для воспитания других совместных дел педагогов и школьников –
коллективная разработка, коллективное планирование, коллективное
проведение и коллективный анализ их результатов;
- в школе создаются такие условия, чтобы по мере взросления ребенка
увеличивалась и его роль в таких совместных делах (от пассивного
наблюдателя до организатора);
- в проведении общешкольных дел присутствует дружественная
соревновательность между классами и максимально поощряется
конструктивное межклассное и межвозрастное взаимодействие школьников;
- педагоги школы ориентированы на формирование коллективов в рамках
школьных классов, кружков, студий, секций и иных детских объединений, на
установление в них доброжелательных и товарищеских взаимоотношений;
- ключевой фигурой воспитания в школе является классный
руководитель, реализующий по отношению к детям защитную, личностно
развивающую,
организационную,
посредническую
(в
разрешении
конфликтов) функции.

2.2 Виды, формы и содержание воспитательной деятельности
Урочная деятельность


максимальное использование воспитательных возможностей содержания
учебных предметов для формирования у обучающихся российских
традиционных духовно-нравственных и социокультурных ценностей,
российского исторического сознания на основе исторического просвещения;
подбор соответствующего тематического содержания, текстов для чтения,
задач для решения, проблемных ситуаций для обсуждений;
включение учителями в рабочие программы по учебным предметам,
курсам, модулям целевых ориентиров результатов воспитания, их учет в
определении воспитательных задач уроков, занятий;

включение учителями в рабочие программы учебных предметов, курсов,
модулей тематики в соответствии с календарным планом воспитательной
работы;
выбор методов, методик, технологий, оказывающих воспитательное
воздействие на личность в соответствии с воспитательным идеалом, целью и
задачами воспитания, целевыми ориентирами результатов воспитания;
реализацию приоритета воспитания в учебной деятельности;
привлечение внимания обучающихся к ценностному аспекту изучаемых на
уроках предметов, явлений и событий, инициирование обсуждений,
высказываний своего мнения, выработки своего личностного отношения к
изучаемым событиям, явлениям, лицам;
применение интерактивных форм учебной работы:
интеллектуальных, стимулирующих познавательную мотивацию, игровых
методик, дискуссий, дающих возможность приобрести опыт ведения
конструктивного диалога; групповой работы, которая учит строить
отношения и действовать в команде, способствует развитию критического
мышления;
побуждение обучающихся соблюдать нормы поведения, правила общения
со
сверстниками
и
педагогами,
соответствующие
укладу
общеобразовательной
организации,
установление
и
поддержку
доброжелательной атмосферы;
организацию шефства мотивированных и эрудированных обучающихся
над неуспевающими одноклассниками, в том числе с особыми
образовательными потребностями, дающего обучающимся социально
значимый опыт сотрудничества и взаимной помощи;
инициирование и поддержку исследовательской деятельности
обучающихся в форме индивидуальных и групповых проектов
воспитательной направленности.
Внеурочная деятельность


курсы, занятия исторического просвещения, патриотической, гражданскопатриотической,
военно-патриотической,
краеведческой,
историкокультурной направленности;
курсы, занятия духовно-нравственной направленности по религиозным
культурам народов России, основам духовно-нравственной культуры
народов России, духовно-историческому краеведению;

курсы, занятия познавательной, научной, исследовательской,
просветительской направленности;
курсы, занятия экологической, природоохранной направленности;
курсы, занятия в области искусств, художественного творчества разных
видов и жанров;
курсы, занятия туристско-краеведческой направленности;
курсы, занятия оздоровительной и спортивной направленности.
Классное руководство
планирование и проведение классных часов целевой воспитательной,
тематической направленности;
инициирование и поддержку классными руководителями участия класса в
общешкольных делах, мероприятиях, оказание необходимой помощи
обучающимся в их подготовке, проведении и анализе;
организацию интересных и полезных для личностного развития
обучающихся совместных дел, позволяющих вовлекать в них обучающихся с
разными потребностями, способностями, давать возможности для
самореализации, устанавливать и укреплять доверительные отношения, стать
для них значимым взрослым, задающим образцы поведения;
сплочение коллектива класса через игры и тренинги на
командообразование, внеучебные и внешкольные мероприятия, походы,
экскурсии, празднования дней рождения обучающихся, классные вечера;
выработку совместно с обучающимися правил поведения класса, участие в
выработке таких правил поведения в общеобразовательной
организации;
изучение особенностей личностного развития обучающихся путѐм
наблюдения за их поведением, в специально создаваемых педагогических
ситуациях, в играх, беседах по нравственным проблемам; результаты
наблюдения сверяются с результатами бесед с родителями, учителями, а
также (при необходимости) со школьным психологом;
доверительное общение и поддержку обучающихся в решении проблем
(налаживание взаимоотношений с одноклассниками или педагогами,
успеваемость и т. д.), совместный поиск решений проблем, коррекцию

