Аннотация к рабочей программе по технологии основного общего образования Программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, с учётом примерной программы по предмету «Технология» и программы Технология : 5—8 (9) классы / Казакевич В.М., Пичугина Г.В., Семенова Г.Ю.. — М. : «Просвещение», 2018. Технологическое образование — это процесс приобщения учащихся к средствам, формам и методам реальной деятельности и развития ответственности за её результаты. Технологическое образование предусматривает организацию созидательной и преобразующей деятельности, направленной на удовлетворение потребностей самого человека, других людей и общества в целом. Поэтому объекты учебной деятельности должны подбираться с учётом видов потребностей, которые имеют для человекатруженика определённую иерархию значимости. В процессе изучения учащимися технологии, с учётом возрастной периодизации их развития, в целях общего образования должны решаться следующие задачи: · формирование инвариантных (метапредметных) и специальных трудовых знаний, умений и навыков, обучение учащихся функциональной грамотности обращения с распространёнными техническими средствами труда; · углублённое овладение способами созидательной деятельности и управлением техническими средствами труда по профилю или направлению профессионального труда; · расширение научного кругозора и закрепление в практической деятельности знаний и умений, полученных при изучении основ наук; · воспитание активной жизненной позиции, способности к конкурентной борьбе на рынке труда, готовности к самосовершенствованию и активной трудовой деятельности; · развитие творческих способностей, овладение началами предпринимательства на основе прикладных экономических знаний; · ознакомление с профессиями, представленными на рынке труда, профессиональное самоопределение. Современные требования социализации в обществе в ходе технологической подготовки ставят задачу обеспечить овладение обучающимися правилами эргономики и безопасного труда, способствовать экологическому и экономическому образованию и воспитанию, становлению культуры труда. Целью преподавания предмета «Технология» является практико-ориентированное общеобразовательное развитие учащихся: · прагматическое обоснование цели созидательной деятельности; · выбор видов и последовательности операций, гарантирующих получение запланированного результата (удовлетворение конкретной потребности) на основе использования знаний и умений о техносфере, общих и прикладных знаний по основам наук; · выбор соответствующего материально-технического обеспечения с учётом имеющихся материально-технических возможностей; · создание преобразования или эффективное использование потребительных стоимостей. В целом школьное технологическое образование придаёт формируемой у учащихся системе знаний необходимый практико-ориентированный преобразовательный аспект. Предметная область «Технология» является необходимым компонентом общего образования учащихся, предоставляя им возможность применять на практике знания основ различных наук. Это школьный учебный курс, в содержании которого отражаются общие принципы преобразующей деятельности человека и все аспекты материальной культуры. Он направлен на овладение учащимися навыками конкретной предметнопреобразующей (а не виртуальной) деятельности, создание новых ценностей, что, несомненно, соответствует потребностям развития общества. В рамках технологии происходит знакомство с миром профессий и ориентация школьников на работу в различных сферах общественного производства. Тем самым обеспечивается преемственность перехода учащихся от общего к профессиональному образованию и трудовой деятельности. Объектами изучения курса являются окружающая человека техносфера, её предназначение и влияние на преобразовательную деятельность человека. Предметом содержания курса являются дидактически отобранные законы, закономерности создания, развития и преобразования видов и форм проявления компонентов искусственной среды (техносферы), технологическая (инструментальная и процессуальная) сторона преобразовательной деятельности, направленной на создание продукта труда, удовлетворяющего конкретную потребность. Задачи технологического образования в общеобразовательных организациях: — ознакомить учащихся с законами и закономерностями, техникой и технологическими процессами доминирующих сфер созидательной и преобразовательной деятельности человека; — синергетически увязать в практической деятельности всё то, что учащиеся получили на уроках технологии и других предметов по предметно- преобразующей деятельности; — включить учащихся в созидательную или преобразовательную деятельность, обеспечивающую эффективность действий в различных сферах приложения усилий человека как члена семьи, коллектива, гражданина своего государства и представителя всего человеческого рода; — сформировать творчески активную личность, решающую постоянно усложняющиеся технические и технологические задачи. В основу методологии структурирования содержания учебного предмета «Технология» положен принцип блочно-модульного построения информации. Основная идея блочно-модульного построения содержания состоит в том, что целостный курс обучения строится из логически за- конченных, относительно независимых по содержательному выражению элементов — блоков. Каждый блок включает в себя тематические модули. Их совокупность за весь период обучения в школе позволяет познакомить учащегося с основными компонентами содержания. Содержание учебного предмета «Технология» строится по годам обучения концентрически. В основе такого построения лежит принцип усложнения и тематического расширения базовых компонентов, поэтому в основу соответствующей учебной программы закладывается ряд положений: — постепенное увеличение объёма технологических знаний, умений и навыков; — выполнение деятельности в разных областях; — постепенное усложнение требований, предъявляемых к решению проблемы (использование комплексного подхода, учёт большого количества воздействующих факторов и т. п.); — развитие умений работать в коллективе; — возможность акцентировать внимание на местных условиях; — формирование творческой личности, способной проектировать процесс и оценивать результаты своей деятельности. В соответствии с принципами проектирования содержания обучения технологии в системе общего образования можно выделить следующие базовые компоненты содержания обучения технологии: методы и средства творческой и проектной деятельности; производство; технология; техника; технологии получения, обработки, преобразования и использования конструкционных материалов; — технологии обработки текстильных материалов; — технологии обработки пищевых продуктов; — технологии получения, преобразования и использования энергии; — технологии получения, обработки и использования информации; — технологии растениеводства; — технологии животноводства; — социальные технологии. Данный компонентный состав позволяет охватить все основные сферы приложения технологий. Кроме того, он обеспечивает преемственность с существовавшим ранее содержанием обучения технологии по техническому, обслуживающему и сельскохозяйственному труду. Программа предусматривает широкое использование межпредметных связей: — — — — — — с алгеброй и геометрией при проведении расчётных операций и графических построений; с химией при изучении свойств конструкционных материалов, пищевых продуктов, сельскохозяйственных технологий; — с биологией при рассмотрении и анализе природных форм и конструкций как универсального источника инженерно-художественных идей для мастера, природы как источника сырья с учётом экологических проблем, деятельности человека как создателя материально-культурной среды обитания, при изучении сельскохозяйственных технологий; — с физикой при изучении механических характеристик материалов, устройства и принципов работы машин, механизмов приборов, видов со- временных энергетических технологий. При этом возможно проведение интегрированных занятий в рамках отдельных разделов. — На изучение технологии в основной школе выделяется 348 ч. в 5-8 классах по 70 ч (2 ч в неделю, 35 учебных недель в каждом классе) и в 9 классе 68 часов (2 часа в неделю, 34 учебные недели). Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)