поведения обучающихся через частные беседы индивидуально и вместе с их
родителями, с другими обучающимися класса;
индивидуальную работу с обучающимися класса по ведению личных
портфолио, в которых они фиксируют свои учебные, творческие,
спортивные, личностные достижения;
регулярные консультации с учителями-предметниками, направленные на
формирование единства требований по вопросам воспитания и обучения,
предупреждение и/или разрешение конфликтов между учителями и
обучающимися;
проведение мини-педсоветов для решения конкретных проблем класса,
интеграции воспитательных влияний педагогов на обучающихся,
привлечение учителей-предметников к участию в классных делах, дающих
им возможность лучше узнавать и понимать обучающихся, общаясь и
наблюдая их во внеучебной обстановке, участвовать в родительских
собраниях класса;
организацию и проведение регулярных родительских собраний,
информирование родителей об успехах и проблемах обучающихся, их
положении в классе, жизни класса в целом, помощь родителям и иным
членам семьи в отношениях с учителями, администрацией;
создание и организацию работы родительского комитета класса,
участвующего в решении вопросов воспитания и обучения в классе,
общеобразовательной организации;
привлечение родителей (законных представителей), членов семей
обучающихся к организации и проведению воспитательных дел,
мероприятий в классе и общеобразовательной организации;
проведение в классе праздников, конкурсов, соревнований и т. п.
Основные школьные дела
общешкольные праздники, ежегодные творческие (театрализованные,
музыкальные, литературные и т. п.) мероприятия, связанные с
(общероссийскими, региональными) праздниками, памятными датами, в
которых участвуют все классы;
участие во всероссийских акциях, посвящѐнных значимым событиям в
России, мире;

торжественные мероприятия, связанные с завершением образования,
переходом на следующий уровень образования, символизирующие
приобретение новых социальных статусов в общеобразовательной
организации, обществе;
церемонии награждения (по итогам учебного периода, года) обучающихся
и педагогов за участие в жизни общеобразовательной организации,
достижения в конкурсах, соревнованиях, олимпиадах, вклад в развитие
общеобразовательной организации, своей местности;
социальные проекты в общеобразовательной организации, совместно
разрабатываемые и реализуемые обучающимися и педагогами, в том числе с
участием социальных партнѐров, комплексы дел благотворительной,
экологической, патриотической, трудовой и др. направленности;
проводимые для жителей поселения, своей местности и
организуемые совместно с семьями обучающихся праздники, фестивали,
представления в связи с памятными датами, значимыми событиями для
жителей поселения;
разновозрастные сборы, многодневные выездные события, включающие в
себя комплекс коллективных творческих дел гражданской, патриотической,
историко-краеведческой,
экологической,
трудовой,
спортивнооздоровительной и др. направленности;
вовлечение по возможности каждого обучающегося в школьные дела в
разных ролях (сценаристов, постановщиков, исполнителей, корреспондентов,
ведущих, декораторов, музыкальных редакторов, ответственных за костюмы
и оборудование, за приглашение и встречу гостей и т. д.), помощь
обучающимся в освоении навыков подготовки, проведения, анализа
общешкольных дел;
наблюдение за поведением обучающихся в ситуациях подготовки,
проведения, анализа основных школьных дел, мероприятий, их отношениями
с обучающимися разных возрастов, с педагогами и другими взрослыми.
Внешкольные мероприятия


общие внешкольные мероприятия, в том числе организуемые совместно с
социальными партнѐрами общеобразовательной организации;
внешкольные тематические мероприятия воспитательной направленности,
организуемые педагогами по изучаемым в общеобразовательной организации
учебным предметам, курсам, модулям;

экскурсии, походы выходного дня (в музей, картинную галерею,
технопарк, на предприятие и др.), организуемые в классах классными
руководителями, в том числе совместно с родителями (законными
представителями) обучающихся с привлечением их к планированию,
организации, проведению, оценке мероприятия;
литературные, исторические, экологические и другие походы, экскурсии,
экспедиции, слѐты и т. п., организуемые педагогами, в том числе совместно с
родителями (законными представителями) обучающихся для изучения
историко-культурных мест, событий, биографий проживавших в этой
местности российских поэтов и писателей, деятелей науки, природных и
историко-культурных ландшафтов, флоры и фауны и др.;
выездные события, включающие в себя комплекс коллективных
творческих дел, в процессе которых складывается детско-взрослая общность,
характеризующаяся доверительными взаимоотношениями, ответственным
отношением к делу, атмосферой эмоционально-психологического комфорта.
Организация предметно-пространственной среды
оформление внешнего вида здания, фасада, холла при входе в
общеобразовательную
организацию
государственной
символикой
Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального
образования (флаг, герб), изображениями символики Российского
государства в разные периоды тысячелетней истории, исторической
символики региона;
организацию и проведение церемоний поднятия (спуска) государственного
флага Российской Федерации;
размещение карт России, регионов, муниципальных образований
(современных и исторических, точных и стилизованных, географических,
природных, культурологических, художественно оформленных, в том числе
материалами, подготовленными обучающимися) с изображениями значимых
культурных объектов местности, региона, России, памятных исторических,
гражданских, народных, религиозных мест почитания, портретов
выдающихся государственных деятелей России, деятелей культуры, науки,
производства, искусства, военных, героев и защитников Отечества;
изготовление, размещение, обновление художественных изображений
(символических, живописных, фотографических, интерактивных аудио и
видео) природы России, региона, местности, предметов традиционной
культуры и быта, духовной культуры народов России;
организацию и поддержание в общеобразовательной организации
звукового пространства позитивной духовно-нравственной, гражданско-

патриотической воспитательной направленности (звонки-мелодии, музыка,
информационные сообщения), исполнение гимна Российской Федерации;
разработку, оформление, поддержание, использование в воспитательном
процессе
«мест
гражданского
почитания»
в
помещениях
общеобразовательной организации или на прилегающей территории для
общественно-гражданского почитания лиц, мест, событий в истории России;
мемориалов воинской славы, памятников, памятных досок.
оформление и обновление «мест новостей», стендов в помещениях (холл
первого этажа, рекреации), содержащих в доступной, привлекательной
форме новостную информацию позитивного гражданско-патриотического,
духовно-нравственного содержания, фотоотчѐты об интересных событиях,
поздравления педагогов и обучающихся и т. п.;
разработку и популяризацию символики общеобразовательной
организации (эмблема, флаг, логотип, элементы костюма обучающихся и т.
п.), используемой как повседневно, так и в торжественные моменты;


подготовку и размещение регулярно сменяемых экспозиций творческих
работ обучающихся в разных предметных областях, демонстрирующих их
способности, знакомящих с работами друг друга;
поддержание эстетического вида и благоустройство всех помещений в
общеобразовательной организации, доступных и безопасных рекреационных
зон, озеленение территории при общеобразовательной организации;
разработку, оформление, поддержание и использование игровых
пространств, спортивных и игровых площадок, зон активного и тихого
отдыха;
создание и поддержание в вестибюле или библиотеке стеллажей
свободного книгообмена, на которые обучающиеся, родители, педагоги
могут выставлять для общего использования свои книги, брать для чтения
другие;
деятельность классных руководителей вместе с обучающимися, их
родителями по благоустройству, оформлению школьных аудиторий,
пришкольной территории;
разработку и оформление пространств проведения значимых событий,
праздников, церемоний, торжественных линеек, творческих вечеров
(событийный дизайн);

разработку и обновление материалов (стендов, плакатов, инсталляций и
др.), акцентирующих внимание обучающихся на важных для воспитания
ценностях, правилах, традициях, укладе общеобразовательной организации,
актуальных вопросах профилактики и безопасности.
Предметно-пространственная среда строится как максимально доступная для
обучающихся с особыми образовательными потребностями.
Взаимодействие с родителями (законными представителями) 
создание и деятельность в общеобразовательной организации, в классах
представительных органов родительского сообщества (родительского
комитета общеобразовательной организации, классов), участвующих в
обсуждении и решении вопросов воспитания и обучения, деятельность
представителей родительского сообщества в Управляющем совете
общеобразовательной организации;
тематические родительские собрания в классах, общешкольные
родительские собрания по вопросам воспитания, взаимоотношений
обучающихся и педагогов, условий обучения и воспитания;
родительские дни, в которые родители (законные представители) могут
посещать уроки и внеурочные занятия;
работу семейных клубов, родительских гостиных, предоставляющих
родителям, педагогам и обучающимся площадку для совместного досуга и
общения, с обсуждением актуальных вопросов воспитания;
проведение тематических собраний (в том числе по инициативе
родителей), на которых родители могут получать советы по вопросам
воспитания, консультации психологов, врачей, социальных работников,
служителей традиционных российских религий, обмениваться опытом;
родительские форумы на интернет-сайте общеобразовательной
организации, интернет-сообщества, группы с участием педагогов, на которых
обсуждаются интересующие родителей вопросы, согласуется совместная
деятельность;
участие родителей в психолого-педагогических консилиумах в случаях,
предусмотренных нормативными документами о психолого-педагогическом
консилиуме в общеобразовательной организации в соответствии с порядком
привлечения родителей (законных представителей);


привлечение родителей (законных представителей) к подготовке и
проведению классных и общешкольных мероприятий;

при наличии среди обучающихся детей-сирот, оставшихся без попечения
родителей, приѐмных детей целевое взаимодействие с их законными
представителями.
Самоуправление
организацию и деятельность органов ученического самоуправления (совет
обучающихся или др.), избранных обучающимися;
представление органами ученического самоуправления интересов
обучающихся в процессе управления общеобразовательной организацией;
защиту органами ученического самоуправления законных интересов и
прав обучающихся;
участие представителей органов ученического самоуправления в
разработке, обсуждении и реализации рабочей программы воспитания,
календарного плана воспитательной работы, в анализе воспитательной
деятельности в общеобразовательной организации.
Профилактика и безопасность
организацию деятельности педагогического коллектива по созданию
в общеобразовательной организации эффективной профилактической среды
обеспечения безопасности жизнедеятельности как условия успешной
воспитательной деятельности;
проведение исследований, мониторинга рисков безопасности и ресурсов
повышения
безопасности,
выделение
и
психолого-педагогическое
сопровождение групп риска обучающихся по разным направлениям
(агрессивное поведение, зависимости и др.);
проведение коррекционно-воспитательной работы с обучающимся групп
риска силами педагогического коллектива и с привлечением сторонних
специалистов (психологов, конфликтологов, коррекционных педагогов,
работников социальных служб, правоохранительных органов, опеки и т. д.);
разработку и реализацию профилактических программ, направленных на
работу как с девиантными обучающимися, так и с их окружением;
организацию межведомственного взаимодействия;
вовлечение обучающихся в воспитательную деятельность, проекты,
программы профилактической направленности социальных и природных
рисков в общеобразовательной организации и в социокультурном окружении
с педагогами, родителями, социальными партнѐрами (антинаркотические,
антиалкогольные, против курения; безопасность в цифровой среде;

профилактика вовлечения в деструктивные группы в социальных сетях,
деструктивные
молодѐжные,
религиозные
объединения,
культы,
субкультуры; безопасность дорожного движения; безопасность на воде,
безопасность на транспорте; противопожарная безопасность; гражданская
оборона; антитеррористическая, антиэкстремистская безопасность и т. д.);
организацию превентивной работы с обучающимися со сценариями
социально одобряемого поведения, по развитию навыков саморефлексии,
самоконтроля, устойчивости к негативным воздействиям, групповому
давлению;


профилактику правонарушений, девиаций посредством организации
деятельности, альтернативной девиантному поведению — познания
(путешествия), испытания себя (походы, спорт), значимого общения,
творчества, деятельности (в том числе профессиональной, религиознодуховной, благотворительной, художественной и др.);
предупреждение, профилактику и целенаправленную деятельность в
случаях появления, расширения, влияния в общеобразовательной
организации маргинальных групп обучающихся (оставивших обучение,
криминальной направленности, с агрессивным поведением и др.);
профилактику расширения групп, семей обучающихся, требующих
специальной психолого-педагогической поддержки и сопровождения
(слабоуспевающие, социально запущенные, социально неадаптированные
дети-мигранты, обучающиеся с ОВЗ и т. д.).
Социальное партнѐрство


участие представителей организаций-партнѐров, в том числе в
соответствии с договорами о сотрудничестве, в проведении отдельных
мероприятий в рамках рабочей программы воспитания и календарного плана
воспитательной работы (дни открытых дверей, государственные,
региональные, школьные праздники, торжественные мероприятия и т. п.);
участие представителей организаций-партнѐров в проведении отдельных
уроков, внеурочных занятий, внешкольных мероприятий соответствующей
тематической направленности;
проведение на базе организаций-партнѐров отдельных уроков, занятий,
внешкольных мероприятий, акций воспитательной направленности;
открытые дискуссионные площадки (детские, педагогические,
родительские, совместные) с представителями организаций-партнѐров для

обсуждений актуальных проблем, касающихся жизни общеобразовательной
организации, муниципального образования, региона, страны;
социальные проекты, совместно разрабатываемые и реализуемые
обучающимися, педагогами с организациями-партнѐрами благотворительной,
экологической, патриотической, трудовой и т. д. направленности,
ориентированные
на
воспитание
обучающихся,
преобразование
окружающего социума, позитивное воздействие на социальное окружение.
Профориентация
проведение циклов профориентационных часов, направленных на
подготовку обучающегося к осознанному планированию и реализации своего
профессионального будущего;
профориентационные игры (симуляции, деловые игры, квесты, кейсы),
расширяющие знания о профессиях, способах выбора профессий,
особенностях, условиях разной профессиональной деятельности;
экскурсии на предприятия, в организации, дающие
представления о существующих профессиях и условиях работы;

начальные

посещение профориентационных выставок, ярмарок профессий,
тематических профориентационных парков, лагерей, дней открытых дверей в
организациях профессионального, высшего образования;
организацию на базе детского лагеря при общеобразовательной
организации профориентационных смен с участием экспертов в области
профориентации, где обучающиеся могут познакомиться с профессиями,
получить представление об их специфике, попробовать свои силы в той или
иной профессии, развить соответствующие навыки;


совместное с педагогами изучение обучающимися интернет-ресурсов,
посвящѐнных выбору профессий, прохождение профориентационного
онлайн-тестирования, онлайн-курсов по интересующим профессиям и
направлениям профессионального образования;
участие в работе всероссийских профориентационных проектов;
индивидуальное консультирование психологом обучающихся и их
родителей (законных представителей) по вопросам склонностей,
способностей, иных индивидуальных особенностей обучающихся, которые
могут иметь значение в выборе ими будущей профессии;
освоение обучающимися основ профессии в рамках различных курсов по
выбору, включѐнных в обязательную часть образовательной программы, в

рамках компонента об участниках образовательных отношений, внеурочной
деятельности или в рамках дополнительного образования.
Социальное партнерство
МАОУ
«Ивановская
СОШ» Уватского
муниципального
района
взаимодействует
с
другими
образовательными
организациями,
организациями культуры и спорта, общественными объединениями,
разделяющими в своей деятельности цель и задачи воспитания, ценности и
традиции уклада школы:
1) АУ краеведческий музей «Легенды седого Иртыша»
2) АУ «Центр досуга и культуры Уватского муниципального района»
3) АУ «Централизованная библиотечная система Уватского муниципального
района»
4) ФГКУ «23 ОФПС по Тюменской области»
5) Отдел МВД России по Уватскому району
6) ЛПДС «Уват»
Реализация воспитательного потенциала социального партнерства школы
предусматривает:
-участие представителей организаций-партнеров в проведении отдельных
мероприятий в рамках рабочей программы воспитания и календарного плана
воспитательной работы (дни открытых дверей, государственные,
региональные, школьные праздники, торжественные мероприятия и т.п.);
-участие представителей организаций-партнеров в проведении отдельных
уроков, внеурочных занятий, внешкольных мероприятий соответствующей
тематической направленности;
-проведение на базе организаций-партнеров отдельных уроков, занятий,
внешкольных мероприятий, акций воспитательной направленности при
соблюдении требований законодательства Российской Федерации.


Школьные медиа
Цель школьных медиа (совместно создаваемых школьниками и
педагогами средств распространения текстовой, аудио и видеоинформации) –
развитие коммуникативной культуры школьников, формирование навыков
общения и сотрудничества, поддержка творческой самореализации
учащихся. Воспитательный потенциал школьных медиа реализуется в рамках
следующих видов и форм деятельности:
 разновозрастный редакционный совет подростков, старшеклассников и
консультирующих их взрослых, целью которого является освещение (через
школьную газету или телевидение) наиболее интересных моментов жизни
школы, популяризация общешкольных ключевых дел, кружков, секций,
деятельности органов ученического самоуправления;

 школьная газета для старшеклассников, на страницах которой ими
размещаются материалы о вузах, колледжах и востребованных рабочих
вакансиях, которые могут быть интересны школьникам.
 школьный медиацентр – созданная из заинтересованных добровольцев
группа информационно-технической поддержки школьных мероприятий,
осуществляющая видеосъемку и мультимедийное сопровождение школьных
праздников, фестивалей, конкурсов, спектаклей, капустников, вечеров,
дискотек;
 школьная киностудия, в рамках которой создаются ролики, клипы,
осуществляется монтаж познавательных, документальных, анимационных,
художественных фильмов, с акцентом на этическое, эстетическое,
патриотическое просвещение аудитории;
 участие школьников в региональных или всероссийских конкурсах
школьных медиа.
Детские общественные объединения
Действующее на базе школы детское общественное объединение – это
добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное
по инициативе детей и взрослых, объединившихся на основе общности
интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного
объединения. Его правовой основой является ФЗ от 19.05.1995 N 82-ФЗ (ред.
от 20.12.2017) "Об общественных объединениях" (ст. 5). Воспитание в
детском общественном объединении осуществляется через (Примечание:
приведенный ниже перечень видов и форм деятельности носит примерный
характер. Если школа в организации процесса воспитания использует
потенциал детских общественных объединений, то в данном модуле
Программы ее разработчикам необходимо описать те виды и формы
деятельности, которые реализуются этими объединениями):
 утверждение и последовательную реализацию в детском
общественном
объединении
демократических
процедур
(выборы
руководящих органов объединения, подотчетность выборных органов
общему сбору объединения; ротация состава выборных органов и т.п.),
дающих ребенку возможность получить социально значимый опыт
гражданского поведения;
 организацию общественно полезных дел, дающих детям возможност
ь получить важный для их личностного развития опыт деятельности, направл
енной на помощь другим людям, своей школе, обществу в целом; развить в се
бе такие качества как забота, уважение, умение сопереживать, умение общать
ся, слушать и слышать других. Такими делами могут являться: посильная пом
ощь, оказываемая школьниками пожилым людям; совместная работа с учреж
дениями социальной сферы (проведение культурно-просветительских и развл
екательных мероприятий для посетителей этих учреждений, помощь в благоу
стройстве территории данных учреждений и т.п.); участие школьников в рабо
те на прилегающей к школе территории (работа в школьном саду, уход за дер

евьями и кустарниками, благоустройство клумб) и другие
 договор, заключаемый между ребенком и детским общественным объ
единением, традиционной формой которого является Торжественное обещани
е (клятва) при вступлении в объединение. Договор представляет собой механ
изм, регулирующий отношения, возникающие между ребенком и коллективо
м детского общественного объединения, его руководителем, школьниками, не
являющимися членами данного объединения;
 рекрутинговые мероприятия в начальной школе, реализующие идею
популяризации деятельности детского общественного объединения,
привлечения в него новых участников (проводятся в форме игр, квестов,
театрализаций и т.п.);
 поддержку и развитие в детском объединении его традиций и
ритуалов, формирующих у ребенка чувство общности с другими его членами,
чувство причастности к тому, что происходит в объединении (реализуется
посредством введения особой символики детского объединения, проведения
ежегодной церемонии посвящения в члены детского объединения, создания и
поддержки интернет-странички детского объединения в соцсетях,
организации деятельности пресс-центра детского объединения, проведения
традиционных огоньков – формы коллективного анализа проводимых
детским объединением дел);
участие членов детского общественного объединения в волонтерских акциях,
деятельности на благо конкретных людей и социального окружения в целом.
Это может быть как участием школьников в проведении разовых акций,
которые часто носят масштабный характер, так и постоянной деятельностью
школьников.
РАЗДЕЛ 3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ
3.1 Кадровое обеспечение
Специфика кадров МАОУ «Ивановская СОШ» Уватского
муниципального района определяется высоким уровнем профессионализма,
большим инновационным потенциалом, ориентацией на успех в
профессиональной деятельности, в развитии творческих способностей.
Большинство педагогов прошли обучение и владеют современными
образовательными технологиями. В педагогическом коллективе школы есть
все необходимые специалисты: заместитель директора по воспитательной
работе, советник директора по воспитательной работе, учителя предметники,
педагог-психолог,
учитель-дефектолог,
учитель-логопед,
педагог
организатор, библиотекарь.

3.2 Нормативно-методическое обеспечение
Перечень локальных нормативных документов МАОУ «Ивановская
СОШ» Уватского муниципального района, в которые вносятся изменения в
соответствии с рабочей программой воспитания:
программа развития МАОУ «Ивановская СОШ» Уватского
муниципального района;
- годовой план работы МАОУ «Ивановская СОШ» Уватского
муниципального района на учебный год;
-должностные инструкции педагогов, отвечающих за организацию
воспитательной деятельности в МАОУ «Ивановская СОШ» Уватского
муниципального района

3.3 Требования к условиям работы с обучающимися с особыми
образовательными потребностями
На уровне воспитывающей среды: во всех локальных составляющих
строится как максимально доступная для детей с ОВЗ; событийная
воспитывающая среда обеспечивает возможность включения каждого
ребенка в различные формы жизни детского сообщества; рукотворная
воспитывающая
среда
обеспечивает
возможность
демонстрации
уникальности достижений каждого обучающегося с ОВЗ. На уровне
общности:
формируются
условия
освоения
социальных
ролей,
ответственности и самостоятельности, сопричастности к реализации целей и
смыслов сообщества, приобретается опыт развития отношений между
обучающимися, родителями (законными представителями), педагогами.
Детская и детско-взрослая общности в инклюзивном образовании
развиваются на принципах заботы, взаимоуважения и сотрудничества в
совместной деятельности. На уровне деятельностей: педагогическое
проектирование совместной деятельности в классе, в разновозрастных
группах, в малых группах детей, в детско-родительских группах
обеспечивает условия освоения доступных навыков, формирует опыт работы
в команде, развивает активность и ответственность каждого обучающегося в
социальной ситуации его развития. На уровне событий: проектирование
педагогами ритмов учебной работы, отдыха, праздников и общих дел с
учетом специфики социальной и культурной ситуации развития каждого
ребенка с ОВЗ обеспечивает возможность его участия в жизни класса,
школы, событиях группы, формирует личностный опыт, развивает

самооценку и уверенность в своих силах. Особыми задачами воспитания
обучающихся с ОВЗ являются: - налаживание эмоционально-положительного
взаимодействия детей с ОВЗ с окружающими для их успешной адаптации и
интеграции в школе; - формирование доброжелательного отношения к детям
с ОВЗ и их семьям со стороны всех участников образовательных отношений;
- построение воспитательной деятельности с учетом индивидуальных
особенностей каждого обучающегося с ОВЗ; - активное привлечение семьи и
ближайшего социального окружения к воспитанию обучающихся с ОВЗ; обеспечение психолого-педагогической поддержки семей обучающихся с
ОВЗ в развитии и содействие повышению уровня их педагогической,
психологической, медикосоциальной компетентности; - индивидуализация в
воспитательной работе с обучающимися с ОВЗ. Можно выделить следующие
уровни психолого-педагогического сопровождения: индивидуальное,
групповое, на уровне класса, на уровне образовательного организации.
Основными формами психолого-педагогического сопровождения являются: диагностика,
направленная
на
выявление
особенностей
статуса
обучающегося. Она может проводиться на этапе знакомства с ребенком,
после зачисления его в школу и в конце каждого учебного года; консультирование педагогов и родителей, которое осуществляется учителем
и психологом с учетом результатов диагностики, а также администрацией
образовательного организации; - профилактика, экспертиза, развивающая
работа, просвещение; - коррекционная работа, осуществляемая в течение
всего учебного времени. К основным направлениям психологопедагогического сопровождения можно отнести: - сохранение и укрепление
психологического здоровья; - мониторинг возможностей и способностей
обучающихся; - формирование у обучающихся понимания ценности здоровья
и безопасного образа жизни; - выявление и поддержку детей с особыми
образовательными потребностями и особыми возможностями здоровья; формирование коммуникативных навыков в разновозрастной среде и среде
сверстников; - поддержку детских объединений и ученического
самоуправления; - выявление и поддержку одаренных детей и детей с
ограниченными возможностями здоровья. Содержание программы
психолого-педагогического
сопровождения
определяют
следующие
принципы: — Соблюдение интересов ребёнка. Принцип определяет позицию
специалиста, который призван решать проблему ребёнка с максимальной
пользой и в интересах ребёнка. — Системность. Принцип обеспечивает
единство диагностики, коррекции и развития, т. е. системный подход к
анализу особенностей развития и коррекции нарушений детей с
ограниченными возможностями здоровья, а также всесторонний

многоуровневый подход специалистов различного профиля, взаимодействие
и согласованность их действий в решении проблем ребёнка; участие в
данном процессе всех участников образовательного процесса. —
Непрерывность. Принцип гарантирует ребёнку и его родителям (законным
представителям) непрерывность помощи до полного решения проблемы или
определения подхода к её решению. — Вариативность. Принцип
предполагает создание вариативных условий для получения образования
детьми, имеющими умеренно ограниченные возможности здоровья. — --Рекомендательный характер оказания помощи. Принцип обеспечивает
соблюдение гарантированных законодательством прав родителей (законных
представителей) детей с умеренно ограниченными возможностями здоровья
выбирать формы получения детьми образования, защищать законные права и
интересы детей.
Направления работы Программа коррекционной работы включает в
себя взаимосвязанные направления. Данные направления отражают её
основное
содержание:
—
диагностическая
работа
обеспечивает
своевременное выявление детей с ограниченными возможностями здоровья,
проведение их комплексного обследования и подготовку рекомендаций по
оказанию им психолого-медико-педагогической помощи в условиях
образовательного учреждения; — коррекционно-развивающая работа
обеспечивает своевременную специализированную помощь в освоении
содержания образования и коррекцию недостатков в физическом и (или)
психическом развитии детей с ограниченными возможностями здоровья в
условиях общеобразовательного учреждения; способствует формированию
универсальных учебных действий у обучающихся (личностных,
регулятивных, познавательных, коммуникативных); — консультативная
работа обеспечивает актуальность, системность и гибкость работы с детьми с
умеренно ограниченными возможностями здоровья и их семей по вопросам
реализации дифференцированных психолого-педагогических условий
обучения, воспитания, коррекции, развития и социализации обучающихся; —
информационно-просветительская работа по вопросам, связанным с
особенностями образовательного процесса для данной категории детей, со
всеми участниками образовательного процесса, их родителями (законными
представителями), педагогическими работниками.

3.4 Система поощрения социальной успешности и проявлений активной
жизненной позиции обучающихся

Система поощрения проявлений активной жизненной позиции и социальной
успешности обучающихся призвана способствовать формированию у
обучающихся
ориентации
на
активную
жизненную
позицию,
инициативность, максимально вовлекать их в совместную деятельность в
воспитательных целях. Система проявлений активной жизненной позиции и
поощрения социальной успешности обучающихся строится на принципах: публичности, открытости поощрений (информирование всех обучающихся о
награждении, проведение награждений в присутствии значительного числа
обучающихся); -соответствия артефактов и процедур награждения укладу
жизни школы, качеству воспитывающей среды, специфической символике,
выработанной и существующей в укладе школы; -прозрачности правил
поощрения (наличие положения о награждениях, неукоснительное
следование порядку, зафиксированному в этом документе, соблюдение
справедливости при выдвижении кандидатур);
-регулировании частоты награждений (недопущение избыточности в
поощрениях - недостаточно длительные периоды ожидания, чрезмерно
большие группы поощряемых и т.п.); —сочетании индивидуального и
коллективного поощрения (использование и индивидуальных наград, и
коллективных дает возможность стимулировать как индивидуальную, так и
коллективную активность обучающихся, преодолевать межличностные
противоречия между обучающимися, получившими награду и не
получившими ее); -привлечении к участию в системе поощрений на всех
стадиях родителей (законных представителей) обучающихся, представителей
родительского сообщества, самих обучающихся, их представителей (с учетом
наличия ученического самоуправления), сторонние организации, их
статусных представителей; -дифференцированности поощрений (наличие
уровней и типов наград позволяет продлить стимулирующее действие
системы поощрения). Формы поощрения проявлений активной жизненной
позиции обучающихся и социальной успешности: портфолио ученика,
портфолио класса, конкурсы «Ученик года», «Класс года».
3.5 Анализ воспитательного процесса
Анализ воспитательного процесса осуществляется в соответствии с
планируемыми результатами воспитания, личностными результатами
обучающихся на уровнях начального общего, основного общего, среднего
общего образования, установленных соответствующими ФГОС. Основным
методом анализа воспитательного процесса в школе является ежегодный
самоанализ воспитательной работы с целью выявления основных проблем и

последующего их решения, с привлечением (при необходимости) внешних
экспертов, специалистов. Планирование анализа воспитательного процесса и
результатов воспитания включается в календарный план воспитательной
работы. Основные принципы самоанализа воспитательной работы: -взаимное
уважение всех участников образовательных отношений; -приоритет анализа
сущностных сторон воспитания. Ориентирует на изучение, прежде всего, не
количественных, а качественных показателей, таких как сохранение уклада
школы, качество воспитывающей среды, содержание и разнообразие
деятельности, стиль общения, отношений между педагогами, обучающимися
и родителями (законными представителями); -развивающий характер
осуществляемого анализа. Ориентирует на использование результатов
анализа
для
совершенствования
воспитательной
деятельности
педагогических работников (знания и сохранения в работе цели и задач
воспитания, умелого планирования воспитательной работы, адекватного
подбора видов, форм и содержания совместной деятельности с
обучающимися, коллегами, социальными партнерами); -распределенная
ответственность за результаты личностного развития обучающихся.
Ориентирует на понимание того, что личностное развитие обучающихся - это
результат как организованного социального воспитания (в котором школа
участвует наряду с другими социальными институтами), так и их стихийной
социализации
и
саморазвития.
Основные
направления
анализа
воспитательного процесса: 1. Результаты воспитания, социализации и
саморазвития обучающихся. Критерием, на основе которого осуществляется
данный анализ, является динамика личностного развития обучающихся в
каждом классе.
Анализ проводится классными руководителями вместе с заместителем
директора по воспитанию и социализации с последующим обсуждением
результатов на совещании классных руководителей или педагогическом
совете. Способом получения информации о результатах воспитания,
социализации и саморазвития обучающихся является педагогическое
наблюдение. Внимание педагогических работников сосредотачивается на
вопросах: какие проблемы, затруднения в личностном развитии
обучающихся удалось решить за прошедший учебный год; какие проблемы ,
затруднения решить не удалось и почему; какие новые проблемы, трудности
появились, над чем предстоит работать педагогическому коллективу. 2.
Состояние организуемой совместной деятельности обучающихся и взрослых.
Критерием, на основе которого осуществляется данный анализ, является
наличие в школе интересной, событийно-насыщенной и личностно
развивающей совместной деятельности обучающихся и взрослых. Анализ

проводится заместителем
директора по воспитанию и социализации,
классными руководителями с привлечением актива родителей (законных
представителей) обучающихся, актива Совета старшеклассников. Способам и
получения информации о состоянии организуемой совместной деятельности
обучающихся и педагогических работников могут быть анкетирования и
беседы с обучающимися и их родителями (законными представителями),
педагогическими работниками, представителями Совета старшеклассников.
Результаты обсуждаются на совещаниях классных руководителей или
педагогическом совете. Внимание сосредотачивается на вопросах, связанных
с качеством: - проводимых общешкольных основных дел, мероприятий; деятельности классных руководителей и их классов; - реализации
воспитательного потенциала урочной деятельности; - организуемой
внеурочной деятельности обучающихся; - внешкольных мероприятий; создания и поддержки воспитывающей предметно-пространственной среды;
- взаимодействия с родительским сообществом ; - внешкольных
мероприятий; - деятельности ученического самоуправления; - деятельности
по профилактике и безопасности; - реализации потенциала социального
партнерства; - деятельности по профориентации обучающихся; - работы
школьных медиа; - работы школьного спортивного клуба. Итогом
самоанализа является перечень выявленных проблем, над решением которых
предстоит работать педагогическому коллективу. Итоги самоанализа
оформляются в виде отчета, составляемого заместителем директора по
воспитательной работе в конце учебного года, рассматриваются и
утверждаются педагогическим советом или иным коллегиальным органом
управления в школе.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».